Консультация ребенок с синдромом гиперактивности

«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста»

В последнее время приходится все чаще сталкиваться с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки привычных представлений. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью, эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)  – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Это одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать внимание. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем в отношениях с окружающими людьми и в итоге – заниженной самооценки.

Данное  расстройство определяется как возрастное, поскольку оно обнаруживается в раннем детском возрасте (до 7 лет) и характеризуется изменениями в течение жизни, от раннего детского возраста и до зрелости. 

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

— СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.

— Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ.

— Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Главные проявления СДВГ охватывают нарушения внимания: дефицит внимания, признаки импульсивности и гиперактивности.

К нарушениям внимания относятся, в частности, нелегкость его удерживания (несобранность, уменьшение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного дела на другое, забывчивость и т. п. Для детей с СДВГ нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Импульсивность выражается в том, что ребенок нередко действует, не подумав; в группе или  классе во время занятий/уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других: бывает не в состоянии дожидаться своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

Симптомы СДВГ, как правило, наблюдаются окружающими ребенка взрослыми в дошкольном возрасте, лет с четырех. Дома дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью часто страдают от неизменных сопоставлений с братьями и сестрами или знакомыми сверстниками, которые показывают положительное поведение и успехи в обучении. Родителям действует на нервы их беспокойность, навязчивость, эмоциональная неустойчивость, недисциплинированность, неаккуратность. Такие дети не в состоянии ответственно относиться к выполнению обыденных поручений, оказывать элементарную помощь родителям. При этом замечания и наказания не приводят к желаемым последствиям. Также могут отмечаться упрямство, вспыльчивость и агрессивность.

Но вот ребенок взрослеет и поступает в школу. Для тех родителей, которые прежде были терпеливыми и принимали чадо таким, какое оно есть, тут все только начинается! Ведь никак нельзя отбросить без внимания тот факт, что у школьника возникают более серьезные сложности и новые конфликты: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость сочетаются с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой, отмечаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, увеличиваются нарушения поведения.

Как определить, что у ребенка СДВГ? 

Данный диагноз может поставить только врач. Родителям рекомендуется обратить внимание на следующий ряд характерных признаков, когда ребенок:

  • не способен долго сосредотачиваться даже на интересующем его занятии;
  • не может спокойно усидеть на месте;
  • находится в непрерывном движении;
  • слышит обращение к себе, но не отвечает ответной реакцией;
  • часто теряет свои вещи;
  • избегает монотонных занятий, а также тех, которые требуют умственных усилий;
  • никогда не заканчивает начатое занятие;
  • имеет трудности во время занятий;
  • очень много говорит;
  • отвечает на вопрос, не дослушав его до конца;
  • имеет проблемы с памятью;
  • мало спит, даже в младенчестве;
  • постоянно проявляет беспокойство;
  • имеет черту характера не подчиняться правилам в любых делах;
  • часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника;
  • не может дождаться своей очереди;
  • подвержен частым и внезапным сменам настроения.

Как лечить СДВГ?

Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

Читайте также:  Мозжечковая атаксия при альтернирующем синдроме

Рекомендации родителям гиперактивных детей

  1. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи.
  2. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
  3. Поручите ребенку часть домашних дел, посильных ребенку, которые необходимо выполнять ежедневно (например, кормить собаку, кошку и т.д.) и не выполняйте их за него.
  4. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе.
  5. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.
  6. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  7. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
  8. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
  9. Вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.
  10. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.
  11. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
  12. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.
  13. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или компьютера.
  14. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
  15. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
  16. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
  17. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.
  18. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе.

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее.

Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание.

Материал подготовила: педагог-психолог: Вершинина Я.С.

Источник

Алина Хидирова
Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок»

Гиперактивный ребенок

(синдром дефицита внимания гиперактивности)

Как отличить активного ребенка от гиперактивного ребёнка.

Активность, энергичность и любознательность – это показатель здоровья и нормального развития.

Активный ребенок пребывает в постоянном движении, ни минуты не сидит на одном месте, он всем интересуется, много спрашивает и сам много говорит, при этом умеет отдыхать и нормально спит. Такая активность проявляется не всегда и не везде. Ребенок может быть непоседой дома, а в садике или гостях вести себя спокойно или наоборот. Его можно увлечь тихим занятием, он не проявляет агрессию и редко становится инициатором скандалов.

Поведение гиперактивного ребенка отличается. Такой ребенок много двигается, главное он продолжает это делать постоянно и даже после того, как устал. Он страдает от нарушений сна, часто устраивает истерики и плачет. Ребенок с синдромом гиперактивности тоже задает много вопросов, но редко до конца дослушивает ответы. Им трудно управлять, он не реагирует на запреты, ограничения и крики, всегда активен и может инициировать ссоры,при этом проявляет неконтролируемую агрессию: дерется, плачет и кусается.

Читайте также:  Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови патанатомия

Отличие обычной активности от детской гиперактивности

Активный Гиперактивный

Больше любит активные игры (игры с мячом и другими предметами, чем пассивные (конструктор, пазлы, лото и т. п.) Активного ребенка можно заинтересовать пассивной игрой. Всё время в движении, не в состоянии себя контролировать. При сильной усталости продолжает активно двигаться, пока не выбьется из сил.Итог: истерическая реакция, плач.

Задаёт много вопросов. Речь быстрая, многословная. Задаёт много вопросов, но почти никогда не дослушивает ответы до конца. Речь быстрая, многословная, но слова часто «проглатываются», ребёнок постоянно прерывает собеседника.

Редкое исключение – нарушение режима сна и пищеварения (различные кишечные расстройства) Ребёнка очень трудно уложить спать. Сон беспокойный, урывками. Часты кишечные расстройства.

В различной микросоциальной среде активность не одинакова. В любом месте ребенок неуправляемый. Практически отсутствует реакция на запреты и ограничения.

Ребёнок не агрессивен. В конфликтной ситуации редко является организатором скандалом. Ребёнок не в состоянии контролировать свою агрессию. Часто именно он является инициатором конфликта.

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Причины возникновения синдрома гиперактивности

Разумеется, что синдром гиперактивности, не возникает без причины, на пустом месте.Провоцирующими факторами могут стать:

Осложненное течение беременности.

В том случае, если будущая мама страдала от сильных токсикозов, как первой, так и второй половины беременности, от склонности к повышенному давлению, если у ребенка была диагностирована внутриутробная асфиксия, в будущем риск возникновения синдрома гиперактивности возрастает как минимум в три раза.

Образ жизни беременной женщины.

На нормальное развитие центральной нервной системы очень негативно влияют такие токсические вещества, как наркотические средства, алкоголь, никотин, лакокрасочные вещества, тяжелые металлы, и прочие.

Осложненное течение родового процесса.

Длительные, затяжные роды, либо напротив, стремительные, использование таких средств родовспоможения, как щипцы, также повышает шансы развития у ребенка синдрома гиперактивности.

Особенности гиперактивных детей:

проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть;

неконтролируемая моторная активность, например, жестикулирует руками, постоянно трет нос, дергает себя за волосы;

неспособность сосредоточиться на одном занятии или предмете;

не может усидеть на месте;

цикличность работы головного мозга;

забывает важную информацию;

проблемы с концентрацией внимания;

отсутствие чувства страха и самосохранения;

нарушения речи, слишком быстрая невнятная речь;

излишняя болтливость;

частые и резкие смены настроения;

недисциплинированность;

обидчивость и раздражительность, может страдать от заниженной самооценки;

испытывает трудности в обучении.

Несмотря на то, что каждый ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, нуждается в индивидуальном подходе, общие для всех детей рекомендации, облегчающие воспитание гиперактивного ребенка:

Постановка задачи

Особенности развития детей с синдромом гиперактивности таковы, что логическое и абстрактное мышление у них развиты намного хуже. Именно поэтому такому ребенку необходимо ставить только четко обозначенную задачу. Предложения должны быть максимально краткими, не несущими никакой излишней смысловой нагрузки. Старайтесь избегать длинных предложений.

Последовательность указаний

Крайне не рекомендуется давать ребенку с синдромом гиперактивности сразу несколько заданий,например: «собери игрушки, вымой руки и иди обедать». Воспринять всю информацию сразу ребенку будет довольно сложно и, скорее всего, он не выполнит ни одного поручения, отвлекшись на что – ни будь другое. Гораздо разумнее давать эти указания в логической последовательности.

Очерчивайте временные рамки

У таких детей очень смутное представление о чувстве времени, поэтому сами следите за временем, отведенным на выполнение каждого вашего поручения. Кстати говоря, если вы хотите завести ребенка с улицы, покормить, уложить спать – всегда, предупреждайте его минут за пять до этого вашего действия. И это касается не только детей с синдромом повышенной гиперактивности, но и всех остальных.

Правильно говорите «нет»

Собственного говоря, как раз слово «нет» употреблять и нельзя. Запрещая что-либо ребенку, стройте свои предложения таким образом, чтобы в нем не присутствовало отрицание. Например, если вы хотите, чтобы ребенок не бегал по траве,не стоит говорить ему: «Не бегай по траве!».Гораздо больший эффект возымеет следующая фраза: «Иди на дорожку». И, разумеется, во всех, даже конфликтных, ситуациях педагоги и родители должны сохранять спокойствие.

Как успокоить гиперактивного ребенка

Если ребенок чрезмерно пере возбудился, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, уведите ребенка в другую комнату, предложите ему водички, спокойно поговорите с ним на любую отвлеченную тему.

Правила работы с гиперактивными детьми:

работать с ребенком в начале дня, а не вечером;

Читайте также:  Синдром слабости синусового узла диагностика

уменьшить рабочую нагрузку ребенка;

делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки;

быть драматичным, экспрессивным педагогом;

снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;

посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым;

использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания);

договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;

давать короткие, четкие и конкретные инструкции;

использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

предоставлять ребенку возможность выбора;

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия- нет преимущества!

Игры для гиперактивных детей

«Найди отличие»

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Описание игры: ребенок рисует любую несложную картинку (котика, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем они меняются ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дошкольники по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачивается (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, что изменилось.

«Ласковые лапки»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Описание игры:взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть.

Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Броуновское движение»

Цель: развить умение распределять внимание.

Описание игры: все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики.Воспитанникам сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить рекорд по количеству мячей в круге.

«Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Описание игры: сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

«Запрещенное движение»

Цель: игра по четким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники повторяют все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

«Кричалки, шепталки, молчалки».

Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – означает, что можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».

При синдроме дефицита внимания с гиперреактивностью (СДВГ)рекомендуется:

помните — вызывающее поведение такого ребёнка – его способ привлечь внимание взрослых;

соблюдение четкого режима сна и отдыха: приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время;

не давать малышу одновременно несколько поручений и не занимать его сразу несколькими делами;

избегать длинных формулировок, стараться ставить четкие задачи;

помните – игра для таких детей игра очень важна, привлекайте их к подвижным играм для «сброса» лишней энергии, контролируйте выполнение ребенком правил игры;

определите для ребёнка рамки поведения – что можно и что нельзя, вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы;

если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете;

отвлекайте ребенка от «двигательной бури» рисованием, чтением;

старайтесь подобрать ему не гиперактивных друзей, чтобы они «не заводили» друг друга;

Источник