Код мкб острая реакция на стресс
Рубрика МКБ-10: F43.0
МКБ-10 / F00-F99 КЛАСС V Психические расстройства и расстройства поведения / F40-F48 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства / F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
Определение и общие сведения[править]
Острое стрессовое расстройство
Как правило, на возникновение той или иной ситуации, знакомой или в той или иной степени прогнозируемой, человек отвечает цельной реакцией — последовательными поступками, формирующими в конечном итоге поведение. Эта реакция представляет собой сложное сочетание филогенетических и онтогенетических паттернов, которые зиждятся на инстинктах самосохранения, размножения, психических и физических личностных особенностях, представлении личности о собственном (желаемом и реальном) стандарте поведения, представлениях микросоциальной среды о стандартах поведения индивида в той или иной ситуации и устоях общества.
Психические расстройства, которые наиболее часто возникают сразу же после ЧС, формируют острую реакцию на стресс. При этом возможны два варианта такой реакции.
Этиология и патогенез[править]
Клинические проявления[править]
Чаще это острое психомоторное возбуждение, проявляющееся лишними, быстрыми, порой нецеленаправленными движениями. Мимика и жесты пострадавшего становятся чрезмерно живыми. Имеет место сужение объёма внимания, проявляющееся затруднением удержания в кругу произвольной целенаправленной деятельности большого числа представлений и способности оперировать ими. Обнаруживается затруднение концентрации (избирательности) внимания: больные очень легко отвлекаются и не могут не обращать внимания на различные (в особенности звуковые) помехи, с трудом воспринимают объяснения. Помимо этого, имеют место затруднения воспроизведения информации, полученной в постстрессовый период, что, скорее всего, связано с нарушением кратковременной (промежуточной, буферной) памяти. Темп речи ускоряется, голос становится громким, маломодулированным; создаётся впечатление, что пострадавшие постоянно говорят на повышенных тонах. Часто повторяются одни и те же фразы, иногда речь начинает носить характер монолога. Суждения поверхностны, временами лишены смысловой нагрузки.
Для пострадавших с острым психомоторным возбуждением тяжело находиться в одном положении: они то лежат, то встают, то бесцельно передвигаются. Отмечается тахикардия, имеют место повышение АД, не сопровождающееся ухудшением состояния или головной болью, гиперемия лица, чрезмерная потливость, иногда появляются чувства жажды и голода. Одновременно с этим могут выявляться полиурия и учащение дефекации.
Крайнее выражение данного варианта — когда человек стремительно покидает место происшествия, без учёта создавшейся ситуации. Описаны случаи, когда во время землетрясения люди выпрыгивали из окон верхних этажей зданий и разбивались насмерть, когда родители в первую очередь спасали себя и забывали о своих детях (отцы). Все эти действия были обусловлены инстинктом самосохранения.
При второй разновидности острой реакции на стресс происходит резкое замедление психической и моторной активности. Одновременно с этим имеют место дереализационные расстройства, проявляющиеся в ощущении отчуждения реального мира. Окружающие предметы начинают восприниматься как изменённые, неестественные, а в ряде случаев — как нереальные, «неживые». Вероятно также и изменение восприятия звуковых сигналов: голоса людей и другие звуки лишаются своих характеристик (индивидуальности, специфичности, «сочности»). Возникают также ощущения изменённого расстояния между различными окружающими предметами (предметы, находящиеся на более близком расстоянии, воспринимаются больше, чем они есть на самом деле) — метаморфопсии.
Обычно пострадавшие с рассматриваемым вариантом острой реакции на стресс сидят подолгу в одной и той же позе (после землетрясения у своего разрушенного жилища) и ни на что не реагируют. Иногда их внимание всецело поглощено ненужными или совершенно непригодными для использования вещами, т.е. имеет место гиперпрозексия, которая внешне проявляется рассеянностью и кажущимся игнорированием важных наружных стимулов. Люди не ищут помощи, при беседе активно жалоб не высказывают, говорят тихим маломодулированным голосом и, в целом, производят впечатление опустошённых, эмоционально выхолощенных. АД редко бывает повышенным, притуплены чувства жажды и голода.
В выраженных случаях развивается психогенный ступор: человек лежит с закрытыми глазами, не реагирует на окружающее. Все реакции организма замедлены, зрачок вяло реагирует на свет. Дыхание урежается, становится бесшумным, неглубоким. Организм как бы старается максимально оградить себя от реальной действительности.
Поведение во время острой реакции на стресс, в первую очередь, определяет инстинкт самосохранения, а у женщин в части случаев на первый план выступает инстинкт продолжения рода (т.е. женщина стремится сначала спасти своих беспомощных детей).
Необходимо отметить, что сразу после того, как человек пережил угрозу собственной безопасности или безопасности своих близких, в части случаев он начинает поглощать большое количество пищи и воды. Отмечают учащение физиологических потребностей (мочеиспускание, дефекация). Исчезает потребность в интимности (уединении) при совершении физиологических актов. Помимо этого, сразу же после ЧС (в так называемой фазе изоляции) во взаимоотношениях между пострадавшими начинает действовать «право сильного», т.е. начинается изменение морали микросоциальной среды (депривация морали).
Острая реакция на стресс: Диагностика[править]
Острую реакцию на стресс диагностируют, если состояние соответствует следующим критериям:
- Переживание тяжелого психического или физического стресса.
- Развитие симптомов непосредственно вслед за этим в течение 1 ч.
Дифференциальный диагноз[править]
Острая реакция на стресс: Лечение[править]
Профилактика[править]
Прочее[править]
Источники (ссылки)[править]
Психиатрия [Электронный ресурс] / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011.
Психиатрия [Электронный ресурс] / Под ред. Н.Г. Незнанова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Дополнительная литература (рекомендуемая)[править]
Действующие вещества[править]
- Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин
- Гидроксизин
- Оксазепам
Источник
В МКБ-10 «невротические, связанные со стрессом и сома- тоформные расстройства» объединены в одну большую группу в силу их исторической связи с концепцией невроза и связи основной (хотя и не точно установленной) части этих расстройств с психологическими причинами. В общем введении к МКБ-10 понятие невроза было сохранено не в качестве основополагающего принципа, а в целях облегчения идентификации тех расстройств, которые некоторые специалисты могут по-прежнему считать невротическими в их собственном понимании этого термина (см. замечание по поводу неврозов в общем введении).
Часто наблюдаются сочетания симптомов (самым распространенным является сосуществование депрессии и тревоги), особенно в случаях менее тяжелых расстройств, обычно встречающихся в сфере первичной медицинской помощи.
Несмотря на то что надо стремиться к выделению ведущего синдрома, для тех случаев сочетания депрессии и тревоги, в которых было бы искусственным настаивать на таком решении, предусмотрена смешанная рубрика депрессии и тревоги (F41.2).
Ниже приведены классификация расстройств по рубрике F43 МКБ-10 и данные, полученные нами по некоторым рубрикам, затем авторская интерпретации соответственно экспериментальным данным.
F43. Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации:
Эта категория отличается от других тем, что включает расстройства, которые определяются не только на основе симптоматологии и течения, но и на основании наличия одного или другого из двух причинных факторов: исключительно сильного стрессового жизненного события, вызывающего острую стрессовую реакцию, или значительного изменения в жизни, приводящего к продолжительно сохраняющимся неприятным обстоятельствам, в результате чего развивается расстройство адаптации. Хотя менее тяжелый психосоциальный стресс («жизненное событие») может провоцировать начало или способствовать проявлению очень широкого диапазона расстройств, классифицируемых в других рубриках этой главы, его этиологическое значение не всегда ясно и в каждом случае зависит от индивидуальной, часто особой уязвимости. Другими словами, наличие психосоциального стресса не является необходимым и недостаточным условием для объяснения возникновения и формы расстройства. В отличие от этого расстройства, рассматриваемые в данной рубрике, видимо, всегда возникают как прямое следствие острого тяжелого стресса или пролонгированной травмы. Стрессовое событие или продолжительные неприятные обстоятельства являются первичным и основным причинным фактором, и расстройство не возникло бы без их влияния. В эту категорию включаются реакции на тяжелый стресс и расстройства адаптации во всех возрастных группах, включая детей и подростков. Каждый из отдельных симптомов, из которых складываются острая реакция на стресс и расстройство адаптации, может встречаться и при других расстройствах, но имеются некоторые особые признаки в том, как проявляются эти симптомы, что оправдывает объединение этих состояний в клинической единице. Третье состояние в этом подразделе — посттравматическое стрессовое расстройство — имеет относительно специфические и характерные клинические признаки. Расстройства в этой секции могут, таким образом, рассматриваться как нарушенные адаптационные реакции на тяжелый пролонгированный стресс в том смысле, что они препятствуют действию механизма успешной адаптации и поэтому ведут к нарушенному социальному функционированию. Далее в МКБ-10 классификация стрессовых расстройств представлена в следующем виде.
F43.0. Острая реакция на стресс.
F43.1. Посттравматическое стрессовое расстройство.
F43.2. Расстройство приспособительных реакций.
F43.20. Кратковременная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации.
F43.21. Пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации.
F43.22. Смешанная тревожная и депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации.
F43.23. Расстройство адаптации с преобладанием нарушения других эмоций.
F43.24. Расстройство адаптации с преобладанием нарушения поведения.
F43.25. Смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации.
F43.28. Другие специфические преобладающие симптомы, обусловленные расстройством адаптации.
F43.8. Другие реакции на тяжелый стресс.
F43.9. Реакция на тяжелый стресс неуточненная.
Источник
Ïîñò â Ëèãó ïñèõîòåðàïèè.
F43 ýòî êîä ïñèõèàòðè÷åñêîãî äèàãíîçà, âåðíåå, ãðóïïû äèàãíîçîâ ñ íàçâàíèåì «ðåàêöèÿ íà òÿæåëûé ñòðåññ è íàðóøåíèÿ àäàïòàöèè».
Ýòà ãðóïïà ðàññòðîéñòâ îòëè÷àåòñÿ îò äðóãèõ ãðóïï òåì, ÷òî â íåå âêëþ÷åíû ðàññòðîéñòâà, èäåíòèôèöèðóåìûå íå òîëüêî íà îñíîâå ñèìïòîìàòèêè è õàðàêòåðà òå÷åíèÿ, íî òàêæå íà îñíîâå î÷åâèäíîñòè âëèÿíèÿ îäíîé èëè äàæå îáåèõ ïðè÷èí:
— èñêëþ÷èòåëüíî íåáëàãîïðèÿòíîãî ñîáûòèÿ â æèçíè, âûçâàâøåãî îñòðóþ ñòðåññîâóþ ðåàêöèþ,
— èëè çíà÷èòåëüíîé ïåðåìåíû â æèçíè, âåäóùåé ê ïðîäîëæèòåëüíûì íåïðèÿòíûì îáñòîÿòåëüñòâàì è îáóñëîâèâøåé íàðóøåíèÿ àäàïòàöèè.
Õîòÿ ìåíåå òÿæåëûé ïñèõîñîöèàëüíûé ñòðåññ (æèçíåííûå îáñòîÿòåëüñòâà) ìîæåò óñêîðèòü íà÷àëî èëè ñïîñîáñòâîâàòü ïðîÿâëåíèþ øèðîêîãî ñïåêòðà ðàññòðîéñòâ, ïðåäñòàâëåííûõ â ýòîì êëàññå çàáîëåâàíèé, åãî ýòèîëîãè÷åñêàÿ çíà÷èìîñòü íå âñåãäà ÿñíà, è â êàæäîì ñëó÷àå áóäåò ïðèçíàâàòüñÿ çàâèñèìîñòü îò èíäèâèäà, ÷àñòî îò åãî ñâåðõ÷óâñòâèòåëüíîñòè è óÿçâèìîñòè (ò.å. æèçíåííûå ñîáûòèÿ íå ÿâëÿþòñÿ îáÿçàòåëüíûìè èëè äîñòàòî÷íûìè, ÷òîáû îáúÿñíèòü âîçíèêíîâåíèå è ôîðìó ðàññòðîéñòâà).
Ðàññòðîéñòâà, ñîáðàííûå â ýòîé ðóáðèêå, íàïðîòèâ, âñåãäà ðàññìàòðèâàþòñÿ êàê íåïîñðåäñòâåííîå ñëåäñòâèå îñòðîãî òÿæåëîãî ñòðåññà èëè ïðîäîëæèòåëüíîãî òðàâìèðîâàíèÿ. Ñòðåññîâûå ñîáûòèÿ èëè ïðîäîëæèòåëüíûå íåïðèÿòíûå îáñòîÿòåëüñòâà ÿâëÿþòñÿ ïåðâè÷íûì èëè ïðåîáëàäàþùèì ïðè÷èííûì ôàêòîðîì è ðàññòðîéñòâî íå ìîãëî áû âîçíèêíóòü áåç èõ âëèÿíèÿ.
Òàêèì îáðàçîì, ðàññòðîéñòâà, êëàññèôèöèðîâàííûå â ýòîé ðóáðèêå, ìîãóò ðàññìàòðèâàòüñÿ êàê èñêàæ¸ííûå ïðèñïîñîáèòåëüíûå ðåàêöèè íà òÿæåëûé èëè ïðîäîëæèòåëüíûé ñòðåññ, ïðè ýòîì îíè ìåøàþò óñïåøíî ñïðàâèòüñÿ ñî ñòðåññîì è, ñëåäîâàòåëüíî, âåäóò ê ïðîáëåìàì ñîöèàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ.
F43.0 Îñòðàÿ ðåàêöèÿ íà ñòðåññ
Ïðåõîäÿùåå ðàññòðîéñòâî, êîòîðîå ðàçâèâàåòñÿ ó ÷åëîâåêà áåç êàêèõ-ëèáî äðóãèõ ïðîÿâëåíèé ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ â îòâåò íà íåîáû÷íûé ôèçè÷åñêèé èëè ïñèõè÷åñêèé ñòðåññ è îáû÷íî ñòèõàåò ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ èëè äíåé.
 ðàñïðîñòðàíåííîñòè è òÿæåñòè ñòðåññîâûõ ðåàêöèé èìåþò çíà÷åíèå èíäèâèäóàëüíàÿ ðàíèìîñòü è ñïîñîáíîñòü âëàäåòü ñîáîé.
Ñèìïòîìû ïîêàçûâàþò òèïè÷íóþ ñìåøàííóþ è èçìåí÷èâóþ êàðòèíó è âêëþ÷àþò ïåðâîíà÷àëüíîå ñîñòîÿíèå «îøåëîìëåíèÿ» ñ íåêîòîðûì ñóæåíèåì îáëàñòè ñîçíàíèÿ è âíèìàíèÿ, íåâîçìîæíîñòüþ ïîëíîñòüþ îñîçíàòü ðàçäðàæèòåëè è äåçîðèåíòèðîâàííîñòüþ.
Ýòî ñîñòîÿíèå ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ ïîñëåäóþùèì «óõîäîì» èç îêðóæàþùåé ñèòóàöèè (äî ñîñòîÿíèÿ äèññîöèàòèâíîãî ñòóïîðà — F44.2) èëè àæèàòàöèåé è ñâåðõàêòèâíîñòüþ (ðåàêöèÿ ïîëåòà èëè ôóãè). Îáû÷íî ïðèñóòñòâóþò îòäåëüíûå ÷åðòû ïàíè÷åñêîãî ðàññòðîéñòâà (òàõèêàðäèÿ, èçáûòî÷íîå ïîòîîòäåëåíèå, ïîêðàñíåíèå). Ñèìïòîìàòèêà îáû÷íî ïðîÿâëÿåòñÿ ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò ïîñëå âîçäåéñòâèÿ ñòðåññîâûõ ñòèìóëîâ èëè ñîáûòèÿ è èñ÷åçàåò ÷åðåç 2-3 äíÿ (÷àñòî ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ). Ìîæåò ïðèñóòñòâîâàòü ÷àñòè÷íàÿ èëè ïîëíàÿ àìíåçèÿ (F44.0) íà ñòðåññîâîå ñîáûòèå. Åñëè âûøåóêàçàííàÿ ñèìïòîìàòèêà óñòîé÷èâà, íåîáõîäèìî èçìåíèòü äèàãíîç.
(ýòî ÎÐÑ, îñòðàÿ ðåàêöèÿ íà ñòðåññ)
F43.1 Ïîñòòðàâìàòè÷åñêîå ñòðåññîâîå ðàññòðîéñòâî
Âîçíèêàåò êàê îòñðî÷åííûé èëè çàòÿíóâøèéñÿ îòâåò íà ñòðåññîâîå ñîáûòèå (êðàòêîå èëè ïðîäîëæèòåëüíîå) èñêëþ÷èòåëüíî óãðîæàþùåãî èëè êàòàñòðîôè÷åñêîãî õàðàêòåðà, êîòîðîå ìîæåò âûçâàòü ãëóáîêèé ñòðåññ ïî÷òè ó êàæäîãî.
Ïðåäðàñïîëàãàþùèå ôàêòîðû, òàêèå, êàê ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè (êîìïóëüñèâíîñòü, àñòåíè÷íîñòü) èëè íåðâíîå çàáîëåâàíèå â àíàìíåçå, ìîãóò ñíèçèòü ïîðîã äëÿ ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà èëè óñóãóáèòü åãî òå÷åíèå, íî îíè íèêîãäà íå ÿâëÿþòñÿ íåîáõîäèìûìè èëè äîñòàòî÷íûìè äëÿ îáúÿñíåíèÿ åãî âîçíèêíîâåíèÿ.
Òèïè÷íûå ïðèçíàêè âêëþ÷àþò ýïèçîäû ïîâòîðÿþùèõñÿ ïåðåæèâàíèé òðàâìèðóþùåãî ñîáûòèÿ â íàâÿç÷èâûõ âîñïîìèíàíèÿõ («êàäðàõ»), ìûñëÿõ èëè êîøìàðàõ, ïîÿâëÿþùèõñÿ íà óñòîé÷èâîì ôîíå ÷óâñòâà îöåïåíåíèÿ, ýìîöèîíàëüíîé çàòîðìîæåííîñòè, îò÷óæäåííîñòè îò äðóãèõ ëþäåé, áåçîòâåòíîñòè íà îêðóæàþùåå è èçáåãàíèÿ äåéñòâèé è ñèòóàöèé, íàïîìèíàþùèõ î òðàâìå.
(ýòî ÏÒÑÐ, ïîñòòðàâìà)
Îáû÷íî èìåþò ìåñòî ïåðåâîçáóæäåíèå è âûðàæåííàÿ ñâåðõíàñòîðîæåííîñòü, ïîâûøåííàÿ ðåàêöèÿ íà èñïóã è áåññîííèöà. Ñ âûøåóïîìÿíóòûìè ñèìïòîìàìè ÷àñòî ñâÿçàíû òðåâîæíîñòü è äåïðåññèÿ, è íå ðåäêîñòüþ ÿâëÿþòñÿ èäåè ñàìîóáèéñòâà. Ïîÿâëåíèþ ñèìïòîìîâ ðàññòðîéñòâà ïðåäøåñòâóåò ëàòåíòíûé ïåðèîä ïîñëå òðàâìû, êîëåáëþùèéñÿ îò íåñêîëüêèõ íåäåëü äî íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ. Òå÷åíèå ðàññòðîéñòâà ðàçëè÷íî, íî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ìîæíî îæèäàòü âûçäîðîâëåíèÿ.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ñîñòîÿíèå ìîæåò ïðèíÿòü õðîíè÷åñêîå òå÷åíèå íà ìíîãèå ãîäû ñ âîçìîæíûì ïåðåõîäîì â óñòîé÷èâîå èçìåíåíèå ëè÷íîñòè (F62.0).
F43.2 Ðàññòðîéñòâî ïðèñïîñîáèòåëüíûõ ðåàêöèé
Ñîñòîÿíèå ñóáúåêòèâíîãî äèñòðåññà è ýìîöèîíàëüíîãî ðàññòðîéñòâà, ñîçäàþùåå òðóäíîñòè äëÿ îáùåñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè è ïîñòóïêîâ, âîçíèêàþùåå â ïåðèîä àäàïòàöèè ê çíà÷èòåëüíîìó èçìåíåíèþ â æèçíè èëè ñòðåññîâîìó ñîáûòèþ.
Ñòðåññîâîå ñîáûòèå ìîæåò íàðóøèòü öåëîñòíîñòü ñîöèàëüíûõ ñâÿçåé èíäèâèäà (òÿæåëàÿ óòðàòà, ðàçëóêà) èëè øèðîêóþ ñèñòåìó ñîöèàëüíîé ïîääåðæêè è öåííîñòåé (ìèãðàöèÿ, ñòàòóñ áåæåíöà) ëèáî ïðåäñòàâëÿòü øèðîêèé äèàïàçîí èçìåíåíèé è ïåðåëîìîâ â æèçíè (ïîñòóïëåíèå â øêîëó, ïðèîáðåòåíèå ñòàòóñà ðîäèòåëåé, íåóäà÷à â äîñòèæåíèè çàâåòíîé ëè÷íîé öåëè, óõîä â îòñòàâêó).
Èíäèâèäóàëüíàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü èëè ðàíèìîñòü èãðàþò âàæíóþ ðîëü â ðèñêå âîçíèêíîâåíèÿ è ôîðìå ïðîÿâëåíèÿ ðàññòðîéñòâ ïðèñïîñîáèòåëüíûõ ðåàêöèé, îäíàêî íå äîïóñêàåòñÿ âîçìîæíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ òàêèõ ðàññòðîéñòâ áåç òðàâìèðóþùåãî ôàêòîðà.
Ïðîÿâëåíèÿ î÷åíü âàðèàáåëüíû è âêëþ÷àþò ïîäàâëåííîñòü íàñòðîåíèÿ, íàñòîðîæåííîñòü èëè áåñïîêîéñòâî (èëè êîìïëåêñ ýòèõ ñîñòîÿíèé), îùóùåíèå íåñïîñîáíîñòè ñïðàâèòüñÿ ñ ñèòóàöèåé, çàïëàíèðîâàòü âñå çàðàíåå èëè ðåøèòü îñòàâàòüñÿ â íàñòîÿùåé ñèòóàöèè, à òàêæå âêëþ÷àåò íåêîòîðóþ ñòåïåíü ñíèæåíèÿ ñïîñîáíîñòè äåéñòâîâàòü â ïîâñåäíåâíîé æèçíè.
Îäíîâðåìåííî ìîãóò ïðèñîåäèíÿòüñÿ ðàññòðîéñòâà ïîâåäåíèÿ, îñîáåííî â þíîøåñêîì âîçðàñòå. Õàðàêòåðíîé ÷åðòîé ìîæåò áûòü êðàòêàÿ èëè äëèòåëüíàÿ äåïðåññèâíàÿ ðåàêöèÿ èëè íàðóøåíèå äðóãèõ ýìîöèé è ïîâåäåíèÿ.
(ó íàñ â Ëèãå ïñèõîòåðàïèè ìû ÷àùå âñåãî ÷èòàåì èìåííî ïðî ýòó äèàãíîñòè÷åñêóþ êàòåãîðèþ, õîòÿ èíîãäà âñòðå÷àåòñÿ è F62)
F62.0 Ñòîéêîå èçìåíåíèå ëè÷íîñòè ïîñëå ïåðåæèâàíèÿ êàòàñòðîôû
Äëèòåëüíî ñîõðàíÿþùååñÿ (ïî êðàéíåé ìåðå äâà ãîäà) èçìåíåíèå ëè÷íîñòè, âûçâàííîå äåéñòâèåì êàòàñòðîôè÷åñêîãî ñòðåññà. Ñòðåññ ìîæåò áûòü òàêèì ýêñòðåìàëüíûì, ÷òî íåò íåîáõîäèìîñòè ïðèíèìàòü âî âíèìàíèå èíäèâèäóàëüíóþ ðàíèìîñòü äëÿ òîãî, ÷òîáû îáúÿñíèòü ãëóáèíó åãî âîçäåéñòâèÿ íà ëè÷íîñòü.
Ïñèõè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî õàðàêòåðèçóåòñÿ âðàæäåáíûì èëè ïîäîçðèòåëüíûì îòíîøåíèåì ê îêðóæàþùåìó, ñîöèàëüíîé ñàìîèçîëÿöèåé, ÷óâñòâîì ïóñòîòû è áåçûñõîäíîñòè, ñòîéêèì îùóùåíèåì «ïðåáûâàíèÿ íà ãðàíè», êàê ýòî îòìå÷àåòñÿ â ñëó÷àå ïîñòîÿííûõ óãðîç, è îò÷óæäåííîñòüþ. Ýòîìó òèïó èçìåíåíèÿ ëè÷íîñòè ìîæåò ïðåäøåñòâîâàòü ðàññòðîéñòâî, âûçâàííîå òðàâìàòè÷åñêèì ñòðåññîì (F43.1).
Èçìåíåíèå ëè÷íîñòè ïîñëå:
. ïðåáûâàíèÿ â êîíöåíòðàöèîííîì ëàãåðå
. áåäñòâèÿ
. äëèòåëüíîãî:
. ïëåíà ñ óãðîçîé áûòü óáèòûì
. íàõîæäåíèÿ â ñèòóàöèè, óãðîæàþùåé æèçíè, òèïà áûòü æåðòâîé òåððîðèçìà
. ïûòîê
Èñêëþ÷åíî: ïîñòòðàâìàòè÷åñêîå ñòðåññîâîå ðàññòðîéñòâî (F43.1)
Èñòî÷íèê
Êàê ñïðàâèòüñÿ ñî ñòðåññîì?
Ñóùåñòâóþò ïðîäóêòû, êîòîðûå îêàçûâàþò àíòè-ñòðåññîâîå äåéñòâèå 🙂
Äà, ò¸ìíûé øîêîëàä óìååò ýòî äåëàòü è èíîãäà ðàññòðîéñòâî ïðèñïîñîáèòåëüíûõ ðåàêöèé äà¸ò î ñåáå çíàòü êàê-òî òàê 🙂
Êàê ñïðàâèòüñÿ ñ ÏÒÑÐ?
Ñóùåñòâóþò ìåòîäû ëå÷åíèÿ, õîðîøî çíàêîìûå âðà÷àì-ïñèõèàòðàì è ïñèõîòåðàïåâòàì.
ßâëÿþòñÿ ëè ôðóñòðàöèÿ, ðàçî÷àðîâàíèå, íåñáûâøèåñÿ íàäåæäû, íå îïðàâäàâøèåñÿ îæèäàíèÿ ñòðåññîì? Íåò, ïîòîìó ÷òî âñå íàçâàííûå ïåðåæèâàíèÿ ðàçâîðà÷èâàþòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî âî âíóòðåííåì ìèðå, à äèàãíîñòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî òðåáóåò ïðèíèìàòü âî âíèìàíèå âíåøíèé ìèð è ñîáûòèÿ â í¸ì.
ßâëÿåòñÿ ëè ïëîõîå íàñòðîåíèå ñîáñòâåííîé ìàìû, êðèê íà÷àëüíèêà, ìàíåðà âîæäåíèÿ äðóãèõ âîäèòåëåé ñòðåññîì? Íåò, ïîòîìó ÷òî íå óäîâëåòâîðÿþò íè êðèòåðèþ «íåîáû÷íûé ôèçè÷åñêèé èëè ïñèõè÷åñêèé ñòðåññ» äëÿ F43.0, íè êðèòåðèþ «çíà÷èòåëüíîå èçìåíåíèå â æèçíè» äëÿ F43.2, íè êðèòåðèþ «èñêëþ÷èòåëüíî óãðîæàþùèé èëè êàòàñòðîôè÷åñêèé õàðàêòåð, êîòîðûé ìîæåò âûçâàòü ñòðåññ ïî÷òè ó êàæäîãî» äëÿ F43.1.
ßâëÿåòñÿ ëè ôàíòàçèÿ î òðàâìå äðóãèõ ëþäåé (ïðàáàáóøåê, äåäóøåê, ðîäèòåëåé) ñòðåññîì? Íåò, ïîòîìó ÷òî ðàçâîðà÷èâàåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî â âîîáðàæåíèè è ïàìÿòè, à äèàãíîñòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî íàñòàèâàåò íà êðèòåðèè «ïîñëåäîâàë íåïîñðåäñòâåííî ïîñëå ñòðåññîâîãî ñîáûòèÿ».
À ïî÷åìó òîãäà ïñèõîëîãè ïèøóò î ïñèõè÷åñêîé òðàâìå íåëþáèìîãî ðåá¸íêà? Ïîòîìó ÷òî íå óìåþò îòëè÷àòü âíóòðåííèé ìèð îò âíåøíåãî. Êàê òîëüêî íàó÷àþòñÿ, ñðàçó ïåðåñòàþò äåëàòü ëÿïû â äèàãíîñòèêå.
Источник