Когнитивный тренинг для пациентов с синдромом мягкого когнитивного снижения
Существует множество заболеваний, вызывающих ухудшение когнитивных (познавательных) функций, человеку становится трудно воспринимать и перерабатывать полученную информацию. Когнитивный тренинг является эффективным методом, позволяющим восстановить утраченные функции.
В клинике реабилитации Юсуповской больницы, осуществляют восстановление пациентов при инсультах, рассеянном склерозе, после оперативных вмешательств, химиотерапии, перенесенного инфаркта. Психологи клиники применяют когнитивный тренинг для развития утраченных способностей.
Особенности когнитивного тренинга
Когнитивная психология, тренинги которой используются психологами во всем мире, решает задачи, связанные с предотвращением ухудшения познавательных функций, их развитием. Когнитивные тренинги при реабилитации пациентов применяются для поддержания познавательной, социальной активности, тренировки когнитивных функций, обучения утраченным повседневным навыкам, адаптации к окружающей среде.
Перед проведением тренингов психолог беседует с человеком и наблюдает за его поведением. Для диагностики поведенческих нарушений также используются различные методы.
Когнитивный тренинг проводится в соответствии с рядом принципов:
- Индивидуальности, он реализуется через подбор уникальных техник и методик, которые будут использованы с определенным пациентом. При восстановлении познавательных способностей важно учитывать тяжесть травмы, возраст пациента, его состояние и уровень образованности;
- системности ( требует работы с пациентом группы специалистов, каждый из которых, выполняя свои функции, помогает человеку вернуться к привычной жизни и обрести независимость);
- дозированности (предполагает составление программы реабилитации с учетом тяжести поражения. Показатели работоспособности головного мозга определяют количество и время занятий, уровень сложности материала, используемые упражнения);
- активности (реализуется при непосредственном участии пациента, проявлении активности. Реализация данного принципа позволяет достичь положительных результатов);
- регулярности (относится к построению и проведению занятий, их длительности. Для людей с заболеваниями, затронувшими познавательные процессы, недопустимы длительные промежутки между занятиями).
Психологи и другие специалисты клиники реабилитации осуществляют разработку когнитивных тренингов в соответствии с данными принципами. Сотрудники клиники проводят работу не только с пациентами, но и с их близкими людьми, обучая их правилам взаимодействия с больными.
Когнитивный тренинг: упражнения
В настоящее время существует множество школ психотерапии, которые практикуют сотни методик восстановления когнитивных способностей. Когнитивный тренинг, упражнения на котором проводятся с учетом множества факторов, включается в себя действия, направленные на контроль поведения и осознание нарушения.
Задания и упражнения, применяемые при реабилитации пациентов направлены на:
- активизацию психической деятельности;
- улучшение концентрации, переключаемости внимания;
- улучшение скорости реакций;
- контроль и осознание своих действий;
- формирование целенаправленного поведения (ведение дневника и планирование своих действий). Под контролем специалиста человек вспоминает каждый прожитый день, за счет чего тренирует внимательность и память;
- активизацию больного (рисование, лепка, фотографирование). На тренингах при использовании данных упражнений психолог показывает человеку в повседневных и обычных вещах необычные свойства.
У каждого пациента могут проявляться разнообразные симптомы, что делает случай уникальным. Специалист при взаимодействии с человеком должен выстраивать стратегию таким образом, чтобы задания и упражнения соотносились с качеством и тяжестью отклонений.
Сотрудники клиники реабилитации помогают вернуть утраченные навыки пациентам даже в самом тяжелом состоянии. Пациенты клиники после прохождения комплексной реабилитации возвращаются к активной жизни и беспрепятственно контактируют с окружающими. Когнитивный тренинг при этом является одним из ключевых методов, позволяющих вернуть познавательные способности.
Когнитивный тренинг для пожилых людей
Когнитивный тренинг способен влиять на психологическое состояние пожилого человека, улучшать качество его жизни. Как известно, с возрастом организм претерпевает значительные изменения: число нервных клеток сокращается, ослабевают связи, соединяющие их, ухудшается кровообращение. Следствием данных изменений являются: ухудшение памяти, внимания, сложности с приобретением новых навыков. Познавательные тренинги помогают решить данные проблемы.
Когнитивный тренинг, упражнения для которого подбираются психологом с учетом особенностей состояния пациента, можно применять в качестве профилактической меры возрастных изменений. Результатами тренингов у пожилых людей являются снижение чувства одиночества, тревожности, открытие ресурсов для развития и личного роста, облегчение усвоения новых знаний. Психолог помогает пожилым людям по-новому взглянуть на жизнь и ощутить ее радости.
В клинике неврологии проводятся тренинги с пациентами и их близкими людьми, психологи обучают их правильному поведению в различных ситуациях, степени помощи близким, технике выполнения каких-либо действий. Записаться на когнитивные тренинги онлайн Вы можете через специальную форму на сайте, а также при личном посещении Юсуповской больницы или по телефону.
Автор
Невролог, вегетолог, психотерапевт, врач высшей категории
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
- Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
- Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.
Наши специалисты
Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, невролог, рефлексотерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре, кинезитерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Логопед-дефектолог
Невролог, кандидат медицинских наук
Невролог, кандидат медицинских наук
Цены на реабилитацию с когнитивным тренингом
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Источник
Деменция, в частности, болезнь Альцгеймера, как ее наиболее распространенное проявление, является тяжелым заболеванием, которое связано с нарушением когнитивных способностей человека. Это заболевание поражает как память, так и процессы мышления или разума, что имеет тяжелые негативные последствия для повседневной жизни пациента. Деменция является серьезной проблемой общественного здравоохранения, как по причине ее высокой распространенности, так и потому, что она имеет серьезные социальные и экономические последствия как для самого пациента, так и для его родственников. Негативное воздействие на семью зачастую усугубляется в связи с отсутствием медицинских и экономических ресурсов. Это обычное явление, когда родственники, ухаживающие за больным с деменцией, чувствуют себя уставшими от постоянной ответственности и затрачиваемых усилий без адекватной поддержки.
Важно дать возможность человеку, страдающему деменцией, оставаться независимым до тех пор, пока это возможно. Поэтому упражнения для когнитивной стимуляции мозга больных деменцией могут замедлить ухудшение их когнитивных способностей. Ели вы имели опыт ухода за такими больными, то уже наверняка стали экспертом в области нейропсихологии за счет детальной оценки когнитивных способностей пациента. Тем не менее, в этой статье мы хотели бы поделиться с вами некоторыми ресурсами, которые могут вам пригодиться. Мы предлагаем ряд упражнений для когнитивной стимуляции мозга пациентов с деменцией, которые вы можете выполнять в домашних условиях. Эти простые упражнения позволят вам не только дольше поддерживать мыслительные процессы пожилых членов вашей семьи на более высоком уровне, но и послужат для укрепления социальных и эмоциональных отношений, помогут повысить самооценку пациента и уверенность в себе, расширить границы его личной автономии. Обо всём этом — в материале психолога CogniFit («КогниФит») Кристины Нафриа.
Упражнения для стимуляции мозга при деменции
10 упражнений для когнитивной стимуляции мозга при деменции
Есть много упражнений и игр, которые мы предлагаем для наших родственников с деменцией, которые не только стимулируют их когнитивные способности (память, внимание, язык, рассуждения и т.д.), но и оказывают положительное влияние на их эмоциональное состояние и самооценку. Лучшая терапия – это проводить время вместе с ними, окружить их необходимой любовью, заботой, пониманием, помочь им почувствовать себя полезными и важными.
1- Лепка из пластилина
Дайте пациенту шар из пластилина и предложите ему что-нибудь из него слепить: собаку, торт, грушу или пепельницу. Лепка из пластилина полезна для тренировки рук и стимулирования координации движений. Кроме того, это веселое упражнение, которое подходит для всей семьи и объединяет поколения. Используйте эту игру, чтобы собрать вместе три поколения, и научите внуков, бабушек и дедушек наслаждаться совместной деятельности с единой общей целью: творить, создавать, фантазировать… и получать от этого удовольствие.
2- Классификация объектов
Предложите родственнику с деменцией классифицировать объекты. Например, вы можете попросить его навести порядок в шкатулке с пуговицами, а именно разложить их по цветам или размерам. Для этого упражнения вы можете также использовать продукты, такие как овощи, фрукты, ягоды или травы, или мелкие предметы: шарики, камешки, ракушки и т.д.
Эти виды деятельности послужат для стимулирования исполнительных функций, абстракции и рассуждения.
3- Сделать книгу
Соберите старые журналы и попросите родственника с деменцией найти для вас что-то конкретное. Например, предложите ему найти картинки на следующие темы: птицы, дети, животные, автомобили, известные люди, еда… Проконтролируйте его, покажите, что вам действительно важен результат. Затем попросите его вырезать найденные объекты и, используя их, создать историю, сделать «книгу» своими руками. Удостоверьтесь, что ему под силу вырезать, и подберите для него ножницы с закругленными концами.
4- Автобиографический дневник
Если ему нравится писать, вы можете попросить его сделать автобиографический дневник его жизни. Начиная с тех пор, когда он был еще маленький, до настоящего дня. Просмотрите вместе старые фотографии, и вы сможете добавить их к дневнику, чтобы помочь автору и поддержать его историю. Попросите его рассказать вам в деталях, кто изображен на этих фотографиях, что они делали, сколько лет им было, и т.д. Пусть расскажет вам о забавных историях из своей жизни, поделится своими воспоминаниями и опытом.
Если ему не нравится писать, вы можете выполнить это упражнение только в устной форме и сделать вместе особенный фотоальбом, или даже записать видео, сделать «фильм» о нем и его историях.
С помощью этого вида деятельности стимулируются память и речь.
Ведение автобиографического дневника полезно для памяти
5- Угадайте, что в мешке
Эта игра будет веселее, если в ней примет участие больше людей. Вы можете пригласить остальную часть вашей семьи принять участие в игре, детям это точно будет только в радость. Положите в большой мешок самые разные виды предметов: мячи, журналы, фрукты, носки, катушки ниток, салфетки, ложки… Теперь попросите участников по очереди опустить руку в мешок и угадать, какой предмет им попался.
Это упражнение служит для стимуляции тактильного гнозиса, или способности распознавать объекты на ощупь.
6- Откройте для себя CogniFit («КогниФит») : ведущую программу для когнитивной оценки и стимуляции
Когнитивная стимуляция от CogniFit – это немедикаментозная терапия, которая чаще всего используется в случаях умеренных когнитивных нарушений, связанных с болезнью Альцгеймера или деменцией на ранней стадии. Технология CogniFit стандартизирована и подтверждена научным сообществом. Программа фокусируется на пластичности мозга, это способность мозга создавать новые нейронные связи, восстанавливаться и реструктурироваться, что позволяет замедлить прогрессирование заболевания и сохранить на более долгий срок когнитивные способности человека. Таким образом, CogniFit улучшает качество нашей жизни.
Когнитивная стимуляция мозга с помощью CogniFit
CogniFit является ведущей клинической программой для тренировки мозга. Программа состоит из серии веселых научных игр, разработанных на основе клинических исследований, в которые можно играть онлайн.
Вам нужно только зарегистрироваться! Серия игр от CogniFit помогает оценить и точно измерить когнитивные сильные и слабые стороны любого пользователя (с деменцией, или здорового человека). После выполнения упражнений, CogniFit отображает график с когнитивными результатами и автоматически подбирает для вас персональный режим тренировок, который является наиболее оптимальным для стимуляции когнитивных способностей каждого пользователя.
Как предотвратить деменцию: нашему мозгу свойственны изменчивость и пластичность, когнитивная стимуляция для пациентов с болезнью Альцгеймера и других видов деменции способствует повышению пластичности мозга и приводит к развитию новых нейронных соединений.
7- Шеф-повар
Хорошая стратегия когнитивной стимуляции для лечения деменции – это попросить вашего родственника помочь вам на кухне. Позвольте ему самостоятельно следовать рецепту, но не забывайте контролировать его. Попросите его выбирать несложные рецепты, адаптированные к его компетенциям. Это могут быть простые блюда, такие как фруктовый салат: попросите его нарезать кусочки фруктов (например, используя пластиковые ножи), добавьте йогурт и наслаждайтесь вместе вкусным и полезным рецептом! Или попробуйте приготовить более сложные рецепты, если ему это под силу. Вы сами это увидите на практике.
8- Заведите домашнего питомца
Если вам нравятся животные, или у вас уже есть домашний любимец, то вы, возможно, заметили, что забота о нем идеально подходит для лечения всех видов заболеваний, в том числе деменции. Предложите человеку, страдающему этим заболеванием, принимать активное участие в уходе за животными, кормить их, выходить с ними на прогулку (если у вас есть собака). Это оказывает терапевтический эффект при многих заболеваниях.
9- Используйте силу музыки
Используйте музыку в качестве союзника для когнитивного вмешательства. Включите музыку, которая нравится больному, которую он знает, и посмотрите, что происходит. Может быть, он будет подпевать в такт песне, или захочет станцевать, или просто отдохнуть и расслабиться. Вы можете придумать другие виды деятельности с использованием музыки. Например, вы можете вместе разучить тексты песен, проверить, знает ли он песню на память, обсудить, как он ее понимает, какие воспоминания вызывает у него та или иная мелодия…
10- Настольные игры
Настольные игры являются большими союзниками для стимуляции когнитивных функций наших родственников, а также помогают хорошо провести время с семьей. Сыграйте в лото, шашки или монополию. Конечно, виды игр не должны быть слишком сложными. Выбирайте игры, адаптированные к возможностям вашей семьи, все ваши родственники должны понимать правила и получать удовольствие от процесса. Если стандартные правила игры кажутся вам слишком сложными, вы всегда можете упростить их и разработать свои правила, которые будут понятны каждому игроку. Проявите творческий подход!
Протестируйте Ваших близких или пройдите сами онлайн тест CogniFit на болезнь Паркинсона!
Источник
Лечебно-профилактические средства психотерапии
Когнитивно-поведенческие упражнения – это лечебно-профилактические средства психотерапии, которые являются конгитивными средствами самовоздействия.
Конечная цель подобных упражнений – уменьшение или полное устранение разрушительного и неадекватного поведения или дискомфорта.
Упражнение №1
«Преодоление тревоги» (по гештальт-терапевтической технике)
Для того, чтобы преодолеть тревогу, которая значительно ухудшает качество Вашей жизни необходимо сделать следующее:
Шаг 1.
Задать себе и главное – честно ответить на следующие вопросы:
«Тревожась и переживая за будущее не уничтожаю ли я свое настоящее?»;
«Я испытываю тревогу потому, что моя проблема «огромна и неразрешима» или просто оттягиваю время, чтобы ее решить?»;
«Есть ли возможность сделать сейчас то, что меня так тревожит?» Например, назначить любимому встречу, начать серьезный разговор, составить план и т.п.
Шаг 2.
После того, как Вы ответили на выше изложенные вопросы, попытайтесь представить и перенести свои переживания на сегодняшний день и пережить их прямо сейчас. Вы убедитесь в том, что тревожится и переживать о том, что уже происходит «здесь, в данный момент времени» достаточно трудно.
Шаг 3.
Концентрируем внимание на окружающем:
Постарайтесь сосредоточиться на органах чувств, т.е. прислушайтесь к звукам, запахам и обратите внимание на цвета;
На листке бумаги: «Я осознаю, что…» запишите все то что почувствовали.
Шаг 4.
Концентрируем внимание на внутреннем мире:
Прислушиваемся к сердцебиению, дыханию, коже, мускулатуре и т.п.;
Берем тот же листок и пишем «Я осознаю, что…» свои ощущения.
После этого подумайте: «Все ли части тела Вы ощутили?». Если «нет», тогда сделайте четвертый пункт несколько раз, чтобы не оставить без внимания ни одну часть своего тела.
Выполняя это упражнение, тревога начнёт отступать, Вы успокоитесь, так как переведете свое внимание на другую деятельность. В следующий раз, как только Вы начнете испытывать тревогу выполняйте поэтапно 4 пункта этого упражнения.
Упражнение №2
«Преодоление страха» (по Эллису)
Если Ваш страх является следствием нерационального представления (ложного, не имеющего реальную основу) тогда необходимо сделать следующее:
Постарайтесь посмеяться над своим страхом, а также над страхом перед страхом;
Например, зачем Вам нужно одобрение Ваших родных по приготовленному обеду? Мыслите рационально: если бы блюдо было невкусным (пересоленным, недоваренным, слишком жирным и т.п.), то они точно бы об этом сказали, а раз молча кушают, значит им все нравится. Посмейтесь над тем, что Вы ждете одобрение там, где его не следует ждать?
Честно и откровенно расскажите о своем страхе доверительному лицу и покажите свои эмоции, которые Вы при этом испытываете;
Постарайтесь найти первопричину Вашего страха, т.е. иррациональное (неправильное, ложное) представление о должном и заменить его на рациональное(разумное);
Наблюдайте за своими страхами, признавайтесь себе, что они мелочны и ничтожны и находите «правильное» представление о должном, оспаривайте и постепенно преодолевайте их.
Например, Вы испытываете страх из-за того, что боитесь показать другим, как Вы тревожитесь за кого-либо или что-либо. Поймите, нет ничего постыдного и страшного в том, что другие увидят, что Вы встревожены.
Сознайтесь себе в том, что Ваш страх перед проявлением своих эмоций – беспочвенен и необоснованный.Запомните, что каждый человек имеет право на эмоции и переживания.
Упражнение №3
«Повышение творческой активности» (по Д.Скотту)
Это упражнение еще называют «Мозговым штурмом».
Шаг 1. Записываем идеи и решения проблемы – без особых раздумий взять лист бумаги и написать первые,которые пришли Вам в голову решения данной проблемы. Это необходимо для того, чтобы исключить все Ваши возможные страхи и переживания за последующую неудачу, исключить все «тормоза» и влияние механизмов Вашего сознания, которые могут, а самое страшное, что наверняка возникнут при длительных размышлениях.
Шаг 2. Самооценка решений – это критико-аналитическая часть упражнения, которая позволит выявить годные и непригодные решения. Оценивать свои решения нужно по 5-ти бальной системе, от большего разумного и верного решения (оценка «5»), к самому нецелесообразному (оценка «2»).
Шаг 3. Отбор лучшего решения – это может быть один самый подходящий вариант, а может быть комбинация из нескольких, которые приведут к положительному решению проблемы.
Упражнение №4
«Снятие стресса» (по К. Шрайнеру)
Это есть своеобразное «очищение мозга» от «ненужных» мыслей.
Шаг 1. Прислушайтесь к своим чувствам, которые Вы испытываете во время стресса, возможно Вас «прошибает пот» или Вы напряженные от ожидания.
Шаг 2. Теперь специально сделайте так, чтобы прочувствовать тот момент, когда Вы сильно напряжены. Задайтесь вопросом и ответьте на него: «Ради чего и зачем я так напрягаюсь?».
Шаг 3. Теперь задайте себе следующий вопрос: «А что мне нужно для того, чтобы я почувствовал(-а) себя лучше?».
Шаг 4. На 2-3 минуты преувеличьте свои ощущения, пусть Вас на это время «прошибет пот» или наступить колоссальное напряжение. Ничего не предпринимая просто прочувствуйте это состояние и убедитесь в том, что оно занимает очень много энергии и сил, и что эта энергия тратиться в пустую.
Шаг 5. После проведенного эксперимента-наблюдения ответьте себе: «Нужно ли мне такое напряжение? Хорошо ли это для меня? Хочу ли я избавиться он него?».
Шаг 6. Следующим шагом будет осознание того, что Ваши требования создают чувство отчаяния.
Шаг 7. Приступаем непосредственно к релаксации. Для этого нужно представить, что все Ваши мышцы стали подобием податливого теста или поролона. Постарайтесь поймать состояние равновесия.
Шаг 8. «Очищаем свой мозг от ненужного» и делаем что-то конструктивное и нужное вместо того, чтобы впустую тратить свои силы и энергию для бесполезного напряжения или «прошибания».
Шаг 9. Последним шагом будет осознанная замена Ваших требований на Ваши предпочтения.
Упражнение №5
«Разрешение стрессовой ситуации методом «Взмаха» (по Р. Бендлеру)
Встаньте удобно или сядьте и закройте глаза. Теперь представьте себе, что у Вас в обеих руках по одной фотографии:
В одной руке карточка, где сфотографирована Ваша проблема или отрицательная ситуация, которую не желали бы видеть. Она мрачная, все негативное и размытое;
В другой руке карточка, где сфотографирована приятная ситуация в ярких разноцветных красках, глядя на которую Вас посещают положительные эмоции, такие как радость, успокоение, счастье и т.п.
Теперь одним взмахом, т.е. молниеносно опускайте негативную фотографию на колено, чтобы Вы ее перестали видеть, а позитивную поднимайте до уровня глаз.
Это упражнение необходимо делать в тот момент, когда стрессовая ситуация проявляется и у Вас наступает напряжение. Подобную молниеносную замену фотографий нужно делать до тех пор, пока положительный образ окончательно не вытеснит отрицательный.
Упражнение №6
«Коррекция негативного поведения путем самоанализа» (по Д.Рейуортеру)
Быть безучастным сторонним наблюдателем – это главное условие при выполнении данного упражнения. Вы должны прислушиваться, концентрировать свое внимание, осознавать свои чувства, прочувствовать их и запомнить, но при этом ничего не менять. Делаются подобные упражнения уединенно, чтобы Вам не мешали и не отвлекали.
Шаг 1. Концентрируемся на своем физическом теле:
Неважно, сидите ли Вы, лежите или стоите, обратите внимание на то как расположены ноги, руки, опущена или закинута голова, сгорблена ли спина и т.п.;
Сконцентрируйтесь на том, где сейчас Вам больно или чувствуется напряжение и т.п.;
Прислушиваемся к дыханию и сердцебиению.
Внушите себе: «Это мое тело, но я не есть тело».
Шаг 2. Концентрируемся на своих чувствах:
Прислушиваемся к своим чувствам, которые Вы сейчас испытываете;
Найдите и отделите у этих чувств положительную сторону от отрицательной.
Внушите себе: «Это мои чувства, но я не есть эти чувства».
Шаг 3. Концентрируемся на своих желаниях:
Перечислите имеющиеся желания и стремления, если они есть у Вас;
Не задумываясь над их важностью и не ставя приоритетов перечисляйте их одним за другим.
Внушите себе: «Это мои желания, но я не есть эти желания».
Шаг 4. Концентрируемся на своих мыслях:
Поймайте мысль, которую Вы сейчас думаете. Даже если Вы думаете, что у Вас в данный момент времени нет никаких мыслей – это и есть мысль и за ней нужно понаблюдать;
Если мыслей много, то понаблюдайте как одна мысль сменяет другую. Совсем не важно правильны ли они и рациональные, просто сконцентрируйтесь на них.
Внушите себе: «Это мои мысли, но я не есть эти мысли».
Подобное упражнение «Самокоррекции» относится к техникам психосинтеза и позволит понаблюдать и увидеть свое тело, чувства, желания и мысли как бы со стороны.
Упражнение №7
«Кто я?» (по Т.Йоуменс)
Данное упражнение также относится к техникам психосинтеза и заключается в постороннем наблюдении за собой. Цель упражнения –помочь развить в себе самосознание и выявить свое настоящее «Я».
Каждый человек подобен многослойной луковице, где слой за слоем спрятано наше истинное «Я». Такими слоями могут быть маски, которые мы каждый день «выбираем» под подходящий случай и «надеваем» на себя, чтобы люди не увидели наших истинных чувств или тех качеств, которых мы стесняемся или которых не любим в себе.
Но есть слои и положительные, которые мы игнорируем и не признаем себе, что они «хорошие». Увидеть за всеми этими слоями свою настоящую сущность, свое живое ядро, свою личность – это то, что благодаря этому упражнению Вам постепенно, шаг за шагом удастся сделать.
Необходимо чтобы во время выполнения этого упражнения Вас не отвлекали.
Шаг 1.
В тетрадке на первой страничке напишите вопрос-заголовок «Кто я?». Теперь поставьте время и запишите предельно честный ответ. Отбросьте мнение окружающих или что говорят о Вас родные, запишите именно то, как думаете Вы. Этот шаг можно делать по несколько раз в день или ежедневно, каждый раз проставляя дату и отвечая откровенно: «Кто Вы, по Вашему мнению?».
Шаг 2.
Удобно сядьте и закройте глаза. Задайте себе этот же вопрос и представьте ответ в виде образа. Не корректируйте его и не рассуждайте, а уловите именно тот образ, который возник у Вас сразу же после вопроса. Открыв глаза сразу же опишите это возникший образ, вспомните, какие чувства Вы испытали, увидев его и что этот образ значит для Вас.
Шаг 3.
Встаньте в середину комнаты и закройте глаза. Задайте себе тот же вопрос и прочувствуйте те движения, который начнет делать Ваше тело. Не контролируйте их, не мешайте, не вносите корректировки, а доверьтесь телу. Обязательно запомните эти движения, ведь именно таким образом оно отвечает на поставленный вопрос.
Упражнение №8
«Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи» (по М.Е. Сандомирскому)
Главная цель диалога – срочно помочь себе снять возникший телесный эмоциональный дискомфорт. Упражнение нужно делать уединенно, чтобы не мешали.
Шаг 1.
Закройте глаза и представьте перед собой зеркало, а в нем Ваше отображение. Присмотритесь: как Вы выглядите в момент наступившего дискомфорта, как это отражается на выражении Вашего лица, на осанке.
Шаг 2.
Сконцентрируйтесь на физических ощущениях и найдите места, где именно испытываются неуютные ощущения.
Шаг 3.
Суть следующего шага заключается в следующем:
Вы должны сами себе (т.е. воображаемому собеседнику, своему отображению) сказать все те слова, которые, по Вашему мнению, успокоят Вас в данной ситуации, ободрят, остановят навязчивую тревогу, самосожаление, самобичевание, самообвинения и восстановит Ваше самоуважение и достоинство.
Вложите в эти слова столько эмоциональности и чувств, сколько, по Вашему мнению, нужно будет для достижения поставленной цели.
Ваш воображаемый «зеркальный» собеседник будет реагировать на Ваши слова и его ответная реакция станет Вам сигналом – попали ли Ваши слова в цель или они были произнесены впустую.
Шаг 4.
Переключитесь на свои физические ощущения.
Если слова дошли до цели, то физические страдания будут утихать и дискомфорт со временем исчезнет. Если же этого не произошло, повторите шаг 3 еще раз.
При необходимости данное упражнение можно повторять несколько раз, главное – это заставить стихнуть физическому эмоциональному дискомфорту – это и есть срочная мгновенная экстренная самопомощь.
В заключении хочется отметить, что подобных психотерапевтических упражнений в практике у психологов великое множество.
Объединяет их одна цель –это самопомощь. Делая эти упражнения, Вы научитесь самостоятельно воздействовать на себя и тем самым помогать себе: устранять или уменьшать неадекватные проявления своего поведения, преодолевать тревогу или страх, снимать стресс, повышать свою творческую активность и лучше понимать себя.
Автор: Павел Зайковский
Источник