Конспект логопедического занятия с ребенком с синдромом дауна

Этапы занятия, цель зтапа

         Задание детям

    Деятельность педагога

   Деятельность детей

               Результат

Этап приветствия:

Установление положительного взаимодействия

«Круг» — традиционное приветствие; (сидя на ковре)

«Иду, иду и дружка себе найду»

«Кто пришел?»

«Что будем делать?»

Проговаривает слова приветствия: «Встанем рядышком мы в круг. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ скажем всем: «Привет!»

«Иду, иду и дружка себе найду. Зоя, будешь играть со мной?» и т. д.

Выкладывает фото и имена детей и предлагает найти свое

Приклеивает на доску «расписание» занятия

Дети кивают головой, улыбаются и выполняют жест «привет».

Вокализация, произнесение детьми лепетных слов;

Находят свою фотографию, имя и приклеивают на доску

Концентрация внимания; налаживание межличностной коммуникации между взрослым и детьми

Артикуляционно – двигательная  минутка:

Развитие артикуляторной и мелкой моторики

Фонетическая ритмика: произнесение гласных и согласных с движением рук (с функциональной нагрузкой)

(звуки: А, О, У, И, П, Т)

Пальчиковая гимнастика (за столом) на ковриках с элементами Су Джок — терапии «Яблочко с кулачок»

Показывает детям движения, характерные для каждого звука и произносит звуки: О-руки поднять через стороны вверх и соединить над головой. А – руки перед грудью. Произнося звук, широко разводить их в стороны.  ПА – резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз.  И т. д.

Показ движений и проговаривание слов

Дети, стоя в кругу, повторяют звуки,  слоги и движения за педагогом

Сидя за столом, повторяют движения рук.

Движения рук помогают удерживать нужную артикуляцию, помогают детям запомнить буквы для глобального чтения.

Кинестетическая стимуляция

Этап формирующий: Познакомить детей с фруктами, предметными картинками, пиктограммами, внеречевыми средствами общения

Рассматривание натуральных фруктов (яблоко, банан), соотнесение с предметной картинкой, с пиктограммой, с жестом (система «Макатон»)

Игра «Чудесный мешочек»

Слова и жесты: яблоко, банан, сок, твердый, круглый, большой, дай, на

Педагог описывает каждый фрукт: «Это яблоко (жест). Оно круглое (жест). Яблоко сладкое (жест), твердое (жест). Из него делают сок (жест). Предлагает найти предметную картинку, пиктограмму. Педагог предлагает ребенку ощупать предмет  в мешочке и показать его на картинке. После этого предметные картинки заменяются на пиктограммы.

Дети повторяют жесты, вокализируют,  произносят лепетные слова. Находят по инструкции предметные картинки, пиктограммы. Соотносят фрукт с картинкой и пиктограммой.

Развитие понятийной речи, выполнение словесных инструкций, жестов,

Развитие стереогноза

Этап «Мы общаемся»:

Формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, предметных картинок,  простых и лепедных слов

Используя жесты, картинки, пиктограммы, дети просят тот или иной фрукт у педагога

Педагог предлагает детям «купить» фрукты, попросив их. Дает образец фразы -скажи:  «Дай банан»,   «Дай два яблока»,  т. д.

Произносят лепетные слова и показывают жест:

«Да ба» («Дай банан»);

«На, аба» («На, яблоко»)

Познавательная активность, произнесение слов, вокализация

Этап имитационный:  Умение выполнять действия по подражанию действиям взрослого 

Упражнение из серии физкультминуток

Педагог предлагает поиграть:

«У бабушки в деревне растет фруктовый сад. Там на деревьях груши и яблоки висят. Их могу я с дерева прямо собирать. Как хорошо у бабушки мне летом отдыхать»

Выполняют действия по подражанию действиям взрослого

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Этап «Чтения и письма» : Формировать умение понимать, что сказал взрослый с помощью предметов, картинок, пиктограмм

Каждому ребенку дается набор символов и предметных картинок, с помощью которых дети составляют  предложение

Педагог медленно проговаривает  слова предложения:

«Я мою яблоко»

«Я люблю банан»

«Мама ест яблоко и банан»

Дети выкладывают с помощь символов предложения (на каждое слово – символ)

Формируется внутренняя речь

Этап прощания:

Обращает внимание на «расписание» занятия: что мы сегодня делали?

«Круг» — традиционное окончание занятия

Проговаривает название фруктов, повторение жестов, задает вопросы по структуре занятия, требуя от детей вокализации,

Проговаривает слова прощания: «Встанем рядышком мы в круг, до свидания, милый друг. Мы обнимемся слегка, скажем всем: «Пока, пока!»

Произносят лепетные слова – названия фруктов;

«да – нет» (жестами и вокализацией)

Выполняют движения за взрослым, жесты, произносят слоги: «ка» («пока»)

Эмоциональное отношение к изученному

Четкое обозначение окончания занятия

                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО  ЗАНЯТИЯ

                                                    В  СРЕДНЕЙ ГРУППЕ  С ДЕТЬМИ  С СИНДРОМОМ  ДАУНА (речь отсутствует)

                                                                                                                                                       Учитель – дефектолог  Хлопушина С.В.

                                                                                                                                                                       Высшая кв. категория

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие»

— Образовательные:    Содействовать  умению  детей соотносить предмет с картинкой и символом; овладению новыми

 внеречевыми средствами общения (жест: система «Макатон», символ).

— Коррекционные:       Способствовать  формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.  

— Воспитательные:        Создать условия для овладения  средствами общения (помощь друг другу);  для развития  

                                            эмоциональной сферы (ситуация успеха).    

— Регулятивные:              формирование умения выполнять действия по подражанию.

— Познавательные:        формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах предметов.

— Личностные:                 формирование познавательной и социальной мотивации.

Оборудование:    «Волшебный сундучок», наборное полотно, фрукты (яблоко и банан), предметные картинки с изображением фруктов, пиктограммы, набор символов, фотографии детей и карточки с их именами,

Источник

Коррекционно – развивающее логопедическое занятие

для ребенка с синдромом Дауна

 «Смешарики» 

Цель: развитие подражательной речевой деятельности.

Коррекционно — развивающие задачи:

— создавать предпосылки к вербализации речи через мимику, жесты, телодвижения;

Читайте также:  Туннельный синдром кубитального как лечить

— развивать мимическую мускулатуру, артикуляционную, мелкую моторику;

— активизировать кинестетические ощущения;

— формировать правильное речевое дыхание;

— уточнять артикуляции гласных звуков, а, у, и, о.

— развивать подражательность, фонематический слух.

Коррекционно — воспитательные задачи: 

— формировать положительный настрой на коммуникативную деятельность со взрослым;

— воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Категории участников: ребенок младшего дошкольного возраста с Синдромом  Дауна.

Форма организации: индивидуальная

Методы работы: словесный метод (беседа, подбадривание), наглядный метод (демонстрация), практический метод (игры и упражнения).

Инструментарий: игрушки (Смешарики: Нюша, Крош, Копатыч, Ежик), массажный мяч, цветы, ширма, картинки-символы (колобки, символы артикуляционной и мимической гимнастики), «волшебный» мешочек, массажная варежка.

Длительность занятия: 20 минут

Ход занятия:

Логопед создает положительный настрой на совместную деятельность.

I.Организационный момент. (3 минуты)

— Логопед: Лиза посмотри где солнышко. Нет солнышка в нашем кабинете. Ой, оно спит за тучкой. Солнышко грустное, улыбнись ему. Давай позовем солнышко: «Солнышко, иди к нам». Солнышко не просыпается. Поможем солнышку проснуться?

II. Основная часть. (15 минут)

Самомассаж.

 — Л: Солнышко, вставать пора,

        Нам с тобой играть с утра,

        Будем ручки растирать,

        (Ребенок растирает ладони)

        Будем их разогревать.

        (дует на ладони)

        Теплыми руками будем щеки умывать.

        (поглаживаем щеки ладонями, прием – растирание)

        Солнышко не просыпается, не улыбается!

Массаж языка.

Логопед: Посмотри, кто там улыбается? Это Нюша пришла к нам в гости и принесла для тебя Чупа-чупс! Чупа-чупс любит играть с язычком. Открой рот.

   По ровненькой дорожке

   шагали наши ножки.

   Большие ноги шагали по дороге:  

   топ-топ, топ-топ.

(ребенок постукивает чупа-чупсом по языку)

   Увидали мы змею,

   Я ползу, ползу, ползу.

(поглаживает язык чупа-чупсом)

Приближается змея,

 хочет укусить меня.

Вдруг закапал дождик:

Кап-кап, кап-кап, кап-кап.

Подул теплый ветерок

И погладил язычок.

(Выполняет чупа-чупсом легкие поглаживания языка)

Логопед: понравилось тебе играть с Нюшей? Оближи губки, проглоти слюнки.

Артикуляционная и мимическая гимнастика.

Логопед: а чьи это ушки? Кто это?

Ребенок: Крош.

Логопед: Лиза, давай вместе с Крошем сделаем гимнастику нашему язычку.

Упражнение «Лопатка».

Нужно улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать такое положение на счет до пяти.

Упражнение «Часики».

Нужно высунуть язык и двигать им вправо-влево.

Логопед: вот какие ловкие Крош и язычок!

Упражнения на активизацию кинестетических ощущений.

Логопед: Лиза, посмотри, к нам пришел еще один гость. Кто это?

Ребенок: Ежик.

Логопед: Ежик какой?

Ребенок: Колючий.

Логопед: Ай-ай-ай! (Изображает испуг) Он принес «волшебный» мешочек. Найди в мешке колючую игрушку, как ежик.

Ребенок выполняет задание.

Массаж с мячом.

Логопед: Лиза, ты молодец! Справилась с заданием! А сейчас давай поиграем с нашим мячом.

Ребенок выполняет движения по тексту.

Мы мячом круги катаем,

Взад – вперед его гоняем.

Мы пригладим им ладошку,

А потом сожмем немножко.

Динамическая пауза с элементами пантомимики.

Логопед: а это мишка Копатыч.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и на нас ревет:

Э-э-э (сердито).

Ребенок повторяет звук (э) с сердитой интонацией.

Мишка наклонился, ягодку сорвал.

Откусил немножко, весело сказал: «Вкусно!»

Дыхательное упражнение.

Логопед: Посмотри, какие цветы у Копатыча: они ароматные. Понюхай их.

Ребенок выполняет задание.

Упражнение на закрепление артикуляции гласных звуков.

Логопед: Лиза, с кем мы сегодня играли?

Ребенок называет игрушки.

Логопед: Принеси их пожалуйста.

Ребенок выполняет задание.

Логопед: споем нашим героям песенки колобков. Спой такую песенку (логопед демонстрирует колобок-схему): «О-о-о», или такую: «У-у-у», или такую: «Э-э-э», или такую: «И-и-и».

 III. Заключительная часть

Рефлексия

Логопед: Посмотри, солнышко проснулось! Как мы его разбудили? Что делали с Крошем? Как нюхали цветы с Копатычем?

Улыбнись солнышку.

Ребенок улыбается.

Вот и солнышко проснулось, улыбнулось,

Потянулось, потянулось…

Теплыми лучами

До ребяток дотянулось.

Согрело голову, плечи, спину, живот, ноги…

Ребенок массирует массажной варежкой голову, плечи, спину, живот, ноги.

Ну а сейчас солнышко зовет тебя к ребятам.

Составитель: учитель-логопед Верхотурцева Е.В.

Источник

согласно индивидуальной адаптированной образовательной программе.

Раздел работы

Основные виды работы

Организационный момент.

Ваня, скоро праздник Новый год. К нам в гости сегодня пришла ёлочка (на столе лежит картинка, с изображением ёлочки). Она хочет с тобой поиграть. А ты хочешь поиграть с ёлочкой? (так как ребенок общается только при помощи звукокомплексов, пытаемся вместе сказать «да»).

Общие речевые навыки

Основная часть.

1. На Новый год ёлочка очень любит, когда её поют песни. Давай и мы с тобой поём для неё песенку.  

Пение гласных звуков [а], [у], [и], их слияний.

Гласные поём громко-тихо. Сначала пропеваем один гласный звук. Затем поём другую песенку, с другим гласным звуком. Затем с третьим. Потом пытаемся пропеть слияние гласных звуков – ау, аи, уа, уи и т.д.

Артикуляционная моторика

2. Артикуляционная гимнастика.

Елочка очень хочет посмотреть, как ты умеешь хорошо работать язычком. Покажешь ей?

  • «Бегемотик» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот). Повторить 3-4 раза.
  • «Лягушка» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять»,  затем вернуть губы в исходное положение). Повторить 3-4 раза. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
  • «Слонёнок» (сомкнутые губы вытянуть вперёд трубочкой, удерживать под счёт взрослого до 5-10). Повторить 3-4 раза.
  •  «Лягушка-слонёнок» (на слово «лягушка» улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении. На слово «слонёнок» — сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Далее чередовать «лягушка – слонёнок», «лягушка – слонёнок». При чередование зубы должны быть сомкнутые, работают только губы). Повторить 8-10 раз.
  • «Месим тесто» (улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами: пя-пя-пя. Затем покусать его зубами: тя-тя-тя). Повторить 5 раз.
  • «Блинчик» (улыбнуться, широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти). Повторить 3-5 раз.

Лексика

3. игра «Праздник ёлки».

Посмотри внимательно на елку, скоро праздник, а на ней совсем нет игрушек. Давай мы с тобой её сейчас украсим.

На столе лежат картинки с изображением бус, шаров, домика, кота, мишки, волка, кубика, звезды.

Что сначала повесим на ёлку? Это бусы. Логопед вместе с ребенком повторяют.

Потом повесим на елку шары. Что это? Логопед вместе с ребенком повторяют.

После того, как украсят всю елку, логопед спрашивает у Вани, что висит на елке. Логопед показывает на игрушку, а Ваня самостоятельно называет, что висит на елке.

Мелкая моторика

4. Игра-шнуровка «Ёлочка».

Смотри, елочка пришла в гости не одна. Кто это ещё пришёл? Правильно, ещё одна елочка. Она тоже хочет, чтобы её нарядили к празднику. Смотри, какие у меня есть длинные бусы. Что это? (Бусы). Давай мы украсим елочку.

Читайте также:  Передается ли по наследству синдром аспергера

Ваня с помощью шнурка украшает картонную елочку.

5. Массаж ладоней и пальцев рук (при помощи массажных мячиков, Ваня повторяет движения, которые показывает логопед — .

«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(катаем мяч между двумя ладонями)

Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
(крепко сжать мяч ладонями двух рук)

Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
(переложить мяч с одной ладошки на другую)

Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(удерживать указательными пальцами правой и левой руки мяч, затем средними пальцами и т. д.)

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)

Танцевать умеет танец,
На мяче мой каждый палец.
(катать мяч по кончикам пальцев)

Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(катать мяч всей длинной пальцев)

Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.
(катаем мяч между ладонями вверх-вниз)

Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
(подкидываем мяч вверх)

Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(левой ладошкой катать мяч по правой ладони)
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!

Зрительное и слуховое внимание и восприятие

6. «Что звучит?» (бубен, барабан, часы, дудочка).

Сначала логопед уточняет названия музыкальных инструментов и то, как звучит каждый инструмент. Затем логопед прячет за ширму инструменты  и по очереди играет на них. Ваня должен правильно узнать и назвать музыкальный инструмент.

Итог.

Логопед вместе с ребенком вспоминают, что они сегодня делали, в какие игры играли? Что украшали? Чем нарядили елочку?

Логопед хвалит ребенка и говорит, что елочка к нам ещё придет в гости.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №  405  комбинированного вида

с татарским языком воспитания и обучения»

Ново-Савиновского  района г. Казани

Фрагмент занятия

по автоматизации звука с ребенком с синдромом Дауна

                                                                                   Учитель – логопед: Кирикмасова Л.А.

Казань

Фрагмент занятия

по автоматизации звука с ребенком с синдромом Дауна

Формирование навыков общения имеет особую значимость для детей с синдромом Дауна. В структуре психического недоразвития детей с синдромом Дауна особое место занимают нарушения речи:

  • у детей с синдромом Дауна присутствует значительное отставание экспрессивной речи;
  • понимание речи намного опережает развитие активной речи;
  • зрительная память развита гораздо лучше слуховой;
  • нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;
  • сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;
  • сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;
  • отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

 Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит к грубому недоразвитию речи и всех её функций. Развитие речевой моторики у детей с синдромом Дауна происходит замедленно, не дифференцированно, характеризуется патологическими особенностями. У большинства таких детей затруднена координация дыхательных, фонаторных и, особенно, артикуляционных движений в процессе речи. В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у них с большим трудом формируются простейшие языковые обобщения, дети с трудом или практически не овладевают навыками письменной речи, чтение.

                                                   

Задачи и особенности организации занятий логопедом по речевому развитию детей с синдромом Дауна

         Спецификой коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна по развитию речи являются сочетание жестовой и звуковой речи, поддержка, помощь взрослого, обязательное использование наглядных материалов, демонстрация действий, постоянная структура занятия (акцентированное обозначение начала и окончания урока, смены видов деятельности и каждого задания в процессе его), продуманная организация пространства. Инструкции педагога отличаются лаконичностью и чёткостью [5].

Для повышения мотивации  коммуникативной деятельности детей с синдромом Дауна необходимо организовывать ситуацию успеха, предоставляя детям возможность приобретать положительный опыт общения. Если материал хорошо усвоен ребёнком, можно изменять ситуацию так, чтобы он мог закрепить полученные коммуникативные умения. Необходимо включать в работу задания, которые дети могут выполнить с незначительной помощью взрослого или самостоятельно.

Основной целью развития речи детей с синдромом Дауна является овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом. Предусматривается решение следующих задач [8]:

1. развитие понимания  речи;

2. формирование интереса  к общению;

3. формирование умения  использовать доступные детям с синдромом Дауна средства общения;

4. формирование умения  сигнализировать о своих потребностях  и состояниях с помощью вербальных (слово) и невербальных средств (предметов, жестов, картинок, символов);

5. развитие правильных  движений органов речи с целью  активизации звукопроизношения;

6. развитие и совершенствование  общей и мелкой моторики;

7. обучение восприятию лица и тела человека;

8. обучение способам  ориентировки «на себе», «от  себя» (в микропространстве и  макропространстве);

9. формирование приёмов  воспроизведения основных эмоций  неречевыми средствами;

10. формирование потребности  в сопереживании;

11. формирование необходимых умений и навыков социального взаимодействия, умения адекватно реагировать на различные ситуации.

Основная цель обучения детей с синдромом Дауна связана не с желанием научить их читать и писать механически. Она заключается в развитии у детей стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать коммуникативные средства общения [21].

Логопедическое занятие представляет собой деятельность, структурированную поэтапно [14]:

1. Этап приветствия.

2. Имитационный этап.

3. Формирующий этап (жесты  и слова).

4. Артикуляционно-двигательная минутка.

5. Этап «Мы общаемся»  (на вербальной и невербальной  основе).

6. Этап «чтения» и «письма» (работа с символами и пиктограммами).

7. Этап прощания.

Каждый этап предполагает реализацию определённых задач и использование специально подобранных средств.

На этапе  приветствия (продолжительность — 3 мин) реализуются следующие задачи [7]:

– формирование умения приветствовать, здороваться с учителем-логопедом, любым взрослым и сверстником, используя жесты приветствия либо слова;

– формирование умения знакомиться, используя указательный жест, направленный на себя;

– формирование умения реагировать, откликаться на своё имя, используя указательный жест, направленный на себя;

организация положительного взаимодействия.

Этот этап, несмотря на малую продолжительность по времени, является очень важным в структуре занятия. Сам процесс приветствия может быть представлен в различных вариантах: приветствие жестами; приветствие постоянной песенкой, словом; приветствие-ритуал.

На имитационном этапе (продолжительность — 5 мин) реализуется задача формирования у ребёнка умения выполнять действия по подражанию действиям взрослого [25].

Способность к подражанию является предпосылкой формирования большинства видов деятельности. Основные имитационные способности опираются на простые и непосредственные повторения. Они приобретаются обычно на ранней стадии развития. Позже развивается подражание более сложным и специфическим способам повторения.

На этом этапе могут использоваться следующие упражнения [14]:

– подражать звукам и  шумам, которые вызываются простыми движениями;

– касаться двух-трёх собственных частей тела, хлопать в ладоши;

– подражать простым  движениям рук без поддержки (зеркальное отражение);

– имитировать два-три движения по уходу за собой (мыть руки, чистить  зубы, расчёсываться);

– подражать голосом шумам, которые  исходят от предметов быта или  игрушек;

– подражать движениям рук, которые  выполняют повторяющиеся действия (нанизывание колец пирамидки, построение башни из кубиков и т. д.);

– имитировать различные действия с предметами домашнего обихода (мешать ложкой в кастрюле, брать  в руки стакан, вытирать стол и т. д.);

– подражать способу передвижения животных;

– последовательно подражать двум простым действиям.

Имитационные упражнения подбираются  в зависимости от тех действий, которые необходимы при выполнении того или иного жеста.

Читайте также:  Синдром не чувствуя боли в

Следующий этап занятия — артикуляционно-двигателъная минутка ( 5 – 10 мин).  

     

На нём реализуется задача стимулирования движений органов речи путём проведения артикуляционной гимнастики. С этой целью используются различные логопедические комплексы упражнений [9].

Имитационный этап и артикуляционно-двигательная минутка являются базовыми для формирующего этапа.

Формирующий этап (продолжительность — 10 мин) реализует задачу ознакомления с новым предметом, предметной картинкой, словом, которое обозначает этот предмет, внеречевыми средствами общения — жестом, символом, пиктограммой и др. Он посвящён изучению жестов и слов.

На этапе  «Мы общаемся» (продолжительность — 10 мин) реализуется задача формирования умения выражать свои желания с помощью предметов, предметных картинок, жестов, символов, слов и др. Этот этап можно использовать для закрепления материала формирующего этапа и повторения ранее пройденных символов, жестов по различным темам. Формой проведения может быть подвижная игра, сюжетная игра, стихи с движениями, инсценировки небольших сказок, песенок. Использование активных форм работы позволяет детям отдохнуть и восстановить силы, а также в наиболее оптимальной форме (игре) закрепить конкретные символы и жесты [14].

Этап «чтения» и «письма» (продолжительность — 10 мин) реализует следующие задачи [21]:

– формирование умения использовать информацию, извлечённую из картинок, жестов, символов;

– формирование понимания потребностей окружающих людей (что хочет сказать взрослый, сверстник с помощью предметов, картинок, жестов, символов, слов и пр.);

– формирование умения «писать» письма с помощью картинок, жестов, символов, пиктограмм.

Работа на этом этапе  предполагает расширение сферы общения  ребёнка с помощью коммуникативного кода. Для итого можно использовать индивидуальные папки (журналы пли др.) для каждого ребёнка. В них в определённой последовательности располагаются картинки, фотографии, символы с письменным пояснением изображённой ситуации. С помощью такой формы работы ребенок организует процесс общения, информируя другого человека о каком-то значимом для него действии, событии и т. д. Таким образом, у ребёнка с синдромом Дауна формируется навык переноса символов на другие события, т.е. расширяется возможность передачи информации, общения. Использование невербальных средств коммуникации в условиях направленного системного логопедического воздействия стимулирует возникновение и развитие устной речи.

Завершающим на занятии является этап прощания (продолжительность — 2 мин). Реализуемая задача — формирование умения прощаться, используя соответствующие жесты и слова. Это самый короткий и простой этап. Здесь используются элементарные жесты прощания — махи рукой или пальцами. Эти жесты, как правило, у детей с синдромом Дауна формируются достаточно хорошо. Для выделения или акцентирования окончания занятия можно также использовать постоянную мелодию, песенку или музыкальные инструменты [14].

Таким образом, целью развития речи детей с синдромом Дауна является овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом. Решение данной цели предусматривается решение следующих задач: развитие понимания речи; формирование интереса к общению; формирование умения использовать доступные детям средства общения; формирование умения сигнализировать о своих потребностях и состояниях с помощью вербальных (слово) и невербальных средств (предметов, жестов, картинок, символов); развитие правильных движений органов речи с целью активизации звукопроизношения; развитие и совершенствование общей, мелкой и речевоймоторики; формирование приёмов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами. Особенностями организации логопедических занятий по речевому развитию детей с синдромом Дауна являются сочетание жестовой и звуковой речи, поддержка, помощь взрослого, обязательное использование наглядных материалов, демонстрация действий, постоянная структура занятия, продуманная организация пространства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Блюмина, М.Г. Медицинские, психолого-педагогические и социальные аспекты болезни Дауна / М.Г. Блюмина // Дефектология. – 1991. –№ 5. – С. 88 – 94.
  2. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М., 1973. – 363 с.
  3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Академия, 2010. – 253 с.
  4. Гуровец, Г.В. К вопросу изучения болезни Дауна / Г.В. Гуровец // Дефектология. – 1999. – № 6. – С. 9 – 13.
  5. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М.В. Жигорева. — М.: Академия, 2006. — 240 с.
  6. Жиянова, П.Л. Малыш с синдромом Дауна: Книга для родителей / П.Л Жиянова. – М.: Академия, 2007. – 394 с.
  7. Значимость процесса формирования коммуникации для развития детей со сложной структурой дефекта / Под ред. Г.К. Епифановой, Е.А. Заречновой, Е.Н. Топорковой. — М.: Пресс, 2003. – 118 с.
  8. Игнатьева, С.Л. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии / С.Л. Игнатьева. — М.: Академия, 2004. – 226 с.
  9. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
  10. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2004. – 329 с.
  11. Лаутеслагер, Петер Е.М. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения: специальная литература / Петер Е.М. Лаутеслагер. – М.: Монолит, 2003. – 356 с.
  12. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М.: Просвещение, 1985. – 394 с.
  13. Лейн, Д. Современные подходы к болезни Дауна / Д. Лейн; перевод с англ. М.Г. Блюминой. – М.: Педагогика, 1991. – 336 с.
  14. Лобода, Л.В. Логоритмика для детей с синдромом Дауна / Л.В. Лобода. – М.: Даунсайд АП, 2008. – 175 с.
  15. Лурье, Н.Б Дети с синдромом Дауна и некоторые особенности их познавательной деятельности / Н.Б. Лурье, С.Д. Забрамная // Дефектология. – 1990. – № 4. – С. 30 – 34.
  16. Маллер, А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А.Р. Малер, Г.В. Цикото. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.
  17. Малер, А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей / А.Р. Маллер. — М.: Аквадемия, 2006. – 227 с.
  18. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Маллер. – М.: Академия, 1996. – 295 с.
  19. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии /  
    Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 395 с.
  20. Медведева, Т.П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия / Т.П. Медведева, И.А. Панфилова, Е.В. Поле. – М.: Даунсайд Ап, 2004. – 363 с.
  21. Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: пособие для педагогов центров коррекц.-развивающего обучения и реабилитации / Ю.Н. Кислякова; под ред. Т.В. Лисовской. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. — 160 с.
  22. Разенкова, Ю.А. Образ ребенка и себя в материнской роли у матерей, воспитыающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста / Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян, С.Е. Иневаткина, Г.Ю. Одинокова // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 41 – 51.
  23. Царев, А.М. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями (Из опыта работы Псковского лечебно–педагогического центра) / A.M. Царёв – М.: Академия, 1999.–136 с.
  24. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе / Л.М. Шипицына. – СПб.; М.: Академия, 2002. – 385 с.
  25. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя обществе / Л.М. Шипицына.. — СПб.: Академия, 2004. – 253 с.

Источник