Лечение синдромом рассеянного внимания у детей

Лечение синдромом рассеянного внимания у детей thumbnail

В современном обществе синдром рассеянного внимания, к сожалению, чаще всего воспринимается лишь как результат невоспитанности и избалованности, а потому люди, им страдающие, вызывают осуждение. На самом деле это довольно серьезное расстройство нервной системы, чаще всего врожденное. Диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, являющийся одной из форм синдрома рассеянного внимания, – медики сегодня ставят примерно каждому пятому ребенку. Хотя число родителей, считающих, что у их чада СДВГ, гораздо больше. Что же такое на самом деле синдром рассеянного внимания у детей, как его распознать и что с этим делать?

Признаки синдрома рассеянного внимания

Впервые такой диагноз был поставлен еще в 1854 году. Сделал это немецкий врач Генрих Хоффман. Для этого состояния характерно нарушение умственной деятельности (в частности низкая концентрация внимания). Синдром рассеянного внимания у детей сопровождается также социальными проявлениями (малыш чрезвычайно активен, что мешает окружающим детям и педагогам, либо, наоборот, слишком замкнут, что также затрудняет процесс обучения). То есть чаще всего выявляют и диагностируют проблему в школьном возрасте. Хотя зачастую заподозрить ее наличие можно еще в первые годы жизни ребенка.

Какие признаки говорят о том, что у ребенка СДВГ? Их достаточно много, и комбинироваться у одного ребенка они могут по-разному. Среди основных симптомов выделяют следующие:

  • при выполнении какого-либо задания (как в школе, так и дома) ребенок не может надолго концентрировать внимание;
  • у него очень низкая самоорганизация, страдает самоконтроль;
  • налицо неусидчивость, ребенок постоянно крутится, отвлекается на посторонние предметы;
  • он не слушает говорящего, часто не понимает сказанного;
  • склонен к беспорядку в комнате, среди вещей, игрушек, на рабочем столе;
  • ему сложно соблюдать требования и правила;
  • он забывчив, что связано в данном случае с нарушением именно внимания, а не памяти;
  • практически никогда такой малыш не завершает начатого;
  • рассеян, постоянно что-то теряет или забывает, куда положил вещь;
  • непослушен, часто делает все назло, шумит;
  • характеризуется повышенной тревожностью;
  • ему сложно общаться с окружающими, часто случаются конфликты, непонимание, вызывающее поведение;
  • двигательная активность зачастую повышена, малышу сложно спокойно усидеть на месте, он постоянно дрыгает руками, ногами;
  • ребенок неаккуратен, неуклюж в движениях, небрежен, не обращает внимания на мелкие детали;
  • такой ребенок весьма разговорчив, но при этом ему сложно долго говорить на одну тему; в общении он навязчив, что зачастую трактуется как невоспитанность, перебивает собеседников, отвечает, не дослушав вопроса;
  • малыш нетерпелив, ему тяжело дождаться своей очереди, наступления какого-либо события, прихода транспорта и т. д.;
  • такому ребенку сложно учиться, при всех способностях он не может воспринимать информацию полноценно из-за повышенной отвлекаемости, даже если ему интересно;
  • стремится быть лидером, но не может завоевать авторитета среди сверстников;
  • зачастую имеет сложности с письмом.

Заметить признаки рассеянного внимания можно уже на первом году жизни малыша, когда он проявляет повышенную двигательную активность. При этом концентрация внимания на предметах или действиях очевидно ниже, чем должна быть в этом возрасте. В возрасте 3–4 лет у таких малышей часто отмечаются речевые нарушения.

Синдром рассеянного внимания не всегда имеет форму СДВГ. Довольно часто такие дети излишне спокойны и пассивны, но при этом недовольны окружающими и весьма своенравны.

Заметив у ребенка нарушения внимания, не спешите бежать к неврологу, причитая: «У нас, наверное, СДВГ». Зачастую проблемы с вниманием не связаны с диагнозом и обусловлены довольно банальными причинами, устранить которые несложно. Об этом –далее.

Почему страдает внимание?

Итак, прежде чем заподозрить у своего ребенка синдром рассеянного внимания, проанализируйте условия его жизни, питания, воспитания, режим активности. Зачастую нарушение внимания провоцируется внешними факторами либо вовсе бывает надумано родителями.

  • Внимание ребенка развивается с возрастом. Чем он младше, тем сложнее ему концентрироваться на чем-то долго. Возможно, родители просто чересчур требовательны к своему крохе. Можно проконсультироваться с доктором на предмет того, какова нормальная концентрация внимания у детей в конкретном возрасте.
  • Чрезмерная родительская опека приводит к тому, что малыш понимает: за него все могут сделать взрослые. Зачем напрягаться, тренируя какие-то навыки? Произвольное внимание в таком случае также не совершенствуется.
  • Витаминно-минеральный дисбаланс как результат неправильного питания или плохой экологии может привести не только к слабости или снижению иммунитета, но и к рассеянности.
  • Отсутствие установленного распорядка дня не только приводит к дисгармонии в работе нервной системы малыша, но и снижает успеваемость, влияя на концентрацию внимания.
  • Повышенные нагрузки (умственные, эмоциональные, физические) также часто являются причиной рассеянности.
  • Физиологические заболевания ослабляют организм. После них ребенку нужен восстановительный период, чтобы все органы и системы начали работать в нормальном режиме, в том числе пришло в норму внимание.
  • Рассеянность часто возникает в качестве защитной реакции на усталость, стресс, утомление, страх. Если ребенок ненавидит математику, то при одной мысли о решении задачки его внимание рассеивается.
  • Зачастую дети выказывают рассеянность, когда в процессе какой-то деятельности возникает более привлекательный для них фактор. Например, во время выполнения им домашних уроков пришли гости с подарками. Поэтому для сосредоточения детям нужна правильная обстановка и подходящее время.

Почему возникает заболевание?

Во всех этих случаях внимание детей приходит в норму, если нормализуются нарушенные условия. А когда есть смысл подозревать медицинский диагноз? Почему возникает синдром рассеянного внимания как заболевание? Единой причины здесь нет, но существует несколько факторов, способных спровоцировать его возникновение.

  • Наследственность. Особенности гена, отвечающего за поведение человека, могут стать причиной СДВГ.
  • Неблагоприятная экология. Этот фактор способен провоцировать самые разные заболевания. Синдром рассеянного внимания – одно из них.
  • Резус-конфликт во время беременности.
  • Сложная беременность, сопровождавшаяся заболеваниями матери, внутриутробными инфекциями, гипоксией плода.
  • Асфиксия, родовые травмы, длительные и трудные роды.
  • Негативные привычки матери (курение, алкоголь, наркотики).
  • Черепно-мозговая травма ребенка.
  • Заболевания, связанные с серьезным повышением температуры, которые кроха перенес на первых месяцах жизни.
  • Болезни органов ребенка (сердца, головного мозга).

Соответственно, основные меры профилактики синдрома рассеянного внимания связаны с состоянием женщины во время беременности. Ей необходимо полноценно питаться, отказаться от вредных привычек, принимать витаминные комплексы, по возможности обследоваться и пролечить существующие проблемы до наступления беременности. После рождения малыша мамочке важно беречь его от серьезных травм, заботиться о здоровье крохи.

Как лечить?

Сегодня широко распространен миф, что ребенок попросту перерастает такой диагноз годам к 12–13. На самом деле это справедливо лишь для половины детей. И если проблемой не заниматься, перспективы у взрослых не самые радужные. Статистически установлено, что они намного чаще других людей бросают учебу, попадают в аварии, получают травмы, не имеют друзей, становятся игроманами. Девочки намного чаще беременеют в раннем возрасте.

Взрослые с СДВГ не могут проявить себя на работе, поэтому часто ее меняют, имеют низкий социальный статус и весьма посредственный – материальный, склонны к употреблению наркотических и психотропных веществ. Для взрослого это становится причиной не только проблем в профессиональной и личной жизни, но и бесконечных визитов к психиатру.

Отсюда вывод: заниматься коррекцией рассеянного внимания в детском возрасте можно и нужно. Но как?

К таким детям необходим комплексный подход: подходящий режим дня и обучения, правильное воспитание (такие детки требуют гораздо большего внимания и любви родителей), тренинги с психологом, обеспечение полноценного питания, физической активности, достаточного отдыха, положительных эмоций. При необходимости (а она в подобных случаях возникает довольно редко) – медикаментозная терапия. Да, это сложно. Но при должном упорстве родителей у деток с синдромом рассеянного внимания есть все шансы нормализовать произвольное внимание, вырасти успешными, гармоничными личностями.

Что нужно делать?

Немалую часть работы будет проводить психолог, поэтому имеет смысл найти компетентного специалиста, авторитету которого родители будут полностью доверять. Однако и на них самих ложатся ответственные обязанности по коррекции нарушения внимания малыша.

Итак, что могут делать в таких случаях родители? Вот несколько полезных советов для них.

  1. Разработайте и соблюдайте режим дня (по крайней мере, его ключевые моменты: подъем, укладывание на ночь, прием пищи, время игр).
  2. Пусть у ребенка будут его бытовые обязанности, соответствующие возрасту. При этом не делайте вместо него то, с чем он моет справиться самостоятельно, не потакайте всем его прихотям и капризам. Он может убирать за собой со стола, мыть посуду, застилать свою кровать, убираться в комнате. Чаще просите его помогать вам в делах: полить цветы, покормить кота, налепить пирожков и т. д.
  3. Предоставляйте своему чаду больше самостоятельности. Давайте проявить себя, не опекайте чрезмерно. Принимайте с ним совместные решения, обсуждайте возникающие семейные вопросы, советуйтесь с ним.
  4. Не оставляйте его наедине с собственными проблемами, предлагайте помощь в их решении, но не решайте и не делайте ничего вместо него.
  5. Обязательно подберите для ребенка физическую нагрузку. Это может быть спортивная секция, не предусматривающая сильных стрессов вроде соревнований.
  6. За несколько часов до сна исключайте чрезмерные эмоциональные или физические нагрузки. Занятия в эти часы должны быть спокойными, способствовать расслаблению (рисование, чтение, настольные игры, лепка, конструирование).
  7. Играйте с ребенком вместе: стройте, лепите, раскрашивайте, постоянно мягкими обращениями возвращая внимание малыша к работе, если он отвлекается (посмотри, как получается, подай детальку, давай докрасим вот тут).
  8. Занимайтесь развивающими играми на повышение концентрации внимания (это могут быть специальные наборы карточек, мозаика, конструктор, пазлы). Такие игры могут быть и словесными: мама называет признаки предмета, а ребенок находит его среди окружающих вещей.
  9. Помогите школьнику понять сложный предмет: объясняйте, рассуждайте вместе с ним. При этом на время выполнения заданий уберите и выключите все, что может его отвлечь.
  10. Всегда хвалите малыша! Любое его достижение, даже самое малое, достойно вашей гордости. Единственное табу – не хвалите просто так, без основания.

Ну и самый последний совет: не требуйте от своего чада невозможного, давайте ему время на отдых и расслабление, любите и принимайте таким, каков он есть. Тогда хватит сил и терпения у вас, а результаты ребенка в повышении произвольного внимания будут намного выше.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник

Это расстройство часто путают с обычной невоспитанностью. Тем не менее, речь идёт о серьёзном диагнозе.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ ) — это неврологическое расстройство поведения, которое сам заболевший контролировать не может (это важно). Оно имеет три ключевых проявления. Или, в некоторых случаях, их совокупность:

  • Невнимательность. Ребёнку сложно сконцентрироваться на задаче. Ему не хватает настойчивости, чтобы продолжать начатое дольше пары минут. И эти проблемы не связаны с тем, что он «не слушается» или не понимает вопрос.
  • Гиперактивность. Ребёнок не может усидеть на месте, в том числе в тех ситуациях, где требуются спокойствие и тишина. Он подскакивает, вертится, стучит ногой, задаёт миллион вопросов, чешется, хихикает или просто очевидно нервничает.
  • Импульсивность. Это означает, что дети делают то, что им хочется, моментально, не задумываясь о последствиях. Например, другой ребёнок берёт их машинку в песочнице — бьют обидчика. Надо к карусели — бегут к ней, расталкивая плечами остальных. Интересно, с чем связан внешний вид окружающих — прямо и громко спрашивают: «А почему эта старая тётя такая толстая?»

Чаще всего СДВГ связывают только с гиперактивностью. Но это ошибка. Ребёнок может быть сдержанным и уравновешенным флегматиком. Просто крайне невнимательным.

Для постановки диагноза врачу достаточно, чтобы наблюдалось одно‑два из обозначенных выше проявлений заболевания. В этом случае СДВГ подразделяют на типы: преимущественно невнимательный и преимущественно гиперактивно‑импульсивный. Но у большинства детей все три проблемы присутствуют в комплексе — такой тип СДВГ называют комбинированным.

Как распознать СДВГ

Если вам кажется, что почти все дети время от времени демонстрируют подобное поведение, вам не кажется. Почти каждый человек в какой‑то момент своей жизни может вести себя как страдающий СДВГ. Именно поэтому существует мнение, будто этого расстройства не существует — мол, это выдумки, призванные скрыть плохое воспитание или, положим, низкий уровень интеллекта.

Но несмотря на спорность, СДВГ — вполне официальный медицинский диагноз. Международный классификатор болезней МКБ‑11 относит его к нейроонтогенетическим расстройствам — заболеваниям, при которых психика сбоит и выдаёт патологическую реакцию на поступающую извне сенсорную информацию.

И существуют вполне чёткие диагностические критерии, которые помогают распознать СДВГ.

1. Возраст

Симптомы СДВГ чаще всего впервые проявляются в возрасте 3–6 лет, но большинство случаев диагностируются между 6 и 12 годами.

Если вы подозреваете СДВГ у подростка, но при этом не уверены, были ли у него те же проблемы в дошкольном возрасте, скорее всего, речь идёт о каком‑то другом расстройстве. Или просто проблемах с поведением, не имеющих неврологической подоплёки.

2. Симптомы, которые длятся как минимум 6 месяцев

Для постановки диагноза требуется длительное — не менее полугода — наблюдение за поведением ребёнка. Причём не только в семье или привычной обстановке, но и в детском саду или школе.

Врач — педиатр, невролог, психолог, психиатр — должен подробно побеседовать с родителями и самим ребёнком. А также в идеале опросить других работающих с ним людей — воспитателей или учителей. Только это позволяет сложить цельную картинку.

3. Симптомы, которые повторяются и дома, и в детском саду или школе

При СДВГ ребёнок не может контролировать своё поведение. Поэтому симптоматика будет одинаковой — что в привычной среде, что в садике или школе.

Если ваш ребёнок, кажется, не может и секунды усидеть спокойно, разносит дом и изматывает вас бесконечными вопросами, но при этом в детском саду ведёт себя нормально, речь не о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

4. Симптомы, которые снижают качество жизни

О диагнозе можно говорить, если вы каждый день замечаете как минимум несколько из перечисленных ниже симптомов .

При СДВГ по невнимательному типу ребёнок:

  • Не способен долго (хотя бы 5 минут) удерживать внимание на чём‑то одном.
  • Легко отвлекается, моментально забывая, чем занимался только что.
  • Регулярно допускает элементарные ошибки: в примере «1 + 2» может забыть, что первой цифрой была единица, и вывести ответ 4. Или при чтении перескочить через строчку и даже не заметить этого.
  • Часто, отвлёкшись, не может выполнить простое задание, с которым легко справляются остальные дети.
  • Регулярно не слышит обращённую к нему речь родителя, воспитателя или учителя, потому что мыслями витает где‑то далеко.
  • Не может поддерживать порядок в вещах, даже когда на этом специально акцентируют его внимание.
  • Без конца теряет вещи — варежки, карандаши, книги, кошельки, ключи.
  • Собираясь куда‑то, всё время «копается» — не может быстро сложить необходимые принадлежности, даже если их совсем мало.

При СДВГ по гиперактивно‑импульсивному типу ребёнок:

  • Не может усидеть на месте дольше нескольких минут. В буквальном смысле: ёрзает, извивается, крутит кистями и стучит ногами.
  • Часто забывается и подскакивает с места в тех ситуациях, когда этого делать нельзя, например на уроке.
  • Проявляет бесцельную двигательную активность: прыгает, машет руками, куда‑то лезет или бежит.
  • Не умеет тихо и вдумчиво играть, например самостоятельно собирать конструктор.
  • Не умеет ждать своей очереди. Так, на вопрос учителя может отвечать, перебивая одноклассника, которому этот вопрос был адресован.
  • Бывает очень болтливым и зачастую совершенно бестактным.
  • Кажется, лишён чувства опасности, что может угрожать его жизни.

При комбинированном СДВГ симптомы могут сочетаться. И при любом типе они очевидно мешают ребёнку. Например, из‑за непоседливости или отсутствия концентрации он не может усвоить урок или выполнить задание. А из‑за бестактности или медлительности вызывает раздражение у окружающих.

Чем опасен СДВГ

Невнимательность, гиперактивность и импульсивность могут сохраняться и во взрослом возрасте. Это зачастую приводит к серьёзным психосоциальным проблемам :

  • плохой успеваемости и, как следствие, невозможности получить хорошее образование;
  • отсутствию друзей и поддержки;
  • насмешкам и связанным с ними психическим травмам;
  • низкой самооценке;
  • неспособности строить и соблюдать планы;
  • необязательности, что плохо влияет на карьеру и отношения внутри коллектива;
  • частым перепадам настроения;
  • горячности, склонности совершать необдуманные поступки;
  • постоянно высокому уровню стресса, что может привести к развитию других психических нарушений — например, тревожного расстройства или депрессии;
  • невозможности построить долговременные отношения, в том числе и семейные;
  • злоупотреблению алкоголем и наркотиками;
  • проблемам с выплатой долгов и законом.

Вывод: если диагноз СДВГ поставлен, заболевание необходимо корректировать.

Как лечить СДВГ

Для начала хорошие новости.

От 30 до 70% детей , у которых был диагностирован синдром, с возрастом его «перерастают».

У других же детей расстройство остаётся на всю жизнь. Вылечить его полностью не всегда представляется возможным . Однако существуют достаточно эффективные методы коррекции, которые позволяют уменьшить симптомы.

1. Психотерапия

В частности, речь идёт о поведенческой терапии. Квалифицированный психотерапевт поможет ребёнку справляться с эмоциями и разочарованиями, в игровой форме обучит социальным навыкам, например, дожидаться своей очереди и делиться, не даст просесть самооценке.

2. Работа в семье

Взаимоотношения в семье — ключевая часть успешной коррекции. Родителям крайне важно сделать всё, чтобы не повышать и без того высокий уровень стресса у ребёнка.

Не ругайте его за невнимательность, медлительность или непоседливость: при СДВГ дети объективно не в состоянии с этим справиться. Ваша задача — быть поддержкой, демонстрировать ребёнку, что его любят несмотря ни на что. Возможно, вам тоже потребуется психотерапия, которая научит контролировать собственные эмоции и подскажет, где черпать психологический ресурс, необходимый для общения.

Вот что могут сделать мама и папа:

  • Организовать домашнюю жизнь ребёнка. Старайтесь соблюдать жёсткий режим дня с чётко обозначенным временем подъёма, завтрака, сборов в сад или школу, купания, отхода ко сну. Также стоит составить расписание, которое будет напоминать ребёнку, что он должен делать в течение дня. Не забудьте разместить лист с расписанием где‑нибудь на видном месте — например, закрепить магнитом на дверце холодильника.
  • Скорректировать рацион. Исследования по поводу диет дали неоднозначные результаты. Но всё-таки есть основания предполагать, что некоторые продукты могут помочь мозгу справиться с расстройством. Добавьте в ежедневный рацион пищу с высоким содержанием белка — мясо, яйца, бобы, орехи. Постарайтесь заменить быстрые углеводы типа конфет и пирожных медленными — фруктами, цельнозерновым хлебом. Важный нюанс: перед сменой диеты стоит проконсультироваться на эту тему с наблюдающим ребёнка педиатром.
  • Ограничить время на просмотр телевизора и игры с гаджетами. Не более 2 часов в день!
  • Быть последовательными в своих действиях. Дети с СДВГ нуждаются в чётких и предсказуемых правилах, которые надо соблюдать.

3. Медикаментозная терапия

Наиболее часто в коррекции СДВГ применяются ноотропы (вещества, улучшающие работу мозга) и психостимуляторы (помогают контролировать поведение). Какой именно препарат нужен в вашем случае, может решать только врач.

Надо быть готовыми к тому, что выбранное лекарство может оказаться неэффективным, и тогда потребуется смена препарата.

Кроме того, необходимо сообщать медику о любых возникающих побочных эффектах, включая ухудшение аппетита или проблемы со сном. Это тоже показание для поиска другого лекарства.

Откуда берётся СДВГ

Точная причина развития расстройства не установлена. Но известно, что переизбыток сахара или чрезмерный просмотр телевизора не вызывают синдром дефицита внимания и гиперактивности. Несбалансированный рацион или увлечённость гаджетами могут усложнить коррекцию СДВГ. Но они не способны спровоцировать его развитие.

Учёным удалось выделить лишь ряд факторов , которые, похоже, играют роль в возникновении СДВГ.

1. Наследственность

Синдром распространяется в семьях, что позволяет связать его с генетикой. Установлено, что если у одного из родителей был СДВГ, ребёнок унаследует расстройство с вероятностью 50%. Если в семье уже есть старший брат или сестра с синдромом, риски младшего составляют 30%.

2. Преждевременные роды

Часто СДВГ диагностируют у детей, родившихся недоношенными или с низкой массой тела (менее 2 500 г).

3. Вредные привычки матери во время беременности

Риск СДВГ у ребёнка увеличивается, если мать, вынашивая плод, курила, употребляла алкоголь или наркотические вещества.

4. Повреждения лобной доли мозга

Например, при падениях. Лобная доля отвечает за контроль эмоций и поведения.

5. Воздействие токсинов в младенчестве

Речь о свинце или пестицидах. Вызванное ими отравление также способно спровоцировать развитие СДВГ.

Источник