Козина чутко синдром эмоционального выгорания

Козина чутко синдром эмоционального выгорания thumbnail

«Синдром эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагогов.

Многие молодые люди и педагоги, работающие достаточно длительный период в сфере образования, не задумываются о том, от чего появляются патологическая усталость или нежелание идти на работу. Для молодых педагогов это важный сигнал, связанный с тем, что данный вид профессиональной деятельности не приносит положительных результатов или внутреннего комфорта, что не является важным показателем для дальнейшей продуктивности. Для педагогов работающих достаточно длительный период появляется высокая степень утомляемости, связанная с рабочей нагрузкой, с новыми введениями в образование. Педагоги с большим опытом работы привыкают к стандартным видам деятельности, и для них фактором риска является внутренняя накопленная усталость и дискомфорт. Всё это несёт за собой признаки истощения и дальнейшего эмоционального выгорания. Выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций связанных с профессиональной деятельностью человека.

По мнению В. М. Лизинского, важнейшими причинами собственного профессионального выгорания являются те диапазально высокие и постоянно усиливающиеся напряжения, которые сплошь и рядом становятся непосильными для педагогов. Это вызвано не только собственно нагрузками, но и их многообразием, и информационным коллапсом, и возрастающими психологическими нагрузками, что в конечном счете приводит к появлению, проявлению и накапливанию разнообразных и чрезвычайно вредных усталостей [3].

Как цитируют в своей монографии Л. С. Чутко и Н.В. Козина «для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в излишне интенсивном, тесном общении с клиентами или пациентами, в эмоционально перенасыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи, используется термин «эмоциональное выгорание» (burnout). Проблема эмоционального выгорания стала предметом научных исследований после того, как ее описал H. Freudenberger в середине 70-х годов XX века. Данному патологическому состоянию наиболее подвержены представители гуманных профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов…» [8].

Термин синдром эмоционального выгорания впервые ввёл в 1974 году американский психолог Х. Дж. Фрейденбергером. Он описывал деморализацию (духовно-нравственный упадок), разочарование и крайнюю усталость, которую наблюдал у работников психиатрических учреждений [4]. «Эмоциональное выгорание» — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного, или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (В.В. Бойко) [5].

Синдром выгорания — болезнь нашего времени, приобретающая национальные масштабы. Как правило, она настигает тех, кто совсем не брал ее в расчет, — по причине своей чрезмерной занятости. В особой группе риска находятся идеалисты, которые с полной ответственностью уходят в работу с головой [2]. К “группе риска” синдрома эмоционального выгорания, прежде всего, относятся те специалисты, которые по виду своей профессиональной деятельности имеют достаточно большой круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый накопительный “лимит общения”, то есть за день человек может находиться в контакте лишь с ограниченным количеством людей. Если данный «лимит общения» превышен и их число контактов увеличивается за пределы нормы, неизбежно наступают признаки истощения, а со временем и выгорание, так как энергетический баланс человека имеет исчерпывающий ресурс.

 «Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой. Выгорание приравнивается к дистрессу (таким как, тревога, депрессия, враждебность и гнев). К стадии общего синдрома дезадаптации, относится стадия истощения. Истощение – это снижение эмоционального тонуса, которое наступает, когда внутреннее сопротивление оказалось неэффективным. Выгорание – является не просто результатом стресса, а следствием неуправляемого стресса, а также постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, и в конечном итоге состояние эмоционального, умственного истощения и физического переутомления» [5]. К. Леонгард выделил три типа личности, у которых есть предпосылки к синдрому эмоционального выгорания:

1. Первый тип — «педантичный». Основные характеристики этого типа: добросовестность, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиваться образцового порядка. Основные симптомы переутомления — апатия, сонливость.

2. Второй тип — «демонстративный». Люди этого типа стремятся первенствовать во всём, быть у всех на виду, это тип лидеров. Вместе с тем, им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении однообразной, рутинной работы. У людей второго типа переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости, агрессии. На этом фоне повышается давление, возникают проблемы с засыпанием.

3.Третий тип  «эмотивный». Люди данного типа бесконечно и противоестественно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Люди третьего типа при стрессах страдают бессонницей, у них особо повышенный уровень тревожности [1].

Согласно статистике многие женщины больше, чем  мужчины подвержены синдрому эмоционального выгорания.

Это связанно с тем, что женщины более эмоциональны, готовы проявить сострадание, эмпатию — умение сопереживать чужой боли.  Мужчины как правило больше склонны к деперсонализации, некоему обесцениванию или цинизму. Поэтому они меньше подвержены синдрому эмоционального выгорания. Несмотря на то, что женщины больше, чем мужчины подвержены данному синдрому, они более выносливы. Так как женщина является не только работником, но ещё и матерью для своих детей, ведёт домашнее хозяйство. Таким образом, она легче, чем мужчина выходит из синдрома эмоционального выгорания (спасает переключаемость с одного вида деятельности на другой).

По исследованиям американского психолога Х. Дж. Фрейденбергером, синдром эмоционального выгорания имеет свои стадии:

стадия  «напряжение» — со следующими симптомами: неудовлетворенность собой; переживание психо-травмирующих ситуаций, тревожность, депрессия.

стадия  «сопротивление» — проявляется со следующими симптомами: неадекватное, (повышенная гневливость, раздражительность), эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций.

стадия  «истощение»  со следующими симптомами: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, апатия.

стадия — кризисная стадия  психосоматические расстройства. На этой стадии необходима срочная медицинская помощь, помощь психотерапевта и медикаментозное лечение

Читайте также:  Синдром дауна мкб 10 код

Как и любое заболевание, синдром эмоционального выгорания имеет свои симптомы. Они делятся на физические, психологические и поведенческие симптомы.

К физическим симптомам относятся: повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня. Нарушения сна с затруднениями засыпания и ранними пробуждениями. Плохое общее состояние здоровья, в том числе по ощущениям (затруднённое дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость). Обострённая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Психосоматическое недомогание (головная боль, диарея, синдром раздражённого желудка, аритмия, гипертония). Уменьшенный или увеличенный вес.

К психологическим симптомам относятся: нарастающий негативизм по отношению к сотрудникам на рабочем месте. Агрессивные чувства на работе и дома (раздражительность, напряжённость, тревожность, беспокойство, гнев). Состояния упадка сил и настроение и связанные с ним переживания: цинизм (деперсонализация), пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, чувство бессмысленности. Утрата чувства юмора. Безразличие, чёрствость по отношению к окружающим. Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться. Депрессия, постоянное чувство неудачи и вины. Нервные рыдания, истерики. Преобладание чувства одиночества.

К поведенческим симптомам относятся: Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть. Безразличие к еде; стол скудный, без изысков. Малая физическая нагрузка. Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином. То и дело возникающая рассеянность, «детские» ошибки в работе. Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т. д.). Импульсивное эмоциональное поведение. Нет контроля над эмоциями. Формальное выполнение работы.

В состоянии синдрома эмоционального выгорания человек находится в состоянии дезориентации. У него портятся отношения с людьми, жизнь становится серой и бесцельной, ничего не радует, и на этом фоне может развиться серьёзное психическое расстройство — депрессия, человека могут посещать мысли о суициде, могут обостриться хронические заболевания или психосоматические расстройства, может возникнуть риск несчастных случаев [7].

«В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Рабочие или профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Разрушающее воздействие психологического стресса отмечается даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях, поскольку развитие стресс-реакций имеет сложную многофакторную обусловленность: от структурно-организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. Негативно сказываясь как на конкретных людях – их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом» [5].

По мнению Т. Солодковой «эмоциональный интеллект» представляет собой совокупность ментальных способностей, обеспечивающих идентификацию, понимание причин и умение управлять собственными эмоциями, так и эмоциями других людей для успешного достижения целей и задач другой деятельности (профессиональной деятельности, общения). «Эмоциональный интеллект» является релевантным личностным ресурсом преодоления синдрома выгорания у педагогов, его целенаправленное развитие может способствовать снижению риска возникновения синдрома выгорания в процессе педагогической деятельности [6]. Однако, как отмечает

Т. Солодкова, необходима профилактика синдрома эмоционального выгорания, которая включает в себя:

  • Культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;

  • Определение краткосрочных целей, для повышения долгосрочной мотивации;

  • Поддержание своего здоровья, соблюдение режима питания, сна, активного отдыха;

  • Овладение техниками медитации;

  • Расставлять приоритеты в соответствии со своими ценностями;

  • Научиться говорить «нет»;

  • Бережно относиться к своему времени;

  • Наличие нескольких друзей во взаимоотношениях, с которыми существует баланс;

  • Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

  • Открытость новому опыту (овладение новым видом деятельности);

  • Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

  • Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

  • Приобретение нового жизненного опыта (знакомство с новыми людьми, путешествия, посещение культурных мероприятий);

  • Хобби, доставляющее удовольствие;

  • Вечерние прогулки перед сном;

  • Смех и юмор зачастую «ломают» напряжённость, которая может возникнуть на работе и дома. Как известно,  гормоны стресса подавляются смехом.

Для восстановления эмоционально-психологического баланса необходимо использовать:

  • психотренинг, психотерапия, арт-терапия, визуализация, музыкотерапия, ароматерапия.

  • соблюдение психогигиены: (настрой на позитив, расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта);

  • профессиональное развитие и самосовершенствование;

  • уход от ненужной конкуренции;

  • эмоциональное общение

  • эмоциональное общение

Методы саморегуляции, могут помочь в снижении внутреннего дискомфорта, связанного с профессиональным выгоранием, к ним относятся:

  • Релаксация

  • Дыхательные техники

  • Аутогенная тренировка

  • Словестные формулы (самовнушение)

  • Мышечная релаксация

  • Визуализация (расслабление через образ)

Для того, чтобы быстро определить наличие у человека эмоционального выгорания, необходимо провести экпресс – диагностику. Ответьте на вопросы «да» или «нет». За каждый положительный ответ начислите себе 1 балл [3].

1.Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен.

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделал бы это без промедления.

3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети.

5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.

6. Придя домой после рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон.

7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям

10. За последние 3 месяца, я не прочитала ни одной книги, которая открыла бы для меня, что-нибудь новенькое.

Читайте также:  Дети с синдромом дауна фото признаки у новорожденных

Оценка результатов:

0 – 1 балл.Синдром выгорания вам не грозит.

2 –6 баллов.Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7 –9 баллов.Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов.Налицо синдром эмоционального выгорания.

Для профилактики эмоционального выгорания можно повести комплекс упражнений [3]:

Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Нарисуйте, пожалуйста, круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметьте, в каком соотношении в настоящее время они находятся:

  1. работа (профессиональная жизнь),

  2. работа по дому

  3. личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

Рядом нарисуйте второй круг. В другом круге – их идеальное соотношение.

Обсуждение:

-Есть ли различия? В чем они заключаются?

Почему так получилось?

-Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

-От кого или от чего это зависит?

И всё же, если Вы не можете самостоятельно справиться с синдромом эмоционального выгорания, действенный способ обратиться к психологу и получить квалифицированную помощь. Обратившись к специалисту, вы сможете справиться с проблемой и даже восстановить свой внутренний баланс, а также добиться успехов в профессиональной деятельности!

Список используемой литературы:

  1. Е. А.. Алексеевич, И.В. Выбойщик, Л. П. Паршукова «Акцентуация характера»: Учебное пособие.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.

  2. Грабе М. Синдром выгорания-болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять: пер. с нем. – СПб.: Речь, 2008.

  3. Лизинский В.М. Профессионально-личностное выгорание и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности. М.: Изд-во Центр «Педагогический поиск», 2013.

  4. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2009.

  5. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. –  СПб: Питер, 2003.

  6. Cолодкова Т. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс. Роль эмоционального интеллекта в преодолении синдрома выгорания у педагогов: автореферат. дис. канд. псих. наук: 19.00.07/ Иркутск, «Восточно-Сибирская государственная академия образования» — Иркутск, 2011.

  7. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб, КАРО, 2003.

  8. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. 2- е издание, М.: Изд-во «Медпресс-информ», 2014.

Источник

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ (àíãë. burnout) — ïîíÿòèå, ââåä¸ííîå â ïñèõîëîãèþ àìåðèêàíñêèì ïñèõèàòðîì Ãåðáåðòîì Ôðåéäåíáåðãåðîì â 1974 ãîäó, ïðîÿâëÿþùååñÿ íàðàñòàþùèì ýìîöèîíàëüíûì èñòîùåíèåì.

Ôðåéäåíáåðãåð óêàçûâàë, ÷òî òàêîå ñîñòîÿíèå ðàçâèâàåòñÿ ó ëþäåé, ñêëîííûõ ê ñî÷óâñòâèþ, èäåàëèñòè÷åñêîìó îòíîøåíèþ ê ðàáîòå, âìåñòå ñ òåì íåóñòîé÷èâûõ, ñêëîííûõ ê ìå÷òàíèÿì, îäåðæèìûõ íàâÿç÷èâûìè èäåÿìè. Ïðè ýòîì ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìîæåò ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé ìåõàíèçì ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû â ôîðìå ÷àñòè÷íîãî, ëèáî ïîëíîãî èñêëþ÷åíèÿ ýìîöèé â îòâåò íà òðàâìèðóþùèå âîçäåéñòâèÿ.

Ñèíäðîì ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ó ëèö, ðàáîòà êîòîðûõ ñâÿçàíà ñ òåñíûì êîíòàêòîì ñ ëþäüìè — ó âðà÷åé, ïñèõîëîãîâ, ïåäàãîãîâ, ðàáîòíèêîâ ñîöèàëüíûõ ñëóæá, îïåðàòîðîâ, ðàáîòàþùèõ â ñôåðå «÷åëîâåê-ìàøèíà», ìåíåäæåðîâ, ðóêîâîäèòåëåé è ò. ä.

Îòäåëüíîãî èçó÷åíèÿ òðåáóåò ôàêòîð âëèÿíèÿ çëîóïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëåì íà äèíàìèêó ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðèîáðåòåííûé ñòåðåîòèï ýìîöèîíàëüíîãî, ÷àùå âñåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî, ïîâåäåíèÿ. «Âûãîðàíèå» îò÷àñòè ôóíêöèîíàëüíûé ñòåðåîòèï, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó èìèòèðîâàòü ðåàêöèþ, íå òðàòÿ íèêàêèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ðåñóðñîâ.  òî æå âðåìÿ, ìîãóò âîçíèêàòü åãî äèñôóíêöèîíàëüíûå ñëåäñòâèÿ, êîãäà «âûãîðàíèå» îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà èñïîëíåíèè ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è îòíîøåíèÿõ ñ ïàðòíåðàìè, ÷òî âûðàæàåòñÿ â ôîðìå ëè÷íîñòíûõ èçìåíåíèé â ñôåðå îáùåíèÿ ñ ëþäüìè (âïëîòü äî ðàçâèòèÿ ãëóáîêèõ êîãíèòèâíûõ èñêàæåíèé (ñèñòåìàòè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ â ïîâåäåíèè, âîñïðèÿòèè è ìûøëåíèè).

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ íàðàñòàþùèì áåçðàçëè÷èåì ê ñâîèì îáÿçàííîñòÿì è ïðîèñõîäÿùåìó íà ðàáîòå è â ñåìüå, äåãóìàíèçàöèåé â ôîðìå íåãàòèâèçìà ïî îòíîøåíèþ êàê ê êëèåíòàì (áëèçêèì), òàê è ê êîëëåãàì (ñîòðóäíèêàì), îùóùåíèåì ñîáñòâåííîé ïðîôåññèîíàëüíîé íåñîñòîÿòåëüíîñòè, íåóäîâëåòâîðåííîñòè ðàáîòîé, â ÿâëåíèÿõ äåïåðñîíàëèçàöèè, à â êîíå÷íîì èòîãå â ðåçêîì óõóäøåíèè êà÷åñòâà æèçíè.  äàëüíåéøåì ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ íåâðîòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà è ïñèõîñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ. Îäíèì èç ÿðêèõ ñèìïòîìîâ âûðàæåííîãî ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ÿâëÿþòñÿ ÷àñòûå è äëèòåëüíî òåêóùèå ðàçíîîáðàçíûå çàáîëåâàíèÿ, îáóñëîâëåííûå ïñèõîñîìàòèêîé.

Ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàçäåëÿåòñÿ íà íåñêîëüêî ôàç:

I Ôàçà íàïðÿæåíèÿ – ÿâëÿåòñÿ ïðåäâåñòíèêîì è «çàïóñêàþùèì» ìåõàíèçìîì â ôîðìèðîâàíèè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñîñòîèò èç ñëåäóþùèõ ñèìïòîìîâ:

1. Ñèìïòîì «ïåðåæèâàíèÿ ïñèõîòðàâìèðóþùèõ îáñòîÿòåëüñòâ».

Ïðîÿâëÿåòñÿ êàê îñîçíàíèå ïñèõîòðàâìèðóþùèõ ôàêòîðîâ äåÿòåëüíîñòè, êîòîðûå òðóäíî óñòðàíèòü. Íàêàïëèâàåòñÿ îò÷àÿíèå è íåãîäîâàíèå. Íåðàçðåøèìîñòü ñèòóàöèè ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ ïðî÷èõ ÿâëåíèé «âûãîðàíèÿ».

2. Ñèìïòîì íåóäîâëåòâîðåííîñòè ñîáîé.

 ðåçóëüòàòå íåóäà÷ èëè íåñïîñîáíîñòè ïîâëèÿòü íà ïñèõîòðàâìèðóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà, ÷åëîâåê îáû÷íî èñïûòûâàåò íåäîâîëüñòâî ñîáîé, ïðîôåññèåé, êîíêðåòíûìè îáÿçàííîñòÿìè, æèçíüþ. Äåéñòâóåò ìåõàíèçì «ýìîöèîíàëüíîãî ïåðåíîñà» – ýíåðãèÿ ýìîöèé íàïðàâëÿåòñÿ íå ñòîëüêî âîâíå, ñêîëüêî íà ñåáÿ.

3. Ñèìïòîìû «çàãíàííîñòè â êëåòêó».

Âîçíèêàþò íå âî âñåõ ñëó÷àÿõ, õîòÿ ÿâëÿþòñÿ ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì ðàçâèâàþùåãîñÿ ñòðåññà. Êîãäà ïñèõîòðàâìèðóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà äàâÿò, è ìû íè÷åãî íå ìîæåì èçìåíèòü, ê íàì ïðèõîäèò ÷óâñòâî áåñïîìîùíîñòè. Ìû ïûòàåìñÿ ÷òî-ëèáî ñäåëàòü, íî åñëè âûõîäà íå âèäíî, íàñòóïàåò ñîñòîÿíèå èíòåëëåêòóàëüíî-ýìîöèîíàëüíîãî ñòóïîðà è äåïðåññèÿ.

4. Ñèìïòîì «òðåâîãè è äåïðåññèè».

Ñèìïòîì «çàãíàííîñòè â êëåòêó» ìîæåò ïåðåéòè â òðåâîæíî-äåïðåññèâíóþ ñèìïòîìàòèêó. Ïðîôåññèîíàë ïåðåæèâàåò ëè÷íîñòíóþ òðåâîãó, ðàçî÷àðîâàíèå â ñåáå, â ïðîôåññèè èëè ìåñòå ðàáîòû. Ýòîò ñèìïòîì ÿâëÿåòñÿ êðàéíåé òî÷êîé â ôîðìèðîâàíèè I ôàçû.

II Ôàçà «ðåçèñòåíöèè» – âû÷ëåíåíèå ýòîé ôàçû â ñàìîñòîÿòåëüíóþ âåñüìà óñëîâíî. Ôàêòè÷åñêè ñîïðîòèâëåíèå íàðàñòàþùåìó ñòðåññó íà÷èíàåòñÿ ñ ìîìåíòà ïîÿâëåíèÿ íàïðÿæåíèÿ. ×åëîâåê ñòðåìèòñÿ ê ïñèõîëîãè÷åñêîìó êîìôîðòó è ïîýòîìó ñòàðàåòñÿ ñíèçèòü äàâëåíèå âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ. Ôîðìèðîâàíèå çàùèòû íà ýòàïå ñîïðîòèâëåíèÿ ïðîèñõîäèò íà ôîíå ñëåäóþùèõ ÿâëåíèé:

1. Ñèìïòîì «íåàäåêâàòíîãî èçáèðàòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ðåàãèðîâàíèÿ».

Íåñîìíåííûé ïðèçíàê «âûãîðàíèÿ», êîãäà ÷åëîâåê ïåðåñòàåò óëàâëèâàòü ðàçíèöó ìåæäó äâóìÿ ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷àþùèìèñÿ ÿâëåíèÿìè:

– âÿëîå ïðîÿâëåíèå ýìîöèé;

– íåàäåêâàòíîå èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå.

 ïåðâîì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò î ïîëåçíîì íàâûêå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ëþäüìè – ïîäêëþ÷àòü ýìîöèè äîâîëüíî îãðàíè÷åííîãî ðåãèñòðà è óìåðåííîé èíòåíñèâíîñòè: ëåãêàÿ óëûáêà, ïðèâåòëèâûé âçãëÿä, ìÿãêèé, ñïîêîéíûé òîí ðå÷è, ñäåðæàííûå ðåàêöèè íà ñèëüíûå ðàçäðàæèòåëè, ëàêîíè÷íûå ôîðìû âûðàæåíèÿ íåñîãëàñèÿ, îòñóòñòâèå êàòåãîðè÷íîñòè, ãðóáîñòè. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ÷åëîâåê ñïîñîáåí îòíåñòèñü ê ñîáåñåäíèêó èëè êëèåíòó áîëåå ýìîöèîíàëüíî, ñ èñêðåííèì ñî÷óâñòâèåì.

Читайте также:  Остеопороз руки с болевым синдромом

Ñîâñåì èíîå äåëî, êîãäà ÷åëîâåê íåàäåêâàòíî «ýêîíîìèò» íà ýìîöèÿõ, îãðàíè÷èâàåò ýìîöèîíàëüíóþ îòäà÷ó çà ñ÷åò âûáîðî÷íîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà ñèòóàöèè. Äåéñòâóåò ïðèíöèï «õî÷ó èëè íå õî÷ó»: ñî÷òó íóæíûì – óäåëþ âíèìàíèå ñîáåñåäíèêó, ïàðòíåðó, êîëëåãå. Áóäåò íàñòðîåíèå – îòêëèêíóñü íà åãî ñîñòîÿíèå è ïîòðåáíîñòè. Ïðè âñåé íåïðèåìëåìîñòè òàêîãî ñòèëÿ ýìîöèîíàëüíîãî ïîâåäåíèÿ, îí âåñüìà ðàñïðîñòðàíåí. Äåëî â òîì, ÷òî ÷åëîâåêó ÷àùå âñåãî êàæåòñÿ, áóäòî îí ïîñòóïàåò äîïóñòèìûì îáðàçîì. Îäíàêî ñóáúåêò îáùåíèÿ èëè íàáëþäàòåëü ôèêñèðóåò èíîå – ýìîöèîíàëüíóþ ÷åðñòâîñòü, íåó÷òèâîñòü, ðàâíîäóøèå.

Íåàäåêâàòíîå èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå èíòåðïðåòèðóåòñÿ ïàðòíåðàìè êàê íåóâàæåíèå ê èõ ëè÷íîñòè, ò.å. ïåðåõîäèò â ïëîñêîñòü íðàâñòâåííîñòè.

2. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíî-íðàâñòâåííîé äåçîðèåíòàöèè».

Îí ÿâëÿåòñÿ ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì íåàäåêâàòíîãî ðåàãèðîâàíèÿ â îòíîøåíèÿõ ñ ëþäüìè. ×åëîâåê íå òîëüêî îñîçíàåò, ÷òî íå ïðîÿâëÿåò äîëæíîãî ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ñâîåìó ñîáåñåäíèêó, îí åùå è îïðàâäûâàåòñÿ: «òàêèì ëþäÿì íåëüçÿ ñî÷óâñòâîâàòü», «ïî÷åìó ÿ äîëæåí çà âñåõ âîëíîâàòüñÿ», «îíà åùå è íà øåþ ñÿäåò» è ò.ï.

Ïîäîáíûå ìûñëè è îöåíêè ãîâîðÿò î òîì, ÷òî íðàâñòâåííûå ÷óâñòâà ÷åëîâåêà îñòàþòñÿ â ñòîðîíå. Âðà÷, ñîöèàëüíûé ðàáîòíèê, ó÷èòåëü íå èìååò ìîðàëüíîãî ïðàâà äåëèòü ïîäîïå÷íûõ íà «õîðîøèõ» è «ïëîõèõ», íà äîñòîéíûõ è íåäîñòîéíûõ óâàæåíèÿ. Èñòèííûé ïðîôåññèîíàëèçì – áåçîöåíî÷íîå îòíîøåíèå ê ëþäÿì, óâàæåíèå ê ëè÷íîñòè, è âûïîëíåíèå ñâîåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî äîëãà.

3. Ñèìïòîì «ðàñøèðåíèÿ ñôåðû ýêîíîìèè ýìîöèé».

Òèïè÷íûé ñëó÷àé: íà ðàáîòå âû äî òîãî óñòàåòå îò êîíòàêòîâ, ðàçãîâîðîâ, ÷òî âàì íå õî÷åòñÿ îáùàòüñÿ äàæå ñ áëèçêèìè. Íà ðàáîòå âû åùå äåðæèòåñü, à äîìà çàìûêàåòåñü èëè âîîáùå «ðû÷èòå» íà ñóïðóãà è äåòåé. Êñòàòè, èìåííî äîìàøíèå ÷àñòî ñòàíîâÿòñÿ æåðòâîé ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

4. Ñèìïòîì «ðåäóêöèè ïðîôåññèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé».

Ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîïûòêå îáëåã÷èòü èëè ñîêðàòèòü îáÿçàííîñòè, êîòîðûå òðåáóþò ýìîöèîíàëüíûõ çàòðàò. Ïîäîïå÷íûõ îáäåëÿþò ýëåìåíòàðíûì âíèìàíèåì.

III Ôàçà èñòîùåíèÿ – õàðàêòåðèçóåòñÿ ïàäåíèåì îáùåãî ýíåðãåòè÷åñêîãî òîíóñà è îñëàáëåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû. «Âûãîðàíèå» ñòàíîâèòñÿ íåîòúåìëåìûì àòðèáóòîì ëè÷íîñòè.

1. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíîãî äåôèöèòà». Ê ÷åëîâåêó ïðèõîäèò îùóùåíèå, ÷òî ýìîöèîíàëüíî îí íå ìîæåò ïîìîãàòü ñâîèì áëèçêèì èëè êëèåíòàì. Íå â ñîñòîÿíèè âîéòè â èõ ïîëîæåíèå, ñîó÷àñòâîâàòü è ñîïåðåæèâàòü. Î òîì, ÷òî ýòî íè÷òî èíîå êàê ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå, ñâèäåòåëüñòâóåò ïðîøëîå: ðàíüøå òàêèõ îùóùåíèé íå áûëî, è ëè÷íîñòü ïåðåæèâàåò èõ ïîÿâëåíèå. Ïîÿâëÿåòñÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü, îáèäû, ðåçêîñòü, ãðóáîñòü.

2. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíîé îòñòðàíåííîñòè». ×åëîâåê ïîñòåïåííî íàó÷àåòñÿ ðàáîòàòü êàê áåçäóøíûé àâòîìàò. Îí ïî÷òè ïîëíîñòüþ èñêëþ÷àåò ýìîöèè èç ñâîåé æèçíè.

Ðåàãèðîâàíèå áåç ÷óâñòâ è ýìîöèé – íàèáîëåå ÿðêèé ñèìïòîì «âûãîðàíèÿ». Îí ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè ëè÷íîñòè è íàíîñèò óùåðá ñóáúåêòó îáùåíèÿ.

Ïîäîïå÷íûé ìîæåò áûòü ãëóáîêî òðàâìèðîâàí ïðîÿâëåííûì ê íåìó áåçðàçëè÷èåì. Îñîáåííî îïàñíà äåìîíñòðàòèâíàÿ ôîðìà ýìîöèîíàëüíîé îòñòðàíåííîñòè, êîãäà ïðîôåññèîíàë âñåì ñâîèì âèäîì ïîêàçûâàåò: «íàïëåâàòü íà âàñ».

3. Ñèìïòîì ëè÷íîñòíîé îòñòðàíåííîñòè, èëè äåïåðñîíàëèçàöèè.

«Ìåòàñòàçû» âûãîðàíèÿ ïðîíèêàþò â ñèñòåìó öåííîñòåé ëè÷íîñòè. Âîçíèêàåò àíòèãóìàíèñòè÷åñêèé íàñòðîé. Ëè÷íîñòü óòâåðæäàåò, ÷òî ðàáîòà ñ ëþäüìè íå èíòåðåñíà, íå äîñòàâëÿåò óäîâëåòâîðåíèÿ, íå ïðåäñòàâëÿåò ñîöèàëüíîé öåííîñòè.  íàèáîëåå òÿæåëûõ ôîðìàõ âûãîðàíèÿ ëè÷íîñòü ðüÿíî çàùèùàåò ñâîþ àíòèãóìàíèñòè÷åñêóþ ôèëîñîôèþ: «íåíàâèæó…», «ïðåçèðàþ…», «âçÿòü áû àâòîìàò è âñåõ ïåðåñòðåëÿòü».

 òàêèõ ñëó÷àÿõ «âûãîðàíèå» ñìûêàåòñÿ ñ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè ëè÷íîñòè, ñ íåâðîçîïîäîáíûìè èëè ïñèõîïàòè÷åñêèìè ñîñòîÿíèÿìè. Òàêèì ëè÷íîñòÿì ïðîòèâîïîêàçàíà ïðîôåññèîíàëüíàÿ ðàáîòà ñ ëþäüìè.

4.Ñèìïòîì «ïñèõîñîìàòè÷åñêèõ è ïñèõîâåãåòàòèâíûõ» íàðóøåíèé.

Åñëè ñ íðàâñòâåííîñòüþ ó ÷åëîâåêà âñå íîðìàëüíî, îí íå ìîæåò ñåáå ïîçâîëèòü ïëåâàòü íà ëþäåé, à âûãîðàíèå ïðîäîëæàåò íàðàñòàòü – ìîãóò ïðîèñõîäèòü îòêëîíåíèÿ â ñîìàòè÷åñêèõ èëè ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ. Ïîðîé, äàæå ìûñëü îá îáùåíèè ñ ëþäüìè, âûçûâàåò ïëîõîå íàñòðîåíèå, äóðíûå àññîöèàöèè, ÷óâñòâî ñòðàõà, íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ â îáëàñòè ñåðäöà, ñîñóäèñòûå ðåàêöèè, îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.

Ðàçâèòèþ ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ñïîñîáñòâóåò íåîáõîäèìîñòü ðàáîòû â îäíîîáðàçíîì èëè íàïðÿæåííîì ðèòìå, ñ ýìîöèîíàëüíîé íàãðóçêîé ïðè âçàèìîäåéñòâèè ñ òðóäíûì êîíòèíãåíòîì. Ñïîñîáñòâóåò ýòîìó è îòñóòñòâèå äîëæíîãî âîçíàãðàæäåíèÿ (íå òîëüêî ìàòåðèàëüíîãî, íî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî) çà âûïîëíåííóþ ðàáîòó, ÷òî çàñòàâëÿåò ÷åëîâåêà äóìàòü, ÷òî åãî ðàáîòà íå èìååò öåííîñòè.

×òîáû ïîïûòàòüñÿ ñïðàâèòñÿ ñ âûãîðàíèåì íóæíî:

1. Ðàçäåëÿòü ñâîþ ðàáîòó íà ýòàïû.  íà÷àëå ÿ íàïèøó àáçàö, ïîñëå åùå îäèí, è åùå îäèí. Ñäåëàþ ýòî äåëî, âîò ýòî äåëî, è ñëåäóþùåå.

2. Ñìåíà âïå÷àòëåíèé. Íàïîëíåíèå ñåáÿ ïîëîæèòåëüíûìè ýìîöèÿìè î÷åíü âàæíî. Íå áîéòåñü ðàäîâàòü ñåáÿ ìåëî÷àìè. Åñëè åñòü âðåìÿ, ïðîãóëÿéòåñü, åñëè åñòü ëèøíÿÿ ìåëî÷ü, êóïèòå ñåáå âêóñíåíüêîãî.  ýòîì íåò íè÷åãî ñòðàííîãî èëè äåòñêîãî, âñå òàê äåëàþò.

3. Ìåëêàÿ ïîëåçíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Ìîæíî ïåðåëîæèòü âåùè â øêàôó, ïîìûòü ïîëû â îäíîé êîìíàòå, âûêèíóòü ìóñîð. Îò ïîëåçíîé äåÿòåëüíîñòè ðàäè êîìôîðòà âàì ñòàíåò ëåã÷å.

4. Æèâîå îáùåíèå î÷åíü âàæíî, ïîýòîìó íå ñòîèò åãî ïðåíåáðåãàòü èëè îòêëàäûâàòü. Íå ñòîèò ñêðûâàòü ñâîè ïðîáëåìû è âîëíåíèÿ, òàê êàê îíè íå èñ÷åçíóò èç âàøåé ãîëîâû, åñëè óæå ïîÿâèëèñü, îíè áóäóò íàêàïëèâàòüñÿ. Ïîýòîìó èìè âàæíî äåëèòüñÿ ñ áëèçêèìè, ÷òîáû îíè çíàëè ÷òî âàñ âîëíóåò.

Åñëè âû ñ÷èòàåòå, ÷òî ýòî âàì íå ïîìîæåò, èëè íå ïîìîãàåò, òî íå ñòîèò îòêëàäûâàòü íà ñëåäóþùèé äåíü âèçèò ê âðà÷ó, òàê êàê ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå âðåäèò âàøåé æèçíè è çäîðîâüþ, è îíî îäíàæäû íå èñ÷åçíåò, à áóäåò ïðîãðåññèðîâàòü.

Èçó÷åíèå óêàçàííîãî ñîñòîÿíèÿ ïðîâîäèëîñü àìåðèêàíñêèìè ïñèõîëîãàìè Êðèñòèíîé Ìàñëà÷ (àíãë.) è Ñüþçàí Äæåêñîí, êîòîðûå õàðàêòåðèçîâàëè åãî êàê ýìîöèîíàëüíîå îïóñòîøåíèå. Èçó÷åíèå ñèíäðîìà ïðîâîäèòñÿ ïî ïðåäëîæåííîé Ìàñëà÷ ìåòîäèêå: Maslach Burnout Inventory (MBI).

Ïîìèìî MBI â ðîññèéñêîé ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê Âèêòîðà Âàñèëüåâè÷à Áîéêî. Äëÿ òåñòèðîâàíèÿ è ñàìîòåñòèðîâàíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ðàçíûõ ïðîôåññèé èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê ïî ïðîôåññèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ Å. Ï. Èëüèíà. (Òîëüêî òåêñòîâûé, ïîýòîìó ÿ åãî íå äîáàâëÿþ.)

https://psytests.org/boyko/burnout.html Òåñò Áîéêî.

Источник