Коррекция детей с синдромом внимания

Коррекция детей с синдромом внимания thumbnail

В последнее время все большую актуальность приобретает синдром дефицита
внимания и гиперактивности (СДВГ), который в процессе онтогенеза может фасадно
измениться в девиантность или делинквентность. Анализ литературы выявил широкую
вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США
гиперактивных детей 4–20%, Великобритании – 1–3%, Италии – 3–10%, в Китае –
1–13%, Австралии – 7–10%, России – 4–18% В настоящее время в Германии более
полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности,
причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. Чаще всего девочки
страдают особой формой синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание
процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические
трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и
организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая
психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство,
лживость, вспыльчивость, агрессивность. Кроме того, у них возникает
неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно
отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных
и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую
реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное,
оппозиционно-вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания
со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая
агрессивная модель защитного поведения.

Фасадные проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве
отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом
возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать
причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается
тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология
представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики подростковой
преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и
корригировать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как
самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно
развить сильную и творческую личность.

Слабые стороны:

  • трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать
    внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в
    процессе выполнения задания);
  • не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной
    концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему
    нравится, ребенок может быть более внимательным);
  • слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по
    несколько раз);
  • не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;
  • часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной
    деятельности;
  • может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по
    отношению к своему внешнему виду);
  • отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе
    может забыть, чем занимался);
  • нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:
  • ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;
  • ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);
  • болтлив;
  • начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;
  • ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;
  • ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать
    других детей).

Сильные стороны:

  • щедрые (даже в ущерб себе);
  • отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);
  • энергичные (активны в спорте и на физкультуре);
  • добрые;
  • смелые;
  • творческие;
  • веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);
  • дружелюбные;
  • непосредственные;
  • с повышенным чувством справедливости.

У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так
называемые “качели успеваемости”. Сегодня ребенок “приносит” домой одни девятки
и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень
расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не
подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.

На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и
ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к
середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим
расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен.
Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при выполнении
каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например,
звуки. В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно.
Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его
на длительное время. В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том,
что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.

Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства
могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Такие люди суетливы,
легкоотвлекаемы, нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться
на предмете деятельности. У них часто меняется настроение. Трудности
планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по
службе, в устройстве семейной жизни. Гиперактивные проявления сильной степени
выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и
личностных расстройств. В то же время своевременная медицинская и
психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

Читайте также:  Синдром дауна при беременности признаки форум

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана
недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются
немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения,
психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку
рекомендуется щадящий режим обучения – минимальное количество детей в классе
(идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин),
пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает
концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является
также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых
норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального .
Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали
поведение ребенка как “хулиганское” и проявляли больше понимания и терпения в
своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением
режима дня “гиперактивного” ребенка (время приема пищи, выполнение домашних
заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в
физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать
утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.
“Гиперактивные” дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо
исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением
большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации
внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток
времени. Важен выбор партнеров для игр – друзья ребенка должны быть
уравновешенными и спокойными.

Эффективна семейная игровая терапия.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать 2
основных приёма: сглаживание напряжения и следование за интересами ребёнка.

Коррекционную работу с такими детьми можно производить в рамках игровой
терапии. Полезна работа с песком, глиной, крупой, водой.

В работе с гиперактивным ребёнком потенциальную помощь оказывают
релаксационные упражнения и упражнения на телесные контакт. Они способствуют
лучшему осознанию своего тела и осуществлению контроля.

Коррекционно – развивающая и формирующая работа, основанная на
двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные,
глазодвигательные, перекрёстные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц
челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксация развития коммуникативной и
когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Своевременная диагностика и коррекция трудностей позволяет приблизить любой
вид онтогенеза к нормальному течению, облегчить вхождение ребёнка в обычную
социальную среду. Наиболее коррегируеиый возраст – от 5 до 12 лет.

Главный принцип развития: “Своевременность решает всё!”.

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности
целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции.
Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и
ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике
эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов – антидепрессанта
амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности
достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим
ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей
симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка
нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов
регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита
внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость,
рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые,
быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами
неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими
заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности
у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита
внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии
заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности.

Помощь такому ребенкубудет заключаться в обучении
саморегуляции и контролю над собственным телом. Следует обучить ребенка техникам
расслабления, научить получать удовольствие от отдыха. Этого можно достичь путем
медитативных сказок, дыхательных упражнений, прослушивания расслабляющей музыки.
Также необходимо направить ребенка на обучение развития скорости реакции и
координации движений.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют
дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и
агрессивное поведение, вследствие чего у ребенка возникает недостаточное
усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких
ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам,
психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.

Одна из больших сложностей у детей с СДВГ – трудности в самоорганизации.
Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время. Отвлекаясь на
посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или
тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной
вполне достаточно. В таких случаях негативные методы воздействия, такие как
ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и
агрессивную реакцию.

Читайте также:  Кохлеарный синдром по мкб 10

В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать
короткие и однозначные указания.

Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению
поставленной задачи. Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует
предупредить его об этом за 5–10 минут.

Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации
ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому
психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета. Родители
опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния
родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний,
окриков, шлепков и т.д. Все это не дает положительного результата, а наоборот
вызывает агрессию.

Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей
обучение детей и их окружения. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный
ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры
по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент следует делать на развитии
эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии
воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье
должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.

Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не
просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые
требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу.
Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные
способности и креативность, уже к концу первого класса оказываются в числе
неуспевающих.

Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше
внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться
очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы
ребенок как можно меньше отвлекался.

1. Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может
его отвлечь.
2. Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом
для подражания.
3. Используйте как можно больше наглядных средств обучения.
4. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему
прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).
5. Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к
заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять, что он
неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.
6. Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).
7. Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте
список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует.
Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.
8. Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о
положительных.
9. Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени.
Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют
многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.
10. Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте
указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут
самостоятельно записать или запомнить устные указания.
11. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.
12. Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним,
давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько
важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.
13.Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои
творческие способности.

Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как
стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой
ребенок. В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя,
способного понять и быть терпеливым в его обучении. Необходим постоянный диалог
между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на
изменения в поведении и учебных результатах ребенка. Это будет способствовать
своевременной коррекции поведения ребенка и поможет ему построить хорошие
отношения с одноклассниками.

Литература

  1. Болотовский, Г. В. Гиперактивный ребенок / Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко,
    И. В. Попова. – СПБ: НПК “Омега”. – 2010. – 160 с.
  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – М.: Изд – во Институт психотерапии, 2001.
  3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:
    ACT, Астрель. – 240 с.
  4. Змановская Е. В. Девиантология. – М.: АРКТИ, 2004.
  5. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. – М.: Класс, 1997. – 336 с.

Источник

Марина Жемчужнова
Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

Читайте также:  Как лечить синдром беспокойных ног форум

Жемчужнова М. В., педагог-психолог МОУ Детский сад № 279, г. Волгоград

Оказание помощи детям с СДВГ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы, работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения.

Просветительская работа. Как правило, родители и многие педагоги, не понимают, что происходит с ребенком, а поведение ребенка с СДВГ их раздражает. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребенка, причинах имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребенком.

С этой целью педагоги-психологи могут использовать индивидуальные и групповые консультации с приглашением родителей и других членов семьи, участвующих в воспитании ребенка. В задачи специалиста входит изменение отношения к ребенку в сторону лучшего его понимания с целью снятия излишнего напряжения, возникающего вокруг него.

Приемы модификации поведения для родителей и педагогов. Как правило, каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Поэтому работу необходимо начинать с индивидуальных консультаций, в процессе которых рассматривают и вырабатывают приемы модификации поведения. В домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект. Общие рекомендуемые модификации,состоят из следующих блоков:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку;

2. Изменение психологического микроклимата в семье;

3. Организация режима дня и места для занятий;

4. Специальная поведенческая программа.

Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении,здесь выделяют следующие направления:

1. Изменение окружения;

2. Создание положительной мотивации на успех;

3. Коррекция негативных форм поведения.

Методы психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей. Современные методы коррекции разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные метод: в том числе нейропсихологические коррекционные методы. Они направлены на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики, свойственных этим детям, нередко наблюдающихся у них трудностей формирования школьных навыков – письма, чтения, счета. Особенно актуальной при этом представляется дальнейшая разработка подходов к коррекции недостаточно сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности (или исполнительских функций, за которые отвечают лобные структуры мозга. При сопутствующих нарушениях речевых функций (задержка речевого развития, дефекты артикуляции, заикание) детям с СДВГ показаны логопедические занятия.

Методы семейной и индивидуальной психотерапии при СДВГ направлены на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки. Неотъемлемая часть психотерапии – объяснение ребенку, на понятном ему языке, в чем причина его неудач. Кроме того, психотерапия показана при наличии сопутствующих данному синдрому вторичных нарушений – заниженной самооценке, тревожности, страхах, оппозиционном поведении, агрессивности. Групповая психотерапия направлена на развитие у гиперактивных детей навыков общения, социального взаимодействия.

Хороший эффект дают методы игровой поведенческой терапии и психогимнастики, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательную, так и на эмоционально-личностную сферу, а также его двигательных функций.

Арт-терапевтические методы. Искусство помогает удовлетворить потребности в развитии навыков, которые могут способствовать развитию новых поведенческих стратегий совладания и решения проблем, далее содействуя ребенку в развитии самоконтроля и осмысленном самовыражении. Включение в работу элементов сказка терапии с «встроенными» сообщениями дает хороший терапевтический эффект. Существует два способа «встроенных» сообщений для гиперактивных детей. Это сказки и истории, несущие прямое указание, что и как делать. Они адресованы сознанию и предполагают понятную стратегию поведения. И сказки и истории, содержащие в себе «тайное» послание. Гипнотерапевты называют такие послания «косвенным воздействием».

Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении синдрома. Она назначается по индивидуальным показаниям только врачом психоневрологом в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у больного ребенка не могут быть преодолены лишь с помощью методов модификации поведения, психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных немедикаментозных методов лечения СДВГ.

Список литературы:

1. Заваденко Н. Н.Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.:Школа-Пресс, 2000. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5).

2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2001.

3. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. – М, 1997.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Источник