Лечение синдрома дефицита внимания народными средствами
Терапевтическое лечение
При диагностировании СДВГ проводят комплексную терапию, которая заключается в коррекции поведения, социальной адаптации и лекарственном лечении.
Социализация
Лечение гиперактивного ребенка начинается с психологической коррекции:
- его обучают по отдельному плану;
- с ним работают психологи, дефектологи;
- контролируют режим дня (соразмеряют время полезной деятельности, отдыха и сна);
- развивают физическую активность (занятия в кружках и спортивных секциях идут на пользу активным детям, помогают им адаптироваться в обществе);
- дошкольный и школьный возраст – период, когда необходимо усиленно корректировать поведение детей, мягко указывать им на недостатки, задавать правильный вектор действиям и поступкам.
Такие дети испытывают дефицит внимания. Их необходимо вовлекать в полезные дела, давать деликатные оценки поступкам, поднимать им самооценку, менять виды деятельности, заниматься с ними в игровой форме.
Правильное воспитание – важная составляющая в коррекции гиперактивных детей. Родителям необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, поддерживать его в добрых делах, смягчать неадекватное поведение. Поощрение и похвала помогают детям самоутвердиться, поднять свою значимость для окружающих.
Ребенку надо разъяснять правила поведения в общественных местах, семье, на детской площадке. Нельзя отказывать ребенку в чем-либо без объяснения. Надо озвучивать причину запрета, предлагать альтернативу. За хорошее поведение ребенка следует вознаграждать: разрешить посмотреть любимые передачи, посидеть за компьютером, дать лакомство, устроить совместный поход или поездку.
Самое лучшее лечение гиперактивности с дефицитом внимания – психологическая коррекция без использования лекарственных препаратов. Но она возможна на ранних стадиях, когда возраст малыша не больше восьми лет.
Когда наступает школьный возраст, к первичным симптомам присоединяются вторичные. Социогенные проявления – серьезный недостаток в развитии детей. Он формируется на фоне конфликтов с ближним окружением, плохой успеваемости. Отягченную гиперактивность лечить без лекарств сложно.
Медикаментозная терапия
Если у ребенка случаются приступы агрессии, он становится опасным для окружающих и самого себя, используют методы психотерапии и лекарства. Скорректировать неадекватное поведение помогают аутогенные тренировки, сеансы психотерапии, которые проходят индивидуально, в группе, совместно с семьей.
Лечение проводят, используя следующие препараты:
- Медикаментозные средства, улучшающие мозговое кровообращение: Пирацетам, Фенибут, Энцефабол.
- Антидепрессанты – лекарства, улучшающие настроение, подавляющие депрессии и склонность к суициду, снимающие усталость.
- Глицин – препарат, налаживающий работу головного мозга.
- Поливитамины. Цинк, магний, кальций и витамины группы B необходимы для правильной работы нервной системы. Их уровень в организме гиперактивных детей часто понижен. Для восполнения этих веществ ребенку выписывают необходимый витаминно-минеральный комплекс.
Рецепты народной медицины
Ребенка лечат, используя одновременно народные средства и медикаменты. Применяют их по назначению врача.
Травы
Растительные экстракты успокаивают, улучшают сон, память и внимание, снимают тревожность.
Средства из трав готовят по таким рецептам:
- Успокоительное лекарство из дягиля. Кипятят 500 мл воды, опускают в жидкость 10 г корешков. Настаивают 6 часов, фильтруют. Поят малыша экстрактом трижды в день. Разовая доза – столовая ложка.
- Настой шишек хмеля успокаивает и налаживает пищеварение. В 300 мл кипятка кладут 2 столовые ложки травы, дают закипеть, убирают с огня. Спустя 30 минут фильтруют. Дают по 10 мл три раза в день.
- Микстура из зверобоя нормализует сон, благотворно влияет на внимание и память. В 250 мл кипятка кладут столовую ложку травы, томят 15 минут. После остывания фильтруют. Поят ребенка два раза в день, давая по 2 столовые ложки.
- Лечить детей помогает лаванда. Экстракт из нее успокаивает, снимает психоневрологические признаки: головные боли, головокружения. В 300 мл кипятка высыпают 10 г травы. Фильтруют через 30 минут. Настой дают утром после сна и на ночь. Рекомендованная разовая доза – столовая ложка.
- Сбор из плодов шиповника, мелиссы, ромашки, тысячелистника, мяты перечной, валерианы, зверобоя, дягиля и хмеля – эффективный народный способ лечения гиперактивных детей. Растения смешивают в равных количествах. Кипятят 300 мл воды, кладут в нее 20 г сбора. Через 30 минут фильтруют. Поят ребенка два раза в сутки, давая по столовой ложке средства.
- Сбор из мяты, мелиссы, лаванды, зверобоя, взятых по 10 г, и 30 г валерианы. В термос наливают 500 мл кипятка, кладут 30 г сбора. Фильтруют через пять часов. Пьют средство утром и на ночь. Разовая доза – полстакана.
Травяные ванны
Хорошо успокаивают, снимают нервное напряжение и усталость ванны с растительными экстрактами. Их используют для лечения гиперактивности в детском возрасте.
Готовят ванны следующим образом:
- Берут по 20 г ивовой коры и ягод можжевельника, 50 г корней аира. В кастрюлю наливают 3 л воды, высыпают траву, доводят до кипения, томят 15 минут. После остывания фильтруют, выливают в ванну.
- Хвойный экстракт для успокаивающей ванны. Кипятят 3 л воды, кладут в нее 50 г хвои. Спустя 20 минут фильтруют, выливают в ванну.
- Когда малыш плохо спит, помогают душица, мята, календула. В 3 л закипевшей воды кладут по 50 г соцветий. Фильтруют после остывания, выливают в ванну.
- Солевые ванны. В воду кладут 3 столовые ложки морской соли без химических добавок. Разрешено использовать соль с аромамаслами. Успокаивающее действие оказывает соль с лавандой и мятой. После купания ребенка ополаскивают чистой водичкой.
Ванны делают на ночь – это важная особенность принятия водных процедур. Они помогают расслабиться, быстро заснуть. Продолжительность купания 10-20 минут. Делают ванны через день на протяжении четырех недель. Их можно чередовать.
Гиперактивные дети – особенные, но это не значит, что они хуже остальных. Они нуждаются в повышенном внимании. Их надо принимать такими, как они есть, любить. Только лояльное отношение помогает справиться с проблемой: расшалились – мягко пожурите, добились результата – похвалите. Дети, чувствующие, что их понимают, быстрее справляются с недостатками.
Источник
Дэниэль Аменнейробиолог, нейропсихиатр, доктор медицины (США), основатель сети клиник, автор книг о здоровье мозга, телеведущий
Содержание:
- 7 советов для всех
- 6 типов СДВГ
Нейробиолог доктор Амен — один из крупнейших специалистов по синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Он научился выявлять это расстройство не только у детей, но и у взрослых и разработал систему диагностики и лечения СДВГ, которая прибегает к традиционным лекарствам лишь в последнюю очередь. Итак, что способно улучшить состояние ребенка или взрослого с СДВГ?
7 советов для всех
Ниже я буду говорить о шести различных типах СДВГ и о том, как важно знать свой тип, чтобы получить адекватную помощь. Однако существует ряд процедур, общих для всех пациентов с СДВГ, помимо предписаний врача.
- Принимайте мультивитамины. Они помогают в обучении и предотвращают хронические заболевания. Независимо от типа СДВГ у вас или вашего ребенка, рекомендую мультивитамины и минеральные добавки каждый день. Когда я учился в медицинской школе, профессор, который преподавал нам курс питания, говорил, что если бы люди питались сбалансированно, витаминные и минеральные добавки были бы им не нужны. Однако сбалансированный рацион — это нечто архаичное для многих наших семей, питающихся фастфудом. По своему опыту могу сказать, что семьи с СДВГ в особенности имеют проблемы с планированием и, как правило, едят вне дома. Защитите себя и своих детей, принимая мультивитамины и минеральные добавки.
- Дополните свой рацион жирными кислотами омега-3. Было выявлено, что страдающие СДВГ имеют недостаток омега-3 жирных кислот в крови. Особенно важны две из них — эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК). Обычно прием ЭЗПК очень помогает людям с СДВГ. Взрослым я рекомендую принимать 2000–4000 мг/сутки; детям 1000–2000 мг/сутки.
- Исключите кофеин и никотин. Они не дают заснуть и снижают эффективность других методов лечения.
- Регулярно занимайтесь физкультурой: хотя бы 45 минут 4 раза в неделю. Продолжительные, бодрые прогулки — как раз то, что нужно.
- Не больше получаса в день смотрите телевизор, играйте в видеоигры, пользуйтесь сотовым телефоном и другими электронными устройствами. Это может быть непросто, но даст заметный эффект.
- Относитесь к еде, как к лекарству, потому что она им и является. Большинству пациентов с СДВГ становится лучше, когда они придерживаются программы полезного для мозга питания. Работа с диетологом может дать серьезные результаты.
- Никогда не кричите на страдающих СДВГ. Нередко они ищут конфликта или возбуждения как средства стимуляции. Могут легко вывести вас из себя или заставить злиться. Не теряйте самообладания с ними. Если такой человек заставляет вас взорваться, его низкоэнергетическая лобная кора активизируется, и это ему неосознанно нравится. Никогда не позволяйте своему гневу стать чьим-то лекарством. Такая реакция вызывает привыкание у обеих сторон.
6 типов СДВГ
Эффективное лечение человека с СДВГ может изменить всю его жизнь. Тогда почему лекарственные препараты типа риталина помогают одним пациентам, но лишь усугубляют состояние других? Пока я не начал делать сканы ОЭКТ (однофотонной эмиссионной компьютерной томографи)и, я не знал причины этого. Из сканов я узнал, что СДВГ — это не какой-то один тип расстройства. Насчитывается по крайней мере 6 различных типов, и они требуют разного подхода к лечению.
Наши исследования свидетельствуют, что СДВГ затрагивает в первую очередь следующие области мозга:
- Кору лобных долей — она отвечает за концентрацию, устойчивость внимания, оценку происходящего, организацию, планирование и контроль импульсов.
- Переднюю поясную извилину — переключатель передач мозга.
- Височные доли, связанные с памятью и опытом.
- Базальные ганглии, которые производят и перерабатывают нейротрансмиттер дофамин, влияющий на лобную кору.
- Лимбическую систему, связанную с эмоциональным состоянием и настроением.
- Мозжечок, связанный с координацией движений и мыслей.
Тип 1: классический СДВГ. У пациентов наблюдаются основные симптомы СДВГ (непродолжительная устойчивость внимания, рассеянность, дезорганизация, прокрастинация и отсутствие перспективной оценки поведения), а также гиперактивность, нервозность и импульсивность. На ОЭКТ-сканах мы видим снижение активности лобной коры и мозжечка, особенно при концентрации. Этот тип, как правило, диагностируется на ранних этапах жизни.
В данном случае я использую биологически активные добавки, которые повышают уровень дофамина в мозге, такие как зеленый чай, L-тирозин и родиола розовая. Если они неэффективны, то могут понадобится стимулирующие препараты. Я также обнаружил, что может быть очень полезна диета с повышенным содержанием белка и ограничением простых углеводов.
Тип 2: невнимательный СДВГ. Пациенты демонстрируют основные симптомы СДВГ, но кроме этого у них наблюдаются упадок сил, пониженная мотивация, отстраненность и склонность зацикливаться на себе. На ОЭКТ-скане мы тоже видим снижение активности в лобной коре и мозжечке, особенно при концентрации.
Этот тип обычно диагностируют в более позднем возрасте. Он чаще встречается у девочек. Это тихие дети и взрослые, их считают ленивыми, немотивированными и не очень умными. Рекомендации для данного типа такие же, как для 1-го.
Тип 3: СДВГ с чрезмерной фиксацией. Для этих пациентов тоже характерны первичные симптомы СДВГ, но в сочетании с когнитивной негибкостью, проблемами с переключением внимания, склонностью зацикливаться на негативных мыслях и навязчивом поведении, потребностью в единообразии. Кроме того, имеется предрасположенность к беспокойству и обидчивости, и они, как правило, любят спорить и идти наперекор.
На ОЭКТ-сканах мы видим снижение активности в лобной коре при концентрации и повышенную активность передней поясной извилины, что приводит к зацикливанию на негативных мыслях и определенном поведении. Стимуляторы обычно лишь ухудшают состояние таких пациентов. Этот тип я часто начинаю лечить добавками, повышающими уровень серотонина и дофамина. Я рекомендую диету со сбалансированным сочетанием здоровых белков и «умных» углеводов.
Тип 4: СДВГ височных долей. Основные симптомы СДВГ у этих пациентов сочетаются со вспыльчивостью. Иногда они испытывают периоды тревоги, головные боли или боли в животе, предаются мрачным мыслям, имеют проблемы с памятью и трудности с чтением и подчас неправильно интерпретируют обращенные к ним замечания. В детстве у них нередко бывают травмы головы, или в их роду у кого-то из родственников наблюдались припадки ярости. На сканах ОЭКТ мы видим снижение активности лобной коры при концентрации и активности височных долей.
Стимуляторы обычно делают этих пациентов еще более раздражительными. Я, как правило, использую комбинацию стимулирующих добавок, чтобы помочь успокоить и стабилизировать настроение. Если у пациента есть проблемы с памятью или обучением, я назначаю ему БАДы, улучшающие память. Если необходимы лекарства, я назначаю комбинацию противосудорожных препаратов и стимуляторы, а также диету с более высоким содержанием белка.
Тип 5: лимбический СДВГ. Первичные симптомы СДВГ у этих пациентов сопровождаются хронической меланхолией и негативизмом в сочетании с упадком сил, низкой самооценкой, раздражительностью, социальной изоляцией, отсутствием аппетита и сна. На ОЭКТ-сканах мы видим снижение активности лобной коры в состоянии покоя и при концентрации и увеличение активности глубокой лимбической системы. Стимуляторы здесь тоже вызывают проблемы с обратной реакцией или симптомы депрессии.
Тип 6: СДВГ «Кольцо огня». Помимо основных симптомов СДВГ для этих пациентов характерны капризность, вспышки гнева, оппозиционные черты характера, отсутствие гибкости, поспешность мышления, чрезмерная болтливость и чувствительность к звукам и свету. Я называю этот тип «Кольцо огня», поскольку на сканах мозга людей с этим типом СДВГ видно характерное кольцо.
Источник
23 апреля 20181052,7 тыс.
В этих дискуссиях порой удивляет полярность и широта диапазона высказываемых суждений. Одни авторы видят в СДВГ чуть ли не знамение того, что человечество мутирует в сторону «детей-индиго», приписывая этому состоянию и этим детям всевозможные необычайные способности (время от времени такие разговоры возникали и возникают вокруг многих психоневрологических заболеваний). Другие специалисты, напротив, призывают помнить о бритве Оккама и не громоздить искусственные диагнозы там, где речь идет об обычной расхлябанности, лени, избалованности ребенка, а также о педагогической несостоятельности и беспомощности его родителей.
Отрицать существование проблемы, по-видимому, бессмысленно. Существует достаточно давно известный, распространенный по всему миру, четко очерченный и в деталях описанный синдром (т.е. повторяющийся, более-менее цельный, диагностически распознаваемый специалистами комплекс симптомов). Существует диагноз в Международной классификации болезней, отнесенный к нозологической рубрике гиперкинетических расстройств – состояний, которые характеризуются аномально высокой двигательной активностью, преимущественно апродуктивной.
Эпидемиологические данные разноречивы, что во многом связано с различиями в диагностических подходах, региональных тенденциях, характере выборок. В целом, оценки частоты встречаемости варьируют в интервале от 2% до 18% (в выборках детей школьного возраста). Для стран бывшего СССР, по всей видимости, этот показатель составляет примерно 7-9%. Среди детей с верифицированным диагнозом СДВГ достоверно преобладают мальчики, однако оценки этой гендерной диспропорции также расходятся (от 2:1 до 9:1 в различных источниках). Питаемые, в той или иной степени, почти всеми родителями надежды на то, что ребенок «перерастет» и все присущие СДВГ симптомы исчезнут бесследно, оправдываются не более чем в 30% катамнестических наблюдений; в остальных случаях та или иная резидуальная симптоматика сохраняется и в зрелом возрасте.
Причины
Ни у кого сегодня не вызывает сомнений тот факт, что СДВГ – это дисфункция центральной нервной системы, в частности, т.н. ретикулярной формации мозга. Многие специалисты говорят о нарушениях, в этом случае, секреции и циркуляции нейромедиаторов, об ослаблении контролирующих и регуляторных функций коры по отношению к подкорке. Предполагается, активно исследуется и в ряде публикаций подтверждается влияние наследственного фактора, причем не обязательно наследственность отягощена именно по СДВГ: у многих страдающих детей в семейном анамнезе обнаруживаются случаи тиков, обсессивных неврозов, синдрома де ла Туретта и т.п. Значимыми факторами риска являются вредоносные воздействия на этапе внутриутробного развития – активное или пассивное курение матери, употребление ею алкоголя, экологические вредности, бытовая химия. Возможно, определенную роль могут сыграть и семейно-воспитательные факторы, состав и обстановка в семье, степень согласия в педагогических установках родителей, их отношение к ребенку.
Однозначных ответов на сегодняшний день нет (что служит дополнительным аргументом для противников диагноза как такового). Синдром дефицита внимания и гиперактивности пока остается, по большому счету, этиопатогенетически неясной аномалией или, скорее, все же патологией ЦНС.
Симптоматика
СДВГ относится к тем диагнозам, которые, в принципе, самой формулировкой исчерпывающе отражают клиническую картину. Типичными симптомами считаются выраженная неустойчивость произвольной концентрации внимания (ребенок постоянно отвлекается, сосредоточиться на чем-либо может лишь на несколько минут или десятков секунд, спонтанно переключается с одного вида деятельности на другой, и т.п.), усваивает информацию с трудом, после многократных повторений и ненадолго; обнаруживает выраженную суетливость, неусидчивость, порывистость в движениях, общее ускорение темпа моторики при недостаточной ее целенаправленности и результативности. В абсолютном большинстве случаев все это неизбежно сказывается на школьной успеваемости (первыми диагностами, кто поднимает тревогу и стремится привлечь к проблеме внимание родителей, – что, впрочем, удается не всегда, – выступают именно школьные учителя), а также на самооценке ребенка, его отношениях с родителями и общем семейном микроклимате.
В некоторых случаях синдром проявляется преимущественно гиперкинетическими нарушениями, в других – когнитивными, но чаще всего встречается смешанная форма. Интеллект, если ограниченно понимать его как врожденный набор способностей, обычно не страдает, однако возможны задержки развития в силу сниженной обучаемости.
Диагностика
Диагностика СДВГ представляет собой весьма и весьма сложную проблему. Разработаны целые системы критериев, причем необходимые признаки должны иметь место в определенных минимальных сочетаниях и степени выраженности, прежде чем правомерно будет устанавливать официальный нозологический диагноз. Так, симптоматика должна присутствовать и отмечаться еще в дошкольном возрасте; проявляться и в школе, и дома; не быть заведомо связанной с другими, более общими заболеваниями (эндокринными, неврологическими, психическими) и мн. др. Назначается тщательное многостороннее обследование с применением инструментальных, лабораторных и обязательно психодиагностических методов. Диагноз выносится, как правило, консилиумом или комиссионно.
Лечение
Поскольку этиопатогенез неясен, в различных регионах и странах мира реализуются самые разные подходы к лечению СДВГ. Практически везде первоочередная роль отводится психокоррекции, психологическим тренингам, санации системы внутрисемейных отношений, мотивов, экспектаций (которые должны соответствовать индивидуальным, а не критериально-возрастным возможностям) и т.п. Применяются нейропротекторы, стимуляторы (как это ни парадоксально, они зачастую оказываются эффективнее других средств, что указывает на церебрастеническую основу СДВГ), корректоры мозговой трофики и кровообращения; иногда показаны также антидепрессанты. Однако любой психоактивный препарат ребенку назначается с предельной осторожностью, в минимально-необходимых дозах и только при наличии абсолютных показаний.
Прогноз является, фактически, столь же неопределенным, как и многие другие аспекты СДВГ. В большинстве случаев заболевание продолжает оказывать негативное влияние и в зрелой жизни.
Источник