Коммуникативные навыки детей с синдромом дауна
Наталья Святненко
Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна
В основе развития речи
лежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями, чувствами и переживаниями.
Общение
– это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация. Как часто взрослые или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее – почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий.
Поэтому взрослому важно владеть поддерживающей коммуникацией, которая на определенных этапах речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с синдромом Дауна?
Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.
Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на некоторых средствах.
Мимика
Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35–40% передается выражением лица. Мимика – это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с синдромом Дауна с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Взрослые просто обязаны все послания, которые они адресуют ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.
Телодвижения, пантомимика
По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке:
– восприятие,
– движение,
– память,
– внимание,
– речь.
Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или не сформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат.
В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.
Малыш с синдромом Дауна еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», – всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания.
Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Первые звуки и слова будут произнесены ребенком именно во время движения.
Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним.
Что нужно для того, чтобы ребенок захотел говорить?
• Должны возникнуть потребность, заинтересованность и необходимость в общении.
• Оба собеседника должны быть «настроены на одну волну», т. е. сосредоточены на одной теме.
• Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка.
• Важна благожелательность взрослого, который вступает в диалог с ребенком.
• Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка.
Современный подход к формированию навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна базируется на учете особенностей их психомоторного профиля, что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития.
В связи с этим на каждого ребенка составляется таблица нервно-психического развития. Для лучшей наглядности приведу пример- профиль в виде графика нервно-психического развития Маши Ш. На этом графике можно заметить положительную динамику в развитии. Девочка поступила в дом ребенка когда ей исполнилось 2 месяца. Диагноз – синдром Дауна. Показатели её развития на этот возраст были близки к нескольким дням от нормального развития малыша. Многих реакций ребенок совсем не выдавал. Девочка не проявляла слуховых реакций, не удерживала в поле зрения неподвижный предмет. У нее никак не могли вызвать первую улыбку в ответ на разговор взрослого. В положении лежа на животе пыталась приподнять и удержать несколько секунд голову. Голосовые реакции проявляла в виде крика и плача.
На занятия с логопедом взята с 4-х мес. Благодаря комплексному подходу логопеда, воспитателя, психолога, массажиста у Маши стала прослеживается динамика в её развитии.
(т. к. не могу вставить грфик- напишу показатели нервно-психического развития. Девочке 11 мес. Зрительные и слуховые ориентировочные реакции — 7мес., эмоции — 6 мес., движения руки — 7мес., Активная речь и общие движения — 6мес.)
У детей с синдромом Дауна можно выделить сильные и слабые стороны.
К сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:
• Хорошие имитационные возможности (повторяют мимику, интонацию, движения, жесты, звуки, слоги, слова)
• Хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
• Чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции.
• Интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками.
При организации обучения необходимо учитывать и проблемные стороны развития детей с синдромом Дауна:
• У относительно большого процента детей с синдромом Дауна может наблюдаться та или иная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окружающих
• Возможные проблемы со зрением могу помешать ясно увидеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степен потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия, то есть понимание речи.
• Сниженный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать движения органов артикуляции.
• Анатомические особенности строения ротового аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полостей, выступающих в роли резонаторов, влияют на мелодические компоненты речи.
• Нарушения функции щитовидной железы могут влиять на тембр, темп и высоту голоса.
• Из-за промахов в организации кормления, в частности необоснованно позднего введения твердой пищи, может быть не обеспечена достаточная подготовка органов артикуляции к совершению мелких и точных движений.
• В ряде случаев наблюдаются нарушения общего и речевого дыхания.
• Особенности познавательной деятельности, вызванные как нарушением двигательной активности, так и своеобразием получения и обработки информации, поступающей от различных анализаторов, могут также стать негативным фактором в развитии речи.
Все психические процессы у ребёнка:
• восприятие
• память
• внимание
• воображение
• мышление
• целенаправленное поведение
— развиваются с прямым участием речи.
Прежде всего нужно отметить, что, когда мы говорим о развитии речи, мы имеем в виду две ее стороны:
— понимание обращенной речи
— активную речь
Обе эти стороны начинают активно развиваться с момента рождения ребенка:
он слышит и реагирует на речь взрослых, сам начинает издавать звуки. Хорошо, если работа над развитием речи начинается уже в этот период:
• контакт глазами
• повторение за малышом произносимых им звуков
• работа над пониманием речи
• формирование правильных навыков приёма пищи,
— все это начальные шаги работы логопеда, психолога, педагога.
Воспитатели, логопед, психолог начинают оказывать коррекционную помощь с первых месяцев жизни малыша, как только он попадает в дом ребенка.
Нами создается комплексная программа работы с ребёнком, охватывающая все направления.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Мы можем условно выделить два направления работы по развитию речи и общения:
— специально организованные логопедические занятия;
— использование речи на всех видах занятий и в быту.
Индивидуальная логопедическая работа включает в себя несколько этапов:
— установление контактов с каждым ребенком с целью выявления его речевых возможностей;
— воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;
— формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;
— воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предметом обязателен);
— развитие импрессивной речи (понимания);
— формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции;
— расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий
— обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением;
— развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов «Где?», «Куда?» и т. д. ;
— обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия;
— воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);
— развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);
— обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;
— выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;
— развитие выразительности речи (модуляции голоса);
— формирование активного словаря;
— вызывание у детей потребности подражать словам взрослого;
— формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога;
— формирование умения называть имена детей и членов семьи; называть предметы (картинки) по лексическим темам;
— формирование глагольного словаря;
— пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить
— потрогать, увидеть, услышать;
— договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре);
— формирование грамматического строя речи;
— обучение детей двусловным и трехсловным предложениям;
— развитие умения правильно отвечать на вопросы;
— развитие умения
согласовывать слова в словосочетаниях;
— обучение диалогу;
— восприятие содержания
маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету
— договаривание слов, словосочетаний в стихотворениях и сказках.
Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:
• степени сложности дефекта
• индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка
• регулярности занятий
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели логопедического воздействия.
Содержание обучения должно разрабатываться с использованием специальных методов и средств, учитывающих особенности развития ребенка с синдромом Дауна:
• создание условий для формирования у ребенка навыков общения с окружающими людьми, поддержка неречевых средств общения: контакта глаз, интонации, улыбки, движений, жестов.
• Формирование у ребенка навыков взаимодействия и общения со взрослыми в быту и в игре.
• Формирование навыков понимания речи окружающих и стимуляция активной речи ребенка. Стимуляция использования речевых средств общения.
• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.
• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.
• Снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности, гипермобильные суставы и чрезмерно эластичные связки, нарушения в системе равновесия требуют организации специальных занятий по развитию крупных движений, необходимых для развития двигательной, познавательной и социальной активности ребенка.
Источник
Булатова Надежда Рашитовна
В трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и других выдающихся психологов выведена концепция детского развития, гласящую, что развитие ребенка – это процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями человечества. Следовательно, для их формирования и развития требуется, по меньшей мере, два человека. Дети полноценно постигают мир и всесторонне развиваются лишь в контексте коммуникации с более старшим поколением, перенимая их опыт (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина). Именно поэтому так необходимо преодолевать трудности, возникающие в процессе формирования коммуникативных навыков у детей с любыми особенностями развития.
Среди детей с особенностями развития дети с синдромом Дауна являются особенной группой по целому ряду причин. Синдром Дауна довольно часто встречающаяся патология развития. Без должной пренатальной диагностики эпидемиология составляет 1 случай на 700 родов. Диагностика позволяет уменьшить число случаев до 1 на 1000/1100 родов. Причина – возникновение лишней хромосомы 21-ой пары (трисомия по 21-й хромосоме). Вместо 46, положенных в кариотипе хромосом, при синдроме Дауна их 47. В результате подобных изменений кариотипа, отмечается качественное своеобразие клинической картины заболевания и появление изменений в физической, психической, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.
Детям с синдромом Дауна, начиная с раннего возраста, ставят диагноз задержка психоречевого развития разной степени выраженности. В когнитивном развитии Челышева М. В. и Урядницкая Н. А. отметили, что дети этой категории испытывают значительные трудности при усвоении и закреплении знаний, умений и навыков. Прежде всего это связано с недостатками вербальной памяти и экспрессивной речи, а также пространственная память и мышление, основывающееся на процессах анализа, синтеза, планирования и др. Вместе с тем у детей с синдромом Дауна достаточно способны к переработке зрительно-пространственной информации (относительно сохранны зрительная память, зрительно-моторная координация, в том числе и зрительное копирование).
В речевом развитии отмечается значительное отставание экспрессивной речи при относительно меньшей задержке развития ипрессивной речи. При исследовании лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников и младших школьников с синдромом Дауна было выявлено преобладание пассивного словаря над активным, трудности в речевом развитии начинаются с понимания обращенной речи, значительных проблем при усвоении морфологической системы языка и отягощаются речедвигательными (дизартрическими) расстройствами. Таким образом, ребенок с синдромом Дауна испытывает значительные трудности как при восприятии и понимании окружающих, так и при самовыражении. При этом Челышева М. В. и Урядницкая Н. А. заметили, что данная категория детей весьма успешно способна общаться с помощью невербальных средств (мимики, жестов, поз и т. д.), что вероятно связано с относительной сохранностью зрительно-моторной координации.
Григоренко Н. Ю. и Граматикополо Л. С. Выделили 4 основных аспекта при формировании коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна.
1) Развитие речи и коммуникации должно быть тесно связанно с когнитивным развитием, в том числе, ознакомлением с окружающим.
Ребенок всесторонне знакомится с предметами и явлениями окружающей действительности, узнает их названия, названиями признаков, запоминает их. Полученная информация вначале закрепляется на уровне понимания обращенной речи и оседает в виде пассивного словаря, постепенно переходя в активную речь.
2) Речевое общение начинает формироваться от невербальной коммуникации.
В связи с этим аспектом, на начальном этапе развития коммуникации формируется общение с помощью мимики и жестов. Таким образом, первые ответы взрослому могут выглядеть, как вопросительный или указательный взгляд, жест, еще лучше, если при этом ребенок будет добавлять звукокомплекс.
3) При формировании коммуникативных навыков нужно учитывать ведущие формы общения, характерные для данного возраста.
Как правило, развитие речи происходить в процессе ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения. Но, работая с детьми с синдромом Дауна, необходимо учитывать особенности их развития, понимая, что каждый из этих периодов длится дольше, чем при нормальном развитии.
4) Динамическое взаимодействие трех сторон: родители-ребенок-специалист (логопед-дефектолог).
Родители и специалист в процессе жизни и работы должны следовать за ребенком, подбирая программу развития, исходя из его потребностей. Так же родители и специалист должны быть открыты к общению, поскольку специалисту необходимо владеть всей информацией, а родителям видеть реальную картину развития их ребенка с профессиональной точки зрения.
Этапы формирования коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна.
I. Развитие доречевых навыков общения.
— Формирование контакта «глаза в глаза». Заключается в привлечении внимания ребенка к лицу взрослого. В процессе формирования этого навыка необходимо использовать яркие и выразительные интонационные средства, активную мимику лица. Когда ребенок научится задерживать взгляд на лице взрослого, осознано ожидая общения, можно приступать к формированию следующего навыка.
— Формирование совместного внимания. Подразумевает совместные действия с одним и тем же предметом, либо совместное наблюдение за простыми явлениями. Первоначально взрослый следует за ребенком, интересуясь тем, что интересно ему, показывая, как можно манипулировать, интересующим предметом. Затем взрослый начинает направлять совместную деятельность, постепенно вводя новые игры и, знакомя ребенка с новыми предметами. При этом взрослый демонстрирует минимальное, повторяющееся из раза в раз звукоподражательное или речевое сопровождение («би-би», «ля-ля», «пи», «ам»). Процесс формирования навыка завершается, когда ребенок легко вовлекается в совместную деятельность, стремится к речевому повторению в знакомых ситуациях.
— Формирования навыка привлечения внимания взрослого, использования указательного жеста и вокализации или звукоподражания. Формирование данного навыка у детей с синдромом Дауна замедленно, в виду их ограниченных возможностей, а также желания взрослых облегчить жизнь ребенку и не передавать ему инициативу, что является грубой ошибкой. Инициативу ребенка в общении нужно поощрять и развивать. Поэтому от совместного внимания необходимо переходить к указательным жестам, сопровождая их звукоподражательной речью (указательный жест на еду с добавлением «ам» поможет ребенку сформировать понятия «кушать», «еда» и т. д.). Этот навык весьма важен, поскольку является первой возможностью для ребенка выразить себя.
— Формирование навыка очередности в общении. Это уже первые предпосылки диалога. Ребенок уже освоил указательный жест с голосовым сопровождением, значит его уже можно использовать как ответ. В процессе формирования этого навыка ребенок учится понимать интонацию вопроса, а значит взрослый должен задавать его четко и выразительно. Следует помнить, что первые вопросы должны быть короткими и иметь одну и ту же структуру длительное время. Это требование ко всем взрослым, общающимся с ребенком (- Хочешь пить? Ответ: указательный жест с добавление «пи»). Со временем ребенок понимает, как нужно общаться и, в повторяющихся ситуациях, уже ожидает вопроса, демонстрируя, например, вопросительный взгляд в глаза взрослого.
— Формирование навыка подражания голосу и артикуляции взрослого. При достаточно успешном освоении и закреплении предыдущих навыков ребенок уже ориентирован на подражание голосу и артикуляции взрослого. Таким образом, этот навык формируется параллельно с остальными. Однако, необходимо отметить особые условия для формирования этого навыка. При общении с ребенком взрослый должен обратить внимание ребенка на свой рот. Это можно сделать, заранее придумав ритуал привлечения внимания. Многим детям с синдромом Дауна нравятся тактильные ощущения. Так одним из популярных приемов является прикосновение к щеке ребенка или к его носу, а затем демонстрация того, на что он должен обратить свое внимание. Артикуляция взрослого при общении с ребенком должна быть утрированной и яркой, голос комфортной громкости, темп речи слегка замедлен, интонация, соответствующая ситуации, немного утрированная. Так же следует поощрять стремление ребенка к повторению за взрослым.
II. Накопление пассивного словаря, формирование понимания обращенной речи, преобразование пассивного словаря в активный. Это три взаимосвязанных процесса, которые формируются неотделимо друг от друга.
— Постепенно, когда у ребенка уже сформировались навыки доречевого общения, можно начинать расширять его пассивный словарь. Делать это нужно не резко, большим количеством новых слов, а постепенно, заменяя старые, уже хорошо знакомые звукоподражания новыми словами. Вначале слово употребляется параллельно со звукоподражанием («ам-есть»), затем, постепенно, остается только слово («есть»). Важно, что в одних и тех же ситуациях употребляется одно и тоже слово. При этом, необходимо уважать право ребенка общаться старым способом (звукокомплекс и жест), просто необходимо постепенно вводить новые слова. Когда ребенок освоится с основными понятиями и безошибочно находит предметы, которые его просят найти, можно переходить к другим понятиям, связанным с уже пройденными.
— Параллельно с накоплением пассивного словаря происходит развитие понимания обращенной речи. На данном этапе оно неотделимо от жизненных и, часто, бытовых ситуаций («принеси», «покажи», «дай» и т. д.). Постепенно можно вводить более сложные «воспитательные» конструкции («не обижай», «не отнимай» и т. д.), при этом, сопровождая высказывание невербальными средствами: мимикой и грозящим жестом. Нет необходимости в чрезмерно эмоциональном и громком воспроизведении этих конструкций, ребенок все еще более ориентирован на интонацию, а не на содержание. Если у него закрепится стереотип именно эмоционального звучания данных фраз, то в следующий раз, в такой же ситуации, при их произнесении с другой интонацией, он может вас не понять.
— Услышанное неоднократно в одних и тех же ситуациях слово или фраза закрепляются у ребенка. Взрослый должен поощрять желание ребенка их употреблять. Первоначально это может быть неполное слово, а лишь отдельные слоги, в этом случае, взрослый повторяет полными словами ответ за ребенком. (В.: Что ты хочешь? Р.: Да ка! В.: Дай карандаш!). Интонация повторяемого должна соответствовать интонации ребенка, слова проговариваются медленно с четкой артикуляцией. Чаще всего ребенок в этих ситуациях наблюдает за взрослым и взглядом подтверждает, что хотел сказать именно это. Если после повтора ребенок стремится повторить за взрослым более четко, необходимо поощряйте его к этому. Так же, ребенку можно задавать вопросы и стимулировать у него ответ словом.
Параллельно с выше обозначенными этапами идет работа по формированию и развитию артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания, слухового восприятия. Вводятся более сложные для понимания и закрепления лексико-грамматические конструкции.
Таким образом, два описанных этапа являются первыми кирпичиками в формировании речи детей с синдромом Дауна, а также их коммуникативных способностей. Можно так же отметить, что это весьма трудоемкий и длительный процесс, в котором задействованы все члены семьи и специалист. При правильной и непрерывной работе по развитию коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна это способствует их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников в более позднем возрасте. Что является актуальным в свете развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
1. Граматикополо Л. С., Григоренко Н. Ю. Особенности формирования речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста с синдромом Дауна / Современные тенденции образования лиц с ОВЗ / Сост. О. Г. Приходько и др. М. 2014 г.
2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении, Питер, СПб., 2009.
3. Челышева М. В., Урядницкая Н. А. Профиль развития как основа разработки программ ранней помощи. М. 2008 г.
Источник