Коррекционные занятия с детьми с синдромом дауна 6 лет
Цель:
Закрепить представление об овощах.
Формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем.
Задачи: Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.
Обогащение положительного эмоционального опыта.
1. Динамическая пауза
Воспитатель:
-Тимочка, покажи, где твои ручки ? Давай поиграем!
Здравствуйте глазки! (Показывает пальчиками глаза)
Здравствуйте ушки! (Показывает уши)
Здравствуйте щечки! (дотрагивается ладошками о щеки)
Здравствуй носик! (показывает нос)
Здравствуйте губки! (показывает поцелуй)
Здравствуй Тимочка! (гладит по голове)
Задачи:
Закреплять представление об овоща.
Учить узнавать, различать и показывать овощи.
Развитие познавательного интереса.
Учить понимать и выполнять словесную инструкцию.
Воспитатель:(показывает зайца)
2. Дидактическая игра: «Чудесная корзинка»
-Воспитатель: (показывает зайца)
-К нам прискакал зайчик и принес корзинку.
— Тимочка! Посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней.(достает овощи и называет их) это морковка, это помидор, это огурец, это капуста.
-Тима, найди морковь.(огурец, помидор, капусту)
— Еще зайчик принес картинки с изображением овощей.
— Я буду показывать картинку, а ты будешь находить такой же овощ.
3. Дидактическая игра: «Покорми Зайчика»
-Тима, возьми морковку и покорми зайчика.
Воспитатель:
-Тима, давай поиграем с пальчиками!
Задачи:
Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
Развивать зрительно-моторную координацию.
4. Пальчиковая игра «Овощи»
У нашего Тимочки (складывает ладони корзиночкой)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачек
Уложился набочек. (загибает мизинец)
Морковку, (загибает безымянный палец)
Уложил Тима ловко,
Помидор, огурец. (загибает средний и указатель палец)
Вот наш Тима. Молодец! (показывает большой палец)
Воспитатель: (надевает на голову ребенка маску паровозика)
-А теперь, Тима превратился в паровозик! (подводит к зеркалу)
-Посмотри какой ты красивый настоящий паровозик!-Поехали!
Задача: Формировать положительно- эмоциональный опыт
Развивать координацию движений.
Учить произносить звукоиметацию
5.Подвижная игра: «Паровоз»
Загудел паровоз, (ребенок и взрослый идут погруппе делая
И вагончики повез. круговые движения локтями, сопровождая
Чох! Чох! Чух! Чух! звуковой имитацией)
Я далеко укачу: Ту-ту-у-у…
Воспитатель:
-Тима, посмотри, мы приехали на полянку. Какой красивый цветок!
Давай понюхаем!
Задача: Развивать умение делать длительный вдох и длительный выдох.
6. Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,»Сдуй жучка»
(вдыхаем через нос и выдыхаем через рот « А-а»)
Вот прилетела на цветок бабочка! Давай ее сдуем с цветка!
(сдувает губами бабочку)
Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.
Формировать конструктивные умения.
Воспитатель: (показывает на зайчика)
7. Конструктивная деятельность: «складывание из палочек домика»
Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.
Формировать конструктивные умения.
Воспитывать чувство сопереживания.
Воспитатель: (показывает на зайчика)
— Зайчик сидит и грустит! У него нет домика.
-Тима, давай построим Зайчику домик из палочек.
— Молодец!
Задачи: Формировать позитивно-эмоциональный настрой.
Закреплять умение соотносить движения со словами
8. Подвижно-музыкальная игра «По лесной лужайке»
По лесной лужайке. ( прыжки на двух ногах)
Поскакали зайки.
Вот какие зайки.
Зайки побегайки.
Сели зайчики в кружок. ( ребенок присаживается на корточки
Роют лапкой корешок. и руками «гребет» по полу)
Вот какие зайки.
Зайки побегайки.
Вот бежит лисичка. ( прячется, закрывая ладонями
Рыжая сестричка. лицо)
Ищет где же зайки.
Зайки побегайки.
Воспитатель:
-Тимочка! Ты молодец!
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна 5 г.ж.
(интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,«Музыка», «Социализация»)
—
Использование технологий:
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми
Игровых
Здоровьесберегающих
Воспитателя
Кукарских Н.В.
Источник
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Срок реализации программы
Возраст 7 — 10 лет
Автор-составитель:
коррекционный психолог
Абрамян Виолетта Артуровна
Консультант: директор
АНО Центр «Солнечный круг»
Примакова Надежда Николаевна
Оренбург
2018
Содержание
Пояснительная записка
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной коррекционной психологии и педагогики. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. По данным Министерства социального развития Оренбургской области на 01.11.2017 в Оренбурге проживает 2130 детей-инвалидов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами министерства оценивается, как каждый 10-ый ребенок в Оренбургской области рождается с какими ограниченными возможностями здоровья. АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг» зарегистрирован в юстиции 27.12.2017 года.
Основной целью Центра «Солнечный круг»является социализация и адаптация детей с синдромом Дауна и ограниченными возможностями здоровья, всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
На 01.02. 2018 года численность детей с синдромом Даунав Центре «Солнечный круг» составляет — 62 ребенка: из них проживают в городе Оренбурге – 39 детей; в Оренбургской области – 25 детей.
Многие семьи, проживающие в Оренбургской области стараются переехать жить в город Оренбург, для того чтобы развивать ребенка и получать квалифицированную помощь.
Центр «Солнечный круг» работает по программе Психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна разработанной руководителем научно-практического центра АС и ФР ОГПУ к.п.н., доцентом Голиковой Е.М. и к.пс.н ОрГМУ Глазевой М.А.
Аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психолого-педагогическую и социальную проблему, то есть недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, с нарушениями зрения, координации двигательной сферы детей с синдромом Дауна. Такое ограничение предполагает, что у детей с синдромом Дауна нет возможности получить психолого-педагогическую и социальную помощь.
Для успешной адаптации детей с синдромом Дауна нами была создана коррекционно-развивающая программа «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»
Коррекция имеющихся у детей с синдромом Дауна недостатков проводится в малых возрастных группах. Коррекционная группа для детей с синдромом Дауна выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
Психокоррекционный процесс рассчитан сроком на один год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
Продолжительность одного занятия в подгруппе составляет 30 минут. Частота занятий — 2 раза в неделю. В работе с детьми с синдромом Дауна используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, рисования, лепки, аппликации, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
Цель: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи:
развитие познавательной активности учащихся;
формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
психологическая коррекция поведения ребёнка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Этапы коррекционно-развивающая программа:
IЭтап (диагностический):
В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна, уровень включенности в обще групповую деятельность. Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения у детей с синдромом Дауна в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.
IIЭтап (коррекционный):
На данном этапе проводится следующая психологическая коррекция детей с синдромом Дауна:
помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
повышение социального статуса ребенка в коллективе;
развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
развитие и совершенствование коммуникативных функций; эмоционально-волевой регуляции поведения;
создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
когнитивный блок (задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов);
эмоциональный блок (отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний);
поведенческий блок (задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения).
III Этап (блок оценки):
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у детей с синдромом Дауна в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка с синдромом Дауна в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
IVЭтап (прогностический):
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций детей с синдромом Дауна.
2. Тематический план
Перспективный план работы
Содержание занятий
Часы
Коррекция когнитивных процессов
26
Коррекция социальных и коммуникативных умений
18
Коррекция поведения
14
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
10
Итоговые занятия
4
Всего часов за год
72
Всего часов в неделю:
2
Примерный годовой план распределения
Месяцы
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
Коррекция когнитивных процессов
3
3
3
3
2
3
3
3
2
1
Коррекция социальных и коммуникативных умений
3
2
2
2
2
1
2
2
1
1
Коррекция поведения
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговые занятия
1
1
1
1
Всего за месяц
9
8
8
8
7
7
7
7
6
5
Всего за год
72
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
1 РАЗДЕЛ
Коррекция когнитивных процессов (26 часов)
Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. «Релаксация — напряжение». Развитие рефлексивных навыков «Я чувствую…»
2 РАЗДЕЛ
Коррекция социальных и коммуникативных умений (18 часов)
Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.
3 РАЗДЕЛ
Коррекция поведения (14 часов)
Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.
4 РАЗДЕЛ
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (10 часов)
Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию — под контроль.
5 РАЗДЕЛ
Итоговые занятия
(4 часа)
ИТОГО: 72 ЧАСА
4. Методики используемые в программе
ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
Принцип компенсации — опора на сохранные, более развитые психические процессы.
Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.
Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Методики используемые на занятиях
Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).
Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).
Методика «Типы Памяти» (Типы памяти и преобладающий тип).
Методика «Эталоны» (Зрительное восприятие).
Коррекция когнитивных процессов «Как научиться учиться»
Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов.
Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.
Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.
Коррекция восприятия.
Релаксация – напряжение.
Развитие рефлексивных навыков.
Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг «Среди людей»:
Освоение приёмов активного общения «Я и другие».
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие».
Знакомство с принципами хорошего слушания «Я слушаю».
Расширение представлений о способах самоанализа «Какое решение верно».
Обучение владению собой.
Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Моё мнение».
Сплочение группы «Учимся общаться».
Устранение барьеров общения «Я + Ты».
Стили общения.
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре».
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Мафия».
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Необитаемый остров».
Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения.
Коррекция поведения «Познавая себя и других»
«Я — это я! Знаю ли я себя»
«Я и мои чувства»
«Что такое доброта?» (Занятие в технологии французской мастерской)
«Добрым быть на свете веселей»
«Добрым быть полезно»
«Правда, ложь, фантазия»
«Учимся управлять своими эмоциями»
«Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?
«Что такое ДРУЖБА? «(Занятие в технологии французской мастерской)
«Настоящий друг». (Сказкотерапия, видеотренинг)
«Спокойствие. Учимся правильно дышать».
«Индивидуальность или чем я отличаюсь от других»
«Я и Ты. Чем мы похожи».
«Поведение и культура»
Коррекция эмоционально-личностной сферы
«Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции.
«Послушание».
«Застенчивость».
«Агрессию – под контроль. Коммуникативность».
Итоговые тестирование детей с синдромом Дауна:
Методика «Векслера» (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты).
Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).
Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).
Методика «Типы Памяти» (Типы памяти и преобладающий тип).
Методика «Эталоны» (Зрительное восприятие).
Нормативно-правовая документация
Нормативные документы
Закон об образовании РФ от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября1989 г.
Устав АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг».
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна.
Список литературы
Айхингер А., В. Холл «Психодрама в детской групповой терапии». -М: ГЕНЕЗИС, 2013
Бабкина Н. В. Радость познания. — М.: 2010
Вагапова Д. X. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах». -М.: Цитадель, 1999.
Винник М. О. «Задержка психического развития». — Ростов — на -Дону: «ФЕНИКС», 2014.
Гунина Е. В. «Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников». — КЛИО, 2012.
Зинкевич — Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. «Проективная диагностика в сказкотерапии». — СПб «РЕЧЬ», 2003.
Игры — обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. — М.: Новая школа, 2014.
Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». — М.: АРКТИ, 2004.
Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». — Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.
Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». — Ярославль: «Академия развития», 2006.
Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу». — М.: «ACT», СПб: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2009.
Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». — СПб.: «Союз», 2007.
Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008.
Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». — Ярославль: «Академия развития», 2011.
Леванова Е. А., Волошина А. Е. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». — ПИЕЕР, 2014 г.
Любимова Т. Е. «Учить не только мыслить, но и чувствовать». -Чебоксары: «КЛИО», 2004.
Никольская И. Л., Тигранова Л. И. «Гимнастика для ума» — М.: 2007
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. — ПИЕЕР, 2002.
Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи». — М.: Новая школа, 1996
Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» — М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
Семенченко П. М. «399 задач для развития ребёнка». — М.: 2000
Фопелъ К. «Как научить детей сотрудничать» в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры и упражнения в спорте». — М: КЛАСС. 2001 г.
Чистякова М. И. «Психогимнастика». — М: Просвещение, 1990
Шмаков С, Безбородова Н. «От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций». -М: Новая школа, 1993.
ИНТЕРНЕТ — РЕСУРСЫ
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» https://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
Газета «Школьный психолог»
«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — https:// festival. I september.ru
«Педагогическая библиотека» — https://www.pedlih.rti
«Мир Психологии» — https://psychology.net.ru
Презентации на сайте: https://www.danilova.ru
Приложение 1
Перечень средств, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)
Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительныеконструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
Тетради для творческих работ.
Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
Приложение 2
Конспекты занятий в количестве 72 штук в электронном варианте
Источник