Комаровский о гиперактивных детях и синдроме дефицита внимания
Некоторые детки настолько активны, что мамы задумываются, не является ли это признаком какой-то патологии нервной системы. И действительно, существует так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сокращаемый врачами до СДВГ. Как маме узнать, есть ли этот синдром у ее ребенка, а также как правильно воспитывать гиперактивного малыша? Обратимся к мнению популярного педиатра, которое все родители могут узнать из программы «Школа доктора Комаровского».
Что такое СДВГ
Так называют нарушение работы мозга, которое проявляется ухудшением внимания и повышенной физической активностью. По словам Комаровского, гиперактивность, требующая лечения, есть у 1-7% детей. Причем у детей мужского пола такое нарушение выявляется в 2-4 раза чаще, чем у девочек.
В народе таких деток называют «шило в попе». Гиперактивные малыши совершают поступки без каких-либо раздумий, с трудом концентрируют внимание, действуют импульсивно. Вместо ходьбы такие дети предпочитают бег, задают много вопросов и не выслушивают ответ, срывают уроки, много двигаются, суетятся, ломают или роняют вещи.
Хотя, как отмечает Комаровский, СДВГ обычно диагностируют у детей в возрасте старше 7 лет, проявиться такая проблема может и намного раньше. Грудничок с гиперактивностью будет развиваться быстрее сверстников, спешить научиться сидеть и ходить, плохо спать, быстро переключать внимание и терять интерес к игрушкам.
Как отличить активного ребенка от гиперактивного
Чтобы понять, является ли ваш ребенок просто очень шустрым и шумным малышом из-за своего характера либо у него имеется СДВГ, Комаровский рекомендует обращаться к специалисту. Только психолог или психиатр, который хорошо разбирается в проблемах детской психики, способен выяснить, что это лишь свойство характера и лечение здесь не нужно, либо без медицинской помощи не обойтись.
Основным отличием просто активных деток от ребенка с СДВГ Комаровский называет такой момент: если гиперактивность не мешает ребенку общаться со сверстниками, учиться и нормально развиваться, то, скорее всего, это не болезнь. Если же из-за повышенной активности и проблем со вниманием ребенок не может ужиться в коллективе и справляться со школьными нагрузками, это больше похоже на гиперактивность, как диагноз. При этом окончательно подтвердить наличие проблемы должен врач.
В нижеследующем видео врач выделяет некоторые симптомы, которые говорят о наличие СДВГ у ребенка.
Как вести себя с гиперактивным ребенком
Всем родителям гиперактивных деток Комаровский советует использовать в воспитательном процессе такие правила:
- Если хотите что-то донести до ребенка, важно установить с ним контакт. Если вы обращаетесь к малышу, когда он чем-то занят, вам ничего не добиться. Сначала следует устранить все, что препятствует контакту (выключить мультфильм, спрятать игрушку, уйти в другую комнату от бабушки), а если нужно – прикоснуться к ребенку и развернуть его к себе.
- Ваши правила должны быть постоянными. Если вы запрещаете что-то сегодня, такой запрет должен быть и завтра, и через неделю. При этом ваши запреты обязательно должны быть понятными и четкими. Кроме того, важно, чтобы все правила были выполнимыми для ребенка.
- Уделяйте внимание безопасности, а также порядку в комнате ребенка. Важно максимально оградить гиперактивного малыша от травм. Чистоту и упорядоченность также стоит перенести и в другие комнаты. Вы не сможете добиться порядка в детской, если ваш стол захламлен бумагами, а на кухне разбросана посуда. Родительский пример всегда будет самым лучшим для любого ребенка.
- Придерживайтесь определенного режима. Детям с гиперактивностью очень важно совершать все действия примерно в одни и те же часы каждый день. Даже в выходной просыпайтесь тогда, когда вы встаете в будни, а сказку по вечерам всегда читайте в одинаковое время.
- Делите сложные задачи на простые. Поэтапное выполнение дается детям значительно легче. Для наглядности можно нарисовать или написать для ребенка план действий.
- Постарайтесь найти у своего ребенка то, что ему лучше всего удается. Всегда хвалите за такие качества и действия. Комаровский называет это «правилом кулика».
- Пользуйтесь олимпийским принципом, акцентируя внимание на участии, а не на победе. Если даже ваш малыш не отмыл свою тарелку полностью, похвалите за рвение, ведь он пытался ее помыть самостоятельно.
- Отыщите сферу, в которой ваш гиперактивный ребенок сумеет себя хорошо проявить. Одни малыши хорошо рисуют, другие – убирают в комнате, третьи – собирают пазлы. Обязательно поддерживайте стремление ребенка делать то, что у него отлично получается. По словам Комаровского, очень важно создавать все условия для такой деятельности.
- Направьте энергию своего ребенка в подходящее русло. Если вам дорог ночной сон, сходите вечером на прогулку, покатайтесь на велосипеде или сделайте что-то другое, чтобы малыш смог потратить свою энергию и достаточно устать.
- Научитесь собираться с гиперактивным ребенком в гости, в магазин или в другие места. Следует тщательно продумать все нюансы предстоящего «похода» – решить, что берем с собой, рассказать ребенку, что нельзя делать на месте или в пути, обдумать, что вы купите малышу и так далее.
- Позаботьтесь и о собственном отдыхе. Комаровский подчеркивает, что родители обязательно должны отдыхать, а при гиперактивности у ребенка это важно вдвойне. И если есть возможность ненадолго доверить малыша няне, бабушке, соседскому старшему ребенку, не упускайте ее. Для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными.
Узнать правила поведения родителей гиперактивных детей из уст самого доктора Комаровского вы можете в следующем видео.
Источник
Гиперактивность часто встречается у современных детей. Доктор Комаровский рассказал, что делать родителям, если их ребенок гиперактивный, какие проявления у этого синдрома и когда нужно предпринимать какие-то действия.
Родители понятия не имеют, что же делать с гиперактивным ребенком, у которого, как выражается доктор Комаровский, «шило в попе». Он не сидит на месте, ни на секунду не останавливается, никого не слушается и очень импульсивный. Доктор рассказал, что такое СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – и когда нужно беспокоиться.
Что такое гиперактивность и как она проявляется?
Гиперактивность считают расстройством, но Комаровский говорит, что чаще всего это черта характера, норма для ребенка.
Но насторожить должны следующие признаки:
• слишком высокая активность;
• неусидчивость;
• импульсивное поведение;
• излишняя суетливость;
• ребенок все время куда-то спешит;
• неспособность концентрироваться на одном занятии;
• с трудом выполняет указания;
• с трудом концентрируется и запоминает;
• повторяет одни и те же действия (компульсии);
• ночью беспокойно спит, плохо засыпает, днем часто вообще не спит.
pixabay.com
Гиперактивный ребенок отличается от активного тем, что не может остановиться ни на минуту. Он постоянно переключается с одного занятия на другое, обучение в саду или школе дается ему с трудом – ему тяжело сидеть на одном месте, концентрироваться на определенном задании.
Гиперактивные дети, в отличие от активных, слишком импульсивны и эмоциональны. Они бывают агрессивными, проявляют бурную реакцию по мелочам. Часто такие дети первыми провоцируют конфликты, вступают в драки, им сложно наладить отношения со сверстниками.
Но Евгений Комаровский говорит, что гиперактивность – не всегда отклонение от нормы. Иногда это просто такая особенность детской психики. Если ребенок хорошо адаптируется в коллективе, нормально учится, умеет сам себя занять играми, то повода для беспокойства нет. Главное – чтобы он сам не страдал от своей гиперактивности.
Но если это приносит ему дискомфорт, имеются проблемы со здоровьем, обязательно нужно посетить невролога или психолога, потому что гиперактивность – проблема не педиатра, а расстройство неврологическое.
pixabay.com
Что делать с гиперактивным ребенком: советы доктора Комаровского
1. Налаживайте контакт. Если малыша что-то отвлекает, ему трудно воспринимать просьбу. Поэтому выключите телевизор, заберите планшет, посмотрите ему в глаза и попросите.
2. Делите задания на части. Если вы попросите ребенка: «Поубирай в комнате», то вряд ли получите результат, потому что это слишком объемная задача. Лучше разбейте ее на подпункты: «сложи конструктор в ящик», «пособирай фломастеры», «убери книги в шкафчик».
3. Постоянство правил. Соблюдайте правила и не делайте исключений. Если сегодня нельзя есть перед телевизором, то завтра этого делать тоже нельзя. Без исключений.
4. Похвала. Гиперактивность стимулируется отсутствием внимания. За плохое поведение вы ругаете ребенка, а за хорошее не хвалите. Это большая ошибка. Всегда замечайте, что хорошего он сделал. Поощряйте, говорите, что гордитесь им и цените.
pixabay.com
5. Не ругайте и не кричите. Скандалом вы ничего не добьетесь, а только доведете до истерики ребенка и испортите настроение себе. Говорите спокойно, но уверенно, будьте тверды в своих решениях и запретах.
6. Направьте его энергию в правильное русло. Спортивная секция, интересное хобби – это может быть что угодно. Пусть ребенок будет чем-то занят – тогда у него просто не будет времени «сходить с ума».
Вы должны понимать, что гиперактивность проходит по мере взросления ребенка, когда нервная система созревает. А пока он не в состоянии себя контролировать, стоит ему немного помочь. Если ребенок страдает от своей гиперактивности, обратитесь за помощью к неврологу или психологу.
Кстати, недавно доктор Комаровский делился советами, как правильно лечить насморк у детей.
Источник
Ðиагноз «Ð³Ð¸Ð¿ÐµÑакÑивноÑÑÑ» лÑбÑÑ ÑÑавиÑÑ ÑоÑеди ÑнизÑ, когда Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑ Ð±ÐµÐ³Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾ кваÑÑиÑе, и незнакомÑе лÑди, коÑоÑÑе наблÑдаÑÑ Ð·Ð° поведением малÑÑа на ÑлиÑе. Ðак понÑÑÑ, дейÑÑвиÑелÑно ли Ð²Ð°Ñ Ñебенок гипеÑакÑивнÑй, и кÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑÑавиÑÑ Ñакой диагноз?
Burda Media
СиндÑом деÑиÑиÑа Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ гипеÑакÑивноÑÑи — Ñак назÑваÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÐºÐ¸. Ð ÑолÑко они, а именно комиÑÑÐ¸Ñ Ð²ÑаÑей в ÑоÑÑаве пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð°, невÑолога и педагога, могÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑавиÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾Ð· СÐÐРпоÑле Ñого, как ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¸ÑполниÑÑÑ 4 года.
ЧÐТÐÐТРТÐÐÐÐ: ÐÑÑна на ÑзÑке Ñ Ñебенка: ÑÑо опаÑно?
СиндÑом гипеÑакÑивноÑÑи: пÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑвлениÑ
РаÑÑÑÑойÑÑво пÑÐ¸Ñ Ð¸ÐºÐ¸ Ñ Ñебенка — ÑиндÑом деÑиÑиÑа Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ гипеÑакÑивноÑÑÑÑ (СÐÐÐ) Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð²ÑледÑÑвие ÑамÑÑ ÑазнÑÑ ÑакÑоÑов. Ðдной из пÑиÑин гипеÑкинеÑиÑеÑкого ÑаÑÑÑÑойÑÑва ÑÑиÑаеÑÑÑ Ð³ÐµÐ½ÐµÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑедÑаÑположенноÑÑÑ: около 30% ÑодиÑелей деÑей Ñ СÐÐÐ ÑÑÑадали Ñем же недÑгом.
СпÑовоÑиÑоваÑÑ Ð³Ð¸Ð¿ÐµÑакÑивноÑÑÑ Ñ кÑÐ¾Ñ Ð¸ могÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð½ÑÑÑиÑÑÑобного ÑазвиÑиÑ. ÐÑли на пÑоÑÑжении беÑеменноÑÑи Ñ бÑдÑÑей Ð¼Ð°Ð¼Ñ Ð±Ñли ÑокÑикоз или повÑÑенное давление, Ð°Â Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа диагноÑÑиÑовали внÑÑÑиÑÑÑобнÑÑ Ð°ÑÑикÑиÑ, ÑиÑк ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð²Â Ð½ÐµÑколÑко Ñаз. СÑÑемиÑелÑнÑе или, наобоÑоÑ, заÑÑжнÑе ÑÐ¾Ð´Ñ Ñакже бÑваÑÑ Ð¿ÑиÑиной ÑиндÑома гипеÑакÑивноÑÑи.
ÐÑе ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑеÑÑезно оÑлабиÑÑ Ð½ÐµÑвнÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ñебенка и вÑзваÑÑ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð»ÑнÑÑ Ð¼Ð¾Ð·Ð³Ð¾Ð²ÑÑ Ð´Ð¸ÑÑÑнкÑиÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð¸Â ÑвлÑеÑÑÑ ÑизиологиÑеÑкой оÑновой Ñакой пÑоблемÑ, как СÐÐÐ.
Legion-Media
СимпÑомÑ гипеÑакÑивноÑÑи
СÐÐÐ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑÑи оÑновнÑÑ ÑимпÑома: гипеÑакÑивноÑÑÑ, невнимаÑелÑноÑÑÑ Ð¸ импÑлÑÑивноÑÑÑ. ÐÑоконÑÑлÑÑиÑÑйÑеÑÑ Ñ Ð²ÑаÑом, еÑли Ñ Ñебенка повÑÑен мÑÑеÑнÑй ÑонÑÑ, он мало и ÑÑевожно ÑпиÑ, ÑанÑÑе положенного вÑемени наÑÑилÑÑ Ð´ÐµÑжаÑÑ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ, пеÑевоÑаÑиваÑÑÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно.
ÐÑновнÑе пÑизнаки СÐÐРна Ñамом деле вÑÑÑеÑаÑÑÑÑ Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ (ваÑÑиÑÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑво и конÑенÑÑаÑÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑÑÑений): Ñебенок не ÑпоÑобен ÑдеÑживаÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на деÑалÑÑ , не ÑлÑÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑеннÑÑ Ðº Ð½ÐµÐ¼Ñ ÑеÑÑ, Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÐµÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ð¹, ÑвÑзаннÑÑ Ñ Ð´Ð»Ð¸ÑелÑной конÑенÑÑаÑией вниманиÑ, легко оÑвлекаеÑÑÑ, Ñ ÑÑÑдом ÑледÑÐµÑ Ð¿Ñавилам, ÑаÑÑо ÑеÑÑÐµÑ Ð²ÐµÑи, Ð²ÐµÐ´ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð±ÐµÑпокойно, бегаеÑ, кÑÑÑиÑÑÑ, болÑлив, оÑвеÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð° вопÑоÑÑ, не доÑлÑÑав до конÑа, ÑаÑÑо меÑÐ°ÐµÑ Ð´ÑÑгим.
ÐÑли болÑÑинÑÑво из ÑÑиÑ
пÑизнаков пÑоÑвлÑеÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµÂ 6 меÑÑÑев, еÑÑÑ ÑмÑÑл показаÑÑÑÑ ÑпеÑиалиÑÑам. ТолÑко они могÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделиÑÑ ÑÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ Ð½Ð°ÑÑÑений и ÑказаÑÑ, еÑÑÑ Ð»Ð¸ Ñ Ñебенка оÑганиÑеÑкое поÑажение ЦÐС.
Ðак бÑÑÑ, еÑли невÑолог поÑÑавил ваÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾Ð· âСÐÐÐâ? ÐÑежде вÑего не пÑгайÑеÑÑ! ÐÑ в ÑоÑÑоÑнии помоÑÑ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð½Ð°Ñ
одиÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÐ°ÐºÑ Ñ окÑÑжаÑÑими, ÑÑиÑÑÑÑ Ð³Ð°ÑиÑÑ Ð¸ÑÑеÑики и, ÑÑо Ñамое главное, вÑегда в ÑлÑÑае неÑÐ´Ð°Ñ Ð¸Â ÐºÐ¾Ð½ÑликÑов поддеÑживаÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½Ñкого непоÑÐµÐ´Ñ Ð¸Â Ð±ÑÑÑ Ð½Ð°Â ÐµÐ³Ð¾ ÑÑоÑоне.
ÐокÑÐ¾Ñ ÐомаÑовÑкий ÑаÑÑкажеÑ, как понÑÑÑ, гипеÑакÑивноÑÑÑ — ÑÑо пÑоÑвление болезни или пÑоÑÑо Ñ Ð°ÑакÑеÑ, и как веÑÑи ÑÐµÐ±Ñ Ñ Ð³Ð¸Ð¿ÐµÑакÑивнÑм Ñебенком.
ÐÑÑоÑник: YouTube, авÑоÑ: ÐокÑÐ¾Ñ ÐомаÑовÑкий
ЧÐТÐÐТРТÐÐÐÐ:
СÑÑигÑÑий лиÑай Ñ Ñебенка: ÑаÑпознаÑÑ Ð¸ вÑлеÑиÑÑ
Ребенка ÑкÑÑила оÑа или пÑела. ЧÑо можно и ÑÑо нелÑÐ·Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.
ÐонÑавилаÑÑ ÑÑаÑÑÑ? ÐÑениÑе:
ÐагÑÑзка…
Источник
Прямой эфир: 18 мар. 2015 г.
Гость программы «Точка зрения» — доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета РНИМУ им Пирогова Наталья Юрьевна Суворинова. Она рассказала о так называемых «детях индиго», а точнее детях с распространенным, но малоизвестным в российской педагогике и обществе «синдромом дефицита внимания и гиперактивности». Таких детей от 8 до 18 процентов, в каждом среднестатистическом классе один-два ребенка, которые доставляют массу проблем своим родителям и учителям. Кого винить? Как их учить? Как воспитывать?
В гостях у Pravda.Ru побывала доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова Наталья Суворинова. Она рассказала главному редактору Pravda.Ru Инне Новиковой о детях «индиго», точнее, детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Таких детей семь-девять процентов. Как же воспитывать этих непосед?
— Наталья Юрьевна, в последнее время появилось много детей с различными психологическими особенностями. Это на самом деле «дети индиго» или все-таки это так называемый синдром дефицита внимания и гиперактивности? Правда, кажется, в школах, еще не очень знают об этом синдроме. Что это за дети? Они какие-то необычные, требуют медицинского наблюдения?
— Это, действительно, необычные дети. Термин» дети индиго», конечно, не совсем медицинский. Его, по всей видимости, придумали психологи. Он — действительно очень красивый, звучит очень заманчиво. Это хорошо, потому что примиряет многих родителей с тем, что их ребенок не похож на других.
Детей индиго объединяют несколько разных патологий, пожалуй, самые распространенные — это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Это хорошие детки с нормальным интеллектом, в принципе по основным показателям они развиваются по возрасту.
Но некоторые функции, психические функции, у них все же запаздывают, прежде всего, так называемые исполнительские функции, которые отвечают за социализацию человека, за его адекватность, за соответствие его поведения тому, чего мы от него ждем, за адекватную реакцию на внешние обстоятельства.
Например, если ребенок дома начинает капризничать с мамой, с папой — это воспринимается нормально, потому что мы его любим и прощаем, успокаиваем. Но если ребенок точно так же начинает себя вести на людях, в школе с учителем, то это уже воспринимается людьми как странность, то есть вроде как он уже и неадекватный.
Если трехлетний ребеночек у нас после какого-то напряженного дела все бросает, начинает бегать и кричать — это тоже нормально, но если так же себя ведет ребенок 9-10-12 лет, то тут уже мы задумываемся, почему он себя ведет, что с ним не так. У них — очень низкая мотивация. Эти дети живут по принципу «хочу — не хочу». Ему интересно — и он прекрасно выполняет даже сложное задание. Ему неинтересно — и очень трудно его убедить, что это задание ему нужно. Такой ребенок живет в сфере ближайших интересов.
Вот сейчас ему хочется посмотреть фильм или пойти гулять, и он не думает о том, что у него не сделаны уроки, не выполнены какие-то еще задания или что-то другое надо сделать. У него вот это «хочу» превышает все остальное. Потом, когда время пройдет, он, конечно, поймет, что ошибся и был неправ, что надо было себя вести по-другому, но выводы он не сделает и в следующий раз опять поведет себя точно так же.
То есть у него всегда есть потребность немедленного непосредственного удовлетворения своих желаний, он все решает сейчас, быстро. «Хочу» идет впереди «надо» — это, пожалуй, основная проблема таких детей.
https://www.youtube.com/watch?v=wxMRl…
ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ПСИХАМИ
https://www.youtube.com/watch?v=SrWoM…
Олег Чагин: Дети должны учиться стоя, а не сидя
https://www.youtube.com/watch?v=2-Nxs…
оЛЕГ чАГИН О РЕФОРМЫ ШКОЛЫ,НАЗАД В ссср
«Вожди краснокожих» оккупировали школы?
Читайте больше на https://www.pravda.ru/society/family/…
Медики назвали 14 признаков синдрома дефицита внимания у девочек
Читайте больше на https://www.pravda.ru/news/health/20-…
Дефицит внимания или ошибки воспитания?
Читайте больше на https://www.pravda.ru/society/family/…
Современные продукты питания вызывают синдром дефицита внимания
Читайте больше на https://www.pravda.ru/news/health/07-…
Ученые: Гиперактивные дети склонны к психиатрическим заболеваниям
Читайте больше на https://www.pravda.ru/news/science/04…
Что происходит в мире? Самые актуальные новости, аналитика интервью, видео и фото! Заходите узнать больше — https://www.pravda.ru/
Наша видеотека: https://www.pravda.ru/video/
Наши каналы на YouTube:
https://www.youtube.com/user/Pravda
Англоязычный: https://www.youtube.com/user/PravdaTV
Источник