Комплексная терапия астенического синдрома у детей

Комплексная терапия астенического синдрома у детей thumbnail

Комментарии

Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5].
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11].
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13].
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19].
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

  • Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
  • Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
  • Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
  • Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
  • Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.
Читайте также:  Основные симптомы и синдромы при диагностике

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].

  • Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
  • Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
  • Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
  • Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].

ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25].
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Читайте также:  Злое время биография посттравматического синдрома

Список литературы находится в редакции.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник

Астенический синдром

Среди лиц, чья профессиональная деятельность связана с ненормированным рабочим графиком, ночными сменами, симптомы данного состояния в той или иной степени встречаются в 90% случаев.

Астения ухудшает качество жизни больных, а тяжёлые формы расстройства могут полностью лишать пациентов работоспособности.

Исследования в области причин возникновения патологии, механизма её развития, мероприятий по диагностике и лечению продолжаются и сегодня, хотя учёные и медики всего мира уже добились больших успехов в понимании того, почему возникает данный синдром.

Причины возникновения заболевания

Астения (от греч. asthenia – «бессилие») – общая патологическая реакция организма на любой раздражитель, угрожающий снижением энергетических ресурсов. По МКБ-10 данное состояние имеет шифр R53.53

Патология чаще развивается у женщин молодого, трудоспособного возраста, однако может возникать и у мужчин, и у детей, и у лиц пожилого возраста (старческий тип астении).

Этиология возникновения синдрома очень широка. Данное состояние может возникать по следующим причинам:

  • Психические и психофизиологические проблемы. Астенический синдром может быть спровоцирован перегрузками и истощением нервной системы: триггеры — стрессы, усиленная подготовка к экзаменам, соревнованиям, напряжённая работа, требующая постоянной концентрации, неразрешённые психологические конфликты.
  • Поражения головного мозга органического генеза: ЧМТ, контузии, сотрясения, опухоли и кисты.
  • Сосудистые мозговые изменения. Инсульты, инфаркты и другие сосудистые катастрофы, возрастные уплотнения, атеросклероз, энцефалопатия.
  • Интоксикации организма психоактивными веществами, алкоголем.
  • Соматические заболевания. Хронические заболевания (язва желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма, диабет, артериальная гипертензия) и длительно протекающие, персистирующие инфекции, онкологическая патология, болезни крови и соединительной ткани.

Причинами возникновения болезни в детском возрасте чаще становятся острые респираторные заболевания, протекающие часто и в тяжёлой форме, а также подавленные, невыраженные эмоции гнева, обиды, страх, психотравмирующие ситуации в семье.

Вышеперечисленные состояния или их совокупность являются триггерами, запускающими сложные нейропсихологические процессы, приводящие к развитию астенического синдрома.

Что такое астенический синдром

Механизм развития

В норме на любой раздражитель организм  здорового человека выдаёт ответ в виде пика реакции, который имеет определённый период угасания. Чем более  мощный раздражитель, тем больше пик и дольше период угасания. Из таких пиков и периодов формируется «рабочий фон»  и нормальная работоспособность.

А что происходит, когда организм испытывает астеническое состояние?

Даже самый незначительный раздражитель даёт  максимальный пик, после которого нарушается восстановительный период. Это происходит из-за того, что нервная система пациента истощена, ослаблена под воздействием тех или иных причинных факторов.

Такой чрезмерный ответ на любой триггер приводит к тому, что нервная система находится в постоянном, хроническом напряжении, организм не расслабляется, нет адекватного периода восстановления.

Астеническое состояние включает в себя  повышенную возбудимость, и в то же время – чрезмерную истощаемость нервных процессов с соответствующей клинической картиной.

Клиника астенического синдрома

Симптомы заболевания

Клиническая картина астенического расстройства многообразна. Пациенты часто предъявляют жалобы на:

  • Постоянную усталость, не исчезающую после полноценного отдыха, сна.
  • Слабость, повышенную утомляемость.
  • Вялость, ощущение разбитости.
  • Перманентное чувство сонливости.
  • Нарушения сна: сложности засыпания, поверхностный сон. После пробуждения силы при астеническом синдроме не восстанавливаются, в отличие от обычной усталости, нет чувства бодрости и энергии.
  • Повышенную тревожность.
  • Лабильное настроение (характерны резкие его перепады).
  • Эмоциональную неустойчивость: плаксивость, эпизоды непреодолимой агрессии.

Симптомы астенического синдрома

Страдают не только психоэмоциональные реакции, но и волевые качества личности. У пациентов может появиться неусидчивость, неспособность доводить дело до логического завершения. Нарушается память, появляется рассеянность, невозможность сосредоточения, утрачивается способность к длительному умственному труду.

При астении часты симптомы вегетативного характера, причём они имеют «летучий» характер: пациента беспокоит «то одно, то другое», жалоб очень много, у человека буквально каждый день то появляются новые симптомы, то исчезают прежние. Однако при обследовании пациента органических расстройств функционирования внутренних органов не наблюдается.

Читайте также:  Симптомы и синдромы при всд

Вегетативные проявления астенического синдрома могут включать следующие субъективные признаки со стороны нарушений в работе внутренних органов:

  • субфебрильная температура тела (37-37,5 С);
  • озноб или ощущение жара во всем теле («приливы»);
  • чувство нехватки воздуха;
  • сердцебиение;
  • неприятные ощущения в области сердца (пациенты описывают как «ноет», «покалывает», «давит»);
  • чувство дискомфорта по ходу ЖКТ;
  • неустойчивость стула по типу запоров или поносов;
  • мышечные боли.

При лабораторном и инструментальном обследовании по поводу жалоб пациента со стороны исследуемых систем патологических отклонений не наблюдается.

Очень часто на фоне истощённой нервной системы пациента, многочисленных вегетативных признаков болезни у человека развивается депрессивный синдром: преобладает подавленное настроение, апатия, мрачные суицидальные мысли.

У разных пациентов степень выраженности синдрома может индивидуально разниться. Астенические проявления могут проявляться в легкой степени: человек живет с болезнью, несколько теряя качество жизни, но сохраняя работоспособность, социализацию. В другом случае психологическое состояние пациента может быть тяжёлым и требующим квалифицированной врачебной помощи. Любые признаки данного состояния, беспокоящие человека более 2 месяцев, – повод обратиться к врачу.

Формы болезни

В зависимости от того, какая причина лежит в основе патологии, выделяют разновидности астенического синдрома, каждая из которых имеет свои специфические особенности клинической картины. Основными формами синдрома являются:

  1. Психогенный. Возникает, если в основе заболевания находятся психотравмирующие ситуации (конфликты, стрессы). Возникает неадекватное психотравмирующей ситуации нервно-эмоциональное напряжение, оно истощает организм пациента.
  2. Сосудистый. Часто развивается у пожилых людей вследствие сосудистых изменений головного мозга. Отличительными клиническими симптомами являются слезливость, забывчивость, рассеянность, излишняя сентиментальность. Слёзы в данном случае являются максимальным проявлением эмоциональной вовлеченности, они появляются при любых незначительных событиях, «пустяковых» для здорового человека поводах.
  3. Травматический. Возникает в результате перенесённых травм: ЧМТ, контузий. Характеризуется тем, что человек на незначительный раздражитель реагирует чрезмерной агрессивной реакцией: вербальной или даже физической. После выплеска агрессии пациент чувствует крайнюю степень физического и психоэмоционального истощения и упадок сил.

В практике часто встречаются стертые или комбинированные формы со смешанной, вариабельной клиникой.

Существует ещё одна классификация астении, согласно которой она бывает:

  • Первичной. Это самостоятельное заболевание, обусловленное психогенными и конституциональными особенностями. Пациенты, как правило, имеют худощавое телосложение, высокий рост, плохо переносят физические, эмоциональные нагрузки, стрессовые ситуации.
  • Вторичной. Симптомы болезни возникают на фоне соматических, инфекционных заболеваний, перенесённых травм. Клинические признаки астении могут быть следствием употребления лекарственных веществ (антидепрессантов, снотворных, диуретиков), алкогольной интоксикации, профессиональных вредностей.

Как лечить патологию?

Прежде чем начать лечение проявлений астении, врачу следует исключить все возможные соматические заболевания, имеющие сходную клиническую симптоматику. Лишь удостоверившись в том, что у пациента нет органических поражений внутренних органов, «повинных» в жалобах больного, врач разрабатывает комплексную программу терапии.

Медикаментозная терапия

Лечение астенического синдрома у детей и взрослых требует индивидуального подхода, особенно при выборе лекарственных препаратов.

Если представить схему медикаментозного лечения обобщённо, для наглядности в ней можно выделить основную (препараты, которые чаще назначают в начале лечения)  и дополнительную части (препараты, рекомендованные после стабилизации состояния пациента).

Основная часть медикаментозного лечения включает в себя следующие группы препаратов:

  • Седативные (Персен) – способствуют снятию излишней тревоги, напряжения, расслабляют организм, снимают высоту пиков в ответ на раздражитель.
  • Сосудистые (Циннаризин) – улучшают кровообращение головного мозга.
  • Ноотропы (Ноотропил) – назначаются при излишней слабости, обладают стимулирующим действием.
  • Снотворные (Мелаксон, Донормил) – рекомендованы при расстройствах сна.

Дополнительная часть медикаментозной терапии назначается после относительной стабилизации состояния пациента на фоне приема лекарственных препаратов, цель дополнительного лечения – восполнение энергетических запасов, скорейшее восстановление организма. Врачом могут быть рекомендованы:

  • Адаптогены (женьшень, элеутерококк, лимонник).
  • Витамины группы В (Нейромультивит).
  • Витамины, обладающие антиоксидантным действием (витамины А, Е,С).
  • БАДы.
  • Глицин.

Профилактика астенического синдрома

Прием адаптогенов нежелательно осуществлять в начале терапии, когда организм пациента пребывает в глубоком истощении. Так можно «выдернуть» из организма и так практически расходованную энергию.

Следует принимать данную группу препаратов  в строгом соответствии с инструкцией по применению или по рекомендациям врача после того, как пациент достиг стабильно положительной динамики в лечении на фоне приема седативных, ноотропных или снотворных препаратов.

Физические упражнения

Физическая активность доказано снижает уровень тревожности, депрессивных расстройств, снимает излишнее эмоциональное напряжение.

Полезна при астении пешая ходьба,  гимнастика, занятия теннисом, фитнес. Нагрузку полезно сочетать с водными процедурами,  физио-и рефлексотерапией.

Психотерапевтические методики

Занятия с психотерапевтом как индивидуальные, так и групповые, аутотренинги, обучение правильному дыханию, релаксации – важная часть успешного лечения.

Рациональная психотерапия, аутогенная тренировка позволяют пациенту лучше понять природу своей болезни. А когда знаешь «врага в лицо», гораздо проще бороться с ним.

Первые сеансы психотерапии проходят обычно со специалистом, затем пациент после освоения техник может продолжать лечение самостоятельно в домашних условиях.

Астенический синдром – это заболевание, требующее помощи специалистов и серьёзного подхода к лечению. Не следует пытаться справиться с болезнью самостоятельно, лечится народными средствами или по совету родственников и друзей. При обнаружении у себя симптомов, указывающих на астеническое состояние, нужно обратиться к врачу.

Для подготовки статьи использовались следующие источники:

Юдельсон Я. Б., Макарова М. А., Кугелева А. О. Лечение функциональной астении // Журнал Вестник Смоленской государственной медицинской академии — 2003.

Юдельсон Я. Б. Новые возможности лечения функциональной астении и тревоги // Журнал Вестник Смоленской государственной медицинской академии — 2007.

Турушева А. В., Фролова Е. В., Дегриз Ж. М. Эволюция теории старческой астении // Журнал Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова — 2017.

Источник