Когда начинает говорить ребенок с синдромом дауна

Когда начинает говорить ребенок с синдромом дауна thumbnail

С января 2015 год шла серьезная и кропотливая работа специалистов благотворительного фонда «Даунсайд Ап» над созданием уникальной для нашей страны методики «Начинаем говорить», которая позволит детям с синдромом Дауна быстрее освоить навыки речи. Наконец, пособие готово и уже поступило в свободную продажу. Авторы методики – педагог-дефектолог Полина Жиянова и логопед Наталья Штепа – вложили все свои знания и навыки, чтобы материал получился ярким и интересным детям, и одновременно понятным и простым в использовании для родителей.

По словам экспертов Даунсайд Ап, основная сложность в работе состояла в том, что создавать методику пришлось практически с нуля. «К сожалению, мы не смогли использовать наработанный опыт иностранных коллег в «чистом виде», — говорит Наталья Штепа. – Зарубежные издания не подходили из-за особенностей русского языка, его лексики, грамматики. А отечественный опыт использует опыт обучения глухих детей, но не берет во внимание малышей с когнитивными нарушениями, когда нарушена способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию».

«Начинаем говорить » в этом плане — уникальное в своем роде пособие, которые разработано с учетом особенностей развития детей с синдромом Дауна в России. Авторы отмечают, что методика рассчитана для занятий с детьми от полутора лет, но с учетом индивидуального подхода. «В первую очередь нужно обращать внимание не на возраст, а на готовность ребенка к работе с этим набором, — подчеркивает Полина Жиянова. — Поэтому в наших методических рекомендациях перед началом каждого вида работы обозначаются четкие критерии готовности ребенка. Ознакомившись с ними, несложно понять, можно ли начинать занятия».

Читать, чтобы говорить!

Речь ребенка с синдромом Дауна – одна из основных проблем, с которыми сталкиваются родители. Из опыта специалистов Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап, самые частые вопросы, которые задают мамы и папы, будет ли ребенок говорить и если да, то когда? «Наша методика как раз дает ответы на многие из этих вопросов, — подчеркивает Полина Жиянова. – В пособии даны практические рекомендации, как можно начать развивать речь, когда можно приступать к занятиям, как их можно организовать, какой материал понадобится и как его использовать».

По словам авторов методики, международный опыт показывает, что если начать заниматься с ребенком еще в раннем возрасте, можно существенно минимизировать или даже предотвратить задержку речевого развития. Один из залогов успеха – время, когда будет начата работа. Правда, уроки должны быть интересны и ребенку, и родителям, и специалистам. А также носить системный характер, чтобы мамы с папами не мучились вопросом: «Где мне взять такие картинки, чтобы выполнить это упражнение?» В пособии «Начинаем говорить» есть все, что надо для занятий.

В основе методики лежит метод глобального чтения. Суть в том, что ребенок видит произносимое слово. И может соотнести предмет, картинку и написанное слово. «Наша задача не научить ребенка читать, а вызвать, «запустить» активную речь, — говорит Наталья Штепа. — Недаром слоган нашего пособия: «Читать, чтобы говорить!»

Акцент на сильные стороны

Для большинства детей с синдромом Дауна характерны различные проблемы со слухом, малыши не очень хорошо обрабатывают и запоминают информацию, поданную на слух. Специалисты Даунсайд Ап при работе с детьми используют приемы, которые опираются на сильные стороны детей, например, визуальное подкрепление речи взрослого.

«Содержание изображений — наша особая гордость, — подчеркивает Наталья Штепа. — При их разработке мы учитывали, чтобы изображения были четкими, яркими, без лишних деталей. Художником, который смог реализовать все наши задумки, является мама малыша с синдромом Дауна. Кроме того, картинки выполнены в очень хорошем качестве – из твердого картона особого качества, они не блестят, не бликуют, их невозможно помять. Ребенку удобно брать карточки рукой, потому что они достаточно толстые. Иллюстративный материал – «правильный», красивый, который не хочется выпускать из рук».

Пособие содержит методические рекомендации, с помощью которых можно организовать занятия с ребенком. И большой комплект дидактического материала, состоящий из картинок (предметных и сюжетных), табличек с написанными на них словами, карт (для игры в лото, для формирования фраз из нескольких слов и формирования слоговой структуры слова).

Опыт, практика и финансы: три составляющие успеха

По словам авторов пособия, идея создания методики «витала в воздухе», но только два года назад началась планомерная целенаправленная работа, которая велась сразу в нескольких направлениях. Как пояснила Полина Жиянова, «методику мы разрабатывали поэтапно, каждый этап проходил апробацию в Даунсайд Ап, при необходимости вносились изменения или дополнения».

Всего в апробации приняли участие 75 семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. На каждого из детей заполнялся индивидуальный бланк появления первых слов, где отмечалась динамика понимания слов и появления их в активном словаре в виде жестов, звукоподражаний и полноценных слов. Одновременно авторы пособия разработали обучающие семинары для специалистов и для родителей, которые будут проводиться несколько раз в год.

Создание пособия стало возможным благодаря пожертвованиям частных лиц и компаний. Всего в разработке и апробации методики приняли участие 12 сотрудников фонда и 1 привлеченный специалист, которые работали с января 2015 по ноябрь 2016 года (скачать финансовый отчет). В отчете не учтены расходы, связанные с типографской печатью пособия, по причине того, что они заложены в стоимость пособия.

Инструмент, а не панацея

Авторы методики обращают внимание, что речь развивается на основе взаимодействия и общения ребенка с близкими людьми. Умение слушать обращенную речь, понимать ее, участвовать в повседневной жизни, играть, рассматривать картинки – вот далеко не полный перечень того, что должен уметь малыш, перед тем, как родители начнут занятия на основе набора «Начинаем говорить». Наталья Штепа, Полина Жиянова: «Это то, что сможете сделать только вы, уважаемые родители, общаясь с вашим малышом с первых дней его жизни. Мы хотим обратить внимание, что эта методика – не панацея, не волшебная таблетка, и она не исключает использование других методов».

Авторы пособия очень рады, что все задуманное удалось реализовать. За этим результатом стоит большая работа сотрудников фонда – педагогов, редакторов, консультантов….. Методика «Начинаем говорить» может использоваться не только педагогами и логопедами, но и родителями, которые хотели бы помочь своему малышу начать разговаривать. «В принципе, наше пособие с успехом может использоваться не только для детей с синдромом Дауна, но и в процессе развития речи любого ребенка», — подчеркивают Наталья Штепа и Полина Жиянова.

Читайте также:  Мужчина с синдромом питера пена

Продажи пособия будет осуществлять партнер фонда «Даунсайд Ап» — благотворительный фонд «Синдром любви». Стоимость пособия 2800 рублей. Оформить заявку на пособие. 

Источник

И говорим с синдромом Дауна. Да, такие дети могут говорить. И такие дети довольно часто приходят на занятия к логопеду. Я Ольга, многомама и логопед, и на своем канале начинаю цикл статей под рабочим названием «Не только буква РЭ» ???? Расскажу о сложных случаях в работе логопеда.

Для начала — немного о генетических заболеваниях вообще. В студенчестве увесистый томик под названием «Наследственные болезни и медико-генетическое консультирование», полный устрашающих фотографий, был моим излюбленным чтением.

С тех пор считаю данную дисциплину обязательной для изучения в школе, не для того, чтобы навсегда отбить охоту рожать, нет. А для того, чтобы никто, никогда и ни от кого не услышал распространенную ныне сентенцию вроде «Что ж вы его такого родили, УЗИ что ли не делали?»

После прочтения данного труда я приобрела здоровый фатализм и твердое знание о том, что генетических болезней — тысячи, часть из этих тысяч при рождении вообще никак не проявляется, зато потом с возрастом приводит к тяжелейшей инвалидности и даже смерти, а на УЗИ видны — единицы. Поэтому рождались, рождаются и рождаться будут дети с разнообразными генетическими нарушениями. И за очередное «а что же УЗИ -то не сделали?», людям, которые мало-мальски в теме, хочется кинуть в говорящего чем-нибудь тяжёлым.

Часть наследственных болезней и генетических нарушений на интеллекте и речи никак не отражается, часть, к счастью, вообще проявляется лишь своеобразным внешним видом и не влияет ни на продолжительность жизни, ни на ее качество.

Но огромное множество подобных заболеваний влияет на развитие очень существенно, и дети с разнообразными генетическими состояниями приходят в том числе и к логопеду. И об этих состояниях логопеду тоже надо иметь представление, чтобы наметить общую канву коррекционной работы, найти сильные стороны ребенка и развить слабые .

Также логопеду полезно в принципе иметь представление о так называемых стигмах дизэмбриогенеза — некоторых минимальных особенностях внешности, совокупность которых может навести на мысли о каком-либо генетическом нарушении. Своевременная консультация генетика может очень помочь в коррекционной работе .

Синдром Дауна встречается чаще других генетических заболеваний, и почти каждый логопед, наверное, такого ребенка хоть раз в жизни в своей практике встречал. А если встречал — знает, что категория далеко не безнадёжная.

Есть такой известный в логопедических кругах специалист — Романа Августова. Дети с синдромом Дауна после ее занятий не только разговаривают, но и читают, пересказывают, пишут сочинения, свободно рассуждают на практически любые темы. Поэтому желающих полнее углубиться в тему отсылаю к ее книге «Говори! Ты это можешь!» Книга отличная, кстати. Написана живым и лёгким языком, читается как популярная литература.

Дети с синдромом Дауна при рано начатой и постоянной коррекционной работе практически все способны к активной речи. Брошенные же на произвол судьбы — практически все неспособны совсем.

Клеймо глубоко умственно отсталых и безречевых стоит на таких детях со времён советской традиции оставлять «даунят» в роддомах. Воспитанный в детдоме ребенок с синдромом Дауна именно таким и будет, без вариантов, сам — не разовьётся. Это в тему моих статей про норму и ее норму. Норму можно не трогать вообще — сама заговорит, читать, писать, считать научится. Ребенок же с синдромом Дауна нуждается в постоянном подталкивании и стимуляции извне, без этой стимуляции его развитие стоит на месте. Оттого и не развиваются такие дети в детдомах, и умирают рано.

При постоянной же работе с таким ребенком результаты могут быть очень впечатляющими, вплоть до овладения им общеобразовательной программы и успешной профессиональной реализации.

Какова же специфика именно логопедической работы с детьми с синдромом Дауна. Понимание речи у таких детей, растущих в условиях семьи, относительно сохранно, активная лексика значительно отстает от пассивной, наблюдается выраженная гипотония мышц органов артикуляции, а также заметная апраксия. Зная эти особенности, строим коррекционную работу.

Как и с любым другим ребенком, при работе логопеда с ребенком с синдромом Дауна, необходимо учитывать его сильные стороны и на них опираться. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, абсолютно сохранная эмоциональная сфера, хорошо развитая подражательность и, значит, потенциал для развития игры. А на базе подражания и игры можно уже строить и речь!

Но все было бы очень просто, если бы кроме сильных сторон не было бы слабых. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, гипотония мышц и слабый контроль за положением и движением органов артикуляции. Контроль вообще функция, развивающаяся довольно поздно даже в норме, а у детей обсуждаемой категории он вообще не развивается без специального обучения. Поэтому нормализация тонуса и обучение контролю за органами артикуляции — основная задача логопеда .

Реализация этой задачи происходит параллельно с работой над пониманием речи, которое находится в прямой зависимости от состояния интеллекта. С такими детьми очень хорошо идёт любимая мной игровая логопедия, разумеется, после создания базы для речевого подражания. Дети нуждаются в многочисленных опорах для осознания звука как результата определенного положения органов артикуляции, массаж и артикуляционная гимнастика тоже совершенно необходимы .

Зрительное восприятие и зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно хорошо развиты и, значит, можно смело вводить раннее обучение чтению глобальным способом и альтернативную коммуникацию при помощи письма и чтения. Даже при специальном обучении дети с синдромом Дауна начинают говорить поздно, но а общении нуждаются, поэтому альтернативная коммуникация — этап необходимый .

Также дети с синдромом Дауна хорошо осваивают жестовую речь, при отсутствии обучения — изобретают собственные жесты и общаются с их помощью. Этот момент тоже надо использовать на пользу коммуникации на этапе безречия, и не стоит бояться закрепления общения таким образом — ребенок сам откажется от жестов, когда речь при помощи органов артикуляции станет для него возможной .

В целом прогноз для развития речи при синдроме Дауна благоприятный, как я уже писала. При обучении практически все дети с этим синдромом говорят и общаются при помощи речи.

Источник

Известно, что речь для детей с синдромом Дауна – это зона особых трудностей. Низкое качество речи становится одним из основных препятствий для социализации ребенка. Поэтому закономерно, что главным запросом родителей, а также специалистов, участвующих в программах Образовательного центра Даунсайд Ап, является развитие речи ребенка.

Читайте также:  Синдром беспокойных ног нарушения сна

Изучение профиля психомоторного развития детей с синдромом Дауна [5] говорит, во-первых, о том, что возможно предотвратить задержку и нарушения речевого развития, если начинать заниматься этим в раннем возрасте. Во-вторых, для большинства детей с синдромом Дауна характерны различные проблемы со слухом, с обработкой звуковой информации, а также недостаточность кратковременной слухо-речевой памяти. Все это существенно снижает способность детей к освоению первых речевых навыков. Важно учитывать эти особенности и при обучении использовать приемы, опирающиеся на сильные стороны детей, в первую очередь визуальное подкрепление речи взрослого в процессе овладения ребенком речью. Вот почему это направление стало одним из приоритетных в работе Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап.

При разработке и апробации метода учитывался опыт глобального чтения, используемый в работе с детьми с потерей слуха [1, 4, 6], а также методики, используемые нашими зарубежными коллегами, в частности из Австралии и Великобритании [2]. К сожалению, в работе по развитию речи детей с синдромом Дауна мы не могли использовать зарубежные методики в чистом виде из-за особенностей русского языка, его лексики и грамматики. В то же время отечественные разработки по глобальному чтению не учитывают особенности обучения детей с когнитивными нарушениями.

Поэтому специалисты Даунсайд Ап пришли к выводу о необходимости создания универсальной методики, учитывающей все необходимые факторы:

  • особенности русского языка, его лексики и грамматики;
  • сильные стороны детей с синдромом Дауна: зрительное восприятие, внимание и память;
  • возможность использования методики в работе с детьми раннего возраста;
  • простоту изложения материала, которая позволит родителям самим организовывать занятия со своим малышом, если у них отсутствует возможность заниматься со специалистом;
  • сохранение единого подхода в работе по развитию речи в случае занятий ребенка с разными преподавателями.

Работа по созданию методического пособия велась по трем основным направлениям:

  1. Разработка методики с точки зрения первоначального детского словаря русского языка. Важно было учитывать наличие в словаре особого пласта слов, называемых «нянюшкин словарь», в который входят лепетные слова («би-би», «бай-бай»), звукоподражания («му», «ав-ав») и другие слоги и звуки, которые имеют постоянный смысл, т. е. используются в качестве слов.

Важно знать, что детские слова, которыми пользуется ребенок, отличаются от полных слов. Многие из них совсем не похожи на полные слова и потому не переходят в полноценное слово, ребенок учится говорить его отдельно (например, «ав-ав» и «собака», «би-би» и «машина»).

  1. Разработка самого пособия: слов, картинок, методических рекомендаций.
  2. Апробация методики с детьми на домашних визитах, групповых занятиях, индивидуальных консультациях и в удаленном консультировании на форуме.

В итоге этой деятельности была разработана программа по формированию речевых средств общения «Начинаем говорить», которая учитывает первоначальный детский лексикон[1]; создает возможности для реализации активной позиции родителей в процессе обучения ребенка; учитывает особенности детей с различными когнитивными нарушениями и предполагает наличие двух этапов, обучающего и развивающего, что позволяет начинать работу с учетом возраста и уровня развития ребенка.

С целью реализации методики специалистами Даунсайд Ап был разработан методический комплект.

В его состав входят[2]:

  • Парные предметные картинки, иллюстрирующие слова-названия, которые появляются в словаре ребенка одними из первых и являются достаточно простыми в произношении: мама, папа, баба, деда, сок, суп, конь, гусь, мяч, дом, кот, ёжик, дядя, тетя, зайка, мишка, ляля, каша, банан.
  • Сюжетные картинки с мишкой и зайкой, иллюстрирующие действия: ест, спит, едет, сидит, моет, пьет, упал, плачет, стучит.
  • Таблички со словами к картинкам, обозначающим названия и действия.
  • «Карты-ладошки» для усвоения слоговой структуры слова.
  • Карты для составления фразы из 2—3 слов с опорными словами и пустые карты для закрепления навыка.
  • Карты лото.
  • Контрольные таблицы для фиксации словаря и фраз ребенка.
  • Методические рекомендации по организации занятий.

Когда начинает говорить ребенок с синдромом дауна

В наборе предлагается 97 предметных и 36 сюжетных картинок. Такое соотношение (3:1) не случайно, оно учитывает закономерности развития словаря и появления простой фразы. Исследования, проведенные в Лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха и речи Института коррекционной педагогики РАО, показали, что при формировании начального детского лексикона важное значение имеет накопление глагольного словаря (глаголов должно быть примерно треть общего объема словаря). Это в дальнейшем способствует успешному накоплению существительных и прилагательных и появлению двухкомпонентного высказывания (простой фразы) [3].

Все наглядные пособия, входящие в методический комплект, разработаны с точки зрения многофункциональности. Так, например, сюжетные картинки служат для изучения слов-действий и фраз, но в то же время строгий подбор позволяет использовать их для понимания последовательности событий и в качестве картинного календаря на день. Также из них можно делать простую книгу для малыша.

Работа по развитию речи с использованием методического пособия «Начинаем говорить», включает в себя два периода: подготовительный и основной – с использованием метода глобального чтения. 

Подготовительный период

Как уже говорилось выше, работа по вызыванию активной речи ребенка начинается в раннем возрасте. Методика «Начинаем говорить» дает ответы на вопросы, как можно заниматься развитием речи в самом раннем возрасте (от 0 до 3 лет), как организовать занятия, какие задания и в каком объеме предложить ребенку.

Наглядный материал для занятий

На этапе, когда ребенок постепенно учится различать предметы и у него появляется потребность обозначить их доступным для него способом (жестом, звукоподражанием или словом), становится возможным  постепенно включить в занятия не только реальные объекты и действия, но и их изображения. Ребенок учится понимать, что нарисовано на картинке, различать знакомые картинки, находить пары и, наконец, называть изображения.

Любой специалист, работающий с ребенком, понимает, что кроме знания методики (чему и как учить ребенка) важен правильный подбор картинок. Что же такое «правильная картинка»? Здесь есть несколько принципиальных моментов.

1. Размер. Он должен быть таким, чтобы ребенок мог видеть как одну картинку, так и несколько сразу (например, при работе над пониманием речи или при игре в лото). Они не должны быть ни слишком большими (ребенку трудно будет удерживать в поле зрения несколько картинок), ни слишком маленькими (у большинства детей с синдромом Дауна имеются проблемы со зрением).

2. Толщина. Во время проведения занятий по развитию речи или игр с карточками мы часто просим малыша: «Возьми картинку», «Найди такую же картинку, положи рядом» и т. д. Ребенку бывает сложно выполнить просьбу взрослого из-за двигательных трудностей: они свойственны маленьким детям вообще, а у детей с синдромом Дауна входят в перечень проблемных сторон развития.

Читайте также:  Римские критерии iv синдрома раздраженного кишечника

Кроме того, у родителей и педагогов возникают опасения, касающиеся сохранности картинок: они боятся, что малыш может их неосторожно помять или порвать. И нередко мы наблюдаем, как родители не дают картинку ребенку в руки или сразу же забирают ее. А насколько проще и веселее заниматься, когда нет страха испортить, когда малыш может сам достать карточку из мешочка или опустить ее в «почтовый ящик». Поэтому мы предлагаем выпуск картинок из толстого картона. Их легко брать и трудно помять, и они долго сохраняют первоначальный вид.

3. Изображение. Оно должно быть четким, понятным, без лишних деталей. Все картинки должны быть выполнены в едином стиле.

4. Содержание. Нарисованное на картинке должно соответствовать первоначальному детскому лексикону. 

Методика занятий 

  1. Понимание обращенной речи

Это основное условие развития собственной речи ребенка. Для воспитанников Даунсайд Ап работа над пониманием обращенной речи начинается на домашних визитах и продолжается в адаптационных группах, которые дети посещают с полутора лет.

Прежде чем приступать к специальным занятиям по пониманию речи с использованием картинок, нужно убедиться в том, что ребенок начал понимать обращенную речь в бытовой ситуации и игре.

Сначала проводим с ребенком занятие по знакомству с предметными картинками. Взрослый поочередно раскладывает перед ребенком картинки, называет последовательно каждую и просит ребенка показать ее. Можно использовать дополнительные приемы, интересные ребенку: перевернуть картинку, которую назвал педагог, спрятать ее в мешочек, коробочку, опустить в копилку и т. д. Называя картинку, взрослый не только произносит слово, обозначающее ее, но и использует соответствующий жест и звукоподражание, например: «собака», «ав-ав» и жест «собака» [3].

  1. Различение картинок

Ребенок по просьбе взрослого выбирает нужную картинку из двух (или более) предложенных. Взрослый кладет на столе перед ребенком несколько предметных картинок, называет их, используя кроме слова-названия жест и звукоподражание, и просит ребенка показать одну из них, например: «Где собака, ав-ав»? Правильным ответом считается, если ребенок посмотрел на картинку, показал на нее пальцем или похлопал по ней ладошкой.

Когда начинает говорить ребенок с синдромом дауна

  1. Сличение предметных картинок – подбор пар

Взрослый предлагает ребенку найти парную картинку и положить их одну под другую (если используются отдельные картинки) или друг на друга (если используются карты лото). Когда малыш выполнил это действие, взрослый делает вывод: «Правильно, они одинаковые» — и учит ребенка жесту «одинаковые». Постепенно количество картинок увеличивается до 3—4. 

Когда начинает говорить ребенок с синдромом дауна

Когда начинает говорить ребенок с синдромом дауна

Когда начинает говорить ребенок с синдромом дауна

Жест «одинаковые» 

В ходе таких упражнений вырабатываются навыки, необходимые для дальнейшего овладения глобальным чтением (понятия «такой же», «одинаковые»), умение подкладывать картинки одну под другую или накладывать их друг на друга.

Занимаясь с малышом знакомством с картинками, их различением и сличением, взрослый не ставит перед ребенком задачу называния картинки, но поощряет любые его попытки в этом направлении.

Результаты занятий заносятся в контрольную таблицу в графу «Понимание».

  1. Называние картинок

Ребенок и на предыдущих этапах может пытаться называть картинки, но задания данного этапа сфокусированы именно на этом умении.

Когда мы говорим, что ребенок «называет» картинки, это не значит, что он произносит полноценное слово. На данном этапе он использует в речи так называемый детский, или «нянюшкин», словарь, который объединяет в себе различные звукокомплексы, несущие постоянный смысл: звуки, звукоподражания и лепетные слова. Необходимость использования данного словаря объясняется особенностью русского языка — преобладанием в нем длинных и сложных для произнесения слов. Каждый ребенок проходит этот этап развития речи, и каждому взрослому смысл слов «би-би», «ко-ко», «бай-бай», «кач-кач» понятен без дополнительного разъяснения.

Задания заключаются в том, что ребенку предлагают любым доступным ему способом ответить на вопросы: «Кто это?», «Что это?». На первых порах ребенок может использовать только жесты, но со временем педагог поощряет его сопровождать жест звуками, лепетными словами.

Отбирая слова для занятий, лучше начинать с тех, которые малыш уже умеет каким-то образом произносить, — так ему более понятен смысл предлагаемых заданий. Те картинки, которые ребенок сумел назвать, собираются в «говорильный альбом». У малыша появляется прекрасная возможность перелистывать его и называть все слова.

Родителям нередко трудно найти подходящие картинки для «говорильного альбома». Имея стандартные картинки из набора «Начинаем говорить», мама может просто отобрать нужные и вложить в альбом.

Слова, которые может назвать ребенок, заносятся в контрольную таблицу в графу «Называние». Проанализировав активный словарь ребенка по контрольной таблице, специалисты и родители могут легко спланировать следующий шаг. Например, когда в словаре набирается 12—15 слов-названий, которые малыш узнает и показывает, можно аналогичным образом начинать работать над глагольным словарем. Слова-действия представлены на простых сюжетных картинках. Можно выбрать картинки с тем персонажем (мишкой или зайкой), который больше нравится ребенку.

В Даунсайд Ап занятия по называнию предметных и сюжетных картинок являются частью логопедических занятий, проводимых в структуре адаптационных групп (для детей 1,5—3 лет) и групп поддерживающего обучения (для детей 3—6 лет). Специалисты, работающие в группах, при наличии наборов получают возможность использовать одни и те же картинки на фронтальных и на индивидуальных логопедических занятиях. То, что ребенок получает такие же картинки в свой «говорильный альбом» для занятий дома, позволяет обеспечить преемственность в организации занятий родителями и специалистами. Более того, если ребенок посещает дополнительные занятия с логопедом, наличие набора поможет создать единое обучающее поле, что сделает занятия более эффективными. Стандартный методический комплект «Начинаем говорить» существенно облегчает дистанционную работу специалиста на форуме или на коллегиальных консультациях.

[1] В методическом пособии «Начинаем говорить» детский словарь представлен в виде таблиц. При создании таблиц использован модифицированный опросник, созданный на базе «The MacArthur Communicative Development Inventory: Words and Sentences», часть «Children Development Inventory» в переводе И. А. Чистович. Апробация соответствия словаря детскому лексикону русского языка проводилась в Лаборатории детской речи РГПУ им. Герцена при участии заведующей лабораторией, доктора филологических наук, профессора С. Н. Цейтлин.

[3] Используются жесты, входящие в культуру русского языка и потому знакомые всем без специального изучения. Подробнее см.: Жиянова П. Л. Альтернативная коммуникация. Использование жестов в общении. // Хрестоматия для родителей. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2014. С. 255—259.

Продолжение тут

Приобрести пособие «Начинаем говорить!»

Источник