Код мкб минимальная мозговая дисфункция у детей
Диагноз ММД у ребенка ставит в тупик родителей. Звучит расшифровка довольно устрашающе – «минимальная мозговая дисфункция», самое радостное слово тут – «минимальная». Что делать, если у ребенка нашли малую дисфункцию мозга, чем это опасно и как вылечить чадо, мы расскажем в этой статье.
Что это такое?
В неврологии существует несколько дублирующих названий того, что прячется за аббревиатурой ММД – легкая детская энцефалопатия, синдром гиперактивности и недостатка внимания, малая мозговая дисфункция и т. д. Каким бы ни было название, суть за ним кроется примерно одна и та же – поведение и психоэмоциональные реакции малыша нарушены из-за некоторых «сбоев» в деятельности центральной нервной системы.
Минимальная мозговая дисфункция впервые попала во врачебные справочники в 1966 году, ранее ей не придавали значения. Сегодня ММД – одна из самых распространенных аномалий раннего возраста, ее признаки могут появиться уже в 2-3 года, но чаще к 4 годам. По статистике, минимальной мозговой дисфункцией страдает до 10% учеников начальных классов. В дошкольном возрасте ее можно обнаружить примерно у 25% детей, а особо «талантливый и въедливый» невролог может найти недуг и у 100% активных, подвижных и непослушных ребят.
Что происходит с ребенком при минимальной дисфункции ЦНС, понять не так просто. Если упростить, то определенные центральные нейроны погибают или испытывают проблемы с клеточным метаболизмом по причине негативных факторов внутреннего или внешнего характера.
В результате этого мозг ребенка работает с некоторыми аномалиями, не критичными для его жизни и здоровья, но отражающимися на поведении, реакциях, социальной адаптации, способности к обучению. Чаще всего ММД у детей проявляется в виде нарушения психоэмоциональной сферы, памяти, внимания, а также в повышенной двигательной активности.
У мальчиков ММД встречается в четыре раза чаще, чем у детей женского пола.
Причины
Основными причинами минимальной мозговой дисфункции считаются поражение участков коры мозга и аномалии развития центральной нервной системы малыша. Если же первые признаки ММД развились после того, как ребенку исполнилось 3-4 года и старше, причиной может служить недостаточное участие взрослых в воспитании и развитии чада.
Наиболее распространены внутриутробные причины. Это означает, что мозг малыша подвергался негативному воздействию еще в период нахождения крохи в материнской утробе. Чаще всего к минимальной дисфункции ЦНС у ребенка приводят инфекционные заболевания у матери в период беременности, прием ею медикаментов, не разрешенных для будущих мам. Возраст беременной старше 36 лет, а также наличие у нее хронических заболеваний повышают риск негативного воздействия на нервную систему малыша.
Неправильное питание, избыточная прибавка в весе, отеки (гестоз), а также угроза выкидыша тоже могут влиять на нейроны карапуза, тем более что нейронные связи во время беременности еще только формируются. С этой же точки зрения опасно и курение, и прием алкоголя в период вынашивания плода.
Нарушения в нервной системе могут возникнуть и в период родов из-за острой гипоксии, которую может испытать малыш в стремительных или затяжных родах, в течение длительного безводного периода, если плодный пузырь вскрылся (или был механически вскрыт), а после этого развилась слабость родовых сил. Считается, что и кесарево сечение является для ребенка стрессовым, поскольку он не проходит через родовые пути, а потому такой вид операций тоже относят к триггерам ММД. Довольно часто минимальная мозговая дисфункция развивается у детей с крупным весом при родах – от 4 килограммов и более.
После рождения ребенок может подвергаться действию токсинов, а также получить черепную травму, например, при ударе головой во время падения. Это тоже может вызвать нарушения в работе ЦНС. Довольно часто причиной болезни является перенесенный в раннем возрасте грипп и ОРВИ, если возникли нейроосложнения – менингит, менингоэнцефалит.
Симптомы и признаки
Проявиться признаки мозговой дисфункции могут в любом возрасте. При этом симптомы будут довольно характерны именно для определенной возрастной группы.
У детей до года обычно имеют место так называемые малые неврологические признаки – нарушения сна, частые сильные вздрагивания, разлитый гипертонус, клонические сокращения, дрожание подбородка, рук, ног, косоглазие, а также обильные срыгивания. Если малыш плачет, симптомы усиливаются и становятся более заметными. В спокойном состоянии их проявление может быть сглаженным.
Уже в полгода становится заметна задержка психического развития – ребенок мало реагирует на знакомые лица, не улыбается, не гулит, не проявляет большого интереса к ярким игрушкам. С 8-9 месяцев становится заметной задержка предметно-манипулятивной активности – у ребенка плохо получается брать предметы. У него не хватает терпения дотягиваться или доползать до них. Они быстро ему надоедают.
У детей до года ММД сопровождается повышенной возбудимостью и чувствительностью органов пищеварения. Отсюда сначала проблемы со срыгиваниями, а позднее – с чередованием диареи и запоров, которые могут сменять друг друга.
С года дети с минимальной мозговой дисфункцией проявляют повышенную моторную активность, они очень возбудимы, у них продолжают присутствовать проблемы с аппетитом – либо чадо постоянно ест, либо его совершенно невозможно накормить. Часто дети медленнее, чем сверстники, набирают вес. Большинству вплоть до трех лет свойственен беспокойный и тревожный сон, энурез, заторможенное и медленное развитие речи.
С трех лет малыши с ММД становятся более неуклюжими, но при этом они очень вспыльчивы и порой негативно настроены к критике и требованиям взрослых. Ребенок в этом возрасте обычно может довольно долгое время заниматься чем-то одним, дети с минимальными мозговыми нарушениями на это неспособны. Они постоянно меняют род деятельности, бросают недоделанное. Довольно часто эти ребята болезненно воспринимают громкие звуки, духоту и жару. Очень часто, по наблюдениям неврологов, именно малышей и подростков с ММД укачивает до рвоты при поездках в транспорте.
Но ярче всего ММД начинает проявляться тогда, когда ребенок попадает в компанию ровесников, а это обычно происходит в возрасте 3-4 лет. Проявляется повышенная чувствительность, истеричность, малыш производит огромное количество движений, его сложно успокоить и увлечь чем-то, например, занятием. В школе детям с таким диагнозом приходится тяжелее всего – им сложно научиться писать, читать, им очень трудно сидеть на уроке и соблюдать заведенную дисциплину в классе.
Дальше – больше. Понижается самооценка, нарушаются коммуникативные способности. Нередко такие дети отдаляются от коллектива либо становятся неформальными лидерами не самых лучших компаний.
Диагностика
В возрасте до полутора лет проводят УЗИ головного мозга, остальным детям может быть назначено КТ, МРТ, ЭЭГ. Эти методы позволяют оценить структуру коры и подкоркового слоя головного мозга. Причину проявлений малой мозговой дисфункции установить удается не всегда. Невролог в отношении детей до трех лет выносит свое решение, основанное на результатах обследования рефлексов.
В старшем дошкольном и школьном возрасте проводится психодиагностика, используемые тесты – «тест Векслера», «тест Гордона», «Лурия-90».
Лечение
Терапия во всех случаях комбинированная – в нее входит прием медикаментов, физиотерапия, гимнастика и массаж, а также воспитательные и развивающие занятия с малышами или психологические занятия со школьниками. Особая миссия в вопросе терапии отводится семье, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в ней. Рекомендуется разговаривать с ребенком спокойно, акцентировать внимание на успехах, а не на недостатках его поведения.
Родителям следует избавиться от слов «нельзя», «не смей», «кому говорят», «нет» и установить более доверительные и добрые отношения с чадом.
Ребенку с ММД нельзя долго смотреть телевизор или играть за компьютером. Ему обязательно нужен режим дня, чтобы вовремя отправляться ко сну и вставать. Прогулки на свежем воздухе и активные спортивные игры на улице приветствуются. Среди домашних спокойных игр лучше остановить выбор на тех, которые потребуют от малыша сосредоточенности и терпения – пазлы, мозаика, рисование.
В зависимости от конкретных симптомов могут быть рекомендованы седативные или снотворные средства, ноотропные препараты, транквилизаторы и антидепрессанты. Доктор Комаровский, к мнению которого прислушиваются миллионы мам всего мира, утверждает, что лекарства от ММД не существует, и большинство назначаемых неврологами препаратов назначаются совершенно неоправданно, ведь лечит ребенка не таблетка, а любовь и участие взрослых.
Среди видов спорта, которые рекомендованы таким гиперактивным детям, можно порекомендовать те, которые требуют сосредоточения на секундном событии, а также улучшающие координацию движений. К таким видам можно отнести лыжный спорт, биатлон, плавание, велосипедный спорт, теннис.
Прогнозы
Несмотря на ужасающее название, минимальная мозговая дисфункция далеко не так страшна. Так, около 50% детей с ММД успешно «перерастают» нарушение, к подростковому возрасту у них не обнаруживается отклонений. Лечить ММД тем не менее нужно. Если не брать в расчет медикаменты, то массаж, спорт, адекватное воспитание и развивающие занятия с ребенком дают очень хороший результат. Лишь у 2% детей патология сохраняется до взрослого возраста и не поддается коррекции. В будущем она создает немало проблем для человека в вопросах контактов, работы, межличностных отношений. Человеку с ММД трудно создать благополучную семью, сохранить в ней нормальные отношения.
Отзывы мам в интернете показывают, что при своевременно начатом лечении симптомы исчезают в течение года. Однако родители подчеркивают, что очень часто врачи не умеют отличить ребенка с ММД от просто активного и подвижного малыша, а потому лечение назначают для «подстраховки».
Подробнее о минимальной мозговой дисфункции у детей смотрите в следующем видео.
Источник
Диагноз «минимальная мозговая дисфункция» (или ММД) до сих пор часто встречается на различных форумах, сайтах и даже в медицинских статьях. В связи с этим вопрос о лечении минимальной мозговой дисфункции у детей приобретает особую актуальность. Чтобы разобраться, что же это за диагноз и какие расстройства он объединяет, обратимся к двум основным «Библиям» психиатрии — американскому руководству DSM-5 и европейской Международной Классификации Болезней МКБ-10, где описаны все существующие симптомы, синдромы и нозологии, т.е. болезни, в том числе и психические. И что же мы видим ? А видим то, что такой болезни, вернее, такого названия или термина в этих руководствах нет. И что же это значит ? Что эту болезнь навсегда победили, и она исчезла даже со страниц медицинских справочников ? Это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. Причина отсутствия термина ММД в официальных медицинских классификациях болезней в другом – в том, что те расстройства психики и поведения детей, которые ранее описывали термином ММД, сейчас классифицируют и называют по-другому – СДВ, СДВГ, нарушения обучения и памяти и целый ряд других терминов. Расстройства остались, изменились только их трактовка, понимание причин, механизмов и терминология. Однако психология врача, учившегося еще в советское время, штука еще более консервативная, чем медицинская классификация, поэтому до сих пор в историях болезни, заполняемых нашими врачами, можно встретить диагноз, можно сказать, из каменного века – ММД. Вместе с тем, понять происхождение этого диагноза, предлагавшиеся методы лечения нарушений, стоящих за этим диагнозом, и особенно – причины, по которым от него пришлось отказаться, будет крайне интересно и поучительно. Ведь, по сути, диагноз «ММД» не так уж и далек от диагноза «С ребенком что-то не так».
Если задаться целью отыскать описание симптомов, лежащих в основе диагноза ММД, и обратиться с этой целью к современным медицинским учебникам, то там мы находим чаще всего лишь историческую справку по поводу устаревшего диагноза ММД. А вот поиск в интернете дает совершенно другой результат – многочисленные статьи сайтов разнообразных частных и не только частных клиник сообщают доверчивому читателю, что ММД – это и легкая детская энцефалопатия, и легкое повреждение мозга, и минимальный церебральный паралич, и инфантильный психоорганический синдром, и возрастная незрелость когнитивных или высших психических функций, и нарушение развития навыков чтения — дислексия,а также письма –дисграфия, и счета — дискалькулия, и расстройства развития речи, и расстройства развития двигательных функций или диспраксия, и поведенческие и эмоциональные расстройства типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности. И в заключение читателя добивают утверждением, что ММД является чуть ли не наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста. И так уже невротичный родитель трудного ребенка, которому уже поставили диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстраивается еще больше от подозрения, что, возможно, у его ребенка совсем не СДВГ, а ММД, а возможно, что еще хуже, и то, и другое. И это совсем не умозрительные выкладки, а случаи из практики, когда сбитые с толку родители мечутся перед дилеммой, что же лечить – ММД или СДВГ? Приходится долго успокаивать такого родителя и объяснять, что СДВГ и ММД – это просто новый и старый термины, описывающие практически одни и те же нарушения. И для простоты картины, а главное спокойствия, о термине ММД лучше просто забыть.
Кто и когда первый ввел в обиход термин «минимальная мозговая дисфункция» или ММД доподлинно не установлено, но годы расцвета в неврологии концепции ММД пришлись на 1950-1960 гг., когда после осмысления последствий тяжелейшей эпидемии энцефалита в 1917-1918 г.г. упрочилась теория об обусловленности любых нарушений поведения у детей тем или иным поражением головного мозга. Хотя по сути это было только ничем не подкрепленное предположение, поскольку объективных и достоверных методов инструментальной диагностики этого самого поражения головного мозга в то время просто не существовало. Со временем по мере накопления клинических данных, а также данных нейробиологических, нейропсихологических и многих других исследований стало очевидно, что термин ММД чересчур собирательный, чересчур размытый и неточный и чересчур бездоказательный с точки зрения инструментальной валидизации. Все это в конце концов и привело к полному отказу от данной терминологической категории и концепции в целом в официальных медицинских справочниках и учебниках. По крайней мере, В США и Европе.
На смену концепции ММД пришла концепция гиперактивности, которую впервые сформулировал А.Чесс. Согласно этой концепции, гиперактивный ребенок – это либо ребенок, уровень активности которого по своей энергетике и продолжительности заметно превосходят активность обычного ребенка, либо вообще постоянно двигающийся ребенок. Значение этой новой концепции было еще и в том, что она конкретизировала внешнее проявление синдрома в виде повышенной активности вместо смутного предположения о гипотетической мозговой патологии, являющегося системообразующим фактором концепции ММД. Таким образом, с исторической точки зрения концепция минимальной мозговой дисфункции является этапом на пути развития представлений ученых и врачей о природе, механизмах и причинах многочисленных и разнообразных проблем детского возраста неврологического, психологического и поведенческого характера. Та объединяющая идея, которая лежала в основе концепции ММД и которая заключалась в утверждении, что в основе любого клинического симптома в поведении ребенка лежит то или иное поражение головного мозга, была признана несостоятельной, по крайней мере на тот момент времени, когда ее активно пытались применять на практике – диагностические методы 1960-1970 г.г. , как правило, не выявляли у детей с диагнозом ММД никакой мозговой патологии.
Однако парадокс в том, что с точки зрения валидизации или объективизации диагноза и сегодня большой разницы между старым диагнозом ММД и новым СДВГ не существует – и в том, и в другом случае объективного диагностического теста, однозначно устанавливающего факт наличия некоей поломки в головном мозгу ребенка, вызывающей данное расстройство, не существует, а сам диагноз ставится на основании совокупности клинических проявлений, а значит несет элемент субъективизма врача. Вместе с тем, данных о неврологическом субстрате СДВГ становится все больше и что касается нарушений функционирования различных нейромедиаторных систем, так и нейрофизиологических данных о нарушениях как внутрикорковой организации связей, так и удаленного взаимодействия различных областей коры мозга и подкорковых структур. Что все-таки вселяет уверенность в том, что со временем, по мере продвижения научных исследований в этой области, объективные неврологические причины этого расстройства в конце концов будут установлены, а объективные тесты на их основе будут разработаны.
Резюмировать все вышесказанное можно следующим образом. В современной официальной медицинской классификации болезней такого понятия, как ММД не существует ввиду того, что так и не удалось определить специфическую клиническую картину этого диагноза, получить хоть какие-нибудь данные о его причинах и механизмах и, как следствие, предложить эффективные методы его коррекции или лечения. Те разнообразные клинические симптомы, которые достаточно искусственно объединялись в такую общую категорию, как ММД, сейчас более точно и обоснованно классифицируют как синдром дефицита внимания (СДВГ), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка психического развития (ЗПР), специфические нарушения обучения – дислексия, дисграфия, дискалькулия и т.д. Подходы к лечению этих более дифференцированных клинических категорий имеют свою специфику и особенности, поэтому к лечению ММД как таковому сегодня можно относиться не более, чем к анахронизму.
Мы обладаем:
Большим опытом коррекции/лечения СДВГ (с 1998 года);
Высокой научной и профессиональной подготовкой БОС-специалистов, подтвержденной международными сертификатами и научными публикациями;
БОС-оборудованием от лучших мировых производителей;
Источник