Код по мкб диагноз ммд что
Минимальная мозговая дисфункция у детей (код по МКБ-10 – G96.9) – это термин, обозначающий сочетание разнообразной симптоматики, основанной на структурных изменениях ЦНС. Эти изменения отклоняются от нормы, кажутся необычными и странными. Синоним расстройства – легкая детская энцефалопатия (ЛДЭ) или специфические нарушения обучения и поведения (СНОП).
Текущее современное название – СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Причины
Причины малой мозговой дисфункции (ММД):
- генетические влияния;
- проблемы со здоровьем матери при беременности;
- тяжелые роды;
- энцефалит (подкорковый, корковый, мозжечковый, стволовой);
- раннее детское бессознательное состояние;
- травмы с поражением медиобазального или мезенцефального отдела головного мозга;
- диэнцефальный синдром;
- влияние питания.
Продукты, поддерживающие гиперактивность, усталость, расстройства поведения и активность у детей:
- пища, содержащая красители и искусственные ароматизаторы (их много, большинство производится из каменноугольной смолы);
- обычные пищевые компоненты (в химически обработанных фруктовых соках, шоколаде, готовых хлопьях и т.п.);
- различные лакомства (десерты, мороженое, орехи, молоко);
- трудно перевариваемые продукты (яйца);
- простые сахара (торты, конфеты, шоколад, мороженое, печенье).
Иногда при диагнозе ММД присутствуют зрительные нарушения – астигматизм, амблиопия и др.
Симптомы
Минимальная мозговая дисфункция у детей проявляется следующими симптомами:
- синдром дефицита внимания;
- гиперактивность;
- гипоактивность;
- неравномерное развитие интеллектуальных способностей;
- расстройство в динамике психических процессов;
- беспокойство;
- низкая выносливость;
- импульсивность;
- перепады настроения;
- расстройства восприятия и т.д.
Не всегда эти признаки означают ММД; в неврологии учитываются факторы социальной среды, стремление ко вниманию, расстройство поведения или особенности темперамента.
Осложнения
Если синдром ММД у детей игнорируется, расстройство может привести к невротизации ребенка, депрессии, антиобщественному поведению в подростковом и взрослом возрасте, проблемам с алкоголем и наркотиками.
Классическое лечение
После постановления диагноза ММД невролог назначает подходящее лечение. Терапия включает несколько методов.
Фармакотерапия
Лечить минимальную мозговую дисфункцию можно с помощью нескольких групп препаратов.
Ноотропы
Это первая линия препаратов, применяющихся в медикаментозной терапии. Они усиливают кровоток через кровеносные сосуды головного мозга, обеспечивают больший запас кислорода и глюкозы (вещества, необходимые для нервных клеток). Эта группа включает:
- Пирацетам;
- Энцефабол;
- Энербол.
Психостимуляторы
Подавляют симптомы недостаточной активации ЦНС, такие как невнимательность и гиперактивность.
Но психостимуляторы приводят к депрессии гормона роста у детей и, следовательно, к снижению роста тела и веса (по сравнению со сверстниками), имеют побочные эффекты. При их применении присутствует риск привыкания, их действие не является постоянным.
Тимолептики (антидепрессанты)
Повышают уровень серотонина (нейротрансмиттера, обеспечивающего хорошее самочувствие), подавляют симптомы гиперактивности. Представители этой группы:
- Депрекс;
- Прозак;
- Серопрам.
ЭЭГ-БОС
ЭЭГ-биологическая обратная связь – это очень специфический метод для усиления желаемой активации нервной системы. Действие терапии:
- тренировка внимания и концентрации, самоконтроля и самодисциплины (успокоение импульсивности, гиперактивности);
- улучшение интеллектуальных показателей;
- самообучения мозга посредством БОС.
Когда мозг получает мгновенное сообщение о расстройстве своих волн, он может научиться исправлять их.
Прикрепленные к голове электроды регистрируют мозговые волны. Мозговая волна видна на экране. Она переводится в вид видеоигры, в которую пациент «играет» только силой своей мысли, воли, без клавиатуры или мыши. Игра контролируется активностью мозга. Когда увеличивается активность в желаемой мозговой волне, «игрок» получает успешные результаты. При возрастании активности в нежелательной структуре, успех в игре нивелируется. Мозг постепенно реагирует на мотивационные указания, которые ему дает компьютер, вознаграждая за хорошие результаты в игре. Так в мозге развивается процесс обучения новым, более подходящим частотам мозговых волн. Это работа самого мозга над собой.
Консультативные корректирующие процедуры
Для различных нарушений при диагнозе ММД у ребенка в неврологии применяются определенные процедуры:
- при дефектах речи – логопедия;
- при поведенческих расстройствах – изменение режима, изменение отношения к ребенку, аутогенная тренировка;
- неспособность к обучению – специальные корректирующие процедуры.
О вариантах корректирующих действий проконсультируйтесь со специалистами в педагогико-психологическом центре.
Самолечение
В самолечении применяется изменение питания, народные терапевтические методы.
Здоровое питание:
- Исключение из рациона: сладостей, полуфабрикатов, растворимых продуктов, сладких газировок, других обработанных продуктов с избытком добавленных красителей и ароматизаторов.
- Включение в рацион: фруктов, овощей, цельных круп, злаковых ростков (источники витаминов группы В), бобовых (источники лецитина).
Пищевые добавки, витамины и минералы:
- Гинкго билоба – увеличивает венозный кровоток, тем самым давая нервным клеткам больший запас кислорода и глюкозы.
- Магний, кальций – необходимы для работы нервных клеток.
- B-комплекс – важен для правильного функционирования нервной системы.
- Лецитин – улучшает память.
Природное и дополнительное лечение:
- ароматерапия;
- йога;
- кинезиология;
- конституциональная гомеопатия.
Воспитание
При воспитании детей и подростков с минимальной мозговой дисфункцией рекомендуется следовать определенным принципам.
Тихое, эмоционально гармоничное семейное окружение
Важно показать ребенку любовь, чтобы он был уверен в ней. Родители должны стараться сохранять спокойствие и уравновешенность в напряженных ситуациях; нервозность родителей передается ребенку, эффект гиперактивности усиливается. Дайте ему понять стабильность родительской поддержки, семейного фона, безопасности, понимания его проблем.
Семейный порядок
Ребенок должен привыкнуть к обычному режиму дня – иногда очень стереотипному. Он должен знать, что ожидается от него в семье. Правила сосуществования должны быть четко определены, чтобы ребенок знал, когда он их пересекает, а когда нет. Детский мир должен быть ясным, хорошо организованным.
Порядок важен, поскольку у ребенка нет своего «внутреннего порядка», лишь хаос, из-за чего все остальное может казаться ему хаотичным.
Последовательность
Последовательность не означает террор, наоборот. Важно действовать доброжелательно и очень терпеливо. Родительские указания, выполнение или невыполнение задач должно быть адекватно контролировано. Если задание выходит за пределы возможностей ребенка, следует помочь ему, иногда — только поддержать.
Более частый ненасильственный контроль гарантирует, что ребенок автоматизирует необходимые действия, благодаря чему потребность в контроле станет менее существенной.
Унификация воспитания
Если один из родителей последовательный в воспитании, а другой – нет, ребенок использует «более слабого» родителя или не слушает ни одного из них. Поэтому важно объединить воспитание, согласовать точные правила. Непоследовательность в воспитании почти всегда приводит к углублению симптомов церебральной дисфункции ребенка.
Сосредоточение на положительных аспектах детской личности
Позвольте ребенку испытать успех. Скорее игнорируйте негативное поведение (если это возможно), хвалите его за правильно сделанные вещи. Помните: запас наказаний быстро исчерпается, ребенок привыкнет к ним, что минимизирует их действие.
Направление деятельности ребенка
Повышенная активность помогает не только сосредоточиться на нескольких задачах одновременно, но и направить энергию в правильном направлении. Поэтому желательно не подавлять активность, а позволять детям «разряжаться», когда это возможно. Важно предоставить ребенку широкие возможности для расслабления. Это можно делать и во время определенной деятельности путем смены занятий, смены позиций и т.д.
Большинству детей подходят простые, четко сформулированные, разумные и понятные правила.
Этим принципам целесообразно следовать даже при воспитании детей без минимальной мозговой дисфункции. Но у детей с СДВГ они являются жизненно важной необходимостью.
Профилактика воздействия ММД на ребенка
В дошкольном возрасте важно своевременное распознание симптоматики минимальной мозговой дисфункции.
В школе и дома надо:
- помочь ребенку в достижении успеха (поиск позитивных аспектов, выделение определенных способностей и т.д.);
- научить его выполнять различные задачи (чувствовать их смысл, цель, необходимость);
- помочь найти свое место в коллективе (повысить престиж, не указывать на особенности характера);
- помочь реализовать себя;
- иметь в виду, что награда «укрепляет» правильные формы поведения; поэтому не жалейте похвал за мелочи (даже за внимательность);
- ценить усилия (даже если результат не совсем успешен);
- ставить перед ребенком краткосрочные цели;
- индивидуально проверять его знания (вне классной атмосферы, полной раздражителей);
- обеспечить ребенку достаточно любви;
- следить за утомлением и вниманием во время занятий, учитывать повышение утомляемости на уроках и в течение дня (особенно в первый год школы).
Пренатальная профилактика
В этих целях применяется т.н. «дородовое обучение» – метод специфической стимуляции плода во время беременности. Благодаря точной звуковой стимуляции нервные клетки плода активируются, ускоряется созревание мозговой деятельности. Согласно исследованию, такие стимулированные дети рождаются без слез, с открытыми глазами и намеком на улыбку, имеют больший вес и рост при рождении. Они начинают говорить и ходить раньше, чем их сверстники. В 56 лет IQ «стимулированных» людей составлял 120-150 баллов.
Питание будущей мамы
Во время беременности необходим правильный и ответственный образ жизни. Увеличение потребления витаминов, особенно С, В, достаточное количество минералов в рационе (в частности, кальций необходим для построения костей и нормального развития нервно-мышечной функции у плода).
Неподходящее питание:
- много сладостей;
- полуфабрикаты;
- продукты быстрого приготовления;
- сладкие лимонады;
- продукты, содержащие высокий процент ароматизаторов, красителей.
Подходящее питание:
- фрукты;
- овощи;
- злаки;
- бобовые.
Прогноз
В трети случаев минимальная церебральная дисфункция проходит сама по себе: ЦНС таких людей созревает позже, но без последствий.
Вторая треть компенсируется: из поведения человека могут исчезнуть внешние признаки, даже при отсутствии изменения нейрофизиологической картины. Например, человек, страдающий дислексией, научится читать; но когда ему поручают чтение при ЭЭГ исследовании, происходит характерное замедление мозговой активности. Компенсация может потерпеть неудачу из-за стресса.
Прогноз последней трети пациентов хуже: они не «перерастают» и не компенсируются. У этой группы обычно имеются социальные проблемы.
Источник
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это синдром, который возникает при нарушении регуляции ЦНС и характеризуется различными неврологическими симптомами и расстройствами. Последние могут выражаться в виде физиологических, психологических, когнитивных и поведенческих отклонений. Если верить статистике, 25% детей дошкольного и младшего школьного возраста страдают синдромом минимальной мозговой дисфункции. «Легкие нарушения» родители могут не посчитать опасными, но без должного лечения и коррекции они ведут к более серьезным последствиям.
Несмотря на то, что некоторые специалисты до сих пор используют термин «Минимальная мозговая дисфункция», этот диагноз является устаревшим. Те расстройства, которые раньше описывались термином ММД, в настоящее время называют целым рядом других наименований, согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней 10 пересмотра) — перинатальная энцефалопатия (ПЭП), СДВ, СДВГ, нарушения обучения и памяти и другие. Это произошло из-за того, что ММД было слишком общим понятием. Медицина не смогла получить точные данные о причинах заболевания, его развитии и предложить универсальные методы лечения, одинаково эффективные для всех проявлений ММД. Новые более узкие и точные диагнозы позволяют применять наиболее действенные способы коррекции нарушений. По сути, слишком общее понятие ММД охватывало большое количество разнообразных нарушений, каждое из которых нуждается в специальном подходе к лечению.
Почему же это понятие до сих пор встречается? Все дело в том, что многие действующие врачи обучались уже давно и старый диагноз ставят или потому, что не повышали квалификацию, или просто по привычке. Также это делается, когда ребенок имеет «смазанную симптоматику», и точный диагноз без дополнительных обследований поставить невозможно, но наличие определенных признаков, характерных для ММД, имеется.
Причины минимальной мозговой дисфункции
Данная патология чаще всего является результатом родовой травмы. Она может быть получена или во время беременности, или во время самих родов. Позвоночник ребенка в целом, а в особенности его шейный отдел, испытывает огромные нагрузки при движении по родовым путям. Когда малыш протискивается между костями таза, он поворачивается практически на 360 градусов. Это нередко вызывает смещение шейных позвонков, а в будущем и проблемы с кровоснабжением.
Часто причиной становятся и неверные действия акушерки, которые приводят к сдавливанию и деформации черепа, а иногда и его повреждениям. Крупный плод, кесарево сечение, стремительные роды и т.д. тоже относят к возможным причинам.
Также нарушение может начать развиваться еще в период беременности. Это может быть вызвано такими причинами, как:
- несбалансированное и неправильное питание будущей мамы;
- сильный токсикоз;
- употребление алкоголя и курение;
- недостаточный сон и стрессы;
- преждевременные роды или переношенная беременность;
- угроза выкидыша;
- длительные роды;
- гипоксия плода;
- инфекционные болезни;
- травмы шейного отдела позвоночника ребенка во время родов;
- использование сильнодействующей фармакологии и др.
Существуют случаи, когда ММД возникает после рождения малыша. Причинами этого могут стать неблагоприятные условия для жизни и неудовлетворение базовых потребностей ребенка, осложнения после заболеваний, повреждения головного мозга.
Патология проявляется на уровне центральной нервной системы, вследствие чего нарушаются речь, внимание и поведение. Стоит отметить, что хотя некоторые процессы развития у малыша с ММД проходят медленнее, чем у здоровых детей, его интеллект, как правило, находится в пределах нормы.
Симптомы минимальной мозговой дисфункции
Симптоматика у этого болезненного состояния крайне обширна. Обычно можно заметить нарушения уже с самого рождения ребенка. Если вы обнаружили у малыша один или несколько признаков, описанных ниже — незамедлительно обратитесь к врачу-неврологу:
- Малыш часто начинает кричать и плакать без видимой причины, проявлять неадекватную реакцию на происходящее;
- Ребенок отстает в развитии, позже начинает сидеть, ползать, ходить и разговаривать. В более старшем возрасте демонстрирует плохую координацию движений;
- Голова может быть нестандартной формы — чересчур большой или маленькой, несимметричной;
- Гипо- или гипердинамия, проявляющаяся в слишком спокойном или, наоборот, слишком нервозном состоянии;
- Проблемы со зрением, такие как косоглазие или близорукость, астигматизм, которые переходят с годами в более серьезную форму;
- Частые заболевания и депрессивные состояния (детская депрессия);
- Нарушения сна — постоянные кошмары ночью, невозможность заснуть перед важным событием;
- Ухудшение состояния ребенка при смене погоды;
- Дети с ММД позже начинают говорить, не могут произносить сложные слова, заикаются;
- Сложно даются мелкие движения. Для такого ребенка застегнуть пуговицы или зашнуровать обувь будет настоящим испытанием;
- Плоскостопие или косолапость, сколиоз, и т.д.
В раннем детском, дошкольном и младшем школьном возрасте ММД у ребенка может выражаться в следующих проблемах:
- трудности в коммуникации со сверстниками и чужими взрослыми, неумение донести свои мысли и желания;
- проблемы с самооценкой, неуверенность в себе;
- вегетососудистая дистония;
- неспособность к играм в одиночестве и тишине;
- низкая успеваемость в начальной школе, проблемы с письмом, чтением, счетом (дисграфия, дислексия, дискалькулия);
- диспраксия (проблемы с координацией, нарушение произвольных движений при отсутствии патологии мышечного тонуса, общая неуклюжесть);
- отсутствие понимания последствий рискованных игр и их инициирование.
У детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) наблюдаются проблемы с вниманием, повышенная активность и импульсивность. Они не слушают учителей в школе, постоянно допускают ошибки из-за невнимательности. Такие дети стараются избегать длительного интеллектуального напряжения, не могут усидеть на месте.
Взрослые же с СДВГ, которое не было вовремя скорректировано, часто социально не адаптированы: у них низкий профессиональный уровень, психические заболевания, могут страдать алкоголизмом и наркоманией.
Лечение минимальной мозговой дисфункции и последствий
Для успешного лечения ММД прежде всего нужно установить точный диагноз (или несколько) согласно МКБ-10. Это могут сделать только врачи: невролог, в некоторых случаях – детский психиатр (особенно если речь идет про СДВГ). Помимо диагностики врачи проводят медикаментозное лечение. Если диагноз поставлен правильно и вовремя, при некоторых нарушениях этих мер оказывается достаточно.
После 2-3 лет ребенку часто требуется дополнительное обследование и коррекция у следующих специалистов:
- нейропсихолог;
- логопед-дефектолог;
- детский психолог.
Диагнозы у этих специалистов могут отличаться от тех, что поставили врачи, но они важны для понимания структуры нарушений и последующей коррекции.
Также может понадобиться аппаратная диагностика (ЭЭГ, «вызванные потенциалы» и др.).
Также ребенку с минимальной мозговой дисфункцией очень важна правильная обстановка дома и гармоничные отношения с родителями:
- здоровый сон — не менее 8 часов ночью и 2 часа днем. Это оптимальное количество сна для детей до 7 лет;
- режим дня;
- правильное питание ребенка. В нем должны присутствовать все необходимые витамины и минералы для его развития. Лучше всего использовать обычные продукты питания, но можно купить и специальные витаминно-минеральные комплексы и пищевые добавки, если у ребенка, например, плохой аппетит.
- отсутствие стрессов и конфликтных ситуаций. Следует всегда помнить, что некоторые поступки ребенка могут быть продиктованы симптомами его болезни. Позаботьтесь также о том, чтобы его не оскорбляли из-за этого в детском саду или в школе;
- не стоит требовать от ребенка сразу же новых материалов и навыков — лучше преподносить это дозированно;
- ребенок должен чаще гулять и двигаться, чтобы в кровь поступало достаточное количество кислорода.
Коррекция нарушений специалистами идет в зависимости от тех дефицитов, которые имеются у ребенка. Для эффективного исправления симптомов рекомендуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, очень важно участие в коррекции детского психолога. Дети с ММД могут испытывать трудности с адаптацией в обществе и иметь низкую самооценку. Психолог поможет ребенку понять и принять себя, научиться максимально спокойно реагировать на стрессовые ситуации, избавиться от страхов, развить внимание и мышление. Также детский психолог будет работать с родителями, помогая им создать благоприятную обстановку для ребенка дома.
Высокую эффективность при коррекции нарушений, связанных с ММД, показывает аппаратное стимулирование головного мозга. В нашем центре для этих целей применяется Томатис-терапия, а также гарнитура Forbrain и устройство Soundsory.
При правильной коррекции со стороны необходимых специалистов (невролог, нейропсихолог, детский психолог, логопед) и внимательного отношения родителей к особенностям развития ребенка прогноз ММД благоприятный, к переходному возрасту все симптомы исчезают.
Источник