Конспекты уроков детей с синдромом дауна

Цель:

Закрепить представление об овощах.

Формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем.

Задачи:  Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.

Обогащение положительного эмоционального опыта.

1. Динамическая пауза

Воспитатель:

-Тимочка, покажи, где твои ручки ? Давай поиграем!

Здравствуйте глазки!                    (Показывает пальчиками глаза)

Здравствуйте ушки!                      (Показывает уши)

Здравствуйте щечки!                    (дотрагивается ладошками о щеки)

Здравствуй носик!                        (показывает нос)

Здравствуйте губки!                     (показывает поцелуй)

Здравствуй Тимочка!                    (гладит по голове)  

Задачи:

Закреплять представление об овоща.

Учить узнавать, различать и показывать овощи.  

Развитие познавательного интереса.

Учить понимать и выполнять словесную инструкцию.

Воспитатель:(показывает зайца)

2. Дидактическая игра: «Чудесная корзинка»

-Воспитатель:  (показывает зайца)

-К нам прискакал зайчик и принес корзинку.

— Тимочка! Посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней.(достает овощи и называет их) это морковка, это помидор, это огурец, это капуста.

-Тима, найди морковь.(огурец, помидор, капусту)

— Еще зайчик принес картинки с изображением овощей.

— Я буду показывать картинку, а ты будешь находить такой же овощ.

3. Дидактическая игра: «Покорми Зайчика»

-Тима, возьми морковку и покорми зайчика.

Воспитатель:

-Тима, давай поиграем с пальчиками!

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Развивать зрительно-моторную координацию.

4. Пальчиковая игра «Овощи»

У нашего Тимочки                       (складывает ладони корзиночкой)                                                                                                     

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачек

Уложился набочек.                     (загибает мизинец)

Морковку,                                  (загибает безымянный палец)

Уложил Тима ловко,

Помидор, огурец.                       (загибает средний и указатель палец)                 

Вот наш Тима. Молодец!             (показывает большой палец)

Воспитатель: (надевает  на голову ребенка маску паровозика)

-А теперь, Тима превратился в паровозик! (подводит к зеркалу)

-Посмотри какой ты красивый настоящий паровозик!-Поехали!

Задача: Формировать положительно- эмоциональный опыт

Развивать координацию движений.

Учить произносить звукоиметацию

5.Подвижная игра: «Паровоз»

Загудел паровоз,              (ребенок и взрослый идут погруппе делая

И вагончики повез.            круговые движения локтями, сопровождая

Чох! Чох! Чух! Чух!                           звуковой имитацией)

Я далеко укачу: Ту-ту-у-у…

Воспитатель:

-Тима, посмотри, мы приехали на полянку. Какой красивый цветок!

Давай понюхаем!

Задача: Развивать умение делать длительный вдох и длительный выдох.

6. Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,»Сдуй жучка»

(вдыхаем через нос и  выдыхаем через рот  « А-а»)

Вот прилетела на цветок бабочка! Давай ее сдуем с цветка!

(сдувает губами бабочку)

Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.

Формировать конструктивные умения.

Воспитатель: (показывает на зайчика)

7. Конструктивная деятельность: «складывание из палочек домика»

Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.

Формировать конструктивные умения.

Воспитывать чувство сопереживания.

Воспитатель: (показывает на зайчика)

— Зайчик сидит и грустит! У него нет домика.

-Тима, давай построим Зайчику домик из палочек.

— Молодец!

Задачи: Формировать позитивно-эмоциональный настрой.

Закреплять умение соотносить движения со словами

8. Подвижно-музыкальная игра «По лесной лужайке»

По лесной лужайке.                       ( прыжки на двух ногах)

Поскакали зайки.

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Сели зайчики в кружок.            ( ребенок присаживается на корточки

Роют лапкой корешок.                 и руками «гребет» по полу)

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Вот бежит лисичка.                    ( прячется, закрывая ладонями

Рыжая сестричка.                         лицо)

Ищет где же зайки.

Зайки побегайки.

Воспитатель:

-Тимочка! Ты молодец!

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна 5  г.ж.

(интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,«Музыка», «Социализация»)

                                                                             

Использование технологий:

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми

Игровых

Здоровьесберегающих

                                                                                        Воспитателя

                                                                                             Кукарских Н.В.

Источник

согласно индивидуальной адаптированной образовательной программе.

Раздел работы

Основные виды работы

Организационный момент.

Ваня, скоро праздник Новый год. К нам в гости сегодня пришла ёлочка (на столе лежит картинка, с изображением ёлочки). Она хочет с тобой поиграть. А ты хочешь поиграть с ёлочкой? (так как ребенок общается только при помощи звукокомплексов, пытаемся вместе сказать «да»).

Общие речевые навыки

Основная часть.

1. На Новый год ёлочка очень любит, когда её поют песни. Давай и мы с тобой поём для неё песенку.  

Читайте также:  Лечение синдром гиперактивности у детей

Пение гласных звуков [а], [у], [и], их слияний.

Гласные поём громко-тихо. Сначала пропеваем один гласный звук. Затем поём другую песенку, с другим гласным звуком. Затем с третьим. Потом пытаемся пропеть слияние гласных звуков – ау, аи, уа, уи и т.д.

Артикуляционная моторика

2. Артикуляционная гимнастика.

Елочка очень хочет посмотреть, как ты умеешь хорошо работать язычком. Покажешь ей?

  • «Бегемотик» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот). Повторить 3-4 раза.
  • «Лягушка» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять»,  затем вернуть губы в исходное положение). Повторить 3-4 раза. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
  • «Слонёнок» (сомкнутые губы вытянуть вперёд трубочкой, удерживать под счёт взрослого до 5-10). Повторить 3-4 раза.
  •  «Лягушка-слонёнок» (на слово «лягушка» улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении. На слово «слонёнок» — сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Далее чередовать «лягушка – слонёнок», «лягушка – слонёнок». При чередование зубы должны быть сомкнутые, работают только губы). Повторить 8-10 раз.
  • «Месим тесто» (улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами: пя-пя-пя. Затем покусать его зубами: тя-тя-тя). Повторить 5 раз.
  • «Блинчик» (улыбнуться, широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти). Повторить 3-5 раз.

Лексика

3. игра «Праздник ёлки».

Посмотри внимательно на елку, скоро праздник, а на ней совсем нет игрушек. Давай мы с тобой её сейчас украсим.

На столе лежат картинки с изображением бус, шаров, домика, кота, мишки, волка, кубика, звезды.

Что сначала повесим на ёлку? Это бусы. Логопед вместе с ребенком повторяют.

Потом повесим на елку шары. Что это? Логопед вместе с ребенком повторяют.

После того, как украсят всю елку, логопед спрашивает у Вани, что висит на елке. Логопед показывает на игрушку, а Ваня самостоятельно называет, что висит на елке.

Мелкая моторика

4. Игра-шнуровка «Ёлочка».

Смотри, елочка пришла в гости не одна. Кто это ещё пришёл? Правильно, ещё одна елочка. Она тоже хочет, чтобы её нарядили к празднику. Смотри, какие у меня есть длинные бусы. Что это? (Бусы). Давай мы украсим елочку.

Ваня с помощью шнурка украшает картонную елочку.

5. Массаж ладоней и пальцев рук (при помощи массажных мячиков, Ваня повторяет движения, которые показывает логопед — .

«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(катаем мяч между двумя ладонями)

Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
(крепко сжать мяч ладонями двух рук)

Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
(переложить мяч с одной ладошки на другую)

Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(удерживать указательными пальцами правой и левой руки мяч, затем средними пальцами и т. д.)

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)

Танцевать умеет танец,
На мяче мой каждый палец.
(катать мяч по кончикам пальцев)

Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(катать мяч всей длинной пальцев)

Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.
(катаем мяч между ладонями вверх-вниз)

Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
(подкидываем мяч вверх)

Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(левой ладошкой катать мяч по правой ладони)
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!

Зрительное и слуховое внимание и восприятие

6. «Что звучит?» (бубен, барабан, часы, дудочка).

Сначала логопед уточняет названия музыкальных инструментов и то, как звучит каждый инструмент. Затем логопед прячет за ширму инструменты  и по очереди играет на них. Ваня должен правильно узнать и назвать музыкальный инструмент.

Итог.

Логопед вместе с ребенком вспоминают, что они сегодня делали, в какие игры играли? Что украшали? Чем нарядили елочку?

Логопед хвалит ребенка и говорит, что елочка к нам ещё придет в гости.

Источник

Этапы занятия, цель зтапа

         Задание детям

    Деятельность педагога

   Деятельность детей

               Результат

Этап приветствия:

Установление положительного взаимодействия

«Круг» — традиционное приветствие; (сидя на ковре)

«Иду, иду и дружка себе найду»

«Кто пришел?»

«Что будем делать?»

Проговаривает слова приветствия: «Встанем рядышком мы в круг. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ скажем всем: «Привет!»

«Иду, иду и дружка себе найду. Зоя, будешь играть со мной?» и т. д.

Выкладывает фото и имена детей и предлагает найти свое

Приклеивает на доску «расписание» занятия

Дети кивают головой, улыбаются и выполняют жест «привет».

Вокализация, произнесение детьми лепетных слов;

Находят свою фотографию, имя и приклеивают на доску

Концентрация внимания; налаживание межличностной коммуникации между взрослым и детьми

Артикуляционно – двигательная  минутка:

Развитие артикуляторной и мелкой моторики

Фонетическая ритмика: произнесение гласных и согласных с движением рук (с функциональной нагрузкой)

(звуки: А, О, У, И, П, Т)

Пальчиковая гимнастика (за столом) на ковриках с элементами Су Джок — терапии «Яблочко с кулачок»

Показывает детям движения, характерные для каждого звука и произносит звуки: О-руки поднять через стороны вверх и соединить над головой. А – руки перед грудью. Произнося звук, широко разводить их в стороны.  ПА – резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз.  И т. д.

Показ движений и проговаривание слов

Дети, стоя в кругу, повторяют звуки,  слоги и движения за педагогом

Сидя за столом, повторяют движения рук.

Движения рук помогают удерживать нужную артикуляцию, помогают детям запомнить буквы для глобального чтения.

Кинестетическая стимуляция

Этап формирующий: Познакомить детей с фруктами, предметными картинками, пиктограммами, внеречевыми средствами общения

Рассматривание натуральных фруктов (яблоко, банан), соотнесение с предметной картинкой, с пиктограммой, с жестом (система «Макатон»)

Игра «Чудесный мешочек»

Слова и жесты: яблоко, банан, сок, твердый, круглый, большой, дай, на

Педагог описывает каждый фрукт: «Это яблоко (жест). Оно круглое (жест). Яблоко сладкое (жест), твердое (жест). Из него делают сок (жест). Предлагает найти предметную картинку, пиктограмму. Педагог предлагает ребенку ощупать предмет  в мешочке и показать его на картинке. После этого предметные картинки заменяются на пиктограммы.

Читайте также:  Синдром выученной беспомощности что это

Дети повторяют жесты, вокализируют,  произносят лепетные слова. Находят по инструкции предметные картинки, пиктограммы. Соотносят фрукт с картинкой и пиктограммой.

Развитие понятийной речи, выполнение словесных инструкций, жестов,

Развитие стереогноза

Этап «Мы общаемся»:

Формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, предметных картинок,  простых и лепедных слов

Используя жесты, картинки, пиктограммы, дети просят тот или иной фрукт у педагога

Педагог предлагает детям «купить» фрукты, попросив их. Дает образец фразы -скажи:  «Дай банан»,   «Дай два яблока»,  т. д.

Произносят лепетные слова и показывают жест:

«Да ба» («Дай банан»);

«На, аба» («На, яблоко»)

Познавательная активность, произнесение слов, вокализация

Этап имитационный:  Умение выполнять действия по подражанию действиям взрослого 

Упражнение из серии физкультминуток

Педагог предлагает поиграть:

«У бабушки в деревне растет фруктовый сад. Там на деревьях груши и яблоки висят. Их могу я с дерева прямо собирать. Как хорошо у бабушки мне летом отдыхать»

Выполняют действия по подражанию действиям взрослого

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Этап «Чтения и письма» : Формировать умение понимать, что сказал взрослый с помощью предметов, картинок, пиктограмм

Каждому ребенку дается набор символов и предметных картинок, с помощью которых дети составляют  предложение

Педагог медленно проговаривает  слова предложения:

«Я мою яблоко»

«Я люблю банан»

«Мама ест яблоко и банан»

Дети выкладывают с помощь символов предложения (на каждое слово – символ)

Формируется внутренняя речь

Этап прощания:

Обращает внимание на «расписание» занятия: что мы сегодня делали?

«Круг» — традиционное окончание занятия

Проговаривает название фруктов, повторение жестов, задает вопросы по структуре занятия, требуя от детей вокализации,

Проговаривает слова прощания: «Встанем рядышком мы в круг, до свидания, милый друг. Мы обнимемся слегка, скажем всем: «Пока, пока!»

Произносят лепетные слова – названия фруктов;

«да – нет» (жестами и вокализацией)

Выполняют движения за взрослым, жесты, произносят слоги: «ка» («пока»)

Эмоциональное отношение к изученному

Четкое обозначение окончания занятия

                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО  ЗАНЯТИЯ

                                                    В  СРЕДНЕЙ ГРУППЕ  С ДЕТЬМИ  С СИНДРОМОМ  ДАУНА (речь отсутствует)

                                                                                                                                                       Учитель – дефектолог  Хлопушина С.В.

                                                                                                                                                                       Высшая кв. категория

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие»

— Образовательные:    Содействовать  умению  детей соотносить предмет с картинкой и символом; овладению новыми

 внеречевыми средствами общения (жест: система «Макатон», символ).

— Коррекционные:       Способствовать  формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.  

— Воспитательные:        Создать условия для овладения  средствами общения (помощь друг другу);  для развития  

                                            эмоциональной сферы (ситуация успеха).    

— Регулятивные:              формирование умения выполнять действия по подражанию.

— Познавательные:        формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах предметов.

— Личностные:                 формирование познавательной и социальной мотивации.

Оборудование:    «Волшебный сундучок», наборное полотно, фрукты (яблоко и банан), предметные картинки с изображением фруктов, пиктограммы, набор символов, фотографии детей и карточки с их именами,

Источник

1

Подготовительная часть

1.И.п. – стоя на четвереньках

1- поднимаем копчик и голову одновременно прогибая спину

2- выгибаем спину вверх

2.И.п.-сед на полу ,ноги согнуты в коленном суставе

1- подтягиваем пятки к ягодицам

2-и.п.

3.И.п.-тоже,руки позади бедер опираются на ладони

1- Медленно начинаете переставлять ладони назад

2-и.п.

4.И.п.- лежа на спине руки вдоль тела

1- левую ногу подводим к груди

2-и.п

3-тожк правой

4-и.п.

5.И,п.-сед на полу , одна нога вытянута вперёд и лежит на полу. Вторая нога согнута и перекинут через первую

1-выполняем поворот в сторону противоположную стопе, перекинутой ноги

6.И,п.- сед на полу колени согнуты и разведены в сторону

1- Нажимайте на ноги локтями, пытаясь опустить колени ещё ниже.

7.И,п.- лежа на спине ,руки вдоль тела

1-ноги на ширину плечь ,руки в стороны

2-и.п.

-10мин

-5раз.

-5раз.

-6раз.

-5раз.

-3мин.

-3мин.

-3раз.

-Выполняем упражнения на разгрузку позвоночника, медленно без резких движений, в активно пассивной форме, все упражнения нужно выполнять в медленном темпе

— Упражнение выполняем медленно (1делаем вдох,2 выдох) кисти строго под плечами, а ноги должны расположиться так, чтобы образовалось 2 прямых угла: 1 –  между телом и бедрами, и второй –  между бедрами и голенями. Не выворачивайте стопы –  пятки смотрят вверх

— Колено сгибаем до живота

-Упр.вып.медленно, пока не почувствуете напряжение в мышцах рук и грудной клетке

— Выполняем медленно ,упр. расслабит мышцы спины

-Упр.вып.мед. упражнение великолепно растягивает спину, бёдра и мышцы грудной клетки.

-Упр.выполняем медленно строго под присмотром инструктора

Читайте также:  Синдром мышечной дистонии код по мкб

-Упр. вып. мед. (1делаем вдох,2-выдох).

2

Основная часть

1.И.п.- сед на полу, ноги разведены в стороны

1-наклон туловища влево

2-тоже вправо

2.Ип.-сед на полу ноги вместе, опора рук сзади

«Ножницы»

3.И,п.-тоже

1-ноги согнуть в коленном суставе

2-подтяните к груди

3-выпремите

4-и.п.

4.и.п. — тоже подтягиваем пятки  к ягодицам

1-выпремляем левую ногу

2-и.п.

3.-тоже правой

4-и.п

5.и.п- лежа на правом боку, правая рука под головой левая опора

1-поднимаем левую ногу

2-и.п.

6.И,п.-лежа на левом боку ,левая рука под головой правая опара

1-поднимаем правую ногу

2-и.п

7.И,п.-лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль тела

1-руки поднимаем вверх ладошками внутрь

2-и.п

8.и.п.-тоже

1-поднимаем левую ногу вверх

2-ип.

3-тоже правую

4-и.п

9.и.п- сед на полу ,колени согнуты ,пятки прижаты к ягодицам

1- Большими и указательными пальцами рук берем себя за большие пальцы ног поднимаем ноги вверх

2-и.п

-15мин.

-10раз.

-7,9раз

-5,6раз.

-15раз

-15раз.

-15раз.

— 3раз

— 10раз

-3раз

-Упражнение для растягивания паха и бёдер выполняем медленно

-Упр.вып.интесивно

-Упр.вып.интесивно

-Упр.вып.медленно

-Упр.вып.интесивно, растягивая косые мышцы живота

-Упр.вып.интесивно, растягивая косые мышцы живота

-Упр.вып.медленно (1делаем вдох,2-выдох).

-Каждую ногу поднимаем максимально ,задерживая ее на 5сек

— Чтобы легче удержать равновесие, направляйте низ позвоночника к полу, прижимайте седалищные кости плотнее к полу. Следите за прямой спиной, старайтесь удлинить позвоночник от копчика до макушки. Ноги держите прямо. Взгляд направлен  на пальцы ног.

3

Заключительная часть

1.Ходьба на месте

-Руки подняты вверх

2.И.п. стоя у гимнастической стены

1-руки поднимаем вверх тянемся

2-и.п

2.И.п. – стоя у гимнастической стены

-руки поднимаем вверх вдох

-отпускаем вниз выдох

-5мин.

-3мин

-1мин.

-3раз.

-Выполняем медленно, восстанавливаем  организм после нагрузок

-спина прямая

-Спина прямая, растягиваем мышцы спины и брюшного пресса

-Ноги прямые спина прямая

Источник

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия

педагога-психолога Кузьминой И.Е.

на тему: «Развитие мышления у детей 5-8 лет с синдромом Дауна»

Цель занятия: формирование мыслительных операций у детей с синдромом Дауна.

Задачи занятия:

1) развивать мышление через выполнение заданий на классификацию;

2) развивать мышление через выполнение заданий на сериацию;

3) развивать мышление через выполнение заданий на сравнение;

4) развивать мышление через выполнение заданий на аналогию;

5) развивать мышление через выполнение заданий на исключение лишнего;

Оборудование: дидактический материал, карандаши, развивающие пособия, игрушечные конфетки разных цветов.

Ход занятия

I. Ритуал приветствия.

Цель: установление контакта, настрой на занятие.

— Давай поздороваемся друг с другом с помощью стихотворения.

Стенка-стенка, парта-парта,

Ручка-ручка, выше-выше,

Солнце в небе, радость в сердце  

Дарю всем!

Стенка – руки показывают на стены, парта  — руки складываем как на парте, ручка – руки сгибаем в локтях, выше – руки поднимаем выше, солнце в небе — руки тянутся к солнцу, радость в сердце – руки дотрагиваются до сердца, дарю всем – руки раскрываются и показывают на всех, кто находится в кабинете).

II. Разминка.

«Вкладыши «Репка»»

Цель: активизация мыслительных операций, закрепление сказки «Репка».

— Давай вспомним сказку «Репка». (Педагог рассказывает сказку). 

Когда я рассказывала тебе сказку, мы с тобой вынули всех героев из их домиков. Попробуй расставить героев на свои места, соблюдая очерёдность (как в сказке).

III. Основная часть.

1) «Разноцветные конфетки»

Цель: развитие мышления через выполнение задания на классификацию.

— Перед тобой сидят игрушки: мишка, зайка и белочка. Они очень любят кушать конфетки. Перед тобой гора конфеток. Мишка очень любит жёлтые, лимонные, зайка – оранжевые, апельсиновые, а белочка – зелёные, яблочные. Угости каждую игрушку их любимыми конфетками. Раздели конфеты по цвету.

2) «Накорми матрёшек»

Цель: развитие мышления через выполнение задания на сериацию.

— Перед тобой стоят матрёшки. Они очень любят пить чай. Поставь матрёшек по росту: от самой большой до самой маленькой, а затем подбери к каждой матёшке чашечки – также от самой большой до самой маленькой.

3) «Сравни картинки»

Цель: развитие мышления через выполнение задания на сравнение.

— Перед тобой 2 картинки. Они почти одинаковые, но всё же имеют отличия. Давай их найдём и обведём в кружочек.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик-пальчик, где ты был?».

Цель: формировать умение подражать действиям педагога, массаж пальцев рук.

— Повторяй за мной движения пальчиков.

Пальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцев щи варил.

С этим братцем кашу ел.

Сделал много-много дел.

4) «Подходящие картинки»»

Цель: развитие мышления через выполнение задания на аналогию.

— Перед тобой лист с картинками. На первой картинке изображена курица и цыплёнок. На второй собака и пустой квадратик. Кого мы можем поставить вместо пустого квадратика? (выбрать из предложенных вариантов: котёнок, щенок, косточка, будка)

На второй картинке изображен домик и окно. На второй – лицо и пустой квадратик. Что поставим вместо пустого квадратика? (выбрать из предложенных вариантов: рука, глаз, кепка, платье)

Предложить аналогичные задания.

5) «Что лишнее?»

Цель: развитие мышления через выполнение задания на исключение лишнего.

Педагог раскладывает перед ребёнком предметы красного цвета, и один жёлтый.

— Посмотри на предметы и определи, какой из них не подходит к остальным, лишний.

Затем педагог повторяет те же манипуляции, но на исключение по другим признакам по другим признакам (по форме, по величине, по назначению, по лексической принадлежности).

IV. Релаксация.

Упражнение «Растущий цветочек»

Цель: расслабление, снятие мышечного и психического напряжения.

— Педагог (садовник) предлагает малышу представить себя маленьким и сморщенным семенем (ребенок сжимается в клубочек, прячет головку и прикрывает ее ручками). «Взрослый садовник», ухаживая за зернышком, гладит малыша по спинке, по головке – и «ребенок-цветочек» начинает расти. Сначала у него появляются стебелек и листочки (тело и ручки малыша медленно вытягиваются вперед), затем показываются бутоны (кисти сжимаются в кулачки). И, наконец-то, цветок расцветает (кулачки резко разжимаются).

V. Рефлексия.

— Перед тобой изображение солнышка. У него нет ротика. Если тебе понравилось занятие, нарисуй ему улыбку. Если не понравилось – нарисуй грустный ротик.

VI. Ритуал прощания.

Педагог и ребёнок встают и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания». Не говорящий ребёнок машет рукой.

Источник