Курсовая работа синдром профессионального выгорания

Симптомы и факторы, причины и проявления профессионального выгорания. Меры его предупреждения. Психологические основы профилактики перенапряжения. Причины, последствия и преодоление стресса. Истощение эмоционально-энергетических ресурсов организма.

  • Профессиональное выгорание менеджера как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса. Истощение эмоционально-энергических и личностных ресурсов как следствие психологического выгорания. Профилактика выгорания и психологическая помощь «выгоревшим».

    контрольная работа, добавлен 06.08.2013

  • Общая характеристика синдрома, развивающегося на фоне хронического стресса и ведущего к истощению эмоционально-энергетических, а также личностных ресурсов работающего человека. Знакомство с основными стадиями профессионального выгорания, анализ мифов.

    презентация, добавлен 09.04.2015

  • Синдром профессионального выгорания. Физиологические основы и виды стресса. Развитие синдрома, его симптоматика. Особенности синдрома выгорания у психологов. Преодоление выгорания на межличностном и организационном уровнях, проведение психотерапии.

    реферат, добавлен 18.01.2013

  • Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.

    курсовая работа, добавлен 26.06.2013

  • Основные подходы к проблеме профилактики «выгорания». Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 17.05.2014

  • Понятие о синдроме профессионального выгорания. Синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека, его симптомы, профилактика и методика диагностирования.

    курсовая работа, добавлен 04.03.2009

  • История появления и понятие термина «синдром сгорания личности». Работники группы риска профессионального «выгорания». Причины, психофизические и социально-психологические симптомы проявления «синдрома сгорания». Советы для преодоления «выгорания».

    реферат, добавлен 25.07.2010

  • Проявления индивидуальности педагога. Симптомы эмоционального выгорания современного учителя. Экспериментальное исследование влияния профессионального выгорания на индивидуальны стиль деятельности учителей-предметников. Рекомендации по его профилактике.

    дипломная работа, добавлен 29.06.2011

  • Феномен «профессионального выгорания». Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания. Факторы риска и последствия профессионального «выгорания» у торговых агентов. Профилактика и психологическая помощь.

    дипломная работа, добавлен 16.04.2014

  • Сущность и содержание профессионального выгорания, существующие в данной сфере концепции, этапы их формирования и развития, меры по его профилактике в зависимости и степени. Эмоциональное истощение и его изучение в качестве основного компонента синдрома.

    реферат, добавлен 04.10.2014

  • Источник

    Симптомы и факторы, причины и проявления профессионального выгорания. Меры его предупреждения. Психологические основы профилактики перенапряжения. Причины, последствия и преодоление стресса. Истощение эмоционально-энергетических ресурсов организма.

  • Понятие синдрома «профессиональное выгорание», основные подходы к его определению. Исследование факторов, детерминирующих возникновение профессионального выгорания у педагогов. Взаимосвязь профессионального выгорания и типа саморегуляции деятельности.

    курсовая работа, добавлен 24.08.2011

  • Основные факторы развития симптома профессионального выгорания — своеобразного профессионального стресса, который связан с чрезмерным общением. Анализ внешней и внутренней среды НУДО «ГБК», мероприятия по предотвращению профессионального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 16.12.2015

  • Основные причины и симптомы синдрома профессионального выгорания. Проявление синдрома профессионального выгорания у медицинских работников, влияние специфики деятельности на формирование симптомов. Мероприятия по профилактике и методы саморегуляции.

    дипломная работа, добавлен 08.02.2013

  • Понятие о синдроме профессионального выгорания, его основные признаки и симптомы. Методика тестирования продавцов-консультантов ОАО «МегаФон Ритейл» г. Владивосток. Анализ теста на профессиональное выгорание по В.В. Бойко, проведенного среди продавцов.

    курсовая работа, добавлен 02.12.2012

  • Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 04.10.2012

  • Определение, причины возникновения стресса, его стадии и возможные последствия. Психологические и поведенческие симптомы стресса. Причины возникновения стресса на работе. Несколько советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

    Читайте также:  Элементы синдрома ранней реполяризация желудочков

    курсовая работа, добавлен 03.06.2009

  • Понятие феномена «эмоциональное выгорание», проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях. Индивидуальные различия в педагогическом труде, типичные стили деятельности учителей. Симптомы и профилактика профессионального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 13.11.2009

  • Феномен профессионального выгорания в современной психологии. Диагностика личностных особенностей медработников. Взаимосвязь психологических особенностей личности и проявлений профессионального выгорания у медицинских работников хирургии и кардиологии.

    дипломная работа, добавлен 08.04.2015

  • Анализ идеи Г. Селье об адаптационных ресурсах стресса, тезисы классической теории. Основные направления стресса: экологический, транзактный и регуляторный. Причины возникновения информационных стрессов. Особенности профессионального стресса менеджеров.

    дипломная работа, добавлен 16.06.2012

  • Понятие об эмоциях и эмоциональных состояниях. Причины возникновения отрицательных эмоций. Эмоциональный стресс: комплексный процесс, включающий физиологические и психологические компоненты. Стадии стресса, причины его возникновения и меры профилактики.

    курсовая работа, добавлен 13.02.2010

  • Источник

    Симптомы и факторы, причины и проявления профессионального выгорания. Меры его предупреждения. Психологические основы профилактики перенапряжения. Причины, последствия и преодоление стресса. Истощение эмоционально-энергетических ресурсов организма.

    Подобные документы

    • Понятие и виды стресса. Физические, социальные и семейные стрессоры. Основные стадии стресса: тревога, сопротивление и истощение. Его симптомы и последствия. Методы борьбы со стрессом. Напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

      презентация, добавлен 02.03.2015

    • Синдром эмоционального выгорания как реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности: основные особенности, причины возникновения. Общая характеристика стадий эмоционального выгорания.

      презентация, добавлен 02.05.2013

    • Эмоциональное выгорание как негативный эффект в развитии личности. Профессиональное развитие личности, его негативные эффекты. Проявление синдрома эмоционального выгорания у предпринимателей. Психологические особенности предпринимательской деятельности.

      курсовая работа, добавлен 24.12.2014

    • Роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса. Три этапа в развитии стресса: тревога (фазы шока и противошока), резистентность и истощение. Основные причины возникновения стрессовых ситуаций.

      реферат, добавлен 19.11.2014

    • Факторы, способствующие возникновению негативных последствий работы, связанной с общением с людьми. Выявление уровня эмоционального выгорания и личностной тревожности. Факторы и причины, способствующие формированию симптомов эмоционального выгорания.

      практическая работа, добавлен 10.03.2010

    • История развития представлений о явлении стресса. Понятие общего адаптационного синдрома. Описание реакции тревоги, стадий сопротивления и истощения. Виды стрессоров (кратковременные, продолжительные и хронические) и факторы влияющие на развитие стресса.

      методичка, добавлен 24.12.2013

    • История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

      курсовая работа, добавлен 10.10.2014

    • Психическое выгорание как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Главные причины и предпосылки, а также основные этапы развития данного процесса. Предупреждение и профилактика.

      презентация, добавлен 19.05.2015

    • Общая характеристика профессионального стресса, первичные и вторичные последствия. Фазы синдрома выгорания по М. Буриш. Формирование фазы резистенции. Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений, личностной отстраненности (деперсонализации).

      контрольная работа, добавлен 21.01.2012

    • Определение понятия «синдром эмоционального выгорания» и особенностей его проявления. Факторы, влияющие на развитие профессиональной деформации врача. Модели и стадии эмоционального выгорания. Методы профилактики и лечения профессиональной деформации.

      презентация, добавлен 02.03.2013

    • главная
    • рубрики
    • по алфавиту
    • вернуться в начало страницы
    • вернуться к подобным работам

    Источник

    Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ è îñíîâíûå ñèìïòîìû ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ðàáîòíèêè, ñîñòàâëÿþùèå ãðóïïó ðèñêà. Ìåòîäèêà îïðåäåëåíèÿ, ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåõíè÷åñêèå ïåðåðûâû, óïðàâëåíèå ñòðåññîì è ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Читайте также:  Как лечить гидроцефальный синдром у ребенка

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    ïðîôåññèîíàëüíûé âûãîðàíèå ñòðåññ

     ïîñëåäíèå ãîäû â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ, âñå ÷àùå ãîâîðÿò íå òîëüêî î ïðîôåññèîíàëüíîì ñòðåññå, íî è î ñèíäðîìå ïðîôåññèîíàëüíîãî ñãîðàíèÿ èëè âûãîðàíèÿ ðàáîòíèêîâ (äàëåå áóäåò ïðèìåíÿòüñÿ òåðìèí «ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå» êàê íàèáîëåå àäåêâàòíûé).  ýòîì è çàêëþ÷àåòñÿ àêòóàëüíîñòü çàäàííîé òåìû.

    Ïîíÿòèå «ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå» âïåðâûå áûëî ââåäåíî â îáîðîò àìåðèêàíñêèì ïñèõîëîãîì Ôðåéäåíáåðãîì è îáîçíà÷àëî ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ëþäåé, èíòåíñèâíî è òåñíî îáùàþùèõñÿ ñ äðóãèìè. Èçíà÷àëüíî â ýòó ãðóïïó ïîïàëè ñïåöèàëèñòû, ðàáîòàþùèå â êðèçèñíûõ öåíòðàõ è ïñèõèàòðè÷åñêèõ êëèíèêàõ. À ïîçæå â ýòó æå ãðóïïó îáúåäèíèëè âñåõ, êòî ïî ðîäó ñâîåé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïîñòîÿííî îáùàåòñÿ ñ ëþäüìè. Ïîíÿòèå «ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» (îò àíãëèéñêîãî burn out — âûãîðàòü, «îòðèöàòåëüíîå âîçäåéñòâèå ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè íà ëè÷íîñòü â ñôåðå ÷åëîâåê-÷åëîâåê») çàêðåïèëîñü êàê îïðåäåëåííûå èçìåíåíèÿ â ïîâåäåíèè è ñîñòîÿíèè ÷åëîâåêà.

    Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå âíóòðåííåãî íàêàïëèâàíèÿ îòðèöàòåëüíûõ ýìîöèé áåç «ðàçðÿäêè» èëè «îñâîáîæäåíèÿ» îò íèõ. Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå âåäåò ê èñòîùåíèþ ýìîöèîíàëüíî-ýíåðãè÷åñêèõ è ëè÷íîñòíûõ ðåñóðñîâ ÷åëîâåêà.

    Ïîíÿòèå, ââåä¸ííîå â ïñèõîëîãèþ àìåðèêàíñêèì ïñèõèàòðîì Ãåðáåðòî Ôðåéäåíáåðãåðîì â 1974 ãîäó.

    Ñèíäðîì ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ýòî ñèíäðîì, ðàçâèâàþùèéñÿ íà ôîíå õðîíè÷åñêîãî ñòðåññà è âåäóùèé ê èñòîùåíèþ ýìîöèîíàëüíî-ýíåðãè÷åñêèõ è ëè÷íîñòíûõ ðåñóðñîâ ðàáîòàþùåãî ÷åëîâåêà. Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå âíóòðåííåãî íàêàïëèâàíèÿ îòðèöàòåëüíûõ ýìîöèé áåç ñîîòâåòñòâóþùåé «ðàçðÿäêè» èëè «îñâîáîæäåíèÿ» îò íèõ.

    · Ôèçè÷åñêèå ñèìïòîìû: óñòàëîñòü, ôèçè÷åñêîå óòîìëåíèå, èñòîùåíèå, íåäîñòàòî÷íûé ñîí, áåññîííèöà, çàòðóäíåííîå äûõàíèå, òîøíîòà, ãîëîâîêðóæåíèå, äðîæàíèå (òðåìîð), àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòîíèÿ, áîëåçíè ñåðäöà, àðèòìèè è ò.ä.

    · Ýìîöèîíàëüíûå ñèìïòîìû: íåäîñòàòîê ýìîöèé, ïåññèìèçì, öèíèçì è ÷åðñòâîñòü â ðàáîòå è ëè÷íîé æèçíè, áåçðàçëè÷èå, óñòàëîñòü, îùóùåíèå áåñïîìîùíîñòè è áåçíàäåæíîñòè, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, àãðåññèâíîñòü, òðåâîæíîñòü, íåñïîñîáíîñòü ñîñðåäîòî÷èòüñÿ, ïîòåðÿ èäåàëîâ è íàäåæä èëè ïðîôåññèîíàëüíûõ ïåðñïåêòèâ. ×åëîâåê ñòàðàåòñÿ ïîáûòü â îäèíî÷åñòâå ïîñëå ðàáîòû, ëþáûå ìåëî÷è áóêâàëüíî âûâîäÿò èç ñåáÿ.

    · Ïîâåäåí÷åñêèå ñèìïòîìû: âî âðåìÿ ðàáî÷åãî äíÿ ïîÿâëÿåòñÿ æåëàíèå ïðåðâàòüñÿ è îòäîõíóòü, íàðàñòàåò áåçðàçëè÷èå ê åäå, à òàê æå çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì, òàáàêîì, óñïîêîèòåëüíûìè ñðåäñòâàìè è àíòèäåïðåññàíòàìè.

    · Èíòåëëåêòóàëüíîå ñîñòîÿíèå: óìåíüøåíèå èíòåðåñîâ ê íîâîââåäåíèÿì â ðàáîòå, óâåëè÷åíèå ñêóêè, òîñêè, àïàòèè, ôîðìàëüíîå âûïîëíåíèå ðàáîòû.

    · Ñîöèàëüíûå ñèìïòîìû: îòñóòñòâèå ýíåðãèè äëÿ ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè, óìåíüøåíèå èíòåðåñà ê äîñóãó, îãðàíè÷åíèå êîíòàêòîâ, óìåíüøåíèå âçàèìîîòíîøåíèé ñ äðóãèìè ëþäüìè, êàê äîìà, òàê è íà ðàáîòå, îùóùåíèå èçîëÿöèè, íåäîñòàòêà ïîääåðæêè ñî ñòîðîíû ñåìüè, äåòåé êîëëåã è ò.ä.

    Ïåðâàÿ ãðóïïà

    Ñîòðóäíèêè, êîòîðûå ïî ðîäó ñëóæáû âûíóæäåíû ìíîãî è èíòåíñèâíî îáùàòüñÿ ñ ðàçëè÷íûìè ëþäüìè, çíàêîìûìè è íåçíàêîìûìè. Ýòî:

    · ðóêîâîäèòåëè, þðèñòû

    · ñîöèàëüíûå ðàáîòíèêè

    · ìåíåäæåðû ïî ðàáîòå ñ êëèåíòàìè (ïðîäàæàì)

    · ïðåïîäàâàòåëè è ò.ï.

    Âòîðàÿ ãðóïïà

    Îñîáåííî áûñòðî «âûãîðàþò» ñîòðóäíèêè, èìåþùèå èíòðîâåðòèðîâàííûé õàðàêòåð, èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè, êîòîðûõ íå ñîãëàñóþòñÿ ñ ïðîôåññèîíàëüíûìè òðåáîâàíèÿìè êîììóíèêàòèâíûõ ïðîôåññèé. Îíè íå èìåþò èçáûòêà æèçíåííîé ýíåðãèè, õàðàêòåðèçóþòñÿ ñêðîìíîñòüþ è çàñòåí÷èâîñòüþ, ñêëîííû ê çàìêíóòîñòè è êîíöåíòðàöèè íà ïðåäìåòå ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Èìåííî îíè ñïîñîáíû íàêàïëèâàòü ýìîöèîíàëüíûé äèñêîìôîðò.

    Òðåòüÿ ãðóïïà

    Ëþäè, èñïûòûâàþùèå ïîñòîÿííûé âíóòðèëè÷íîñòíûé êîíôëèêò, â ñâÿçè ñ ðàáîòîé.

    ×åòâåðòàÿ ãðóïïà

    Ýòî — æåíùèíû, ïåðåæèâàþùèå âíóòðåííåå ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó ðàáîòîé è ñåìüåé, à òàêæå ïðåññèíã â ñâÿçè ñ íåîáõîäèìîñòüþ ïîñòîÿííî äîêàçûâàòü ñâîè ïðîôåññèîíàëüíûå âîçìîæíîñòè â óñëîâèÿõ æåñòêîé êîíêóðåíöèè ñ ìóæ÷èíàìè.

    Ïÿòàÿ ãðóïïà

    Ðàáîòíèêè, ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü êîòîðûõ ïðîõîäèò â óñëîâèÿõ îñòðîé íåñòàáèëüíîñòè è õðîíè÷åñêîãî ñòðàõà ïîòåðè ðàáî÷åãî ìåñòà. Òàêæå ðàáîòíèêè, çàíèìàþùèå íà ðûíêå òðóäà ïîçèöèþ âíåøíèõ êîíñóëüòàíòîâ, âûíóæäåííûõ ñàìîñòîÿòåëüíî èñêàòü ñåáå ðàáîòó.

    1. Èñïîëüçîâàòü «òåõíè÷åñêèå ïåðåðûâû» — ýòî íåîáõîäèìî äëÿ ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî áëàãîïîëó÷èÿ. Åñëè åñòü âîçìîæíîñòü ïåðåêëþ÷èòüñÿ íà äðóãèå èíòåðåñû âî âðåìÿ ðàáî÷åãî äíÿ, òî äåëàéòå.

    Читайте также:  Синдром дауна на узи 30 недель

    2. Îñâîèòü ïóòè óïðàâëåíèÿ ñòðåññîì, îáó÷èòüñÿ ïðèåìàì ñàìîðåãóëÿöèè â ñòðåññîâûõ ñèòóàöèÿõ (ñèñòåìû ëè÷íîñòíîãî ðîñòà è ñàìîðàçâèòèÿ ôàêòè÷åñêè íàïðàâëåíû íà òî, ÷òîáû ñäåëàòü ÷åëîâåêà áîëåå óñòîé÷èâûì ê ñòðåññîâûì ñèòóàöèÿì, íàó÷èòü åãî íàõîäèòü áûñòðî ýôôåêòèâíûå âûõîäû â ýêñòðåìàëüíûõ è ñëîæíûõ ñèòóàöèÿõ).

    3. Ïîâûøàòü êâàëèôèêàöèþ, ñîçäàâàòü óñëîâèÿ äëÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ è ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèÿ. Îäíèì èç ýôôåêòèâíûõ ñïîñîáîâ ïðîôèëàêòèêè ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ÿâëÿåòñÿ îáìåí èíôîðìàöèåé ñ ïðåäñòàâèòåëÿìè äðóãèõ, ÷òî äàåò áîëåå øèðîêîå îùóùåíèå è ïîíèìàíèå ìèðà (ñèñòåìû ëè÷íîñòíîãî ðîñòà ïðåäïîëàãàþò ðàçâèòèå íå òîëüêî â ïðîôåññèîíàëüíîì ïëàíå, íî ðàçâèòèå ëè÷íîñòè â öåëîì, ðàçâèâàÿ êðóãîçîð, à òàêæå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà êàê ëè÷íîñòè è èíäèâèäóàëüíîå ëè÷íîñòíîå ñàìîâîñïðèÿòèå è ñàìîóâàæåíèå).

    4. Ñîêðàùàòü íåíóæíóþ êîíêóðåíöèþ â êîëëåêòèâå, îñîáåííî ñðåäè ñîòðóäíèêîâ, íåïîñðåäñòâåííî ðàáîòàþùèõ â êîìàíäå (èçáàâëåíèå îò ÷óâñòâà ñîáñòâåííîé âàæíîñòè è ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî âñå ëþäè ðàâíû, è íåò íèêîãî ëó÷øå êîãî ëèáî, èëè õóæå êîãî ëèáî).

    5. Ïîääåðæèâàòü õîðîøóþ ôèçè÷åñêóþ ôîðìó. Ýòî çíà÷èò ïðèäåðæèâàòüñÿ ïðàâèë çäîðîâîãî îòäûõà è ñáàëàíñèðîâàííîãî ïèòàíèÿ, çàíèìàòüñÿ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè, íå çëîóïîòðåáëÿòü àëêîãîëåì è äðóãèìè ýíåðãåòè÷åñêèìè ñòèìóëÿòîðàìè.

    6. Êðîìå òîãî, â öåëÿõ íàïðàâëåííîé ïðîôèëàêòèêè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, êàæäûé äîëæåí ðàññ÷èòûâàòü è îáäóìàííî ðàñïðåäåëÿòü ñâîè íàãðóçêè, ó÷èòüñÿ ïåðåêëþ÷àòüñÿ ñ îäíîãî âèäà äåÿòåëüíîñòè íà äðóãîé. Ïðîùå îòíîñèòüñÿ ê êîíôëèêòàì íà ðàáîòå è â áûòó. Íå ïûòàòüñÿ áûòü ëó÷øèì âñåãäà è âî âñåì (âàøà öåëü äîëæíà áûòü òîëüêî âàøåé, à íå êàê ôàêò äîêàçàòåëüñòâà âàøåãî ïðåâîñõîäñòâà íàä êåì ëèáî).

    7. Î÷åíü âàæíî òî, ÷òî äëÿ áîëüøåé ýôôåêòèâíîñòè íåîáõîäèìî, ÷òî áû óâëå÷åíèÿ è çàíÿòèÿ âíå ðàáîòû íîñèëè ñèñòåìíûé õàðàêòåð. Ñèñòåìíîñòü äàåò ÷óâñòâî ñòàáèëüíîñòè è óâåðåííîñòè, èìåííî ýòî ïîìîãàåò ïðåîäîëåòü ñòðåññ.

    Èçó÷åíèå ñèíäðîìà ïðîâîäèòñÿ ïî ïðåäëîæåííîé Ìàñëà÷ ìåòîäèêå: Maslach Burnout Inventory (MBI). Îïðîñíèê âûãîðàíèÿ. Àâòîð. Maslach, Jackson (1984). Ñòðóêòóðà. Ìåòîäèêà âêëþ÷àåò â ñåáÿ 4 ñóáøêàëû: ýìîöèîíàëüíàÿ èñòîùåííîñòü, ëè÷íîñòíîå ñàìîîñóùåñòâëåíèå, äåïåðñîíàëèçàöèÿ, óùåðáíîñòü, êàê ñëåäñòâèå çàíÿòèÿ àëüòðóèñòè÷åñêèìè ïðîôåññèÿìè. Ñîñòîèò èç 25 ïóíêòîâ.

    Ïîìèìî MBI â ðîññèéñêîé ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê Âèêòîðà Âàñèëüåâè÷à Áîéêî. Äëÿ òåñòèðîâàíèÿ è ñàìîòåñòèðîâàíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ðàçíûõ ïðîôåññèé èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê ïî ïðîôåññèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ Å. Ï. Èëüèíà.

    Ñèíäðîì ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíûé, ìíîãîïëàíîâûé êîíñòðóêò, ñîñòîÿùèé èç öåëîãî ðÿäà íåãàòèâíûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïåðåæèâàíèé, âûçâàííûõ äëèòåëüíûìè è èíòåíñèâíûìè ìåæëè÷íîñòíûìè êîììóíèêàöèÿìè, ýìîöèîíàëüíî íàñûùåííûìè èëè êîãíèòèâíî ñëîæíûìè. Òàêèì îáðàçîì, ñèíäðîì âûãîðàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îòâåòíóþ ðåàêöèþ íà ïðîäîëæèòåëüíûå ñòðåññû, âîçíèêàþùèå â ïðîöåññå ìåæëè÷íîñòíûõ êîììóíèêàöèé, è ÿð÷å âñåãî äàííûé ñèíäðîì ïðîÿâëÿåòñÿ ó ïðåäñòàâèòåëåé ïðîôåññèé, îòíîñÿùèõñÿ ê ñèñòåìå «÷åëîâåê — ÷åëîâåê».

    Ïîëíîñòüþ èñêëþ÷èòü â ðàáîòå ïðîôåññèîíàëüíûé ñòðåññ è ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ ñêîðåå âñåãî íåâîçìîæíî. Íî âïîëíå âîçìîæíî ñóùåñòâåííî óìåíüøèòü èõ ðàçðóøèòåëüíîå âëèÿíèå íà çäîðîâüå ðàáîòàþùèõ ëþäåé.

    ×òî äåëàòü? Íå ñìåøèâàòü ïðîôåññèîíàëüíûå ïðîáëåìû ñ ëè÷íûìè, ðàáîòàòü íà ðàáîòå, à îòäûõàòü äîìà, ó÷èòüñÿ ñíèìàòü ñòðåññ è áûñòðî ïåðåñòðàèâàòüñÿ. Íî óíèâåðñàëüíîãî ðåöåïòà, êàê óáåðå÷üñÿ îò ñèíäðîìà ñãîðàíèÿ, íåò è áûòü íå ìîæåò, ïîñêîëüêó ïðîòåêàíèå ïðîöåññà è ñïîñîáû âûõîäà èç ñîçäàâøåãîñÿ ïîëîæåíèÿ çàâèñÿò ïðåæäå âñåãî îò ñòðóêòóðû è ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ëè÷íîñòè.

    Âàæíîé îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîé ëþäåé, óñòîé÷èâûõ ê ïðîôåññèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ, ÿâëÿåòñÿ èõ ñïîñîáíîñòü ôîðìèðîâàòü è ïîääåðæèâàòü â ñåáå ïîçèòèâíûå, îïòèìèñòè÷íûå óñòàíîâêè è öåííîñòè, êàê â îòíîøåíèè ñàìèõ ñåáÿ, òàê è äðóãèõ ëþäåé è æèçíè âîîáùå.

    1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

    2. https://dorogaserdca.com/articles/aspirin-ot-stressa.html

    3. https://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200601609

    4. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=472649#1

    5. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00048084_0.html

    6. https://www.eduevents.ru/articles/567

    7. https://psihotesti.ru/gloss/tag/maslach_burnout_inventory_(mbi)/

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник