Конспекты занятий по математике с синдромом дауна
Примерный конспект урока по математике
УРОК №…
Тема урока: Формирование ассоциативных связей для числа «четыре»[1]
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- формировать ассоциативные связи для числа «четыре»;
- продолжать учить произносить числовую последовательность в пределах пяти;
- готовить к решению арифметических задач с открытым результатом в пределах трех;
- закреплять навык пересчета и подведение итога в пределах пяти;
- закреплять навык узнавания цифр 1, 2, 3, 4, 5;
- учить подбирать числа к множествам в пределах пяти;
- закреплять представления детей о формах Нумикона: находить заданную форму по образцу, учить сравнивать формы по размеру;
- развивать способность к подражанию;
- развивать устную речь, логику и сообразительность;
- воспитывать прилежание и любознательность в процессе учения.
ОБОРУДОВАНИЕ: указка, школьный мел, тряпка для доски, магниты для доски; фотография с одного из уроков математики, табличка «Математика» для глобального прочтения; наклейки; числовой ряд от 1 до 5 на доске, самодельные линейки с числами от 1 до 5 на каждого ребенка; картина «Поляна» формата А2, цветы из картона, снабженные магнитами, — 3 штуки, карточки с числами от 1 до 3; крупная карточка с числом 4; игрушки и картинки: столик с четырьмя ножками, стульчик с четырьмя ножками, крупная пуговица с четырьмя дырочками, вилка с четырьмя зубцами, машинка, кошка, собака, квадрат, торт с четырьмя свечками, форма Нумикона «четыре»; мешочки с формами Ну-микона от одного до пяти — на каждого ребенка и несколько запасных наборов для тьютора, набор форм Нумикона от одного до пяти, снабженных магнитами, заготовки для графического задания на листах А4, восковые мелки по количеству детей; пиктограммы — веселое и грустное лица.
ХОД УРОКА
Организационный момент (дети вместе с педагогом рассказывают и показывают стишок с движениями)[2]:
Тик-так, тик-так –
Ходят часики вот так!
(дети показывают кистью руки, как качается маятник у часов)
Громко прозвенел звонок —
(дети качают воображаемый колокольчик) Начинается урок!
(дети складывают одну руку на другую, как первоклассники)
Педагог:
— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, на доске висят цифры, а вот фотография, где вы считаете. Какой сейчас будет урок?
(Дети отвечают: «Математика»)
Педагог показывает табличку «Математика» для глобального прочтения.
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
Педагог:
— Ребята, я сейчас буду проверять ваше домашнее задание. Достаньте альбомы по математике. (Педагог проверяет выполненную работу у каждого ребенка, поощряет наклейкой). Молодцы, ребята, вижу, вы дома старались. Покажите, а где вы нарисовали цифру 1? Покажите один пальчик. А где вы нарисовали цифру 2? Покажите два пальчика. А чего еще бывает два?
(Дети говорят или показывают две руки, два уха, два глаза и т. д.)
Устный счет
- Прямой счет до пяти с хлопками
— А теперь давайте вместе посчитаем и похлопаем в ладоши.
(Дети вместе с педагогом считают: «Один, два, три, четыре, пять» — и/или на каждый счет хлопают в ладоши)
- Прямой счет до пяти с опорой на числовой ряд
— Ребята, а теперь доставайте ваши линейки с числами. Будем считать и показывать числа пальчиком. Поставьте пальчик на число «один». (Педагог у доски показывает числа указкой. Дети считают вслух хором: «Один, два, три, четыре, пять» — и/или показывают соответствующие числа указательными пальцами на своих линейках). Кто хочет пойти к доске и посчитать? Поднимите руку! (Ребенок считает у доски, остальные дети — с опорой на линейки с числами аналогичным образом.)
- Решение арифметических задач с открытым результатом Педагог вешает на доску большую картину, на которой изображена поляна. На картину прикрепляет один цветок, снабженный магнитом.
— На поляне вырос цветок. Ребята, сколько цветов выросло на поляне? (Дети отвечают «Один», показывают один пальчик).
Педагог демонстрирует две карточки с числами:
— Какое число наклеим на доску: 1 или 2? (Дети показывают на число 1 в руках педагога и на своих линейках и говорят: «Один».)
Педагог предлагает одному из детей пойти к доске, дает ему новый цветок:
— Вадим, повесь, пожалуйста, свой цветок на доску! Ребята, на поляне был один цветок, Вадим добавил еще один цветок. Сколько цветов стало?
(Дети отвечают: «Стало два цветка», или «Два», или показывают два пальца.) Давайте пересчитаем цветы: один, два — всего два! (Дети считают хором вместе с педагогом.)
Педагог предлагает ребенку на выбор карточки с числами 2 и 3.
— Вадим, возьми нужное число. Верно, повесь число «два» под двумя цветами. (Дети показывают число 2 на своих линейках. Аналогично другой ребенок вешает третий цветок. Затем педагог обыгрывает и обсуждает с детьми ситуацию, когда количество цветов уменьшается.)
4. Новый материал. Формирование ассоциативных связей для числа «четыре»
— Ребята, к нам сегодня в гости пришло число «четыре». Посмотрите на картинку, какая это цифра? (Педагог показывает детям цифру 4, вешает ее на доску. Дети называют ее, показывают четыре пальчика или показывают у себя на линейках такую же цифру.)
Педагог раздает каждому ребенку игрушки или предметы: стульчик с четырьмя ножками, пуговицу с четырьмя дырочками, вилку с четырьмя зубцами, машинку, кошку, собаку, квадрат, торт с четырьмя свечками, форму Нумикона «четыре». У педагога остаются такие же картинки.
— Посмотрите, у меня есть игрушечный столик. Сколько у него ножек? Давайте все вместе посчитаем: один, два, три, четыре — всего четыре. Покажите столько же пальчиков. Сколько пальчиков вы показали? («Четыре») У меня есть коробка, на ней нарисована цифра 4. Свой столик я положу в эту коробку, потому что у него четыре ножки. А картинку с таким же столиком я повешу на доску рядом с числом 4. Кто хочет пойти к доске? Поднимите руку! Варя, выходи к доске. Какая у тебя игрушка? («Кошка»). Чего у кошки четыре? («У кошки четыре лапы»). Давайте проверим: Варя, посчитай, сколько лап у кошки? («Один, два, три, четыре — всего четыре»). Положи кошку в коробку. Варя, молодец, садись на свое место. А картинку с такой же кошкой я повешу на доску рядом с числом 4. Аналогично ведется работа с другими игрушками и картинками.
— Молодцы, такие же картинки приклейте рядом с цифрой 4 и дома.
5. Физкультминутка
— А теперь давайте немного отдохнем: вставайте около своих парт, и мы вместе расскажем и покажем стишок.
Д. Хармс Кораблик
По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека.
На кораблике ЧЕТЫРЕ
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты.
И страшны им только кошки. Только кошки да коты.
Мяу!
(сомкнутые ладони изображают лодочку) (одной рукой махнуть вперед)
(показать четыре пальца)
(показать свои уши) (развести руки в стороны)
(изобразить лапки кошки с коготками)
(педагог щекочет каждого ребенка)
— Ребята, вы догадались, кто эти моряки? Кто это с большими ушами, длинными хвостами и боится кошек? («Мышки») Молодцы, садитесь на свои места.
6. Повторение пройденного материала
- Сравнение форм Нумикона
— Ребята, доставайте Нумикон. (Дети достают мешочек с формами Нумикона от одного до пяти.) Найдите вот такую оранжевую форму. Поднимите ее вверх. (Дети находят и поднимают форму.) Теперь вот такую синюю форму. (Аналогично педагог просит показать желтую, зеленую и красную формы Нумикона.)
— Найдите и покажите самую большую форму. (Дети находят и показывают красную форму Нумикона «пять».) Найдите и покажите самую маленькую форму. (Дети находят и показывают оранжевую форму Нумикона «один».) Какая форма больше (педагог показывает жест «больше»): красная или оранжевая? (Дети показывают красную форму, говорят «Вот эта, красная, больше» и/или показывают жест «больше»). Какая форма меньше? (Аналогично.)
- Выкладывание ряда из форм Нумикона от одного до пяти
— Посмотрите на доску: я буду ставить формы Нумикона по порядку — от самой маленькой к самой большой. (Педагог прикрепляет на доску формы Нумикона, снабженные магнитами, от одного до пяти.) Сделайте на партах так же, как на доске. (Дети выкладывают ряд из форм Нумикона по образцу. Некоторым детям трудно ориентироваться на доску, и образец для них кладется на парту.)
Графическое задание. Подбор чисел к множествам (1, 2, 3, 4, 5)
— У меня на доске висят картинки с цветочками и числами. Посмотрите, сколько цветов на этой картинке? (Дети узнают без пересчета или пересчитывают цветы, отвечают: «На картинке два цветочка», или «Два», или показывают два пальчика.) Я ищу число 2. Теперь мелом соединяю два цветочка и число 2. Хотите тоже так соединить? (Педагог раздает детям заготовки на листах А4, просит кого-то из детей раздать каждому по восковому мелку. Дети соединяют картинки с множествами и числа. Один-два ребенка так же соединяют картинки мелом на доске. Дети (или тьютор) подписывают работы. Дети вешают свои работы на доску.)
Подведение итогов
— Молодцы! Садитесь на свои места. Урок заканчивается, давайте подведем итог: какой сейчас был урок? («Математика».) Что мы сегодня делали на уроке математики? (Педагог указывает на числовой ряд на доске.) («Мы считали».) Что мы считали? («Мы считали цветочки».) Какое число приходило к нам в гости? (Педагог указывает на картинку с числом 4 и на висящие рядом с ним картинки.) («Четыре».) Какие игрушки вы приносили? («Кошку, собаку, стульчик» и т. д.) Что вы делали с Нумиконом? (Педагог указывает на ряд Нумикона на доске и помогает детям дать ответ: «Ставили формы Нумикона по порядку».)
— Вы устали? Что вам понравилось? Что оказалось трудным? Вы старались? При необходимости используются пиктограммы:
9. Завершение урока
Тик-так, тик-так (рука изображает маятник часов) -Ходят часики вот так.
Громко прозвенел звонок (пальцы руки собраны в щепоть, изображают звонящий
колокольчик) –
Вот и кончился урок (дети разводят руки в стороны)!
Источник
Людмила Стремоухова
Конспект урока по математике с ребёнком с синдромом Дауна на тему «Сутки»
Конспект урока по математике на тему «Сутки»
с ребёнком с синдромом Дауна, обучающимся в школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина
по индивидуальным образовательным программам на дому.
Учитель: Стремоухова Л. Л.
Цели урока.
Формирование представления о сутках и их частях, умения определять разное время суток.
Расширение и активизация словаря.
Развитие коммуникативной функции речи, зрительного и слухового внимания и восприятия.
Привитие интереса к учебной деятельности.
Оборудование:
Карточки с цифрами от 1 до 5 с одной стороны и буквами СУТКИ — с другой (смотри Приложение).
Табличка – схема «Сутки» (смотри Приложение).
Набор карточек со словами «день», «ночь», «утро», «вечер» (смотри Приложение).
Картинки для определения действий людей в разное время суток.
Карточка «Реши задачу» (смотри Приложение).
Набор картинок с режимом дня школьника.
Счётные палочки. Счёты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель. Активизация ребёнка, введение его в урок. Коррекция звукопроизношения, моторики. Развитие музыкального слуха.
Физкультурная минутка с речевой разминкой. (Учитель и ученик поют песню, выполняя действия по тексту).
У оленя дом большой. — Рога оленя – пальцы вверх, крыша дома – кисти углом
Он глядит в своё окно. — Руками показываем окно.
Зайка по лесу бежит, — Руки – лапки зайчика.
В дверь к нему стучится — Стучим кулаком в дверь.
— Стук, стук. Дверь открой. — Движение открывание двери.
Там в лесу охотник злой. — Рука в кулак, большим пальцем показываем за спину.
— Зайка, зайка, забегай, — Пригласительный тест.
Лапку подавай. — Здороваемся за руку.
II. Повторение.
Цель. Повторение состава чисел. Закрепление умения составлять примеры.
Подготовка к работе по теме урока.
1. Добавь недостающее число. Запиши (схемы подготовлены в тетради ученика)
Вычисления на счетных палочках.
2. Составь примеры на вычитание по схемам. Запиши ответ, не считая.
5 – 2 = 7 – 3 = 10 – 5 =
6– 4 = 2 – 1 =
3. Прочти ответы в примерах.
Выбери карточки с такими же цифрами из числового ряда.
4. Разложи цифры по порядку от 1 до 5 в наборное полотно.
5. Переверни карточки с цифрами.
— Что мы видим на карточках? — Буквы.
— Прочтём слово (с помощью учителя). — Сутки.
III. Работа по изучению темы «Сутки».
Цель. Знакомство с понятием «Сутки», частями суток. Формирование представления о сутках и их частях, умения определить занятия людей в разное время суток.
1. Сейчас мы поговорим с тобой и узнаем, что такое сутки, из каких частей состоят сутки.
2. Запишем слово «сутки» в тетрадь – тему нашего урока.
3.Разучим поговорку: «День и ночь — сутки прочь». (Проговорим, повторим, прохлопаем ладонями ритмический рисунок).
4.Подумай и ответь на вопрос:
— Когда на улице светло — это день. Правильно?
— Когда на улице темно – это ночь. Правильно?
— Ночью на улице темно?
— Днём на улице светло?
5. Посмотрим на табличку — схему суток.
а). Сутки состоят из частей
— Посчитаем, сколько частей в сутках. (Пальцем касаемся каждой части, считаем 1,2,3,4.)
— в сутках 4 части.
— Прочтём, как называется каждая часть суток
(утро, день, вечер ночь).
б)Подумай и скажи:
-Почему слово «день» написано на желтой карточке, а слово «ночь» — на черной?
Ответь. — Когда на улице светло? — Днём или ночью?
— Когда на улице темно? — Днём или ночью?
в) Разложи карточки по порядку времени суток (утро, день, вечер, ночь).
г) Прочтём слова: сутки, утро, день, вечер, ночь.
д) Закончи предложение.
— За утром наступает …
— За вечером наступает …
Физкультурная пауза.
Выполнение динамических упражнений с речевым сопровождением для коррекции моторики и звукопроизношения, активизация ребёнка.
Утром бабочка проснулась, (Присели, руки сзади)
Потянулась, улыбнулась. (Потягиваемся, улыбаемся)
Раз. Росой она умылась. (Пальчики бросили вверх, водичка бежит вниз)
Два. Изящно покружилась. (Кружимся, руки в стороны)
Три. Прогнулась и присела (Прогнулись, крылья назад, присели)
На четыре – улетела. (Машем руками, летим на место)
1. Посмотрим на картинки и продолжим предложения о том, что мы делаем в разное время суток, т. е. о режиме дня.
а) — Читаем слово «утро» на карточке.
— Что мы делаем утром? (выбираем на картинках действие и называем его).
Мы встаём, делаем зарядку, умываемся, завтракаем.
б) — Прочтём слово (ДЕНЬ)
— Что мы делаем днём? (найдём картинки)
Мы учимся, обедаем, гуляем, работаем.
в) — Прочтём слово (ВЕЧЕР)
— Что мы делаем вечером? (покажи на картинках)
Мы учим уроки, ужинаем, смотрим телевизор, ложимся спать.
г) — Прочтём слово (Ночь)
— Что мы делаем ночью?
Мы спим.
д) Запомни! Утро, день, вечер, ночь – это сутки.
— Покажем пальчиком и назовём части суток.
— Как называются эти части одним словом? (Сутки)
6. Сутки – мера времени. Сутками можно измерять время.
— Какие еще мы знаем меры времени?
1) Подумай и скажи.
— Сколько раз наступит утро за 1 сутки, 2 суток, 5 суток.
— Сколько раз наступит день за 1 сутки, 3 суток, 4 суток.
— Сколько раз наступит вечер за 1 сутки, 6 суток.
— Сколько раз наступит ночь за 1 сутки, 10 суток.
2) Решим задачу.
а) Послушай задачу.
Солдату дали отпуск на 10 суток. Прошло 7 суток отпуска. Сколько еще суток отпуска осталось у солдата?
б) Разберем условие задачи
— О ком говорится в задаче?
— Сколько суток отпуска дали солдату?
— Сколько суток отпуска прошло?
— Что нужно узнать в задаче?
— На какое действие эта задача?
в) Запишем в тетради решение задачи. Вычислим на счетах. Запишем ответ.
Ответь на вопрос задачи: — Сколько еще суток осталось у солдата?
7. Мы узнали что такое «сутки», из каких частей состоят сутки, а, также, что сутки — это мера времени.
Физкультурная пауза.
Динамические упражнения с речевым сопровождением для снятия напряжения, усталости и коррекции звукопроизношения, развитие музыкального слуха
Снег, снег кружится. (Вращаем кисти рук, сыплем снег)
Белая вся улица. 2 р.
Мы лопаточки возьмём (Отбрасываем снег с дорожки лопатой)
И дорожки разгребём. 2 р.
Снег, снег кружится. (Сыплем снег по комнате)
Белая вся улица. 2 р.
А мы саночки возьмём (Один сзади другого держит за руки — едет на саночках.)
И друг друга позовём. 2 р.
IV. Закрепление.
— Нагулялись, наигрались. Продолжаем заниматься. Вспомним, о чём мы говорили на уроке.
1. Посмотри на схему, назови части суток.
2. Разложи карточки со словами утро, день, вечер, ночь по порядку.
Ответь на вопрос. — Почему карточка со словом «ночь» – чёрная, со словом «день» — жёлтая?
3. Посмотри на картинки. На них девочка занимается разными делами в течение суток, т. е. её режим дня.
— Разложи картинки по порядку от утра до вечера.
— Скажи, что делает девочка утром, днём, вечером, ночью.
4. Расскажи о своём режиме дня. Чем ты занимаешься утром, днём, вечером, ночью?
V. Подведение итогов урока.
1. Домашнее задание
— Уметь называть части суток по порядку.
— Выучить поговорку наизусть.
2. Оценивание работы ребёнка на уроке.
3. Краткое повторение изученного материала на уроке.
— О чём говорили на уроке.
— Прочти слово (сутки).
— Назови части суток.
— Повтори поговорку.
Источник
Что такое НУМИКОН и его использование при обучении детей математике
Многие вещи, которые нам кажутся очевидными, для детей трудны и непонятны. Так, например, число 10 – самое большое в ряду от 1 до 10, но если сравнивать 10 и 100, то 10 окажется маленьким числом. И даже самое большое яблоко всегда меньше арбуза.
Для обозначения сложения мы обычно используем слова «плюс», «прибавить», «сложить», «еще», «и», «увеличить на», «больше на», не замечая, насколько детям сложно понять, что все эти совершенно разные слова означают одно и то же.
Очень трудно детям с синдромом Дауна дается сложение и вычитание даже в пределах первого десятка. Дело в том, что у них ограничен объем кратковременной памяти и им трудно хранить в уме промежуточные результаты вычислений, а значит, необходима дополнительная наглядная опора.
Таким образом, эффективными оказываются те системы обучения, которые предлагают наглядную иллюстрацию наглядно иллюстрируют величину каждого числа и взаимосвязи между числами, тем самым способствуя постепенному формированию математических представлений, которыми ребенок затем сможет оперировать в уме.
Что такое Нумикон?
Нумикон – это программа и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, способность обучаться наблюдая и способность запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях.
В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия (рис. 1).
Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.
Почему формы Нумикона выглядят именно так?
Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются нами гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели группу кругов, разбросанных как попало (рис. 2), можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги расположены в системе (рис. 3), вы сразу видите, что их восемь.
Оказалось, что объекты, расположенные на одной линии, тоже неудобно охватывать взглядом. Вспомните, как сложно посчитать этажи в высотном доме.
Поэтому создатели многих настольных игр, таких как карты, кости и домино опирались на принцип стандартизованного расположения объектов.
С помощью деталей Нумикона можно наглядно показать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы освоить состав числа, сложение, вычитание. Нумикон также успешно применяют при обучении детей школьного возраста. Он помогает освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т. д.
Кроме форм-шаблонов в набор входят также разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов, белые доски с пупырышками и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Нумикона картинки, например кораблик, машинку, козлика, «волшебный» мешочек, в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму, числовая прямая и некоторые другие материалы.
Этапы работы с Нумиконом
Начальный этап знакомства с Нумиконом предполагает, что дети много манипулируют и играют с деталями: смотрят на них, крутят в руках, надевают на пальчики, вылавливают сачком из воды; используют в сюжетных играх, например жарят их на сковородке или делают из них бутерброды; нанизывая формы Нумикона или штырьки на шнурок в виде бус; красят их красками и отпечатывают на бумаге или делают оттиски на пластилине. Все это нужно для того, чтобы дети как можно больше рассматривали и трогали руками детали Нумикона и таким образом запоминали их зрительно и осязательно.
Дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой фигуре есть разное количество дырочек. Однако на этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой фигуре. Все детали воспринимаются целостно, глобально. А слова «три», «пять» и «семь» пока являются только именами желтой, красной и розовой форм соответственно.
Когда дети начинают конструировать из форм Нумикона различные плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) по образцу или по схеме, накладывают детали на белую доску, пытаются составить одну большую фигуру из двух и более деталей, они знакомятся с новым свойством – узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка.
Потом добавляются игры, где детям предлагается сравнивать формы Нумикона по размеру и выкладывать их в ряд от меньшей к большей. Одновременно с этим они знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом. На стене, доске или холодильнике вешается полоска с числовым рядом, где над каждой цифрой нарисована соответствующая ей фигура Нумикона. Дети учатся находить соответствие между цифрами и формами Нумикона, опираясь на их целостное восприятие, пока без пересчета дырочек.
На следующем этапе им предлагается пересчитывать отверстия, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме.
Далее дети используют Нумикон как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, например сложением. Так, на занятиях, чтобы решить пример 2 + 1, дети брали нумиконовскую синюю двойку, прикладывали к ней сверху оранжевую единицу и получали фигуру, напоминающую желтую тройку. Чтобы проверить результат, брали желтую тройку, накладывали сверху и убеждались, что получилось три.
Также Нумикон позволяет осуществлять арифметические действия с переходом через десяток. Например, ребенку нужно узнать, сколько будет 8 + 5. Для этого он кладет на парту зеленую восьмерку и вплотную к ней – красную пятерку. Дальше берет синюю десятку и накладывает сверху на обе фигуры. Получается, что из-под десятки выглядывает хвостик от пятерки, который по форме напоминает Нумиконовскую тройку. И ребенок видит, что это десять и три, то есть тринадцать!
Когда дети манипулируют с деталями, закапывают формы Нумикона в песок, ищут на ощупь в «волшебном мешочке» или в коробке с крупой, играют с ними, закрывая глаза, сравнивают, подбирают соответствующие им цифры, у них постепенно формируются не только зрительное и тактильное представление об этих формах, но и образы этих деталей и соответствующих им чисел. То есть дети начинают представлять формы Нумикона и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей перед глазами. Таким образом, при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Это значит, что устный счет становится более доступным!
Как включать Нумикон в традиционную программу формирования математических представлений?
Перечислим возможности включения Нумикона в разные содержательные блоки формирования математических представлений.
1. При формировании представлений и понятий о размерах мы показывали разницу между большими и маленькими объектами, сравнивая формы Нумикона по размеру.
2. При развитии пространственных представлений использовались задания по конструированию и ориентировке на белой доске.
3. При развитии временных представлений мы использовали настенные часы, дополненные формами Нумикона.
4. При формировании образа числа мы использовали прием представления каждого числа максимальным количеством примеров, которые отражают его суть или ассоциируются с ним. Например, число 3 – это треугольник, три поросенка, квартира № 3, трехколесный велосипед, желтая форма Нумикона и др.
5. При обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей числа» мы использовали выстраивание рядов из форм Нумикона от 1 до 5, а на следующих этапах работы – от 1 до 10, играли в восстановление ряда, когда одна из форм исчезала или формы менялись местами.
6. При тренировке в пересчете и подведении итога – пересчитывали дырочки в формах Нумикона, вставляли в них штырьки и пересчитывали их.
7. При работе с цифрами и обучении соотнесению числа и количества мы использовали соотнесение цифрового ряда от 1 до 10 с рядом форм Нумикона, подбор нужной цифры к форме. При этом сначала дети опирались не на количество дырочек, а на узнавание целостного образа формы, а затем постепенно переходили к пересчету отверстий.
8. При объяснении состава числа мы складывали одни формы из других и таким образом наглядно показывали, как одно число составляется при помощи других чисел.
9. При знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволял иллюстрировать сложение и вычитание.
Графические задания
Отдельным направлением работы стало включение в урок математики графических заданий с использованием Нумикона. В методических рекомендациях для учителя работа в тетрадях и альбомах не описана.
Приведем примеры некоторых заданий: соединить одинаковые формы Нумикона, соединить форму Нумикона и ее контур, соединить формы Нумикона с цифрами; сравнить две формы Нумикона, обвести все формы Нумикона, которые больше, чем образец, решить примеры и др. Также мы давали детям графические задания на школьной доске, например соединить цветные формы Нумикона и их черно-белые копии.
Источник