Комплексное развитие детей с синдромом дауна скачать
Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.
Месяц
Задачи
Содержание работы
Результат
Сентябрь
«Игрушки»
Расширение словарного запаса: название игрушек.
Развитие понимания речи. Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.
Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Матрешки» «Здравствуй, мячик».
Игры: « Покажи игрушку» «Что изменилось?» «Собери пирамидку» «Построим из кубиков дорожку»
Рисование и лепка «Мячик большой и маленький» «Шарик».
Обследование игрушек.
Октябрь
«Человек, части тела»
Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.
Развитие моторики рук.
Развитие ориентировочного конструктивного праксиса.
Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Разминаем пальчики». «Раз, два, три, четыре, пять», «Пальчик о пальчик».
Игры: с игрушками вкладышами, «Покажи, где …(носик, ротик, глазки)». «Где же наши ручки?» «Сделай человечка» «Смешная рожица».
Лепка: «Колбаски и бублики»
Упражнение « Покажи части тела»
Ноябрь
«Осень»
Расширение и активизация словарного запаса.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие моторики рук.
Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Осенний букет» «Зонтик» «Осенние листья».Массаж «Дождь».
Игры: «Солнышко и дождик» «Найди и покажи» «Собери овощи в корзинку» «Собери листочки и разложи их по цвету» «Собери орешки для белочки» «Посади цветы на клумбу». «Осенью» «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»- игры с движениями.
Игры с прищепками: «Ветер срывает листья с дерева»
Рисование и лепка «Овощи» «Дождик» «Падают листья» «Листики осенние».
Наблюдения за листопадом. Рассматривание овощей.
Декабрь
«Одежда»
Расширение словарного запаса. Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.
Развитие моторики рук.
Развивать понимание обращенной речи.
Пальчиковые гимнастики: «Варежка» «Носки» «Стирка».
Игры: «Разложи пуговицы по коробочкам » «Гуляем по дорожкам» «Скачет зайка босой» «Найди и покажи одежду» «Сложи одежду в шкаф» «Подбери заплатку» «Повяжи ленту» «Заплатки для сапожка». Игры с прищепками (пуговицами)- «Платье» «Укрась сапожок» «Подшиваем тапочки» «Щетка для обуви» «Зашнуруй ботинок»
Рисование и лепка «Одежда с карманами и пуговицами» «Раскрась одежду (ботинок)» «Красивые сапожки» «Обувь для сороконожки».
Рассматривание одежды и обуви.
Январь
«Зима»
Развивать понимание обращенной речи.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие моторики рук.
Пальчиковые гимнастики: «Снежок» «Закрывайте окна, закрывайте двери»
Игры: «Укрась елку » «Елочные игрушки» «Подбери варежки по цвету» «Помоги зайцу сменить шубку»
Рисование и лепка «Шарики на елочке» «Снежинки» «На деревьях, на лужок тихо падает снежок».
Ручной труд: «Снежки» «Посыпь снежком скользкую дорожку»
Февраль
«Домашние животные и птицы»
Расширение словарного запаса: название животных и птиц.
Развитие понимания речи. Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.
Развивать звукоподражание.
Пальчиковые гимнастики: «Птичка» «Курочка клюет зернышки» «Веселая зарядка».
Игры: «Кто как поет? » «Покормим птичку» «Чудесный мешочек» «Найди маму» «Накорми животных».
Игры с прищепками — «Сделай клюв птицам» «Разноцветные рожки»
Рисование и лепка «Разные следы» «Пятнышки на шерсти» «На лугу» «Щенок» .
Конструирование: «Домики, заборчики для животных, птиц» «На ферме»
Обследование игрушек.
Март
«Семья»
Расширение словарного запаса: мама, папа, бабушка, я.
Развитие понимания речи. Развитие моторики рук.
Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Вот колючий мячик — ежик» «Моя семья» «Теремок».
Игры: « У лисички день рождения» «Колыбельная для куклы» «Наша мамочка устала» «Поставь на место» « Где у мамы глазки, ротик, носик?» «Помоги помыть посуду» «Забей гвозди – сколоти забор» «Разложи конфетки».
Игры с прищепками: «Бусы» «Букет для мамы»
Рисование и лепка «Дым из трубы» «Бабушкин колобок» «Поставь машины в гараж» «Вкусные конфетки».
Ручной труд: «Рыба»
Конструирование: «Домик из кубиков»
Апрель « Дикие животные»
Расширение словарного запаса: название животных.
Развитие понимания речи. Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.
Развивать моторику рук.
Пальчиковые гимнастики: «Зайка» «Белка». Массаж «Мышка» «Мишка».
Игры: «Кто ушел, кто пришел? » «Что изменилось?» «Кто куда спрятался?» «Зайка беленький сидит». «Кто больше?» — расставить игрушки по размеру. Игры с прищепками: «Ежик» «Львиная грива». Игра с пуговицами «Змея»
Рисование и лепка «Разные следы» «Забор в зоопарке» «Пятна на жирафе».
Конструирование: «Домик для зверей» «Вольер»
Май
«Насекомые»
Расширение словарного запаса: название животных и птиц.
Развитие понимания речи. Развиваем игровые действия с игрушками.
Развивать звукоподражание.
Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия: насекомое — летает, кружиться, садиться.
Пальчиковые гимнастики: «Найди бабочку, непохожую на других» «Рассади бабочек на цветы».
Игры: «Сверху — снизу » «Что изменилось?» «Кто большой, а кто маленький?» «Отыщи жука»
Игры с пуговицами: «Бабочка» .
Рисование и лепка «Бабочки на цветах» «Бабочка — красавица» «Бабочка» «Сделай точки божьей коровке».
Ручной труд: «Бабочка» «Построй муравейник»
Обследование и рассматривание игрушек, насекомых
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Презентация по психологии на тему «Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста Подготовили специалист МДОУ №79: педагог-психолог ЖижченкоЕ.А. .
2 слайд
Описание слайда:
Синдром Дауна – это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности. Дети с синдромом Дауна
3 слайд
Описание слайда:
Наиболее отмечается брахио-цефалический череп, косой разрез глаз, эпикант, гипертелоризм, расширенное и уплощенное переносье, короткая шея, широкие кисти с короткими пальцами, типичные дерматоглифические особенности. Клиническая характеристика детей с синдромом Дауна
4 слайд
Описание слайда:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков. 2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно. 3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер. Индивидуально – психологические особенности :
5 слайд
Описание слайда:
4. Использование нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа. 5. Нарушение сенсорного восприятия.
6 слайд
Описание слайда:
1. Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития. 2.Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. 3.Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка. 4.Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала. 5.Коррекционная направленность образовательного процесса. 6.Единство требований в дошкольном учреждении и в семье. Принципы работы с детьми:
7 слайд
Описание слайда:
Формирование системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности. Развитие познавательной активности. Формирование всех видов деятельности. Коррекционно-образовательные цели и задачи в работе с детьми с синдромом Дауна Цели:
8 слайд
Описание слайда:
Задачи: Формирование способов усвоения социального опыта. Преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
9 слайд
Описание слайда:
совместная деятельность со взрослым; деятельность по подражанию; деятельность по образцу; деятельность по словесной инструкции. Этапы обучения:
10 слайд
Описание слайда:
маленькая дозировка с постепенным усложнением после усвоения пройденного материала; наглядно-практическое обучение с последующим проговариванием; постоянная положительная оценка каждого достижения; постоянное повторение пройденного материала с его применением в повседневной жизни; частая смена наглядного материала и видов деятельности; перенос усвоенных знаний в новые условия; игровой характер обучения. Подача материала
11 слайд
Описание слайда:
Мы учимся играя Познавательное развитие 1. Развитие интересов детей, любознательности; 2. Формирование познавательных функций; 3. Формирование первичных представлений о себе, других людях; 4. Сенсомоторное развитие; 5. Развитие ВПФ.
12 слайд
Описание слайда:
Речевое развитие 1. Развитие дыхательных навыков; 2. Развитие артикуляционного праксиса; 3. Постановка звуков, развитие фонематического восприятия; 4. Коррекция лексико-грамматического строя речи; 5. Развитие слоговой структуры слова; 6. Развитие связной речи.
13 слайд
Описание слайда:
Социально-коммуникативное развитие 1. Формирование представлений о самом себе, выстраивание позитивного отношения к себе; 2. Развитие сотрудничества со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия; 3. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
14 слайд
Описание слайда:
Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений искусства; Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Реализация творческой деятельности детей.
15 слайд
Описание слайда:
Театрализованнаяая деятельность Музыкально-ритмические движения Логоритмика Изобразительная деятельность Виды творческой деятельности:
16 слайд
Описание слайда:
. Физическое развитие 1. Развитие двигательных навыков; 2. Развитие общей и мелкой моторики.
17 слайд
Описание слайда:
. Вариативные формы включения в образовательный процесс ДОУ консультативный пункт служба ранней помощи лекотека группа кратковременного пребывания «особый ребенок» комбинированная группа
18 слайд
Описание слайда:
1. Е. В. Поле, П. Л. Жиянова. ОДН — методика формирования основных двигательных навыков. 2. «Шаг за шагом» — методика формирования навыков самообслуживания и поведения в быту. 3. Мойра Питерси, Робин Трилор «Маленькие ступеньки». Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. 4. Стребелева Е.А. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Методики и программы обучения ребенка с синдромом Дауна
19 слайд
Описание слайда:
5. Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П, Соколова Н.Д. Программа «Воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». 6. Методика Ромены Августовой «Развитие речи и обучение чтению». 7. Методика Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна». 8. Жиянова П., Штепа Н. «Начинаем говорить» — методика для развития речи у детей с синдромом Дауна, которая позволяет детям быстрее освоить навыки речи.
20 слайд
Описание слайда:
1. Семинары-практикумы, родительские клубы. 2. Круглые столы. 3. Совместные праздники, досуги, участие в выставках. 4. Тематические консультации. 5. Индивидуальные консультации по запросу. Работа с родителями
21 слайд
Описание слайда:
Излечение хромосомной аномалии невозможно, но систематические занятия и постоянное медицинское наблюдение позволяют ребенку с синдромом Дауна освоить жизненно необходимые навыки, добиться успехов в социализации и развитии. Его можно научить общаться, самостоятельно есть, одеваться, ухаживать за собой, читать, писать, танцевать и делать многое из того, что умеют сверстники.
22 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-547657
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Ольга Никитина
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Пояснительная записка
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год)
В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом синдром Дауна (шифр врача-педиатра — Q-90, шифр врача-психиатра ребенку раннего возраста — F 79.04).
Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детейв специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям.
Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы.
Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, речевое развитие ребенка. Практиче-ская реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования, ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных мате-матических представлений.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
Программа для детей с синдромом Дауна построена в соответствии с принципа-ми, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.
Программа составлена с учетом:
• характера ведущей деятельности;
• структуры и степени выраженности нарушения;
• ведущих мотивов и потребностей ребенка;
• целей дошкольного воспитания.
Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Даунаопирается на сильные стороны их развития:
• относительная сохранность эмоций;
• сохранность зрительно-двигательного восприятия;
• достаточно высокий уровень имитационных способностей;
• относительная сохранность тактильной чувствительности;
• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
• сохранность эмоциональной памяти.
Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития детей имеет коррекционную направленность.
Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (январь) и в конце второго периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ПМПК,по итогам которого:
• дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте;
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в:
• раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;
• определении содержания и методов обучения и воспитания;
• реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка;
• реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.
Отличительная особенность.
Использование программы предполагает большую гибкость. В программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на четыре учебных года, на детей дошкольного возраста (от 3 до 7-8 лет).
Формы и режим занятий. Форма проведения занятий — фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.
Цель программы. Формирование у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.
Программапредусматривает решение ряда задач: диагностических, воспитательных, коррекционных и образовательных.
Диагностические
• Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
• Уточнение диагноза при динамическом наблюдении.
• Определение индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные
• Социализация.
• Формирование самостоятельности.
• Становление нравственной ориентировки.
• Воспитание положительных качеств.
Коррекционные
• Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
• Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.
• Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
• Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Образовательные
• Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
• Развитие познавательной активности.
• Формирование всех видов детской деятельности.
В программевыделены следующие разделы:
• Социальное развитие
•Познавательное развитие:
1.1. Сенсорное воспитание.
1.2. Формирование мышления.
1.3. Формирование элементарных количественных представлений.
1.4. Ознакомление с окружающим
1.5. Развитие речи.
• Формирование деятельности.
1.1 Обучение игре.
1.2 Изобразительная деятельность:
а) лепка
б) аппликация
в) рисование
1.3 Конструирование.
1.4 Трудовое воспитание:
а) воспитание культурно-гигиенических навыков
б) ручной труд
в) хозяйственно – бытовой труд
• Эстетической развитие
1.1 Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность.
1.2 Ознакомление с художественной литературой.
Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Даунаможно условно разделить на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.
II период — декабрь, январь, февраль.
III период –март, апрель, май.
В сентябре1–2 недели проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей.
В сентябре с 3 недели начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детейс задержкой психического развития строится на материале следующих лексических тем:
Источник