Код зпр в мкб
Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.
F82
Специфические расстройства развития моторной функции
Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.
Синдром неуклюжего ребенка
Связанное(ая) с развитием:
- нарушение координации
- диспраксия
Исключены:
- нарушения походки и подвижности (R26.-)
- нарушение координации (R27.-)
- нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)
F83
Смешанные специфические расстройства психологического развития
В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.
Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.
При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.
F88
Другие расстройства психологического развития
Агнозия развития
F89
Расстройство психологического развития неуточненное
Нарушение развития БДУ
Источник
Задержка психоречевого развития у детей: что это такое, почему появляется? Симптоматика, диагностика, лечение и способы коррекции в памяке врачу-неврологу.
ЗПР (код по МКБ-10 F80) расшифровывается как задержка психоречевого развития.
В некоторых случаях используются сокращения ЗРР (задержка речевого развития), ЗПР (задержка психического развития) и ЗПРР.
↯
Больше статей в журнале
«Заместитель главного врача»
Активировать доступ
Однако обычно под термином ЗПР понимают именно задержку психического и/или речевого развития ребенка.
Это может быть следствием психосоциальной депривации, нарушения слуха, психических отклонений, аутизма, неонатальных поражений головного мозга и пр.
ЗПР встречается приблизительно у 3-10% детей, причем у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Международный классификатор болезней 10-го пересмотра, краткая версия в Системе Консилиум
Причины развития
Речь представляет собой моторный акт артикулярной реализации вербальных реакций, а язык — это символы для взаимоотношений людей.
Реализация символов в язык и речь происходит за счет сложнейших реакций в головном мозге, для которых необходимы следующие элементы:
- зрение — малыш должен видеть, как взрослые произносят слова, чтобы потом повторять за ними;
- слух — ребенок говорит то, что он слышит;
- нормальная работа ЦНС, сенсомоторных проводящих путей;
- нормальная анатомия мышц гортани, неба, языка, челюстно-лицевой области.
Нарушение в каком-то звене приводят к задержке психоречевого развития маленького пациента. Более половины случаев нарушения речи у детей приходится на задержку психического развития.
И чем сложнее расстройство, тем тяжелее дефект речи обнаруживается.
Как правило, это связано с какими-то генетическими или хромосомными патологиями, внутриутробным инфицированием малыша, чаще встречается у недоношенных, после перенесенной острой гипоксии в родах, ядерной желтухи, воспалений вещества и оболочек головного мозга. В ⅓ случаев причину ЗПР установить не удается.
Следующей по частоте причиной является аутизм. Обычно он дебютирует в первые три года жизни ребенка, чаще у мальчиков.
У малыша отсутствует визуальный контакт с окружающими, он малоэмоционален, для него характерны какие-то постоянно повторяющиеся (ритуальные) действия и стереотипные движения.
Речь обычно эмоционально не окрашена, односложная.
✪ Расстройство экспрессивной речи: памятка для родителей в Системе Консилиум
ЗПР может развиваться при элективном мутизме. Это состояние, когда ребенок может, но не хочет говорить.
Элективный мутизм — семейная психопатология, больше характерна для девочек.
Детский церебральный паралич может протекать с нарушением речи и/или психического развития. Последнее бывает при наличии дефектов в коре головного мозга.
Нарушение нервно-психического развития и речи характерно для многих заболеваний, связанных с полным или частичным снижением слуха: синдром Гурлера, Гунтера, Сентера, Стиклера, Моро и другие.
В некоторых случаях возможна задержка только речевого развития, без сопутствующий психических изменений.
Например, такое бывает при кондуктивной тугоухости, при билингвизме в семье, при психосоциальной депривации (при низком социальном уровне жизни, редком и холодном отношении с родителями, стрессах).
Также более позднее начало речи может быть связано с индивидуальными особенностями личности, часто генетически детерминированными.
Кодификация нарушений речи по МКБ 10
В МКБ-10 ЗПР кодируется в нескольких вариантах:
- F80.1 — нарушение экспрессивной речи (уровень произношения речевых звуков ниже возрастной нормы, но в целом ребенок разговаривает нормально);
- F80.2 — рецептивной речи (ребенок понимает язык и произносит звуки ниже своей возрастной нормы);
- F80.9 — неуточненные нарушения с ЗПР;
- F83 — специфические смешанные расстройства психологического развития.
Отдельно шифруются заболевания, для которых также может быть характерна ЗПР, код по МКБ-10 в этом случае соответствует патологии, например, речевые нарушения при аутизме проходят под шифром F84, при умственной отсталости — F70-F79, при элективном мутизме — F94.0, при потере слуха — H90-91 и пр.
Используйте интерактивный конструктор, чтобы получить готовый протокол ведения пациента на основе последних клинических рекомендаций Минздрава РФ.
Классификация
Единой клинической классификации нет. Выделяют ЗПР с нарушением экспрессивной и рецептивной речи (что отражено в МКБ-10). Помимо этого, выделяют алалию и дизартрию.
Алалия (синоним — дисфазия) — нарушение воспроизведения звуков, в основе которого лежит недостаточное развитие речевых центров коры больших полушарий головного мозга.
При этом дети достаточно хорошо понимают речь, но сами плохо разговаривают. Длительное время словарный запас ребенка остается на уровне отдельных звуков. Впоследствии речь насыщена оговорками, перестановками.
Афазия — полная утрата способности говорить и/или понимать речь. Возникает у детей после 3-4 лет по причине разрушения корковых центров.
Дизартрия — нарушение звуковоспроизведения по причине патологической иннервации артикуляционного аппарата ребенка.
Выделяют псевдобульбарную, бульбарную, подкорковую и мозжечковую форму дизартрию в зависимости от уровня поражения ЦНС.
Существует классификация задержки речевого развития по Бадаеву:
- ЗПР, связанная с органическим поражением ЦНС. Это может быть афазия, алалия, дизартрия.
- Нарушение речи по причине функциональных нарушений, например, при заикании, мутизме и пр.
- Особенности речи, связанные с аномалиями развития артикуляционного аппарата ребенка.
В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов.
В Системе «Консилиум» их более 5000.
Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?
Активировать
Этапы диагностики ЗПР
Для установления задержки психоречевого развития (код по МКБ-10 F80) используется комплексное экспериментальное-психологическое обследование.
Дополнительное назначается проведение общих анализов крови и мочи, биохимическое исследование, ЭКГ, ЭЭГ, ЭХО-КГ, МРТ или КТ по показаниям.
Других специфических методов обследования нет. При необходимости назначаются консультации смежных специалистов — терапевта, невролога, гинеколога и пр.
Как снизить риски медицинских ошибок? Какие алгоритмы медицинских экспертиз одобрил Росздравнадзор?
Образцы документов предоставим в статье журнала «Заместителю Главного врача»
Лечение
Нет каких-либо препаратов, немедикаментозных или хирургических методов лечения, которые используются конкретно при ЗПР (код по МКБ-10 F80).
Основные направления лечения — логопедическая помощь, социальная адаптация в семье и коллективе, психотерапевтическая поддержка ребенка и его близких людей (родителей). Могут использовать музыко-, дельфино-, арттерапия и прочие направления для развития мелкой и крупной моторики.
Дополнительно могут использоваться препараты из группы ноотропов, например, аспарагиновая кислота и ее аналоги и другие.
Профилактика
Профилактика ЗПР заключается в соблюдении режима сна-бодрствования у малыша. Полезно способствовать раннему развитию ребенка, в том числе в условиях специальных школ.
Большое внимание должно уделяться семейным отношениям и методам воспитания.
Важно своевременно выявлять заболевания, которые могут приводить к ЗПР (код по МКБ-10 F80) — приобретенные и врожденные нарушения слуха и пр.
Каждый родитель должен отслеживать появление предречевых реакций у своего ребенка, они должны соответствовать возрасту.
Так, в 1,5-3 месяца ребенок должен начинать гулеть, появляется гукание. К 6 месяцам малыши произносят цепочки из разных звуков, после чего появляется лепет и к году малыш уже повторяет отдельные слова и слоги с разной интонацией.
К 1,5 годам словарный запас ребенка должен включать около 15-20 слов, к 2 годам — 150-300 слов, к 3 — до 1000, к 4000 — до 2000 слов.
Своевременное обращение к специалистам поможет выявить ЗПР на начальном этапе.
Источник
Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.
Специфические расстройства развития речи и языка
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
F81
Специфические расстройства развития учебных навыков
Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.
F82
Специфические расстройства развития моторной функции
Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.
Синдром неуклюжего ребенка
Связанное(ая) с развитием:
- нарушение координации
- диспраксия
Исключены:
- нарушения походки и подвижности (R26.-)
- нарушение координации (R27.-)
- нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)
F83
Смешанные специфические расстройства психологического развития
В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.
F84
Общие расстройства психологического развития
Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.
При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.
F88
Другие расстройства психологического развития
Агнозия развития
F89
Расстройство психологического развития неуточненное
Нарушение развития БДУ
Источник
МКБ-10.
Памятка для специалиста ПМПК
(F70-F79) – Умственная отсталость
Умственная отсталость – (интеллектуальная недостаточность)
F70 – умственная отсталость легкой степени
F71 – умственная отсталость умеренная
F72 – умственная отсталость тяжелая
F73 – умственная отсталость глубокая
F78 – другие формы умственной отсталости
F79 – умственная отсталость неуточненная
Примечание. Для удобства работы с методическими рекомендациями психолого-педагогическое описание нарушений развития у ребенка выделено курсивом. Психолого-педагогические заключения взяты в скобки и выделены курсивом.
МКБ-10 | Степень умственной отсталости | Коэффициент интеллектуального развития (IQ) | Интеллектуальная недостаточность |
F70 | легкая | 50-69 | легкая |
F71 | умеренная | 35-49 | умеренная |
F72 | тяжелая | 20-34 | тяжелая |
F73 | глубокая | ниже 20 | глубокая |
Для уточнения степени нарушения поведения может использоваться четвертый знак:
F7х.0 – минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их
F7х.1 – значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер
F7х.8 – другие поведенческие нарушения
F7х.9 – поведенческие нарушения не определены
F82 – специфические расстройства развития моторной функции
Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением.
F83 – смешанные специфические расстройства психологического развития – (задержка психического развития церебрально-органического происхождения)
F84 – общие расстройства психологического развития
F84.0 – детский аутизм
F84.1 – атипичный аутизм
F84.2 – синдром Ретта
F84.3 – другое дезинтегративное расстройство детского возраста
F84.4 – гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (IQ ниже 50)
F84.5 – синдром Аспергера
F84.8 – другие общие расстройства развития – (задержка психического развития соматогенного происхождения или вследствие минимальной мозговой дисфункции)
(H60-H95) – Болезни уха и сосцевидного отростка
Н90 – кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха двусторонняя
Код МКБ-10 | Болезнь | Состояние | Категория детей |
Н90.0 | Кондуктивная потеря слуха двусторонняя | Глухота (потеря слуха свыше 80 дБ): врожденная; раноприобретенная (до 3 лет); приобретенная (после 3 лет) | Глухие Ранооглох-шие Позднооглохшие |
Н90.3 | Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя | ||
Н90.5 | Нейросенсорная потеря слуха неуточненная Врожденная глухота БДУ Снижение слуха: центральное сенсорное Нейросенсорная глухота | Слабослышащие с грубым недоразви-тием речи | |
Н90.6 | Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя | Тугоухость (потеря слуха в диапазоне 84 дБ) | Слабослышащие с относитель-но развитой речью |
(H00-H59) – Болезни глаза и его придаточного аппарата
Н53 – расстройства зрения
Н53.0 – амблиопия вследствие анопсии
Амблиопия обусловленная:
- анизометропией;
- зрительной депривацией;
- косоглазием.
- Н54 – слепота и пониженное зрение
- Н54.0 – слепота обоих глаз. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, обоих глаз
- Н54.1 – слепота одного глаза, пониженное зрение другого глаза. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, одного глаза и категории 1 или 2 обоих глаз
- Н54.3 – неопределенная потеря зрения обоих глаз. Нарушение зрения категории 9 обоих глаз
МКБ10 Для детей с ТНР
(F80-F89) – Расстройства психологического развития
F80 – специфические расстройства развития речи и языка
F80.0 – специфические расстройства речевой артикуляции – (дислалия)
F 80.1 – моторная алалия.
F 80.2 – сенсорная алалия.
F 80.3 – детская афазия.
F80.8 – другие расстройства речи и языка
F80.9 – расстройства развития речи и языка неуточненные – (неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного патогенеза)
(R47-R49) – Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу
R47.0 – дисфагия и афазия – (афазия)
R47.1 – дизартрия, анартрия – (дизартрия, анартрия)
R49.0 – дисфония – (дисфония)
R49.1 – афония – (афония)
R49.2 – открытая гнусавость и закрытая гнусавость – (открытая и закрытая ринолалия)
F98 – другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
F98.5 – заикание – (заикание)
F98.6 – речь взахлеб – (тахилалия)
Для школьников
F81 – специфические расстройства развития учебных навыков
F81.0 – специфическое расстройство чтения – (дислексия)
Таким образом, F81.0 кодифицирует:
дислексия – F81.0;
дисграфия в сочетании с дислексией – F81.0.
F81.1 – специфическое расстройство спеллингования – (дисграфия)
Примечание. В F81.1 включается «чистое» расстройство спеллингования, т. е. дисграфия, которой не сопутствуют серьезные затруднения в чтении.
При сочетании дислексии и дисграфии используется шифр F81.0.
F81.2 – специфическое расстройство арифметических навыков – (дискалькулия)
F81.3 – смешанное расстройство учебных навыков – (задержка психического развития психогенного происхождения)
F81.9 – расстройство развития учебных навыков неуточненное – (задержка психического развития вследствие психофизического инфантилизма (конституционального происхождения)
Источник