Комплексное развитие детей с синдромом дауна раннего возраста есипова
Методические пособия по развитию детей с синдромом Дауна
Малыш с синдромом Дауна. П.Л.Жиянова, Е.В.Поле – https://yadi.sk/i/c7vs6ZLze2ff3
Эта книга для родителей, в семье которых растет малыш с синдромом Дауна. Наряду со среднестатистическими данными о развитии детей с синдромом Дауна читатель получит сведения об основных этапах развития малыша, найдет здесь подробные советы о том, как организовать занятия с малышом в домашних условиях, а также описание методики занятий, которые помогут ребенку расти и развиваться. Книга содержит конкретные рекомендации. Их вполне смогут реализовать даже очень далекие от педагогической науки родители. Мы надеемся, что она окажется полезной и широкому кругу специалистов, работающих с детьми.
Ребенок родился с синдромом Дауна. Беседы психолога. А.Е.Киртоки, Н.В.Ростова – https://yadi.sk/i/n6izvKVse2ft4
У каждого из нас в жизни случаются события, к которым мы не готовы. Рождение ребенка с
синдромом Дауна может восприниматься родителями как непосильный труд, тяжкий крест, а может стать событием, которое обогатит семейную и социальную жизнь семьи, откроет новые
перспективы. Получать радость от общения со своим ребенком, видеть его уникальные качества,
а не только отличия от обычных детей – это, по мнению авторов, – верный путь обретения
счастливого родительского опыта. Брошюра содержит рассуждения психологов-практиков по поводу самых актуальных вопросов, которые им приходится слышать в беседах с родителями, в ней описаны реальные ситуации взаимоотношений, даны рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию начиная с первых месяцев жизни.Издание адресовано семьям детей с особенностями развития, педагогам, врачам, психологам и социальным работникам.
Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы. Сьюзен Дж. Скаллерап – https://yadi.sk/i/5rMYJh1le2fuu
В данном издании представлена наиболее важная информация для родителей детей с синдромом Дауна от рождения до пяти лет. В книге рассказывается о природе синдрома Дауна, об особенностях, присущих детям с этой хромосомной аномалией, об эмоциях, которые испытывает семья при появлении на свет такого ребенка. Авторы делятся советами по уходу за малышами, обсуждают возможные медицинские проблемы, вопросы развития и обучения этих детей. Читатели также найдут в книге правовую информацию, координаты зарубежных и российских служб поддержки, список полезной литературы и интернет-ресурсов. Авторы каждой главы приводят рассказы родителей, которым впервые пришлось столкнуться с воспитанием детей с синдромом Дауна. Книга может быть полезна не только членам семей, но и специалистам разного профиля, занимающимся проблемами здоровья, благополучия, воспитания и обучения детей с синдромом Дауна.
Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста. А.В.Мерковская, Т.П.Есипова – https://yadi.sk/i/RgQmkWwre2fwZ
В настоящем пособии родителям предлагаются конкретные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка в дошкольном детстве — младенческом и раннем возрасте, исходя из закономерных этапов развития ребенка и особенностей, присущих детям с синдромом Дау-
на. Описание каждого этапа начинается с его характеристики. Далее приводятся общие советы по стимуляции и развитию ребенка с синдромом Дауна с описанием специальных игр и упражнений. В конце каждого этапа имеется лист-тест проверки навыков и умений. Это позволит родителям выявить уровень развития их ребенка, определить «слабые звенья» и наметить дальнейший образовательный маршрут. При наличии возможности лучше сделать это со специалистом (педагогом-дефектологом).
Синдром Дауна. Факты – https://yadi.sk/i/Mx0hOqf8e2g3z
В брошюре собрана краткая информация о том, что такое синдром Дауна, описана его специфика и отмечен ряд важных моментов, на которые следует обратить внимание родителям и специалистам. Брошюра предназначена родителям, но может быть полезна медикам, специальным педагогам, дефектологам и логопедам, работающим с детьми с синдромом Дауна раннего, преддо-школьного и дошкольного возраста.
Дневник развития ребенка. П.Л. Жиянова – https://
Источник
Новости
В Воронеже волонтеры из организации «Адаптспорт» провели удаленный мастер-класс для родителей и детей с синдромом Дауна
Алтайский край стал девятым регионом РФ, в котором медики должны будут следовать корректному и этичному порядку сообщения родителям информации о рождении ребенка с синдромом Дауна
Первый ТВ канал покажет документальный фильм «Съесть слона» о людях с синдромом Дауна
В течение месяца участники акции, которая приурочена Международному дню человека с синдромом Дауна, проводят благотворительные, экологические, просветительские мероприятия и помогают татарстанским общественным организациям и фондам
Все новости
2009-2010 гг. Проект реализуется совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Основная цель — всесторонняя поддержка семей с детьми с синдромом Дауна и другими формами умственной недостаточности, повышение родительской компетентности и профессионального уровня специалистов, занимающихся проблемами детей с нарушениями в развитии.
Задачи:
- Обеспечение семей с детьми с синдромом Дауна и другими формами умственной недостаточности информационными, методическими, образовательными и социально-правовыми ресурсами.
- Повышение родительской компетентности, обучение родителей коррекционным методикам для применения в домашних условиях, встраивание обучения ребёнка в повседневную жизнь семьи.
- Обеспечение специалистов, занимающихся проблемами детей-инвалидов, всеми ресурсами, необходимыми для организации эффективной помощи и высокого качества ухода за детьми.
- Повышение профессиональной компетентности специалистов по вопросам ранней коррекционно-педагогической помощи детям с синдромом Дауна и другими формами умственной недостаточности.
- Создание консультационно-методических отделов Ресурсного центра в районах г. Новосибирска и Новосибирской области.
- Создание положительного информационного пространства, способствующего формированию уважительного отношения к детям с особыми потребностями.
Промежуточные итоги проекта:
- Осуществлена подготовка, издание, тиражирование информационных и методических материалов.
- Изданы информационные буклеты:
- презентационный буклет об услугах Ресурсного центра – 1000 шт.;
- информационный буклет «Ранняя коррекционно-педагогическая помощь. Семейно-центрированные технологии» — 1000 шт.;
- информационный буклет «Психологическая поддержка семьи» — 1000 шт.
- Переизданы собственные методические рекомендации «Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста».
- Изданы методические рекомендации для специалистов учреждений социальной защиты, здравоохранения и консультационно-методических отделов Ресурсного центра по технологиям взаимодействия с семьей.
- Подготовлены полноцветные наглядные пособия для родителей, выдаваемых во временное пользование семьям для выполнения поставленных коррекционно-развивающих задач в развитии ребенка (15 комплектов).
- Полностью закуплено развивающее оборудование и материалы системы Монтессори.
- Продолжается работа с целевыми группами проекта (дети с синдромом Дауна и другими формами умственной недостаточности раннего возраста; семьи с детьми с синдромом Дауна и другими формами умственной недостаточности). За отчетный период в Ресурсный центр обратились 32 семьи с детьми с синдромом Дауна от рождения до 5 лет.
- Проведена серия семинаров для специалистов учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения.
- 14.04.10г. проведён круглый стол «Особенности организации помощи семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, на базе ресурсных центров города Новосибирска и Новосибирской области».
Итоги реализации проекта «Ресурсный центр для семей с детьми с синдромом Дауна, проживающих на территории г.Новосибирска и Новосибирской области»
- Сформирован Фонд развивающих игр, пособий, сенсомоторного оборудования, оборудования для двигательного развития для предоставления семьям во временное пользование для выполнения коррекционных мероприятий в домашних условиях. За период реализации проекта услугами Фонда воспользовались 50 семей.
- Произведена подготовка, переиздание и распространение брошюры для родителей детей с синдромом Дауна «Лучик надежды», тираж 500 экз.
- Осуществлена подготовка, издание и распространение собственных методических материалов для родителей и специалистов «Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста», тираж 500экз.
- Осуществлена подготовка, издание и распространение собственных методических рекомендаций «Ресурсный центр как форма организации помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья» среди специалистов учреждений социальной защиты, здравоохранения и консультационно-методических отделов Ресурсного центра по технологиям взаимодействия с семьёй. Распространение производилось на тематических семинарах, в рамках рабочих встреч, в рамках предоставления ресурсной помощи специалистам.
- Производилась выдача во временное пользование семьям для выполнения поставленных коррекционно-развивающих задач в развитии ребёнка изданных полноцветных наглядных пособий для родителей.
- Было организовано консультирование специалистами Ресурсного центра семей с детьми с синдромом Дауна и другими формами умственной недостаточности.
- Была организована работа по обеспечению ресурсами и консультированию специалистов по вопросам ранней помощи, обучению их коррекционным методикам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Была организована работа с целевыми группами проекта (дети с синдромом Дауна и другими формами умственной недостаточности раннего возраста; семьи с детьми с синдромом Дауна и другими формами умственной недостаточности). За период реализации проекта в Ресурсный центр обратились 53 семьи с детьми с синдромом Дауна от рождения до 5 лет. С каждой семьёй заключено соглашение о сотрудничестве. Все семьи обеспечены информационными, методическими и социально-правовыми ресурсами. Все обращения семей зафиксированы в журнале обращений.
- За время реализации проекта проведено:
— 433 консультации педагога-дефектолога;
— 447 консультации логопеда;
— 327 консультации психолога.
На консультациях педагога-дефектолога родители получали знания о развитии сенсорной, моторной, когнитивной сферы, о развитии конструктивной деятельности, об особенностях обучения ребёнка игре.
На консультациях логопеда производилась диагностика речевых нарушений ребёнка. Родители получали знания о формировании звукопроизношения, приёмах стимуляции речи посредством окружающей среды, об использовании средств альтернативной коммуникации, о стимуляции речи посредством окружающей среды.
Консультации психолога были направлены на формирование конструктивных детско-родительских отношений, повышение социальной активности семьи. Также рассматривались способы повышения коммуникативной и познавательной активности ребёнка, развития эмоционально-волевой сферы ребёнка.
В целом консультации специалистов были направлены на активизацию собственных ресурсов семьи через повышение родительской компетентности в вопросах оказания коррекционно-развивающей помощи ребёнку, получение примера конструктивного взаимодействия специалистов с ребёнком, получение знаний об организации домашней развивающей среды и проведении развивающих мероприятий в домашних условиях.
Разработаны индивидуальные программы поддержки для 37 семей целевой группы. 1 раз в квартал проводились междисциплинарные оценки уровня развития каждого ребёнка. Все записи по консультациям фиксировались по разработанной документации.
По результатам проведённых междисциплинарных оценок у всех детей отмечена положительная динамика в развитии, также повысился уровень включённости родителей в процесс развития ребёнка.
- Проводилось обучение родителей коррекционным методикам для применения в домашних условиях, встраивание обучения ребёнка в повседневную жизнь семьи, реализация индивидуальной коррекционной программы ребёнка при консультативной поддержке специалистов.
- Проведены тематические семинары для родителей:
— 06 ноября 2009г. по теме «Оптимизация внутрисемейных условий, обеспечивающих развитие ребёнка с психофизическими недостатками, средствами диагностики и коррекции».
— 09 декабря 2009г. по теме «Нормализация детско-родительских отношений. Работа в диаде «мать-дитя».
— 26 января 2010г. — «Развитие двигательной сферы детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья».
— 18 февраля 2010 г. — «Развивающие игры для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья».
- Проведены информационные семинары для специалистов учреждений здравоохранения и социальной защиты.
— 19 ноября 2009г. по теме «Особенности медико-социального сопровождения семей с детьми с синдромом Дауна раннего возраста» для специалистов учреждений здравоохранения (количество участников – 28 чел.).
— 18 декабря 2009г. по теме «Особенности медико-социального и психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с синдромом Дауна раннего возраста» для специалистов учреждений социальной защиты населения (количество участников – 24 чел.).
— 17 марта 2010г. по теме: «Особенности медико-социального и психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с синдромом Дауна раннего возраста» (количество участников – 34 чел.)
— 01 апреля 2010г. по теме: «Особенности медико-социального и психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с синдромом Дауна раннего возраста» (количество участников – 30 чел.)
- Было организовано психологическое консультирование семей с целью обучения взаимодействию с ребёнком и формирования детско-родительских отношений.
- Организовано 216 индивидуальных занятий с детьми по арт-терапии.
Занятия были направлены на:
— развитие навыков мелкой моторики;
— формирование предметно-игровых действий;
— развитие сюжетной, сюжетно-ролевой игры посредством театра;
— развитие исследовательской деятельности ребёнка;
— развитие познавательной активности и интереса в процессе творческой деятельности;
— регуляцию эмоционального состояния ребёнка средствами арт-терапии.
- Организовано 64 групповых занятий с детьми. Групповые занятия состояли из двух частей, первая из которых проводилась дефектологом, вторая — арт-терапевтом.
На групповых занятиях отрабатывались следующие коммуникативные навыки:
— навыки взаимодействия детей в группе;
— умение слушать и выполнять инструкции педагога;
— умение совершать последовательные действия;
— умение соблюдать очерёдность;
— умение уступать друг другу.
Наряду с этим на групповых занятиях отрабатывались навыки и умения, направленные на развитие двигательной, сенсорной, когнитивной сферы; развитие крупной и мелкой моторики; развитие речевой активности и др.
- За период реализации проекта в Ресурсный центр обратилось 33 специалиста из учреждений образования и социальной защиты для получения консультаций и ресурсов (информационных, методических, образовательных).
- Открыты консультационно-методические отделы в 5 районах области и города.
— 22 апреля 2010г. — рабочая встреча специалистов ресурсного центра ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ» (Есипова Т.П., Века Л.М.) со специалистами МУ «Комплексный центр социального обслуживания города Оби».
— 05 мая 2010г. — рабочая встреча специалистов ресурсного центра ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ» (Есипова Т.П., Века Л.М.) со специалистами МБУ г. Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения Советского района».
— 16 июня 2010г.- 19 июня 2010г. — рабочая встреча специалистов ресурсного центра ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ» (Есипова Т.П., Века Л.М., Шелепова А.В.) со специалистами МУ «Центр социальной помощи семье и детям Куйбышевского района».
— 10 – 13 августа 2010г.– рабочая встреча специалистов ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ» (Есипова Т.П., Века Л.М., Шелепова А.В.) со специалистами МОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида г. Искитим НСО.
— 7-9 августа рабочая встреча специалистов ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ» (Есипова Т.П., Века Л.М., Шелепова А.В.) со специалистами МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Чановского района» р.п. Чаны НСО с целью открытия на базе данного учреждения консультационно-методического отдела Ресурсного центра. В рамках встречи был проведён обучающий семинар, была
- В отделы переданы демонстрационные стенды и информационно-методические материалы. Специалисты на местах обучены новой технологии. Открытие отделов ресурсного центра официально закреплено в соглашениях с учреждениями. Таким образом обеспечена доступность помогающих услуг семьям целевой группы, проживающим в районах города и области.
- Проведены оценки эффективности работы консультационно-методических отделов Ресурсного центра (супервизии).
- На местном радиовещательном канале регулярно освещается деятельность Ресурсного центра (передача Микрофорум).
- В газете «Ведомости» размещена статья «Раз ступенька, два ступенька». В статье освещён опыт организации и функционирования Ресурсного центра на базе ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ», приведены высказывания специалистов различных структур о важности и необходимости междисциплинарного взаимодействия, которое возможно осуществить через создание на территории города Новосибирска и Новосибирской области сети ресурсных центров и консультационно-методических отделов.
- В ходе проекта был снят просветительский фильм о Ресурсном центре «Ресурсный центр – новая идея, новое качество жизни», о методах и работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста. Продолжительность фильма – 19 минут. В фильме представлена деятельность ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ» в рамках предоставления ресурсной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Фильм носит просветительский характер, он способствует привлечению внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. Фильм предназначен для широкой аудитории.
- 19 марта 2010 года в пресс-клубе Новосибирского союза журналистов состоялась презентация фильма «Ресурсный центр: новая идея – новое качество жизни». Презентация фильма была приурочена к Всемирному дню человека с синдромом Дауна (21 марта). На мероприятии присутствовали специалисты различных структур, родители детей с синдромом Дауна. Также мероприятие посетили журналисты газеты «Ведомости» и тележурналисты каналов РБК-Новосибирск, Новосибирское муниципальное телевидение. Общее количество участников мероприятия – около 35 человек.
- 20 марта 2010 года на каналах РБК-Новосибирск, Новосибирское муниципальное телевидение вышли телепередачи, освещающие презентацию фильма, что способствовало информированию широкой общественности о Проекте.
- Проведена оценка эффективности проекта. При оценке эффективности было выявлено, что достигнутые результаты соответствуют планируемым.
- Были предприняты следующие меры по обеспечению дальнейшего развития услуги и внедрения в практику государственных учреждений:
— разработана модель Ресурсного центра, действующего на базе Комплексного центра социального обслуживания населения.
— 14апреля 2010г. был проведён круглый стол «Особенности организации ранней помощи детям с нарушениями в развитии в районах области и сельских районах» (количество участников – 25 специалистов).
— По итогам работы круглого стола был принят проект обращения к руководству Департамента социального развития, в котором отражены основные положения, касающиеся актуальной помощи специалистам комплексных центров, планирующих открыть на базе своей организации ресурсный центр.
Источник