Кто первым описал аутизм как синдром

Кто первым описал аутизм как синдром thumbnail

Говорят, в советские времена существовала закрытая инструкция Минздрава СССР. Она запрещала выдавать родителям новорожденных с явными физическими или умственными отклонениями. Им предлагалось подписать бумагу об отказе от ребенка. В худшем случае врачи говорили, что он умер при родах. Причем тогда не разделяли олигофренов и аутистов. У таких детей не было будущего или возможности оказаться полезными обществу. Сколько потенциальных гениев потеряла наша страна за все время существования инструкции, остается только гадать

Кто первым описал аутизм как синдром

Наш мир тихой сапой охватывает эпидемия аутизма — болезни «людей дождя». Для нее не существует ни расовых, ни этнических, ни социальных границ. По данным Министерства образования США, за последнее десятилетие минувшего века прирост больных аутизмом в этой стране составил 273 процента. И если в 1992/93 учебном году в Америке обучались 15,5 тысячи детей, страдающих аутизмом, то в 1997/98 году их число выросло до 42,5 тысячи. А вот общемировые цифры: из 10 000 новорожденных 15 — 20 — аутисты. Два года назад называли цифру 4 из 10 000; тогда их было два с половиной миллиона. Кстати, в России взрослых аутистов нет. На Западе их стараются адаптировать к окружающему миру, помочь всевозможными социальными программами. В США государство, без учета денег от благотворительных фондов, выделяет около 30 тысяч долларов в год на каждого (!) аутичного ребенка. Но пока это мало помогает. 70% больных не имеют друзей, а 95% никогда не женились и не выходили замуж. Устроиться на работу могут только 20 — 30% «людей дождя». И это при том что их число постоянно и неуклонно растет. На сегодняшний день аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота, вместе взятые.

Более того, аутизм уже называют самой распространенной среди хакеров болезнью. Авторитетный исследователь заболевания американка Темпль Грэндин, страдающая одной из редких форм аутизма — синдромом Аспергера, вообще указывает на прямую связь между аутизмом и распространением компьютеров. К тому же романтический ореол — обаятельные, несколько неуклюжие гении, — созданный вокруг аутистов киношниками (фильмы «Человек дождя», «Меркурий в опасности»), затмевает то, что перед нами эпидемия серьезной болезни. А болезнь необходимо лечить.

«Синдром раннего детского аутизма» (от латинского слова autos — сам, погружение в себя) — это понятие вошло в обиход благодаря американскому детскому психиатру Лео Каннеру, наблюдавшему в своей клинике в далеком 1943 году одиннадцать сходных случаев неизвестной болезни. В дальнейшем ее исследованиями занимались такие известные ученые, как австриец Г. Аспергер или наш соотечественник С. Мнухин. Были выявлены основные черты и критерии заболевания.

Оказывается, аутизмом в четыре раза чаще страдают мальчики, чем девочки. Болезнь воздействует как на психические функции вроде речи или интеллекта, так и на восприятие мира. Так, больные зачастую не имеют собственного мнения и не понимают общего смысла происходящих вокруг событий. Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. Ребенок не играет, не улыбается, никак не реагирует на собственную мать, а когда к двум-трем годам начинает говорить, то переставляет местоимения или использует штампы. Затем болезнь прогрессирует следующим образом: ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы, слабо реагирует на происходящее эмоционально, подвержен неофобии — боязни всего нового, однообразно ведет себя, например постоянно постукивая или тряся руками. Привлечь его внимание очень и очень сложно.

…Профессиональный психолог Марина Кузьмина рассказывает о том, как ей попался маленький аутичный пациент. Долгое время он вообще никак не реагировал на любые попытки войти с ним в контакт. Сидел, будто НЛО, и что-то рисовал на бумаге. Хорошо, что психолог догадалась обратить внимание на эти рисунки. Все его неровные черточки и мазки складывались в очертания бобров. Этих животных мальчик любил больше всего на свете. Он прочел про них все, что только нашел дома, и готов был часами рассматривать их в иллюстрированных книжках. И вот маленький аутист и профессиональный психолог стали рисовать бобров вместе.

Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны и руководствуются в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов. Эти страхи впоследствии перерастают в запреты и самоограничения. То есть человек может бояться работающего телевизора или луча света на полу. Поэтому те самые однообразные движения, характерные для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующей нервное напряжение.

Выделяют четыре группы аутизма. Первая является самой тяжелой. Она характеризуется полной отрешенностью человека от происходящего. К сожалению, вероятность того, что он выйдет из своего «заколдованного» состояния, мизерно мала. Вторая группа включает в себя тех, кто активно отвергает происходящее. В речи такие больные любят использовать штампы типа: «Здравствуйте! Как дела? У меня все хорошо», здороваясь с любым знакомым или незнакомым человеком. Проявляют способности только в том, что нравится делать. Для них характерен избыточный консерватизм.

…Трехлетний Артем любит конструктор. Он может часами собирать из него пирамиды. Разноцветные. Из красных, зеленых, синих, розовых кусочков. Причем он собирает абсолютно идентичные пирамиды. И не ошибается ни на кубик. Когда Артем занимается своим любимым делом, весь остальной мир перестает для него существовать. Еще он любит компьютер и цифры на экране, которые так похожи на его игрушечные пирамиды. Зато очень не любит, когда его отвлекают от конструирования на еду, сон или поход к врачу. Кажется, Артем может собирать свои фигуры всю оставшуюся жизнь.

Третья группа объединяет людей, способных воспринимать окружающий мир, но погруженных в собственные интересы. Они абсолютно не приспособлены к жизни, не интересуются мнением или потребностями окружающих. Годами могут увлекаться одними и теми же действиями или родом деятельности. А вот чем именно, вы можете никогда и не узнать.

…Мама одного аутиста, который в свои девять лет ни разу ничего не сказал, отвела его к специалистам. «А вы знаете, — сказали ей, — что ваш сын умеет читать?» Женщина была просто в шоке — она ведь столько раз пыталась заставить его что-нибудь написать или сказать хотя бы одно слово. А специалисты просто попросили мальчика разложить карточки со словами в правильном порядке. Ребенок с задачей справился просто мгновенно.

Наконец, четвертая группа аутистов наиболее приближена к обычным людям. Больные кажутся несколько заторможенными, живо реагируя только на определенные образы или ситуации. Ранимы и беззащитны. Дети обычно сильно зависимы от взрослых. В стереотипах руководствуются понятием «правильности». До мелочей законопослушны.

Наука указывает на несколько причин появления и развития болезни. В основном это врожденные биологические факторы типа мозговой дисфункции или диспропорции (недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей), хромосомных аномалий и обменных нарушений. Бытует мнение, что в распространении аутизма виновата обычная вакцинация. Так, основатель частного исследовательского института аутизма в Сан-Диего психолог Бернард Римланд уверен, что особенно опасны в смысле появления болезни комбинированные вакцины вроде КСК (от кори, свинки и ветрянки).

Читайте также:  Анализ беременных на синдром дауна генетический

А вот координатор подразделения нейробиологии и генетики аутизма в Национальном институте США детского здоровья и развития человека Мэри Бристол-Пауэр называет среди возможных причин заболеваемости пестициды и загрязнители окружающей среды.

Нельзя не учитывать и психические факторы. Ученые давно ввели в обиход «теорию эмоциональной холодности родителей» — актуальную для нашего компьютеризированного общества версию происхождения болезни. Может, во всем действительно виновато недостаточно насыщенное аффективно-эмоциональное общение матери и ребенка?

Но, скорее всего, у аутизма исключительно генетическая база. Недавно ученые обнаружили ответственную за болезнь мутацию, локализованную в гене HOXA-1, который регулирует раннее развитие мозга.

Кто первым описал аутизм как синдром

Почему же аутизм, становящийся все более и более распространенным, почти не вызывает серьезной реакции в обществе? Просто многие сразу вспоминают аутиста Баббитта из «Человека дождя», который помнил, кто в каком году выиграл матч на первенство НБА, мог высчитать в уме квадратный корень четырехзначного числа и знал наизусть весь телефонный справочник. Исследователи подтверждают: умственный коэффициент аутичных детей зачастую превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Таких детей обычно интересуют лишь три сферы деятельности: рисование, музыка, конструирование. Таким образом, целых 10% аутистов обладают выдающимися способностями, тогда как среди обычных людей этот показатель меньше 1%. С другой стороны, если одни аутисты легко справляются со сложнейшими математическими вычислениями, могут по памяти воспроизвести услышанную мелодию и с точностью до мельчайших нюансов скопировать Рембрандта, то другие, которых около 50%, по своему умственному развитию приближаются к олигофренам. Причины подобного разделения, а также необычных способностей оставшихся 50% науке неизвестны. Сами аутисты утверждают, что как бы «видят» ответ. Множество цифр и букв в их мозгу складываются в нужные суммы или слова. Ученые пытаются объяснить это высокой скоростью химических реакций в голове больных.

Джоэл Смит, исполнительный директор Autism Services Association, к примеру, считает, что при аутизме характерна резкая неравномерность развития. «Умственная отсталость, — говорит он, — обычно характеризуется равномерным, но только очень низким уровнем развития личности. А при аутизме какие-то способности проявляются на исключительно высоком уровне, а другие, наоборот, остаются на очень низком».

Кроме этого, у аутистов много других очень эксцентричных черт. Например, они ненавидят беспорядок и приводят все окружающее в некую стабильную, а еще лучше — в замкнутую систему. Кстати, именно эта маниакальная страсть к порядку так роднит их с компьютерами. Большинство аутистов обладают способностью к программированию и могут, к примеру, за несколько дней освоить любой компьютерный язык только по исходным кодам приложений. Недаром, по неофициальным данным, в известной всему миру компании «Майкрософт» число аутистов среди сотрудников составляет от 5 до 20%.

Между прочим, аутисты рождались и в прежние времена. Ученые считают ими таких известных исторических личностей, как Альберт Эйнштейн, Агата Кристи, Моцарт и даже наш любимый Александр Сергеевич. К тому же именно о «людях дождя» говорят многочисленные легенды про заколдованных детей. Помните «Снежную королеву» Андерсена? После поцелуя Снежной королевы мальчик Кай забыл всех своих близких и больше всего на свете полюбил сидеть один в холоде и складывать льдинки. Чем не аутист, спрашивается? «Я определенно существо не коллективное», — косвенно подтверждает точность легенды гениальный программист и известный аутист Петер Леви. То есть таким людям, как он, не нужны ни родные, ни друзья, ни любимые. Им не нужен вообще никто.

Есть в Интернете знаменитый сайт аутиста Линдсея Викса. Он пытается рассказать обычным людям о внутреннем мире подобных ему. О дружбе Викс пишет, что не понимает ее значения. Он не знает, как это — сходиться с людьми. Что должно измениться в его жизни с появлением друга и как точно определить, есть ли у него друг или нет. «Поэтому я не вижу в ней, дружбе, особого смысла», — заключает он.

Так что выводы определенно двойственны. С одной стороны, если выделенный некоторыми американскими учеными «ген гениальности» не может не идти рядом с «геном шизофрении», то пусть будет так. На Западе уже давно стало престижным воспитывать будущих гениев-аутистов и потом всячески помогать им приспособиться к окружающей действительности. Так, один из подверженных этому заболеванию детей воспитывается в семье известного киноактера Сильвестра Сталлоне.

Но с другой стороны, скорость распространения болезни грозит миру настоящей эпидемией. А ведь причины ее до сих пор окончательно не ясны. И кто знает, не уступят ли скоро СПИД с раком свои почетные первые места новой пандемии. И не назовут ли болезнью XXI века поначалу такой безобидный и даже в чем-то чрезвычайно полезный, романтизированный Голливудом аутизм?

Кирилл ЖУРЕНКОВ

В материале использованы фотографии: East NEWS, Fotobank

Источник

Расстро́йство аутисти́ческого спе́ктра (сокращённо РАС, англ. autism spectrum disorder, ASD; включающее в себя устаревшие диагнозы: детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера[1]:53) — нейроонтогенетическое расстройство[2], то есть расстройство психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями[2]. Основная характеристика расстройства — дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии[1]:50. Главным дефицитом у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте[3] (согласованности с партнёром по общению). Среди лиц с расстройством аутистического спектра часто встречается умственная отсталость[1]:40, однако встречаются и высокофункциональные индивидуумы с данным расстройством.

Причины[править | править код]

Возможно существует много факторов повышающих вероятность РАС у ребенка, в их числе факторы окружающий среды и генетика[4].

Вакцинация[править | править код]

ВОЗ заявляет, что вакцины не вызывают расстройства аутистического спектра. «Этот вывод был сделан по результатам множества исследований, проводившихся на очень больших группах людей.»[5][4].

В исследовании 1998 г. в котором высказывалось предположительная возможность связи вакцины против кори-паротита-краснухи (КПК) и аутизма, были найдены серьезные ошибки и намеренные искажения. Исследование отозвано опубликовавшим его журналом. Данная публикация вызвала панику повлекшую отказ от прививок и следствии к вспышкам этих заболеваний[6][4].

Клиническая картина[править | править код]

Лица с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы в социальной коммуникации: например, не могут поддержать диалог, испытывают проблемы социального сближения, имеют сниженную способность к разделению интересов, эмоций, всё это может доходить до неспособности начинать или реагировать на социальные взаимодействия[1]:50.

Читайте также:  Синдром эмоционального сгорания на работе

Поддержание и понимание социальных взаимоотношений также страдает: от трудности с приобретением друзей, трудностей с участием в играх, в которых задействовано воображение, в крайних случаях доходя до видимого отсутствия интереса к любым контактам со сверстниками[1]:50.

Также присутствуют проблемы в невербальном коммуникативном поведении: аномалия зрительного контакта (больным трудно поддерживать зрительный контакт, более того, он может вызывать неприятные ощущения), языка тела или телесной ориентации, речевой интонации, или проблемы с использованием и пониманием сути невербального общения. Лица с РАС могут выучить несколько функциональных жестов, но их репертуар меньше, чем у других людей, спонтанно в общении они не могут адекватно использовать жесты[1]:54. В крайних случаях доходит до полного отсутствия зрительного контакта, мимики или жестов[1]:50—54

Характерны крайне ограниченные и зацикленные на одном интересы (также может присутствовать сильная привязанность к необычным предметам)[1]:50. Подобные интересы обычно неадекватны по интенсивности или фокусу внимания (например, увлечение ребёнка пылесосами; привязанность ребёнка к какой-либо кухонной утвари; у аутичного взрослого — запись расписаний часами напролёт)[1]:54. На более поздних этапах жизни специальные интересы могут стать источником мотивации и удовольствия, а в некоторых случаях — стать основой работы или карьеры[1]:54.

Патологическая реакция на входную сенсорную информацию (например, видимое безразличие к температуре окружающей среды, безразличие к боли, негативная реакция на определённые звуки или шумы)[1]:50.

Стереотипность, повторяемость поведения, интересов или деятельности в целом[1]:50. Это может проявляться в стереотипных движениях, у детей — в выстраивании игрушек в строгом порядке, идиосинкразических фразах или эхолалии (стереотипном повторении фраз других людей)[1]:50. Чрезмерная потребность в неизменности и постоянности (например, неизменный распорядок дня, неизменный маршрут прогулки или однообразная еда)[1]:50.

Многие взрослые с расстройством аутистического спектра учатся подавлять стереотипное повторяющееся поведение на публике, удаётся это у лиц без умственной отсталости и речевых затруднений[1]:54.

При присутствии коморбидного кататонического синдрома (кататонии) у лица с расстройством аутистического спектра, в DSM-5 используется дополнительный код 293.89/F06.1.

Для постановки диагноза по DSM-5 «расстройство аутистического спектра» (код 299.00 / F84.0) перечисленные в этом разделе симптомы должны вызывать клинически значимое ухудшение в социальной, профессиональной или других важных сферах повседневного функционирования, иначе диагноз не ставится[1]:50.

Связанные особенности, подтверждающие диагноз[править | править код]

Многие люди с расстройством аутистического спектра также имеют интеллектуальные нарушения и/или речевые расстройства (например, медленную речь)[1]:55. Часто присутствуют двигательные («моторные») отклонения от нормы, например странная походка, ходьба на цыпочках и т. п.[1]:55 Могут присутствовать стереотипные самоповреждения.

Взрослые и подростки с расстройством аутистического спектра склонны к депрессии и тревоге[1]:55.

Возможно кататоноподобное поведение, не доходящее до кататонического эпизода. Однако в некоторые случаях случаются полноценные кататонические приступы.

Кататония[править | править код]

В своей самой острой, тяжёлой форме кататония характеризуется отсутствием движения (акинезия), отсутствием речи (мутизмом), длительным сохранением однообразных поз (каталепсии) и восковой гибкостью. Финк и Тейлор ввели термин «кататонический спектр» для обозначения всего ранга проявлений кататонии[7]. По данным двух исследований, кататония наблюдается у 12—17 % молодых людей с расстройством аутистического спектра[8]. Уинг и Шах обнаружили, что возраст манифестации кататонии — 10—30 лет, с пиком 15—19 лет, при этом 6 % из кататоников — пациенты с расстройством аутистического спектра[9].

Проводились исследования оценки взаимосвязи расстройства аутистического спектра и кататонии[10][9][11]. Dhossche охарактеризовал аутизм как «раннее выражение кататонии»[12]. В результате его исследований, а также соответствующей литературы, вероятна общая генетическая этиология кататонии и аутизма (гены под подозрением расположены в длинном плече хромосомы 15)[12][13]. Аномальная функция гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) связана с обоими расстройствами.

Медицинские классификаторы[править | править код]

DSM-5[править | править код]

По современному американскому Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам пятого издания (DSM-5) нижеследующие 4 расстройства из предыдущего издания (DSM-IV) объединены в одно — расстройство аутистического спектра[14]:

  • аутистическое расстройство;
  • синдром Аспергера;
  • детское дезинтегративное расстройство;
  • первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS).

В США лицам с надёжно установленным аутистическим расстройством, синдромом Аспергера, детским дезинтегративным расстройством и первазивным расстройством развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS) по DSM-IV-TR согласно новой редакции классификатора DSM-5 с 2013 года врачами-психиатрами при повторном освидетельствовании поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра».

МКБ[править | править код]

МКБ-10[править | править код]

По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к общим расстройствам развития относятся:

  • F84.084.0 Детский аутизм
    • F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга
    • F84.02 Детский аутизм вследствие других причин
  • F84.184.1 Атипичный аутизм
    • F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью
    • F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости
  • F84.284.2 Синдром Ретта
  • F84.384.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (дезинтегративный психоз или синдром Геллера)
  • F84.484.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями)
  • F84.584.5 Синдром Аспергера
  • F84.884.8 Другие общие расстройства развития
  • F84.984.9 Общее расстройство развития, неуточнённое.

Рубрика «общие расстройства развития» и включают расстройства аутистического спектра. Состояния, обозначенные как F84.2, F84.3 и F84.4, считаются редкими. Ведутся дискуссии о том, являются ли они частью аутического спектра. «Высокофункциональным аутизмом» называется детский аутизм (F84.0) с IQ более 70. Он не входит в качестве формальной категории ни в одну из двух классификаций.

Однако диагноз «расстройство аутистического спектра» в МКБ-10 отсутствует.

МКБ-11[править | править код]

В версии МКБ-11 2018 года появилась диагностическая единица «расстройство аутистического спектра» (код 6A02)[2].

В МКБ-11 расстройство аутистического спектра делится на подтипы с указанием наличия/отсутствия расстройства интеллекта и указанием способности человека использовать «функциональный язык» (англ. functional language; устный или письменный), то есть речь в качестве средства для выражения личных потребностей или желаний[2].

Выделяются следующие подтипы:[2]

  • 6A02.0 РАС без расстройства интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
  • 6A02.1 РАС с расстройством интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
  • 6A02.2 РАС без расстройства интеллектуального развития и c нарушением функционального языка.
  • 6A02.3 РАС с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функционального языка.
  • 6A02.4 РАС без расстройства интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
  • 6A02.5 РАС с расстройством интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
  • 6A02.Y Другое уточнённое расстройство аутистического спектра.
  • 6A02.Z Расстройство аутистического спектра, неуточнённое.

Эпидемиология[править | править код]

Распространённость расстройства аутистического спектра в США и других странах оценивается в 1 % населения[1]:55. Один ребенок из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра[4].

Дифференциальная диагностика[править | править код]

При постановке диагноза «расстройство аутистического спектра» по DSM-5 необходимо исключить синдром Ретта (кода нет), селективный мутизм (312.23/F94.0), речевые расстройства и социальное (прагматическое) расстройство коммуникации (315.39/F80.89), умственную отсталость без расстройства аутистического спектра (319/F70—F73), синдром дефицита внимания и гиперактивности, также известный как СДВГ (314.01/F90.2, 314.00/F90.0, 314.01/F90.8, 314.01/F90.9), стереотипные повторяющиеся движения (307.3/F98.4), шизофрению (295.90/F20.9)[1]:57—58. В скобках указаны диагностические коды расстройств в DSM-5, по сути являющиеся кодами МКБ-9-КМ и МКБ-10-КМ, для облегчения поиска расстройств в классификаторе.

Читайте также:  Синдром дауна 21 век журнал читать

Социализация и обучение[править | править код]

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Программы поддержки людей с расстройством аутистического спектра должны опираться на принцип преемственности на всех этапах жизни — от раннего детства до взрослости. Основными условиями для успешного инклюзивного образования учащихся с расстройством аутистического спектра являются подготовленный педагогический состав (использующий специальные методы и приемы организации процесса обучения и адаптации программного материала), а также наличие тьютора[15].

В образовательной практике США доказана эффективность поведенческих подходов: системы поддержания желательного поведения и дифференцированного обучения на уровне класса; прикладного анализа поведения — на уровне отдельных учеников[3].

Инклюзия детей с РАС в российской системе образования[править | править код]

Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые закрепила на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.

По данным Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в 2012 году доля детей с расстройством аутистического спектра, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4 % в отношении ко всем детям с инвалидностью, а в 2014 году — 7,8 %[15].

Терапия[править | править код]

В другом языковом разделе есть более полная статья Autism therapies (англ.).

Основным лечением при кататонии при расстройстве аутистического спектра является применение бензодиазепинов, при этом антипсихотические средства не рекомендуются к применению. В случае тяжёлой кататонии внутривенное введение бензодиазепиновых транквилизаторов лоразепама, диазепама или барбитурата амобарбитала снимает кататонические симптомы у более чем половины пациентов с расстройством аутистического спектра[16].

Для терапии социальной тревожности и повышения социальной адаптивности у аутичных взрослых также исследуются экспериментальные методы психоделической психотерапии эмпатогеном MDMA[17].

См. также[править | править код]

  • Расстройства шизофренического спектра
  • Детский аутизм
  • Синдром Аспергера
  • Синдром саванта
  • Высокофункциональный аутизм

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X.
  2. 1 2 3 4 5 World Health Organisation. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (2018): 6A02 Autism spectrum disorder (англ.) (2018). Дата обращения 2 ноября 2018.
  3. 1 2 Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
  4. 1 2 3 4 [[|Всемирная оранизация здравоохранения]]. Расстройства аутистического спектра (РАС). www.who.int (7 ноября 2019 г.). Дата обращения 11 июня 2020.
  5. ↑ Часто задаваемые вопросы о вакцинах. Всемирная организация здравоохранения (26 августа 2019). Дата обращения 18 ноября 2019.
  6. Всемирная организация здравоохранения. Вопросы и ответы об иммунизации и безопасности вакцин. WHO (Апрель 2018 г.). Дата обращения 24 апреля 2020.
  7. Max Fink, author2=Michael Alan Taylor. Catatonia: A Clinician’s Guide to Diagnosis and Treatment (неопр.). — Cambridge University Press, 2003. — С. 30. — ISBN 978-0-521-82226-8.
  8. Eds. S. Hossein Fatemi, Paula J. Clayton. The Medical Basis of Psychiatry (неопр.). — New York, NY: Springer New York, 2016. — С. 463. — ISBN 978-1-4939-2527-8. — doi:10.1007/978-1-4939-2528-5.
  9. 1 2 Wing, L., Shah A. Catatonia in autistic spectrum disorders (англ.) // British Journal of Psychiatry. — Royal College of Psychiatrists (англ.)русск., 2000. — Vol. 176, no. 4. — P. 357—362. — ISSN 0007-1250. — doi:10.1192/bjp.176.4.357.
  10. Dhossche D. Brief report: catatonia in autistic disorders (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск.. — 1998. — Vol. 28, no. 4. — P. 329—331. — PMID 9711489.
  11. Realmuto G. M., August, G. J. Catatonia in autistic disorder: A sign of comorbidity or variable expression? (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — Springer Nature, 1991. — Vol. 21, no. 4. — P. 517—528. — ISSN 0162-3257. — doi:10.1007/bf02206874.
  12. 1 2 Dhossche D. M. Autism as early expression of catatonia (неопр.) // Medical science monitor: international medical journal of experimental and clinical research. — 2004. — Т. 10, № 3. — С. 31—39. — ISSN 1234-1010. — PMID 14976444.
  13. Stöber G., Seelow D., Ruschendorf F., Ekici A., Beckmann H., Reis A. Periodic catatonia: confirmation of linkage to chromosome 15 and further evidence for genetic heterogeneity (англ.) // Human Genetics : journal. — Springer Nature, 2002. — Vol. 111, no. 4—5. — P. 323—330. — ISSN 0340-6717. — doi:10.1007/s00439-002-0805-4. — PMID 12384773.
  14. ↑ Autism spectrum disorder fact sheet. American Psychiatric Publishing (2013). Дата обращения 26 мая 2016. Архивировано 8 июля 2016 года.
  15. 1 2 Алехина С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. — 2014. — № 3. — с. 4-7.
  16. Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4.:274
  17. Danforth, Alicia L.; Struble, Christopher M.; Yazar-Klosinski, Berra; Grob, Charles S. MDMA-assisted therapy: A new treatment model for social anxiety in autistic adults (англ.) // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2016. — Vol. 64. — P. 237—249. — ISSN 02785846. — doi:10.1016/j.pnpbp.2015.03.011.

Литература[править | править код]

  • Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4. (англ.)
  • Dianne Zager, David F. Cihak, Angi Stone-MacDonald. Autism Spectrum Disorders: Identification, Education, and Treatment (англ.). — Taylor & Francis, 2016. — ISBN 978-1-317-74375-0. (англ.)
  • Brenda Smith Myles. Autism Spectrum Disorders: A Handbook for Parents and Professionals (англ.). — Greenwood Publishing Group, 2007. — ISBN 978-0-313-33632-4. (англ.)
  • Tony Charman, Wendy Stone. Social and Communication Development in Autism Spectrum Disorders: Early Identification, Diagnosis, and Intervention (англ.). — Guilford Press (англ.)русск., 2008. — ISBN 978-1-59385-713-4. (англ.)
  • Leo Kanner. Autistic disturbances of affective contact (неопр.) // The Nervous Child. — 1943. — Т. 2. — С. 217—250. (англ.)

Ссылки[править | править код]

  • Расстройства аутистического спектра — диагностические критерии DSM-5
  • Расстройства аутического спектра в DSM-IV и МКБ-10
  • Аутизм: наука и практика. По страницам журнала «Аутизм и нарушения развития» (2003—2014) — сборник статей
  • Аутизм и нарушения развития — научно-практический журнал
  • Детский аутизм: исследования и практика — сборник статей
  • Как мыслят аутисты? / Подготовил Антон Солдатов // Psychologies. — OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». — Дата обращения: 08.12.2019. (Из кн.: Тэмпл Грандин. Отворяя дверь надежды : Мой опыт преодоления аутизма. — Теревинф, 2012.)

Источник