Коррекционные школы интернаты для детей с синдромом дауна
Содержание:
- По закону. Виды коррекционных школ
- Трудный выбор
- Доктор, дай лапу!
- Все вместе: инклюзивные школы
- Казнить нельзя помиловать
- Прямая речь
Большинство родителей (особенно пап) с трудом выносят сами слова «нарушение», «коррекционный» применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.
По закону. Виды коррекционных школ
Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на обучение. И выбирать, где и как учиться ребенку, могут сами родители. В принципе.
Для детей с проблемами развития, как гласит тот же закон, государство должно создать подходящие условия для обучения. Коррекционные школы и классы и есть те самые «условия». И получить там можно полноценное среднее образование. Или просто — читать, писать и ориентироваться в быту. Выбор программы зависит от тяжести случая.
А если коррекция прошла успешно и ребенок догнал ровесников, можно перевести его в обычный класс.
Школы особого вида
- 1 вида — для глухих
- 2 вида — для слабослышащих и позднооглохших
- 3 вида — для незрячих и детей с остаточным зрением
- 4 вида — для слабовидящих и поздноослепших
- 5 вида — для детей с тяжелыми нарушениями речи
- 6 вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 7 вида — для детей с задержкой психического развития
- 8 вида — для детей с умственной отсталостью
Для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями создаются школы надомного обучения. Для ослабленных детей и детей с психоневрологическими заболеваниями — школы санаторного типа.
Трудный выбор
В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в «обыкновенное» учебное заведение?
Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. «Это учителя не умеют его учить» (и они зачастую действительно не умеют). «С ним надо больше заниматься» (да — если знать, как именно). «Надо просто построже спрашивать» (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в «отстающие» не хочется. Да и страшно — вдруг «слабый» старт захлопнет перед ним двери в большой мир?
Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с «проблемными» детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.
Что же на другой чаше весов?
Многие родители все-таки решаются отдать ребенка в «спецшколу» или класс коррекции. В массовой школе ребенку с задержкой в развитии придется нелегко: в ней нет специалистов, знающих и понимающих, как с ним работать. Маленький, не очень здоровый человек должен в одиночку справиться со своими проблемами. В жертву предполагаемому успешному будущему приносится настоящее, в котором поселяются страхи, неврозы, тревоги, частые болезни. Самое страшное, что может подстерегать особого ребенка в обычном классе, — не насмешки детей и не жадное любопытство взрослых, а постоянное ощущение «я хуже всех». То, что у других получается играючи, от него требует напряжения всех сил. Долго ли ребенок сможет догонять одноклассников без надежды сравняться с ними? Тревожность («Продержаться бы сегодня… сейчас… еще один урок…») переходит в апатию («А зачем стараться? Все равно не получается!»). Апатия перетекает в депрессию («У меня никогда ничего не выйдет!») или протест («Все плохо? Так пусть будет еще хуже!»). В результате ребенок не просто останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и умений. Происходит то, что психологи называют «тотальным регрессом». Уверенность «я — неудачник» остается с человеком на всю жизнь, нередко определяя все ее дальнейшее течение и ставя под угрозу то самое светлое будущее, ради которого все и затевалось.
Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа… Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.
Но — клеймо «класса для дураков». Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения («За кем он будет тянуться?» — спрашивают родители). Наконец — «Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития». Для многих — невыносимо.
Доктор, дай лапу!
В борьбе за будущее подходят все средства. В комплексе. В хороших спецшколах это прекрасно понимают и стремятся по мере возможностей (у частных центров их побольше, у государственных поменьше) уделять внимание не только учебе. Самое простое и эффективное средство для поднятия иммунитета и работоспособности — фитобары с лечебными чаями и кислородными коктейлями — доступно всем. Бассейн, специальная гимнастика и массаж — тоже не редкость. «Конек» 532-й школы — занятия по методу Монтессори. Специалисты из «Святого Георгия» делают ставку на экзотическую пока эвритмию. «Ковчег» обещает арт-терапию и исцеляющее общение с лошадьми — иппотерапию. А еще можно отправиться к «собачьему доктору» в кинологический центр «Ордынцы» на сеанс канистерапии, или к белухе Касперу — на «лечение дельфинами».
Все вместе: инклюзивные школы
Довольно симпатичный вариант, который только-только начинает появляться в России, — это школы интегрированного обучения. Здесь учатся вместе все дети, независимо от наличия или отсутствия диагнозов. Все движутся в общем потоке, но каждый в своем темпе — по здоровью и по способностям.
Ну, где вы еще найдете команду специалистов (врач, психолог, нейропсихолог, дефектолог), которая к каждому ребенку подходит индивидуально и разрабатывает план действий для педагогов, родителей и учеников? А семейный психолог помогает папам и мамам понять и принять особенности ребенка.
Казнить нельзя помиловать
Вбросить особого ребенка в массовую школу, где никто не знает, что с ним делать, — поступок бесчеловечный. Учебное заведение должно быть готово принять ребенка, а тот — следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами.
Прямая речь
Екатерина, мама Златы Левченко (у Златы аутизм):
«Когда пришло время отдавать Злату учиться, я, как и большинство родителей, не хотела даже думать о коррекционной школе. Однако больше никуда нас не брали. И мы решили попробовать. Я не жалею совершенно. Дочка каждое утро радостно бежит на учебу, где ей уделяют много внимания. В классе всего 6 человек, и подход к каждому ребенку индивидуальный. Программа, конечно, слабовата, но у Златы проблемы с мелкой моторикой и речью, поэтому ей пока достаточно нагрузки. Когда решим наши проблемы, тогда, конечно, будем искать что-то другое».
Белый список специальных школ (по материалам рунета)
- Специальная (коррекционная) школа № 532 VIII вида
ул. Пятницкая ул., 46, стр. 3, тел.: (495) 953-58-32
Принимают детей с аутизмом. - Специальная (коррекционная) школа № 359 VIII вида
Армянский пер., 3/5, стр. 9, тел.: (495) 623-56-23
Принимают детей с аутизмом и другими нарушениями развития. - Интегративная школа № 1321 «Ковчег»
ул. Авиамоторная, 30а, тел.: (495) 273-25-20
Принимают детей с нарушениями развития, в том числе с ДЦП. - Школа № 1673 «Поддержка» для детей-инвалидов
ул. Таллинская, д. 3, корп. 2, тел.: (495) 498-67-02 - ГОУ № 142
4-й Лесной пер., 16, тел.: (495) 250-23-03
Работают с детьми с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом и другими нарушениями развития. - НОУ «Развитие»
ул. Новочеремушкинская, 54, корп. 4, тел.: (495) 128-46-72
Негосударственная. Дети с ДЦП с нормальным интеллектом, с задержкой психического развития. - Школа «Святой Георгий»
ул. Ейская, 5, тел.: (495) 350-33-81
Принимают детей и подростков с множественными нарушениями развития.
Маргарита Горянская
Статья предоставлена сайтом «Health News»
Знаю в Марьиной Роще-школа номер 1956,там есть(был)класс коррекции.Девочку не брали вообще никуда,проходили кучи комиссий.И диагноз не ставили(олигофрен,дебил)и в реч.школу не брали.Говорили,что она»никогда,никогда не сможет изучать геометрию,физику и проч.науки»Хочу похвастаться!Она закончила 11классов нормальной,самой обычной школы.Пройдя начальную в коррекционном классе!Геометрия,особо хорошо удавалась,когда началась:))Нет,она не отличница,но не хуже обычных,детей.Несколько нестандартное мышление и злобы НЕТ!Хорощо и интересно пишет сочинения,отмечали педагоги потом.
Было огромное желание,спустя годы,прийти в это РОНО и всех их хорошо поколотить!Столько крови выпили,ВАМПИРЫ!!
Столько сил отобрали.У меня вся карьера закатилась,только дитем и занималась.но,если бы сразу,спокойно,взяли бы в класс коррекции.Все было б иначе,размеренно и не травмировало бы девочку…
Если вы верите и видите,что у ребенка хоть какой-то интеллект есть,развивайте,не сдавайтесь!НЕ отдавайте в спец.школы-это конец!Лучше быть последним среди первых,чем первым,среди последних(с)
Здоровья и огромного терпения вам вашим деткам!Поверьте,когда им будет …надцать лет,вы поймете,что все было не зря!:))
29.08.2008 22:59:52, педагогМама
Хорошо написано, да только упущен немало важный момент: автор статьи намерено уходит от обсуждения тех ужасающих условий, которые в таких интернатах имеют место быть. А что касается специалистов, могу сказать, как бывшая ученица подобной тюрьмы для малолетних, что они существуют номинально и не выполняют свою работу в полном объёме, а последствия подобного «воспитания» приходиться преодолевать во взрослой жизни и, как правило, при помощи специалиста психолога напротяжение довольно длительного времени.
Уважаемые родители! Если вы детей своих любите, то постарайтесь сделать всё, чтобы избежать подобного кошмара для своих детей. Они ничего плохого за свою короткую жизнь не совершили, чтобы лишать их свободы. Более того, вы лишаете их и непосредственно семьи, поскольку мама с папойна выходные… Фактически, ребёнок не имеет дома и появляется там в качестве хоть и дорогого, но гостя.
04.11.2008 21:34:51, Леопард
очень рада за вашу девочку и за вас.но есть и другие примеры-моя племянница,дцп,окончила спец школу.все отлично,занимала призовые места на городских литературных конкурсах,поступила в колледж,без троек отучилась 1 курс.а знакомая моей сестры,никак не может принять диагноз дцп у своей дочери изо всех сил пихает ее в общий сад и школу.девочку просто травят.
что будет дальше-не знаю,но ее очень жалко,она абсолютно не справляется.
дефектолог моего сына работает в дд-и тех ребят,кто тянет,после школы 8 вида,отправляет учится в вечернюю школу по обычной программе,они успешно оканчивают ее и имеют нормальный аттестат-сами понимаете,что никаких заботливых мам там нет.вариантов очень много,как и детей.
30.08.2008 11:25:32, Ольга местная
Очень часто слышу жалобы от родителей детей-аутистов, что в специализированные школы берут детей (с диагнозом аутизм и близким к нему) пусть неречевых, но обязательно с сохранненым интеллектом. Примером служит отбор в ближайшей школе Ковчег. Все оставшиеся дети, не прошедшие тест на интеллект, остаются за бортом и их обучение для родителей становиться просто головной болью, не многие готовы согласиться на надомное обучение. Поскольку Вы провели достаточно весомый и полезный на этой конференции анализ коррекционных школ, то не могли бы Вы уточнить для родителей номера школ или центров по Москве, где могут учиться их «неинтеллектуальные» дети.
29.08.2008 13:19:50, leonid
Хочу пообщаться с родителями детей с ДЦП ползающих по методу Домана. Моей дочери 12 лет, тяжёлая летом ползали, получалось, но сейчас болеет уже четвертый месяц. Вообще Доман это класс! Благодаря ему она учится в обычной среднй школе на дому в 5 классе на пятёрки, знает английский, пишет стихи, хотя не говорит и даже не сидит.
13.12.2008 20:50:38, Луговая Галина
Не совсем поняла, Вы со своей дочкой начинали с коррекционного класса, имеете положительный опыт, перешли от коррекционного к нормальному обучению, а других призываете пихать детей сразу в обычные школы.Странно. Мне показалось, что Ваш пример как раз о положительном значении коррекционного обучения.
30.08.2008 18:00:18, Иринище
Спецшкола — это не конец, это один из вариантов. Причем не худший. Но каждый случай очень индивидуален, это верно.
01.09.2008 20:45:26, Кумпарсита
Всего 10 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник
Школьным педагогам сегодня как никогда необходимо
учиться гибкости, нестандартности мышления, трудному
преодолению его ригидности, ибо слишком сложен,
необычайно многогранен взаимозависимости мир человечества,
формирующий молодое поколение по своему образу и подобию.
Поэтому такими ценными становятся, сегодня для учителей
острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность
к пересмотру привычной педагогической философии,
несостоятельность, которой дорого обходиться обществу.
У.Глассер
«Школа без неудачников»
В ходе преобразований в обществе и модернизации системы специального (коррекционного) образования произошла смена приоритетов в задачах самой системы. Главной становится задача обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей с ограниченными возможностями интеллектуального и физического развития.
Главной задачей на прошедшем в минувшем году городском родительском собрании было обозначено достижение ситуации в обучении, когда дети испытывают радость от посещения школы, когда им комфортно в стенах учреждения.
В связи с этим главными принципами содержания образования должны стать: принцип жизненной необходимости
принцип практической значимости
принцип доступности
Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем, которые стоят перед коррекционным обучением страны, а значит и перед Специальной (коррекционной) школой-интернатом VIII вида №29. Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков.
Педагогическим коллективом во главе с директором Кмытюк Людмилой Владимировной в стенах Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида №29 ВОУО ДО г. Москвы восьмой год ведётся обучение детей с синдромом Дауна.
На современном этапе полноценное развитие ребёнка с синдромом Дауна требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели, осуществляя неотъемлемое право человека и одну из важнейших задач образования. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится областью деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов: различных социальных институтов, всего общества в целом. До недавнего времени считалось, что дети с синдромом Дауна имеют тяжёлую степень умственной отсталости и, вырастая, становятся зависимыми людьми с серьёзными трудностями в обучении. Существовала точка зрения, что только в редких, исключительных случаях такие дети смогут немного научиться читать, выполнять простую работу и сумеют достичь некоторой независимости. Однако с каждым годом появляется всё больше и больше сообщений о молодых людях, которые живут самостоятельно, работают, учатся водить машину, выступают на сцене и успешно трудятся в самых различных сферах нашей жизни. Эти изменения обусловлены, несколькими важными факторами: во-первых, у детей с синдромом Дауна сейчас появилась возможность приобрести семейный и социальный опыт, более близкий к общепринятому. Во-вторых, медицинское обслуживание и услуги специалистов в области ранней помощи стали лучше. В-третьих, в настоящее время у детей с особыми потребностями появилось больше возможностей для получения образования; и, наконец, изменилось к лучшему отношение общества к подобным людям.
Поступающим в школу детям с синдромом Дауна присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умения, навыков и знаний. Дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счётом, чтением и письмом. Испытывая затруднения в произвольной организации деятельности, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. С течением времени ситуация меняется, у детей появляется мотивация к обучению.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебным предметам у детей с синдромом Дауна является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Использование дидактических игр способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры дети пытаются мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели, соединяясь, обеспечивали усвоение программного материала.
У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в речевом развитии разной степени выраженности. У детей с синдромом Дауна имеется нарушение всех компонентов речи. Уровень развития диалогической речи, столь необходимой для социальной адаптации человека, у рассматриваемого контингента детей крайне низкий, овладение монологической речью является для них чрезмерно сложной задачей. В корректировке подобной ситуации огромная помощь приходит со стороны специалистов коррекционного блока, работающих в нашем интернате: логопедов, дефектологов и психологов.
В работе с детьми с синдромом Дауна необходимо для усиления яркости, эмоциональности, динамичности обучения применять технические средства обучения (ТСО), стимулирующие воображение и мышление учащихся.
Одними из прогрессивных технологий последних лет, принятых на вооружение всеми педагогами российской школы, позволяющих оптимизировать процесс обучения и максимально сконцентрироваться на проблемах специальной педагогики и психологии, найти наиболее подходящие пути их решения являются информационные технологии. Их внедрение предполагает использование уникальных возможностей во всех областях специального образования, помогает в решении задачи максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Информатизация образования в школе-интернате №29 проходит по следующим направлениям:
- использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование Интернет ресурсов, и т. д.);
- проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
- осуществление проектной деятельности школьников с использованием ИКТ.
Труд является составной частью воспитания детей с синдромом Дауна. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих «особенным» детям в трудовой и познавательной деятельности. Развития мыслительных процессов на уроках труда объясняется, прежде всего, тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своими желаниями и планом, а не только выполняют волю учителя.
Трудовое обучение неразрывно связано с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием школьников.
Таким образом, трудовое обучение в специальной коррекционной школе — это не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире и влияние на дальнейшую судьбу учащихся не примерно большее, нежели других предметов.
В задачи обучения и воспитания детей с синдромом Дауна, входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (в том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает подобным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт нашего учебного заведения показывает, что учащиеся школы-интерната способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.
Коррекционно-воспитательная работа в школе-интернате представляет собой систему комплексных мер педагогического воздействия на личность в целом. Эта работа не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности учреждения. Нет такого мероприятия или любого другого коллективного дела, где бы ни участвовали наши «даунятки».
Цель коррекционного обучения ясна, задачи определены, это говорит о том, что мы продолжаем работать, используя всевозможные методы и приёмы обучения, ориентируясь на «зону ближайшего развития» ребёнка, определяя оптимальное содержание учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами; создавая оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося.
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Это высказывание в полной мере отражает тенденции, сложившиеся в СКОШИ VIII вида №29 в работе с детьми с синдромом Дауна.
Источник