Коррекция синдрома дефицита внимания у дошкольников

Коррекция синдрома дефицита внимания у дошкольников thumbnail

Марина Жемчужнова
Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

Жемчужнова М. В., педагог-психолог МОУ Детский сад № 279, г. Волгоград

Оказание помощи детям с СДВГ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы, работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения.

Просветительская работа. Как правило, родители и многие педагоги, не понимают, что происходит с ребенком, а поведение ребенка с СДВГ их раздражает. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребенка, причинах имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребенком.

С этой целью педагоги-психологи могут использовать индивидуальные и групповые консультации с приглашением родителей и других членов семьи, участвующих в воспитании ребенка. В задачи специалиста входит изменение отношения к ребенку в сторону лучшего его понимания с целью снятия излишнего напряжения, возникающего вокруг него.

Приемы модификации поведения для родителей и педагогов. Как правило, каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Поэтому работу необходимо начинать с индивидуальных консультаций, в процессе которых рассматривают и вырабатывают приемы модификации поведения. В домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект. Общие рекомендуемые модификации,состоят из следующих блоков:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку;

2. Изменение психологического микроклимата в семье;

3. Организация режима дня и места для занятий;

4. Специальная поведенческая программа.

Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении,здесь выделяют следующие направления:

1. Изменение окружения;

2. Создание положительной мотивации на успех;

3. Коррекция негативных форм поведения.

Методы психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей. Современные методы коррекции разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные метод: в том числе нейропсихологические коррекционные методы. Они направлены на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики, свойственных этим детям, нередко наблюдающихся у них трудностей формирования школьных навыков – письма, чтения, счета. Особенно актуальной при этом представляется дальнейшая разработка подходов к коррекции недостаточно сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности (или исполнительских функций, за которые отвечают лобные структуры мозга. При сопутствующих нарушениях речевых функций (задержка речевого развития, дефекты артикуляции, заикание) детям с СДВГ показаны логопедические занятия.

Методы семейной и индивидуальной психотерапии при СДВГ направлены на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки. Неотъемлемая часть психотерапии – объяснение ребенку, на понятном ему языке, в чем причина его неудач. Кроме того, психотерапия показана при наличии сопутствующих данному синдрому вторичных нарушений – заниженной самооценке, тревожности, страхах, оппозиционном поведении, агрессивности. Групповая психотерапия направлена на развитие у гиперактивных детей навыков общения, социального взаимодействия.

Хороший эффект дают методы игровой поведенческой терапии и психогимнастики, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательную, так и на эмоционально-личностную сферу, а также его двигательных функций.

Арт-терапевтические методы. Искусство помогает удовлетворить потребности в развитии навыков, которые могут способствовать развитию новых поведенческих стратегий совладания и решения проблем, далее содействуя ребенку в развитии самоконтроля и осмысленном самовыражении. Включение в работу элементов сказка терапии с «встроенными» сообщениями дает хороший терапевтический эффект. Существует два способа «встроенных» сообщений для гиперактивных детей. Это сказки и истории, несущие прямое указание, что и как делать. Они адресованы сознанию и предполагают понятную стратегию поведения. И сказки и истории, содержащие в себе «тайное» послание. Гипнотерапевты называют такие послания «косвенным воздействием».

Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении синдрома. Она назначается по индивидуальным показаниям только врачом психоневрологом в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у больного ребенка не могут быть преодолены лишь с помощью методов модификации поведения, психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных немедикаментозных методов лечения СДВГ.

Список литературы:

1. Заваденко Н. Н.Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.:Школа-Пресс, 2000. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5).

2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2001.

3. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. – М, 1997.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Источник

Способы преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у дошкольников с тяжелым нарушением речи

Проявления общего речевого недоразвития у детей дошкольного возраста имеют разнообразную структуру и характер. Изолированно данное речевое нарушение проявляется примерно у одной трети детей. В остальных случаях ОНР сопровождается сопутствующими недостатками развития, очень часто сочетаясь с недостатками психических функций и поведения.  Синдром гиперактивности (СДВГ) — очень распространенный в современной детской популяции симптомокомплекс нарушений. Его изучением занимаются специалисты разных научных областей: медицины, педагогики, психологии, психиатрии и др. В логопедических группах в существующих условиях, возникает проблема обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи в сочетании с синдромом гиперактивности, так как основным специалистом является учитель-логопед, а педагоги психологи и медицинский персонал учреждений определяются как сопутствующее направление коррекции, зачастую лишь консультативно-диагностическое. Поэтому необходимо использование приемов и методов, способствующих развитию речевых и неречевых функций с учетом психоречевого развития детей данной категории.

Читайте также:  Что принимать при предменструальном синдроме

Рассмотрим, в чем заключается несформированность лексико-грамматических категорий речи у детей с ОНР. Нарушения формирования лексики у детей данной категории проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении многих лексических значений, многочисленных вербальных парафазиях (заменяют нужное слово другим, относящихся к одному семантическому полю), несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает и носит ситуативный характер. Выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки.

С точки зрения уровня несформированности грамматического строя речи данная категория детей характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Отмечается, что основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей  является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения грамматических форм слов из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. В связи с этим преимущественно страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу, а также неумение наблюдать за протеканием языковых процессов в повседневном общении, в частности за словоизменением и синтаксическим оформлением высказывания. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается образование новых слов с помощью суффиксов, и т.п. нарушения.

У дошкольников с общим речевым недоразвитием в сочетании с СДВГ наряду с речевыми проблемами проблемы психологического характера препятствуют нормальному усвоению изучаемого материала, развитию деятельности (игровой, предметной, учебной), задерживают формирование навыков общения с окружающими. 

У детей с СДВГ наблюдается несоответствие между реальным уровнем развития и той успеваемостью, которую можно ожидать, исходя из коэффициента интеллекта. Интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ — беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков. Это ведет к выраженной школьной дезадаптации.

Недостатки работоспособности проявляются циклично (Л. А. Ясюкова). Произвольная продуктивная работа не превышает 5—15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью, далее в течение 3—7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.

Эти дети в большей степени подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач.

Дошкольники с СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности, как одной из составляющих развития ребенка из-за снижения и незрелости формирования в развитии следующих функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы. В случае сочетания синдрома гиперактивности с общим речевым недоразвитием, картина речевого нарушения дополняется целым комплексом недостатков психологического характера, что определяет трудности диагностики и коррекции речевых нарушений.

Организуя специальные занятия по коррекции лексико-грамматических нарушений, основное внимание необходимо обращать на количественное накопление словаря, необходимого для полноценного общения; правильное понимание детьми слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающей действительности и постепенное повышение их понятийного содержания, активизацию словаря (т.е. не только знания слов, но и усвоения сочетаемости слов, уместного их употребления в контексте). Усвоение новых слов должно происходить на основе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них.

Развитие словаря детей осуществляется в тесной связи с развитием их познавательной деятельности, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.

Обучение и закрепление навыков словообразования проводится в виде  различных игровых фрагментов, где действующими лицами являются сами дети или их любимые персонажи. Широкое использование наглядности, элементов музыки, активизации речевой деятельности, различные формы поощрений помогают поддерживать положительный эмоциональный настрой детей, интерес к занятиям.

Умение сочетать слова между собой нередко оказывается  несформированным даже при правильном понимании значения слова, что затрудняет его активизацию. Поэтому у детей с общим недоразвитием речи  постоянно следует формировать механизм словоупотребления.

Формирование у дошкольников с ОНР грамматических навыков проводится, в том числе и в рамках словарной работы.

В коррекции грамматического строя речи можно выделить два основных направления:

— Логопедическая работа включает словообразование существительных, прилагательных и глаголов.

—  Уточнение грамматического значения слова является важным условием формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

В процессе коррекционной работы проводится уточнение наиболее доступных для дошкольников грамматических значений: категориального значения различных частей речи (существительного, глагола, прилагательного), одушевленности и неодушевленности, числа и рода существительных и прилагательных, некоторых падежных значений существительных.

         Но, помимо коррекции речевых нарушений у детей с СДВГ, важна коррекция поведенческих проявлений. Поэтому оказание помощи всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями, работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение и диспансерное наблюдение (в случае необходимости).

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

1. Научить ребенка правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.

2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

Читайте также:  Предварительный диагноз синдрома артериальной гипертензии

3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей.

4. Установить контакт с педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными детьми.

5. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Воздействие на сенсорно-моторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза активизирует развитие всех высших психических функций. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но восстанавливают и организуют взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции.

По мнению психологов, специально подобранные игры — наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства.

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие их особенности: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать гиперактивных детей в коллективную работу целесообразно поэтапно: сначала играть с ребенком индивидуально, затем привлекать его к играм в малых подгруппах и только после этого включать  в коллективные игры. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Цель бесед с гиперактивными детьми в том, чтобы информировать ребенка и помочь ему поверить в себя. Надо поощрять детей вносить их собственные идеи, выражать беспокойство и задавать вопросы. Представленные термины и понятия должны соответствовать уровню познаний ребенка. Взрослые должны быть осторожны, избегать слов, которые воспринимаются как осуждающие и негативные.

Специальные занятия, проводимые с гиперактивными детьми, отличаются четкой, повторяющейся структурой, введением временного лимита на выполнение заданий, соблюдением детьми норм и правил поведения, введением системы наказаний и поощрений, соблюдением правил начала и окончания занятий. Начало занятия должно включать специфическое групповое приветствие, возможно, прослушивание какой-нибудь мелодичной музыки, окончание занятия — его групповое обсуждение.

Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Ребенку должна быть предоставлена возможность в случае затруднения быстро обратиться за помощью к педагогу. Задания даются последовательно. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательных частей. И педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Выполнение этих рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком, помогает дошкольнику достигать более высоких результатов на занятиях, а в дальнейшем усваивать образовательную программу в школе.

Источник

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) проявляется рассеянностью, импульсивностью и неспособностью длительное время концентрироваться на одном объекте или действии. Как правило, расстройство диагностируется еще в детском возрасте. Если предпринять своевременно меры и начать лечение дефицит внимания, то уже к 18-20 годам можно избавиться от большинства симптомов.

Основные методы лечения СДВГ

Согласно статистике СДВГ, около 15% — 20% детей по всему миру страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Большинство из них мальчики. Однако нередко расстройство диагностируют и у девочек.

С СДВГ можно идти в армию, успешно создавать семьи и получать образование, но расстройство может доставить немало неприятностей в жизни.  Поэтому коррекция данного заболевания обязательна.

Целью проведения лечения СДВГ у подростков и детей является устранение поведенческих отклонений ребенка и подростка. Это позволит улучшить успеваемость в школе, наладить отношения со сверстниками и избавиться от проявления симптоматики.

При лечении дефицита внимания у детей используются не так отдельные методы, как комплекс программ. Психологи и психиатры также используют для этого понятие «мультимодальная» коррекция дефицита внимания и гиперактивности. Это означает, что нужна совместная работа педиатра, психолога, невролога, логопеда и родителей. Сам диагноз может быть поставлен только специалистом: психиатром или неврологом.

Статья в тему: Что такое дефицит внимания по Комаровскому

Методика Дейвиса для коррекции СДВГ

Ребенок словно находит «точку опоры», отходит от хаотичного восприятия мира. Он учиться идти к цели, видеть конечный результат и способы, как его достичь, что очень важно, ведь при коррекции СДВГ у дошкольников и школьников, важно убрать состояние рассеянности и импульсивности. Как правило, при этом методе прекращается прием препаратов. Но этот вопрос обсуждается индивидуально с врачом.

Нейропсихологическая методика

Заключается она в восстановлении утраченных психических функций и стимуляции развития навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Устраняется повышенная возбудимость, агрессия, часто встречающаяся при расстройстве, а также рассеянность внимания. В занятиях по методике используются такие упражнения:

  • растяжка и дыхательные упражнения;
  • гимнастика для глаз;
  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • релаксация;
  • упражнения на развитие внимания, самоконтроля и осознанности выполнения действий.

Также нейропсихологическая коррекция СДВГ развивает коммуникативные навыки, улучшает когнитивные возможности ребенка (память, мышление и т.д). После прохождения курса становится легче контролировать гнев, снижается агрессивность.

Лечение СДВГ у детей

Психологическая коррекция

Включает в себя:

  • снятие повышенной тревожности;
  • развитие коммуникабельности;
  • улучшение мышления и речи;
  • развитие памяти и внимания.
Читайте также:  Антидепрессанты для синдрома раздраженного кишечника

Причем тут нужно работать как с ребенком, так и его семьей. Так, занятие психологом и логопедом проводится над изменением поведения и отношения взрослого к ребенку.

Психотерапевт также может скорректировать режим дня, отследить общую атмосферу в семье и дать рекомендации относительно методов воспитания.

Современные методы лечения: БОС-терапия

Также сегодня широко используется новая методика лечения СДВГ – БОС-терапия, или метод биологической обратной связи.

Ее цель – устранить причины СДВГ  путем нормализации биоэлектрической активности мозга. Для этого используется специальный аппаратный комплекс («БОС –ЛАБ»).

При помощи датчиков, которые крепят на теле ребенка, на экран монитора выводится изображение того, как ведут себя биоритмы. Иными словами, человек видит проявления активности головного мозга, их интенсивность и направленность эмоций. Задачей ребенка является произвольно их изменить. Для этого используются специально разработанные компьютерные упражнения. Если ребенок справился, то на экране появляется картинка с обратной связью, подтверждающей его успех. Подается звуковой сигнал.

Уже через 3-4 сеанса процедуры можно увидеть результат. Курс лечения длиться 15-20 сеансов. Результат сохраняется до 10 лет и дольше. Успех достигается в 95% случаев.

Медикаментозное лечение

Для назначения курса следует проконсультироваться с врачом. Как правило, применяются антидепрессанты, психостимуляторы и нейролептики.

Физическая активность

Нужно приучать ребенка делать зарядку, устраивать физкультминутки во время занятий, применять кинезиологические упражнения при СДВГ.

Также будет хорошо начать заниматься спортом. Наиболее эффективными видом спорта для детей с СДВГ является йога. Она учит концентрироваться и контролировать собственную активность, выступает в качестве эффективного способа снятия эмоционального напряжения и агрессии. Благодаря попеременной смене напряжения и расслабления, у ребенка не наступает переутомления и истощаемости.

Лечение СДВГ у подростков

Распорядок дня для детей с СДВГ и программа коррекции: что учесть при составлении

Занимаясь с ребенком, нельзя допускать переутомления. На каждые 30 минут выполнения упражнений нужно давать 5-10 минут отдыха. Можно просто направлять активность ребенка в другую деятельность. Хорошо будет ввести упражнения на релаксацию и ежедневную медитацию.

Психотерапевту, составляя коррекционную программу, обязательно нужно ввести в нее:

  • беседы с родителями, учителями и самим ребенком;
  • обучение различным поведенческим программам;
  • посещение кружков и секций для расширения круга общения и адаптации к взаимодействию с окружающими;
  • медикаментозную терапию;
  • упражнения на развитие когнитивных способностей.

Домашняя программа коррекции включает выработку режима дня и организацию рабочего места. Ребенок четко должен понимать инструкции и задачи, которые перед ним ставит взрослый. Именно последовательное выполнение упражнений и достижение целей, позволяет научиться самоконтролю.

Лечение СДВГ: куда обратиться за помощью

Лечение СДВГ в Израиле является одним из самых успешных.

Хорошую репутацию имеет медицинский центр «Мигдаль Медикал». Диагностику и лечение расстройства осуществляют высококвалифицированные неврологи, психиатры и логопеды. Находится клиника в Тель –Авиве. Связаться с ней можно заполнив онлайн-заявку на официальном сайте migdalmedical.com или же по указанным на нем номерам телефонов.

Также положительные отзывы собрал медицинский центр «Шиба». Клиника подходит к лечению комплексно. Тут можно провести диагностику и полный курс лечения с составлением индивидуального плана. Для записи на прием можно позвонить по таким номерам телефона:

  • для России — 8-800-100-69-94;
  • для Украины — +380-893-20-25-06;
  • в Израиле — +972-72-395-1999.

Центр находится в Рамат-Гане. Для посещения консультации потребуется предварительная запись.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности в России

Лечение СДВГ у детей в Москве

В частности, помощь деткам оказывает «Клиника восстановления неврологии». Тут можно:

  • пройти полную диагностику;
  • составить план индивидуальных занятий коррекции СДВГ;
  • пройти курс лечения с использованием новейших технологий и проверенных методик.

Консультация невролога будет стоить около 1990 руб., а психотерапевта начиная с 2900. Стоимость курса определяется индивидуально.

Находится клиника по адресу: г. Москва, ул. Маршала Василевского, дом 13, корпус 3. Запись на консультацию по телефону: +7(495) 201-55-03.

Лечение СДВГ в СПб

В Санкт-Петербурге можно получить помощь в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева. Тут предоставляют услуги по диагностики и лечению СДВГ.

Адрес центра: 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, 3. Записаться на консультацию можно по телефону: +7 812 670-02-20.

Отзывы родителей о лечении детей

Если действовать решительно и своевременно диагностировать заболевание, можно значительно снизить степень его проявления. Ниже представлены отзывы родителей, применяющие различные методы коррекции СДВГ.

Помогает ли лечение при СДВГ
Положительный опытОтсутствие результата
Гость

Постоянно выполняем упражнения в домашних условиях и пьем психостимуляторы и антидепрессанты. Не скажу, что прям ребенок пришел в норму, но состояние заметно улучшилось.

Мама

Лечимся и лечимся, а улучшений я не вижу.

Только трата денег.

У меня дочка в первый класс ходит. Ужасное поведение. Постоянно краснею за нее.

Анна

Занимаюсь с малышкой дома, и вожу ее в центр лечения СДВГ. За год вижу приличный прогресс.

Лена

Тоже ничего не помогает. На людях себя ведет кошмарно, меня не слушает.

Екатерина

С сыном раньше посещали медицинский центр у нас в городе, и постоянно выполняли упражнения на концентрацию внимания дома. Плюс, отвела его на йогу. Прозанимались так два года. Сейчас по нему вообще не могу сказать, что какой-то не такой.

Подробнее ознакомиться с отзывами можно на сайте www.u-mama.ru.

Вывод

Не факт, что применяемые методики станут настоящей панацеей в борьбе с расстройством.  Однако, если планомерно следовать указаниям врача, не бояться бороться с проблемой и поддерживать своего ребенка на каждом этапе лечения, можно добиться заметных результатов.

Дефицит внимания у ребенка — психотерапия (Видео)

Источник