Конспект урока о синдроме дауна

Конспект урока о синдроме дауна thumbnail

Цель:

Закрепить представление об овощах.

Формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем.

Задачи:  Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.

Обогащение положительного эмоционального опыта.

1. Динамическая пауза

Воспитатель:

-Тимочка, покажи, где твои ручки ? Давай поиграем!

Здравствуйте глазки!                    (Показывает пальчиками глаза)

Здравствуйте ушки!                      (Показывает уши)

Здравствуйте щечки!                    (дотрагивается ладошками о щеки)

Здравствуй носик!                        (показывает нос)

Здравствуйте губки!                     (показывает поцелуй)

Здравствуй Тимочка!                    (гладит по голове)  

Задачи:

Закреплять представление об овоща.

Учить узнавать, различать и показывать овощи.  

Развитие познавательного интереса.

Учить понимать и выполнять словесную инструкцию.

Воспитатель:(показывает зайца)

2. Дидактическая игра: «Чудесная корзинка»

-Воспитатель:  (показывает зайца)

-К нам прискакал зайчик и принес корзинку.

— Тимочка! Посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней.(достает овощи и называет их) это морковка, это помидор, это огурец, это капуста.

-Тима, найди морковь.(огурец, помидор, капусту)

— Еще зайчик принес картинки с изображением овощей.

— Я буду показывать картинку, а ты будешь находить такой же овощ.

3. Дидактическая игра: «Покорми Зайчика»

-Тима, возьми морковку и покорми зайчика.

Воспитатель:

-Тима, давай поиграем с пальчиками!

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Развивать зрительно-моторную координацию.

4. Пальчиковая игра «Овощи»

У нашего Тимочки                       (складывает ладони корзиночкой)                                                                                                     

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачек

Уложился набочек.                     (загибает мизинец)

Морковку,                                  (загибает безымянный палец)

Уложил Тима ловко,

Помидор, огурец.                       (загибает средний и указатель палец)                 

Вот наш Тима. Молодец!             (показывает большой палец)

Воспитатель: (надевает  на голову ребенка маску паровозика)

-А теперь, Тима превратился в паровозик! (подводит к зеркалу)

-Посмотри какой ты красивый настоящий паровозик!-Поехали!

Задача: Формировать положительно- эмоциональный опыт

Развивать координацию движений.

Учить произносить звукоиметацию

5.Подвижная игра: «Паровоз»

Загудел паровоз,              (ребенок и взрослый идут погруппе делая

И вагончики повез.            круговые движения локтями, сопровождая

Чох! Чох! Чух! Чух!                           звуковой имитацией)

Я далеко укачу: Ту-ту-у-у…

Воспитатель:

-Тима, посмотри, мы приехали на полянку. Какой красивый цветок!

Давай понюхаем!

Задача: Развивать умение делать длительный вдох и длительный выдох.

6. Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,»Сдуй жучка»

(вдыхаем через нос и  выдыхаем через рот  « А-а»)

Вот прилетела на цветок бабочка! Давай ее сдуем с цветка!

(сдувает губами бабочку)

Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.

Формировать конструктивные умения.

Воспитатель: (показывает на зайчика)

7. Конструктивная деятельность: «складывание из палочек домика»

Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.

Формировать конструктивные умения.

Воспитывать чувство сопереживания.

Воспитатель: (показывает на зайчика)

— Зайчик сидит и грустит! У него нет домика.

-Тима, давай построим Зайчику домик из палочек.

— Молодец!

Задачи: Формировать позитивно-эмоциональный настрой.

Закреплять умение соотносить движения со словами

8. Подвижно-музыкальная игра «По лесной лужайке»

По лесной лужайке.                       ( прыжки на двух ногах)

Поскакали зайки.

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Сели зайчики в кружок.            ( ребенок присаживается на корточки

Роют лапкой корешок.                 и руками «гребет» по полу)

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Вот бежит лисичка.                    ( прячется, закрывая ладонями

Рыжая сестричка.                         лицо)

Ищет где же зайки.

Зайки побегайки.

Воспитатель:

-Тимочка! Ты молодец!

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна 5  г.ж.

(интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,«Музыка», «Социализация»)

                                                                             

Использование технологий:

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми

Игровых

Здоровьесберегающих

                                                                                        Воспитателя

                                                                                             Кукарских Н.В.

Источник

Людмила Стремоухова
Конспект урока по математике с ребёнком с синдромом Дауна на тему «Сутки»

Конспект урока по математике на тему «Сутки»

с ребёнком с синдромом Дауна, обучающимся в школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина

по индивидуальным образовательным программам на дому.

Учитель: Стремоухова Л. Л.

Цели урока.

Формирование представления о сутках и их частях, умения определять разное время суток.

Расширение и активизация словаря.

Читайте также:  Снять болевой синдром при гастрите

Развитие коммуникативной функции речи, зрительного и слухового внимания и восприятия.

Привитие интереса к учебной деятельности.

Оборудование:

Карточки с цифрами от 1 до 5 с одной стороны и буквами СУТКИ — с другой (смотри Приложение).

Табличка – схема «Сутки» (смотри Приложение).

Набор карточек со словами «день», «ночь», «утро», «вечер» (смотри Приложение).

Картинки для определения действий людей в разное время суток.

Карточка «Реши задачу» (смотри Приложение).

Набор картинок с режимом дня школьника.

Счётные палочки. Счёты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель. Активизация ребёнка, введение его в урок. Коррекция звукопроизношения, моторики. Развитие музыкального слуха.

Физкультурная минутка с речевой разминкой. (Учитель и ученик поют песню, выполняя действия по тексту).

У оленя дом большой. — Рога оленя – пальцы вверх, крыша дома – кисти углом

Он глядит в своё окно. — Руками показываем окно.

Зайка по лесу бежит, — Руки – лапки зайчика.

В дверь к нему стучится — Стучим кулаком в дверь.

— Стук, стук. Дверь открой. — Движение открывание двери.

Там в лесу охотник злой. — Рука в кулак, большим пальцем показываем за спину.

— Зайка, зайка, забегай, — Пригласительный тест.

Лапку подавай. — Здороваемся за руку.

II. Повторение.

Цель. Повторение состава чисел. Закрепление умения составлять примеры.

Подготовка к работе по теме урока.

1. Добавь недостающее число. Запиши (схемы подготовлены в тетради ученика)

Конспект урока по математике с ребёнком с синдромом Дауна на тему «Сутки»

Вычисления на счетных палочках.

2. Составь примеры на вычитание по схемам. Запиши ответ, не считая.

5 – 2 = 7 – 3 = 10 – 5 =

6– 4 = 2 – 1 =

3. Прочти ответы в примерах.

Выбери карточки с такими же цифрами из числового ряда.

4. Разложи цифры по порядку от 1 до 5 в наборное полотно.

5. Переверни карточки с цифрами.

— Что мы видим на карточках? — Буквы.

— Прочтём слово (с помощью учителя). — Сутки.

III. Работа по изучению темы «Сутки».

Цель. Знакомство с понятием «Сутки», частями суток. Формирование представления о сутках и их частях, умения определить занятия людей в разное время суток.

1. Сейчас мы поговорим с тобой и узнаем, что такое сутки, из каких частей состоят сутки.

2. Запишем слово «сутки» в тетрадь – тему нашего урока.

3.Разучим поговорку: «День и ночь — сутки прочь». (Проговорим, повторим, прохлопаем ладонями ритмический рисунок).

4.Подумай и ответь на вопрос:

— Когда на улице светло — это день. Правильно?

— Когда на улице темно – это ночь. Правильно?

— Ночью на улице темно?

— Днём на улице светло?

5. Посмотрим на табличку — схему суток.

а). Сутки состоят из частей

Конспект урока о синдроме дауна

— Посчитаем, сколько частей в сутках. (Пальцем касаемся каждой части, считаем 1,2,3,4.)

— в сутках 4 части.

— Прочтём, как называется каждая часть суток

(утро, день, вечер ночь).

б)Подумай и скажи:

-Почему слово «день» написано на желтой карточке, а слово «ночь» — на черной?

Ответь. — Когда на улице светло? — Днём или ночью?

— Когда на улице темно? — Днём или ночью?

в) Разложи карточки по порядку времени суток (утро, день, вечер, ночь).

г) Прочтём слова: сутки, утро, день, вечер, ночь.

д) Закончи предложение.

— За утром наступает …

— За вечером наступает …

Физкультурная пауза.

Выполнение динамических упражнений с речевым сопровождением для коррекции моторики и звукопроизношения, активизация ребёнка.

Утром бабочка проснулась, (Присели, руки сзади)

Потянулась, улыбнулась. (Потягиваемся, улыбаемся)

Раз. Росой она умылась. (Пальчики бросили вверх, водичка бежит вниз)

Два. Изящно покружилась. (Кружимся, руки в стороны)

Три. Прогнулась и присела (Прогнулись, крылья назад, присели)

На четыре – улетела. (Машем руками, летим на место)

1. Посмотрим на картинки и продолжим предложения о том, что мы делаем в разное время суток, т. е. о режиме дня.

а) — Читаем слово «утро» на карточке.

— Что мы делаем утром? (выбираем на картинках действие и называем его).

Мы встаём, делаем зарядку, умываемся, завтракаем.

б) — Прочтём слово (ДЕНЬ)

— Что мы делаем днём? (найдём картинки)

Мы учимся, обедаем, гуляем, работаем.

в) — Прочтём слово (ВЕЧЕР)

— Что мы делаем вечером? (покажи на картинках)

Мы учим уроки, ужинаем, смотрим телевизор, ложимся спать.

г) — Прочтём слово (Ночь)

— Что мы делаем ночью?

Мы спим.

д) Запомни! Утро, день, вечер, ночь – это сутки.

— Покажем пальчиком и назовём части суток.

— Как называются эти части одним словом? (Сутки)

6. Сутки – мера времени. Сутками можно измерять время.

— Какие еще мы знаем меры времени?

1) Подумай и скажи.

— Сколько раз наступит утро за 1 сутки, 2 суток, 5 суток.

— Сколько раз наступит день за 1 сутки, 3 суток, 4 суток.

— Сколько раз наступит вечер за 1 сутки, 6 суток.

— Сколько раз наступит ночь за 1 сутки, 10 суток.

2) Решим задачу.

а) Послушай задачу.

Солдату дали отпуск на 10 суток. Прошло 7 суток отпуска. Сколько еще суток отпуска осталось у солдата?

б) Разберем условие задачи

— О ком говорится в задаче?

— Сколько суток отпуска дали солдату?

— Сколько суток отпуска прошло?

— Что нужно узнать в задаче?

— На какое действие эта задача?

в) Запишем в тетради решение задачи. Вычислим на счетах. Запишем ответ.

Ответь на вопрос задачи: — Сколько еще суток осталось у солдата?

7. Мы узнали что такое «сутки», из каких частей состоят сутки, а, также, что сутки — это мера времени.

Физкультурная пауза.

Динамические упражнения с речевым сопровождением для снятия напряжения, усталости и коррекции звукопроизношения, развитие музыкального слуха

Снег, снег кружится. (Вращаем кисти рук, сыплем снег)

Белая вся улица. 2 р.

Мы лопаточки возьмём (Отбрасываем снег с дорожки лопатой)

И дорожки разгребём. 2 р.

Снег, снег кружится. (Сыплем снег по комнате)

Белая вся улица. 2 р.

А мы саночки возьмём (Один сзади другого держит за руки — едет на саночках.)

И друг друга позовём. 2 р.

IV. Закрепление.

— Нагулялись, наигрались. Продолжаем заниматься. Вспомним, о чём мы говорили на уроке.

1. Посмотри на схему, назови части суток.

Читайте также:  Как вылечить тревожно депрессивный синдром

2. Разложи карточки со словами утро, день, вечер, ночь по порядку.

Ответь на вопрос. — Почему карточка со словом «ночь» – чёрная, со словом «день» — жёлтая?

3. Посмотри на картинки. На них девочка занимается разными делами в течение суток, т. е. её режим дня.

— Разложи картинки по порядку от утра до вечера.

— Скажи, что делает девочка утром, днём, вечером, ночью.

4. Расскажи о своём режиме дня. Чем ты занимаешься утром, днём, вечером, ночью?

V. Подведение итогов урока.

1. Домашнее задание

— Уметь называть части суток по порядку.

— Выучить поговорку наизусть.

2. Оценивание работы ребёнка на уроке.

3. Краткое повторение изученного материала на уроке.

— О чём говорили на уроке.

— Прочти слово (сутки).

— Назови части суток.

— Повтори поговорку.

Источник

согласно индивидуальной адаптированной образовательной программе.

Раздел работы

Основные виды работы

Организационный момент.

Ваня, скоро праздник Новый год. К нам в гости сегодня пришла ёлочка (на столе лежит картинка, с изображением ёлочки). Она хочет с тобой поиграть. А ты хочешь поиграть с ёлочкой? (так как ребенок общается только при помощи звукокомплексов, пытаемся вместе сказать «да»).

Общие речевые навыки

Основная часть.

1. На Новый год ёлочка очень любит, когда её поют песни. Давай и мы с тобой поём для неё песенку.  

Пение гласных звуков [а], [у], [и], их слияний.

Гласные поём громко-тихо. Сначала пропеваем один гласный звук. Затем поём другую песенку, с другим гласным звуком. Затем с третьим. Потом пытаемся пропеть слияние гласных звуков – ау, аи, уа, уи и т.д.

Артикуляционная моторика

2. Артикуляционная гимнастика.

Елочка очень хочет посмотреть, как ты умеешь хорошо работать язычком. Покажешь ей?

  • «Бегемотик» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот). Повторить 3-4 раза.
  • «Лягушка» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять»,  затем вернуть губы в исходное положение). Повторить 3-4 раза. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
  • «Слонёнок» (сомкнутые губы вытянуть вперёд трубочкой, удерживать под счёт взрослого до 5-10). Повторить 3-4 раза.
  •  «Лягушка-слонёнок» (на слово «лягушка» улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении. На слово «слонёнок» — сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Далее чередовать «лягушка – слонёнок», «лягушка – слонёнок». При чередование зубы должны быть сомкнутые, работают только губы). Повторить 8-10 раз.
  • «Месим тесто» (улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами: пя-пя-пя. Затем покусать его зубами: тя-тя-тя). Повторить 5 раз.
  • «Блинчик» (улыбнуться, широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти). Повторить 3-5 раз.

Лексика

3. игра «Праздник ёлки».

Посмотри внимательно на елку, скоро праздник, а на ней совсем нет игрушек. Давай мы с тобой её сейчас украсим.

На столе лежат картинки с изображением бус, шаров, домика, кота, мишки, волка, кубика, звезды.

Что сначала повесим на ёлку? Это бусы. Логопед вместе с ребенком повторяют.

Потом повесим на елку шары. Что это? Логопед вместе с ребенком повторяют.

После того, как украсят всю елку, логопед спрашивает у Вани, что висит на елке. Логопед показывает на игрушку, а Ваня самостоятельно называет, что висит на елке.

Мелкая моторика

4. Игра-шнуровка «Ёлочка».

Смотри, елочка пришла в гости не одна. Кто это ещё пришёл? Правильно, ещё одна елочка. Она тоже хочет, чтобы её нарядили к празднику. Смотри, какие у меня есть длинные бусы. Что это? (Бусы). Давай мы украсим елочку.

Ваня с помощью шнурка украшает картонную елочку.

5. Массаж ладоней и пальцев рук (при помощи массажных мячиков, Ваня повторяет движения, которые показывает логопед — .

«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(катаем мяч между двумя ладонями)

Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
(крепко сжать мяч ладонями двух рук)

Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
(переложить мяч с одной ладошки на другую)

Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(удерживать указательными пальцами правой и левой руки мяч, затем средними пальцами и т. д.)

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)

Танцевать умеет танец,
На мяче мой каждый палец.
(катать мяч по кончикам пальцев)

Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(катать мяч всей длинной пальцев)

Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.
(катаем мяч между ладонями вверх-вниз)

Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
(подкидываем мяч вверх)

Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(левой ладошкой катать мяч по правой ладони)
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!

Зрительное и слуховое внимание и восприятие

6. «Что звучит?» (бубен, барабан, часы, дудочка).

Сначала логопед уточняет названия музыкальных инструментов и то, как звучит каждый инструмент. Затем логопед прячет за ширму инструменты  и по очереди играет на них. Ваня должен правильно узнать и назвать музыкальный инструмент.

Итог.

Логопед вместе с ребенком вспоминают, что они сегодня делали, в какие игры играли? Что украшали? Чем нарядили елочку?

Логопед хвалит ребенка и говорит, что елочка к нам ещё придет в гости.

Источник

Этапы занятия, цель зтапа

         Задание детям

    Деятельность педагога

   Деятельность детей

               Результат

Этап приветствия:

Установление положительного взаимодействия

«Круг» — традиционное приветствие; (сидя на ковре)

«Иду, иду и дружка себе найду»

«Кто пришел?»

«Что будем делать?»

Проговаривает слова приветствия: «Встанем рядышком мы в круг. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ скажем всем: «Привет!»

«Иду, иду и дружка себе найду. Зоя, будешь играть со мной?» и т. д.

Выкладывает фото и имена детей и предлагает найти свое

Приклеивает на доску «расписание» занятия

Дети кивают головой, улыбаются и выполняют жест «привет».

Читайте также:  Собака как снять болевой синдром

Вокализация, произнесение детьми лепетных слов;

Находят свою фотографию, имя и приклеивают на доску

Концентрация внимания; налаживание межличностной коммуникации между взрослым и детьми

Артикуляционно – двигательная  минутка:

Развитие артикуляторной и мелкой моторики

Фонетическая ритмика: произнесение гласных и согласных с движением рук (с функциональной нагрузкой)

(звуки: А, О, У, И, П, Т)

Пальчиковая гимнастика (за столом) на ковриках с элементами Су Джок — терапии «Яблочко с кулачок»

Показывает детям движения, характерные для каждого звука и произносит звуки: О-руки поднять через стороны вверх и соединить над головой. А – руки перед грудью. Произнося звук, широко разводить их в стороны.  ПА – резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз.  И т. д.

Показ движений и проговаривание слов

Дети, стоя в кругу, повторяют звуки,  слоги и движения за педагогом

Сидя за столом, повторяют движения рук.

Движения рук помогают удерживать нужную артикуляцию, помогают детям запомнить буквы для глобального чтения.

Кинестетическая стимуляция

Этап формирующий: Познакомить детей с фруктами, предметными картинками, пиктограммами, внеречевыми средствами общения

Рассматривание натуральных фруктов (яблоко, банан), соотнесение с предметной картинкой, с пиктограммой, с жестом (система «Макатон»)

Игра «Чудесный мешочек»

Слова и жесты: яблоко, банан, сок, твердый, круглый, большой, дай, на

Педагог описывает каждый фрукт: «Это яблоко (жест). Оно круглое (жест). Яблоко сладкое (жест), твердое (жест). Из него делают сок (жест). Предлагает найти предметную картинку, пиктограмму. Педагог предлагает ребенку ощупать предмет  в мешочке и показать его на картинке. После этого предметные картинки заменяются на пиктограммы.

Дети повторяют жесты, вокализируют,  произносят лепетные слова. Находят по инструкции предметные картинки, пиктограммы. Соотносят фрукт с картинкой и пиктограммой.

Развитие понятийной речи, выполнение словесных инструкций, жестов,

Развитие стереогноза

Этап «Мы общаемся»:

Формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, предметных картинок,  простых и лепедных слов

Используя жесты, картинки, пиктограммы, дети просят тот или иной фрукт у педагога

Педагог предлагает детям «купить» фрукты, попросив их. Дает образец фразы -скажи:  «Дай банан»,   «Дай два яблока»,  т. д.

Произносят лепетные слова и показывают жест:

«Да ба» («Дай банан»);

«На, аба» («На, яблоко»)

Познавательная активность, произнесение слов, вокализация

Этап имитационный:  Умение выполнять действия по подражанию действиям взрослого 

Упражнение из серии физкультминуток

Педагог предлагает поиграть:

«У бабушки в деревне растет фруктовый сад. Там на деревьях груши и яблоки висят. Их могу я с дерева прямо собирать. Как хорошо у бабушки мне летом отдыхать»

Выполняют действия по подражанию действиям взрослого

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Этап «Чтения и письма» : Формировать умение понимать, что сказал взрослый с помощью предметов, картинок, пиктограмм

Каждому ребенку дается набор символов и предметных картинок, с помощью которых дети составляют  предложение

Педагог медленно проговаривает  слова предложения:

«Я мою яблоко»

«Я люблю банан»

«Мама ест яблоко и банан»

Дети выкладывают с помощь символов предложения (на каждое слово – символ)

Формируется внутренняя речь

Этап прощания:

Обращает внимание на «расписание» занятия: что мы сегодня делали?

«Круг» — традиционное окончание занятия

Проговаривает название фруктов, повторение жестов, задает вопросы по структуре занятия, требуя от детей вокализации,

Проговаривает слова прощания: «Встанем рядышком мы в круг, до свидания, милый друг. Мы обнимемся слегка, скажем всем: «Пока, пока!»

Произносят лепетные слова – названия фруктов;

«да – нет» (жестами и вокализацией)

Выполняют движения за взрослым, жесты, произносят слоги: «ка» («пока»)

Эмоциональное отношение к изученному

Четкое обозначение окончания занятия

                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО  ЗАНЯТИЯ

                                                    В  СРЕДНЕЙ ГРУППЕ  С ДЕТЬМИ  С СИНДРОМОМ  ДАУНА (речь отсутствует)

                                                                                                                                                       Учитель – дефектолог  Хлопушина С.В.

                                                                                                                                                                       Высшая кв. категория

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие»

— Образовательные:    Содействовать  умению  детей соотносить предмет с картинкой и символом; овладению новыми

 внеречевыми средствами общения (жест: система «Макатон», символ).

— Коррекционные:       Способствовать  формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.  

— Воспитательные:        Создать условия для овладения  средствами общения (помощь друг другу);  для развития  

                                            эмоциональной сферы (ситуация успеха).    

— Регулятивные:              формирование умения выполнять действия по подражанию.

— Познавательные:        формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах предметов.

— Личностные:                 формирование познавательной и социальной мотивации.

Оборудование:    «Волшебный сундучок», наборное полотно, фрукты (яблоко и банан), предметные картинки с изображением фруктов, пиктограммы, набор символов, фотографии детей и карточки с их именами,

Источник