Коррекционный детский сад для ребенка с синдромом дауна
Вся работа специалистов нашего Центра подчинена одной главной цели – помочь интеграции, вхождению детей с синдромом Дауна в общество. Один из первых шагов на этом пути – устройство ребенка в детское дошкольное учреждение. За последние два года увеличилось количество детей, посещающих «Даунсайд Ап» и параллельно получающих помощь в других образовательных и досуговых организациях.
Это могут быть:
— специализированные коррекционные детские сады – ортопедические, офтальмологические, сурдологические – для детей, имеющих двигательные проблемы или особенности в развитии зрения и слуха;
— детские сады комбинированного вида – интегративные, где в группе обычных детей могут находиться несколько детей с особыми потребностями.
— районные детские сады для обычно развивающихся детей, чаще всего расположенные рядом с домом.
— реабилитационные центры, оказывающие педагогическую и психологическую помощь детям и родителям.
— так называемые досуговые центры, где с детьми занимаются музыкой, танцами, рисованием, лепкой и т. д.
— спортивные организации.
Часто родители спрашивают, что такое коррекционный или специализированный детский сад?
Эти сады посещают только дети с различными нарушениями в развитии: двигательными, интеллектуальными, проблемами со зрением (офтальмологическими), слухом и др. Группы в таких садах небольшие – от 5 до 15 человек; с детьми регулярно занимаются: логопеды – развитием речи, дефектологи – формированием познавательных навыков, а также другие специалисты. При необходимости детям оказывается медицинская помощь по основному заболеванию.
Ребенок посещает такой сад от трех до пяти раз в неделю. Чаще всего он находится там полный день, но есть так называемые «группы кратковременного пребывания», которые дети посещают в первой или второй половине дня.
Мы перечислили преимущества коррекционных детских садов, но необходимо принять во внимание и определенные недостатки:
1) не всегда такой детский сад находится рядом с вашим домом, и, если это так, вам с ребенком придется много времени проводить в транспорте, малыш устанет еще до начала занятий;
2) нередко родители тратят от трех до шести часов в день на дорогу в детский сад и обратно – мама проделывает этот путь четыре раза: отвозит ребенка, возвращается, едет за ним вечером и опять домой, следовательно, скорее всего, у нее не будет возможности выйти на работу на полную неделю;
3) в коррекционных садах у детей с проблемами в развитии не всегда бывает возможность взаимодействовать с детьми, развивающимися типичным образом.
Существует другой вариант, когда вы устраиваете своего сына или дочку в обычный районный детский сад рядом с вашим домом. В этом случае вам нет нужды поднимать ребенка ранним утром, спешить на автобус, метро, троллейбус, изнывать в пробках и, наконец, доставлять измотанного, потного, не выспавшегося малыша в детский сад, где ему требуется по меньшей мере пара часов отдыха для полноценного включения в занятия. Конечно, в обычном детском саду чаще всего не проводятся специализированные занятия. Но, если педагог правильно строит воспитательный процесс, ваш ребенок общается с детьми, принимает участие в общегрупповых занятиях и играх. Естественно, в этих условиях у него активизируется речь, быстрее формируются навыки самообслуживания и взаимодействия с детьми и взрослыми. Не стоит забывать и о том, что специалисты «Даунсайд Ап» регулярно занимаются с детьми, посещающими детский сад, до их поступления в школу.
Возможно, недостающие специализированные занятия ваш ребенок сможет получить также и в одном из реабилитационных центров, оказывающих поддержку детям с особенностями развития. Такие Центры сейчас открываются в большинстве районов нашего города. Информация о реабилитационных Центрах по административным округам Москвы неоднократно предоставлялась родителям. Многие семьи уже получают в них необходимую помощь параллельно с посещением детского сада и занятиями в «Даунсайд Ап».
Наиболее предпочтительным вариантом, на наш взгляд, является посещение нашим ребенком интегративного детского сада.
Интегративный детский сад сочетает в себе достоинства специализированного, коррекционного и обычного детского сад. Ваш ребенок находится в небольшой по количеству детей группе, имеет возможность постоянно общаться с хорошо говорящими детьми и регулярно заниматься со специалистами.
Чаще всего персонал такого сада имеет высокую квалификацию, использует современные педагогические методики, проводит работу с родителями, пропагандируя идеи инклюзивного образования, т.е., включения детей с особыми потребностями в общеобразовательную систему.
В Москве интегративные детские сады находятся преимущественно в Центральном административном округе, но есть несколько таких садов и в других округах.
А теперь пройдемся по округам.
Центральный административный округ
Первый детский сад, с которым «Даунсайд Ап» стал поддерживать партнерские отношения, это «Наш дом на Пресне» – детский сад № 1465, который находится в Стрельбищенском переулке, тел. 256-14-46. Проезд до станции метро «Краснопресненская» или «Улица 1905 года», далее на автобусе, троллейбусе или маршрутном такси).
Вот что рассказывает о работе сада его заведующая М.М. Прочухаева:
Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. И такой мир существует в интегративном детском садике № 1465 «Наш дом на Пресне».
С 1996 года к нам приходят дети от 3,5 до 8 лет, как обычные, так и с проблемами развития (синдром Дауна, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, а также дети с различными формами невыраженных нарушений психического и речевого развития). Дети с особыми потребностями приходят к нам из Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд Ап», из Центра лечебной педагогики. У нас есть три возрастные группы: средняя (3,5–4,5 года), старшая (5–6 лет) и подготовительная (6–8 лет). Дети ходят в группу, соответствующую их возрасту. В каждой группе есть 12 детей возрастной нормы, три ребенка с синдромом Дауна, два ребенка с ранним детским аутизмом и ребенок с детским церебральным параличом. Жизнь садика построена так, что каждый ребенок участвует в тех занятиях (индивидуальных, подгрупповых, групповых), которые необходимы для его развития. Но большую часть времени дети проводят вместе: играют, рисуют, танцуют, поют, лепят, ставят спектакли. Кроме базовой обучающей программы РФ, мы используем авторские разработки педагогов детского сада. Детский сад совместно с ЦППРиК «Тверской» и общеобразовательной школой № 142 работает в режиме городской экспериментальной площадки в рамках проекта «Внедрение современных психолого-педагогических методов в работу образовательного учреждения». За годы нашей работы накоплен положительный опыт, создан коллектив профессионалов, в который входят педагоги, психологи и специалисты-медики: воспитатели, помощники воспитателей, семейные психологи, игротерапевты, арт-терапевты, психоневролог, невропатолог, нейропсихолог, кинезотерапевт, логопеды, дефектологи, массажист. В нашем детском садике специалисты работают по принципу междисциплинарной команды, где каждый специалист использует методы смежных специальностей, дополняя друг друга.
В 1996 году, т.е. в год создания Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», этот садик принял 10 детей с синдромом Дауна. В 2005–2006 учебном году детский сад посещают 8 наших детей.
Центр восстановительного лечения (ЦВЛ) № 4 находится на 3-й Красногвардейской улице, д. 4. Тел. 256-50-84. Проезд до станции метро «Улица 1905 года», далее троллейбусом 10 минут. В ЦВЛ принимаются дети с полутора до четырех лет. Дети посещают Центр 5 дней в неделю. Его интегративные группы рассчитаны на 12 детей.
ЦВЛ действует как ясли, (т.е. с детьми работают педагоги) и как лечебное учреждение: (есть занятия ЛФК, массаж, физиотерапия; детей наблюдает невропатолог, при необходимости проводится медикаментозная терапия). Сотрудники – и медики, и педагоги – имеют большой опыт работы с детьми с синдромом Дауна.
Для поступления в ЦВЛ №4 необходимо в районной поликлинике получить направление у невропатолога в консультативную поликлинику при Морозовской больнице, где вашего ребенка направят в это детское учреждение.
Интегративный детский сад № 492 находится на Крестьянской площади, дом 2а, тел. 911-01-57. Проезд до станции метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава», далее пешком минут 10–15. Принимаются дети старше двух лет.
У специалистов детского сада имеется большой опыт работы с детьми с синдромом Дауна – первая девочка, пришедшая в детский сад в три годика, в 2005 году поступила в школу.
В детском саду 4 группы; в каждой 15-18 человек, из них 2-3 ребенка с особенностями развития. Дети посещают детский сад 5 дней в неделю, участвуют в занятиях со специалистами: логопедами, дефектологами, психологом. Психологическая работа ведется как индивидуально с ребенком, так и с семьей.
В 2005 году в детском саду открылись две группы кратковременного пребывания детей – с 17 до 19 часов. Одна из них называется «Особый ребенок». Это интегративная группа, в ней шесть детей. Занятия проводит дефектолог, используя элементы педагогической системы Марии Монтессори.
Интегративный детский сад № 281 находится на Донской ул. д. 8, тел. 237-01-82. Детский сад расположен в жилом доме, проезд до станции метро «Октябрьская», далее пешком 15 минут. Принимаются дети старше трех лет.
Садик небольшой, в нем действуют две группы полного дня наполняемостью не более 15 человек. Посещение 5 дней в неделю. Группа кратковременного пребывания (4 часа в день) рассчитана на 6 человек. Ее дети посещают 4 раза в неделю.
С детьми занимаются специалисты: логопед, дефектолог, детский психолог. В этом детском саду есть социальный педагог, оказывающий помощь детям при вхождении в коллектив сверстников и при необходимости оказывающий помощь семьям. Дети получают сеансы массажа и ЛФК.
Детский сад № 1678 находится в переулке Васнецова д. 2, тел. 684-77-17. Проезд до станции метро «Сухаревская», далее пешком 15 минут.
Детский сад предлагает нашим детям в возрасте 1,5 — 3 лет занятия в адаптационных группах два раза в неделю. Группы интегративные, наполняемость – не более 10 человек. Занятия проводят дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог. Имеются возможности для участия в оздоровительных программах. В саду есть тренажерный и спортивный залы, сауна, бассейн, солярий, проводятся массаж и занятия ЛФК.
Детский сад № 47 находится на Новокузнецкой улице д. 29/30, тел. 951-63-22, 10 минут пешком от станции метро «Павелецкая» кольцевая. Есть группы полного дня и кратковременного пребывания, принимаются дети с 1,5 до 4 лет.
Наши дети посещают интегративные группы кратковременного пребывания (в первой половине дня), занимаются со специалистами. В детском саду есть бассейн, проводятся занятия ЛФК и массаж. В садике царит доброжелательная атмосфера, сотрудники прекрасно относятся к нашим детям.
Офтальмологический детский сад № 224 находится в Большом Каретном переулке, д. 22, стр. 5, тел.299-94-80. Проезд до станции метро «Цветной бульвар», далее 10 минут пешком. Принимаются дети с нарушениями зрения. В детском саду пять обычных групп и одна группа «Особый ребенок», в которую принимают также и детей с синдромом Дауна. В этой группе 5-6 человек, дети посещают занятия от двух до пяти дней в неделю, в зависимости от возможностей ребенка. Занятия проводят логопеды, дефектологи и психологи, детям оказывает помощь окулист. Есть возможность пользоваться бассейном, получать массаж.
Юго-Западный административный округ
Интегративный детский сад-школа № 1709 находится на улице Рокотова, д. 4, корпус 4, тел. 425-72-22. Проезд до станции метро «Ясенево», далее автобусом 10 мин. В детском саду три группы, в каждой группе 15 человек. Дети с особенностями развития составляют 15-20 %. Детский сад принимает детей с трех-четырех лет, но существует очередь, поэтому родителям следует записаться заранее, примерно за два года.
Дети посещают сад от трех до пяти дней в неделю по решению специалистов в зависимости от состояния ребенка. Занятия проводят логопеды, дефектологи; социальный психолог консультирует семьи.
Интегративный детский сад № 2405 находится в Южном Бутово на улице Южнобутовская, д. 88, тел. 715-64-63. В детском саду шесть групп полного дня и три группы кратковременного пребывания. Дети с синдромом Дауна посещают детский сад пять дней в неделю. В интегративной группе 17 человек, из них 4-5 — дети с проблемами в развитии. Занятия проводят дефектологи, логопед и психолог. Администрация детского сада при поддержке управления образования ЮЗАО планирует в дальнейшем увеличить прием детей с особенностями развития.
Юго-Восточный административный округ
Офтальмологический детский сад-школа № 1772 находится на ул. Донецкой, д. 6, тел. 356-36-01. Проезд до станции метро «Марьино» или «Текстильщики», далее 10 минут на автобусе. В детский сад принимают детей с трех лет, для поступления в детский сад в сентябре, в марте-апреле необходимо созвониться с администрацией. В детском саду 12 групп по 10-15 человек, в каждой группе по 1-2 ребенка с особенностями развития.
Специалистами проводится лечение детей с проблемами зрения с использованием офтальмологической аппаратуры. Есть возможность воспользоваться комплексом оздоровительных процедур, включая физиотерапию, массаж, фитобар, кислородные коктейли.
С детьми проводит занятия учитель-дефектолог и учитель-логопед; функционирует психологическая служба: проводятся индивидуальные занятия с детьми и консультирование семей.
Интегративный детский сад № 2314 находится на Мячковском бульваре, д.18, корп. 2, тел. 658-60-42. Проезд до станции метро «Марьино», далее 10-15 минут пешком. Детей с особенностями развития принимают с четырех лет.
Детскому саду оказывают консультативную помощь специалисты реабилитационного центра «Крестьянская застава»: психолог, медики, логопеды и дефектологи. Заключен договор с коррекционной школой № 530 о приеме выпускников детского сада.
Шесть детей с синдромом Дауна посещают в этом детском саду отдельную группу. С ними занимаются логопед, психолог, дефектолог. Дети могут пользоваться бассейном, принимать массаж и кислородные коктейли.
Северо-Западный административный округ
Интегративный детский сад-школа № 1763 находится на улице Таллиннской д. 19 стр. 2, тел. 758-66-81. Проезд до станции метро «Щукинская», далее автобусом 15 минут. Для поступления в детский сад необходимо в апреле записаться по телефону на комиссию, которая действует при детском саде. По окончании ребенком садика рассматривается возможность поступления его в школу при детском саде.
Дети с особенностями развития принимаются в детский сад с четырех лет, посещают детский сад пять дней в неделю. С детьми занимаются дефектолог, логопед, детский психолог, проводится массаж и ЛФК.
Мы дали краткий обзор тех детских садов, которые уже посещают наши дети и администрация которых готова принимать детей в дальнейшем без предварительного обсуждения со специалистами нашего Центра. Родители могут напрямую связываться по телефону с детским садом и договариваться о встрече и своих дальнейших действиях по устройству ребенка в садик. В этом выпуске «Сделай шаг» вы сможете также познакомиться с впечатлениями родителей об их опыте взаимодействия с некоторыми московскими детскими садами.
«Даунсайд Ап» поддерживает контакты с большим количеством и других детских дошкольных учреждений Москвы, в которых также оказывают помощь детям с синдромом Дауна. Но для поступления в эти детский сад нашего ребенка родителям необходимо проконсультироваться с сотрудником «Даунсайд Ап» по координации работы с детскими садами.
Нам бы очень не хотелось, чтобы у вас, дорогие родители, создалось впечатление, что можно использовать только перечисленные возможности. В нашем городе наверняка есть другие детские учреждения, сотрудники которых имеют желание и возможности для работы с нашими детьми. Это могут быть и специализированные детский сад и обычные районные садики рядом с вашим домом, нужно только их найти. Обойдите близлежащие сады, побеседуйте с администрацией, приводите с собой детей – это в большинстве случаев помогает преодолеть необоснованные страхи, разрушить стереотипы восприятия педагогами ребенка с синдромом Дауна.
Обращайтесь в управления образования по месту жительства, настаивайте на открытии групп в детских садах для наших детей, пусть сначала это будут группы кратковременного пребывания.
Активность родителей – это великая сила, защита права ваших детей на образование во многом находится в ваших руках.
Источник
Планирование коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении с детьми с синдромом Дауна (индивидуальная работа) на 2014-2015 год. Воспитатели: Трошева О.Л., Макарова Н.И.
Утро
Вечер
Сентябрь
Диагностика.
Диагностика.
Октябрь
Упражнение «Привет, ладошки»
Педагог приветствует ребенка с помощью ладошек, поглаживает их, налаживает телесный контакт с ребенком.
Дид. Игра по развитию речи «Животные»
Работать над пониманием обращенной речи-учить соотносить объекты с жестами, словами, звукоподражанием. Стимулировать появление и использование жестов и ответов на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Кто к нам пришел?»
Речевое упражнение «Имена»
Закрепить имена детей группы, воспитателей.
Речевое упражнение «Попрощайся»
Учить использовать в речи глагол «До свидания, пока». На просьбу воспитателя «Давай попрощаемся» прощаться с ребятами, игрушками, воспитателями.
Наблюдение за игрой сверстников, их общением между собой.
Дать первоначальные навыки общения между сверстниками.
Упражнение «Уберём на место»
Учить после игр складывать игрушки в коробочку.
Артикуляционная разминка «Игры с улыбкой»
Развитие подвижности и укрепление мышц губ и языка. Позы языка «Вытянуть губы дудочкой», «Построить заборчик»
Упражнение «Соберем пирамидку»
Развитие мелкой моторики рук.
Утреннее приветствие «Встреча с музыкой»
Приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты по подражанию.
Дид. Игра с мишкой.
«У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки, ноги» Идет проектирование на ребенка: «А где твои голова, глаза, нос…?»
Дыхательное упражнение «Дуем на вертушку»
Выработка длительного речевого выдоха.
Игра на обогащение словаря.
«Назови, что нарисовано на карточке»
Игра «Едем в гости к Егору (Ане и т.д.)»
Формировать представление о своем «Я», узнавать на фото себя и своих сверстников, называя их по имени «Найди, покажи фото ребенка, назови по имени»
Упражнение по физо «Поймай мяч»
Учить бросать мяч воспитателю и ловить его в ладошки.
Игра на развитие мелкой мускулатуры рук, тактильных ощущений, внимания «Спаси зайчиков»
На листе бумаги пять зайцев разного цвета. Гуляют, пришёл волк, надо спрятать зайца одним пальцем. Потом постепенно выпустить.
Упражнение по сенсорному развитию «Дай мне шарик, дай мне кубик»
Учить различать предметы по форме: шарик, кубик.
Игра «Светины шары» с использованием магнитной доски.
Развивать зрительное внимание, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Материал: лист с изображением шаров, магнитики-кружки.
Задание: закрой все шары, назови цвета.
Артикуляционное упражнение для мышц языка «Качели»
Движение языком вверх, вниз, «Лошадка» -щелканье язычком. «Блинчики» -расслабленный язычок лежит на нижней губе.
Закрепление стихотворения «Наша Таня громко плачет» А.Барто
Побуждать проговаривать последние слова в строчке, знакомство с художественной литературой.
Упражнение по физо «Пройди по дорожке, не замочив ножки»
Ходьба по прямой дорожке, координация движений.
Упражнение «Дуем в баночку с водой через трубочку»
Воспитание речевого дыхания.
Упражнение по физо «Покажи, как ходит петушок»
Учить ходьбе с высоким подниманием колена.
Игра «Ловкие пальчики»
Учить манипулировать мелкими предметами, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук.
Оборудование: мозаика.
Правило: Научить вставлять мозаику в отверстие основы.
Музыкальное упражнение «Кто песенку поет?»
Материал: дудочка, барабан, погремушка.
Развитие слухового восприятия. Учить прислушиваться к звукам.
Упражнение «Покажем кукле Кате, как надо одеваться»
Учить застегивать молнию на куртке, развивать мелкую моторику рук.
Упражнение по физо «Попрыгай, как зайка», «Покажи, как ходит медведь»
Упражнение «Водичка, водичка, умой Свете личико»
Формирование культурно-гигиенических навыков во время умывания. Учим намыливать руки, смывать пену водой, отжимать (замочек)
Игра «В гостях у сказки»
Развитие памяти, внимания, фразовой речи, ознакомление с худ.литературой.
Оборудование: мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»
Помочь ребёнку запомнить сказку и показывать на таблице.
Игра «Геометрическая мозаика»
Развитие зрительного и цветового восприятия формы, моделирования, пространственного восприятия.
Материал: геомет.фигуры из цветной бумаги, клей.
Ход: ребенок из фигур складывает предмет (дом, флажок и т.д.)
Участие в сюжетно-ролевой игре «Больница»
Помочь ребенку выполнять роль пациента
(поздороваться, сесть на стул, выполнять просьбы врача)
Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева»
Воспитание речевого дыхания.
Трудовое поручение «Помой игрушки вместе с Лизой»
Формирование совместного выполнения действий, трудовых навыков.
Рассматривание предметных картинок «Одежда»
Упражнение «Назови, что это?»
Обогащение словаря, побуждать к повторению слов.
Игра «Ловкие пальчики» (усложнение)
Материал: мозаика, фольга.
Учить заворачивать в фольгу мелкие предметы.
Игра «Поющие шарики»
Формирование правильного звукопроизношение (гласные звуки)
Оборудование: лабиринт-лесенка с разноцветными шариками.
Ход: красный шарик скатывается и поет: «А-а-а», синий «О-о-о», зеленый «И-и-и», желтый «У-у-у»
Упражнение по физо.
Учить делать повороты вправо-влево.
Упражнение-просьба: «Дай игрушку Диме», «Помоги, пожалуйста, одеть шапочку Ане»
Учить входить в контакт с детьми с помощью взрослого.
Самомассаж кистей и рук «Погреем наши ручки»
Упражнение на социальное развитие «покажи, где у нас спальня, игровая, туалет.
Знакомство с пространственной средой группы.
Складывание пазлов (3-4штуки).
Развитие мелкой моторики рук, мышления.
Артикуляционная гимнастика «Веселая семейка» с зеркалом.
Формировать правильные уклады языка и губ.
«Улыбка» (растянем губки).
«Хоботок» (соберем в трубочку).
«Окошка» (откроем ротик).
Упражнение «Шнуровка».
Развитие мелкой мускулатуры рук.
Упражнение «Попоем вместе песенку».
Стимулировать произношение гласных и согласных звуков и их сочетание «Звукоподражание».
Упражнение «Беги к домику», «Беги к песочнице».
Развивать ориентировку в пространстве.
Упражнение по математике «Покажи длинную дорожку, проведи ежика по короткой дорожке».
Закрепление понятия «Длинный-короткий».
Игра «Ловкие пальчики».
Учить манипулировать мелкими предметами.
Речевое упражнение «Расскажи, как зовут маму, папу, сестру, тебя. Покажи на фотографиях в альбоме.
Музыкально дид. игра «Птичка и птенчики».
Побуждать к простейшему подражанию животных под музыку. Развивать двигательную активность.
Упражнение «Привет, ладошки».
Наладить телесный контакт с ребенком.
Упражнение «Порви и скомкай бумагу».
Развитие мелкой моторики рук.
Упражнение «Покажи, где у Светы ножки, ручки, носик и т.д.».
Формирование элементарной ориентировки в схеме тела человека.
Прыжки со скамейки (с помощью педагога).
Развитие навыков общей моторики.
Упражнения «Веселые-грустные матрешки».
Развитие мимической мускулатуры. Называть слова «Грустные, веселые».
Игра «покатаем шарики».
Развитие тактильного восприятия.
Упражнение «Закроем глазки, ушки, носик».
Закрепить представление о схеме лица человека.
Упражнение «Веселые матрешки».
Учить различать 2 цвета: желтый-синий (по аналогии)
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки».
Активизировать и расширять восприятие речевых звуков, учит их повторять и запоминать.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
Свободное постукивание по столу пальцами обоих рук, правой и левой руки поочередно-имитация игры на пианино.
Упражнение «Надуваем шарики», «Дуем на снежинки».
Воспитание речевого дыхания.
Игра «Нанизывание крупных бус на веревочку».
Развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета.
Дид. игра по познавательному развитию «Назови, кто живет в лесу».
Закрепить названия диких животных: медведь, лиса, заяц, волк.
Упражнение «Орех».
Грецкий орех положить между ладонями и делать круговые движения, постепенно увеличивая темп.
Артикуляционная гимнастика «Язычок выглянул-спрятался»
Учить ребенка по подражанию выполнять элементарные артикуляционные упражнения.
Упражнение «Посмеемся и нахмурим бровки».
Учить использовать два и более жеста и мимики для обозначения объектов.
Упражнение «Мяч».
Учить разминать пластилин в руке и делать мячики(шар).
Упражнение «Беги со мной» (легкий бег, держа ребенка за обе руки).
Развитие навыков общей моторики.
Упражнение «Зайка серый умывается, видно в гости собирается».
Развитие познавательной активности, взаимодействие ребенка со взрослым.
Дид. игра по сенсорике «Вставь правильно».
Учить подбирать предметы разной величины.
Упражнение по сенсорному развитию «Дай такой-же».
Различение объемных предметов по форме: кубик, шарик.
Упражнение «Надуем шарик».
Воспитание речевого дыхания.
Упражнение «Светочка, привет, привет!»
Попевка «Дай ладошечку, моя крошечка».
Вызвать положительные эмоции, чувства доверия к педагогу.
Упражнение по математике «Большой маленький дом».
Закрепление понятий «Большой-маленький».
Упражнение «Грустно-весело»
Учить слушать веселую, грустную музыку. («Дождик» муз. Раувергера, «Веселые матрешки» муз. Т.Потапенко).
Инд. работа по рисованию Нарисуем травку».
Учить держать кисточку, пользоваться краской.
Упражнение «Где у Светы ручки, ножки, животик, спинка».
Формирование элементарной ориентировки в схеме тела.
Упражнение «Мишка кричит тихо, громко».
Учить ребенка на слух определять громкие, тихие звуки, повторять их.
Упражнение по сенсорному развитию «Веселые матрешки».
Учить различать два цвета: желтый, красный (по аналогии).
Упражнение «Кто в доме живет у хозяюшки» (корова, собака, петух, кошка).
Обогащение словаря, познавательное развитие.
Артикуляционная гимнастика для губ «Трубочка» — хоботок у слона.
«Улыбка» — вытягивание разомкнутых губ.
Дид. игра «Красивый букет».
Закрепление красного, желтого, синего, зеленого цвета.
Игра «Покатаем шарик».
Развитие тактильного восприятия.
Рассматривание иллюстраций к детским книгам «Колобок», «Теремок».
Формировать интерес к художественной литературе, обогащение словаря.
Упражнение «С добрым утром, наша девочка» «Угадай какой инструмент встречает тебя».
Индивидуальная работа по аппликации «Украсим полянку травкой».
Развитие мелкой моторики рук, учить отрывать куски тонкой бумаги.
Артикуляционные упражнения для мышц языка: «Болтушка» — движение языка вперёд-назад.
«Часики» — движение языка вправо-влево.
Индивидуальная работа по рисованию «Дождик».
Учить держать карандаш правильно тремя пальцами, регулировать нажим карандаша.
Дидактическая игра по обогащению словаря «Посуда».
«Назови, какая посуда изображена на картинках. Дай чашку, ложку…»
Дидактич. игра «Геометрическая мозаика»
Развитие зрительного и цветового восприятия.
Упражнение «Домашние животные».
Закрепить названия животных, кто как говорит.
Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева».
Развитие речевого дыхания.
Упражнение для развития челюстей.
«Бегемотики» — широко открываем и закрываем рот.
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик,
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я,
А потом закроем ротик,
Отдыхает бегемотик.
Упражнение «Научим куклу Катю держать ложку».
Обучение навыкам самообслуживания во время еды: учить держать правильно ложку, пользоваться салфеткой.
Упражнение «Спаси зайчиков».
Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, внимания.
Упражнение «Кто песенку поёт?» (дудочка, барабан, погремушка.)
Развитие слухового восприятия, учить прислушиваться к звукам.
Артикуляционное упражнение для развития мышц языка «Вкусное варенье» — круговые движения языком, «Грибок» — присосать язык к верхнему нёбу.
Дидактическая игра «Вставь правильно».
Учить подбирать предметы разной величины.
Упражнение «Красивые баночки».
Развитие мелкой моторики рук и целенаправленного действия с предметами.
Упражнение «Научим куклу Катю убирать игрушки после игр».
Игра на развитие социализации, обогащение словаря «Профессии».
Назови, что делает доктор (лечит), повар (варит),учитель(учит детей) и т.д.
Дидактическая игра «Мозаика».
Совершенствование захвата «щепотью».
Упражнение «Оденем крышки».
Развитие мелкой моторики рук. Учить внимательно наблюдать за действием взрослого и повторять за ним.
Упражнение «Музыканты»
Учить извлекать звук из музыкальных инструментов: колокольчик, дудочка, барабан.
Дидактическая игра «Покормим куклу Машу, оденем на прогулку».
Увеличение объёма понимаемой речи, слов, обогащающих окружающие предметы.
Упражнение «Разложи правильно».
Учить различать предметы по величине.
Упражнение «Давай поздороваемся с работниками нашего сада».
Формировать общение ребёнка со взрослыми, их сотрудничество.
Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»
Стимулировать двигательную активность ребёнка.
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки».
Активизировать восприятие речевых звуков, учить их повторять и запоминать.
Дидактическая игра «Вставим форму».
Формировать умение брать предметы разной формы, двигать ими, складывать, снимать.
Упражнение «Кто это?», «Найди себя на фотографии».
Формировать представление о своём «Я».
Учить узнавать сверстников, называя их по имени.
Упражнение «Где лает собака?», «Куда укатился мячик?»
Развитие зрительного и слухового внимания.
Театрализованная игра «Теремок» с привлечением других детей.
Учить ребёнка выполнять несложную роль героя сказки. «Покажи, как летела муха», «Как пищал комар?» и т.д.
Упражнение «Научим одеваться куклу Катю после сна».
Развитие навыков самообслуживания во время одевания после сна.
Источник