Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом
Стр. 3
Наш собственный опыт позволяет выделить ряд последовательных этапов данной методики. Вначале психотерапевт предлагает родителям составить список беспокоящих их форм поведения ребенка, подчеркивая, что его интересуют именно конкретные поведенческие феномены, а не их обобщенные названия типа «капризы», «непослушание», «неаккуратность», «нарушения школьной дисциплины», «грубость», «плохая учеба» либо оценка родителями личностных качеств сына или дочери («ленивый», «медлительный», «упрямый», невнимательный», «нерешительный», «несдержанный», «недобросовестный», «вспыльчивый», «грубый» и т.п. Обсуждение представленных списков направлено на выделение четких, максимально простых и понятных поведенческих «мишеней», поддающихся однозначной объективной оценке на предмет их сохранения или ликвидации в процессе терапии. Такие «мишени» могут быть сформулированы следующим образом: «не собирает свои игрушки после того, как закончил играть», «не всегда чистит зубы по утрам», «бьет сестру», «кричит на бабушку», «не остается один в квартире», «боится темноты», «разбрасывает свои вещи», «берет чужое без спроса», «отказывается садиться за уроки» и т.п.
Подобные формулировки не содержат негативной оценки личности (следствием которой может быть чувство неполноценности), позволяют отделить родительское отношение к ребенку (которое должно определяться безусловным принятием и любовью) от их отношения к тем или иным конкретным поступкам, которые мешают естественному проявлению этой любви. С другой стороны, и ребенку гораздо легче понять, чего от него хотят, что он должен делать и чего не делать, чтобы не перестать чувствовать себя «хорошим». Такой «язык» в полной мере соответствует наглядно-действенному и конкретно-образному уровням мышления детей данного возраста. Конкретная поведенческая мишень легко может быть проиллюстрирована рисунком и разыграна в сценке на психотерапевтическом приеме.
Наконец, тщательное осуществление первого этапа поведенческой психотерапии позволяет провести коррекцию взглядов, установок и требований самих родителей, Так, например, для них становится очевидной абсурдность формулировок некоторых своих жалоб, таких, как «он не любит выносить мусор», «не любит, когда ему делают замечания», «не всегда слушается старших», «не сразу бросает игру и идет кушать, когда его позовут» и т.п. В то же время письменное составление списка проблем и их анализ позволяют более критически их осмыслить и отказаться от значительной части претензий, обусловленным родительским перфекционизмом или излишней тревожностью. Следует оставить лишь те поступки, которые на самом деле вызывают психологический дискомфорт, не компенсируемый положительными эмоциями от иных форм поведения. Так, если девятилетний ребенок настолько полюбил чтение, что засиживается с книгой допоздна (ситуация, о которой многие родители могут только мечтать), то матери и бабушки, встревоженные тем, что ребенок может не выспаться, должны прежде всего адекватно оценить обоснованность своих опасений. Приняв же решение о нежелательности того или иного поведения, следует постараться заменить вызывающие конфликт запреты компромиссным разрешением ситуации, предложить альтернативные способы удовлетворения индивидуальной потребности («Вместо чтения перед сном послушай радио или магнитофон», «Никакого шоколада, можешь съесть яблоко или морковку»).
Источник
Марина Зборацкая
Консультация учителя-дефектолога. Синдром дефицита внимания у детей. Правила по взаимодействию с гиперактивным ребенком
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка, которое оказывает влияние на его поведение, способность концентрироваться, следовательно, влияет на обучение.
СДВГ является легким поражением нервной системы, поэтому при адекватном подходе к такому ребенку он, скорее всего, будет вполне успешен в обучении (часто среди таких детей встречаются и одаренные, возможно практически полное исчезновение проявления синдрома.
Симптомы
Нарушение внимания:
• с трудом удерживает внимание;
•часто допускает ошибки из-за небрежности;
•ребенок не слышит обращенную к нему речь;
•не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца;
•сложно самому организовать себя на выполнение задания;
•избегает, не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения;
•часто теряет свои вещи;
•легко отвлекается на посторонние стимулы;
•часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Гиперактивность:
•частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т. п. ;
•встает со своего места, когда нужно оставаться на месте;
•не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге;
•находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор»;
•часто бывает болтливым.
Импульсивность:
•часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца;
•обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях;
• часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивным ребенком.
1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку.
2. Делите работу на более короткие, но более частые периоды с использованием физкультминуток.
3. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
4. Посадить во время занятий рядом с взрослым.
5. Использовать тактильный контакт (прикосновения, поглаживания, элементы массажа).
6. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
7. Давать четкие, короткие инструкции.
8. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
10. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
11. Предоставлять ребенку возможность выбора.
12. Оставаться спокойным.
13. Если наблюдаются навязчивые движения у ребенка не нужно ничего говорить, следует тихо подойти и остановить движение (например, забрать и положить карандаш).
14. Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
15. Важно исключить перед сном активные игры.
16. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
Помните о том, что гиперактивность, присущая детям СДВГ, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Используемая литература.
1. Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ 08/2007. Детская гиперактивность: причины, рекомендации.
2. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М., 1997.
Источник
Марина Бухарова
Психокоррекция дошкольников с синдромом гиперактивности
Психокоррекция старших дошкольников
с синдромом гиперактивности
Одной из важнейших задач практической психологии, психофизиологии и детской неврологии является своевременная комплексная диагностика пограничных форм нервно-психической патологии, составляющих 80% всех случаев психических болезней. И особое место в структуре пограничных состояний у детей занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение детей с СДВГ может стать девиантным. По данным академика РАМН В. И. Покровского дети, страдающие СДВГ и не получившие своевременной психолого – педагогической и медикаментозной помощи: бросают школу 32-40%; заканчивают вузы только 5-10%; имеют мало друзей или совсем не имеют 50-70%; плохо справляются с работой 70-80%; втягиваются в антисоциальную деятельность 40-50%; беременеют в подростковом возрасте 40%.
Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставили данный диагноз. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения. Для них, в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям. Последствия СДВГ во взрослом возрасте также проявляются неудачами в личной жизни и трудностями в построении профессиональной карьеры.
К сожалению, до сих пор остаётся много неизученных и необъяснимых фактов, касающихся природы и проявлений СДВГ. Тем не менее, у всех специалистов, работающих с детьми данной категории, существуют общие цели и задачи: как можно раньше выявить данный синдром. При этом ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст, когда компенсаторные возможности мозга велики, и ещё есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.
В связи с этим нами была разработана и апробирована мультимодальная программа психокоррекции детей с СДВГ, которая включила в себя следующие направления: диагностическое, консультативное (работа с родителями и педагогами, коррекционно-развивающая работа с детьми и психопрофилактическое.
Работа осуществлялась со всеми членами образовательного сообщества: родителями, педагогами, детьми.
Основными задачами психокоррекционной работы с детьми являются:
— коррекция негативных форм поведения;
— развитие дефицитарных функций;
— обучение ребёнка навыкам саморегуляции, релаксации;
— развитие навыков межличностного взаимодействия.
В коррекционно – развивающей работе с детьми использовались различные методы: игровая терапия, песочная терапия, методы нейропсихологической коррекции, арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия.
В процессе групповой игровой терапии дети учатся понимать и передавать эмоциональные состояния и чувства, отрабатывают навыки взаимодействия друг с другом. Игры и упражнения, используемые на занятиях, способствуют формированию позитивных качеств личности (эмпатии, доверия).
Обучение детей навыкам саморегуляции и релаксации с применением фитболов, сухого бассейна, сухого аквариума, различных массажных мячиков способствует снижению психо-эмоционального и мышечного напряжения.
Большое внимание уделяется обучению детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Для этого используются такие игры, как детский дартс с мячиком на липучке, «щит гнева», подушка Бобо, «стаканчики для криков», «коврик злости».
На индивидуальных занятиях и в малых группах в работе с детьми используются методы нейропсихологической коррекции, развивающие нарушенные функции: растяжки, упражнения на межполушарное взаимодействие, релаксацию и визуализацию, глазодвигательные, дыхательные и телесные упражнения.
Использование психогимнастики позволяет ребёнку с СДВГ научиться понимать своё тело, управлять им, помогает детям в невербальной форме отреагировать эмоциональные переживания. Для этого применяются маски, платочные куклы.
Очень эффективным методом в психокоррекции детей с СДВГ является сказкотерапия. Слушая и проигрывая сказки, ребёнок часто отождествляет себя с какими-либо персонажами. Осознание ребёнком того, что сказочные персонажи имеют сходный с ним опыт, снижает уровень его тревожности, помогает справиться со страхами, с плохим настроением. После «проживания» сказки, дети рисуют полюбившиеся им сказочные сюжеты. Так рождаются книги волшебных сказок.
Большой эмоциональный отклик вызывает использование элементов танцевальной терапии. Спонтанные движения помогают детям с СДВГ осознать собственное тело, развить навыки общения, что приводит к улучшению эмоционального и физического состояния.
На занятиях применяется также куклотерапия, которая помогает гиперактивным детям проиграть и проработать конфликтные ситуации (в том числе в семье); сформулировать и «отрепетировать» сценарии, образы своего желаемого будущего; тренировать умение «держать себя в руках» (навык саморегуляции, навыки адекватного выражения собственных чувств. Кроме того, кукла, сделанная руками ребенка, становится настоящим другом, которому он доверяет свои тайны.
Психокоррекционные занятия с использованием элементов музыкотерапии, изотерапии служат инструментом для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, способствуют повышению самооценки и уверенности в себе, способствует снижению импульсивности, развитию концентрации внимания у детей с гиперсиндромом. Использование песочной терапии способствует снижению психоэмоционального напряжения, агрессии.
В рамках программы мультимодальной психокоррекции дошкольников с СДВГ осуществлялась работа и с педагогическим коллективом. Задачи направления – просветительская работа с педагогами, помощь в налаживании контактов педагог – ребёнок, сверстники – ребёнок. В связи с этим осуществлялась информационно – просветительская деятельность сотрудников ДОУ посредством активных методов (семинаров — практикумов, индивидуальных и групповых консультаций, мастер-классов, тренинговых занятий: «Тренинг эффективного взаимодействия с гиперактивным ребёнком», «Тренинг личностного роста», использование релаксационных, медитативных, сказкотерапевтических техник. Большое внимание уделялось снижению психо – эмоционального напряжения у педагогов, профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Ведущим звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения родителей, замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные. В связи с этим с родителями проводились индивидуальные консультации, беседы, тренинговые занятия, целью которых является оптимизация родительско-детских отношений в диаде «гиперактивный ребёнок-родитель». Очень эффективной была детско-родительская терапия. Большой интерес вызвали методы игровой терапии, метод продуктивной деятельности, в процессе которых родители вместе с детьми играли, танцевали, рисовали картины «волшебными красками», создавали кукол-помощников, придумывали сказочные истории.
Для проверки эффективности коррекционно-развивающей работы была проведена повторная диагностическая процедура, которая показала, что в целом, в структуре личности ребёнка с СДВГ были обнаружены положительные тенденции гармонизации личности, которые происходили в тесной связи с изменениями внутрисемейной системы.
Произошла переоценка взглядов членов семьи на данную проблему, обогащение структуры взаимодействия с ребёнком и сопровождающих развитие детей взрослых внутри семьи и в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, разработанная и апробированная нами мультимодальная программа психокоррекции детей с СДВГ, показала свою эффективность в аспекте направлений и содержания работы детьми, родителями, педагогами.
Литература
1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или Всё о гиперактивных детях. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2001.
2. Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, профилактики и прогноза). – М., 1994.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком. — СПб. : Речь, 2002.
4. Монина Г. Б. Особенности взаимодействия психолога с гиперактивными детьми. Психокоррекция. Работа психолога с родителями. – М., 2006.
5. Семаго Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М. : АРКТИ, 2000.
6. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1981.
7. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб., 1997.
Источник
Аннотация
В статье выделены наиболее популярные подходы к пониманию и объяснению феномена СДВГ, обозначенные в зарубежных и отечественных исследованиях в области нарушения поведения детей и подростков. Авторами выделены четыре базовых подхода к диагностике и коррекции СДВГ: биомедицинский, социопсихологический, воспитательный и комплексный медико-психологический. Обозначены взгляды на этиопатогенетические механизмы возникновения нарушений поведения и их коррекцию.
Азбукин Д.И. Общественно-педагогическая
деятельность В.П. Кащенко // Ученые записки МГПИ имени В.И. Ленина.
1947. Т. 49. Вып. 3. С. 101–109 Глозман Ж.М. Нейропсихология детского
возраста. М.: Академия, 2009. 272 с.Глозман Ж.М, Шевченко И.А. Проблема синдрома
дефицита внимания
с гиперактивностью и подходы к его коррекции // Вестник КемГУ. 2013. Т.
55.
№ 1(3) С. 129–137. doi: org/10.21603/2078-8975-2013-3-129-137.Грибанов А.В., Панков М.Н. Уровень постоянных
потенциалов головного мозга
у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Физиология
человека. 2009. Т. 35. № 6. C. 690–695.Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопросы
практической педиатрии. РНИМУ им.
Н.И. Пирогова, Москва. [Электронный ресурс] URL: https://www.phdynasty.
ru/katalog/zhurnaly/voprosy-prakticheskoy-pediatrii/2012/tom-7-nomer-1/9194
(дата обращения: 01.12.18).Заваденко Н.Н, Немкова С.А. Нарушения развития и
когнитивные дисфункции
у детей с заболеваниями нервной системы. Научно-практическое руководство.
М.: Специальное издательство медицинских книг, 2016. 360 с.Зыков В.П, Заваденко Н.Н. Достижения в детской
неврологии за последние 20 лет [Электронный ресурс] // Доктор.Ру. Неврология
Психиатрия. URL:
https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1075876&selid=18236177 (дата
обращения: 1.09.18).Куликова Т.Г., Баулина М.Е. Нейрофизиологические и
нейроанатомические корреляты синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у
детей [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. URL:
https://psychology .snauka.ru/2017/04/8078 (дата обращения: 08.02.2019).Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие
для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2003. 384 с.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для
взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными
и аутичными детьми.
СПб.: Речь, 2000. 136 с.МКБ-11 (Международная классификация болезней 11
пересмотра) [Электронный ресурс]. URL:
https://icd11.ru/syndrom-deficyt-vnymaniya (дата обращения: 13.11.18).Морозова Е.A. Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью: причины
и последствия // Практическая медицина. 2011. Т. 49. № 1. С.
125–127.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и
коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и
психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 2003. 288 с.Цветков А.В. Гиперактивный ребенок:
нейропедагогика саморегуляции.
М.: Спорт и Культура. 2017. 128 с.Чутко Л.С, Сурушкина С.Ю. Современные подходы к
лечению и реабилитации детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
// Детская и подростковая реабилитация. 2014. Т. 22. № 1. С. 35–41.Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с
гиперактивностью
и психопатоподобным синдромом. Практическое руководство для врачей, психологов
и педагогов. М.: Вита-Пресс, 1997. 52 с.Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей
с ММД. Диагностика
и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.:
Иматон, 1997. 80 с.Bange F, Mouren M. C. Le point de vue du
prescripteur // Le carnet psy. 2003. Vol. 78. № 3. P. 17–19.
doi: 10.3917/lcp.078.0017.Biederman J. Faraone S. The effects of
attention-deficit/hyperactivity disorder on employment and household income
[Электронный ресурс] // MedGenMed. URL:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1781280/ (дата обращения:
07.08.18).Bourdaa M. Does television reflect the
evolution of scientific knowledge? The case of attention deficit hyperactivity
disorder coverage on French TV // Public Understanding of Science. 2015.
Vol. 24. № 2. P. 200–209. doi: 10.1177/0963662513484842Chagnon J.Y. L’agression sexuelle à
l’adolescence: un destin potentiel de l’hyperactivité // Perspectives Psy.
2010. Vol. 49. № 4. P. 303–309. doi: 10.1051/ppsy/2010494303.Condray R. Language comprehension in schizophrenia:
Trait or state indicator?
// Biological psychiatry. 1995. Vol. 38. № 5. P. 287–296.
doi:10.1016/0006-3223(95)00378-T.Cortese S, Adamo N. Comparative efficacy and
tolerability of medications for attention-deficit hyperactivity disorder in
children, adolescents, and adults: a systematic review and network
meta-analysis. // The Lancet psychiatry. 2018. Vol. 5. P. 727–738.
doi:10.1016/S2215-0366(18)30269-4.Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 5th
ed. Washington DC: American Psychiatric Association [Электронный ресурс]. URL:
https://dsm.psychiatry online.org/doi/book/10.1176/appi.books.9780890425596.
(дата обращения: 12.10.18).Duffy F., Shankardass A. A unique pattern of
cortical connectivity characterizes patients with attention deficit disorders:
a large electroencephalographic coherence study [Электронный ресурс] // BMC
Medicinе. URL: https://bmcmedicine.biomedcentral
.com/articles/10.1186/s12916-017-0805-9 (дата обращения: 14.04.2017).Evenden J. Impulsivity: a discussion of clinical
and experimental findings // Journal of Psychopharmacology. 1999. Vol. 13. № 2.
P. 180–192. doi:10.1177/026988 119901300211.Faraone S.V. Neurobiology of attention
deficit disorder // Biological psychiatry. 1998. Vol. 44. № 10. P. 951–958.
doi: 10.1016/S0006-3223(98)00240-6.Frances A.J., Widiger T. Psychiatric diagnosis:
lessons from the DSM-IV past and cautions for the DSM-5 future // Annual review
of clinical psychology, 2012. Vol. 8.
P. 109–130. doi: 10.1146/annurev-clinpsy-032511-143102.Golse B., Zigante F. L’enfant, les
psychotropes et la psychanalyse // Revue française de psychanalyse. 2002. Vol.
6. № 2. P. 433–446. doi:10.3917/rfp.662.0433.Gonon F, Bézard E. Misrepresentation of
neuroscience data might give rise to misleading conclusions in the media: The
case of attention deficit hyperactivity disorder // Plos One. 2011. Vol.
6. № 1. doi:10.1371/journal.pone.0014618.Gonon F., Konsman J.P. Why most biomedical findings
echoed by newspapers turn out to be false: The case of attention deficit
hyperactivity disorder // Plos One. 2012. Vol. 7. № 9. doi:
10.1371/journal.pone.0044275.Kendall J.1. Service needs of families with
children with ADHD // Journal of family nursing. 2005. Vol. 11. № 3. Р. 264
–288. doi: 10.1177/1074840705278629.Kewley G.D. Personal paper: Attention deficit
hyperactivity disorder is underdiagnosed and undertreated in Britain // BMJ
(Clinical research) 1998. Vol. 316. № 7144. P.1594–1596.Kim M. Prevalence of
attention-deficit/hyperactivity disorder and its comorbidity among Korean
children in a community population // Journal of Korean Medical Science.
2017. Vol. 32. № 3. P. 401–406.
doi: 10.3346/jkms.2017.32.3.401.Korean parents tend to leave children with ADHD
untreated // Korea Biomedical Review. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.koreabiomed.com/news /articleView.html?idxno=2970. (дата обращения:
06.05.2018).Lauth B. Les médicaments stimulants et leurs
alternatives dans le traitement psychopharmacologique du syndrome de
l’hyperactivité infantile // Perspectives psy. 2003. Vol. 43. № 1.
P. 46–57. doi: 10.1051/ppsy/2004431046.Norvillitis J. Perceptions of ADHD in China and the
United States: A Preliminary Study // Journal of attention disorders. 2005.
Vol. 9. № 2. P. 413–424, doi: 10.1177/1087054705281123.Osterlaan J., Logan G.D., Sergeant J.A.
Response inhibition in ADHD, CD, comorbid ADHD+CD, anxious, and control
children: a metaanalysis of studies with the Stop Task // Child Psychology and
Psychiatry. 1998. Vol. 39. № 3. P. 411–425.Oravecz. Z. Hierarchical bayesian modeling for test
theory without an answer key, // PSYCHOMETRIKA. 2015. Vol. 80. № 2. P. 341–364.
doi: 10.1007/S11336-013-9379-4.Strohl M.P. Bradley’s Benzedrine Studies on
Children with Behavioral Disorders //The Yale journal of biology and medicine.
2011. Vol. 84. № 1. P. 27–33.Yang B. A meta‐analysis of association
studies between the 10‐repeat allele of a VNTR polymorphism in the 3′‐UTR of
dopamine transporter gene and attention deficit hyperactivity disorder //
American journal of medical genetics. 2007. Vol. 144B. № 4. doi:
10.1002/ajmg.b.30453.
Источник