Код по мкб гиперактивность
Содержание
- Описание
- Симптомы
- Причины
- Лечение
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Психопатологические состояния, осложняющие течение СДВГ
Описание
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.
Симптомы
A. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
B. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Наличие шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
6. Часто бывает болтливым.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.
1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
II. (B. ) Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребёнка до семи лет.
III. (C. ) Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
IV. (D. ) Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.
Причины
Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:
• Общее ухудшение экологической ситуации.
• Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
• Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
• Угрозы выкидыша.
• Хронические заболевания матери.
• Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
• Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
• Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
• Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга[29].
Генетические факторы:
Специалистами Медико-генетического научного центра РАМН и факультета психологии МГУ установлено, что «большинство исследователей сходится во мнении, что единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда». Учёные США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Из более чем тридцати генов-кандидатов выбрали три — ген переносчика дофамина, а также два гена дофаминовых рецепторов. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить.
Лечение
В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. «Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов. »В США для лечения используется вызывающий привыкание риталин.
Фармакокоррекция. При лечении СДВГ в качестве вспомогательного метода применяются лекарственные средства. Наиболее известные из них — это психостимуляторы, такие как метилфенидат, декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин. Один из недостатков этих препаратов — необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов). Сейчас появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином продолжительного действия (до 12 часов). Также используют препараты других групп, например — атомоксетин.
Особая осторожность необходима при назначении стимуляторов детям, поскольку ряд исследований показал что их высокие дозы (например Methylphenidate более 60 mg/день) или неправильное применение вызывает привыкание и может побудить подростков использовать более высокие дозы для достижения наркотического эффекта. Согласно исследованию, проводимому в США среди кокаиновых наркоманов, у лиц с СДВГ употреблявших стимуляторы в подростковом возрасте вероятность пристрастия к кокаину в 2 раза выше, чем у тех кто был диагнозирован СДВГ, но не употреблял стимуляторов.
В 2010 году в Австралии было опубликовано исследование о безрезультатности и неэффективности лечения СДВГ стимуляторами. Исследование охватывало людей, за которыми наблюдали на протяжении 20 лет.
Комитет по правам ребёнка Организации Объединенных Наций издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».
Подход, распространённый в СНГ — это ноотропные препараты, вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые, по утверждениям производителей, улучшают обмен веществ мозга. Доказательств эффективности такого лечения нет.
• Психостимуляторы.
O Фенамин.
O Риталин (Метилфенидат).
• Антидепрессанты.
O Венлафаксин.
O Имипрамин.
O Нортриптилин.
O Атомоксетин.
Нефармакологические подходы.
В настоящий момент существует несколько нефармакологических подходов к методам лечения СДВГ, которые могут сочетаться с фармакокоррекцией, либо использоваться независимо.
• Нейропсихологический (при помощи различных упражнений).
• Синдромальный.
• Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления. Может применяться только после нейропсихологической коррекции и созревания структур мозга, в противном случае поведенческая терапия неэффективна.
• Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).
Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.
Основные медуслуги по стандартам лечения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник
- Описание
- Причины
- Симптомы (признаки)
- Диагностика
- Лечение
Краткое описание
Синдром гиперактивного ребёнка — расстройство, характеризующееся дефицитом внимания, импульсивностью и гиперактивностью. Проявляется слабой успеваемостью в школе, проблемами в отношениях со сверстниками, частыми конфликтами с родителями. Частота. Наблюдают у 3–5% детей школьного возраста, у мальчиков — в 5 раз чаще.
Код по международной классификации болезней МКБ-10:
- F90 Гиперкинетические расстройства
Причины
Этиология • Наследственная предрасположенность • Незрелость нервной системы • Нарушения обмена дофамина в ЦНС • Токсины (свинец), пищевые красители и салицилаты • Психологические факторы • Повышенные требования общества и учителей • Нарушения пуринового обмена.
Генетические аспекты (143465, Â или полигенное). Усвоение глюкозы разными отделами мозга ниже контроля на 8%. Генные дефекты не найдены (один из кандидатов — транспортёр дофамина DAT1).
Факторы риска • Пренатальные факторы •• Преэклампсия •• Употребление потенциально тератогенных ЛС, наркотических веществ, алкоголя, а также курение • Низкая успеваемость • Расстройства настроения • Оппозиционное поведение.
Симптомы (признаки)
Клиническая картина
• Дефицит внимания •• Неспособность сосредоточить внимание и совершение легкомысленных ошибок при выполнении некоторых видов деятельности (игра, учёба, работа и т.д.) •• Неспособность слушать собеседника •• Неспособность организовать свою деятельность, выполнять школьные задания, домашнюю работу или свои обязанности на рабочем месте, не обусловленная оппозиционным поведением или непониманием инструкций •• Избегание или неохотное выполнение заданий, требующих длительного умственного напряжения •• Частые потери предметов, необходимых для выполнения определённого вида деятельности, забывчивость •• Повышенная отвлекаемость на внешние малозначимые раздражители.
• Гиперактивность •• Неусидчивость •• Суетливость •• Многоречивость
• Импульсивность •• Нетерпеливость •• Неспособность завершить начатое дело до конца •• Стремление вторгаться в различные ситуации (например, вмешиваться в разговор или игры) •• Часто совершает опасные для жизни действия, не задумываясь о последствиях.
Диагностика
Методы исследования • Лабораторные методы •• Определение содержания свинца для исключения свинцовой интоксикации •• Исследование функции щитовидной железы •• ОАК для исключения анемии • Специальные методы •• ЭЭГ •• Психологическое тестирование •• Исследование функций зрения и слуха.
Дифференциальная диагностика • Умственная отсталость • Тревожные расстройства • Оппозиционное поведение • Синдром Туретта • Неспособность к обучению специфическая • Нарушения речи и слуха • Отравление свинцом • Реакция на медикаментозную терапию (анорексанты, антигистаминные препараты, теофиллин, фенобарбитал) • Гипертиреоз • Абсансы.
Лечение
Лечение • Специальное обучение (например, обучение в классе с меньшим числом учеников) • Поведенческая терапия, направленная на увеличение числа структур в окружающей среде, положительное усиление (стимуляция поощрением и вознаграждением), консультирование и когнитивные подходы с акцентом на релаксацию и/или самоконтроль • Лекарственная терапия играет второстепенную роль, назначение её возможно лишь при отсутствии эффекта от применения поведенческой терапии и специального обучения •• Психостимуляторы ••• Мезокарб (детям старше 6 лет) — 2,5–5 мг в 2 приёма в первую половину дня ••• Пемолин — 18,75–37,5 мг/сут ••• Декстроамфетамин (детям старше 3 лет) в начальной дозе 2,5 мг/сут, последующим увеличением на 2,5 мг/сут до достижения эффекта •• При неэффективности психостимуляторов или при сопутствующих расстройствах настроения — ТАД, например кломипрамин 20–30 мг/сут •• Клонидин по 4–5 мкг/сут — при тиках.
Течение и прогноз. Средний возраст начала заболевания — 3 года. В 20% случаев симптомы расстройства сохраняются в течение всего взрослого периода жизни. Ремиссии наступают между 12 и 20 годами.
Синонимы • Гиперкинетический импульсивный синдром • Нарушение внимания с гиперактивностью
МКБ-10 • F90 Гиперкинетические расстройства
Лекарственные средства и Медицинские препараты применяемы для лечения и/или профилактики «Синдром гиперактивного ребёнка».
Источник
Утратил силу — Архив
РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Архив — Клинические протоколы МЗ РК — 2010 (Приказ №239)
Категории МКБ:
Гиперкинетическое расстройство поведения (F90.1)
Общая информация
Краткое описание
Гиперкинетическое расстройство поведения представляет собой группу сложных поведенческих нарушений, характеризующихся наличием определенного числа признаков по трем категориям: невнимание, импульсивность и гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) с наличием критериев расстройства социального поведения.
Протокол «Гиперкинетическое расстройство поведения»
Код по МКБ 10: F 90.1
Мобильное приложение «MedElement»
— Профессиональные медицинские справочники. Стандарты лечения
— Коммуникация с пациентами: вопросы, отзывы, запись на прием
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Мобильное приложение «MedElement»
— Профессиональные медицинские справочники
— Коммуникация с пациентами: вопросы, отзывы, запись на прием
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Классификация
Клиническая классификация по степени тяжести — легкая, выраженная.
Диагностика
Диагностические критерии
Для диагностики гиперкинетического расстройства состояние должно соответствовать следующим критериям:
1. Нарушение внимания. В течение не менее шести месяцев должно наблюдаться не менее шести признаков данной группы в выраженности, несовместимой с нормальным этапом развития ребенка. Дети:
— не в состоянии выполнить школьное или иное задание без ошибок, вызванных невнимательностью к деталям;
— нередко не в состоянии довести до конца выполняемую работу или игру;
— часто не слушают, что им говорят;
— обычно не могут следовать разъяснениям, необходимым для выполнения школьных или иных заданий (но не вследствие оппозиционного поведения или того, что не поняли инструкции);
— часто не в состоянии правильно организовать свою работу;
— избегают нелюбимую работу, требующую настойчивости, усидчивости;
— часто теряют предметы, важные для выполнения каких-то заданий (письменные принадлежности, книги, игрушки, инструменты);
— обычно отвлекаемы внешними стимулами;
— часто забывчивы в повседневной деятельности.
2. Гиперактивность. В продолжение не менее шести месяцев отмечаются по меньшей мере три из признаков данной группы в выраженности, не соответствующей данному этапу развития ребенка. Дети:
— часто размахивают руками и ногами или вертятся на сиденьях;
— покидают свое место в классной комнате или других ситуациях, в которых ожидается усидчивость;
— бегают вокруг или карабкаются куда-либо в неадекватных для этого ситуациях;
— часто шумны в играх или неспособны к тихому времяпрепровождению;
— демонстрируют стойкий рисунок излишней двигательной активности, неконтролируемой социальным контекстом или запретами.
3. Импульсивность. В продолжение не менее шести месяцев наблюдается не менее одного из признаков данной группы в выраженности, не соответствующей данному этапу развития ребенка. Дети:
— часто выскакивают с ответом, не дослушав вопроса;
— часто не могут дождаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
— часто перебивают или мешают другим (например, вмешиваясь в разговор или игру);
— часто излишне многословны, не реагируя адекватно на социальные ограничения.
4. Начало расстройства в возрасте до 7 лет.
5. Выраженность симптомов: объективная информация о гиперкинетическом поведении должна быть получена из более, чем одной сферы постоянного наблюдения (например, не только дома, но и в школе или клинике), т.к. рассказы родителей о поведении в школе могут быть недостоверны.
6. Симптомы вызывают отчетливые нарушения социального, учебного или производственного функционирования.
7. Состояние не соответствует критериям общих расстройств развития (F84), аффективного эпизода (F3) или тревожного расстройства (F41).
Жалобы и анамнез
1. Нарушения внимания включают:
— неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении;
— снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете;
— частые забывания того, что нужно сделать;
— повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;
— еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
2. Импульсивность — неспособность устанавливать причинно-следственные связи, вследствие чего ребенок не в состоянии предвидеть последствия своих поступков:
— неряшливым выполнением школьных заданий, несмотря на усилия все делать правильно;
— частыми выкриками с места и другими шумными выходками во время уроков;
— «влезаниями» в разговор или работу других детей;
— неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т. д.;
— частыми драками с другими детьми (причина — не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать).
С возрастом могут быть — недержание мочи и кала; в начальных классах — излишняя активность в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования учителя (при том, что противоречия между учеником и учителем вполне естественны), крайняя нетерпеливость.
3. Гиперактивность повышена, нарушение поведения, преднамеренные социальные расстройства, диссоциальное расстройство личности. В старшем детском и подростковом возрасте — хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Чем ребенок старше, тем импульсивность и поведенческие расстройства выраженнее и заметнее.
Физикальные обследования: неврологический статус — нарушения координации в виде нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом); поведенческие расстройства; эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам); отношения с окружающими нарушены и со сверстниками, и со взрослыми; парциальные задержки развития несмотря на нормальный IQ в виде дислексии, дисграфии, дискалькулии. Могут быть нарушения засыпания, энурез.
Лабораторные исследования: общий анализ крови и мочи без патологии.
Инструментальные исследования:
1. Электроэнцефалография.
Характерны изменения: избыточная медленноволновая активность в передне-центральных отведениях; билатерально-синхронная, медленноволновая активность в задних отведениях; появление не характерной для данного возраста активности; большая представленность тета-ритма в фоновой записи; высокоамплитудная ЭЭГ; появление вспышек тета-активности в затылочных отведениях.
2. КТ и МРТ данные. Характерны изменения: незначительные субатрофические изменения в лобных и височных долях; незначительное расширение субарахноидального пространства; незначительное расширение желудочковой системы; асимметрия базальных структур (левое хвостатое ядро меньше правого).
Показания для консультаций специалистов:
1. Психолог для проведения психологической диагностики и коррекции.
2. Врач ЛФК для назначения индивидуальных занятий лечебной физкультуры.
3. Врач-физиотерапевт для назначения физиотерапевтических процедур.
4. Окулист для определения состояния глазного дна.
5. Ортопед для исключения ортопедической патологии.
6. Сурдолог для определения остроты слуха.
Минимум обследования при направлении в стационар:
— общий анализ крови;
— общий анализ мочи;
— АЛТ, АСТ;
— кал на я/г.
Основные диагностические мероприятия:
1. Общий анализ крови (6 параметров).
2. Электроэнцефалография.
3. Осмотр психолога, логопеда.
4. Компьютерная томография головного мозга.
5. Осмотр окулиста.
Дополнительные диагностические мероприятия:
1. Магнитно-резонансная томография головного мозга.
2. Осмотр ортопеда.
3. Осмотр сурдолога.
Дифференциальный диагноз
Заболевание | Манифестация | Клиника | Этиопатогенетические факторы |
СДВГ | До 8 лет | Импульсивность, нарушение внимания, гиперактивность, интеллектуальное развитие по возрасту, моторная неловкость, дислексия, дисграфия, дискалькулия | Генетические, перинатальные, психосоциальные факторы |
Гиперкинетическое расстройство поведения | Манифестация до 7 лет | Гиперактивность, импульсивность, агрессивность, отвлекаемость, интеллектуальное развитие по возрасту, моторная неловкость, дислексия, дисграфия, дискалькулия плюс критерии расстройства социального поведения | Биологические факторы, продолжительная эмоциональная депривация; психосоциальные стрессы |
Психоорганический синдром | После 8 лет | Признаки интеллектуальной недостаточности различной степени: снижение интеллектуальной продуктивности вследствие резкой истощаемости внимания, недостаточности памяти, критичности, беспечности, недостаточность познавательных интересов при высоких возможностях абстрагирования, инертность мышления, затруднения переключаемости, однообразие поведения | Перинатальные и психосоциальные факторы |
Депрессии | 12-15 лет | Снижение фона настроения, поведенческие расстройства, двигательная заторможенность, социальная изоляция | Биологические факторы, психосоциальные факторы |
Снижение остроты слуха, зрения | С рождения | Поведенческие расстройства, гиперактивность, снижение внимания, патология органов слуха и зрения со снижением остроты | Биологические и экзогенные факторы |
Лечение
Тактика лечения
Цели консервативного лечения:
1. Коррекция нервно-психического статуса пациентов.
2. Обеспечить больному социальную адаптацию.
3. Определить степень расстройства поведения и обеспечить подбор терапии.
Немедикаментозное лечение
Просветительная работа для родителей и ребенка, объяснить особенности заболевания, обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т. п. Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс (коррекционный). Оптимизация внешних условий пребывания ребенка в коллективе, его пребывание в небольшой школьной группе, желательно с самообслуживанием в классе, продуманным рассаживанием детей.
— соблюдение режима дня, педагогическая коррекция, создание психологического комфорта;
— когнитивная психотерапия;
— занятия с психологом;
— ЛФК в группе;
— массаж шейно-воротниковой зоны;
— физиолечение;
— кондуктивная педагогика;
— занятия с логопедом.
Медикаментозное лечение
1. Метилфенидат принимают 1-3 раза в сутки (в зависимости от формы): утром однократно при пролонгированных формах (пролонгированного высвобождения), при форме немедленного высвобождения — утром, в полдень и, по возможности, после школы. Одна из сложностей заключается в том, что слишком поздний дневной прием препарата может нарушить сон. Доза метилфенидата — 10-60 мг/сут. внутрь, дозу следует подбирать индивидуально, исходя из потребностей конкретного больного и его реакции на лечение. Прием препарата по 18 мг один раз в сутки, утром запивая жидкостью (нельзя разламывать, разжевывать), с последующим повышением по 18 мг еженедельно, но не более 54 мг/сут.
Подбор препарата производится пока не будет достигнут максимальный терапевтический эффект или не разовьются побочные эффекты — снижение аппетита, раздражительность, боль в эпигастрии, головная боль, бессонница (обычно — при позднем приеме). В случае парадоксального усиления симптомов или других нежелательных явлений дозу препарата необходимо снизить, и потом только отменить. Физическая зависимость от психостимуляторов у детей обычно не развивается. Толерантность также не характерна; как кратковременное явление она возможна в начале лечения, но обычно устраняется при повышении дозы.
2. Нейролептики: хлорпротиксен, тиоридазин показаны при выраженной гиперактивности и агрессивности.
3. Антидепрессанты при вторичной депрессии: флуоксетин, мелипрамин.
4. Транквилизаторы при неэффективности вышеописанного лечения: грандаксин, клоразепат.
5. Применяют также противосудорожные нормотимические средства (фенитоин-дифенин, карбамазепин и вальпроевую кислоту).
6. При непереносимости психостимуляторов показана ноотропная терапия: глицин, пантокальцин, ноофен.
7. Антиоксидатная терапия: оксибрал, актовегин, инстенон.
8. Общеукрепляющая терапия: витамины группы В, фолиевая кислота, препараты магния.
Профилактические мероприятия:
— улучшение качества жизни;
— хорошая переносимость препаратов;
— профилактика побочных действий психостимуляторов, антиконвультантов;
— педагогический контроль;
— создание психологического комфорта в семье;
— при проведении лекарственной терапии — ежедневная телефонная связь со школьным персоналом, периодическое прекращение приема препаратов для решения вопроса о необходимости его продолжения;
— при неэффективности лекарственной терапии возможно применение программы поведенческой терапии с участием психотерапевтов, педагогов-специалистов.
Дальнейшее ведение: диспансерный учет у невропатолога по месту жительства, при приеме психостимуляторов необходимо контролировать качество сна, за побочными эффектами; при приеме антидепрессантов — контроль ЭКГ при учащенном сердцебиении; при приеме антиконвульсантов — биохимический анализ крови — АЛТ, АСТ; создание оптимальных условий для нормального обучения, успешной социализации ребенка и воспитания самоконтроля.
Основные медикаменты:
1. Метилфенидат — концерта, таблетки пролонгированного высвобождения по 18 мг, 36 мг, 54 мг
2. Флуоксетина гидрохлорид, капсулы 20 мг
3. Хлорпротиксен, таблетки по 0,015 и 0,05
4. Тиоридазин (сонапакс), драже по 0,01, 0,025 и 0,1
5. Конвулекс, капли для приема внутрь с дозирующей капельницей, 300 мг/мл, 1 капля 10 мг, 1 мл =30 капель=300 мг
6. Конвулекс, таблетки пролонгированного действия 300 и 500 мг
7. Карбамазепин, таблетки 200 мг
8. Винкамин (оксибрал), капсулы 30 мг
9. Актовегин, ампулы по 80 мг
10. Пиридоксин гидрохлорид, ампулы, 1 мл 5%
11. Магне В6, таблетки
12. Цианкобаламин, ампулы 1 мл 200 мкг и 500 мкг
13. Тиамин бромид, ампулы 1 мл 5%
14. Клоразепат (транксен), капсулы 0,01 и 0,005
Дополнительные медикаменты:
1. Грандаксин, 50 мг
2. Мебикар, таблетки 300 мг
3. Имипрамин (мелипрамин), 25 мг
4. Танакан, таблетки 40 мг
5. Пантокальцин, таблетки 0,25
6. Нейромультивит, таблетки
7. Фолиевая кислота, таблетки 0,001
8. Винпоцетин (кавинтон), таблетки 5 мг
9. Глицин, таблетки
10. Ноофен, таблетки 0,25
11. Дифенин, таблетки 0,117
Индикаторы эффективности лечения:
1. Повышение уровня активного внимания.
2. Улучшение поведения.
3. Снижение уровня импульсивности, агрессивности.
4. Повышение школьной успеваемости, самостоятельности.