Культурные синдромы по г триандис
Существует несколько культурных характеристик, которые изменяются в связи с изменением среды. Из этих характеристик состоят так называемые культурные синдромы1.
Культурный синдром, по мнению Триандиса, — это определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой.
Сам Триандис выделил три культурных синдрома: «простота — сложность», «открытость — закрытость» и «индивидуализм — коллективизм». Другие исследователи выделяли и другие культурные синдромы или измерения. Рассмотрим их по порядку.
Простота — сложность
Выявлено, что чем более сложной является культура, тем более внимательно люди в ней относятся ко времени.
Кросс-культурные различия
На вопрос «Если у вас назначена встреча с другом, как долго вы намерены ждать его?» люди в индустриальных культурах (США, Япония) давали ответ в минутах, люди в культурах, средних по сложности (Греция, Италия) — в часах, а в наименее сложных (некоторые культуры Африки, Латинской Америки) — в сутках.
говоры вести последовательно, а не одновременно. В других культурах (например, в Саудовской Аравии) вполне приемлемо вести разговоры одновременно с несколькими людьми.
Также культуры отличаются специфичностью или диффузносгью социальных ролей. Чем более сложной считается культура, тем более специфичны в ней роли, в менее сложных культурах роли более диффузны, размыты.
Пример
В сложных культурах от продавца ожидается определенная модель поведения, основанная на его социальной роли, и покупателя совершенно не интересуют религиозные взгляды продавца, его партийная принадлежность и т.д. В менее сложных культурах, например, в Иране, религиозная принадлежность человека — главный определяющий фактор его социального поведения, и это может влиять на оценку его социальной роли окружающими.
Под понятиями специфичности — диффузности некоторые психологи усматривают более глубокое основание в виде полезависимости и полене- зависимости. Полезависимость означает, что люди подвержены сильному влиянию среды, которая формирует перцептивные навыки, в результате чего им трудно выделить стимул из контекста. Поленезависимость означает способность человека выделить стимул из окружающей среды, например, поленезависимые охотники способны увидеть коричневого по окраске зверя в среде того же цвета. Считается, что в охотничьих и собирательских культурах люди больше поленезависимы, а в земледельческих — полезависимы1.
Практические следствия этих различий. В результате разного отношения ко времени может возникнуть непонимание: представители сложных культур могут расценивать длительное опоздание или одновременный разговор со многими людьми как неуважение к ним лично. Различия в степени специфичности ролей также могут привести к непониманию: в культурах, где роли диффузны, трудно разделить человека и его идеи, поэтому критика идей небезопасна — она может быть воспринята как критика данного человека в целом, что в таких культурах недопустимо. С другой стороны, в культурах с диффузными ролями к вам могут демонстрировать хорошее отношение, считая в душе полным ничтожеством, что практически невозможно в западных культурах. Но при этом представителям культур с диффузными ролями поведение людей из культур Запада представляется грубым и высокомерным. Все эти различия должны быть понимаемы в культурном контексте. Нужно помнить, что человек действует правильно, даже если нам не нравится его поведение.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 октября 2019;
проверки требуют 4 правки.
Культурный синдром по Гарри Триандису (от англ. cultural syndrom) — концепция, введенная в психологическую науку одним из ведущих специалистов в кросс-культурной психологии, американским ученым Гарри Хараламбосом Триандисом.
Культурный синдром — набор ценностей, установок, убеждений, самоопределений, норм, стереотипов, ассоциаций и моделей поведения, которыми одна культурная группа отличается от другой[1]. Основная задача такой матрицы — определение типа культуры, к которому принадлежит та или иная группа.
Основные измерения культурного синдрома[править | править код]
В одном из своих фундаментальны трудов «Culture and Social Behavior»[2] Триандис первоначально выделил четыре культурных индикатора, которые, по его мнению, играют определяющую роль в изучении влияния субъективных, нематериальных факторов на поведение человека:
- Сложность
- Индивидуализм
- Коллективизм
- Жесткость[3]
Ориентируясь на данные индикаторы, ученый выделял несколько культурных синдромов.
Культурный синдром «простота-сложность» (от англ. Cultural Complexity)[править | править код]
Сложность той или иной культуры определяется количеством различных культурных элементов, среди которых Триандис выделял:
Структуру социальных отношений. Так, к примеру, многомиллионная столица Мексики — Мехико или Древний Рим являлись сложными системами.
Разграничение объектов и событий среды. В данном случае подразумевается количество различных профессий: в индустриальных странах нужны специалисты из крайне разных областей, в менее развитых обществах такая вариативность не требуется.
Сложность культуры можно также определить по: среде обитания и истории общества . Так, группы, где основой стали рыболовство, охота и собирательство, относятся к простым культурам; скотоводство и сельское хозяйство ведут — к культурам с небольшой сложностью; индустриальные группы — к сложным культурам; а самыми сложными становятся информационные общества, где люди работают с огромным количеством информации с помощью компьютеров и имеют доступ к банкам данных, связанных между собой информационными сетями.
Также важен фактор отношения ко времени: чем сложнее культура, тем больше внимания ему уделяется (европейцы и американцы считают опозданием задержку более чем на 15 минут, жители Латинской Америки — 1 день) [4].
Позже известный российский социолог Лебедева Н.М. добавила еще ряд параметров, для определения простоты или сложности культуры:
- Открытость отношений
- Полезависимость и поленезависимость — подверженность (неподверженность) сильному влиянию среды
- Отношение к критике
- Степень доверия вербальному и невербальному общению[5]
По Лебедевой, к странам с простой культурой относятся государства с относительно невысоким уровнем развития, расположенные в Африке и Латинской Америке, а также Иран. Сложная культура присуща США и Японии, а также другим постиндустриальным государствам. Средней культурной сложностью отличаются Греция и Италия[6].
Культурный синдром «жесткость-рыхлость» (от англ. Tightness)[править | править код]
Синдром определяется через поведение людей в обществе и их отношение к существующим нормам.
Факторы образования жесткого типа культуры:
- Гомогенность культуры
- Отсутствие влияния чужой культуры
- Высокая плотность населения
- Северный климат (в северных странах требовался более жесткий контроль за распределением ресурсов для выживания)
Факторы образования рыхлого типа культуры:
- Культурная гетерогенность
- Влияние других культур
- Большая территория с небольшим количеством населения
- Теплый климат
Примером жесткой культуры Триандис называет Японию, где любое, даже самое незначительное отклонение от нормы может жестоко наказываться (опоздание на урок на пару минут[7]). Жесткая культура в Японии сложилась благодаря конфуцианству, изолированному географическому положению и гомогенности общества. Примером рыхлой культуры выступают США и Таиланд.
Культурный синдром «индивидуализм-коллективизм» (от англ. Individualism — Collectivism)[править | править код]
Синдром выявляется через отношение личности к коллективу и особенности его самоопределения в нем. Ученые считают, что это один из главных синдромов для изучения и выявления различий между культурами[8].
Особенности коллективистских культур
В таких культурах индивиды считают себя неотъемлемой частью группы, сообщества, семьи или любого другого коллектива. Члены группы осознают себя частью одного целого и ставят интересы и цели коллектива выше своих собственных. Главные ценности для представителей коллективистских культур: безопасность, долг, персонализированные отношения. Часто отношения в таких культурах иерархичны. Индивиды часто с подозрением относятся к представителям других культур, сложно выстраивают с ними отношения, но с течением времени могут заводить и поддерживать близкие отношения с чужаками. В качества примеров таких культур Триандис называет страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Преимущества коллективизма:
- Более низкий уровень преступности
- Уважение членов коллектива, их интересов
Недостатки коллективизма:
- Давление на личность, ограничение выбора
- Развитие авторитаризма
- Высокий уровень конфликтности между группами (этнические чистки)
Особенности индивидуалистских культур
В таких культурах личность действует независимо от коллектива, иногда вступая в конфликт с другими членами группы ради достижения своих целей, которые стоят в приоритете над целями коллектива. Главные ценности: получение удовольствия, достижение успехов, конкуренция, свобода и независимость. Представители таких культур дружелюбно настроены по отношению к другим группам, легко заводят новые знакомства. Страны с индивидуалистским синдромом – США, англоговорящие страны (Новая Зеландия, Австралия, Великобритания, Канада), Нидерланды, Скандинавские страны, Франция, Ирландия и Германия[9].
Преимущества индивидуализма:
- Соблюдение прав личности
- Развитие демократии и мультикультурализма
- Поощрение талантов и последующее развитие общества
Недостатки индивидуализма:
- Высокий уровень преступности
- Ослабление института брака и высокий уровень разводов
- Высокий уровень конфликтности
Смешанные культуры
В эту группу входят культуры, сочетающие в себе черты коллективизма и индивидуализма. Примеры стран со смешанным типом культуры: Россия, страны Южной Европы (Греция, Южная Италия, Испания и Португалия).
Последующее развитие концепции[править | править код]
Точное количество культурных синдромов, по которым возможно изучать типы культуры, неизвестно. Над их выявлением работают ученые и специалисты в области кросс-культурной психологии. Концепцию культурных синдромов развивал в своих работах Герт Хофстеде, на основе исследований он выделил еще три культурных синдрома, позволяющих проводить разграничительные черты между культурами разных стран: избегание неопределенности, дистанция власти, фемининность-маскулинность.
Психологи Ричард Нисбет и Дов Коэн говорили о существовании культурного синдрома «почитание» (от англ. honor)[10][11]. Мексиканский психолог Рохелио Диас-Герреро выделил другой синдром — «активность-пассивность»[12].
См. также[править | править код]
- Кросс-культурная психология
- Типология культурных измерений Хофстеде
- Система ценностей
Примечания[править | править код]
- ↑ Triandis H. C. The Psychological Measurement of Cultural Syndromes, American Psychologist,1996. P. 407.
- ↑ Triandis, H. C. Culture and social behavior. New York: McGrawHill,1994.
- ↑ Триандис Г. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. C.20.
- ↑ Триандис Г. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. C.176.
- ↑ Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ + С, 1999. С. 45.
- ↑ Мейжис И.А., Почебут Л.Г. «Социальная психология»: Питер; СПб. 2010. С. 456.
- ↑ [1] «Несколько раз опоздал на урок — и ты уже второгодник». Как живут японские школьники
- ↑ Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ + С, 1999. С. 52.
- ↑ Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ + С, 1999. С. 52.
- ↑ Cohen, Dov; Nisbett, Richard Field Experiments Examining the Culture of Honor: The Role of Institutions in Perpetuating Norms about Violence // Personality and Social Psychology Bulletin 23(11), 1997. P. 1188-1199.
- ↑ Социологическая концепция Роберта Нисбета
- ↑ Diaz-Guerrero, R The active and the passive syndromes // Revista Interamericana de Psicología, 1(4), 1967. P. 263-272.
Ссылки[править | править код]
- Психологическое измерение культур
- Гарри Триандис. Биография
Источник
План
Существует
несколько культурных характеристик,
которые изменяются в связи с изменением
среды. Из этих характеристик состоят
так называемые «культурные синдромы».
Культурный
синдром — это определенный набор
ценностей, установок, верований, норм
и моделей поведения, которыми одна группа
культур отличается от другой. Триандис
выделил три культурных синдрома:
- «простота — сложность»,
- «индивидуализм—коллективизм»
- «открытость—закрытость».
1.1
«простота-сложность»
Чем
более сложной является культура,
тем более внимательно люди в ней относятся
ко времени. Например, на вопрос «Если
у вас назначена встреча с другом, как
долго вы намерены ждать его?» люди в индустриальных
культурах (США, Япония) давали ответ в
минутах, люди в культурах, средних по
сложности (Греция, Италия) — в часах, а
в наименее сложных (некоторые культуры
Африки, Латинской Америки) — в сутках.
Представления о времени различны в разных
типах культур: на Западе время понимается
как линейный вектор от прошлого через
настоящее к будущему. Во многих культурах
Востока время рассматривается как непрерывность
повторяющихся циклов в природе и человеческой
жизни. В западных культурах принято делать
одно дело в единицу времени и разговоры
вести последовательно, а не одновременно.
В других культурах (например, Саудовская
Аравия) вполне приемлемо вести разговоры
одновременно с несколькими людьми.
Также,
чем более сложной считается
культура, тем более специфичны в
ней роли, в менее сложных культурах
роли более диффузны, размыты. Например,
в сложных культурах от продавца
ожидается определенная модель поведения,
основанная на его социальной роли, и покупателя
совершенно не интересуют религиозные
взгляды продавца, его партийная принадлежность
и т. д. В менее сложных культурах, например
в Иране, религиозная принадлежность человека
— главный определяющий фактор его социального
поведения, и это может влиять на оценку
его социальной роли окружающими.
В
результате разного отношения ко
времени может возникнуть непонимание:
представители сложных культур
могут расценивать длительное опоздание
или одновременный разговор со многими
людьми как неуважение к ним лично. Различия
в степени специфичности ролей также могут
привести к непониманию: в культурах, где
роли диффузны, трудно разделить человека
и его идеи, поэтому критика идей небезопасна,
— она может быть воспринята как критика
данного человека в целом, что в таких
культурах недопустимо. С другой стороны,
в культурах с диффузными ролями к вам
могут демонстрировать хорошее отношение,
считая в душе полным ничтожеством, что
практически невозможно в западных культурах.
Но при этом представителям культур с
диффузными ролями поведение людей из
культур Запада представляется грубым
и высокомерным.
1.2
«индивидуализм – коллективизм»
«Индивидуализм—коллективизм»
выделяется теоретиками разных дисциплин
как главное измерение культур. Индивидуалистической
может быть названа культура, в которой
индивидуальные цели ее членов не менее
(если не более) важны, чем групповые. Коллективистская
культура, наоборот, характеризуется тем,
что в ней групповые цели превалируют
над индивидуальными. В каждой культуре
люди имеют как индивидуалистические,
так и коллективистские тенденции сознания
и поведения, однако индивидуализм характерен
для Запада, а коллективизм — для Востока
и Африки.
В
индивидуалистических культурах личная
идентичность превалирует над групповой,
которая является определяющей в коллективистских
культурах. В индивидуалистических культурах
поведение личности определяется ее мотивацией
к достижению, а в коллективистских —
принадлежностью к группе. Уверенность
в себе — ценность, значимая в обоих типах
культур, но по-разному: в коллективистских
культурах это означает: «Я не являюсь
обузой для своей группы», а в индивидуалистических:
«Я могу делать то, что мне надо».
Современные
исследования разделяют коллективизм
на два типа: горизонтальный (характеризует
взаимную зависимость людей друг от друга)
и вертикальный (означает служение
индивида группе). Оба типа коллективизма
тесно коррелируют между собой. Люди в
индивидуалистических культурах часто
отдают приоритет своим личным целям,
даже когда они входят в конфликт с целями
значимых групп (семья, рабочий коллектив,
приятельская компания). Представители
коллективистских культур, соответственно,
отдают преимущество целям группы, что
особенно заметно у тех, кто придерживается
вертикального коллективизма. Например,
в коллективистских культурах люди могут
жить рядом с состарившимися родителями,
даже когда при этом страдает их карьера
или им не нравится климат данной местности.
В индивидуалистических культурах взрослые
дети выберут лучший климат или работу
вне зависимости, близко это или далеко
от их родителей. Людям из коллективистских
культур такое поведение может представляться
эгоистическим.
Главная
предпосылка индивидуализма, по мнению
Г. Триандиса, — уровень благосостояния.
Г. Хофстед выявил значимую корреляцию
между долей валового национального продукта
на душу населения и выраженностью индивидуализма.
Считается, что финансовое благополучие
ведет к социальной и психологической
независимости. Наиболее состоятельные
и образованные слои общества в любой
культуре имеют тенденцию быть более индивидуалистически
настроенными. Миграции, социальная мобильность
и урбанизация также способствуют росту
индивидуализма. В то же время, проявление
индивидуалистических или коллективистских
тенденций зависит не только от культуры,
но и от социального контекста: человек
может демонстрировать коллективистские
тенденции в семье и среди близких друзей
и индивидуалистическое поведение — на
работе или с незнакомыми людьми.
Чем
отличается поведение людей, придерживающихся
норм индивидуализма или коллективизма?
Исследования показали, что в коллективистских
культурах поведение людей трактуется
с позиций норм, принятых в данной
культуре, а в индивидуалистических
— объясняется личностными особенностями
и установками самого индивида. В коллективистских
культурах успех человека чаще приписывается
помощи других людей, богатству и т. д.,
а в индивидуалистических культурах успех
приписывается способностям личности.
Неудача, в свою очередь, в коллективистских
культурах трактуется как следствие лени,
а в индивидуалистических — как результат
неблагоприятного стечения обстоятельств.
В коллективистских культурах человек
чаще сам приспосабливается к ситуации,
чем меняет ситуацию «под себя», в индивидуалистических
же культурах, наоборот, он стремится изменить
ситуацию «в свою пользу». В коллективистских
культурах людям свойственно знать (и
рассказывать) больше о других, чем о себе,
а в индивидуалистических культурах индивид
больше склонен знать (и говорить) о себе,
чем о других. Г. Триандис с коллегами разработал
тренинг общения индивидуалистов с коллективистами
и наоборот. Ими было предложено 46 практических
советов для межкультурного общения. В
традиционных культурах обычно ниже уровень
преступности, что связано с типом социализации.
Забота о детях, поощрение взаимной зависимости
позволяют в большей степени избежать
проблем, связанных с алкоголизмом и наркоманией.
К
недостаткам коллективизма относятся:
авторитаризм и давление на личность
(например, детей часто заставляют выбирать
не то, что нравится им самим, а то, что
нравится родителям); высокая вероятность
установления автократических режимов;
низкая ценность отдельной человеческой
личности и даже человеческой жизни.
Для
культур, основанных на индивидуализме,
характерны акцент на правах отдельной
личности, демократия, мультикультурализм.
Наказывается один человек и только за
свои проступки в соответствии с законом.
Личность может развивать свои таланты,
и это выгодно всему обществу, так как
экономика развивается в результате предприимчивости
отдельных людей.
Недостатками
индивидуализма являются одиночество,
семейные конфликты, разводы. Свобода
приводит к отчуждению, детской преступности,
наркотикам, СПИДу. Моральные авторитеты
отсутствуют, и все держится на законах.
Возрастает риск сердечно-сосудистых
заболеваний. Исследования показали, что
высокая ценность и ожидание богатства
негативно коррелируют с успехом и благосостоянием.
Оказалось, что поведенческие нарушения
и преступления выше среди «материалистов».
С высоким стремлением к власти, желанием
контролировать, подавлять других (комплекс
мотивов, свойственных индивидуалистическим
культурам) связан высокий уровень дистрессов.
Сейчас многие международные корпорации
осознали, что индивидуализм в какой-то
степени тормозит развитие экономики
— сложность обучения персонала требует
больших затрат от компаний на подготовку
служащих, которые в любой момент могут
уйти в другую компанию, повинуясь психологии
индивидуализма. Поэтому компании, не
желая готовить персонал для своих конкурентов,
часто не хотят тратиться на достойное
обучение своих сотрудников.
Согласно
измерениям Г. Хофстеда, культурами индивидуалистического
типа являются культуры США, Австралии,
Великобритании, Канады, Нидерландов,
Новой Зеландии, Швеции, Бельгии, Дании,
Франции, Италии, Ирландии, Германии и
др. Коллективистскими же культурами можно
считать культуры Кореи, Пакистана, Перу,
Тайваня, Колумбии, Венесуэлы, Коста-Рики,
Гватемалы, Эквадора, Индонезии, Португалии,
Японии, Китая и др. Русскую культуру Хофстед
также причисляет к культурам коллективистского
типа.
1.3
«открытость-закрытость»
В
«закрытых» культурах люди должны вести
себя в соответствии с групповыми
нормами, и нарушение норм строго
карается. В «открытых» культурах
наблюдается большая терпимость
к отклонению поведения индивидов
от общепринятых норм. Для людей
из «закрытых» культур значимы предсказуемость,
определенность и безопасность: им важно
знать, что другие люди намерены делать,
и если те поступают непредсказуемо и
неожиданно, это психологически травмирует
членов «закрытых» культур.
Индивиды из «закрытых» культур склонны
воспринимать людей из «открытых» культур
как недисциплинированных, своевольных
и капризных, в то время как люди из «открытых»
культур, в свою очередь, трактуют поведение
представителей «закрытых» культур как
негибкое и бескомпромиссное.
Здесь
необходимо отвлечься от конкретных персон
и подумать об условиях жизни и аспектах
социализации в данных культурах: в «закрытых»
культурах индивид, если отступит от норм,
попадет в сложную ситуацию, поэтому он
вынужден их соблюдать и ждать этого соблюдения
от других (часто коллективный гнев в «закрытых»
культурах направляется на смельчака,
осмелившегося все-таки нарушить нормы:
«нам нельзя, а ему можно?!»). А в «открытых»
культурах, чтобы чего-то достичь, необходимо
быть свободным, в том числе и от ограничивающих
индивидуальное творчество и деятельность
норм. Подобный анализ помогает избавиться
от собственного этноцентризма при анализе
поведения людей из других культур.
Большое
влияние на развитие социологии культуры
оказала разработка голландским исследователем
Гиртом Хофстеде в 1986 г. подходов к культурным
измерениям. Г. Хофстеде работал менеджером
по персоналу в транснациональной корпорации
IBM, которая имела филиалы в 66 странах мира.
По
долгу службы, обследовав служащих
из разных культур по более чем 90 параметрам
и статистически обработав полученные
данные с помощью факторного анализа,
он обнаружил, что культуры больше всего
различаются по 6 факторам. Их-то он и назвал
«культурными измерениями». Культурное
измерение — это определенный набор
ценностей, установок, верований, норм
и моделей поведения, которыми одна культура
отличается от другой.
2.1
избегание неопределенности
Культуры
в исследовании Хофстеда были условно
поделены на культуры с высоким и
низким уровнями избегания неопределенности.
Культуры с высоким уровнем избегания
неопределенности (в основном, культуры
коллективистского типа) имеют низкий
уровень толерантности к неопределенности,
что выражается в высоком уровне тревожности
и тенденции к «выбросу энергии» (агрессивному
поведению). Индивидам из таких культур
свойственна высокая потребность в формализованных
правилах и нормах поведения и в «абсолютном
доверии». Данные культуры также характеризуются
низкой толерантностью к людям или группам
с отличающимися идеями или поведением.
В таких культурах присутствует выраженная
тенденция к внутригрупповому согласию.
В то же время представители данных культур
характеризуются ярким проявлением эмоций
в отличие от членов культур с низким уровнем
избегания неопределенности. Индивиды
из культур с высоким уровнем избегания
неопределенности больше сопротивляются
любым изменениям, имеют более высокий
уровень тревожности, нетерпимы к двусмысленности,
больше беспокоятся о будущем, считают
верность своему правительству самой
большой добродетелью, имеют низкую мотивацию
к достижению, мало склонны к риску.
Культуры
с низким уровнем избегания неопределенности
имеют более низкий уровень стрессов,
принимают разногласия в своей
среде и характеризуются большей
склонностью к риску. Высокий уровень
избегания неопределенности характеризует
культуры стран Латинской Америки, Африки,
а также культуры стран Ближнего Востока,
Грецию, Бельгию, Францию, Испанию, Израиль,
Японию, Корею, Португалию, Югославию и
др. Низкий уровень избегания неопределенности
характерен для культур таких стран, как
Дания, Великобритания, Гонконг, Ямайка,
Сингапур, Малайзия, Ирландия и ряда других.
2.2
дистанция власти
Дистанция
власти определяется как степень
неравномерности распределения
власти с точки зрения членов данного
общества. Индивиды из культур с большой
дистанцией власти считают, что власть
— это наиболее важная часть общественной
жизни, поэтому люди, облеченные властью,
рассматривают своих подчиненных как
сильно отличающихся от них самих. В культурах
такого типа акцент делается в основном
на принудительную власть, в то время как
в культурах с низкой дистанцией власти
господствует мнение, что только легитимная
власть подлинна, и компетентная власть
предпочитается власти простой силы и
принуждения. Родители из культур с высоким
уровнем дистанции власти поощряют в своих
детях обязательность и исполнительность,
а студенты в данных культурах демонстрируют
более конформное поведение и более авторитарные
установки, чем в культурах с низкой дистанцией
власти.
В социальных организациях культур с высокой
дистанцией власти господствует более
жесткий стиль управления; подчиненным
свойствен больший страх перед выражением
несогласия с начальством, потерей доверия
сослуживцев в сравнении с культурами
с низкой дистанцией власти. «Путь к благоденствию»
в понимании членов культур с низкой дистанцией
власти включает знания, любовь и счастье,
а в понимании членов культур с высокой
дистанцией власти — родовитость, наследство,
скупость, хитрость и временами даже нечестность.
Согласно
данным Хофстеда, высокий уровень
дистанции власти характерен для
большинства африканских, латиноамериканских
и восточных культур, а также
для таких стран, как Индия, Индонезия,
Малайзия, Филиппины, Сингапур, Турция,
Таиланд, Югославия, Бельгия, Франция и
др. Культуры с низкой дистанцией власти
— это культуры таких стран, как Австрия,
Дания, Израиль, Швеция, Швейцария, Финляндия,
Германия, Великобритания, Канада, США
и др.
2.3
маскулинность — феминность
Высокая
степень маскулинности (выраженности
«мужского начала»), согласно Хофстеду,
означает высокую ценность в данной культуре
материальных вещей, власти и представительности.
Культуры, в которых в качестве главных
ценностей превалирует сам человек, его
воспитание и смысл жизни, считаются феминными
(или основанными на «женском начале»).
В
культурах маскулинного типа подчеркивается
различие в половых ролях, исполнительность,
амбициозность и независимость.
В культурах феминного типа половые
роли обычно не столь строго фиксированы,
и упор делается на взаимную зависимость
и служение друг другу. Люди в маскулинных
культурах имеют более сильную мотивацию
к достижению, в работе они видят смысл
жизни, склонны считать интересы компании
своими собственными интересами и центром
своей личной жизни, способны очень напряженно
работать. В данных культурах существуют
значимые расхождения в оценке мужчин
и женщин, занимающих одно и то же положение,
в сторону более высокой оценки мужчин,
а признание, успех и конкуренция рассматриваются
как главные источники удовлетворенности
работой.
Иногда люди из разных культур смотрят
друг на друга со взаимным пренебрежением:
для представителей маскулинных культур
люди из феминных культур недостаточно
деятельны, а для вторых первые недостаточно
заботливы и щедры. Примерами могут служить
Швеция (феминная культура), которая помогает
бедным странам больше других стран в
мире, и Япония (маскулинная культура),
которая по этому показателю «скупее»
всех.
Культурами
маскулинного типа считаются культуры
Австралии, Австрии, Колумбии, Германии,
Великобритании, Ирландии, Италии, Японии,
Мексики, Филиппин, Южной Африки, Швейцарии,
Венесуэлы, США, Канады и др. Культурами
феминного типа являются культуры Чили,
Коста-Рики, Дании, Нидерландов, Норвегии,
Швеции, Югославии и др. Согласно мнениям
некоторых зарубежных исследователей,
Россия относится к странам с культурой
феминного типа.
Используя
данные измерения, необходимо помнить,
что со временем общества и культуры
претерпевают значительные изменения.
Согласно данным исследований, студенты
в Японии в настоящее время более являются
индивидуалистами, чем коллективистами,
несмотря на то что в целом японская культура
коллективистская.
Источник