Коррекция развития детей с синдромом дауна
Нажанетдинова Сямия Махсутовна
Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна
Слово «синдром» обозначает множество признаков или особенностей. Название «Даун» происходит от фамилии врача Джона Ленгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году.
В 1959 году, французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями.
Синдром Дауна нельзя предотвратить и нельзя вылечить.
Работа с такими детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.
Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.
Поведение детей с Синдромом Дауна в основном характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью.
В эмоциях преобладает положительный тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.
Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей. Постоянно соотнося их с возрастными нормативами.
Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с Синдромом Дауна родителям необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. д.).
ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ
-Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики;
-Возможные проблемы со слухом и зрением;
-Проблемы с развитием речи;
-Слабая кратковременная слуховая память;
-Более короткий период концентрации;
-Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;
-Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
-Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);
Проблемы со зрением. Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению могут использовать их для прохождения учебной программы, многие имеют тот или иной недостаток зрения 60-70%. Дети в возрасте до 7 лет должны носить очки.
Проблемы со слухом. Многие дети с синдромом Дауна испытывают некоторый недостаток слуха, особенно в первые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва.
Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.
Проблемы с развитием речи.
Общие черты отставания в развитии речи:
*меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
*пробелы в освоении грамматических конструкций;
*способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
*большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
*трудности в понимании заданий.
Мышление.
Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарата, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.
Память.
Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти, требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.
Внимание.
Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.
Воображение.
Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.
Поведение.
Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:
• Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;
• Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое необходимо уделить внешним формам поведения;
• Трудовое обучение. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда. Необходимо вырабатывать навыки самообслуживания;
• Сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
Да, с такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, изо дня в день повторять, закреплять изученный материал. Но усилия не пропадут даром. Нужен только толчок, опытный педагог и родные люди со своей безграничной любовью и преданностью! При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.
Специалисты убеждены, что Даунят можно научить практически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам.
Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь – общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках. Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, комплексная психологическая помощь детям с синдромом Дауна повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.
Источник
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Срок реализации программы
Возраст 7 — 10 лет
Автор-составитель:
коррекционный психолог
Абрамян Виолетта Артуровна
Консультант: директор
АНО Центр «Солнечный круг»
Примакова Надежда Николаевна
Оренбург
2018
Содержание
Пояснительная записка
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной коррекционной психологии и педагогики. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. По данным Министерства социального развития Оренбургской области на 01.11.2017 в Оренбурге проживает 2130 детей-инвалидов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами министерства оценивается, как каждый 10-ый ребенок в Оренбургской области рождается с какими ограниченными возможностями здоровья. АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг» зарегистрирован в юстиции 27.12.2017 года.
Основной целью Центра «Солнечный круг»является социализация и адаптация детей с синдромом Дауна и ограниченными возможностями здоровья, всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
На 01.02. 2018 года численность детей с синдромом Даунав Центре «Солнечный круг» составляет — 62 ребенка: из них проживают в городе Оренбурге – 39 детей; в Оренбургской области – 25 детей.
Многие семьи, проживающие в Оренбургской области стараются переехать жить в город Оренбург, для того чтобы развивать ребенка и получать квалифицированную помощь.
Центр «Солнечный круг» работает по программе Психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна разработанной руководителем научно-практического центра АС и ФР ОГПУ к.п.н., доцентом Голиковой Е.М. и к.пс.н ОрГМУ Глазевой М.А.
Аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психолого-педагогическую и социальную проблему, то есть недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, с нарушениями зрения, координации двигательной сферы детей с синдромом Дауна. Такое ограничение предполагает, что у детей с синдромом Дауна нет возможности получить психолого-педагогическую и социальную помощь.
Для успешной адаптации детей с синдромом Дауна нами была создана коррекционно-развивающая программа «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»
Коррекция имеющихся у детей с синдромом Дауна недостатков проводится в малых возрастных группах. Коррекционная группа для детей с синдромом Дауна выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
Психокоррекционный процесс рассчитан сроком на один год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
Продолжительность одного занятия в подгруппе составляет 30 минут. Частота занятий — 2 раза в неделю. В работе с детьми с синдромом Дауна используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, рисования, лепки, аппликации, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
Цель: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи:
развитие познавательной активности учащихся;
формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
психологическая коррекция поведения ребёнка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Этапы коррекционно-развивающая программа:
IЭтап (диагностический):
В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна, уровень включенности в обще групповую деятельность. Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения у детей с синдромом Дауна в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.
IIЭтап (коррекционный):
На данном этапе проводится следующая психологическая коррекция детей с синдромом Дауна:
помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
повышение социального статуса ребенка в коллективе;
развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
развитие и совершенствование коммуникативных функций; эмоционально-волевой регуляции поведения;
создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
когнитивный блок (задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов);
эмоциональный блок (отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний);
поведенческий блок (задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения).
III Этап (блок оценки):
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у детей с синдромом Дауна в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка с синдромом Дауна в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
IVЭтап (прогностический):
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций детей с синдромом Дауна.
2. Тематический план
Перспективный план работы
Содержание занятий
Часы
Коррекция когнитивных процессов
26
Коррекция социальных и коммуникативных умений
18
Коррекция поведения
14
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
10
Итоговые занятия
4
Всего часов за год
72
Всего часов в неделю:
2
Примерный годовой план распределения
Месяцы
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
Коррекция когнитивных процессов
3
3
3
3
2
3
3
3
2
1
Коррекция социальных и коммуникативных умений
3
2
2
2
2
1
2
2
1
1
Коррекция поведения
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговые занятия
1
1
1
1
Всего за месяц
9
8
8
8
7
7
7
7
6
5
Всего за год
72
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
1 РАЗДЕЛ
Коррекция когнитивных процессов (26 часов)
Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. «Релаксация — напряжение». Развитие рефлексивных навыков «Я чувствую…»
2 РАЗДЕЛ
Коррекция социальных и коммуникативных умений (18 часов)
Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.
3 РАЗДЕЛ
Коррекция поведения (14 часов)
Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.
4 РАЗДЕЛ
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (10 часов)
Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию — под контроль.
5 РАЗДЕЛ
Итоговые занятия
(4 часа)
ИТОГО: 72 ЧАСА
4. Методики используемые в программе
ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
Принцип компенсации — опора на сохранные, более развитые психические процессы.
Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.
Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Методики используемые на занятиях
Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).
Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).
Методика «Типы Памяти» (Типы памяти и преобладающий тип).
Методика «Эталоны» (Зрительное восприятие).
Коррекция когнитивных процессов «Как научиться учиться»
Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов.
Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.
Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.
Коррекция восприятия.
Релаксация – напряжение.
Развитие рефлексивных навыков.
Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг «Среди людей»:
Освоение приёмов активного общения «Я и другие».
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие».
Знакомство с принципами хорошего слушания «Я слушаю».
Расширение представлений о способах самоанализа «Какое решение верно».
Обучение владению собой.
Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Моё мнение».
Сплочение группы «Учимся общаться».
Устранение барьеров общения «Я + Ты».
Стили общения.
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре».
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Мафия».
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Необитаемый остров».
Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения.
Коррекция поведения «Познавая себя и других»
«Я — это я! Знаю ли я себя»
«Я и мои чувства»
«Что такое доброта?» (Занятие в технологии французской мастерской)
«Добрым быть на свете веселей»
«Добрым быть полезно»
«Правда, ложь, фантазия»
«Учимся управлять своими эмоциями»
«Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?
«Что такое ДРУЖБА? «(Занятие в технологии французской мастерской)
«Настоящий друг». (Сказкотерапия, видеотренинг)
«Спокойствие. Учимся правильно дышать».
«Индивидуальность или чем я отличаюсь от других»
«Я и Ты. Чем мы похожи».
«Поведение и культура»
Коррекция эмоционально-личностной сферы
«Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции.
«Послушание».
«Застенчивость».
«Агрессию – под контроль. Коммуникативность».
Итоговые тестирование детей с синдромом Дауна:
Методика «Векслера» (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты).
Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).
Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).
Методика «Типы Памяти» (Типы памяти и преобладающий тип).
Методика «Эталоны» (Зрительное восприятие).
Нормативно-правовая документация
Нормативные документы
Закон об образовании РФ от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября1989 г.
Устав АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг».
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна.
Список литературы
Айхингер А., В. Холл «Психодрама в детской групповой терапии». -М: ГЕНЕЗИС, 2013
Бабкина Н. В. Радость познания. — М.: 2010
Вагапова Д. X. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах». -М.: Цитадель, 1999.
Винник М. О. «Задержка психического развития». — Ростов — на -Дону: «ФЕНИКС», 2014.
Гунина Е. В. «Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников». — КЛИО, 2012.
Зинкевич — Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. «Проективная диагностика в сказкотерапии». — СПб «РЕЧЬ», 2003.
Игры — обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. — М.: Новая школа, 2014.
Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». — М.: АРКТИ, 2004.
Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». — Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.
Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». — Ярославль: «Академия развития», 2006.
Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу». — М.: «ACT», СПб: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2009.
Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». — СПб.: «Союз», 2007.
Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008.
Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». — Ярославль: «Академия развития», 2011.
Леванова Е. А., Волошина А. Е. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». — ПИЕЕР, 2014 г.
Любимова Т. Е. «Учить не только мыслить, но и чувствовать». -Чебоксары: «КЛИО», 2004.
Никольская И. Л., Тигранова Л. И. «Гимнастика для ума» — М.: 2007
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. — ПИЕЕР, 2002.
Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи». — М.: Новая школа, 1996
Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» — М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
Семенченко П. М. «399 задач для развития ребёнка». — М.: 2000
Фопелъ К. «Как научить детей сотрудничать» в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры и упражнения в спорте». — М: КЛАСС. 2001 г.
Чистякова М. И. «Психогимнастика». — М: Просвещение, 1990
Шмаков С, Безбородова Н. «От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций». -М: Новая школа, 1993.
ИНТЕРНЕТ — РЕСУРСЫ
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» https://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
Газета «Школьный психолог»
«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — https:// festival. I september.ru
«Педагогическая библиотека» — https://www.pedlih.rti
«Мир Психологии» — https://psychology.net.ru
Презентации на сайте: https://www.danilova.ru
Приложение 1
Перечень средств, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)
Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительныеконструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
Тетради для творческих работ.
Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
Приложение 2
Конспекты занятий в количестве 72 штук в электронном варианте
Источник