Конспект занятия для детей с синдромом дауна 4 года
Цель:
Закрепить представление об овощах.
Формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем.
Задачи: Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.
Обогащение положительного эмоционального опыта.
1. Динамическая пауза
Воспитатель:
-Тимочка, покажи, где твои ручки ? Давай поиграем!
Здравствуйте глазки! (Показывает пальчиками глаза)
Здравствуйте ушки! (Показывает уши)
Здравствуйте щечки! (дотрагивается ладошками о щеки)
Здравствуй носик! (показывает нос)
Здравствуйте губки! (показывает поцелуй)
Здравствуй Тимочка! (гладит по голове)
Задачи:
Закреплять представление об овоща.
Учить узнавать, различать и показывать овощи.
Развитие познавательного интереса.
Учить понимать и выполнять словесную инструкцию.
Воспитатель:(показывает зайца)
2. Дидактическая игра: «Чудесная корзинка»
-Воспитатель: (показывает зайца)
-К нам прискакал зайчик и принес корзинку.
— Тимочка! Посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней.(достает овощи и называет их) это морковка, это помидор, это огурец, это капуста.
-Тима, найди морковь.(огурец, помидор, капусту)
— Еще зайчик принес картинки с изображением овощей.
— Я буду показывать картинку, а ты будешь находить такой же овощ.
3. Дидактическая игра: «Покорми Зайчика»
-Тима, возьми морковку и покорми зайчика.
Воспитатель:
-Тима, давай поиграем с пальчиками!
Задачи:
Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
Развивать зрительно-моторную координацию.
4. Пальчиковая игра «Овощи»
У нашего Тимочки (складывает ладони корзиночкой)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачек
Уложился набочек. (загибает мизинец)
Морковку, (загибает безымянный палец)
Уложил Тима ловко,
Помидор, огурец. (загибает средний и указатель палец)
Вот наш Тима. Молодец! (показывает большой палец)
Воспитатель: (надевает на голову ребенка маску паровозика)
-А теперь, Тима превратился в паровозик! (подводит к зеркалу)
-Посмотри какой ты красивый настоящий паровозик!-Поехали!
Задача: Формировать положительно- эмоциональный опыт
Развивать координацию движений.
Учить произносить звукоиметацию
5.Подвижная игра: «Паровоз»
Загудел паровоз, (ребенок и взрослый идут погруппе делая
И вагончики повез. круговые движения локтями, сопровождая
Чох! Чох! Чух! Чух! звуковой имитацией)
Я далеко укачу: Ту-ту-у-у…
Воспитатель:
-Тима, посмотри, мы приехали на полянку. Какой красивый цветок!
Давай понюхаем!
Задача: Развивать умение делать длительный вдох и длительный выдох.
6. Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,»Сдуй жучка»
(вдыхаем через нос и выдыхаем через рот « А-а»)
Вот прилетела на цветок бабочка! Давай ее сдуем с цветка!
(сдувает губами бабочку)
Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.
Формировать конструктивные умения.
Воспитатель: (показывает на зайчика)
7. Конструктивная деятельность: «складывание из палочек домика»
Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.
Формировать конструктивные умения.
Воспитывать чувство сопереживания.
Воспитатель: (показывает на зайчика)
— Зайчик сидит и грустит! У него нет домика.
-Тима, давай построим Зайчику домик из палочек.
— Молодец!
Задачи: Формировать позитивно-эмоциональный настрой.
Закреплять умение соотносить движения со словами
8. Подвижно-музыкальная игра «По лесной лужайке»
По лесной лужайке. ( прыжки на двух ногах)
Поскакали зайки.
Вот какие зайки.
Зайки побегайки.
Сели зайчики в кружок. ( ребенок присаживается на корточки
Роют лапкой корешок. и руками «гребет» по полу)
Вот какие зайки.
Зайки побегайки.
Вот бежит лисичка. ( прячется, закрывая ладонями
Рыжая сестричка. лицо)
Ищет где же зайки.
Зайки побегайки.
Воспитатель:
-Тимочка! Ты молодец!
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна 5 г.ж.
(интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,«Музыка», «Социализация»)
—
Использование технологий:
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми
Игровых
Здоровьесберегающих
Воспитателя
Кукарских Н.В.
Источник
Прыткова Алёна
Индивидуальное-коррекционное занятие для детей младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна
Занятие по развитию сенсомоторной сферы для младших дошкольников с синдромом Дауна. «Наши любимые друзья животные»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к животным формировать навыки сенсомоторной сферы.
Задачи:
1. Формировать представление о домашних животных.
2. Развивать звукоподражание.
3. Использовать художественную литературу для ознакомления с домашними животными.
4. Расширять активный и пассивный словарный запас ребенка.
5. Развивать зрительное внимание.
6. Закреплять умения ориентироваться на собственном теле и теле животного.
7. Учить прислушиваться к неречевым звукам, показать, что они могут сообщить нам о чем- то.
8. Развивать мелкую моторику рук.
9. Формировать понимание речи.
Материал: Игрушки (Кошка, собака, корова, картинки, коробочка с материалом для подарков.
Организационный момент: Ребенок заходит в кабинет, садиться за стол. Педагог словами “сейчас будем играть”, настраивает ребенка на игру.
За дверью раздается сигнал автомобиля несколько раз.
Педагог: (имя ребенка, послушай! Ты слышишь, что сигналит машина. Покажи, откуда раздается звук, посмотрим кто и что там?
Педагог вместе с ребенком смотрит, что находится за дверью.
Педагог : (имя ребенка) посмотри — это же машина, а кто в ней сидит, давай, мы сядем за стол и посмотрим, кто к нам приехал? (Педагог достает вместе с ребенком по одной игрушке и рассматривает ее). (Имя ребенка, кто это?Ребенок: — Мяу! (если не отвечает ребенок, то говорит педагог кошка).Педагог : Как она кричит?
Ребенок: Мяу — Мяу.
Педагог : Правильно (имя ребенка, а давай посмотрим, что есть у кошки? (Педагог читает стихотворение, ребенок во время чтения показывает, где у кошки хвост, лапы, нос, глаза, т. д).
“Котинька — Коток серенький лобок, (покажи, где у котика лоб).
Ласков котик да хитер, лапки бархатные (где лапки,
коготок остер
У Васютки, ушки чутки (где у котика уши покажи)
Усы длинные (покажи усы,
Шерстка шелковая (где шерстка,
Ласкается кот, выгибается,
Хвостиком виляет (покажи хвост,
Глазки закрывает (покажи глазки,
Песенки поет, а попалась мышка – не прогневайся!
Глазки то большие, лапки, что стальные,
Зубки то кривые, ногти выпускные.
Вот какой наш котик! А теперь давай посмотрим, кто еще приехал к нам в гости? (Та же система, что и с кошкой).
Физкультурная минутка,
Педагог: (имя ребенка) не забыла, где у нас глазки, носик. Сейчас узнаем. (Имя ребенка) вставай, поиграем.Песенка: “У жирафа ”.
Педагог: Молодец! Все показала. Имя ребенка, посмотри, что нам животные привезли? (Ребенок вместе с педагогом смотрят, что в машине)
Педагог: (имя ребенка, животные нам привезли коробочку, давай посмотрим что там? В ней колокольчик и ленточка, клубок и бусы, пуговка и шнурок. (Имя ребенка, наши зверята — просят, чтобы мы им сделали подарки, и чтобы они не потерялись. Коровке подарим колокольчик, давай проденем в его ленточку и оденем коровке. (Ребенок выполняет, если он затрудняется, педагог помогает).
Му-му-му говорит корова спасибо, она теперь среди других коров не потеряется.
Педагог : (имя ребенка) давай котику подарим клубок, чтобы она играла только, он немножко размотался, давай замотаем его. (Ребенок выполняет действия если он затрудняется, педагог помогает). Молодец (имя ребенка,Котик говорит спасибо: ‘’Мур — Мяу”, теперь ей будет с чем играть.
А собачке мы сделаем ошейник. Вот бусинки и пуговки, мы их будем нанизывать на шнурок (ребенок выполняет, если он затрудняется, педагог помогает). Молодец (имя ребенка) умница,собачка говорит спасибо: ”Ав-ав” теперь она будет красивой и хозяин ее не потеряет.
Педагог: Смотри (имя ребенка) тут еще есть картинки, давай посмотрим,что на них изображено: собачка ест, спит, играет. Покажи, что делает собака? (Ребенок демонстрирует действия, которые изображены на картинках).Педагог: Умница (имя ребенка) теперь давай посадим наших гостей в машину и попрощаемся с ними.До свидания: котик, коровка, собачка. (Ребенок машет рукой). Умница (имя ребенка, хорошо мы сегодня поиграли.
Ребенок и воспитатель уходят из кабинета.
Источник
Валентина Лукьянова
Конспект НОД «К нам пришла весна» для детей 4 лет с ДЦП, синдромом Дауна, нарушениями опорно-двигательного аппарата
План – конспект
непосредственно образовательной деятельности.
Тема: «К нам пришла весна».
Группа: подгруппа детей среднего дошкольного возраста.
Возраст: 4г.
Контингент детей: дети с диагнозом ДЦП, синдром Дауна, нарушения опорно-двигательного аппарата;
Время проведения: 20 минут.
Цель: Уточнить знание детьми времени года за окном, и примет весны в процессе рисования солнышка.
Образовательная область: Художественное творчество.
Задачи:
1. Формировать умения использовать нетрадиционные формы рисования пальчиком для изображения солнца-главной приметы весны.
2.Закреплять последовательность использования приемов рисования:
выполнять действия способом «примакивания»;
менять цвета при рисовании солнышка и деталей лица;
вытереть пальчик о салфетку.
3. Аккуратно пользоваться краской «гуашь».
4. Развивать мелкую моторику, чувство цвета (красный, желтый) и формы.
Образовательная область: Познание
Задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о весне.
2. Создавать условия для применения зрительного-тактильного обследования при восприятии объемных предметов, (пушистая, мягкая, теплая);
цветов (коричневый)
3. Формировать у детей умение дифференцировать плоскостные формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и различать основные цвета.
4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Образовательная область: Физическая культура
Задачи:
1. Развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве.
2. Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, по прямой дорожке с перешагиванием через предметы, прыжке с высоты
15-20см.
Образовательная область: Коммуникация
Задачи:
1. Создавать условия для свободного общения детей с взрослым.
2. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
3. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы воспитателя простым предложением.
Образовательная область: Музыка
Задачи:
1. Развивать умение двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами (ленты).
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Материал и оборудование:
— мягкая игрушка медведь, солнышко;
— шишки;
— нарисованная сосна на большом зеркале,
-корзинка;
-нагрудные эмблемы цветов;
— скамейка гимнастическая, куб, цветные кубики, обруч с лентами;
— аудиозапись «Лунная соната» Бетховен Л. В., «Вальс цветов» П. И. Чайковского;
— гуашь, салфетка;
— лист бумаги с недорисованным солнцем.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель здоровается с детьми. Обращает внимание детей на то, что когда люди здороваются, желают друг другу здоровья, добра. И тогда у каждого человека прибавляется здоровье и сила. Вы хотите быть здоровыми и сильными?
Ответы детей
2. Упражнения на развитие мелкой моторики.
Воспитатель предлагает пальчиковую игру упражнение «Доброе утро, здравствуй». Дети выполняют упражнение согласовывая их с текстом (пальчики здороваются друг, с другом начиная с мизинца).
Доброе утро, здравствуй, Соня.
Доброе утро, здравствуй, Сафия.
Доброе утро, здравствуй, Женя.
Доброе утро, здравствуй, Катя.
Доброе утро, здравствуйте, Валентина Ивановна.
Воспитатель предлагает взяться за руки и передавать рукопожатие, как эстафету. Передается дружба от одного ребенка к другому. Обращает внимание детей, что дружба стала крепче, т. к. каждый из детей добавил частичку своей дружбы. Эта частичка дружбы будет согревать их весь день.
3.Затруднение в игровой ситуации:
Воспитатель спрашивает детям у детей какое время года? Что стало со снегом? Что стало с деревьями? Хотите узнать, что изменилось в природе весной?
Ответы детей
Предлагает отправиться на прогулку в лес. Предупреждает детей, что дорога будет трудная.
Воспитатель сопровождает выполнение упражнений детьми, художественным словом «Идем в лес».
Мы шагаем, мы шагаем!
По лесным дорожкам!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!
Через мостик!
Скок, скок, скок!
Появился вдруг лесок!
Дети самостоятельно выполняют ходьбу по гимнастической скамейке, прыжки, перешагивание через предметы.
Воспитатель приглашает детей к пенечку с мягкой игрушкой (медведь). Побуждает взять в руки игрушку, рассмотреть, ощупать, выделить характерные особенности. Акцентирует внимание детей на «шубку» животного (мягкая, пушистая, теплая, цвет (коричневый, он проснулся после зимней спячки.
Воспитатель обращает внимание на то, что мишка грустный. Ему на день рождение подарили игру, а он не знает, как в нее играть. Как можно помочь мишке?
Ответы детей
Воспитатель приглашает каждого ребёнка к столу. Уточняет, что геометрические фигуры необходимо разложить по своим окошечкам. Самостоятельная игровая деятельность. Подбери фигуру (активизация словаря, уточнение названия фигуры, развитие моторики)
Ответы детей
Отмечает, какие красивые получились картинки, каждая геометрическая фигура нашла свое окошко. Медведь дарит детям корзинку и приглашает набрать шишки у самой большой сосны.
Воспитатель акцентирует внимание на сосну (высокая, зеленая, иголки, шишки).
Хорошо гулять по лесу.
Вот высокая сосна.
К солнцу тянется она.
Дружно приседаем, шишки собираем. Побуждает взять в руки шишки, рассмотреть, ощупать.
4. «Открытие»нового знания или способа действий:
Воспитатель приглашает в «творческую мастерскую» (подводит детей к столам с подготовленными изобразительными материалами, усаживает).
Предлагает детям посмотреть на незаконченный рисунок. Какое у вас солнышко?
Ответы детей.
Воспитатель отмечает, что нужно дорисовать солнышку?
Ответы детей
Нацеливает на процесс рисования. Уточняет, что мы сегодня будем рисовать пальчиком. Акцентирует внимание на изображение лучиков, деталей лица (глаза, рот, нос). Напоминает последовательность приемов изображения (одним пальчиком макнуть в краску желтого цвета и прямыми линиями нарисовать лучики, затем вытереть пальчик влажной салфеткой, набрать краску красного цвета и нарисовать глазки и рот способом «примакивания». Воспитатель нацеливает детей на самостоятельную деятельность (рисование веселого солнышка).
Включение нового знания в систему знаний ребенка или воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации:
Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель подбадривает детей. Отмечает, какие веселые получились солнышки. Солнышко вышло из-за тучи и приглашает нас на танец.
Дети под музыку исполняют танцевальные движения с лентами.
Повторение и развивающие задания:
Воспитатель выявляет знания детей о весне. Акцентирует внимание детей на то, что наше лучистое солнышко проснулось, и появились цветы.
Предлагает поиграть в мини этюд «Цветы».
Предложить сесть на коврик (полянку).
Представьте себе, что стала тепло на улице. Ярко светит солнце и на полянке расцвело множество цветов. Они такие красивые, яркие, разноцветные!
Хотите быть красивым цветком на полянке?
-Каким цветком хочет быть Сафия, Софья, Катя, Женя?
-Солнышко ещё не взошло, цветочки спят. Глазки у них закрыты. Дышат глубоко, ровно, спокойно.
— Но вот: «Дзынь», — выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке цветочек – Сафию, цветочек Софью, Катю и Женю (погладить).
Цветочки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели глазками вниз, вправо, влево. Открыли глаза широко и улыбнулись солнышку, друг другу.
Вот как рады солнышку и теплу цветочки.
Итог деятельности.
Воспитатель спрашивает: «Где мы с вами сейчас находимся?»
Ответы детей (в лесу, на лесной полянке).
— Что вам понравилось больше всего в лесу? (ответы).
А теперь нам пора возвращаться, в следующий раз мы с вами отправимся в путешествие к лесным обитателям.
Воспитатель предлагает вернуться домой обратно по лесной дорожке и напоминает, что опять надо быть очень внимательными, преодолевать препятствия, помогать друг другу (дети идут под музыку, ориентируясь в пространстве)
Источник
Этапы занятия, цель зтапа
Задание детям
Деятельность педагога
Деятельность детей
Результат
Этап приветствия:
Установление положительного взаимодействия
«Круг» — традиционное приветствие; (сидя на ковре)
«Иду, иду и дружка себе найду»
«Кто пришел?»
«Что будем делать?»
Проговаривает слова приветствия: «Встанем рядышком мы в круг. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ скажем всем: «Привет!»
«Иду, иду и дружка себе найду. Зоя, будешь играть со мной?» и т. д.
Выкладывает фото и имена детей и предлагает найти свое
Приклеивает на доску «расписание» занятия
Дети кивают головой, улыбаются и выполняют жест «привет».
Вокализация, произнесение детьми лепетных слов;
Находят свою фотографию, имя и приклеивают на доску
Концентрация внимания; налаживание межличностной коммуникации между взрослым и детьми
Артикуляционно – двигательная минутка:
Развитие артикуляторной и мелкой моторики
Фонетическая ритмика: произнесение гласных и согласных с движением рук (с функциональной нагрузкой)
(звуки: А, О, У, И, П, Т)
Пальчиковая гимнастика (за столом) на ковриках с элементами Су Джок — терапии «Яблочко с кулачок»
Показывает детям движения, характерные для каждого звука и произносит звуки: О-руки поднять через стороны вверх и соединить над головой. А – руки перед грудью. Произнося звук, широко разводить их в стороны. ПА – резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз. И т. д.
Показ движений и проговаривание слов
Дети, стоя в кругу, повторяют звуки, слоги и движения за педагогом
Сидя за столом, повторяют движения рук.
Движения рук помогают удерживать нужную артикуляцию, помогают детям запомнить буквы для глобального чтения.
Кинестетическая стимуляция
Этап формирующий: Познакомить детей с фруктами, предметными картинками, пиктограммами, внеречевыми средствами общения
Рассматривание натуральных фруктов (яблоко, банан), соотнесение с предметной картинкой, с пиктограммой, с жестом (система «Макатон»)
Игра «Чудесный мешочек»
Слова и жесты: яблоко, банан, сок, твердый, круглый, большой, дай, на
Педагог описывает каждый фрукт: «Это яблоко (жест). Оно круглое (жест). Яблоко сладкое (жест), твердое (жест). Из него делают сок (жест). Предлагает найти предметную картинку, пиктограмму. Педагог предлагает ребенку ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. После этого предметные картинки заменяются на пиктограммы.
Дети повторяют жесты, вокализируют, произносят лепетные слова. Находят по инструкции предметные картинки, пиктограммы. Соотносят фрукт с картинкой и пиктограммой.
Развитие понятийной речи, выполнение словесных инструкций, жестов,
Развитие стереогноза
Этап «Мы общаемся»:
Формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, предметных картинок, простых и лепедных слов
Используя жесты, картинки, пиктограммы, дети просят тот или иной фрукт у педагога
Педагог предлагает детям «купить» фрукты, попросив их. Дает образец фразы -скажи: «Дай банан», «Дай два яблока», т. д.
Произносят лепетные слова и показывают жест:
«Да ба» («Дай банан»);
«На, аба» («На, яблоко»)
Познавательная активность, произнесение слов, вокализация
Этап имитационный: Умение выполнять действия по подражанию действиям взрослого
Упражнение из серии физкультминуток
Педагог предлагает поиграть:
«У бабушки в деревне растет фруктовый сад. Там на деревьях груши и яблоки висят. Их могу я с дерева прямо собирать. Как хорошо у бабушки мне летом отдыхать»
Выполняют действия по подражанию действиям взрослого
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка
Этап «Чтения и письма» : Формировать умение понимать, что сказал взрослый с помощью предметов, картинок, пиктограмм
Каждому ребенку дается набор символов и предметных картинок, с помощью которых дети составляют предложение
Педагог медленно проговаривает слова предложения:
«Я мою яблоко»
«Я люблю банан»
«Мама ест яблоко и банан»
Дети выкладывают с помощь символов предложения (на каждое слово – символ)
Формируется внутренняя речь
Этап прощания:
Обращает внимание на «расписание» занятия: что мы сегодня делали?
«Круг» — традиционное окончание занятия
Проговаривает название фруктов, повторение жестов, задает вопросы по структуре занятия, требуя от детей вокализации,
Проговаривает слова прощания: «Встанем рядышком мы в круг, до свидания, милый друг. Мы обнимемся слегка, скажем всем: «Пока, пока!»
Произносят лепетные слова – названия фруктов;
«да – нет» (жестами и вокализацией)
Выполняют движения за взрослым, жесты, произносят слоги: «ка» («пока»)
Эмоциональное отношение к изученному
Четкое обозначение окончания занятия
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА (речь отсутствует)
Учитель – дефектолог Хлопушина С.В.
Высшая кв. категория
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
— Образовательные: Содействовать умению детей соотносить предмет с картинкой и символом; овладению новыми
внеречевыми средствами общения (жест: система «Макатон», символ).
— Коррекционные: Способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.
— Воспитательные: Создать условия для овладения средствами общения (помощь друг другу); для развития
эмоциональной сферы (ситуация успеха).
— Регулятивные: формирование умения выполнять действия по подражанию.
— Познавательные: формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах предметов.
— Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации.
Оборудование: «Волшебный сундучок», наборное полотно, фрукты (яблоко и банан), предметные картинки с изображением фруктов, пиктограммы, набор символов, фотографии детей и карточки с их именами,
Источник