Комплексная оценка общего адаптационного синдрома у детей доу
Важной задачей практических психологов и воспитателей является информирование и консультирование родителей по облегчению адаптации ребенка к условиям детского сада. Рассмотрим симптомы адаптационного синдрома и подумаем, как, совместно с родителями, помешать его развитию.
Даже незначительные изменения в жизни ребенка приводят к нарушению его эмоционального состояния, сна, аппетита и т.д., а такое важное событие, как вступление в дошкольное учебное заведение — это настоящее испытание адаптационных возможностей организма ребенка, которое может привести к развитию адаптационного синдрома.
Адаптационный синдром — это совокупность адаптационных реакций ребенка, возникающие как ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.
В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:
1. Тревожность, которая может длиться от нескольких часов до двух суток, включает в себя две фазы — шок и послешоковая реакция (на последней происходит мобилизация защитных реакций организма);
2. Сопротивляемость — устойчивость организма к различным влияниям повышается, что приводит либо к стабилизации, либо к истощению;
3. Истощение — защитные реакции организма ослаблены, организм и психика утомлены.
Во время адаптационного синдрома у ребенка могут наблюдаться похудение, падение кровяного давления, ухудшение аппетита и сна и тому подобное. Поэтому для недопущения острых реакций организма ребенка родители должны заранее, за несколько месяцев до вступления в детский сад, принять меры.
Анализируем симптоматический комплекс адаптации
В каком бы возрасте ребенок впервые не пришел в дошкольное учебное заведение, для него это сильное стрессовое переживание. На уровне физиологии в период адаптации определяют десинхронизующее влияние подкорки на кору больших полушарий головного мозга ребенка. В то же время происходит активизация отдела вегетативной нервной системы, который отвечает за реакцию и поведение ребенка в стрессовых ситуациях. Вследствие этих физиологических процессов у дошкольника-новичка наблюдают:
— реакцию тревожного ожидания;
— нарастание нервного напряжения;
— повышение мышечного тонуса;
— спазм периферических сосудов и тому подобное.
Выделяют у ребенка, только что пришедшего в детский сад, среди других, и такие внешние признаки, как:
— бледность или покраснение кожи;
— изменение частоты дыхания и пульса;
— выраженная настороженность и беспокойство.
В первые дни пребывания в детском саду новые дети практически не общаются и нечетко воспринимают то, что им говорят. Они обычно наблюдают за поведением других детей и взрослых, присматриваются и прислушиваются. Их деятельность, как правило, хаотична и непродуктивна.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Гораздо легче дети-новички воспринимают невербальные сигналы — интонацию говорящего, его мимику и жесты, чем словесные инструкции.
Следует отметить, что в период адаптации происходит слом привычного стереотипа жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно. Кроме того, психику ребенка травмирует разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые беспокоились о нем с рождения. Особую роль в этой вынужденной ситуации играет тот факт, что маленький ребенок не умеет мыслить во временной перспективе, то есть ребенка преследует мысль: «Мама уходит навсегда!». Это порождает тревогу, неуверенность, незащищенность, к которым часто добавляются чувство одиночества, ненужности.
Во время периода адаптации к новым условиям жизни поведению детей характерны:
— повышенная возбудимость;
— раздражительность;
— несдержанность;
— капризность;
— крик и плач.
Ребенок пытается изменить положение вещей, которое его не удовлетворяет, и, одновременно, проверить, насколько может рассердиться мать, которая не хочет его больше видеть, и взрослые, с которыми его оставляют, а также определить таким образом, хорошие они или нет.
Возможен и другой вариант развития событий, ведь для некоторых детей, наоборот, характерны депрессивные реакции:
— заторможенность;
— отчужденность от окружающих;
— закрытость от окружающей среды.
Совсем необычным для ребенка является и пребывание в детском коллективе среди 15-20 сверстников, это значительная нагрузка для его нервной системы. Дошкольник входит в достаточно сложную систему отношений, распределение игрушек, внимание воспитателя, согласование намерений и желаний разных детей. Важно понимать, что даже повышенный уровень шума в группе сначала травмирует психику ребенка и только через некоторое время наступает привыкание.
Выделяют следующие причины стрессовых перегрузок ребенка:
— отличное от семьи демографическое положение — один взрослый и много детей;
— достаточно строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых ребенка могут отругать;
— игнорирование некоторых потребностей ребенка;
— общение сразу со многими взрослыми людьми, которые являются чужими и от которых ребенок зависит, часть из них может ему не нравиться;
— длительное пребывание в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна.
Важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень внимательно, заботливо, пытаясь помочь ему пережить этот сложный период в жизни, а не были назойливыми наставниками и борцами с детскими капризами.
class=»eliadunit»>
Помогаем родителям облегчить адаптацию ребенка
Перед тем, как идти в детский сад, родители должны спокойно и просто объяснить ребенку, что в детском саду он, как и все дети, останется без родных, а также пообещать непременно очень скоро его забрать.
Чтобы ребенку было легче ориентироваться, целесообразно разделить его пребывание в детском саду на короткие промежутки времени: «Сначала ты поиграешь игрушками, потом позанимаешься, а когда вы с детьми пойдете на прогулку, я за тобой приду».
Вечером родителям следует договориться с ребенком о том, что завтра он побудет немного сам с воспитателем. Обязательно необходимо обосновать свое отсутствие «неотложными» делами. Если при первом же напоминании ребенок напрягается, лучше пока не рисковать, подождать некоторое время.
Первый день в детском саду не может продолжаться более 1,5-2 часов. В дальнейшем время пребывания ребенка в группе следует увеличивать осторожно и постепенно, ориентируясь на поведение ребенка и обсудив это с воспитателем.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Ребенок чувствует настроение родителей и также нервничает, если нервничают и переживают они. Поэтому, родителям стоит настроиться на позитивные мысли, на то, что все будет хорошо. Ребенок, не увидев тревожных, несколько растерянных, или же и вовсе испуганных глаз родителей, и сам убедится, что все хорошо.
Первый день пребывания в детском саду должен приходиться не на начало недели, а на среду или четверг — день, ближе к выходным. Сокращенная рабочая неделя и соответственно увеличенные выходные позволят ребенку полноценно восстановить силы организма.
Не следует забывать также и о такой особенности маленьких детей, как «заражение эмоциями» — заплакал один ребенок, и почти сразу начинают плакать еще двое-пятеро уязвимых, тех, кто находится в детском саду меньше времени. Такое «заражение», конечно, негативно влияет на психофизическое состояние ребенка, а потому, прежде чем вести ребенка в детский сад, родители должны узнать, сколько новичков принимают в группу в течение недели, в какое время их приводят. Если одних новичков приводить в группу в утренние часы, то других следует принимать во второй половине дня. Если их больше чем три, то лучше вообще перенести первый день посещения детского сада на следующую неделю.
О продолжительности пребывания второго дня следует договориться с воспитателем, обсудив поведение ребенка в первый день. За первую неделю количество часов, проводимых ребенком в детском саду не должно превышать трех часов в день. Увеличивать время пребывания ребенка дошкольного возраста в новом коллективе можно только ориентируясь на его хорошее эмоциональное состояние.
Желательно, чтобы родители детей-новичков вечером дома обязательно отпраздновали радостное событие вступления в детский сад, рассказали всем домашним, как ребенок провел там время, с какими детьми там познакомился, в какие игры играл. Следует поделиться в ближайшем окружении положительными эмоциями о пребывании ребенка в детском саду.
В дальнейшем родители должны как можно чаще советоваться с воспитателем, совместно анализировать поведение, настроение и состояние ребенка. Возможно, через некоторое время у ребенка появятся признаки усталости. В таком случае необходимо несколько дней приводить его в детский сад только на прогулку или удлинить выходные за счет хотя бы понедельника. Если пренебречь симптомами усталости на начальном этапе адаптации, то это может привести к развитию адаптационного синдрома, ведь нервная система ребенка имеет довольно низкую работоспособность, а, находясь в стрессовой ситуации, становится еще более уязвимой. Чтобы избежать осложнений и обеспечить легкий адаптационный период следует обеспечить оптимальный постепенный переход ребенка из семьи в доу, и таким образом обеспечить одну из основных потребностей маленького ребенка — потребность в постоянном окружении.
Внимание к ребенку в период адаптации
Казалось бы, сделано много, ребенок установил контакт с воспитателем, свободно ориентируется на игровой площадке, в групповой комнате и в остальных помещениях. И все равно он страдает из-за разлуки с родителями. Ребенок плаксив, просится на руки ко всем домашним, вроде проверяет, любят еще его родные или нет. В этом случае ребенку полезно спокойно, без напряжения завтракать и обедать дома. Необходимо быть очень внимательным к ребенку, обеспечить телесный контакт, поскольку тактильные ощущения: объятия, ласки и т.д., действительно успокаивают ребенка.
Кроме того, следует обеспечить ребенку облегченный режим дня: раньше укладывать спать, дольше находиться с ним в момент засыпания, предлагать любимую еду, не кормить насильно. Дети в это время теряют много энергии, а нервное напряжение сказывается на многих процессах:
— кто только начал говорить, может перейти снова на лепет и жесты в общении;
— кто недавно пошел, может вернуться к ползанию;
— ребенок уже ел самостоятельно и довольно аккуратно, а теперь просит, чтобы его кормили.
Во время адаптационного периода родителям необходимо создать условия для спокойного отдыха ребенка дома.
Снижаем риск заболевания ребенка-новичка
Большинство детей действительно начинают болеть в период адаптации. Это связано с функциональной незрелостью организма маленького ребенка, поэтому ему нужна особая забота и попечение взрослых.
Эмоциональный шок, который переживает ребенок, резко снижает защитные силы организма. Однако действительными причинами такого болезненного состояния редко выступает непосредственное инфицирование или ошибки и упущение персонала детского сада. Часто болеть начинают именно те дети, которые не могут привыкнуть к изменениям в своей жизни, приспособиться к новым условиям, переживают сильный стресс из-за посещения детского сада. Именно стрессовая ситуация в период адаптации значительно ослабляет иммунную систему ребенка.
Следует отметить, что заболевания в период адаптации, в редких случаях действительно являются результатом инфицирования, в основном психосоматические, то есть они являются защитной реакцией на психологический дискомфорт, переживания ребенка. Нервная система ребенка претерпевает большие нагрузки, поэтому организм ребенка прибегает к «психосоматической защите»:
— повышение температуры;
— затрудненное дыхание;
— рвота;
— кишечно-желудочные расстройства;
— сыпь на коже.
Заболев, ребенок возвращается в привычную домашнюю обстановку, в которой он хорошо адаптирован. Такой «уход в болезнь» от стрессовой ситуации продолжаться до тех пор, пока ребенок окончательно не приспособится к условиям детского сада, не почувствует себя в безопасных и привычных для него условиях. Предотвратить этот «уход» можно путем снижения интенсивности нагрузки, то есть, сократив время пребывания ребенка в дошкольном учебном заведении или создав облегченные условия.
Изменения в эмоциональном состоянии, кроме резкого повышения заболеваемости, приводят также к нарушениям сна, резкого уменьшения веса, что у ребенка обычно приводит к ухудшению физического здоровья. И вместе со снижением речевой активности и игровой деятельности составляют симптоматический комплекс адаптации — показатели, по которым оценивают продолжительность адаптационного периода и его сложность.
Характерной реакцией ребенка в период адаптации является ощущение озноба, которое объясняют возрастными особенностями периферического кровообращения в ситуации стресса. У ребенка мерзнут ножки, ручки. Поэтому стоит позаботиться, чтобы в первые недели он обязательно носил теплые носки и кофточку. Так можно снизить вероятность простудных заболеваний. Также ребенок может легко заболеть из-за несоответствия температурных режимов дома и в детском саду.
В группе ребенок контактирует со многими детьми и взрослыми. Кто-то кашляет, у кого-то начинается насморк и тому подобное. Аэробная среда, конечно, отличная от той, к которой привык ребенок в домашних условиях. Учитывая это, в группе обязательно проводят одностороннее проветривание в присутствии детей, и сквозное — при их отсутствии в группе.
Стоит заметить, что даже легкое покраснение зева, небольшой насморк у ребенка являются противопоказаниями для посещения им группы, 3-4 дня его следует подержать дома. Как правило, все дети, которые впервые пришли в детский сад, на 5-7-й день заболевают острой респираторной инфекцией. Поэтому уместным будет перерыв в посещении доу с 4-го до 9-10-го дня.
Обеспечиваем физиологический комфорт ребенка
Обеспечение надлежащего физического и физиологического состояния ребенка достигают соответствием между двумя режимами: домашним и режимом детского сада. Домашний режим является ритмом жизни ребенка. Поэтому, прежде чем вести его в детский сад, следует приблизить домашний режим к тому режиму, по которому живет и возрастная группа в детском саду, в которую пойдет ребенок. Это уменьшит его физиологический дискомфорт во время пребывания там. Иначе возникнут проблемы:
— ребенку предлагают есть, когда он не голоден, потом через некоторое время у него появляется чувство голода, ребенок начинает капризничать, плакать;
— или хотеть спать и засыпает за обедом, а перед этим, на прогулке, плакал, потому что хотел есть.
Иногда совпадение ощущений голода и усталости может стать двойным источником гнева и раздражения ребенка. Агрессивная реакция в этом случае — фактически реакция противостояния ситуации, которая не устраивает.
Однако ругать ребенка за его капризы, раздражительность, агрессию нельзя. Это не его вина. Физиологический дискомфорт приводит к эмоциональным срывам и нервному перенапряжению, что, в свою очередь, вызывает психосоматические заболевания.
Если режим, по которому ребенок живет дома, и тот, по которому живет детская группа в детском саду, кардинально отличные по времени и последовательности режимных моментов, то родителям есть над чем поработать. В этом случае родителям ребенка не помешает консультация с педиатром или медицинским работником детского сада.
Заметим, что придерживаться установленного режима необходимо постоянно: и в выходные и праздничные дни, и после окончания периода адаптации.
Итак, в период адаптации к условиям дошкольного учебного заведения и родители ребенка, и работники детского сада должны обеспечить ребенку психологический и физиологический комфорт, стараться уменьшать нагрузку на хрупкую детскую нервную систему, максимально облегчить переход ребенка в новое социальное пространство.
Источник
Наталья Доронина
Анализ адаптационного периода в группе
Анализ адаптационного периода в группе «Капелька».
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Итак, адаптацией принято считать процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс для ребенка.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
1. Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.
2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,
ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.
3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.)
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.
Адаптация в группе прошла не совсем ровно. Степень адаптации в основном была легкая. В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 18 детей, что составляет основную часть от общего числа детей. Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.
6 детей со средней степенью адаптации, дети переболели по 2 — 3 раза;у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 3 — 4 месяцев показатели физического и психического здоровья начали нормализоваться. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшатся.
У 6 детей адаптация проходит очень тяжело. Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По истечению 3 месяцев у 1 детей поведение нормализовалось.
2 ребенка продолжают проходить адаптацию в тяжелой форме, 3 ребенка ушли в отпуск на полгода.
Но хочется отметить, что были небольшие сложности с детьми сотрудников, т. к. ребенок видел свою маму на прогулке и в детском саду, поэтому адаптация затягивается.
Детей оставляли в группе постепенно. В начале ребенка оставляли на 2 часа в течении недели, потом неделю до 12 часов, далее до 2х, до 3х часов вечера. Так постепенно дети привыкали к детскому саду.
С родителями проводились беседы и консультации на темы «Жизнь в детском саду и дома», «Адаптация детей», «Кризис 3-х лет».Проводили анкетирование родителей на тему «Поведение детей в семье» (в период адаптации к условиям детского сада). Просили родителей принести любимую игрушку ребенка, чтобы ребенку было комфортно адаптироваться к группе, к детям. А также мы оценивали состояние детей в период адаптации к условиям детского сада с помощью карты наблюдений, заполняли индивидуальные листы адаптации. Впервые дни знакомили детей с групповой комнатой, с туалетной комнатой, со спальной, с игровой зоной, с участком. По результатам проведенного анкетирования, консультирования родителей обозначали для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные этих работ позволяли нам грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями, а также воспитательно-образовательный процесс с детьми.
Как известно уже, дети младшего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делали на сенсорные и моторные игры.
Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой.Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности.
А сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка с взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.
Не меньше удовольствия детям приносило и рисование. Оно нравилось всем, без исключения.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.
Источник