Коррекция звукопроизношения у детей с синдромом дауна
Н.Г. Вандакурова
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МБОУ «Школа – интернат №113
для обучающихся с ОВЗ»
г. Пермь, Российская Федерация
E — mail: rav — 200@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Среди множества проблем, находящихся на стыке специальной психологии, педагогики, медицинских наук проблема умственной отсталости у детей с синдромом Дауна занимает значимое место. Проблема эта тем более актуальна из — за увеличения числа детей с синдромом Дауна, которым уже на первом году жизни ставят диагноз «нарушение интеллекта». Поданным статистики Министерства здравоохранения и социального развития РФ количество таких детей составляет 9 % .
В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной, М.М. Алексеевой, А.И. Максакова, Е. Ф. Рау, М.Ф. Фомичевой, Г.А. Каше и др.
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звуковобразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Понятие «звукопроизносительная сторона речи» включает интонацию и систему фонем языка (звукопроизношение). Звукопроизношение обеспечивает смысловое значение речи, а интонация — ее эмоциональное содержание[1].
По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной организации коррекционной работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы и остаются трудными в артикуляционном отношении звуки шипящие и соноры.
«Синдром Дауна» (солнечные дети) — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Около 20 % тяжёлых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Среди этих заболеваний ведущее место занимает синдром Дауна, при котором умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. Впервые синдром описан в 1866 г. Джоном Лэнгдоном Дауном под названием «монголизм». Встречается в человеческой популяции с частотой один случай на 500 — 800 новорожденных вне зависимости от пола [1].
Дети с синдромом Дауна представляют собой неоднородную группу по степени тяжести заболевания и по степени интеллектуальной недостаточности, несмотря на внешнюю схожесть. Среди них, наряду с детьми с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, есть дети с легкой умственной отсталостью. Считается, что если хорошо заботиться о здоровье и эмоциональном благополучии детей с синдромом Дауна, то большинство из них попадают поддаются коррекционной работе и улучшают свое психическое и интеллектуальное здоровье. В определении прогноза у детей с синдромом Дауна большую роль играет их правильно организованное обучение, реабилитация и социальная интеграция.
Одной из характеристик таких детей является то, что они имеют недостатки в речевом развитии. Страдает звукопроизносительная, грамматическая, лексическая стороны речи. Среди клинических заключений, относительно формирования речи у детей с синдромом Дауна, определяют такие как алалия, дизартрия, заикание. При этом экспрессивная речь является наиболее отстающей стороной при довольно развитой импрессивной стороне речи. С учетом этого и планируются коррекционные занятия, опираясь в каждом случае на особенности диагноза и наличие прочих заболевания. К примеру, довольно часто у детей с синдромом Дауна страдает слух, что является еще одной осложняющей причиной для развития речи [2, 4].
Причины нарушений речевого развития разные. Это особенности строения артикуляционного аппарата, мышечная гипотония, проблемы со снижением слуха, низкий уровень слухового восприятия и объем слуховой памяти, несформированность высших психических функций, педагогическая запущенность либо недостаточные возможности для раннего развития и др. [2].
Обзор существующих методик обследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня показал, что в отечественной логопедической науке ряд ученых — практиков разработали методики обследования звукопроизношения (Н.М. Трубникова, Т. А. Фотекова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, З.А. Репина и др).
В рамках моей экспериментальной работы были отобраны диагностические задания из методик Т.А. Фотековой, Р. И. Лалаевой [2,3]. Эксперимент был проведен на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Для данного исследования была отобрана группа из пяти учащихся 2 класса с фонетико — фонематическим нарушением и общим недоразвитием речи при ринолалии и дизартрии. У всех пяти учащихся в анамнезе синдром Дауна, биологический возраст — 8–9 лет. При исследовании использовались методы: анализ анамнестических сведений, наблюдение, беседы с учителем и детьми, психолого — педагогический эксперимент. Материал для обследования подбирался с учётом программных требований.
Обследование артикуляционного праксиса показало наличие снижения амплитуды движений, трудностей при удержании артикуляционных укладов (увеличение времени включения в движение, повышение тонуса мышц артикуляционного аппарата).
При обследовании звукопроизношения обращалось внимание на то, как ребёнок произносит звук в различных фонетических условиях. Исследование состояния фонетической стороны речи выявило нарушения звуков из фонетических групп свистящих, шипящих и соноров. Преобладающими являлись антропофонические дефекты по типу свистящего, шипящего, межзубного, губнозубного сигматизма. Характерным для 60 % детей являлось смягчение согласных звуков из — за подъёма спинки языка, произнесение шипящих звуков из нижнего положения. Сочетание антропофонических дефектов с фонологическими наблюдалось у 60 % обследуемых детей. Фонологические дефекты проявлялись в виде недефференцированного произнесения свистящих и шипящих звуков, замены по способу и месту образования ([с] на [ц], [щ] на [с’], [ц] на [с’]). У всех детей «смазанность» звукопроизношения возрастала в речевом потоке. При обследовании слоговой структуры было выявлено: нарушение слоговой структуры слова (сокращение слога — моток–молоток, опускание слогообразующей гласной — пинино – пианино, увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных — команата – комната); нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов, перестановка звуков соседних слогов); искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог); уподобление слогов; персеверации (устойчивое повторение какой — либо фразы); антиципации (замена предшествующих звуков последующими); контаминации (смешение элементов слов).
Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонетических) и моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобления слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стойкий характер.
Таким образом, логопедическое обследование дошкольников с синдромом Дауна по изучению звукопроизношения включало в себя три основных этапа (изучение медико — педагогической документации, обследование артикуляционного аппарата, изучения звукопроизношения, изучение слоговой структуры слова), при осуществлении которых мы выявили степень нарушения устной речи обследуемых детей. Результаты эксперимента позволили сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы для устранения выявленных речевых проблем. Основные направления коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей с синдромом Дауна следующие: 1. формирование правильного дыхания и развитие артикуляционного праксиса; 2. развитие и воспитание правильного звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков); 3. формирование и развитие слоговой структуры слова.
Список используемой литературы
1. Мюнхенская функциональная диагностика развития : второй и третий год жизни / Т. Хельбрюгге [и др.]; под ред. Т. Хелльбрюгге. – Минск : Открытые двери, 1997. – 123 с.
2. Нет «необучаемых детей»: книга о раннем вмешательстве / под ред. Е.В. Кожевниковой и Е.В. Клочковой. – СПб. : КАРО, 2007. – 352 с.
3. Психолого — педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2 — е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
4. Резникова, Е.В. Коррекционно — педагогическая поддержка учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции: монография [Текст] / Е.В. Резникова. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 215с.
© Н.Г. Вандакурова, 2017
Источник
«Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.
Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.
Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна
Основной характерной чертой развития речи у таких детей является ее отставание от средних норм. Так, младенец с синдромом Дауна, начинает значительно позже гулить и смеяться, лепетная речь формируется лишь к 8 месяцам и до года. До двух лет у ребенка жесты и первые несколько простых слов, к 3 годам только начинают образовываться примитивные предложения из слов и жестов.
Словарный запас также отличается небольшим объемом, причем со временем пассивный словарь начинает расширяться, в то время как активный может оставаться незначительным.
Среди проблем формирования речи у детей-даунов выделяются следующие:
- Алалия.
- Общее недоразвитие речи.
- Сложности с правильным звукопроизношением — дизартрия.
- ЗПР.
- Заикание.
- Апраксия.
- Грамматическая неправильность речи.
При этом экспрессивная речь является наиболее отстающей стороной при довольно развитой речи импрессивной. На этом и необходимо строить коррекционные занятия, опираясь в каждом случае на особенности диагноза и наличие прочих заболевания. К примеру, довольно часто у детей с синдромом Дауна страдает слух, что является еще одной осложняющей причиной для развития речи.
Причины проблем, возникающих при развитии речи:
- Особенности строения артикуляционного аппарата.
- Мышечная гипотония.
- Проблемы со слухом.
- Низкий объем слуховой памяти.
- Несформированность высших функций психики, таких как память, внимание, воображение.
- Педагогическая запущенность либо недостаточные возможности для раннего начала занятий.
Это те самые проблемы, с которыми и призваны «бороться» логопеды-дефектологи. Родители «солнечных» детей должны понимать, что чем раньше будут начаты коррекционные меры, тем больше шансов у их ребенка адаптироваться в окружающем мире.
Коррекционная работа по развитию речи у детей с синдромом Дауна
Такой ребенок имеет отставания и в физиологическом развитии, позже начинает держать голову, садиться и вставать. Однако в тот момент, когда появляется двигательная активность, формирование речи тоже начинает прогрессировать. Это самое подходящее время, чтобы начинать занятия. С самого начала лучше постараться стимулировать идущие процессы, нежели впоследствии пытаться переучивать ребенка, привыкшего изъясняться жестами. Впрочем, и в этом случае регулярные занятия способны оказать заметную помощь.
В первую очередь необходимо понимать, что ребенку с таким синдромом требуется значительно больше времени на освоение какого-либо навыка, нежели его здоровым сверстникам. Коррекционная работа разбивается на несколько частей, только после четкого закрепления которых, процесс может идти дальше.
Над чем работают дефектологи:
- Вырабатывание концентрации внимания.
- Работа над общим психомоторным развитием.
- Время занятий по стимулированию тонкой моторики приходит немного позже, после освоения первоначальных навыков.
- Улучшение координации движений.
- Работа над улучшением слухового восприятия речи и ее воспроизведением.
Учитывая особенности диагноза, в занятия обязательно включают артикуляционную гимнастику для улучшения работы речевого аппарата, проводят логопедический массаж различными по длительности и частоте курсами.
Для стимулирования формирования речи хорошо подходят занятия, развивающие моторику и координацию движений, поэтому для таких детей проводятся уроки логоритмики, творчества. Занятия в небольших группах позволяют детям привыкать к социуму и стимулируют к общению. Однако целенаправленные уроки по развитию речи лучше проводить индивидуально, давая тем самым ребенку возможность заниматься в подходящем темпе и уделяя ему максимум внимания.
Занятия у логопеда-дефектолога могут проходить как дома, так и в логопедическом центре и учитывают все важные моменты и особенности в обучении «особых» детей:
- Индивидуальный темп, длительная отработка и закрепление каждого навыка.
- Включение в урок дидактических игр для активизации речевой деятельности.
- Подбор игровых упражнений для улучшения памяти, внимания, моторики и слуховой памяти.
- Работа над грамматической составляющей, развитие связной коммуникативной речи.
Мероприятия по развитию речи должны проводиться в комплексе с работой психологов и нейропсихологов. Специальные методики позволяют добиться хороших результатов в стимуляции моторики и двигательной координации, а значит опосредованно способствуют и логопедической работе. Когнитивные и социальные навыки расширяются, ребенок начинает испытывать тягу к общению и адаптации в обществе.
Работа с детьми, имеющими синдром Дауна, не отличается скорыми результатами. Большое участие в ней должны принимать и родители, создавая развивающую среду дома и выполняя задания, предложенные педагогами и психологами. При этом нужно помнить, что специалисты подчеркивают — чем раньше начать коррекционные занятия, тем более высокие результаты могут быть достигнуты.
Источник