Коррекция синдрома профессионального выгорания у педагогов

Алла Абрамкина
Лекция с элементами тренинга: «Профилактика и коррекция синдрома профессионального выгорания педагогов»

Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его факторами, причинами, стадиями, способами профилактики.

Задачи:

— обобщить способы психической саморегуляции;

— снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

— содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

— сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Форма проведения: лекция с элементами тренинга.

Оборудование.: тест «Состояние вашей нервной системы» К. Либельт, листы бумаги А 4, простые карандаши, ручки, музыкальный центр, диски с инструментальной музыкой.

Схема проведения лекции:

I.Вводная часть.

1. Введение. (Ведущий:представляет себя, называет цель и план лекции,сообщает необходимую дополнительную информацию участникам).

1. Знакомство.

2. Разминка (упражнение на разогрев участников, снятие напряжения, настрой на работу).

II. Основная часть.

1. Лекция (информирование участников о понятии, структуре, симптомах, факторах профессионального выгорания, способах профилактики).

2. «Мозговой штурм» по созданию банка естественных способах профилактики.

3. Диагностика нервной системы педагогов (Тест «Состояние вашей нервной системы»

К. Либельт)

4. Релаксация.

III. Заключительная часть.

1. Рефлексия.

2. Подведение итогов.

План проведения.

I.Вводная часть.

1. Ведение.Ведущий: представляет себя, называет цель и план лекции, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам.

2. Знакомство.

Упражнение “Снежный ком”.

Цель: Познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение.

Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.

Инструкция: Устройтесь поудобнее, поочереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.

3. Разминка.

Упражнение “Пустое место”

Цель: Снять эмоциональное напряжение, так как самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе — свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу.

Инструкция: Рассчитайтесь на первый и второй. Первые садятся по кругу на стулья, вторые встают к первым за спинку стула и кладут руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). И только перед одним участником никто на стуле не сидит — “пустое место”. Его задача — переманить кого-нибудь из сидящих на пустое место. Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь. Если кто-то увидел внимательный, приглашающей взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если вы задержали убегающего, то участник, с “пустым местом” переманивает другого, если нет, то теперь у него задача — переманить к себе кого-нибудь (также глазами, то есть снова приобрести партнера.

Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто сидел – садится.

Обсуждение: Расскажите о полученных ощущениях и впечатлениях

II. Основная часть.

1. Лекция (информирование участников о понятии, структуре, симптомах, факторах профессионального выгорания, способах профилактики).

Ведущий.

Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания.

Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать с теми, у кого обнаружены симптомы выгорания? На эти вопросы попробуем ответить в ходе нашей лекции.

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером.В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере. Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр.

СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслак назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».

Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.

По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.

Факторы, определяющие развитие синдрома выгорания

«Синдром эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуникативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек». По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 – 90% случаев всех категорий руководителей, судей, педагогов, продавцов, медицинских работников и т. д. в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к реальным ситуациям.

Наиболее ярко выгорание проявляется в случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью, как правило, на почве стресса.

Причины СЭВ могут быть классифицированы на две группы:

1) субъективные (индивидуальные)связаны: с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания», системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, участниками судебного процесса, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т. п. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники — те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.

Читайте также:  Синдром у детей алкоголиков фото

2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями,например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т. д.

Стадии синдрома выгорания

Продолжительная и чрезмерная функциональная нагрузка при наличии напряженных межличностных отношений, имеющих яркую эмоциональную окраску, является основной предпосылкой формирования синдрома выгорания. Это происходит постепенно, в три стадии.

1. Эмоциональное истощение – первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат — в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.

2. Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. В кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением или цинизмом рассказывает о некоторых своих клиентах или подчиненных. Это характерно для второй стадия выгорания – деперсонализации. Она проявляется в деформации (обезличивании) межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных контактах как с коллегами, так и с клиентами. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от других. Причем «выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.

3. На третьей стадии – редукции личностных достижений – отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного достоинства, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении других. Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё и все окружающие становятся ему безразличными. Общение с людьми вызывает дискомфорт. На последней стадии возможны психосоматические реакции и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками).

Так как «выгорание» нарастает постепенно, судьи часто продолжает работать в том же режиме с тяжелыми психологическими перегрузками до тех пор,пока не наступят критические его проявления: физические, психологические и поведенческие.

К физическим проявлениям относятся:

— снижение аппетита;

обострение хронических заболеваний;

— сильная усталость, утомление после активной профессиональной деятельности, при этом обычный для человека отдых не приводит его в норму;

— частые головные боли, постоянные колебания давления;

— нарушения сна или полная бессонница и др.

Психологические симптомы проявляются в:

— повышенной раздражительности, чувстве усталости и депрессии;

— разочаровании в работе и личной жизни;

— потере самоуважения и уверенности в себе;

— снижении интереса к работе;

— чувстве неадекватности, безнадежности, бессмысленности происходящего и необъяснимой вины;

— частой смене настроения;

— немотивированном беспокойстве о будущем;

— личной отстраненности, то есть значимые события, происходящие вокруг человека, вызывают у него слабый эмоциональный отклик либо просто его не волнуют;

— чувстве несостоятельности, безысходности, потере веры в завтрашний день и др.

Поведенческие проблемы могут быть следующие:

— эмоциональные «взрывы», немотивированная смена настроения;

— пренебрежение профессиональными и семейными обязанностями;

— снижение самокритичности;

— отрицательный настрой по отношению к выполняемой работе, отсутствие инициативы, мотивации;

— падение продуктивности труда;

— ограничение общения с коллегами, друзьями и знакомыми;

— трудности при общении с окружающими, появление негативного отношения к клиентам;

— утрата чувства юмора, негативное отношение к себе;

— злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином и др.

Наличие у человека одного или нескольких таких признаков указывает на начавшийся процесс «выгорания».

Такая участь может постигнуть не только одного человека, но и целый коллектив. Выгорающийколлектив можно опознать по следующим симптомам:

— высокая текучесть кадров (частая смена персонала);

— низкая вовлеченность сотрудников в работу;

— поиск сотрудниками «виновного во всех грехах»;

— появление группировок среди сотрудников (часто это парные группировки);

— режим зависимости, который проявляется в виде гнева на руководство или своей беспомощности и безнадежности в различных ситуациях;

— недостаток сотрудничества, взаимопомощи среди коллег;

— прогрессирующее падение инициативы и трудовой дисциплины;

— рост чувства неудовлетворенности от работы;

— проявления негативизма относительно роли или функции отдела или организации в целом.

Чем больше признаков и чем ярче они выражены, тем серьезнее ситуация.

Таким образом, синдром выгорания не только негативно сказывается на профессиональной деятельности, но и в целом снижает качество жизни человека.

Профилактика и психологическая помощь.

1.Физическая и психологическая направленность:

— освоение разных способов снятия напряжения и различных способов саморегуляции (психическая саморегуляция)

2.Формация и стереотипизация:

— развитие творческого подхода к деятельности;

— креативность (нестандартный подход к делу стандартному);

— восстановление смысла работы (получение обратной связи о своей деятельности)

3.Умение общаться с людьми:

— взаимодействие и взаимообмен (тренинг эффективного взаимодействия);

4. Получение энергии и пространства от природы.

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания.

Во-первых:

— хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);

— высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

— опыт успешного преодоления профессионального стресса;

— способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

— высокая мобильность;

— открытость;

— общительность;

— самостоятельность;

— стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Психическая саморегуляция.

Одним из наиболее эффективных способов профилактики синдрома профессионального выгорания является саморегуляция. Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (то есть, на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания, так и произвольно, с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией.

Психическая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Осуществляется саморегуляция с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов.

Читайте также:  Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом дауна

В результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта:

— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Современная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накоплениям остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

Важно разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса специалист уже владеет, но делает это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они являются «техникой безопасности» для его работы. Затем осознать их. Перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием. А затем освоить способы психической саморегуляции или самодействия.

2. Упражнение «Мозговой штурм по созданию банка естественных способов саморегуляции»

Участники по очереди называют способы, которые они используют в своей жизни для выхода из стрессовой ситуации или для оказания себе самопомощи в трудных жизненных ситуациях. Способы оформляются на доске или ватмане. Ведущий обобщает полученные данные и делает вывод.

3. Диагностика нервной системы педагогов (Тест «Состояние вашей нервной системы»

К. Либельт).

4. Упражнение-релаксация «Вверх по радуге»

Участники тренинга садятся как можно более удобно, закрывают глаза, пытаются в цвете представить себе, что прямо перед ними — радуга. Делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они поднимаются вверх по радуге, а на выдохе съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды. Затем ведущий предлагает желающим поделиться впечатлениями.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Упражнение 1. «Мнение»

Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы, передавая мягкую игрушку.

1. С какими чувствами вы заканчиваете нашу встречу?

2. Что нового и важного вы сегодня узнали?

Упражнение 2. «Подведение итогов»

Комментарии для ведущего.

Ведущий обобщает итоги дня, выделяет главные аспекты лекции.

Источник

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

УДК 1-740

Соболь В. В.

Магистрант

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Valentina-sobol@yandex.ru

КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Проблема профилактики синдрома выгорания является сегодня очень актуальной. Под эмоциональным выгоранием понимается приобретенный стереотип эмоционального, в основном профессионального поведения. В качестве важнейших задач психологии развития, акмеологии и психологии труда выделяется изучение конкретных социально-психологических явлений, в том числе «эмоционального выгорания» среди специалистов в различных областях производственной деятельности, поиск путей профилактики и коррекции.

В связи с этим изучение феномена эмоционального выгорания имеет большое значение, так как данное явление, негативно влияет на психофизическое здоровье и эффективность профессиональной деятельности педагогических работников.

Целью статьи стало изучение теоретических аспектов проблемы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили отечественные разработки в области психологии человека как субъекта деятельности и общения, в акмеологии.

Результаты исследования показали, что профессиональное выгорание педагогических работников возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Особенно необходимо обратить внимание на тенденцию эмоционального выгорания к прогрессированию. Процесс торможения развития синдрома эмоционального выгорания бывает крайне сложным. Помимо негативных проявлений в профессиональной деятельности, педагог может столкнуться с обострением хронических заболеваний, развитию психосоматических болезней и др. Поэтому основное внимание следует уделить профилактике развития синдрома эмоционального выгорания.

Самый важный результат работы по коррекции и профилактике эмоционального выгорания — это восстановление адаптивных возможностей личности, быстрое купирование на ранних стадиях развития синдрома эмоционального выгорания и выработка эффективных средств, для адаптации в профессиональной деятельности и окружающей социальной среде. Поэтому необходима разработка и внедрение модели профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

Заключение. Проведенное исследование позволило обосновать важность разработки системной работы по коррекции и профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. Кроме того, была разработана модель коррекции и профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

Ключевые слова:

синдром эмоционального выгорания, коррекция, профилактика, коррекция синдрома эмоционального

выгорания (СЭВ), профилактика СЭВ.

Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является сегодня весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.

Понятие «эмоционального выгорания» впервые появилось в зарубежной психологии в конце 20-го века (H.G. Freudenberg; С. Maslach; B.Pelman, Е. Hartman; К. Kondoи др.). В отечественной психологии к настоящему времени проведено немало исследований, посвященных феномену «выгорания» в среде педагогов (А.А. Реан; Л.М. Митина; Т.И. Ронгинская; О.А. Баронина и др.).

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

Под термином эмоциональное выгорание Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой понимается процесс постепенного снижения уровня эмоционального, когнитивного и физического состояния, который сопровождается появлением симптомов утомления. Проявлениями синдрома также являются неудовлетворенность исполнением профессиональных обязанностей, отстраненность [4, с. 15].

Симптомы эмоционального выгорания, выявленные разными учеными, можно условно разделить на три группы: физические, психологические и поведенческие [11, с. 94].

Анализ литературы показал, что проблема изучения феномена эмоционального выгорания находится в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей. Рассмотрение данного феномена осуществляется с двух точек зрения. С первой выгорание понимается как синдром, у которого есть определенные проявления, структура. По уровню развития компонентов и составляющих можно определить выраженность данного синдрома. Представители другой точки зрения описывают синдром как процесс, который имеет этапы, фазы, подчиняется определенным законам развития.

Материалы и методы.

Исследования проблемы синдрома эмоционального выгорания находят отражение в трудах авторов отечественной и зарубежной науки. Большое внимание уделяется изучению синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников.

В психолого-педагогической литературе опубликованы работы, посвященные разработке модели эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон и др.), выделению структурных компонентов выгорания (Э. Пайнс, Т. Кокс) и основных проявлений профессионального «выгорания» (О.Н. Гнездилова, Т.В. Форманюк). В то же время, следует отметить, что проблема коррекции и профилактики эмоционального выгорания у педагогических работников остается актуальной.

Одной из наиболее разработанных классификаций факторов развития эмоционального выгорания является классификация В.В.Бойко. Автор выделяет внешние и внутренние факторы [3, с. 28].

Читайте также:  Патопсихологический синдром при шизофрении реферат

Результаты и обсуждение.

Исследователи отмечают, что возникновение эмоционального выгорания происходит под действием внешних факторов на основе внутренних предпосылок.

Нельзя не отметить, что возникновение эмоционального выгорания имеет для педагогического работника не только минусы, но и свои плюсы. При развитии данного синдрома человек обучается способам экономии энергетических ресурсов организма.

В то же время эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние на трудовую деятельности, так как отстраненность от педагогического коллектива приводит к повышению неудовлетворенности собой и работой. Степень тревоги и депрессии постепенно увеличивается, и возможны психосоматические заболевания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важная особенность педагогической профессии заключается в том, что собственная личность также наиболее важным «инструментом» для педагога. То есть степень профессиональной зрелости учителя и помогает находить оптимальные решения в процессе профессиональной деятельности (К.М. Левитан) [7, с.174]. Для формирования и поддержания профессиональной зрелости учителя важнейшее значение играет уровень физического развития, состояние здоровья учителя. Кроме того, педагогу требуется определенный уровень образования и определенная культура.

Чтобы предотвратить эмоциональное выгорание, педагог должен обратить внимание на повышение компетентности в области сохранения и укрепления здоровья, а также на развтие активной позиции в создании здоровьесберегающей среды. Чтобы решить эту проблему, педагогу требуется постоянно приобретать как содержательные, так и методологические знания [10, с. 210].

Существует несколько подходов к решению проблемы коррекции и профилактики синдрома выгорания педагогов. Давайте обратимся к описанию некоторых из них.

Главной профилактической мерой должно стать постоянное психолого-педагогическое обучение педагога, а также его профессиональное развитие.

А.В. Бладыко считает, что необходимо внедрять методы психологической помощи в учебный процесс. Педагоги должны быть обучены использованию методов релаксации, которые можно применят

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

непосредственно на рабочем месте [2, с. 37].

Основной задачей администрации образовательных учреждений является структурирование работы, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Это приводит к снижению влияния внешних факторов на развитие эмоционального выгорания.

Для всех работников образования становится важной саморегуляция работы. Н.С. Пряжников предлагает в качестве одного из методов, которые можно рекомендовать педагогам, освоение приемов аутогенной тренировке. Данная техника успешно применяется специалистами в различных профессиональных областях, для которых характерно высокое эмоциональное напряжение [9, с. 92].

Следующий метод — психокоррекция. Использование психокоррекционной работы может облегчить и ускорить процесс адаптации педагогов к своей работе. Реализация психокоррекционной работы может быть выполнена как индивидуально, так и в группах.

По мнению О. Бабича, эффективным методам предотвращения и коррекции эмоционального выгорания могут также стать способы экономного потребления эмоциональных и энергетических ресурсов [1, с. 69].

Чтобы снять эмоциональное напряжение и избежать эмоционального выгорания, учитель должен научиться переключаться между различными видами деятельности, оптимально распределять нагрузку, соответствующим образом соотноситься с собственными ресурсами и не концентрироваться на конфликтах на работе.

Основой программы профилактики и коррекции синдрома выгорания у работников образования может быть, на наш взгляд, концепция профессионального развития, предложенная Л.М. Митиной [7].

Концепция описывает модель адаптивного поведения и модель профессионального развития специалиста, которая предотвращает синдром выгорания. Важнейшим условием эффективности процесса профессионального развития личности работников образования является укрепление уверенности в себе, которое способствует формированию активной профессиональной позиции педагога. В рамках концепции конструктивные направления развития подразумевают изменение мотивационных, интеллектуальных, аффективных структур личности, что приводит к изменению всей поведенческой сферы. Конечным результатом должна стать смена внешней детерминации жизнедеятельности на внутреннюю.

Щегловой Г.С. разработаны рекомендации по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов. Ею выделены четыре уровня работы:

— органический (телесный) (снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета);

— эмоциональный (снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний:

— рациональный (смысловой) (приобретение смысла своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения работника к собственным возможностям, формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия);

— поведенческий (устранение стереотипов профессиональных действий, налаживание трудовой дисциплины) [12, с. 59].

А.А. Осипова считает, что для профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагог должен принять на себя ответственность за результаты профессиональной деятельности. Педагог должен придти к пониманию того, что спады и неудачи являются естественными стадиями развития. профессионального мастерства [8, с. 12].

Заключение

Таким образом, в литературе были описаны факторы риска возникновения проблем эмоционального выгорания применительно к педагогической профессии. Изучались социально-демографические характеристики и личностные особенности педагогов. На основе проведенных исследований предложены разнообразные подходы к решению проблемы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

Список использованной литературы:

1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009. 116 с.

2. Бладыко, А.В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С.34-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2704/.

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 2014. 105 с.

4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2013. 336 с.

5. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. М.: Из-дво Перо, 2014. 196 с.

6. Домрачева С.А. Изучение эмоционального выгорания педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18. С. 71-75. — URL: https://e-koncept.ru/2015/95166.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336с.

8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.

9. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома эмоционального выгорания в работе педагога // Психологическая наука и образование. 2008. №2. С. 87-95.

10.Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер. 2016. 607 с.

11. Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога / // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С.93-102. — URL: https://psyjournals.ru/scientific_notes/2014/n1/71086.shtml.

12.Щеглова Г.С. Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 8. С. 56-60. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov-shkoly.

© Соболь В. В. 2019

Источник