Коррекционная программа синдрома эмоционального выгорания
СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю Директор СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями» М.М.Анисимова | Согласно Зам. директора по учебной работе Евдокимова И.А. | Рассмотрено на педсовете Протокол №______ от «____»_________201__г. Председатель педсовета |
(Ф.И.О) | (Ф.И.О) | (Ф.И.О) |
Программа
профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов
Разработала
Педагог-психолог
Яковлева Н.А
2017 г.
Пояснительная записка.
В настоящее время синдром эмоционального выгорания встречается всё чаще, особенно среди педагогов. Исследователями в этой среде выявлены симптомы, определяющие профессиональное выгорание: снижение мотивации к работе, неудовлетворённость работой, игнорирование требований к безопасности и процедурам, потеря концентрации и увеличение ошибок, поиск оправдания вместо решений, конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, раздражительность, нервозность, беспокойство и многое другое.
С повышением требования со стороны общества к качеству образования, и, следовательно, к личности педагога, увеличивается нагрузка, меняется привычный режим и темп деятельности. Такие изменения содержат в себе увеличение нервно-психического напряжения педагога. Нельзя игнорировать тот факт, что любая профессия, связанная с общением с людьми, требует терпения и особых навыков взаимодействия. В связи с этим работа людьми, а особенно с детьми, требует особых усилий и со временем вызывает эмоциональное перенапряжение.
Профессия педагога является еще более сложной, в связи с тем, что он в процессе работы взаимодействует не только с детьми, но и с родителями, коллегами, родственниками. Большая часть рабочего времени педагога проходит в эмоциональном напряжении и требует постоянной концентрация внимания, высокой ответственности за жизнь и здоровье обучающихся.
И, естественно это оказывают влияние на эмоциональное состояние педагога. Проявления усталости, нервозности и раздражительности негативно сказываются не только на педагога, но и на окружающих. А так как профессиональный долг педагога обязывает принимать взвешенные решения и преодолевать эмоциональное напряжение, ему необходимо справляться с накопившимися проблемами, без вреда для окружающих.
В связи с вышесказанным возникла необходимость создания специальной программы для педагогов, способствующей профилактике и коррекции синдрома выгорания и повышению стрессоустойчивости в обществе. Актуальность программы заключается в том, что она направлена на снятие эмоционального напряжения, обучение методам саморегуляции психоэмоционального состояния, выработку педагогами в процессе занятий приемлемых способов профилактики эмоционально-личностного выгорания.
Программа предполагает реализацию комплекса занятий в течение учебного года 2 раза в месяц. На первом этапе программы проводятся беседы и тестирование педагогов, где учитываются все предложения и желания участников. Программа включает в себя комплекс групповых занятий (тренингов), направленный на профилактику и коррекцию синдрома эмоционального выгорания.
В состав программы входят 20 занятий, продолжительность которых, в среднем 30-40 минут. Занятия проводятся с использованием звукового и музыкального сопровождения (спокойная музыка, запись аутотренингов с голосом ведущего, звуки природы: пение птиц, звук морского прибоя, шум дождя, водопада и др.).
Цель программы: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи программы:
— ознакомить педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;
— обучить педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;
— способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата;
— развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.
Ожидаемые результаты программы:
1. Повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья;
2. Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
3. Формирование начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
4. Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.
5. Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.
Используемые методы: игровые, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.
В программе используются различные способы управления эмоциональным состоянием:
- игры, направленные на развитие социальной перцепции;
- методы телесно – ориентированной терапии;
- элементы арт – терапии;
- элементы музыкотерапии;
- игровые методы.
Календарно – тематический план
№ | Сроки проведения | Форма работы | Тема, цель | Участники |
1 | сентябрь | диагностика | Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; Опросник на выявление причин эмоционального выгорания; Методика определения психологического климата в коллективе | психолог, педагоги |
2 | сентябрь | тренинг | «Мы личности» Сплочение педагогического коллектива и преодоление психологических зажимов | психолог, педагоги |
3 | октябрь | тренинг | Обучаемся навыкам саморегуляции. Упр. «Дыхание». Звуковая гимнастика. | психолог, педагоги |
4 | октябрь | тренинг | «Улыбнись вопреки всему». Упр. с элементами релаксации. | психолог, педагоги |
5 | ноябрь | тренинг | Обучение диафрагмальному дыханию. Звуковая гимнастика. | психолог, педагоги |
6 | ноябрь | тренинг | «Ты не одинок». Упр. «Дыхание». | психолог, педагоги |
7 | декабрь | игротренинг | «Давайте говорить друг другу комплементы» Преодоление трудностей в совместной работе и конструктивное сотрудничество | психолог, педагоги |
8 | декабрь | тренинг | «Рисуем вместе». Занятие с элементами аоттерапии. | психолог, педагоги |
9 | январь | тренинг | «Мы рядом» Сплочение педагогического коллектива и развитие эмпатии. | психолог, педагоги |
10 | январь | тренинг | «Список эмоций» | психолог, педагоги |
11 | февраль | мозговой штурм | «Решение конфликтных ситуаций» | психолог, педагоги |
12 | февраль | игротренинг | «Вместе весело шагать» | психолог, педагоги |
13 | март | тренинг | «Самооценка и уровень притязаний» | психолог, педагоги |
14 | март | тренинг | «Закончи предложение». Звуковая гимнастика. | психолог, педагоги |
15 | апрель | тренинг | «Поверь в себя» | психолог, педагоги |
16 | апрель | тренинг | «Учимся снимать напряжение». Самомассаж. Элементы телесно-ориентированной терапии. Упр. «Дождик». | психолог, педагоги |
17 | май | тренинг | «Здоровье не купишь» | психолог, педагоги |
18 | май | игротренинг | «Передача чувств» | психолог, педагоги |
19 | июнь | диагностика | Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; Опросник на выявление причин эмоционального выгорания; Методика определения психологического климата в коллективе «Плечом к плечу» Сплочение педагогического коллектива, снятие эмоционального напряжения. | психолог, педагоги |
20 | июнь | беседа | Просмотр презентации на тему: «Профилактика эмоционального выгорания». Индивидуальные беседы по результатам диагностики. | психолог, педагоги |
Источник
Ася Кузьмина
Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя
Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении сегодня актуальна. В связи с повышающимися требованиями со стороны общества к личности воспитателя от него требуется не только владение педагогической техникой (например, речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), но и постоянное освоение новых умений, навыков, а так же творческого отношения к работе.
Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что может приводить к профессиональной деформации — синдрому эмоционального выгорания (далее — СЭВ). Поэтому в практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.
Цель программы: реализовать комплексную систему мер по профилактике СЭВ и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя.
Задачи:
•Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;
•Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;
•Знакомство со стратегиями личностного роста (тайм-менеджмент, планирование карьеры);
•Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья;
•Информирование администрации ДОУ о стратегических и тактических мероприятиях, способствующих снижению стрессогенных факторов.
Формы работы: мини-лекции, групповые и индивидуальные консультации, тестирование, тренинги, работа с кейсами.
Этапы:
1. Информационный блок — предоставление информации о СЭВ, его причинах и признаках.
2.Аудит стресса по методике Оксинойда К. Э. : оценка удовлетворенности персонала условиями труда (идентифицировать источники профессионального стресса персонала, оценка эмоционального состояния персонала (величина стрессовой нагрузки).
3. Консультирование (уровень руководителя) по итогам аудита об эффективности тактических принимаемых мер снижения стресса у работников в организации, а так же необходимых дополнительных (в т. ч. стратегических) мероприятиях, способствующих профилактике СЭВ. Информирование о возможности определения графика мероприятий по профилактике СЭВ, а так же оценке качества и своевременности проведения тех или иных мероприятий.
4а. Консультирование (уровень педагога) по итогам аудита. Проведение ознакомления и обучения психотехническим приемам снижения стресса, помощь в подборе индивидуальной линии поведения при профилактике СЭВ (учет личностных особенностей участников программы). Предоставление информации о методах тайм-менеджмента, способах совершенствования педагогической культуры, рациональном планировании личностного роста. В идеале, после проведения программы на уровне педагога, должна быть сформирована модель «стресс-компетентности», которая позволит учитывать профессиональные и личностные особенности специалиста при реализации мер профилактики и коррекции СЭВ.
4б. При необходимости проведение индивидуальных консультаций для коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя (тревожность, гнев, чувство бессмысленности деятельности, пессимизм, апатия и т. п.).
5. Аудит стресса по методике Оксинойда К. Э. (оценка эмоционального состояния персонала). Сравнение показателей до и после проведение программы.
6. Обратная связь по программе (что было новым, полезным, интересным, актуальным; какие методы профилактики СЭВ педагоги ДОУ практикуют, в чем видят их преимущество; какие стратегии и способы профилактики СЭВ наиболее актуальны сейчас)
Таким образом, профилактика СЭВ — это система согласованных мероприятий, направленная не только на личностные особенности персонала ДОУ, но и на разработку и внедрение программы профилактики СЭВ педагогов организации, т. е. ориентированная на постоянный мониторинг СЭВ руководителем организации (и, в случае необходимости, корректировку ранее разработанной программы профилактики СЭВ).
Работы только с персоналом по профилактике СЭВ недостаточно, т. к. в процессе выполнения своих должностных обязанностей педагоги непрерывно находятся в активном взаимодействии. Если в организации практикуется продолжительная чрезмерная нагрузка, сочетающаяся с конфликтными межличностными взаимоотношениями, то даже при коррекции СЭВ у педагогов (индивидуальный подход) эффект от этих мер будем минимальным (т. к. не исключается основной стрессогенный фактор).
Поэтому важно, что бы профилактика СЭВ проводилась комплексно (на уровне организации), а руководителем организации проводился регулярный мониторинг. Если влияние стрессогенных факторов на педагогов ДОУ не будет превышать критический уровень, то значит, стрессогенные факторы не будут провоцировать дезорганизацию и трудовых процессов, и личностных качеств.
Ниже приводится пример информационно-раздаточного материала (буклета) для педагогов по проблеме СЭВ.
1. Как участие в программе по профилактики синдрома эмоционального выгорания и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя поможет именно мне?
СЭВ является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих и развивается длительно. СЭВ всегда отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование (а так же и другие негативные проявления). Участие в программе положительно влияет на профилактику СЭВ. Ознакомление с причинами, формами проявления СЭВ, а так же обучение и применение способов саморегуляции и самотестирования уровня стресса педагогом свидетельствует об его активном жизненном подходе, самопознании, психологической культуре.
2. Существуют ли общие «пусковые» причины возникновения СЭВ?
Да, конечно. Сама специфика профессиональной педагогической деятельности, а именно ежедневное наличие большого числа эмоциогенных факторов (высокая эмоциональная загруженность деятельности) является доминирующей причиной СЭВ. Но есть и причины, являющиеся индивидуальными, например:
• высокая эмоциональная включенность в деятельность (вызывает большую эмоциональную перегрузку);
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
• отсутствие навыков коммуникации при трудных (конфликтных) ситуациях общения с детьми, родителями, администрацией.
Важно не только знать информацию о СЭВ, но и свои личностные особенности, способствующие возникновению СЭВ. То есть, большая роль в профилактике и коррекции симптомов СЭВ принадлежит именно самому педагогу (самоанализ, применение мер по снижению стрессогенных факторов).
3. Для чего обсуждать эту проблему в коллективе, если сам педагог ответственен за профилактику СЭВ?
Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается. Поэтому важно обмениваться мнениями с коллегами, в т. ч. и о способах профилактики СЭВ. Кроме того, если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, то, выше вероятность, что коллективно более результативно можно найти разумное решение возникшей у него проблемы.
Так же возможна организация объединений при ДОУ для систематического обмена информацией, в т. ч. с представителями других ДОУ (всевозможные профессиональные неформальные объединения, где могут обсуждаться накопленные идеи, наработки, рекомендации, советы, а так же приглашаться специалисты, имеющие по данному вопросу полезный опыт).
Можно так же напомнить, что поддержание хорошей спортивной формы и хронический стресс — полярные явления. Поэтому даже организация «спортивных марафонов», «клубов здоровья» педагогов ДОУ уменьшает проявление синдрома СЭВ!
4. Какие рекомендации необходимо соблюдать для профилактики СЭВ?
• Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни (постарайтесь сохранять нормальный распорядок жизни, насколько это возможно: выделяйте достаточное время для сна, отдыха, физической активности, хобби)
• Освойте методы саморегуляции (например, релаксацию, техники работы с дыханием) и старайтесь чаще их использовать;
• Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.
• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь.
• Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
А так же привожу примеры рекомендаций для педагогов от коллег:
• Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение!
• Вредные привычки сбросьте как рукавички!
• Смейтесь больше — проживете дольше!
Источник
Обоснование программы.
В системе социального обслуживания социальные работники занимают положение, в котором каждый клиент ожидает от специалиста и психологическую помощь, и поддержку. Профессия предъявляет к специалисту ряд требований, среди которых обязательными являются:
- компетентность;
- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии;
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях,
- высокая мобильность;
- общительность,
- коммуникативные способности;
- самостоятельность,
- стремление опираться на собственные силы;
- умение управлять собственными эмоциями и поведением;
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.
Появление симптомов хронической усталости, эмоционального выгорания сопровождается снижением уровня работоспособности, снижением самооценки, возникновением ощущения одиночества, «замкнутого круга», эмоциональным истощением, соматизацией. Появление психофизических, социально-психологических, поведенческих симптомов эмоционального выгорания являются тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья специалиста, который сам нуждается в профессиональной помощи психолога.
Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности специалистов социальной сферы, для освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам, что значительно улучшит самочувствие специалистов, повысит эффективность их труда и качество обслуживания клиентов Центра и иных социозащитных учреждений. Программа предполагает непрерывный цикл встреч в рамках постоянно действующего краевого семинара-практикума.
Цели и задачи.
Цели программы:
- повысить качество использования знаний основ психологии в повседневной деятельности социальных работников;
- провести профессиональную реабилитацию работников социальной сферы, специфика работы которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального выгорания;
- оказания методическую поддержку и практическую помощь психологам социозащитных организаций Камчатского края в организации и проведении работы по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания»;
- создать условия для психического благополучия социальных работников Центра;
- обеспечить их необходимой психологической информацией, развить умения и навыки предупреждения и преодоления временных трудностей в период осуществления профессиональной деятельности.
Задачи программы:
- провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;
- развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;
- способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
- повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».
Содержание проекта.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Целевые группы:
- Коллектив КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям».
- Психологи социозащитных учреждений Камчатского края.
- Коллективы социальных работников социозащитных учреждений края.
Методы реализации.
Программа предусматривает проведение цикла занятий (октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель) продолжительностью 3–4 часа или трехдневный семинар (с 10 до 16 часов с получасовым перерывом ежедневно). Численность группы — не более 12–15 человек
Программа предусматривает индивидуальные консультации и психодиагностику с выдачей рекомендаций и подборкой индивидуальных развивающих и коррекционных заданий по запросам.
Программа предусматривает выпуск буклетов и Памяток по проблемам профилактики и преодоления симптомов профессионального выгорания, хронической усталости и стресса.
Занятия предусматривают такие средства и формы, как активное слушание, релаксационные упражнения, методы игро-, цвето-, музыко- и арт-терапии, мини-лекции, практические коррекционные и релаксационные занятия, тренинги и другие.
Ожидаемый результат.
В процессе реализации программы профилактики синдрома профессионального выгорания предусматривается:
- повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
- развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками ,
- стабилизация уверенности в себе, формирование образа социального работника в структуре образа-Я;
- снижение уровня тревожности у социальных работников и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
- повышение качества обслуживания клиентов;
- повышение социально-психологического профессионализма специалистов Центра и социозащитных учреждений края.
Мониторинг и оценка результатов.
Мониторинг проекта осуществляется в соответствии со стандартными процедурами и разработанной логико-структурной матрицей проекта.
Мониторинг и оценка результатов основаны на периодической оценке прогресса в достижении конкретных результатов каждой группы и каждого отдельно взятого специалиста.
Возможными показателями результативности работы участников групп предполагаются:
- решение индивидуальных проблем участников групп;
- оказание консультативной, реабилитационной, развивающей, эмоциональной помощи психологам и социальным работникам Центра и иных социозащитных учреждений Камчатского края в процессе предупреждения и преодоления синдрома профессионального выгорания;
- снижение уровня тревожности, хронической усталости у сотрудников КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям», а также психологов и социальных работников социозащитных учреждений
- овладение приемами оказания самопомощи социальными работниками;
- проведение аналогичных семинаров психологами социозащитных учреждений края.
Структура программы.
Обучение основам психологических знаний по предупреждению и преодолению синдрома профессионального выгорания осуществляется в ходе тематических встреч, проходящих в форме лекций, семинаров, тренингов, деловых игр, релаксационных занятий.
Основные темы встреч (тренингов):
- «Самая обаятельная и привлекательная»
- «Великолепная семерка»
- «Рожденная для счастья»
- «Кто он — гений общения?»
- «Его Величество Профессионал»
- «Мой ласковый и нежный…» («Внутренний ребенок»).
- «Когда ланиты алым пламенем горят…» («Территория стыда»).
Материальное обеспечение программы.
Для полноценного проведения занятий необходимы:
- просторное, хорошо проветриваемое помещение, стулья;
- релаксационные и развивающие программы на СD, DVD, видеомагнитофон, проектор, музыкальный центр,
- гимнастические коврики, релаксационные мячи, игрушки,
- канцтовары (бумага А4, файлы, ватман, картон белый и цветной, краски, пастельные мелки, доска, испанский пластилин для рисования, карандаши, шариковые ручки, фломастеры), флешки,
- яблоки, бананы, чай, кофе, соки, выпечка, конфеты, высокие стаканы, чайные пары, чайные ложки, десертные вилки.
Содержательные материалы
Источник