Комплексное развитие с синдромом дауна

Комплексное развитие с синдромом дауна thumbnail

Долгое время считалось, что дети с синдромом Дауна необучаемы, что  было вызвано недостаточным объемом исследований и наблюдений за развитием детей, воспитывающихся в семьях.  В своем большинстве, дети с данным диагнозом воспитывались в детских домах и приютах, где вследствие депривации и   недостаточной информированности персонала об особенностях и способностях детей с данным нарушением не всегда осуществлялся правильный подход к их развитию. В настоящее время во многих странах ведется активная работа по социализации таких детей. Благодаря огромной работе российских  фондов, оказывающих  просветительско-методическую поддержку специалистам, начались положительные сдвиги в данном направлении.

Начав работать с такими детьми, мы столкнулись с многочисленными трудностями. Но, проанализировав проблемы воспитания и развития таких детей в детских домах, понаблюдав за ними, пройдя в учебном центре Даунсайд Ап обучающий курс: комплексное сопровождение семьи ребенка с синдромом Дауна дошкольного возраста, а также изучив соответствующую литературу, мы поставили перед собой следующие задачи:

— Уменьшение у детей с синдромом Дауна стереотипных движений, нецеленаправленных действий и манипуляций или полное избавление от них;

— Обучение и развитие детей, направленное на формирование целенаправленной деятельности, используемой в повседневной жизни. 

Развитию обычных детей  раннего и дошкольного возраста соответствуют следующие нормы социально-эмоционального развития:

  • Младенческий возраст (до 1 года) – эмоциональное общение с взрослым;
  • Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – совместная предметно-манипулятивная деятельность с взрослым;
  • Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность. [6]

Но у детей с синдромом Дауна присутствует значительное отставание в психомоторном развитии, и, как следствие, фактический возраст не совпадает с биологическим возрастом. По этой причине, в коррекции и развитии таких детей мы ориентируемся на их ведущий вид деятельности, а не на фактический возраст.

У детей с синдромом Дауна наблюдается ряд нарушений, из которых  наиболее значительными являются недостаточность систем: тактильной, вестибулярной и проприоцептивной (система кинестетического восприятия мышечно-суставное чувство). Многие из таких детей не ориентируются в схеме собственного тела и окружающем их пространстве. [5] Вследствие этого плохо формируется, предметно-манипулятивная деятельность, которая так важна для становления образа, благодаря которому происходит дальнейшее развитие речи и других высших психических функций. Действуя с предметами, дети без нарушений телесной чувствительности  учатся оценивать их форму, цвет, величину, температуру, вес, свойства поверхности и др. [7] У детей с нарушением тактильной чувствительности и проприоцепции нарушено усвоение перечисленных сенсорных эталонов, что приводит к образованию навязчивых движений и неспецифических манипуляций с предметами. Такие дети недостаточно  чувствуют собственное тело, не говоря уже об ощущении предмета, которым пытаются манипулировать. Этим объясняются некоторые странные для их фактического возраста действия, например,  они стучат  предметом о какую-либо поверхность,  длительно  используют ротовое обследование, то есть  длительно используют способы обследования,  типичные для младенческого возраста.

Огромную роль в развитии этих детей играет создание условий, для развития  сенсорного восприятия.

При этом эффективно использование:

  • специального оборудования: утяжеленных одеял, гамаков, тоннелей, специальных костюмов, тележек, сухого бассейна и др; 
  • природных материалов: песка, каштанов, шишек, воды и пр;
  •  разнообразных мячей, щеток, губок и многого другого, что используется в повседневной жизни. Даже обычные объятия дают большой положительный эффект. 

При налаживании процесса  сенсорной интеграции улучшается общее состояние ребенка, и нарушения, перечисленные выше, уменьшаются или полностью исчезают. Сенсорное развитие обязательно должно совмещаться с моторным развитием: тренировкой силы мышц, координации движений, выносливости и равновесия. [3] Организация спортивных мероприятий, и ежедневных занятий физкультурой благоприятно влияет на развитие детей с синдромом Дауна. Формирование крупной и мелкой моторики неотъемлемая часть сенсорной интеграции. Моторные навыки и сенсорное восприятие напрямую связаны с когнитивным развитием ребенка, что важно учитывать при коррекционной работе таких детей.

Обучение детей с синдромом Дауна использованию  в повседневной жизни основных социально-бытовых навыков играет не менее важную роль. Если за ребенка выполнять всю бытовую деятельность, у него не формируется необходимых навыков для самообслуживания, не формируется мотивов к выполнению какого-либо действия, вследствие этого не образуются новые нейронные связи, и дальнейшее развитие затормаживается. [4]

При обучении навыкам самообслуживания, развиваются сенсорные анализаторы,  когнитивные навыки, речь,  умение пользоваться жестами и многое другое. Стоит отметить, что именно в естественной среде, а не искусственно созданной, ребенок будет лучше развиваться, усваивать и запоминать необходимую информацию. [2]

Как сказано выше, в повседневной жизни можно формировать сенсорные эталоны  и закреплять познавательные навыки:

  • Усвоение ребенком  понятия величины.  Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных размеров, вызывающих интерес и внимание ребенка: спрашивать у него, используя устную и  жестовую речь, какую машинку он хочет взять, большую или маленькую.
  • Развитие сенсорных анализаторов: зрительное, обонятельное, вкусовое, слуховое, соматосенсорное (о чем упоминалось выше). Обращать внимание ребенка  на окружающего его запахи. При отсутствии аллергий, необходимо стимулировать восприятие   различными запахами (цитрусовые, цветочные, запах ванили, корицы и др.), вкусами (кислый, сладкий, горький). Давать пробовать еду контрастную по вкусу, например, лимон и сахар и учить различать их.
  • Важно сопровождать какое-либо действие ребенка своей речью эмоционально окрашенной и подкреплять ее жестами. Использование различных потешек, приговорок,  позволяет улучшить речевое развитие ребенка.
  • Ориентировка во времени. Использование картинного расписания событий, по которому ребенок может понять, какие  действия последуют в дальнейшем,  способствует его ориентировке во времени, помогают научиться выделять начало и конец  действий.
  • Формирование мышц артикуляционного аппарата. Известно, что у детей с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус тела, касается также и мышц артикуляционного аппарата. Правильная организация кормления позволяет тренировать мышцы артикуляционного аппарата. Использование твердой пищи, жидкости различной консистенции, питье из трубочек разных диаметров и многое другое играют важную роль в формировании речи у всех детей.
  • Важно формировать у таких детей самостоятельность и умение делать выбор.  Для этого можно и нужно использовать  любые подходящие ситуации, начиная  с того,  от того, что хочет  съесть ребенок (яблоко или банан),  какие штаны надеть (красные или синие) до того во что он хочет поиграть (машинка или кукла). Когда ребенок делает выбор, у него появляется возможность управления ситуацией, возникает чувство своей значимости, появляется активность. И, как следствие, способность к коммуникации. [1]
  • Постоянно разговаривайте с ребенком, если он не может ответить, старайтесь понять и прокомментировать его невербальные сигналы. Всегда опирайтесь на его сильные стороны, уважайте его желания, хвалите его  действия. Обращайте внимание ребенка на позитивные изменения, а не на негативные. Чем больше ребенок не понимает вас, тем больше прикладывайте усилий к его развитию. При выполнении этих простых рекомендаций, даже у детей со сложной структурой дефекта появятся положительные результаты. 
Читайте также:  Синдром вторичной иммунной недостаточности у детей

Список использованной литературы:

  1. Джонсон-Мартин Н.М. и др. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / под ред. Н.Ю. Барановой. — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004. — 336 с.
  2. Жиянова П.Л. Я все смогу. Развитие ребенка в естественной среде. Навыки и компетенции.— Даунсайд Ап, центр сопровождения семьи. — М., 2015 — 151 с.
  3. Е. В. Клочкова. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. — М.: Теревинф, 2014. — 288 с.
  4. Николлс Д., Мартин Р., Валлас Б., Фукс П. От нейрона к мозгу / Пер. с англ. П. М. Балабана, А.В.Галкина, Р. А. Гиниатуллина, Р.Н.Хазипова, Л.С.Хируга. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 672 с.
  5. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг;  под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. — М.: Теревинф, 2010. — 240 с.
  6. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с.
  7. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO. — M., 2001 № 4

Источник

Даты проведения курса: 30.06 – 14.06
Курс повышения квалификации на 72 часа 

Форма обучения очная, очная с применением ДОТ


Набор на курс открыт.

В рамках предлагаемого курса специалисты поделятся своими знаниями и практическим опытом в реализации комплексного подхода к развитию и обучению детей с синдромом Дауна и сочетанными нарушениями (ТМНР) и организации специальных образовательных условий на уровне дошкольного и начального школьного образования.

Слушатели получат сведения о типичных нарушениях развития у детей с синдромом Дауна и ТМНР. Научатся  рассматривать особенности их развития с точки зрения компетентностного подхода, смогут  грамотно подходить к их обучению и  коррекции поведения.

Также на курсу будут рассмотрены методики, которые могут быть эффективно применены в процессе индивидуальной работы для развития речи, развития познавательной деятельности, коррекции сенсомоторных нарушений у детей с синдромом Дауна и ТМНР.

Категория слушателей

Педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, учителя начальных классов, в том числе, работающие по программе 9.1, 9.2.

Этот курс подойдет вам, если:

  • в вашем учреждении есть дети с синдромом Дауна и дети с ТМНР
  • вы планируете создание специальных образовательных условий для детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР
  • вы хотели бы повысить качество образовательных услуг для детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР
  • вы хотели бы развивать инклюзивное образование и включать детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР в группы обычных сверстников.

Разработчик курса – Медведева Татьяна Павловна. Первое образование — высшее медицинское, второе — психологическое. Закончила магистратуру МГППУ по специальности «Педагог-психолог инклюзивного образования». Более 20 лет работает с детьми с синдромом Дауна и детьми с ТМНР.

Автор книги «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна»  и методического пособия по работе с родителями «Команда консультирует семью»,
многочисленных статей для родителей и специалистов.

Ведущие курса – специалисты, имеющие большой практический опыт работы с детьми с синдромом Дауна и детьми с ТМНР, авторы статей, посвященных развитию, обучению и поведению детей с синдромом Дауна и ТМНР.

Учебно-тематический план

Результаты обучения

  • вы научитесь использовать методику и материал для развития навыков счета «Нумикон», позволяющие  детям с синдромом Дауна и ТМНР получить представление о количестве, числе, составе числа, элементарных арифметических операциях на наглядном материале;
  • вы научитесь использовать методику  обучения грамоте по методу Манске, которая, благодаря мультисенсорному подходу, позволяет детям с синдромом Дауна и ТМНР в игровой форме легко и с удовольствие освоить буквы, и может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий;
  • вы научитесь приемам и методам включения ребенка с синдромом Дауна и ТМНР в инклюзивную группу: проведению занятий направленных на взаимодействие между детьми, развитию социально-бытовых навыков.
  • вы узнаете об особенностях работы с родителями детей с синдромом Дауна и ТМНР, организации командного взаимодействия между специалистами, методе командного консультирования для выстраивания партнерских отношений с семьей и единой стратегии работы с ребенком.
Читайте также:  Синдром навязчивых состояний зак брафф

Стоимость курса 15 000 рублей. Данный курс может быть реализован на базе вашего образовательного учреждения. При обучении больших групп слушателей предусмотрены скидки.

Реестровый номер оферты курса на портале поставщиков  1131062-20. 
Шифр курса на портале ДПО  03287-19/20-В.


Требования к слушателям курса

  • наличие высшего образования
  • получение высшего образования в настоящее время.

Документы, необходимые для зачисления на курс

  • скан диплома с приложением об имеющемся высшем образовании, либо справка от образовательного учреждения (для студентов)
  • скан паспорта
  • свидетельство о браке (в случае изменения фамилии)
  • заявление слушателя

Если вы заинтересовались курсом – заполните заявку, мы обязательно свяжемся с вами и ответим на все ваши вопросы. Также с нами можно связаться по телефону +7(495)923-03-65 или почте info@iaba.ru

Преподаватели курса

Медведева Татьяна Павловна
педагог-психолог инклюзивного образования,
автор книг и статей по проблемам поведения и обучения детей с ОВЗ

Источник

Людмила Викторовна
Комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности в ДОУ

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ и родителями.

Вся работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих развитию интереса и мотивации к речевой деятельности детей с синдромом Дауна.

В коррекционной работеиспользуются элементы различных методик: Ю. А Разенковой., О. Б. Закревской, О. В. Боровика, Е. Ф. Архиповой, Е. А. Стребелевой, Т. Н. Новиковой-Иванцовой, М. Монтессори и др.

При организации обучения выделяеется два основных фактора,оказывающих значительное влияние на содержание и организацию ранней помощи:

1. возраст детей и сензитивные периоды развития;

2. особенности развития детей с синдром Дауна.

Работа по речевому развитию носит комплексный характер. Поэтому при составление индивидуальной коррекционной программы необходимо охватить все линии развития ребенка — это зрительные и слуховые реакции, развитие общих движений и действие руки, развитие эмоций и социальное развитие, и, конечно же, речевое развитие, которое складывается из развития активной и понимания речи.

Занятия по развитию речи с детьми носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

Работая с детьми с синдромом Даунаможно проследить закономерность: нарушения в развитии начинают появляться уже с первых месяцев жизни. Это проявляется в задержке формирования всех двигательных функций, что влечет за собой и задержку психических процессов. С начала задержка носит темповый характер, который постепенно приобретает ярко выраженное отставание в развитие.

Необходимо также учитывать, что развитие детей характеризуется неравномерностью.

Научно доказано, что период вокализации и лепета является основополагающим умением для развития речи, укрепляет органы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребенок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормативно развивающихся сверстников, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. Тот факт, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет по мнению ученых две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая – обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно детям нравится слушать собственный голос, но из-за физиологических особенностей строения слухового аппарат, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет важнейшее значение для дальнейшего речевого и психического развития ребенка. Поэтому для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучения и социальной адаптации детей с синдромом Дауна, необходимо ежедневно делать упражнения направленные на развитие слуха и зрения. Развитие слуховых ориентировочных реакций являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи.

Конечно же, ребенка с синдромом Дауна необходимо обучать и общению, такие игры включаются в каждое занятие. Ведь при относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребенка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь ребенка с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы.

Читайте также:  Синдром и болезнь кушинга отличие

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать общаться им на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова, приводят к активизации разговорной речи.

Есть ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи (И. А. Панфилова):

• Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.

• Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.

• Наличие жестов дает детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.

• Использование жестовой речи помогает родителям и педагогам лучше понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

• Знание жестов помогает детям точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

• Наличие у детей возможности использовать средства общения, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вторичные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается, для чего параллельно с их использованием ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звуками, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.

Научные исследования доказали, что без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают проявлять агрессию.

При подготовке к занятию большое внимание уделяется подбору наглядного материала. Зная особенности восприятия детей с синдромом Дауна, его количество не должно рассеивать внимание ребенка, но в тоже время должно быть достаточное для возможности перехода от одного вида деятельности к другому. Использование инновационных технологий, таких как интерактивный стол, также помогает разнообразить и поднять интерес к занятию.

При использовании интерактивного стола детям предлагаются развивающие игры портала «Мерсибо» mersibo.ru, которые не только развивают фонематическое восприятие, крупную и мелкую моторику, звукоподражание и т. д., а так же дают возможность закрепить полученные знания.

В работе с детьми с синдромом Дауна мы часто используем элементы логоритмики. Включение потешек, песенок с элементами логоритмики в режимные моменты помогают увеличить звуковую активность детей.

Такие приемы помогают развить не только слуховые реакции, но и стимулируют развитие мелкой моторики, если использовать, например, мячик с шипами; создают положительный настрой от занятия; развивают тактильную чувствительность; развивают координацию рук; расширяют пассивный словарь; стимулируют ответные реакции в виде активной или жестовой (кивание головой) речи.

Практика также показала, что из-за сложности переноса в большинстве случаев все, что усвоено на занятиях, почти не используется малышом в повседневной жизни. Вот почему для развития ребенка недостаточно специальных занятий в специально отведенное для этого время. Ни в коем случае нельзя забывать, что формируемые навыки должны последовательно включаться в повседневную жизнь.

Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:

• понимание речи намного опережает развитие активной речи;

• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;

• социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой;

• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;

• сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;

• сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;

• отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

В силу того, что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений следует продолжать делать и тогда, когда ребенок уже научился разговаривать.

Таким образом, цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку возможность овладеть языком, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими, поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Список литературы:

1. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» №1 (10). Практические идеи по работе над развитием коммуникативных и речевых навыков у детей с синдромом Дауна. Джулия Хьюз. 2013 г.

2. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Закревская О. В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.

3. Коррекционно-педагогическая работа с детьмидо трех лет с особенностями психофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов/ Е. А. Винникова и др. ; под ред. М. В. Былино. ю Ю. Н. Кисляковой. -Минск. 2009 г. — С. 51-71.)

4. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. Жиянова П. Л. — сотрудник Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Дунсайд АП», специальный педагог,при участии специального педагога Гимадеевой М. Ф. М-2005 г.

Источник