Легкая умственная отсталость код мкб
Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.
Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.
Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.
При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.
Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:
- .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
- .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
- .8 Другое нарушение поведения
- .9 Без указаний на нарушение поведения
Умственная отсталость легкой степени
Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.
Включены:
- слабоумие
- умственная субнормальность умеренной степеньи
F71
Умственная отсталость умеренная
Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.
Включена: умственная субнормальность средней тяжести
F72
Умственная отсталость тяжелая
Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.
Включена: резко выраженная умственная субнормальность
F73
Умственная отсталость глубокая
Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.
Включена: глубокая умственная субнормальность
F78
Другие формы умственной отсталости
F79
Умственная отсталость неуточненная
Включены: умственная:
- недостаточность БДУ
- субнормальность БДУ
Источник
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Причины
- Диагностика
- Лечение
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
Название: F70 Умственная отсталость легкой степени.
Вид больной с гипотиреозом до (справа) и после (слева) лечения
Описание
Дебильность. Самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики. Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых качеств, безынициативность, легкая внушаемость. Наряду с проведением специфической, корригирующей и симптоматической терапии пациентам с дебильностью необходима социальная адаптация, правильное психологическое воспитание, специальное школьное и трудовое обучение.
Дополнительные факты
Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия. Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей. Она составляет около 75% всех случаев умственной отсталости. Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность».
Следует отличать дебильность от пограничной умственной отсталости (пограничного интеллекта), формирующегося в результате задержки психического развития ребенка, вызванной внешними факторами: неблагоприятными условиями жизни ребенка (например, грубым обращением с детьми или отсутствием заботы о них в семье), интеллектуальной депривацией, врожденными или приобретенными в раннем детстве физическими дефектами (например, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные возможности ребенка и препятствующими его корректному умственному развитию.
В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируют на легкую, средней тяжести и тяжелую. Как и другие варианты олигофрении, по преобладающим проявлениям дебильность подразделяют на атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую формы.
Социальная адаптация при дебильности.
Над проблемой социальной адаптации пациентов с дебильностью совместно работают специалисты в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии. Задача состоит не только в том, чтобы приспособить пациентов с дебильностью к самостоятельной жизни в обществе, но и уберечь их от вовлечения в преступные группировки, где их используют как послушных и легко управляемых исполнителей.
Чрезвычайно важным в социальной адаптации является правильная организация обучения, трудовой деятельности и быта пациентов с дебильностью. Дети должны проходить обучение в специализированных школах, где учебный процесс будет соответствовать их умственным возможностям. В дальнейшем они способны освоить несложную специальность и выполнять простую работу, не требующую быстрого переключения внимания, инициативности или самостоятельности. По некоторым данным при адекватном воспитании и обучении до 70% пациентов с дебильностью благополучно адаптируются в обществе, ведут трудовую деятельность и даже создают семьи.
Причины
Среди причин возникновения дебильности в первую очередь выделяют наследственные факторы (ферментопатии, эндокринопатии, микроцефалия) и различные неблагоприятные влияния на плод в период внутриутробного развития. К последним можно отнести инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуху, токсоплазмоз, корь, цитомегалию, сифилис); резус-конфликт, фетоплацентарную недостаточность, гипоксию плода; токсические воздействия на плод, при употреблении беременной наркотических веществ, алкоголя, табака, некоторых медикаментов.
Дебильность может возникнуть как следствие родовой травмы, асфиксии новорожденного, врожденной гидроцефалии, перенесенных в раннем детстве инфекционных поражений ЦНС (энцефалита, гнойного менингита, менингоэнцефалита) и тяжелых черепно-мозговых травм.
Диагностика
В большинстве случаев дебильность выявляется, когда ребенок начинает учиться в школе. Такой ребенок должен быть осмотрен неврологом, психологом и психиатром, при нарушениях речи — логопедом. Диагностировать дебильность помогает проведение психометрии, психологических тестов с сюжетными картинками и экспериментов по классификации изображений. В зависимости от степени дебильности IQ пациента может находиться в диапазоне от 69 до 40%.
В неврологическом статусе у страдающих дебильностью обычно не выявляются какие-либо патологические отклонения, в том числе и нарушения моторики. В большинстве случаев отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение мелких дифференцированных движений. Для более глубокой оценки состояния ЦНС имеющим дебильность пациентам проводится электроэнцефалография, эхоэнцефалография и реоэнцефалография, по показаниям — МРТ головного мозга.
Устанавливая диагноз «дебильность» ребенку, врач должен исключить наличие у него пограничной умственной отсталости, обусловленной задержкой нервно-психического развития на фоне нормального умственного потенциала. Кроме того, дебильность необходимо дифференцировать от снижения интеллекта, развивающего на фоне шизофрении и эпилепсии раннего детского возраста.
Лечение
Дети с диагнозом «дебильность» должны наблюдаться у психоневролога. Если дебильность развивается на фоне эндокринопатии, то дополнительно необходимо диспансерное наблюдение у эндокринолога. В тех случаях, когда можно установить и устранить причину, обусловившую дебильность, проводится специфическая терапия. При выявлении токсоплазмоза или врожденного сифилиса назначается соответствующее этиотропное лечение, при наличии ферментопатии необходимо соблюдение диеты, при эндокринопатии — гормональная терапия.
Симптоматическая терапия при дебильности может включать противосудорожные препараты, дегидратационные средства, общеукрепляющее лечение, ноотропы (гамма-аминомасляную к-ту, пирацетам), нейропротекторы и метаболиты (глутаминовую кислоту, витамины группы В), психотропные препараты. При повышенной утомляемости и астении показан прием психостимуляторов (амфетамина, пемолина), при чрезмерной эмоциональной возбудимости — хлордиазепоксид, хлорпромазин, галоперидол.
Наряду с медикаментозной терапией дети с дебильностью нуждаются в корригирующем лечении с применением педагогических, психологических и логопедических методик. Основная цель корригирующего лечения дебильности заключается в психологической поддержке, коррекции нарушений поведения и обучении, а для детей более старшего возраста — приобретении навыков и умений, необходимых для самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности. По показаниям при дебильности проводятся логопедические занятия по коррекции системного недоразвития речи, коррекции брадилалии, коррекции заикания и пр.
Основные медуслуги по стандартам лечения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник
Связанные заболевания и их лечение
Описания заболеваний
Национальные рекомендации по лечению
Стандарты мед. помощи
Содержание
- Описание
- Симптомы
- Причины
- Лечение
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
F70-F79 Умственная отсталость.
Описание
Умственная отсталость (малоумие, олигофрения; -греч. ὀλίγος — уникальный + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».
Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.
Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. De — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. Mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.
»Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.
Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.
Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».
Симптомы
Общие диагностические указания F7X. X:
* A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
* B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
* C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
* D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
* E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.
Указания на нарушения поведения:
*. 0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения.
*. 1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.
*. 8 — с другими нарушениями поведения.
*. 9 — без указания на нарушения поведения.
Классификация Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань, 2010):
*. 1 — Снижение интеллекта.
*. 2 — Общее системное недоразвитие речи.
*. 3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость).
*. 4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия).
*. 5 — Конкретность, некритичность мышления.
*. 6 — Малопродуктивность памяти.
*. 7 — Недоразвитие познавательных интересов.
*. 8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность).
Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.
Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.
Причины
* Генетические причины умственной отсталости;
* Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и ) природы;
* Значительная недоношенность.
* Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);
* Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы.
* Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.
* Умственная отсталость неясной этиологии.
Генетические причины умственной отсталости.
Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию. Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности. Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают:
* Хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации.
Трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна);
Частичная делеция короткого плеча хромосомы 4;
Микроделеция участка хромосомы 7q11,23 (синдром Вильямса) и.
* Дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом.
Синдром Ангельмана;
Синдром Прадера-Вилли.
* Дисфункция отдельных генов. Число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000. В их число входят, например, ген NLGN4, находящийся на хромосоме Х, мутации в котором обнаружены у некоторых пациентов, страдающих аутизмом; ген FMR1, сцепленный с хромосомой Х, дерегуляция экспрессии которого вызывает синдром хрупкой Х-хромосомы; ген MECP2, также находящийся на хромосоме Х, мутации в котором вызывают синдром Ретта у девочек.
Лечение
Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и ); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и ), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и.
Основные медуслуги по стандартам лечения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник