Коррекционные программы по синдрому эмоционального выгорания

Коррекционные программы по синдрому эмоционального выгорания thumbnail

Ася Кузьмина
Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя

Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении сегодня актуальна. В связи с повышающимися требованиями со стороны общества к личности воспитателя от него требуется не только владение педагогической техникой (например, речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), но и постоянное освоение новых умений, навыков, а так же творческого отношения к работе.

Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что может приводить к профессиональной деформации — синдрому эмоционального выгорания (далее — СЭВ). Поэтому в практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Цель программы: реализовать комплексную систему мер по профилактике СЭВ и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя.

Задачи:

•Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;

•Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;

•Знакомство со стратегиями личностного роста (тайм-менеджмент, планирование карьеры);

•Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья;

•Информирование администрации ДОУ о стратегических и тактических мероприятиях, способствующих снижению стрессогенных факторов.

Формы работы: мини-лекции, групповые и индивидуальные консультации, тестирование, тренинги, работа с кейсами.

Этапы:

1. Информационный блок — предоставление информации о СЭВ, его причинах и признаках.

2.Аудит стресса по методике Оксинойда К. Э. : оценка удовлетворенности персонала условиями труда (идентифицировать источники профессионального стресса персонала, оценка эмоционального состояния персонала (величина стрессовой нагрузки).

3. Консультирование (уровень руководителя) по итогам аудита об эффективности тактических принимаемых мер снижения стресса у работников в организации, а так же необходимых дополнительных (в т. ч. стратегических) мероприятиях, способствующих профилактике СЭВ. Информирование о возможности определения графика мероприятий по профилактике СЭВ, а так же оценке качества и своевременности проведения тех или иных мероприятий.

4а. Консультирование (уровень педагога) по итогам аудита. Проведение ознакомления и обучения психотехническим приемам снижения стресса, помощь в подборе индивидуальной линии поведения при профилактике СЭВ (учет личностных особенностей участников программы). Предоставление информации о методах тайм-менеджмента, способах совершенствования педагогической культуры, рациональном планировании личностного роста. В идеале, после проведения программы на уровне педагога, должна быть сформирована модель «стресс-компетентности», которая позволит учитывать профессиональные и личностные особенности специалиста при реализации мер профилактики и коррекции СЭВ.

4б. При необходимости проведение индивидуальных консультаций для коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя (тревожность, гнев, чувство бессмысленности деятельности, пессимизм, апатия и т. п.).

5. Аудит стресса по методике Оксинойда К. Э. (оценка эмоционального состояния персонала). Сравнение показателей до и после проведение программы.

6. Обратная связь по программе (что было новым, полезным, интересным, актуальным; какие методы профилактики СЭВ педагоги ДОУ практикуют, в чем видят их преимущество; какие стратегии и способы профилактики СЭВ наиболее актуальны сейчас)

Таким образом, профилактика СЭВ — это система согласованных мероприятий, направленная не только на личностные особенности персонала ДОУ, но и на разработку и внедрение программы профилактики СЭВ педагогов организации, т. е. ориентированная на постоянный мониторинг СЭВ руководителем организации (и, в случае необходимости, корректировку ранее разработанной программы профилактики СЭВ).

Работы только с персоналом по профилактике СЭВ недостаточно, т. к. в процессе выполнения своих должностных обязанностей педагоги непрерывно находятся в активном взаимодействии. Если в организации практикуется продолжительная чрезмерная нагрузка, сочетающаяся с конфликтными межличностными взаимоотношениями, то даже при коррекции СЭВ у педагогов (индивидуальный подход) эффект от этих мер будем минимальным (т. к. не исключается основной стрессогенный фактор).

Поэтому важно, что бы профилактика СЭВ проводилась комплексно (на уровне организации), а руководителем организации проводился регулярный мониторинг. Если влияние стрессогенных факторов на педагогов ДОУ не будет превышать критический уровень, то значит, стрессогенные факторы не будут провоцировать дезорганизацию и трудовых процессов, и личностных качеств.

Ниже приводится пример информационно-раздаточного материала (буклета) для педагогов по проблеме СЭВ.

1. Как участие в программе по профилактики синдрома эмоционального выгорания и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя поможет именно мне?

СЭВ является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих и развивается длительно. СЭВ всегда отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование (а так же и другие негативные проявления). Участие в программе положительно влияет на профилактику СЭВ. Ознакомление с причинами, формами проявления СЭВ, а так же обучение и применение способов саморегуляции и самотестирования уровня стресса педагогом свидетельствует об его активном жизненном подходе, самопознании, психологической культуре.

2. Существуют ли общие «пусковые» причины возникновения СЭВ?

Да, конечно. Сама специфика профессиональной педагогической деятельности, а именно ежедневное наличие большого числа эмоциогенных факторов (высокая эмоциональная загруженность деятельности) является доминирующей причиной СЭВ. Но есть и причины, являющиеся индивидуальными, например:

• высокая эмоциональная включенность в деятельность (вызывает большую эмоциональную перегрузку);

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

• отсутствие навыков коммуникации при трудных (конфликтных) ситуациях общения с детьми, родителями, администрацией.

Важно не только знать информацию о СЭВ, но и свои личностные особенности, способствующие возникновению СЭВ. То есть, большая роль в профилактике и коррекции симптомов СЭВ принадлежит именно самому педагогу (самоанализ, применение мер по снижению стрессогенных факторов).

3. Для чего обсуждать эту проблему в коллективе, если сам педагог ответственен за профилактику СЭВ?

Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается. Поэтому важно обмениваться мнениями с коллегами, в т. ч. и о способах профилактики СЭВ. Кроме того, если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, то, выше вероятность, что коллективно более результативно можно найти разумное решение возникшей у него проблемы.

Так же возможна организация объединений при ДОУ для систематического обмена информацией, в т. ч. с представителями других ДОУ (всевозможные профессиональные неформальные объединения, где могут обсуждаться накопленные идеи, наработки, рекомендации, советы, а так же приглашаться специалисты, имеющие по данному вопросу полезный опыт).

Читайте также:  Гипоталамический синдром обменно эндокринная форма

Можно так же напомнить, что поддержание хорошей спортивной формы и хронический стресс — полярные явления. Поэтому даже организация «спортивных марафонов», «клубов здоровья» педагогов ДОУ уменьшает проявление синдрома СЭВ!

4. Какие рекомендации необходимо соблюдать для профилактики СЭВ?

• Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни (постарайтесь сохранять нормальный распорядок жизни, насколько это возможно: выделяйте достаточное время для сна, отдыха, физической активности, хобби)

• Освойте методы саморегуляции (например, релаксацию, техники работы с дыханием) и старайтесь чаще их использовать;

• Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.

• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь.

• Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.

А так же привожу примеры рекомендаций для педагогов от коллег:

• Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение!

• Вредные привычки сбросьте как рукавички!

• Смейтесь больше — проживете дольше!

Источник

СОГБОУ  «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Утверждаю

Директор СОГБОУ

«Вяземская

школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями»

М.М.Анисимова

Согласно

Зам. директора по

учебной работе

Евдокимова И.А.

Рассмотрено на педсовете

      Протокол №______

  от «____»_________201__г.

    Председатель педсовета

(Ф.И.О)

(Ф.И.О)

(Ф.И.О)

Программа 

  профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов

                                                                                                                  Разработала

  Педагог-психолог

                                                                                                                      Яковлева Н.А

2017 г.

Пояснительная записка.

           В настоящее время синдром  эмоционального выгорания встречается всё чаще, особенно среди педагогов.  Исследователями в этой среде выявлены симптомы, определяющие профессиональное выгорание: снижение мотивации к работе, неудовлетворённость работой, игнорирование требований к безопасности и процедурам, потеря концентрации и увеличение ошибок,  поиск оправдания вместо решений, конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, раздражительность, нервозность, беспокойство и многое другое.

           С повышением требования со стороны общества к качеству образования, и, следовательно, к личности педагога, увеличивается нагрузка, меняется привычный режим и темп деятельности. Такие изменения содержат в себе увеличение нервно-психического напряжения педагога.  Нельзя игнорировать тот факт, что любая профессия, связанная с общением с людьми, требует терпения и особых навыков взаимодействия. В связи с этим работа людьми, а особенно с детьми, требует  особых усилий и со временем вызывает эмоциональное перенапряжение.

            Профессия педагога является еще более сложной, в связи с тем, что он в процессе работы взаимодействует не только  с детьми, но и с родителями, коллегами, родственниками. Большая часть рабочего времени педагога проходит в эмоциональном напряжении и требует постоянной концентрация внимания, высокой ответственности за жизнь и здоровье обучающихся.

           И, естественно это оказывают влияние на эмоциональное состояние педагога. Проявления усталости,  нервозности и раздражительности негативно сказываются не только на педагога, но и на окружающих.  А так как профессиональный долг педагога обязывает принимать взвешенные решения и преодолевать эмоциональное напряжение, ему необходимо справляться с накопившимися проблемами, без вреда для окружающих.

    В связи с вышесказанным возникла необходимость создания специальной программы для педагогов, способствующей профилактике и коррекции синдрома выгорания и повышению стрессоустойчивости в обществе. Актуальность программы заключается в том, что она направлена на снятие эмоционального напряжения, обучение методам саморегуляции психоэмоционального состояния, выработку педагогами в процессе занятий приемлемых  способов профилактики эмоционально-личностного выгорания.    

 Программа предполагает реализацию комплекса занятий в течение учебного года 2 раза в месяц.  На первом этапе программы проводятся беседы и тестирование педагогов, где учитываются все предложения и желания участников. Программа включает в себя комплекс групповых занятий (тренингов), направленный на профилактику и коррекцию синдрома эмоционального выгорания.    

 В состав программы входят 20 занятий, продолжительность которых, в среднем 30-40 минут. Занятия проводятся с использованием звукового и музыкального сопровождения (спокойная музыка, запись аутотренингов с голосом ведущего, звуки природы: пение птиц, звук морского прибоя, шум дождя, водопада  и др.).

Цель программы:  профилактика   синдрома  эмоционального  выгорания через сплочение педагогического коллектива и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи программы:

— ознакомить  педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;

— обучить педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;

— способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата;

— развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.

Ожидаемые  результаты  программы:

1. Повышение психологической защищенности каждого педагога,     укрепление его психического здоровья;

2. Улучшение  психологического микроклимата в педагогическом  коллективе;

3. Формирование начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

4. Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.

5. Повышение  мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп,           как возможности самопознания и саморазвития.

 Используемые  методы:  игровые, арттерапевтические  и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.

В программе  используются различные  способы управления эмоциональным состоянием:

  • игры, направленные на развитие социальной перцепции;
  • методы телесно – ориентированной терапии;
  • элементы арт – терапии;
  • элементы музыкотерапии;
  • игровые методы.

                                     Календарно – тематический план

Читайте также:  Синдром отмены феназепама лечение горбатов

Сроки проведения

Форма работы

Тема, цель

Участники

1

сентябрь

диагностика

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;

Опросник на выявление причин эмоционального выгорания;

Методика определения психологического климата в коллективе

психолог, педагоги

2

сентябрь

тренинг

«Мы личности»

Сплочение педагогического коллектива и преодоление  психологических зажимов

психолог, педагоги

3

октябрь

тренинг

Обучаемся навыкам саморегуляции. Упр. «Дыхание». Звуковая гимнастика.

психолог, педагоги

4

октябрь

тренинг

«Улыбнись вопреки всему». Упр. с элементами релаксации.

психолог, педагоги

5

ноябрь

тренинг

Обучение диафрагмальному дыханию. Звуковая гимнастика.

психолог, педагоги

6

ноябрь

тренинг

«Ты не одинок». Упр. «Дыхание».

психолог, педагоги

7

декабрь

игротренинг

«Давайте говорить друг другу комплементы»

Преодоление трудностей в совместной работе и конструктивное сотрудничество

психолог, педагоги

8

декабрь

тренинг

«Рисуем вместе». Занятие с элементами аоттерапии.

психолог, педагоги

9

январь

тренинг

«Мы рядом»

Сплочение педагогического коллектива и развитие эмпатии.

психолог, педагоги

10

январь

тренинг

«Список эмоций»

психолог, педагоги

11

февраль

мозговой штурм

«Решение конфликтных ситуаций»

психолог, педагоги

12

февраль

игротренинг

«Вместе весело шагать»

психолог, педагоги

13

март

тренинг

«Самооценка и уровень притязаний»

психолог, педагоги

14

март

тренинг

«Закончи предложение». Звуковая гимнастика.

психолог, педагоги

15

апрель

тренинг

«Поверь в себя»

психолог, педагоги

16

апрель

тренинг

«Учимся снимать напряжение». Самомассаж. Элементы телесно-ориентированной терапии. Упр. «Дождик».

психолог, педагоги

17

май

тренинг

«Здоровье не купишь»

психолог, педагоги

18

май

игротренинг

«Передача чувств»

психолог, педагоги

19

июнь

диагностика

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;

Опросник на выявление причин эмоционального выгорания;

Методика определения психологического климата в коллективе

«Плечом к плечу»

Сплочение педагогического коллектива, снятие эмоционального напряжения.

психолог, педагоги

20

июнь

беседа

Просмотр презентации на тему:

«Профилактика эмоционального выгорания». Индивидуальные беседы по результатам диагностики.

психолог, педагоги

Источник

Пояснительная записка

В настоящее время особое внимание уделяется
модернизации российского образования, главная
цель которой – повышение его качества. Одной из
задач психологической службы является оказание
психологической профилактической помощи
педагогам с целью предупреждения у них
эмоционального выгорания, которое является
одной из наиболее распространенных преград к
профессионализму, творчеству и самореализации
педагога.

Эмоциональное выгораниеэто состояние
физического, эмоционального, умственного
истощения, это выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного или
частичного исключения эмоций в ответ на
психотравмирующие воздействия.

Впервые термин “эмоциональное выгорание” был
введен в научный лексикон американским
врачом-психиатром X. Дж. Фрейденбергом в 1974 году.
Этот термин был применен для характеристики
психологического состояния здоровых людей,
находящихся в интенсивном и тесном общении с
клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной
атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Базой исследования ученый взял своих коллег.
Первоначально этот термин определялся как
состояние изнеможения, истощения с ощущением
собственной беспомощности, а позднее он получил
новую трактовку. Следует отметить, что эволюция
термина происходила около трех десятилетий, пока
термин не приобрел современную, хотя и не
окончательную, трактовку. Согласно современным
походам, под эмоциональным выгоранием
понимается состояние физического,
эмоционального и умственного истощения,
проявляющееся в профессиях социальной сферы,
системы “человек-человек”.

Определенный вклад в его становления внесла
группа ученых под руководством социального
психолога Кристины Маслач. Они выделили три
основные составляющие:

  • эмоциональную истощенность (наличие чувства
    эмоциональной опустошенности и усталости от
    работы);
  • деперсонализацию (циничное отношение к труду и
    объектам своего труда);
  • редукцию профессиональных достижений
    (возникновение у специалиста чувства
    некомпетентности и осознание неуспеха в
    выбранной профессии).

Актуальность программы определяется тем, что
профессия учитель относится к разряду
стрессогенных, требующих от него больших
резервов самообладания и саморегуляции. По
данным социальных исследований, труд педагога
относится к числу наиболее напряженных в
эмоциональном плане видов труда.
Профессиональная деятельность педагогов
вызывает эмоциональное напряжение, которое
проявляется в снижение устойчивости психических
функций и понижение работоспособности. Низкий
уровень психической культуры, недостаточное
развитие коммуникативных способностей, навыков
саморегуляции приводит к тому, что значительная
часть педагогов (в соотношение с другими
профессиями) страдает болезнями стресса —
многочисленными соматическими и нервно
психическими болезнями (Л. А. Китаев-Смык, 1983; Р. О.
Серебрякова, 1987).

Не всегда данную проблему определяют термином
“эмоциональное выгорание”, но присущие этому
явлению симптомы знакомы всем. Это и потеря
интереса к изначально любимой работе, и
немотивированные вспышки агрессии и гнева по
отношению к ученикам, коллегам, и утрата
мотивации негативные установки по отношению к
своей работе, и, как следствие, снижение
эффективности работы, ее интереса, пренебрежение
исполнением своих обязанностей, негативная
самооценка, усиление агрессивности, пассивности,
чувства вины. Накопившись, эти проявления
приводят человека к депрессии, результатом
которой становятся попытки избавиться от работы:
уйти из школы, сменить профессию, отвлечься
любыми доступными, как правило,
саморазрушительными способами. Одной из
важнейших психолого-педагогических проблем,
актуальных для личностного и профессионального
развития современного педагога, остается
проблема эмоциональной саморегуляции. В связи с
этим огромное внимание необходимо уделять
организации целенаправленной работы по
сохранению психического здоровья педагогов,
которая должна опираться на глубокое знание всей
системы основных факторов, определяющих
формирование и развитие личности профессионала.

Цель программы: обучение педагогов приемам
психосаморегуляции с целью профилактики и
преодоления эмоционального выгорания.

Задачи.

1. Развитие информационно-теоретической
компетентности педагогов.

2. Обучение педагогов психотехническим приемам
саморегуляции негативных эмоциональных
состояний.

3. Развитие у педагогов мотивации к
профессиональному самосовершенствованию
личности через повышение самооценки, снятие
тревожности.

4. Способствовать сохранению в педагогическом
коллективе благоприятного психологического
микроклимата, снижению уровня конфликтности,
агрессивности.

Сроки реализации программы: общая
продолжительность программы составляет 20 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю,
продолжительностью 2 академических часа.
Наполняемость группы составляет 12-15 человек.

Система внутреннего контроля за реализацией
программы осуществляется руководителем
образовательного учреждения, на основании
предоставленных педагогом-психологом
промежуточных и итоговых результатов
диагностики.

Используемые методы и методики.

  1. Методика диагностики уровня эмоционального
    выгорания В.В. Бойко (см. Приложение 2).
  2. Опросник выявления эмоционального выгорания MBI
    К. Маслач, С Джексон (см. Приложение 3).
  3. Анкета НПУ “Прогноз” (изучение
    нервно-психической устойчивости педагогов) (см.
    Приложение 4).
  4. Методика измерения уровня тревожности Дж.
    Тейлора (см. Приложение 5).
  5. Метод наблюдения.

Условия проведения: занятия проводятся на
базе образовательного учреждения в групповой
форме, в отдельном кабинете. Занятия могут
проводиться под музыкальное сопровождение, что
способствует расслаблению, включенности в
работу, снятию психологических барьеров,
мышечно-двигательных зажимов, повышению
настроения.

Читайте также:  Ультразвуковые синдромы поджелудочной железы основные

Материально-техническое оснащение.

— Помещение не менее 18 м2.

— Столы и стулья из расчета на группу.

— Ковровое покрытие (для проведения
релаксирующих упражнений и медитации).

— Магнитофон или музыкальный центр и
аудиозаписи / компьютер.

— Маркерная доска.

— Проектор.

— Писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры,
шариковые/ гелиевые ручки из расчета на одного
человека.

Участники программы: педагоги
образовательных учреждений.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение уровня
информационно-теоретической компетентности
педагогов.

2. Овладение педагогами психотехническими
приемами саморегуляции негативных
эмоциональных состояний.

3. Повышение самооценки, стрессоустойчивости,
работоспособности, снижение уровня тревожности,
эмоциональной напряженности, утомления.

4. Снижение уровня конфликтности, агрессивности
в педагогическом коллективе.

Тематическое планирование

№ ппТема занятияЦель занятияКол-во часов
1234
Психологические аспекты
и факторы эмоционального выгорания педагога (2 ч.)
1Эмоциональное выгорание:
методологические основы, причины.
1. Знакомство с понятием
“эмоциональное выгорание” и основными
теоретико-методологическими основами выделения
его причин.

2. Самодиагностика: выявление уровня
СЭВ у педагогов.

2
Влияние личностных
особенностей педагога на процесс эмоционального
выгорания (8 ч).
2Источники напряжения в
профессиональной деятельности.
1. Анализ собственных источников
негативных переживаний на работе, выявление
ресурсов профессиональной деятельности,
направлений роста.

2. Снятие напряжения за счет
высказывания накопившихся негативных эмоций,
получение психологической поддержки.

2
3Самооценка и уровень притязаний.1. Знакомство с понятием
“самооценки”, “уровня притязаний” и их
влиянием на успешность профессиональной
деятельности педагога.

2. Самодиагностика
уровня самооценки и уровня притязаний.

3. Выработка навыков повышения уровня
самооценки. Осознание своих личностных
особенностей с точки зрения того, какие
возможности они открывают в профессиональной
деятельности и какие накладывают ограничения.

2
4Коммуникативная компетентность1. Знакомство с понятием
“общение”, структура общения, вербальное и
невербальное общение.

2. Осознание своих
коммуникативных особенностей.

3. Выработка навыков эффективного общения в
различных сферах своей деятельности.

2
5Конструктивное поведение в
конфликтах
1. Информирование о конфликтах:
видах, основных структурных элементах,
механизмам возникновения и конструктивных/
неконстуктивных стратегиях поведения в
конфликте.

2. Осознание своего поведения в
конфликте.

3. Формирование навыков консруктивного
поведения в конфликтах.

2
Методы
психопрофилактики эмоционального выгорания
педагогов (10 ч.)
6.Методы профилактики СЭВ1. Знакомство с
теоретико-методологическими основами
психопрофилактики “эмоционального выгорания”.

2.
Знакомство с методами психопрофилактики
эмоционального выгорания у педагогов.

1
7.Целеполагание1.Помощь в осознание своих
жизненных и профессиональных целей.

2. Помощь в
осознании своих ценностных ориентаций и личных
приоритетов.

2
8.Тайм-менеджмент1. Информирование об основных
причинах дефицита времени, знакомство с
основными правилами планирования времени.

2.
Анализ использования рабочего времени, его
планирование.

3. Выработка навыков эффективного планирования
и контроля своего времени.

2
9.Аутогенная тренировка и
саморегуляция
1. Понятие “аутогенной
тренировки”, “саморегуляции” как средств
снятия эмоционального напряжения и физической
усталости, улучшения самочувствия, повышения
работоспособности и творческой активности.

2.
Освоение методов предотвращения состояния
стресса. Приобретение навыков и умений
эмоциональной устойчивости.

2
10.Дыхательная и звуковая
гимнастика.
1. Знакомство педагогов с методом
“дыхательной и звуковой гимнастики”.

2.
Обучение основным приемам дыхательной и
звуковой гимнастики.

2
11.Обобщающее занятие1. Закрепить полученные знания.

2.
Самодиагностика: выявление уровня СЭВ у
педагогов.

1
Всего: 20 ч.

Библиографический список

1. Аминов А. Н. Российская энциклопедия
социальной работы // Синдром эмоционального
выгорания: В 2 т. Т. 2. – М., 1997.

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в
коллективе / Н. П. Аникеева — М., Просвещение, 1997.

3. Антипов В. В. Психологическая адаптация к
экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. — М., 2002.

4. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к
общению, или Как определить коммуникационные и
организационные качества. / А. В. Батаршев.— М., 2003.

5. Битянова В. Н. Психология личностного роста /
В. Н. Битянова. — М., 1996.

6. Бойко В.В. Синдром “эмоционального
выгорания” в профессиональном общении / В.В.
Бойко. — СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

7. Водопьянова Н.Е. Синдром психического
выгорания и его профилактика. / Психология
профессионального здоровья. / Под ред. Проф. Г.С.
Никифорова. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2006.

8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром
выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.
Водопьянова, Е. С. Старченкова.— СПб.: Изд-во
“Речь”, 2005. – 336 с.

9. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом
общении / В. А. Кан-Калик. — М., 1988.

10. Качюнас Р. Психологическое консультирование
и групповая психотерапия / Р. Качюнас. – М., 2004.

11. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию / Г.И.
Козырев. — М., 2000.

12. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии /
Е.С. Кузьмин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 173 с.

13. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению
профессионального стресса: Учебное пособие //
Вестник МГУ, серия 14. “Психология”, 2000, № 3.

14. Личность и профессия: психологическая
поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М.
Митиной.— М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
— 336 с.

15. Митина Л.М. Психология профессионального
развития учителя./ Л.М. Митина. – М.: Флинта:
Московский психолого-социальный институт, 1998. –
200 с.

16. Митина Л.М. Психология труда и
профессионального развития учителя. / Л.
М.Митина.– М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
– 320 с.

17. Орел В.Е. Синдром психического выгорания
личности / В.Е. Орел — М.: Институт психологии РАН ,
2005. – 329 c.

18. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в
профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. —
М., 2002.

19. Прохоров А.О. Особенности психических
состояний личности в обучении // Психологический
журнал. — Т. 12, 1991, № 1, с. 47–55.

20. Психогимнастика в тренинге. Серия:
Психологический тренинг / Под редакцией Н. Ю.
Хрящевой.— СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.

21. Розанова В.А. Психология управления / В. А.
Розанова. – М.: ЗАО “Бизнес-школа
“Интел-синтез””, 2000. – 384 с.

22. Самаукина Н. В. Игры в школе и дома:
Психотехнические упражнения / Н. В. Самаукина. —
М.: Изд-во “Новая школа”, 2001.

23. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной
устойчивости педагога: Учебное пособие / Е. М.
Семенова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

24. Тарасов Е. А. Как победить стресс / Е. А.
Тарасов. — М., 2002.

25. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального
сгорания” как показатель профессиональной
дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994.
№6. –С.57-64.

Приложение

Источник