Коррекционно развивающая программа для ребенка с синдромом дауна
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
ребёнка с синдромом Дауна
I год обучения
Цель: 1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении.
2. Создание психологической основы разных видов деятельности.
Задачи коррекции | Способы реализации |
1. Развитие адекватных форм коммуникации. 2. Формирование стереотипа учебного поведения. 3. Развитие общей и мелкой моторики. 4. Развитие понимания речи. 5. Сенсорное развитие 6. Формирование элементарных математических навыков. 7. Продуктивная деятельность | а) учить обращаться за помощью к взрослому в затруднительных ситуациях; б) последовательное поощрение адекватного общения с другим человеком; в) учить дифференцировать людей из ближайшего окружения; г) создание системы коррекции проявления негативизма в различных ситуациях; а) обучение выполнению инструкций; б) формирование стереотипа выполнения самостоятельных заданий; а) обучение выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, на преодоление неловкости, развитие плавности; б) выполнение упражнений пальчиковой гимнастики; в) лепка; г) выполнение самостоятельных заданий нарастающей склонности. (нанизывание бус, сортировка предметов); д) рисование пальцами (при помощи специальной краски); а) обучение пониманию названий частей тела; б) обучение пониманию глаголов путем выполнения различных инструкций; в)обучение пониманию функциональных предложений и фраз в знакомых контекстах; а) ориентировочно-исследовательская деятельность с предметами; а) соотношение форм и фигур; б) складывание разрезных картинок; в) конструирование по образцу; г) формирование представлений о количестве; д) формирование представлений о цвете; а) вызвать интерес к продуктивным видам деятельности; б) знакомство с материалами, используемыми на занятиях; |
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
ребёнка с синдромом Дауна
II год обучения
1. Социализация:
Задачи: Развивать представление ребенка о себе, развивать личность в целом.
Игры: «Кто спрятался», «Кто это», «Топни ножкой», «Вот я», «Маме улыбаемся».
2.Социальное развитие.
Задачи: Установление прочных эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми, усвоение способов приобретения общественного опыта.
Игры: «Где петрушка?», «Заведем игрушку», «Кто там», «Найди себя на фотографии».
3.Познавательное развитие.
Задачи: Вырабатывать стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними.
Игры: «Катится – не катится», «Спрячь игрушку», «Собери пирамидки», «Построй башню», «Прокати шарик в ворота».
4.Сенсорное воспитание:
Задачи: Учить ориентироваться на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.
Игры: «Почтовый ящик», «Разложи шарики в корзинки», «Кубик на кубик», «Расставь тарелочки»
5.Формирование наглядно-действенного мышления:
Задачи: Учить выполнять целенаправленные действия с предметами, использовать вспомогательные средства.
Игры: «Посади елочку», «Собери грибы», «Пересыпь фасоль», «Поймай шарик за веревочку», «Прокати машинку».
6.Ознакомление с окружающим.
Задачи: Сформировать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.
Игры: «Кто в домике живет», «Птичка», «Смотрим в окошко», «Парные картинки», «Собираемся гулять», «Что это?».
7. Формирование предпосылок к продуктивной деятельности.
Задачи: Стимулировать интерес к процессу рисования, лепки, аппликации, конструирования.
1.Лепка: «Лепешки для матрешки», «Колобок», «Конфеты для куклы».
2. Рисование: «Дорожки для зайчиков», «Дождик», «Шарик с веревочкой».
3. Конструирование: «Дорожки», «Заборчик»
4. Аппликация: «Мячик», «Шарик».
Источник
Ольга Никитина
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Пояснительная записка
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год)
В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом синдром Дауна (шифр врача-педиатра — Q-90, шифр врача-психиатра ребенку раннего возраста — F 79.04).
Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детейв специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям.
Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы.
Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, речевое развитие ребенка. Практиче-ская реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования, ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных мате-матических представлений.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
Программа для детей с синдромом Дауна построена в соответствии с принципа-ми, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.
Программа составлена с учетом:
• характера ведущей деятельности;
• структуры и степени выраженности нарушения;
• ведущих мотивов и потребностей ребенка;
• целей дошкольного воспитания.
Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Даунаопирается на сильные стороны их развития:
• относительная сохранность эмоций;
• сохранность зрительно-двигательного восприятия;
• достаточно высокий уровень имитационных способностей;
• относительная сохранность тактильной чувствительности;
• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
• сохранность эмоциональной памяти.
Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития детей имеет коррекционную направленность.
Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (январь) и в конце второго периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ПМПК,по итогам которого:
• дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте;
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в:
• раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;
• определении содержания и методов обучения и воспитания;
• реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка;
• реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.
Отличительная особенность.
Использование программы предполагает большую гибкость. В программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на четыре учебных года, на детей дошкольного возраста (от 3 до 7-8 лет).
Формы и режим занятий. Форма проведения занятий — фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.
Цель программы. Формирование у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.
Программапредусматривает решение ряда задач: диагностических, воспитательных, коррекционных и образовательных.
Диагностические
• Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
• Уточнение диагноза при динамическом наблюдении.
• Определение индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные
• Социализация.
• Формирование самостоятельности.
• Становление нравственной ориентировки.
• Воспитание положительных качеств.
Коррекционные
• Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
• Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.
• Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
• Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Образовательные
• Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
• Развитие познавательной активности.
• Формирование всех видов детской деятельности.
В программевыделены следующие разделы:
• Социальное развитие
•Познавательное развитие:
1.1. Сенсорное воспитание.
1.2. Формирование мышления.
1.3. Формирование элементарных количественных представлений.
1.4. Ознакомление с окружающим
1.5. Развитие речи.
• Формирование деятельности.
1.1 Обучение игре.
1.2 Изобразительная деятельность:
а) лепка
б) аппликация
в) рисование
1.3 Конструирование.
1.4 Трудовое воспитание:
а) воспитание культурно-гигиенических навыков
б) ручной труд
в) хозяйственно – бытовой труд
• Эстетической развитие
1.1 Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность.
1.2 Ознакомление с художественной литературой.
Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Даунаможно условно разделить на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.
II период — декабрь, январь, февраль.
III период –март, апрель, май.
В сентябре1–2 недели проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей.
В сентябре с 3 недели начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детейс задержкой психического развития строится на материале следующих лексических тем:
Источник
Раиса Хмелевская
Программа речевого развития детей с синдромом Дауна
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с синдромом Дауна разработана с учетом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей воспитанников. Данная программа по функциональному предназначению коррекционно-развивающей. Форма реализации программы – подгрупповая и индивидуальная. Срок реализации – 3 год.
Отличительной особенностью программы от уже существующих в этой области является то, что она ориентирована на развитие речи ребёнка с синдромом Дауна, а это означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образовательные.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время большое количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К ним относятся и дети с синдромом Дауна. Особенность развития таких детей состоит в том, что у них нарушена познавательная деятельность, присутствует общее недоразвитие речи, снижена познавательная активность, снижен уровень понимания, отмечаются различные отклонения в поведении (неврозы, страхи, агрессивность). Развитие речи у детей с синдромом Дауна — это сложный многоуровневый и многофункциональный процесс, требующий от педагогов знаний этапов формирование речи у детей в норме, особенностей речевого развития детей с интеллектуальными особенностями, а также достаточного опыта в построении методики развития речи детей с синдромом Дауна и организации единого речевого режима среди всех педагогов.
Особенности развития речи детей с синдромом Дауна:
1. Понимание речи намного опережает развитие активной речи.
2. Зрительная память развита гораздо лучше слуховой.
3. Социальное и эмоциональное развитие являются наиболее сохранными сферами.
4. Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.
5. Сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого произношения.
Цель: развитие речи детей с синдромом Дауна.
•Задачи: Формирование общения «взрослый — ребенок».
• Расширение объема понимания обращенной речи.
• Формирование средств общения, доступных детям с синдромом Дауна.
•Использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, использование жестов и звуков. Все виды деятельности, игры, песенки и потешки, сопровождаемые движениями, должны подбираться с учетом данной задачи.
• Нормализация движений артикуляторных органов.
• Нормализация дыхания. Активизация вдоха и выдоха.
• Активизация звукопроизношения.
Методика и технология реализации:
Программарассчитана на три года дошкольного периода:
4-5 лет – первый год обучения;
5-6 лет – второй год обучения;
6-7 лет третий год обучения
Развитие речи и общения реализуется как на специально организованных занятиях логопеда и воспитателей, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях.
Программа носит цикличный характер, рассчитана для реализации в условиях детского дома на период 3 года. Программа реализуется в специально организованных и оснащенных помещениях детского дома с учетом возрастных и индивидуальных потребностей и особенностей воспитанников.
Целевая группа: воспитанники детского дома в возрасте от 5-х до 7-ти лет.
Состав исполнителей: педагогические работники учреждения, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Материальное обеспечение занятий: специализированные помещения детского дома, мольберт, компьютер, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, методические материалы, наборы картинок по темам, игрушки, канцелярские принадлежности.
Формы реализации программы: работа по подгруппам и индивидуально, беседы, рассказы, показ иллюстраций, мультимедийных презентаций, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, речевые игры и упражнения.
Критерии эффективности программы:
— занятия адаптированы к социальным и психологическим особенностям развития детей;
используются различные методы работы;
каждое занятие имеет практическую часть;
все участники информированы о целях, задачах и формах работы.
Ожидаемые результаты:
• сформировано общение «взрослый — ребенок»
• достаточный объем понимания обращенной речи
• сформированы средства общения, доступные детям с синдромом Дауна
•в общении используются вербальные и невербальные средства: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, использование жестов и звуков
• нормализованы движения артикуляторных органов
• нормализовано дыхание, вдох и выдох активизированы
• звукопроизношения понятное окружающим, ясное, чёткое
Источник