Курсовая работа синдром дефицита внимания и гиперактивности

2

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

студентки 5 курса гуманитарного факультета

Учебная дисциплина: «Коррекционная педагогика»

Тема: « СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ»

«Защищен»____________

«Оценка»___________

Одесса-2008г.

ПЛАН

Введение

1. Понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. Его признаки и формы проявления

2. Портрет ребенка с синдромом гиперактивности и дефицитом

внимания. Возрастные аспекты проявления

3. Психолого-педагогическая помощь детям с синдромом гиперактивного расстройства с дефицитом внимания

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Иногда среди детей разного возраста встречаются дети с психопатическими формами поведения. Психопатия характеризуется неравномерным (дисгармоничным ) развитием отдельных функций и систем.

У психопатических детей при полноценном умственном развитии наблюдается недоразвитие и своеобразные изменения в эмоциональной сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно привязаны к кому-нибудь из близких (чаще к матери), но равнодушны к остальным членам семьи. Другие дети наоборот эмоционально холодны, не имеют привязанностей, замкнуты. В некоторых случаях наблюдается эгоцентризм, подчеркнутое самоутверждение. Одной из форм психопатии является синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Данная форма психопатии и является предметом рассмотрения нашей работы.

1. Понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. Его признаки и формы проявления

Гиперактивное расстройство и дефицит внимания — это состояние, которое служит причиной постоянного невнимания, гиперактивности, импульсивности. Указанное расстройство начинается в детстве, но может развиться в период взрослости.

С медицинской точки зрения гиперактивное расстройство с дефицитом внимания было впервые описано в 1902г., когда американск5ий педиатр Стилл опубликовал текст лекций, в которых охарактеризовал это расстройство как «патологию моральной сферы со склонностью к разрушающему поведению».

Позднее в 30-60гг. ХХ века такие нарушения в поведении стали описывать как минимальное органическое поражение мозга или минимальную мозговую дисфункцию. Уже тогда предусматривалось, что возможные нарушения в работе мозга, приводят к изменению в поведении и расстройств во внимании.

Существовало мнение, что данное расстройство исчезает само, даже если его не лечить, после 12 лет, однако это не так. То, что раньше считали расстройством личности у взрослых и подростков, или особыми проявлениями характера, выявилось как продолжение гиперактивного расстройства с дефицитом внимания.

Основными признаками данного расстройства являются:

— неспособность сосредоточиться на деталях;

— ошибки из-за невнимательности;

— неспособность доводить дело до конца;

— низкие организаторские способности;

— негативное отношение к заданиям, которые требуют мысленного напряжения;

— отвлекание на посторонние раздражители;

— забывчивость;

— ребенок суетливый, не может сидеть спокойно, двигается, бегает;

— схватывается с места без разрешения взрослых;

— вмешивается в разговор взрослых и занятия других детей;

— не может играть в тихие игры и отдыхать;

— выкрикивает ответ, не дослушав вопроса;

— не может дождаться своей очереди;

— переживает психологический дискомфорт и дезадаптацию;

— имеет сопутствующие расстройства.

Среди дополнительных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, называют: нарушения координации тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации; эмоциональные нарушения (неуравновешенность, запальчивость, нетерпимость к неудачам); нарушения взаимоотношений с окружающими вследствие «плохого поведения»; нарушение сна.

3.Психолого-педагогическая помощь детям с синдромом гиперактивного расстройства с дефицитом внимания

Гиперактивным детям часто ставят диагноз — минимальная мозговая дисфункция. Это остаточные явления органического поражения головного мозга, возникшего, например, при тяжелом токсикозе или при резус-конфликте, когда ребенок еще находился в утробе матери, или во время родов. Задаваться вопросом в кого он такой? И кто виноват? Бесполезно, наследственность здесь ни при чем, и винить никого не стоит. Лучше сплотиться вокруг малыша и сделать все, чтобы исправить его поведение.

Как же вести себя с гиперактивным ребенком? Самый оптимальный вариант — когда родители безоговорочно принимают своего малыша, беззаветно любят его, но проявляют при этом ласковую строгость.

Прежде всего надо понимать, что такой ребенок болен. Но классический образ больного прямо противоположен — ребенок лежит в постели, он вял и пассивен. Этот стереотип настолько прочно внедрен в наше сознание, что мы не можем от него отрешиться и не видим в поведении гиперактивного ребенка болезнь и предъявляем к нему те же требования, что и к здоровому.

Ребенку с таким заболеванием необходимо максимально упорядочить жизнь. Как никому другому ему нужно строго соблюдать режим дня. Здесь родители должны проявить твердость и решимость. Полезно вывесить на стенке подробный распорядок дня и апеллировать к нему, как к данности. На многих дошкольников это действует мобилизующе. При этом следует делать поправку на то, что гиперактивный ребенок не может, например, немедленно прекратить игру, его надо предупредить заранее. Вообще таким детям приходится это напоминать неоднократно. Это их особенность, с которой нужно считаться.

Особо возбудимому ребенку необходимо тщательно дозировать впечатления. Избыток впечатлений, даже приятных и ярких, для него тоже вреден.

Важно научиться ловить момент, когда гиперактивный ребенок начинает перевозбуждаться. Поймав такой момент необходимо отвлечь ребенка. Детей 4-5 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог на постороннюю тему. Следует задавать ребенку простые вопросы, требующие простых ответов.

Работая с гиперактивными детьми, нужно обращать особое внимание на обучение не счету и письму, а осмыслению происходящего, учить думать, правильно интерпретировать свои действия, мысли и чувства, а также чувства других людей. Для этого очень хорошо подходит домашний кукольный театр — ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные адекватные модели поведения. В кукольных сценках можно проигрывать самые разнообразные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки по ходу действия должны усложняться, становиться более разнообразными, обрастать сказочными или фантастическими подробностями.

Детский сад гиперактивным детям противопоказан. Лучше даже не пробовать, чтобы не наносить ребенку душевную травму. Ему вообще нельзя общаться с большим количеством детей. Домой можно приглашать одного, максимум двух детей и держать игры под контролем, чтобы вовремя вмешаться и не дать разгореться конфликту.

Обучая и развивая ребенка, его нужно обязательно заинтересовать самим процессом. Его интересы очень нестойкие и в силу своих особенностей он не может долго удерживать внимание на одном деле. Поэтому необходимо чередовать виды деятельности, привносить в процесс что-то новое, подкрепляя интерес ребенка разными способами.

Читайте также:  Анализ ребенка с синдромом дауна

Поскольку у всех гиперактивных детей очень рассеянное внимание, нужно постараться, чтобы во время занятий их ни чего не отвлекало. Американский врач Д. Рэншоу советует при работе с такими детьми оставлять письменный стол совсем пустым и ставить его у однотонной стены, а также избегать при оформлении детской комнаты или детского уголка ярких красок и сложных орнаментов. Школьники должны готовить уроки в полной тишине, а малышам не следует давать сразу много игрушек.

С гиперактивными детьми нужно быть очень внимательными и в мягкой форме объяснять обычные нормы поведения.

Частая ошибка родителей и педагогов заключается в том, что от гиперактивного ребенка требуют одновременно сосредоточенности, усидчивости и внимания, т.е. возлагают на него триединую задачу, с которой не каждый взрослый в состоянии справиться. А ведь именно эти качества у детей в дефиците.

Гораздо полезнее тренировать каждое качество в отдельности, т.е., например, развивая усидчивость, нельзя требовать активного внимания. И наоборот, когда ребенок учится быть внимательным, нельзя загружать его интеллектуально.

И конечно, гиперактивным детям надо давать возможность выплеснуть свою энергию. Надо приобщать их к разным видам спорта, учить танцевать, плавать. При этом их не следует записывать в секции, где тренеры ориентированы на достижение результатов и добиваются жесткой дисциплины. Для детей это будет чрезмерной нагрузкой, вредной для здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гиперактивное расстройство и дефицит внимания — минимальное органическое поражение мозга. Это психическое заболевание, которое часто случается в детском возрасте. Оно проявляется в постоянном невнимании, гиперактивности и импульсивности. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но оставление гиперактивного расстройства без внимания, в будущем может создать для ребенка значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников.-Ростов н/Д: Феникс, 2004.-352с.

2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях.-М.: ИЗД. Института Психотерапии, 2001.-96с.

3. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания //Дефектология.-1999.-№1.-С.31-36.

4. Калініна Ю. Гіперактивний розлад та дефіцит уваги //Психолог.-2006.-№39.-С.26-32.

5.Славина Л.С. Трудные дети /Под ред. В.Э. Чудновского.-М.: Педагогика, 1998.-234с.

6. Шишова Т. Гиперактивный ребенок //Будь здоров.-2005.-№12.-С.72-76.

Источник

Îñîáåííîñòè ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ – ïñèõîëîãè÷åñêîãî íåâðîëîãè÷åñêîãî, ïîâåäåí÷åñêî–âîçðàñòíîãî ðàññòðîéñòâà, êîòîðîå ðàññòðàèâàåò ìåõàíèçìû, íåñóùèå îòâåòñòâåííîñòü çà äèàïàçîí âíèìàíèÿ. Àíàëèç îñíîâíûõ ïðîÿâëåíèé: èìïóëüñèâíîñòü, ãèïåðàêòèâíîñòü.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

 ïîñëåäíåå âðåìÿ â äåòñêèõ ñàäàõ è øêîëàõ âñå ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ íåâíèìàòåëüíûå, íåîðãàíèçîâàííûå, íåïîñåäëèâûå, âíóòðåííå áåñïîêîéíûå äåòè.

Ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ — ýòî íåâðîëîãè÷åñêîå, ïîâåäåí÷åñêî — âîçðàñòíîå ðàññòðîéñòâî, êîòîðîå ðàññòðàèâàåò ìåõàíèçìû, íåñóùèå îòâåòñòâåííîñòü çà äèàïàçîí âíèìàíèÿ, óìåíèå ñêîíöåíòðèðîâàòüñÿ, êîíòðîëü íàä ïîáóæäåíèÿìè.

Ðàññòðîéñòâî îïðåäåëÿåòñÿ êàê âîçðàñòíîå, ïîñêîëüêó îáíàðóæèâàåòñÿ â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå (äî ñåìè ëåò) è õàðàêòåðèçóåòñÿ èçìåíåíèÿìè â òå÷åíèå æèçíè, îò ðàííåãî äåòñêîãî âîçðàñòà äî çðåëîñòè.

Ãëàâíûå ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ — íàðóøåíèÿ âíèìàíèÿ (äåôèöèò âíèìàíèÿ), ïðèçíàêè èìïóëüñèâíîñòè è ãèïåðàêòèâíîñòè. Åñëè ñèìïòîìû ãèïåðàêòèâíîñòè, êàê ïðàâèëî, óìåíüøàþòñÿ ñàìè ïî ñåáå ïî ìåðå âçðîñëåíèÿ ðåáåíêà, òî íàðóøåíèÿ âíèìàíèÿ ñëóæàò áëàãîïðèÿòíîé ïî÷âîé äëÿ íåâðîçîâ, ñîöèàëüíîé äåçàäàïòàöèè.

Ê íàðóøåíèÿì âíèìàíèÿ îòíîñÿòñÿ, â ÷àñòíîñòè, íåëåãêîñòü åãî óäåðæàíèÿ (íåñîáðàííîñòü), óìåíüøåíèå èçáèðàòåëüíîñòè âíèìàíèÿ, âûðàæåííàÿ îòâëåêàåìîñòü ñ íåóñèä÷èâîñòüþ, ÷àñòûå ïåðåêëþ÷åíèÿ ñ îäíîãî äåëà íà äðóãîå, çàáûâ÷èâîñòü.

Ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ âïåðâûå áûë îïèñàí â 1902 ãîäó, à ïåðâûé îò÷åò î ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè ïñèõîñòèìóëèðóþùèìè ïðåïàðàòàìè ïîÿâèëñÿ â 1937 ãîäó. Ïåðâîíà÷àëüíî, èç-çà ÿðêî âûðàæåííûõ íåâðîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ, íàðóøåíèå ïîëó÷èëî íàçâàíèå ìèíèìàëüíîå ìîçãîâîå ïîâðåæäåíèå.  äàëüíåéøåì â ïîíÿòèå «ìèíèìàëüíîå ìîçãîâîå ïîâðåæäåíèå» áûëè âêëþ÷åíû è íàðóøåíèÿ îáó÷åíèÿ (òðóäíîñòè è ñïåöèôè÷åñêèå íàðóøåíèÿ â îáó÷åíèè íàâûêàì ïèñüìà, ÷òåíèÿ, ñ÷åòà; íàðóøåíèÿ ïåðöåïöèè è ðå÷è). Âïîñëåäñòâèè ñòàòè÷åñêàÿ ìîäåëü ìèíèìàëüíîãî ìîçãîâîãî ïîâðåæäåíèÿ óñòóïèëà ìåñòî áîëåå äèíàìè÷íîé è áîëåå ãèáêîé ìîäåëè ìèíèìàëüíîé ìîçãîâîé äèñôóíêöèè.

Ñ 1980 ãîäà íàçâàíèå ñèíäðîìà áàçèðóåòñÿ íà ìåæäóíàðîäíîé ïñèõèàòðè÷åñêîé êëàññèôèêàöèè. Âûäåëÿþò òðè òèïà ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ: 1) ñìåøàííûé òèï (ãèïåðàêòèâíîñòü â ñî÷åòàíèè ñ íàðóøåíèÿìè âíèìàíèÿ, ýòî ñàìàÿ ðàñïðîñòðàíåííàÿ ôîðìà ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ); 2) íåâíèìàòåëüíûé òèï (ïðåâàëèðóþò íàðóøåíèÿ âíèìàíèÿ, ýòîò òèï íàèáîëåå ñëîæíûé äëÿ äèàãíîñòèêè); 3)ãèïåðàêòèâíûé òèï (äîìèíèðóåò ãèïåðàêòèâíîñòü, ýòî íàèáîëåå ðåäêàÿ ôîðìà ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ).

Äëÿ ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé òàêæå õàðàêòåðíà áîëòîâíÿ, óêàçûâàþùàÿ íà íåäîñòàòîê ðàçâèòèÿ âíóòðåííåé ðå÷è, êîòîðàÿ äîëæíà êîíòðîëèðîâàòü ñîöèàëüíîå ïîâåäåíèå. Âìåñòå ñ òåì ãèïåðàêòèâíûå äåòè ÷àñòî îáëàäàþò íåîðäèíàðíûìè ñïîñîáíîñòÿìè â ðàçíûõ îáëàñòÿõ, ñìûøëåíû è ïðîÿâëÿþò àêòèâíûé èíòåðåñ ê îêðóæàþùåìó.

Àìåðèêàíñêèå ïñèõîëîãè Ï. Áåéêåð è Ì. Àëâîðä ïðåäëîæèëè ñâîþ ñõåìó âûÿâëåíèÿ ãèïåðàêòèâíîñòè ó ðåáåíêà.

Âûÿâëåíèå äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè:

1. ðåáåíîê ïîñòîÿííî åðçàåò, âñå âðåìÿ â äâèæåíèè, äàæå åñëè óñòàë;

2. îí ïðîÿâëÿåò ïðèçíàêè âíóòðåííåãî áåñïîêîéñòâà, áàðàáàíèò ïàëüöàìè, ñòó÷èò íîãàìè, äâèãàåòñÿ â êðåñëå, áåãàåò;

3. âñå âðåìÿ îòáåãàåò, ñòàðàåòñÿ êóäà-íèáóäü çàëåçòü, çàáðàòüñÿ;

4. ñïèò íàìíîãî ìåíüøå, ÷åì äðóãèå äåòè;

5. î÷åíü ãîâîðëèâ.

Âûÿâëåíèå äåôèöèòà âíèìàíèÿ:

1. ðåáåíîê íå ñëóøàåò, êîãäà ê íåìó îáðàùàþòñÿ (ñìîòðèò ïîâåðõ ãîëîâû áëóæäàþùèì âçãëÿäîì, áåç ôîêóñèðîâêè ñëóøàíèÿ);

2. ñ ýíòóçèàçìîì áåðåòñÿ çà çàäàíèå, íî íå çàêàí÷èâàåò åãî;

3. èñïûòûâàåò òðóäíîñòè â îðãàíèçàöèè;

4. òðóäíî óäåðæèâàåò âíèìàíèå, íåïîñëåäîâàòåëåí â äåéñòâèÿõ è ðàçìûøëåíèÿõ;

5. ëåãêî îòâëåêàåòñÿ íà ïîñòîðîííèå ñòèìóëû;

6. ÷àñòî òåðÿåò âåùè è çàáûâàåò èõ;

7. èçáåãàåò ñêó÷íûõ èëè òðåáóþùèõ óìñòâåííûõ óñèëèé çàäàíèé.

Âûÿâëåíèå èìïóëüñèâíîñòè:

1. ðåáåíîê íå ñïîñîáåí äîæäàòüñÿ ñâîåé î÷åðåäè, ÷àñòî âìåøèâàåòñÿ â ðàçãîâîðû, ïåðåáèâàåò ñîáåñåäíèêà;

2. ÷àñòî íà÷èíàåò îòâå÷àòü, íåäîñëóøàâ âîïðîñà;

3. ïëîõî ñîñðåäîòî÷èâàåò âíèìàíèå íà êàêîì-ëèáî äåëå;

4. íå ìîæåò äîæäàòüñÿ âîçíàãðàæäåíèÿ, åñëè ìåæäó äåéñòâèåì è âîçíàãðàæäåíèåì åñòü ïàóçà;

5. ïîâåäåíèå ñëàáî óïðàâëÿåòñÿ ïðàâèëàìè, ðåáåíîê íå ìîæåò ðåãóëèðîâàòü è êîíòðîëèðîâàòü ñâîè äåéñòâèÿ;

6. ïðè âûïîëíåíèè çàäàíèé íåîäèíàêîâî âåäåò ñåáÿ, òî ñïîêîåí, òî èìïóëüñèâåí;

7. óñïåâàåìîñòü ïî ðàçíûì ïðåäìåòàì ÷àñòî íåðàâíîìåðíà, ïðè ýòîì åãî èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå ìîæåò áûòü âûñîêèì.

Читайте также:  Девочка с синдромом дауна танцует зумбу

Åñëè ó ðåáåíêà ïîñòîÿííî íàáëþäàåòñÿ áîëåå øåñòè ïðèçíàêîâ èç ïðåäëîæåííîé ñõåìû, òî ìîæíî ãîâîðèòü î ïðåäïîëîæèòåëüíîì äèàãíîçå. Äî ýòîãî âðåìåíè íåïîñåäëèâîñòü, áûñòðîòà ðåàãèðîâàíèÿ, íåâîçìîæíîñòü äîëãî çàíèìàòüñÿ îäíèì äåëîì ìîãóò áûòü îñîáåííîñòÿìè âîçðàñòà ðåáåíêà èëè åãî õàðàêòåðà.

 ïîñëåäíåå âðåìÿ ñïåöèàëèñòàìè ïîêàçàíî, ÷òî ãèïåðàêòèâíîñòü âûñòóïàåò îäíèì èç ïðîÿâëåíèé öåëîãî êîìïëåêñà íàðóøåíèé, îòìå÷àåìûõ ó òàêèõ äåòåé. Îñíîâíîé æå äåôåêò ñâÿçàí ñ íåäîñòàòî÷íîñòüþ ìåõàíèçìîâ âíèìàíèÿ è òîðìîçÿùåãî êîíòðîëÿ. Ïîýòîìó ïîäîáíûå íàðóøåíèÿ áîëåå òî÷íî êëàññèôèöèðóþòñÿ êàê ñèíäðîìû äåôèöèòà âíèìàíèÿ.

 ðàáîòå ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò çíàíèå ïðè÷èí íàáëþäàåìûõ íàðóøåíèé ïîâåäåíèÿ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ âûÿñíåíû íåäîñòàòî÷íî. Íî áîëüøèíñòâî ñïåöèàëèñòîâ ñêëîíÿþòñÿ ê ïðèçíàíèþ âçàèìîäåéñòâèÿ ìíîãèõ ôàêòîðîâ, â ÷èñëå êîòîðûõ íàçûâàþòñÿ îðãàíè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ ìîçãà (÷åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà, íåéðîèíôåêöèÿ), ïåðèíàòàëüíàÿ ïàòîëîãèÿ (îñëîæíåíèÿ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè ìàòåðè, àñôèêñèÿ íîâîðîæäåííîãî), ãåíåòè÷åñêèé ôàêòîð (ðÿä äàííûõ ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì, ÷òî ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ ìîæåò íîñèòü ñåìåéíûé õàðàêòåð), îñîáåííîñòè íåéðîôèçèîëîãèè è íåéðîàíàòîìèè (äèñôóíêöèÿ àêòèâèðóþùèõ ñèñòåì öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû), ïèùåâûå ôàêòîðû (âûñîêîå ñîäåðæàíèå óãëåâîäîâ â ïèùå), ïðèâîäèò ê óõóäøåíèþ ïîêàçàòåëåé âíèìàíèÿ, ñîöèàëüíûå ôàêòîðû (ïîñëåäîâàòåëüíîñòü è ñèñòåìàòè÷íîñòü âîñïèòàòåëüíûõ âîçäåéñòâèé).

Èñõîäÿ èç ýòîãî, ðàáîòà ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ êîìïëåêñíî, ñ ó÷àñòèåì ñïåöèàëèñòîâ ðàçíûõ ïðîôèëåé è îáÿçàòåëüíûì ïðèâëå÷åíèåì ðîäèòåëåé, âîñïèòàòåëåé, ó÷èòåëåé, ïñèõîëîãîâ è ñîöèàëüíûõ ïåäàãîãîâ.

 îêàçàíèè ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè ãèïåðàêòèâíûì äåòÿì ðåøàþùåå çíà÷åíèå èìååò ðàáîòà ñ èõ ðîäèòåëÿìè, âîñïèòàòåëÿìè, ó÷èòåëÿìè. Âçðîñëûå äîëæíû ïîíÿòü, ÷òî ïîñòóïêè ðåáåíêà íå ÿâëÿþòñÿ óìûøëåííûìè è òîëüêî ñ èõ ïîìîùüþ è ïîääåðæêîé îí ñìîæåò ñïðàâèòüñÿ ñ ñóùåñòâóþùèìè òðóäíîñòÿìè.

 ðàáîòå ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå íàïðàâëåíèÿ: ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà ãèïåðàêòèâíîñòè, ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ïî êîìïåíñàöèè ãèïåðàêòèâíîñòè äåòåé â îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè (çàíÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà êîððåêöèþ äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè, ñïåöèàëüíî ïîäîáðàííûå èãðû), ñèñòåìíàÿ êîíñóëüòàòèâíàÿ ïîìîùü ðîäèòåëÿì ïî ðàáîòå ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè (ïðîãðàììà ìîäèôèêàöèè ïîâåäåíèÿ), ìåðîïðèÿòèÿ îáó÷àþùåãî çíà÷åíèÿ äëÿ ïåäàãîãîâ ïî ðàáîòå ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè.

Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà ãèïåðàêòèâíîñòè âêëþ÷àåò òðè ýòàïà. Ïåðâûé ýòàï — ñóáúåêòèâíûé. Èñõîäÿ èç îáùåóñòàíîâëåííûõ äèàãíîñòè÷åñêèõ êðèòåðèåâ, äàåòñÿ îöåíêà ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà. Êðîìå òîãî, âðà÷ ïîäðîáíî ðàññïðàøèâàåò ðîäèòåëåé îá îñîáåííîñòÿõ òå÷åíèÿ áåðåìåííîñòè è ðîäîâ, ïåðåíåñåííûõ ðåáåíêîì íåäîìîãàíèÿõ, åãî ïîâåäåíèè. Ñîáèðàåòñÿ äåòàëüíûé ñåìåéíûé àíàìíåç.

Äëÿ âûÿâëåíèÿ ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé òàêæå ìîæíî èñïîëüçîâàòü ìåòîäèêè íà îïðåäåëåíèå îáúåìà âíèìàíèÿ (Ð. Ñ. Íåìîâ), ðàñïðåäåëåíèå, ïðîäóêòèâíîñòü, óñòîé÷èâîñòü è ïåðåêëþ÷åíèå âíèìàíèÿ (êîëüöà Ëàíäîëüòà), îïðåäåëåíèå îáúåìà êðàòêîâðåìåííîé ñëóõîâîé ïàìÿòè (Ð.Ñ. Íåìîâ), îïðåäåëåíèå îáúåìà êðàòêîâðåìåííîé çðèòåëüíîé ïàìÿòè (Ð.Ñ. Íåìîâ), îïðåäåëåíèå ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ (Ð.Ñ. Íåìîâ), îïðåäåëåíèå îáðàçíî-ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ (Ð.Ñ. Íåìîâ), îïðåäåëåíèå íàãëÿäíî-äåéñòâåííîãî ìûøëåíèÿ. Íåëüçÿ èñêëþ÷àòü è íàáëþäåíèå êàê ìåòîä èññëåäîâàíèÿ, êîòîðîå ïîìîæåò ïîëó÷èòü çíà÷èòåëüíî áîëüøå èíôîðìàöèè îá èññëåäóåìûõ äåòÿõ. Âåäü â èãðàõ, âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ îêðóæàþùèìè, â õîäå âûïîëíåíèÿ çàäàíèé ó äåòåé êàê ðàç è ïðîÿâëÿþòñÿ òå êà÷åñòâà, êîòîðûå ïîçâîëÿþò îòíåñòè èõ ê ãðóïïå äåòåé ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ.

Âòîðîé ýòàï ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè ãèïåðàêòèâíîñòè — îáúåêòèâíûé èëè ïñèõîëîãè÷åñêèé. Ïî êîëè÷åñòâó ïîãðåøíîñòåé, ñäåëàííûõ ðåáåíêîì ïðè âûïîëíåíèè ñïåöèàëüíûõ òåñòîâ, è ïî âðåìåíè, êîòîðîå îí íà ýòî çàòðàòèë, èçìåðÿþò ïàðàìåòðû âíèìàòåëüíîñòè ìàëûøà. Òàêèå èññëåäîâàíèÿ ìîæíî ïðîâîäèòü ó äåòåé íà÷èíàÿ ñ ïÿòè èëè øåñòèëåòíåãî âîçðàñòà.

Íà òðåòüåì ýòàïå ïðîâîäÿò ýëåêòðîýíöåôàëîãðàôè÷åñêîå èññëåäîâàíèå. Ñ ïîìîùüþ ýëåêòðîäîâ, íàêëàäûâàþùèõñÿ íà ãîëîâó, ôèêñèðóþò ýëåêòðè÷åñêèå ïîòåíöèàëû ìîçãà è âûÿâëÿþò ñîîòâåòñòâóþùèå òðàíñôîðìàöèè. Äåëàåòñÿ ýòî äëÿ îáúåêòèâíîé îöåíêè ñîñòîÿíèÿ ìîçãà ðåáåíêà. Ñóùåñòâóþò è áîëåå ñîâðåìåííûå èññëåäîâàíèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíîé òîìîãðàôèè. Ýòè èññëåäîâàíèÿ áåçîïàñíû è áåçáîëåçíåííû. Ïî ñîâîêóïíîñòè ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ ñòàâèòñÿ äèàãíîç.

Ïåðâûå ñèìïòîìû ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ îáíàðóæèâàþòñÿ â âîçðàñòå äî ñåìè ëåò. Ñèìïòîìû, ïîÿâëÿþùèåñÿ â áîëåå ïîçäíåì âîçðàñòå, îáû÷íî ÿâëÿþòñÿ ðåçóëüòàòîì âîçäåéñòâèé äðóãèõ ôàêòîðîâ, íàïðèìåð êðèçèñà ïåðåõîäíîãî âîçðàñòà, ðàññòðîéñòâ ñîöèàëüíîãî èëè ýìîöèîíàëüíîãî õàðàêòåðà.

Ïðîÿâëåíèÿ ðàññòðîéñòâà ñóùåñòâóþò, ïî ìåíüøåé ìåðå, â äâóõ îáùåñòâåííûõ ñèòóàöèÿõ (â îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè, äîìà, âî âðåìÿ íåâðîïñèõîëîãè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ). Ðàññòðîéñòâî îáíàðóæèâàåòñÿ õîòÿ áû îäèí ðàç â òå÷åíèå ïîëóãîäà è ïðèâîäèò ê ñóùåñòâåííûì íàðóøåíèÿì â âûïîëíåíèè àêàäåìè÷åñêèõ, îáùåñòâåííûõ è òðóäîâûõ ôóíêöèé.

Ïîâåäåíèå ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé ìîæåò áûòü ïî âèäó ïîõîæèì íà ïîâåäåíèå äåòåé ñ ïîâûøåííîé òðåâîæíîñòüþ, ïîýòîìó âàæíî çíàòü ïåðâîñòåïåííûå îòëè÷èÿ ïîâåäåíèÿ îäíîé êàòåãîðèè äåòåé îò äðóãîé. Ãèïåðàêòèâíûé ðåáåíîê îòëè÷àåòñÿ îò òðåâîæíîãî òåì, ÷òî åãî ïîâåäåíèå ñòàáèëüíî èìïóëüñèâíîå. Îí ñòàáèëüíî àêòèâåí, õàðàêòåð äâèæåíèé ëèõîðàäî÷íûé è áåñïîðÿäî÷íûé. Òðåâîæíûé æå ðåáåíîê ñïîñîáåí êîíòðîëèðîâàòü ñâîå ïîâåäåíèå, àêòèâåí ëèøü â îòäåëüíûõ ñèòóàöèÿõ. Ïîâåäåíèå òðåâîæíîãî ðåáåíêà ñîöèàëüíî íå ðàçðóøèòåëüíî, à ãèïåðàêòèâíûé ÷àñòî ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì âñåâîçìîæíûõ êîíôëèêòîâ, äðàê è ïðîñòî íåäîðàçóìåíèé.

×òîáû îáíàðóæèòü ãèïåðàêòèâíîãî ðåáåíêà, íåîáõîäèìî äîëãîâðåìåííî íàáëþäàòü çà íèì, ïðîâîäèòü áåñåäû ñ ðîäèòåëÿìè è âîñïèòàòåëÿìè. Î÷åíü âàæíî íà÷àòü ðàáîòó ñ òàêèì ðåáåíêîì äî ïîñòóïëåíèÿ â øêîëó.

Ãåíåðàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ ãèïåðàêòèâíîñòè ìîæíî ðàçäåëèòü íà òðè áëîêà: äåôèöèò àêòèâíîãî âíèìàíèÿ, äâèãàòåëüíàÿ ðàñòîðìîæåííîñòü è èìïóëüñèâíîñòü. Ó÷èòûâàÿ îñîáåííîñòè ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ, íåîáõîäèìà êîìïëåêñíàÿ, ñèñòåìíàÿ êîððåêöèÿ, â êîòîðîé êîãíèòèâíûå è äâèãàòåëüíûå ìåòîäû äîëæíû ïðèìåíÿòüñÿ â íåêîòîðîì èåðàðõèçèðîâàííîì êîìïëåêñå ñ ó÷åòîì èõ âçàèìîäîïîëíÿþùåãî âëèÿíèÿ.

Âîçäåéñòâèå íà ñåíñîðíî-ìîòîðíûé óðîâåíü ñ ó÷åòîì îáùèõ çàêîíîìåðíîñòåé îíòîãåíåçà àêòèâèçèðóåò ðàçâèòèå âñåõ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Äâèãàòåëüíûå ìåòîäû íå òîëüêî ñîçäàþò íåêîòîðûé ïîòåíöèàë äëÿ áóäóùåé ðàáîòû, íî âîññòàíàâëèâàþò è îðãàíèçóþò âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó ðàçëè÷íûìè óðîâíÿìè è àñïåêòàìè ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

Àêòóàëèçàöèÿ è çàêðåïëåíèå ëþáûõ òåëåñíûõ íàâûêîâ ïðåäïîëàãàåò âîñòðåáîâàííîñòü èçâíå òàê èõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, êàê, íàïðèìåð, ýìîöèè, âîñïðèÿòèå, ïàìÿòü, ïðîöåññû ñàìîðåãóëÿöèè. Ñîçäàåòñÿ áàçîâàÿ ïðåäïîñûëêà äëÿ ïîëíîöåííîãî ó÷àñòèÿ ýòèõ ïðîöåññîâ â îâëàäåíèè ÷òåíèåì, ïèñüìîì, ìàòåìàòè÷åñêèìè çíàíèÿìè. Ïîñëåäóþùåå âêëþ÷åíèå êîãíèòèâíîé êîððåêöèè, òàêæå ñîäåðæàùåé áîëüøîå ÷èñëî òåëåñíî-îðèåíòèðîâàííûõ ìåòîäîâ, äîëæíî ïðîèñõîäèòü ñ ó÷åòîì äèíàìèêè èíäèâèäóàëüíîé èëè ãðóïïîâîé ðàáîòû.

Ñïåöèàëüíûå çàíÿòèÿ, ïðîâîäèìûå ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè, îòëè÷àþòñÿ ÷åòêîé, ïîâòîðÿþùåéñÿ ñòðóêòóðîé, íåèçìåííûì ðàñïîëîæåíèåì ïðåäìåòîâ â çàëå, ââåäåíèåì âðåìåííîãî ëèìèòà íà âûïîëíåíèå çàäàíèé, ñîáëþäåíèåì äåòüìè íîðì è ïðàâèë ïîâåäåíèÿ, ââåäåíèåì ñèñòåìû íàêàçàíèé è ïîîùðåíèé, ñîáëþäåíèåì ïðàâèë íà÷àëà è îêîí÷àíèÿ çàíÿòèé. Íà÷àëî çàíÿòèÿ äîëæíî âêëþ÷àòü ñïåöèôè÷åñêîå ãðóïïîâîå ïðèâåòñòâèå, âîçìîæíî, ïðîñëóøèâàíèå êàêîé-íèáóäü ìåëîäè÷íîé ìóçûêè, îêîí÷àíèå çàíÿòèÿ — åãî ãðóïïîâîå îáñóæäåíèå, âûïîëíåíèå òåìàòè÷åñêèõ ðèñóíêîâ.

Ïî ìíåíèþ ïñèõîëîãîâ, ñïåöèàëüíî ïîäîáðàííûå èãðû — íàèáîëåå ýôôåêòèâíûé, à ïîðîé è åäèíñòâåííûé ìåòîä êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ äåòüìè äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Âïåðâûå èãðîâóþ òåðàïèþ íà÷àë ïðèìåíÿòü Ç. Ôðåéä. Ðàçâèâàÿ åãî ìåòîä, Ì. Êëåéí ñòàëà èñïîëüçîâàòü äëÿ ëå÷åíèÿ äåòåé îñîáûé ìàòåðèàë: èãðóøêè íåáîëüøîãî ðàçìåðà, êîòîðûå ðåáåíîê ìîã áû îòîæäåñòâëÿòü ñ ÷ëåíàìè ñåìüè. Îíà óòâåðæäàëà, ÷òî «â ñâîáîäíîé èãðå ðåáåíîê ñèìâîëè÷åñêè âûðàæàåò ñâîè íåîñîçíàâàåìûå íàäåæäû, ñòðàõè, óäîâîëüñòâèÿ, çàáîòû è êîíôëèêòû».

Читайте также:  Признаки синдрома дауна у новорожденных

Êðîìå òîãî, âçðîñëûé â èãðå ñ ðåáåíêîì ìîæåò îòêðûòü äëÿ ñåáÿ ñîâåðøåííî íåçíàêîìûé ìèð ìàëûøà, óñòàíîâèòü ñ íèì áîëåå äîâåðèòåëüíûå îòíîøåíèÿ è ïîíÿòü, â êàêîé ïîìîùè îí áîëüøå âñåãî íóæäàåòñÿ. Èìåííî â èãðå ðåáåíîê îòðàæàåò òî, ÷òî ïðîèñõîäèò ñ íèì â ðåàëüíîé æèçíè. Çäåñü ñðàçó ñòàíîâÿòñÿ çàìåòíû åãî êîíôëèêòû ñ îêðóæàþùèì ìèðîì, ïðîáëåìû êîíòàêòîâ ñî ñâåðñòíèêàìè, åãî ðåàêöèè è ÷óâñòâà. Èãðàòü ñ ãèïåðàêòèâíûì ðåáåíêîì íóæíî ìíîãî: äîìà, â îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè, íî ëó÷øå âñåãî íà÷àòü ñî ñïåöèàëüíûõ çàíÿòèé â êàáèíåòå ïñèõîëîãà èëè ñîöèàëüíîãî ïåäàãîãà, ãäå áû ðîäèòåëè âìåñòå ñ ðåáåíêîì íàó÷èëèñü ýòî äåëàòü ïðàâèëüíî.

Ïîäáèðàÿ èãðû (îñîáåííî ïîäâèæíûå) äëÿ ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé, íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü ñëåäóþùèå èõ îñîáåííîñòè: äåôèöèò âíèìàíèÿ, èìïóëüñèâíîñòü, î÷åíü âûñîêóþ àêòèâíîñòü, à òàêæå íåóìåíèå äëèòåëüíîå âðåìÿ ïîä÷èíÿòüñÿ ãðóïïîâûì ïðàâèëàì, âûñëóøèâàòü è âûïîëíÿòü èíñòðóêöèè (çàîñòðÿòü âíèìàíèå íà äåòàëÿõ), áûñòðóþ óòîìëÿåìîñòü.  èãðå èì òðóäíî äîæèäàòüñÿ ñâîåé î÷åðåäè è ñ÷èòàòüñÿ ñ èíòåðåñàìè äðóãèõ. Ïîýòîìó âêëþ÷àòü ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé â êîëëåêòèâíóþ ðàáîòó öåëåñîîáðàçíî ïîýòàïíî: ñíà÷àëà èãðàòü ñ ðåáåíêîì èíäèâèäóàëüíî, çàòåì ïðèâëåêàòü åãî ê èãðàì â ìàëûõ ïîäãðóïïàõ è òîëüêî ïîñëå ýòîãî âêëþ÷àòü â êîëëåêòèâíûå èãðû. Æåëàòåëüíî èñïîëüçîâàòü èãðû ñ ÷åòêèìè ïðàâèëàìè, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ âíèìàíèÿ.

Êîíå÷íî, íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü ðàáîòó è ñ ðîäèòåëÿìè ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé, îêàçûâàòü èì ñèñòåìíóþ êîíñóëüòàòèâíóþ ïîìîùü.

Îáîãàòèòü è ðàçíîîáðàçèòü ýìîöèîíàëüíûé îïûò ãèïåðàêòèâíîãî ðåáåíêà, ïîìî÷ü åìó îâëàäåòü ýëåìåíòàðíûìè äåéñòâèÿìè ñàìîêîíòðîëÿ è òàêèì îáðàçîì íåñêîëüêî ñãëàäèòü ïðîÿâëåíèÿ ïîâûøåííîé äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè — çíà÷èò èçìåíèòü âçàèìîîòíîøåíèÿ åãî ñ áëèçêèìè âçðîñëûìè, è ïðåæäå âñåãî ñ ìàòåðüþ. Ýòîìó áóäóò ñïîñîáñòâîâàòü ëþáûå äåéñòâèÿ, ñèòóàöèè, ñîáûòèÿ, íàïðàâëåííûå íà óãëóáëåíèå êîíòàêòîâ, èõ ýìîöèîíàëüíîå îáîãàùåíèå.

Âàæíîé çàäà÷åé ïñèõîëîãîâ è ñîöèàëüíûõ ïåäàãîãîâ ÿâëÿåòñÿ çàäà÷à èçìåíåíèÿ îòíîøåíèÿ áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ ê ðåáåíêó. Ìàòåðè è äðóãèì áëèçêèì íóæíî îáúÿñíèòü, ÷òî óëó÷øåíèå ñîñòîÿíèÿ ìàëûøà çàâèñèò íå òîëüêî îò íàçíà÷àåìîãî ñïåöèàëüíîãî ëå÷åíèÿ, äàæå åñëè òàêîâîå íóæíî, íî è â çíà÷èòåëüíîé ìåðå îò äîáðîãî, ñïîêîéíîãî è ïîñëåäîâàòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê íåìó.

Ïðè âîñïèòàíèè ãèïåðàêòèâíîãî ðåáåíêà ðîäèòåëè äîëæíû èçáåãàòü äâóõ êðàéíîñòåé: ïðîÿâëåíèÿ ÷ðåçìåðíîé æàëîñòè è âñåäîçâîëåííîñòè, ñ îäíîé ñòîðîíû, è ïîñòàíîâêè çàâûøåííûõ òðåáîâàíèé, êîòîðûå îí íå â ñîñòîÿíèè âûïîëíèòü, â ñî÷åòàíèè ñ èçëèøíåé æåñòîêîñòüþ, ñàíêöèÿìè — ñ äðóãîé. ×àñòîå èçìåíåíèå óêàçàíèé è êîëåáàíèÿ íàñòðîåíèé ðîäèòåëåé îêàçûâàþò íà òàêèõ äåòåé ãîðàçäî áîëåå ãëóáîêîå íåãàòèâíîå âîçäåéñòâèå, ÷åì íà äðóãèõ.

Ñèñòåìíàÿ êîíñóëüòàòèâíàÿ ïîìîùü ïñèõîëîãà è ñîöèàëüíîãî ïåäàãîãà â ðàáîòå ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè è èõ ðîäèòåëÿìè íåîáõîäèìà è ñàìèì ïåäàãîãàì. Ïðåæäå âñåãî, ïñèõîëîã è ñîöèàëüíûé ïåäàãîã äîëæíû ïðåäñòàâèòü âîñïèòàòåëþ ïîäðîáíûå ñâåäåíèÿ î ïðèðîäå ãèïåðàêòèâíîñòè, õàðàêòåðå ïîâåäåíèÿ äåòåé ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ â îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè. Îíè äîëæíû çíàòü, ÷òî ðàáîòà ñ òàêèìè äåòüìè äîëæíà ñòðîèòüñÿ íà èíäèâèäóàëüíîé îñíîâå. Öåëåñîîáðàçíî ïî âîçìîæíîñòè èãíîðèðîâàòü âûçûâàþùèå ïîñòóïêè è ïîîùðÿòü õîðîøåå ïîâåäåíèå ðåáåíêà.

Âî âðåìÿ çàíÿòèé âàæíî îãðàíè÷èâàòü äî ìèíèìóìà îòâëåêàþùèå ôàêòîðû. Ýòîìó, â ÷àñòíîñòè, ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü îïòèìàëüíûé âûáîð ìåñòà äëÿ ãèïåðàêòèâíîãî ðåáåíêà â ãðóïïå — â öåíòðå ïîìåùåíèÿ, íàïðîòèâ ñòîëà ïåäàãîãà, äîñêè.

Ðåáåíêó äîëæíà áûòü ïðåäîñòàâëåíà âîçìîæíîñòü â ñëó÷àå çàòðóäíåíèÿ áûñòðî îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ ê ïåäàãîãó. Åãî çàíÿòèÿ íåîáõîäèìî ñòðîèòü ïî ÷åòêî ðàñïëàíèðîâàííîìó, ñòåðåîòèïíîìó ðàñïîðÿäêó, èñïîëüçóÿ äëÿ ýòîãî ñïåöèàëüíûé êàëåíäàðü èëè äíåâíèê.

Çàäàíèÿ, ïðåäëàãàåìûå íà çàíÿòèÿõ, ñëåäóåò ðàçúÿñíÿòü ðåáåíêó îòäåëüíî, íè â êîåì ñëó÷àå íå ñîïðîâîæäàÿ èðîíè÷íûìè ïîÿñíåíèÿìè, ÷òî äåëàåòñÿ ýòî ñïåöèàëüíî äëÿ «íàøåãî îñîáîãî ìàëü÷èêà (äåâî÷êè)».

Çàäàíèÿ äàþòñÿ ïîñëåäîâàòåëüíî. Åñëè ïðåäñòîèò âûïîëíèòü áîëüøîå çàäàíèå, îíî ïðåäëàãàåòñÿ â âèäå ïîñëåäîâàòåëüíûõ ÷àñòåé. È ïåäàãîã ïåðèîäè÷åñêè êîíòðîëèðóåò õîä ðàáîòû íàä êàæäîé èç ÷àñòåé, âíîñÿ íåîáõîäèìûå êîððåêòèâû.  òå÷åíèå äíÿ ïðåäóñìàòðèâàþòñÿ âîçìîæíîñòè äëÿ äâèãàòåëüíîé ðàçðÿäêè: ôèçè÷åñêîãî òðóäà, ñïîðòèâíûõ óïðàæíåíèé.

Âûïîëíåíèå ýòèõ ðåêîìåíäàöèé ïîçâîëÿåò íîðìàëèçîâàòü âçàèìîîòíîøåíèÿ ïåäàãîãà ñ «òðóäíûì» ðåáåíêîì è åãî ðîäèòåëÿìè, ïîìîãàåò äîøêîëüíèêó äîñòèãàòü áîëåå âûñîêèõ ðåçóëüòàòîâ íà çàíÿòèÿõ.

Êðîìå òîãî, íà íàø âçãëÿä, ïñèõîëîãó è ñîöèàëüíîìó ïåäàãîãó âàæíî è ñàìîãî ðåáåíêà ïîçíàêîìèòü ñ îïðåäåëåíèåì è õàðàêòåðîì åãî ñîáñòâåííîãî òèïà ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ. Îòêðûòîå, ÷åñòíîå îïèñàíèå êîíêðåòíûõ òðóäíîñòåé, ïåðåæèâàåìûõ ðåáåíêîì, è èõ ñâÿçè ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ âûçîâåò îáñóæäåíèå, êàê èõ ïðåîäîëåâàòü íà ïðàêòèêå. Îáåñïå÷èâ ðåáåíêà ïåðñïåêòèâîé è îùóùåíèåì êîíòðîëÿ, ñïåöèàëèñòû ïîçâîëÿþò åìó ñîáðàòü íåîáõîäèìûå ñèëû äëÿ ïðåîäîëåíèÿ ïðåïÿòñòâèé.

Öåëü áåñåä ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè â òîì, ÷òîáû èíôîðìèðîâàòü ðåáåíêà è ïîìî÷ü åìó ïîâåðèòü â ñåáÿ. ×àñòûå, êîðîòêèå îáñóæäåíèÿ âñåãäà ïðåäïî÷òèòåëüíåå äëèííûõ ëåêöèé. Íàäî ïîîùðÿòü äåòåé âíîñèòü èõ ñîáñòâåííûå èäåè, âûðàæàòü áåñïîêîéñòâî è çàäàâàòü âîïðîñû. Ïðåäñòàâëåííûå òåðìèíû è ïîíÿòèÿ äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü óðîâíþ ïîçíàíèé ðåáåíêà. Âçðîñëûå äîëæíû áûòü îñòîðîæíû, èçáåãàòü ñëîâ, êîòîðûå âîñïðèíèìàþòñÿ êàê îñóæäàþùèå è íåãàòèâíûå, íàïðèìåð, «ìåäëåííûé», «ëåíèâûé», «íå èìåþùèé ìîòèâàöèè», «áåçðàçëè÷íûé». Íàäî ïîìî÷ü äåòÿì óÿñíèòü, ÷òî èìåòü ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ íå ñòûäíî. Ñâîáîäíî è îòêðûòî îáñóæäàÿ ýòó òåìó ñ äåòüìè, ïñèõîëîã è ñîöèàëüíûé ïåäàãîã äàþò èì ïîíÿòü, ÷òî âåðÿò â èõ âîçìîæíîñòè.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Áðÿçãóíîâ È.Ï., Êàñàòèêîâà Å.Â. Íåïîñåäëèâûé ðåáåíîê, èëè Âñå î ãèïåðàêòèâíûõ äåòÿõ. Ì.: Èçä-âî Èí-òà ïñèõîòåðàïèè, 2001.

2. Äðîáèíñêèé À.Î. Ñèíäðîì ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì //Äåôåêòîëîãèÿ. 1999. ¹ 1. Ñ. 31-36.

3. Çàâàäåíêî Í.Í. Äèàãíîç è äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòü ó äåòåé // Øêîëüíûé ïñèõîëîã. 2000. ¹ 4. Ñ. 2-6.

4. Êàùåíêî Â.Ï. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ. Ì., 2000.

5. Ëåáåäèíñêèé Â.Â. Íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ó äåòåé. Ì.,1985.

6. Ìàëåíêîâà Ë.È. Ïåäàãîãè, ðîäèòåëè, äåòè. Ì., 1994.

7. Íåìîâ Ð.Ñ. Ïðàêòè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ. Ì.: Âëàäîñ, 1999.

8. Íîâîñåëîâà Ñ.Ë. Èãðà äîøêîëüíèêà. Ì., 1989.

9. Ñòåïàíîâ Â.Ã. Ïñèõîëîãèÿ òðóäíûõ øêîëüíèêîâ. Ì., 2001.

10. Øèðãàëèí Á.Ø. Ðàáîòà ñ äåòüìè ãðóïïû ðèñêà. Ì., 1999.

11. Øóëüãà Ò.È., Îëèôèðåíêî Ë.ß. Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñíîâû ðàáîòû ñ äåòüìè ãðóïïû ðèñêà. Ì., 1997.

Источник