Консультации для родителей о детях с синдромом дауна
Консультация для педагогов и/или родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ (синдромом Дауна)
Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?
Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению в условиях спокойной и доброжелательной обсановки.
При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи.
Сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражаются негативно на характеристиках голоса и речи.Предлагаемые рекомендации и упражнения позволят систематизировать работу по развитию навыков разговорной речи.
1. Основное внимание следует уделять тренировке и укреплению мышц речевого аппарата ( см. Консультацию «1)
2. Ранняя диагностика нарушений слуха имеет стратегический эффект для дальнейшего речевого и психического развития ребёнка.
3. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Обучение подражанию — это ключ к дальнейшему обучению.
4. Соедините имитацию речи с другой имитацией, которая доставляет вашему ребёнку удовольствие.
5. Формирование сильного направленного речевого выдоха.
6. Особенно важны для детей с синдромом Дауна упражнения на улучшение подвижности языка, так как нормальная моторика языка — это хорошая предпосылка для правильного сосания, глотания и жевания, а также говорения. Упражнения для развития у младенцев подвижности языка и челюстей состоят преимущественно из массажа и помощи в привыкании к соответствующей возрасту пище.
При массаже языка
• края языка попеременно слева и справа придавливаются указательными пальцами до тех пор, пока не возникает обратной реакции. Темп перемены зависит от быстроты ответной реакции.
• Осторожными движениями указательного пальца можно шевелить кончик языка вправо и влево, вверх и вниз. Похожие движения вызывает лёгкое щекотание трубочкой для питья или зубной щёткой.
• Иногда может быть полезной аккуратная чистка краёв языка электрической зубной щёткой. Подходят и маленькие щёточки из набора по тренировке чистки зубов. Односторонним вибрированием одной щеки и надавливанием на вторую можно вызвать вращательное движение языка во рту.
Примеры упражнений для развития подвижности языка:
• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);
• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;
• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;
• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);
• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;
• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.
7. Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т.д.).
8. Видоизменение губ у детей с синдромом Дауна связано с постоянным вытеканием слюны и давлением языка, особенно на нижнюю губу. Поэтому важно научить ребёнка закрывать рот. Нужно обращать внимание на то, чтобы губы свободно смыкались, красная кайма губ оставалась видна и губы не были втянуты.
• Младенцев и маленьких детей можно гладить средним и указательным пальцами слева и справа от носа вниз, приближая, таким образом, приподнятую верхнюю губу к нижней.
• Нижнюю губу можно приближать к верхней губе лёгким нажатием большого пальца. При этом подбородок не должен быть приподнятым, потому что тогда нижняя губа будет находить на верхнюю.
• Выпячивание и растягивание губ, попеременное накладывание одной губы на другую, дёрганье и вибрация верхней губы развивают их подвижность.
• Для укрепления мышц можно давать ребёнку удерживать губами лёгкие предметы (соломинку), посылать воздушные поцелуи, после еды задерживать ложку во рту и плотно сжимать её губами.
9. Общая гипотония у детей с синдромом Дауна влечёт за собой пониженную подвижность нёбной занавески, что выражается в гнусавости и хриплости голоса.
Гимнастику для нёба можно комбинировать с простыми движениями:
• «аха» — руки с размахом поднимаются вверх,
• «аху» — хлопок руками по бедрам,
• «ахай» — хлопок руками,
• «ахо» — сильно топнуть одной ногой.
Такие же упражнения проводятся со звуками «п», «т», «к».
Тренировке нёбной занавески способствуют игры с мячом с выкрикиванием отдельных звуков: «аа», «ао», «апа» и т.д.
Полезно демонстрировать естественные звуки (кашель, смех, фырканье, чихание) и мотивировать подражание ребёнка.
Можно использовать игровые упражнения на повторение:
• вдохнуть и выдохнуть на «м»;
• говорить по слогам «мамама», «ме-меме», «амамам» и т.д.;
• дышать на зеркало, стекло или в руку;
• выдыхать с положением речевого аппарата как при звуке «а»;
• выдыхать через узкую щёлку между верхними зубами и нижней губой;
• положить кончик языка на верхнюю губу и фонировать, потом на зубы и на дно ротовой полости;
• произносить звук «н» с зажатым носом;
• при выдыхании переходить от «п» к «т».
• Хорошей тренировкой служит шепотная речь.10. Развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов.
Следует называть те предметы, которые наиболее актуальны для вашего ребёнка. Например, если ребёнок хочет печенье, то, показывая на него, нужно спрашивать: «Печенье?» и отвечать: «Да, это печенье».
Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.11. Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям.
Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами.
В силу того что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений можно продолжать делать и тогда, когда ребёнок уже научится разговаривать.
Источник
Консультация для родителей детей с синдромом Дауна.
Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми потребностями в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. Синдром Дауна (Downs Syndrome) возникает в результате генетической аномалии. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал в 1866 году английский врач Джон Лэнгдон Даун (Down), чье имя и послужило названием для данного синдрома. Причина же синдрома была обнаружена лишь в 1959 году французским ученым Жеромом Леженом (Lejeune). [1]
Синдром возникает из-за процесса расхождения хромосом при образовании гамет (яйцеклеток и сперматозоидов), в результате чего ребенок получает от матери (в 90% случаев) или от отца (в 10% случаев) лишнюю 21-ю хромосому. У большинства больных синдромом Дауна имеется три 21-х хромосомы вместо положенных двух; в 58% случаев аномалия связана с присутствием не целой лишней хромосомы, а ее фрагментов.
Синдром Дауна является на сегодняшний день самым распространенным генетическим нарушением. Ежегодно рождается около 5 000 детей с синдромом Дауна, а это примерно один на 600 — 800 новорожденных. Всего в республике около 500 детей с подобной патологией [2]
Степень проявления нарушений интеллекта у детей с синдромом Дауна очень сильно варьируется, что зависит как от врожденных факторов и индивидуальных особенностей, так и от времени начала обучения по специальным методикам. Такие дети обучаемы, но успешность обучения находится в прямой зависимости от целесообразности использования той или иной методики, профессионализма педагогов, заинтересованности и участии родителей в развитии своего ребенка.
В данной статье я хочу раскрыть одну из методик развития деток с ОВЗ, которую исполбзую в работе.
(«Step by step») «Шаг за шагом».
В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки. В странах Европы и в Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» для обучения детей с особенностями развития. Она очень эффективна для детей с синдромом Дауна. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. К основным навыкам, обеспечивающим самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. И учится им важно своевременно. В основе любой деятельности лежат базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая и тонкая моторика. Это подготовительные навыки. Учить тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно овладел включенными в него подготовительными навыками. Процесс обучения овладению навыками должен быть целенаправленным, учитывающим особенности психофизического развития и жизненного опыта, осуществляться на положительном эмоциональном фоне с широким применением поощрений. Ребенку необходимо время, специально выделенное для отработки навыков, обучения и повторения. Учить самостоятельности и бытовым навыкам ребенка нужно на самом простом материале и в самых простых условиях.
Обучая детей с синдромом Дауна, ставится цель
максимально развить их познавательные возможности, подготовить к
посещению детского сада и школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.
При организации работы с такими детьми важным является определение цели и задач занятий.
В связи с этим были определены цель и задачи данных занятий.
Цель — социально-эмоциональное развитие и формирование навыков взаимодействия и общения у детей с синдромом Дауна в возрасте 2,5-7 лет.
Задачи: 1) развитие навыков общения;
2) развитие навыков общей моторики;
3) восприятие речи;
4) развитие навыков самообслуживания и социальных навыков.
Продолжительность занятий колеблется от 45 до 60 минут.
Как образец, предлагаю такую структуру занятия:
Участники сидят в кругу. Приветствие участников группы. Педагог знакомится с детьми, родитель представляет себя и ребенка. Участники группы приветствуют родителя и ребенка. Педагог приветствует ребенка с помощью упражнения « Привет, ладошки» (здоровается с ладошками, поглаживая их, налаживая телесный контакт с ребенком).
Основная часть . Задачами данной части занятий являются: -учить фиксировать взгляд на объекте, предъявляемом фронтально, прослеживать его перемещение;
— обращать внимание на появление и исчезновение объекта;
— работать над понимаем обращенной речи – учить соотносить объекты с жестами, словами и звукоподражаниями.
Стимулировать появление и использование жестов и звукоподражаний в ответ на вопросы: «кто это?», «что это?», «кто к нам пришел?». Отвечать по подражанию, используя жест и/ или звукоподражания.
Учить дожидаться своей очереди.
Оборудование:
— игрушки: мишка, зайка.
Речевой материал. Существительные: люди: имена детей группы, мама, папа, тетя, дядя; игрушки: мишка, зайка.
Глаголы: дай, на, смотри, поздоровайся, попрощайся ( до свидания, пока).
Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в гости пришел мишка. Где мишка? У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки и ноги. Параллельно идет проецирование на детей: А где ваша голова? Ваши глазки, нос,… . Далее мишка « идет» в гости к каждому ребенку. Ребенку задаются наводящие вопросы. В последующем происходит аналогичное знакомство с зайкой. Все слова сопровождаются жестами.
Второй частью является свободная игра. Данное время в занятии выделено для самостоятельной игры детей, в ходе которой родители и педагог, наблюдают за детьми, при необходимости помогают им. Для детей – это является первым шагом к самостоятельности, а родители получают возможность убедиться в том, что их дети уже многое умеют. Педагогам свободная игра дает возможность определить уровень социального, эмоционального, речевого развития детей.
От свободной игры осуществляется переход к музыкальной части занятия. Задачами данной части являются: приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты, по подражанию с использованием, при необходимости совмещенных действий, учить после окончания звучания музыки складывать игрушки в коробочку.
Оборудование: магнитофон, диски с записями мелодий и песен, мячики, погремушки.
Прощание на занятии осуществляется, следующим образом. Дети собираются в круг и прощаются друг с другом.
Далее в занятия, могут быть включены изобразительная деятельность, лепка и аппликация.
Несмотря на объективные возрастные особенности ребенка, его поведение, привычки и первые интересы зависят от среды и, главным образом, характера непосредственных влияний на ребенка окружающих его взрослых, воспитания и обучения.
Совместная работа педагогов, родителей способствуют успешной социализации ребенка с синдромом Дауна.
Источник
Консультация для педагогов и/или родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ (синдромом Дауна)
Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?
Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению в условиях спокойной и доброжелательной обсановки.
При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи.
Сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражаются негативно на характеристиках голоса и речи.
Предлагаемые рекомендации и упражнения позволят систематизировать работу по развитию навыков разговорной речи.
1. Основное внимание следует уделять тренировке и укреплению мышц речевого аппарата ( см. Консультацию «1)
2. Ранняя диагностика нарушений слуха имеет стратегический эффект для дальнейшего речевого и психического развития ребёнка.
3. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Обучение подражанию — это ключ к дальнейшему обучению.
4. Соедините имитацию речи с другой имитацией, которая доставляет вашему ребёнку удовольствие.
5. Формирование сильного направленного речевого выдоха.
6. Особенно важны для детей с синдромом Дауна упражнения на улучшение подвижности языка, так как нормальная моторика языка — это хорошая предпосылка для правильного сосания, глотания и жевания, а также говорения. Упражнения для развития у младенцев подвижности языка и челюстей состоят преимущественно из массажа и помощи в привыкании к соответствующей возрасту пище.
При массаже языка
• края языка попеременно слева и справа придавливаются указательными пальцами до тех пор, пока не возникает обратной реакции. Темп перемены зависит от быстроты ответной реакции.
• Осторожными движениями указательного пальца можно шевелить кончик языка вправо и влево, вверх и вниз. Похожие движения вызывает лёгкое щекотание трубочкой для питья или зубной щёткой.
• Иногда может быть полезной аккуратная чистка краёв языка электрической зубной щёткой. Подходят и маленькие щёточки из набора по тренировке чистки зубов. Односторонним вибрированием одной щеки и надавливанием на вторую можно вызвать вращательное движение языка во рту.
Примеры упражнений для развития подвижности языка:
• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);
• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;
• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;
• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);
• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;
• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.
7. Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т.д.).
8. Видоизменение губ у детей с синдромом Дауна связано с постоянным вытеканием слюны и давлением языка, особенно на нижнюю губу. Поэтому важно научить ребёнка закрывать рот. Нужно обращать внимание на то, чтобы губы свободно смыкались, красная кайма губ оставалась видна и губы не были втянуты.
• Младенцев и маленьких детей можно гладить средним и указательным пальцами слева и справа от носа вниз, приближая, таким образом, приподнятую верхнюю губу к нижней.
• Нижнюю губу можно приближать к верхней губе лёгким нажатием большого пальца. При этом подбородок не должен быть приподнятым, потому что тогда нижняя губа будет находить на верхнюю.
• Выпячивание и растягивание губ, попеременное накладывание одной губы на другую, дёрганье и вибрация верхней губы развивают их подвижность.
• Для укрепления мышц можно давать ребёнку удерживать губами лёгкие предметы (соломинку), посылать воздушные поцелуи, после еды задерживать ложку во рту и плотно сжимать её губами.
9. Общая гипотония у детей с синдромом Дауна влечёт за собой пониженную подвижность нёбной занавески, что выражается в гнусавости и хриплости голоса.
Гимнастику для нёба можно комбинировать с простыми движениями:
• «аха» — руки с размахом поднимаются вверх,
• «аху» — хлопок руками по бедрам,
• «ахай» — хлопок руками,
• «ахо» — сильно топнуть одной ногой.
Такие же упражнения проводятся со звуками «п», «т», «к».
Тренировке нёбной занавески способствуют игры с мячом с выкрикиванием отдельных звуков: «аа», «ао», «апа» и т.д.
Полезно демонстрировать естественные звуки (кашель, смех, фырканье, чихание) и мотивировать подражание ребёнка.
Можно использовать игровые упражнения на повторение:
• вдохнуть и выдохнуть на «м»;
• говорить по слогам «мамама», «ме-меме», «амамам» и т.д.;
• дышать на зеркало, стекло или в руку;
• выдыхать с положением речевого аппарата как при звуке «а»;
• выдыхать через узкую щёлку между верхними зубами и нижней губой;
• положить кончик языка на верхнюю губу и фонировать, потом на зубы и на дно ротовой полости;
• произносить звук «н» с зажатым носом;
• при выдыхании переходить от «п» к «т».
• Хорошей тренировкой служит шепотная речь.
10. Развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов.
Следует называть те предметы, которые наиболее актуальны для вашего ребёнка. Например, если ребёнок хочет печенье, то, показывая на него, нужно спрашивать: «Печенье?» и отвечать: «Да, это печенье».
Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.
11. Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям.
Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами.
В силу того что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений можно продолжать делать и тогда, когда ребёнок уже научится разговаривать.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей ДОУ. Игра в развитии ребенка
Ребенок левша. Советы родителям
Логопедическая игрушка для детского сада
Дидактические игры для детей с ОВЗ
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник