Конспекты уроков детей с синдромом дауна
Цель:
Закрепить представление об овощах.
Формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем.
Задачи: Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.
Обогащение положительного эмоционального опыта.
1. Динамическая пауза
Воспитатель:
-Тимочка, покажи, где твои ручки ? Давай поиграем!
Здравствуйте глазки! (Показывает пальчиками глаза)
Здравствуйте ушки! (Показывает уши)
Здравствуйте щечки! (дотрагивается ладошками о щеки)
Здравствуй носик! (показывает нос)
Здравствуйте губки! (показывает поцелуй)
Здравствуй Тимочка! (гладит по голове)
Задачи:
Закреплять представление об овоща.
Учить узнавать, различать и показывать овощи.
Развитие познавательного интереса.
Учить понимать и выполнять словесную инструкцию.
Воспитатель:(показывает зайца)
2. Дидактическая игра: «Чудесная корзинка»
-Воспитатель: (показывает зайца)
-К нам прискакал зайчик и принес корзинку.
— Тимочка! Посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней.(достает овощи и называет их) это морковка, это помидор, это огурец, это капуста.
-Тима, найди морковь.(огурец, помидор, капусту)
— Еще зайчик принес картинки с изображением овощей.
— Я буду показывать картинку, а ты будешь находить такой же овощ.
3. Дидактическая игра: «Покорми Зайчика»
-Тима, возьми морковку и покорми зайчика.
Воспитатель:
-Тима, давай поиграем с пальчиками!
Задачи:
Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
Развивать зрительно-моторную координацию.
4. Пальчиковая игра «Овощи»
У нашего Тимочки (складывает ладони корзиночкой)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачек
Уложился набочек. (загибает мизинец)
Морковку, (загибает безымянный палец)
Уложил Тима ловко,
Помидор, огурец. (загибает средний и указатель палец)
Вот наш Тима. Молодец! (показывает большой палец)
Воспитатель: (надевает на голову ребенка маску паровозика)
-А теперь, Тима превратился в паровозик! (подводит к зеркалу)
-Посмотри какой ты красивый настоящий паровозик!-Поехали!
Задача: Формировать положительно- эмоциональный опыт
Развивать координацию движений.
Учить произносить звукоиметацию
5.Подвижная игра: «Паровоз»
Загудел паровоз, (ребенок и взрослый идут погруппе делая
И вагончики повез. круговые движения локтями, сопровождая
Чох! Чох! Чух! Чух! звуковой имитацией)
Я далеко укачу: Ту-ту-у-у…
Воспитатель:
-Тима, посмотри, мы приехали на полянку. Какой красивый цветок!
Давай понюхаем!
Задача: Развивать умение делать длительный вдох и длительный выдох.
6. Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,»Сдуй жучка»
(вдыхаем через нос и выдыхаем через рот « А-а»)
Вот прилетела на цветок бабочка! Давай ее сдуем с цветка!
(сдувает губами бабочку)
Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.
Формировать конструктивные умения.
Воспитатель: (показывает на зайчика)
7. Конструктивная деятельность: «складывание из палочек домика»
Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.
Формировать конструктивные умения.
Воспитывать чувство сопереживания.
Воспитатель: (показывает на зайчика)
— Зайчик сидит и грустит! У него нет домика.
-Тима, давай построим Зайчику домик из палочек.
— Молодец!
Задачи: Формировать позитивно-эмоциональный настрой.
Закреплять умение соотносить движения со словами
8. Подвижно-музыкальная игра «По лесной лужайке»
По лесной лужайке. ( прыжки на двух ногах)
Поскакали зайки.
Вот какие зайки.
Зайки побегайки.
Сели зайчики в кружок. ( ребенок присаживается на корточки
Роют лапкой корешок. и руками «гребет» по полу)
Вот какие зайки.
Зайки побегайки.
Вот бежит лисичка. ( прячется, закрывая ладонями
Рыжая сестричка. лицо)
Ищет где же зайки.
Зайки побегайки.
Воспитатель:
-Тимочка! Ты молодец!
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна 5 г.ж.
(интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,«Музыка», «Социализация»)
—
Использование технологий:
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми
Игровых
Здоровьесберегающих
Воспитателя
Кукарских Н.В.
Источник
согласно индивидуальной адаптированной образовательной программе.
Раздел работы
Основные виды работы
Организационный момент.
Ваня, скоро праздник Новый год. К нам в гости сегодня пришла ёлочка (на столе лежит картинка, с изображением ёлочки). Она хочет с тобой поиграть. А ты хочешь поиграть с ёлочкой? (так как ребенок общается только при помощи звукокомплексов, пытаемся вместе сказать «да»).
Общие речевые навыки
Основная часть.
1. На Новый год ёлочка очень любит, когда её поют песни. Давай и мы с тобой поём для неё песенку.
Пение гласных звуков [а], [у], [и], их слияний.
Гласные поём громко-тихо. Сначала пропеваем один гласный звук. Затем поём другую песенку, с другим гласным звуком. Затем с третьим. Потом пытаемся пропеть слияние гласных звуков – ау, аи, уа, уи и т.д.
Артикуляционная моторика
2. Артикуляционная гимнастика.
Елочка очень хочет посмотреть, как ты умеешь хорошо работать язычком. Покажешь ей?
- «Бегемотик» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот). Повторить 3-4 раза.
- «Лягушка» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение). Повторить 3-4 раза. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
- «Слонёнок» (сомкнутые губы вытянуть вперёд трубочкой, удерживать под счёт взрослого до 5-10). Повторить 3-4 раза.
- «Лягушка-слонёнок» (на слово «лягушка» улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении. На слово «слонёнок» — сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Далее чередовать «лягушка – слонёнок», «лягушка – слонёнок». При чередование зубы должны быть сомкнутые, работают только губы). Повторить 8-10 раз.
- «Месим тесто» (улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами: пя-пя-пя. Затем покусать его зубами: тя-тя-тя). Повторить 5 раз.
- «Блинчик» (улыбнуться, широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти). Повторить 3-5 раз.
Лексика
3. игра «Праздник ёлки».
Посмотри внимательно на елку, скоро праздник, а на ней совсем нет игрушек. Давай мы с тобой её сейчас украсим.
На столе лежат картинки с изображением бус, шаров, домика, кота, мишки, волка, кубика, звезды.
Что сначала повесим на ёлку? Это бусы. Логопед вместе с ребенком повторяют.
Потом повесим на елку шары. Что это? Логопед вместе с ребенком повторяют.
После того, как украсят всю елку, логопед спрашивает у Вани, что висит на елке. Логопед показывает на игрушку, а Ваня самостоятельно называет, что висит на елке.
Мелкая моторика
4. Игра-шнуровка «Ёлочка».
Смотри, елочка пришла в гости не одна. Кто это ещё пришёл? Правильно, ещё одна елочка. Она тоже хочет, чтобы её нарядили к празднику. Смотри, какие у меня есть длинные бусы. Что это? (Бусы). Давай мы украсим елочку.
Ваня с помощью шнурка украшает картонную елочку.
5. Массаж ладоней и пальцев рук (при помощи массажных мячиков, Ваня повторяет движения, которые показывает логопед — .
«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(катаем мяч между двумя ладонями)
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
(крепко сжать мяч ладонями двух рук)
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
(переложить мяч с одной ладошки на другую)
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(удерживать указательными пальцами правой и левой руки мяч, затем средними пальцами и т. д.)
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)
Танцевать умеет танец,
На мяче мой каждый палец.
(катать мяч по кончикам пальцев)
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(катать мяч всей длинной пальцев)
Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.
(катаем мяч между ладонями вверх-вниз)
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
(подкидываем мяч вверх)
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(левой ладошкой катать мяч по правой ладони)
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!
Зрительное и слуховое внимание и восприятие
6. «Что звучит?» (бубен, барабан, часы, дудочка).
Сначала логопед уточняет названия музыкальных инструментов и то, как звучит каждый инструмент. Затем логопед прячет за ширму инструменты и по очереди играет на них. Ваня должен правильно узнать и назвать музыкальный инструмент.
Итог.
Логопед вместе с ребенком вспоминают, что они сегодня делали, в какие игры играли? Что украшали? Чем нарядили елочку?
Логопед хвалит ребенка и говорит, что елочка к нам ещё придет в гости.
Источник
Этапы занятия, цель зтапа
Задание детям
Деятельность педагога
Деятельность детей
Результат
Этап приветствия:
Установление положительного взаимодействия
«Круг» — традиционное приветствие; (сидя на ковре)
«Иду, иду и дружка себе найду»
«Кто пришел?»
«Что будем делать?»
Проговаривает слова приветствия: «Встанем рядышком мы в круг. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ скажем всем: «Привет!»
«Иду, иду и дружка себе найду. Зоя, будешь играть со мной?» и т. д.
Выкладывает фото и имена детей и предлагает найти свое
Приклеивает на доску «расписание» занятия
Дети кивают головой, улыбаются и выполняют жест «привет».
Вокализация, произнесение детьми лепетных слов;
Находят свою фотографию, имя и приклеивают на доску
Концентрация внимания; налаживание межличностной коммуникации между взрослым и детьми
Артикуляционно – двигательная минутка:
Развитие артикуляторной и мелкой моторики
Фонетическая ритмика: произнесение гласных и согласных с движением рук (с функциональной нагрузкой)
(звуки: А, О, У, И, П, Т)
Пальчиковая гимнастика (за столом) на ковриках с элементами Су Джок — терапии «Яблочко с кулачок»
Показывает детям движения, характерные для каждого звука и произносит звуки: О-руки поднять через стороны вверх и соединить над головой. А – руки перед грудью. Произнося звук, широко разводить их в стороны. ПА – резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз. И т. д.
Показ движений и проговаривание слов
Дети, стоя в кругу, повторяют звуки, слоги и движения за педагогом
Сидя за столом, повторяют движения рук.
Движения рук помогают удерживать нужную артикуляцию, помогают детям запомнить буквы для глобального чтения.
Кинестетическая стимуляция
Этап формирующий: Познакомить детей с фруктами, предметными картинками, пиктограммами, внеречевыми средствами общения
Рассматривание натуральных фруктов (яблоко, банан), соотнесение с предметной картинкой, с пиктограммой, с жестом (система «Макатон»)
Игра «Чудесный мешочек»
Слова и жесты: яблоко, банан, сок, твердый, круглый, большой, дай, на
Педагог описывает каждый фрукт: «Это яблоко (жест). Оно круглое (жест). Яблоко сладкое (жест), твердое (жест). Из него делают сок (жест). Предлагает найти предметную картинку, пиктограмму. Педагог предлагает ребенку ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. После этого предметные картинки заменяются на пиктограммы.
Дети повторяют жесты, вокализируют, произносят лепетные слова. Находят по инструкции предметные картинки, пиктограммы. Соотносят фрукт с картинкой и пиктограммой.
Развитие понятийной речи, выполнение словесных инструкций, жестов,
Развитие стереогноза
Этап «Мы общаемся»:
Формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, предметных картинок, простых и лепедных слов
Используя жесты, картинки, пиктограммы, дети просят тот или иной фрукт у педагога
Педагог предлагает детям «купить» фрукты, попросив их. Дает образец фразы -скажи: «Дай банан», «Дай два яблока», т. д.
Произносят лепетные слова и показывают жест:
«Да ба» («Дай банан»);
«На, аба» («На, яблоко»)
Познавательная активность, произнесение слов, вокализация
Этап имитационный: Умение выполнять действия по подражанию действиям взрослого
Упражнение из серии физкультминуток
Педагог предлагает поиграть:
«У бабушки в деревне растет фруктовый сад. Там на деревьях груши и яблоки висят. Их могу я с дерева прямо собирать. Как хорошо у бабушки мне летом отдыхать»
Выполняют действия по подражанию действиям взрослого
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка
Этап «Чтения и письма» : Формировать умение понимать, что сказал взрослый с помощью предметов, картинок, пиктограмм
Каждому ребенку дается набор символов и предметных картинок, с помощью которых дети составляют предложение
Педагог медленно проговаривает слова предложения:
«Я мою яблоко»
«Я люблю банан»
«Мама ест яблоко и банан»
Дети выкладывают с помощь символов предложения (на каждое слово – символ)
Формируется внутренняя речь
Этап прощания:
Обращает внимание на «расписание» занятия: что мы сегодня делали?
«Круг» — традиционное окончание занятия
Проговаривает название фруктов, повторение жестов, задает вопросы по структуре занятия, требуя от детей вокализации,
Проговаривает слова прощания: «Встанем рядышком мы в круг, до свидания, милый друг. Мы обнимемся слегка, скажем всем: «Пока, пока!»
Произносят лепетные слова – названия фруктов;
«да – нет» (жестами и вокализацией)
Выполняют движения за взрослым, жесты, произносят слоги: «ка» («пока»)
Эмоциональное отношение к изученному
Четкое обозначение окончания занятия
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА (речь отсутствует)
Учитель – дефектолог Хлопушина С.В.
Высшая кв. категория
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
— Образовательные: Содействовать умению детей соотносить предмет с картинкой и символом; овладению новыми
внеречевыми средствами общения (жест: система «Макатон», символ).
— Коррекционные: Способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.
— Воспитательные: Создать условия для овладения средствами общения (помощь друг другу); для развития
эмоциональной сферы (ситуация успеха).
— Регулятивные: формирование умения выполнять действия по подражанию.
— Познавательные: формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах предметов.
— Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации.
Оборудование: «Волшебный сундучок», наборное полотно, фрукты (яблоко и банан), предметные картинки с изображением фруктов, пиктограммы, набор символов, фотографии детей и карточки с их именами,
Источник
1
Подготовительная часть
1.И.п. – стоя на четвереньках
1- поднимаем копчик и голову одновременно прогибая спину
2- выгибаем спину вверх
2.И.п.-сед на полу ,ноги согнуты в коленном суставе
1- подтягиваем пятки к ягодицам
2-и.п.
3.И.п.-тоже,руки позади бедер опираются на ладони
1- Медленно начинаете переставлять ладони назад
2-и.п.
4.И.п.- лежа на спине руки вдоль тела
1- левую ногу подводим к груди
2-и.п
3-тожк правой
4-и.п.
5.И,п.-сед на полу , одна нога вытянута вперёд и лежит на полу. Вторая нога согнута и перекинут через первую
1-выполняем поворот в сторону противоположную стопе, перекинутой ноги
6.И,п.- сед на полу колени согнуты и разведены в сторону
1- Нажимайте на ноги локтями, пытаясь опустить колени ещё ниже.
7.И,п.- лежа на спине ,руки вдоль тела
1-ноги на ширину плечь ,руки в стороны
2-и.п.
-10мин
-5раз.
-5раз.
-6раз.
-5раз.
-3мин.
-3мин.
-3раз.
-Выполняем упражнения на разгрузку позвоночника, медленно без резких движений, в активно пассивной форме, все упражнения нужно выполнять в медленном темпе
— Упражнение выполняем медленно (1делаем вдох,2 выдох) кисти строго под плечами, а ноги должны расположиться так, чтобы образовалось 2 прямых угла: 1 – между телом и бедрами, и второй – между бедрами и голенями. Не выворачивайте стопы – пятки смотрят вверх
— Колено сгибаем до живота
-Упр.вып.медленно, пока не почувствуете напряжение в мышцах рук и грудной клетке
— Выполняем медленно ,упр. расслабит мышцы спины
-Упр.вып.мед. упражнение великолепно растягивает спину, бёдра и мышцы грудной клетки.
-Упр.выполняем медленно строго под присмотром инструктора
-Упр. вып. мед. (1делаем вдох,2-выдох).
2
Основная часть
1.И.п.- сед на полу, ноги разведены в стороны
1-наклон туловища влево
2-тоже вправо
2.Ип.-сед на полу ноги вместе, опора рук сзади
«Ножницы»
3.И,п.-тоже
1-ноги согнуть в коленном суставе
2-подтяните к груди
3-выпремите
4-и.п.
4.и.п. — тоже подтягиваем пятки к ягодицам
1-выпремляем левую ногу
2-и.п.
3.-тоже правой
4-и.п
5.и.п- лежа на правом боку, правая рука под головой левая опора
1-поднимаем левую ногу
2-и.п.
6.И,п.-лежа на левом боку ,левая рука под головой правая опара
1-поднимаем правую ногу
2-и.п
7.И,п.-лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль тела
1-руки поднимаем вверх ладошками внутрь
2-и.п
8.и.п.-тоже
1-поднимаем левую ногу вверх
2-ип.
3-тоже правую
4-и.п
9.и.п- сед на полу ,колени согнуты ,пятки прижаты к ягодицам
1- Большими и указательными пальцами рук берем себя за большие пальцы ног поднимаем ноги вверх
2-и.п
-15мин.
-10раз.
-7,9раз
-5,6раз.
-15раз
-15раз.
-15раз.
— 3раз
— 10раз
-3раз
-Упражнение для растягивания паха и бёдер выполняем медленно
-Упр.вып.интесивно
-Упр.вып.интесивно
-Упр.вып.медленно
-Упр.вып.интесивно, растягивая косые мышцы живота
-Упр.вып.интесивно, растягивая косые мышцы живота
-Упр.вып.медленно (1делаем вдох,2-выдох).
-Каждую ногу поднимаем максимально ,задерживая ее на 5сек
— Чтобы легче удержать равновесие, направляйте низ позвоночника к полу, прижимайте седалищные кости плотнее к полу. Следите за прямой спиной, старайтесь удлинить позвоночник от копчика до макушки. Ноги держите прямо. Взгляд направлен на пальцы ног.
3
Заключительная часть
1.Ходьба на месте
-Руки подняты вверх
2.И.п. стоя у гимнастической стены
1-руки поднимаем вверх тянемся
2-и.п
2.И.п. – стоя у гимнастической стены
-руки поднимаем вверх вдох
-отпускаем вниз выдох
-5мин.
-3мин
-1мин.
-3раз.
-Выполняем медленно, восстанавливаем организм после нагрузок
-спина прямая
-Спина прямая, растягиваем мышцы спины и брюшного пресса
-Ноги прямые спина прямая
Источник
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия
педагога-психолога Кузьминой И.Е.
на тему: «Развитие мышления у детей 5-8 лет с синдромом Дауна»
Цель занятия: формирование мыслительных операций у детей с синдромом Дауна.
Задачи занятия:
1) развивать мышление через выполнение заданий на классификацию;
2) развивать мышление через выполнение заданий на сериацию;
3) развивать мышление через выполнение заданий на сравнение;
4) развивать мышление через выполнение заданий на аналогию;
5) развивать мышление через выполнение заданий на исключение лишнего;
Оборудование: дидактический материал, карандаши, развивающие пособия, игрушечные конфетки разных цветов.
Ход занятия
I. Ритуал приветствия.
Цель: установление контакта, настрой на занятие.
— Давай поздороваемся друг с другом с помощью стихотворения.
Стенка-стенка, парта-парта,
Ручка-ручка, выше-выше,
Солнце в небе, радость в сердце
Дарю всем!
Стенка – руки показывают на стены, парта — руки складываем как на парте, ручка – руки сгибаем в локтях, выше – руки поднимаем выше, солнце в небе — руки тянутся к солнцу, радость в сердце – руки дотрагиваются до сердца, дарю всем – руки раскрываются и показывают на всех, кто находится в кабинете).
II. Разминка.
«Вкладыши «Репка»»
Цель: активизация мыслительных операций, закрепление сказки «Репка».
— Давай вспомним сказку «Репка». (Педагог рассказывает сказку).
Когда я рассказывала тебе сказку, мы с тобой вынули всех героев из их домиков. Попробуй расставить героев на свои места, соблюдая очерёдность (как в сказке).
III. Основная часть.
1) «Разноцветные конфетки»
Цель: развитие мышления через выполнение задания на классификацию.
— Перед тобой сидят игрушки: мишка, зайка и белочка. Они очень любят кушать конфетки. Перед тобой гора конфеток. Мишка очень любит жёлтые, лимонные, зайка – оранжевые, апельсиновые, а белочка – зелёные, яблочные. Угости каждую игрушку их любимыми конфетками. Раздели конфеты по цвету.
2) «Накорми матрёшек»
Цель: развитие мышления через выполнение задания на сериацию.
— Перед тобой стоят матрёшки. Они очень любят пить чай. Поставь матрёшек по росту: от самой большой до самой маленькой, а затем подбери к каждой матёшке чашечки – также от самой большой до самой маленькой.
3) «Сравни картинки»
Цель: развитие мышления через выполнение задания на сравнение.
— Перед тобой 2 картинки. Они почти одинаковые, но всё же имеют отличия. Давай их найдём и обведём в кружочек.
Пальчиковая гимнастика «Пальчик-пальчик, где ты был?».
Цель: формировать умение подражать действиям педагога, массаж пальцев рук.
— Повторяй за мной движения пальчиков.
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцев щи варил.
С этим братцем кашу ел.
Сделал много-много дел.
4) «Подходящие картинки»»
Цель: развитие мышления через выполнение задания на аналогию.
— Перед тобой лист с картинками. На первой картинке изображена курица и цыплёнок. На второй собака и пустой квадратик. Кого мы можем поставить вместо пустого квадратика? (выбрать из предложенных вариантов: котёнок, щенок, косточка, будка)
На второй картинке изображен домик и окно. На второй – лицо и пустой квадратик. Что поставим вместо пустого квадратика? (выбрать из предложенных вариантов: рука, глаз, кепка, платье)
Предложить аналогичные задания.
5) «Что лишнее?»
Цель: развитие мышления через выполнение задания на исключение лишнего.
Педагог раскладывает перед ребёнком предметы красного цвета, и один жёлтый.
— Посмотри на предметы и определи, какой из них не подходит к остальным, лишний.
Затем педагог повторяет те же манипуляции, но на исключение по другим признакам по другим признакам (по форме, по величине, по назначению, по лексической принадлежности).
IV. Релаксация.
Упражнение «Растущий цветочек»
Цель: расслабление, снятие мышечного и психического напряжения.
— Педагог (садовник) предлагает малышу представить себя маленьким и сморщенным семенем (ребенок сжимается в клубочек, прячет головку и прикрывает ее ручками). «Взрослый садовник», ухаживая за зернышком, гладит малыша по спинке, по головке – и «ребенок-цветочек» начинает расти. Сначала у него появляются стебелек и листочки (тело и ручки малыша медленно вытягиваются вперед), затем показываются бутоны (кисти сжимаются в кулачки). И, наконец-то, цветок расцветает (кулачки резко разжимаются).
V. Рефлексия.
— Перед тобой изображение солнышка. У него нет ротика. Если тебе понравилось занятие, нарисуй ему улыбку. Если не понравилось – нарисуй грустный ротик.
VI. Ритуал прощания.
Педагог и ребёнок встают и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания». Не говорящий ребёнок машет рукой.
Источник