Код мкб 10 задержка этапов развития

Код мкб 10 задержка этапов развития thumbnail

Связанные заболевания и их лечение

Описания заболеваний

Содержание

  1. Синонимы диагноза
  2. Описание
  3. Дополнительные факты
  4. Причины
  5. Симптомы
  6. Диагностика
  7. Прогноз
  8. Профилактика

Названия

 R62,0 Задержка этапов развития.

Синонимы диагноза

 Задержка этапов развития, задержка развития речи, задержка речевого развития, бедность речевой деятельности.

Описание

 Задержка речевого развития. Более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3 — х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Дополнительные факты

 Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития.

 Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.
 Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и тд.
 Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения ), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Причины

 Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.
 Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
 Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. Е. С опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
 Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.
 С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.
 Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.
 В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений. Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Читайте также:  Синдром раздраженной кишки код мкб

Симптомы

 Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.
 Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес. ), лепета (с 4-5 мес. ), лепетных слов (с 7-8,5 мес. ), первых слов (в 9-10 мес. У девочек, 11-12 мес. У мальчиков).
 В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя ); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. Начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
 Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.
 Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
 Т. О. , признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
 • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации).
 • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года.
 • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет.
 • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ ).
 • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет.
 • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет.
 • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр. ).
 • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и тд.

Диагностика

 Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.
 Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
 Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и тд.
 Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Читайте также:  Код мкб 10 монорхизм

Прогноз

 Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика

 Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Источник

Рубрика МКБ-10: R62.8

МКБ-10 / R00-R99 КЛАСС XVIII Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках / R50-R69 Общие симптомы и признаки / R62 Отсутствие ожидаемого нормального физиологического развития

Определение и общие сведения[править]

Гипотрофия

Синонимы: снижение прибавки массы тела и отставание в росте

Гипотрофия — хроническое расстройство питания, характеризующееся дефицитом массы по отношению к росту. В настоящее время для обозначения этого состояния все чаще употребляются термины: белково-энергетическая недостаточность, синдром недостаточности питания.

В анамнезе детей с гипотрофией есть указания на неблагоприятное течение внутриутробного и неонатального периода, наличие врожденных заболеваний и аномалий развития, дефекты вскармливания и выхаживания, хронические заболевания, внутриутробные инфекции, токсические (пищевые, бытовые, лекарственные) поражения.

По времени возникновения различают пренатальную (внутриутробную, врожденную) и постнатальную (приобретенную) гипотрофию.

По степени тяжести выделяют гипотрофию первой, второй и третьей степени. При гипотрофии I степени дефицит фактической массы по отношению к долженствующей с учетом роста ребенка составляет 10-20%, при II степени — 20-30%, при III степени — больше 30%.

Период заболевания: начальный, прогрессирования, реконвалесценции.

Первичные гипотрофии имеют в своей основе белково-энергетическую недостаточность. Вторичные гипотрофии сопровождают врожденные и приобретенные заболевания.

Гипостатура — вариант дистрофии с равномерным отставанием массы тела и роста от возрастных норм.

Этиология и патогенез[править]

Факторы, предрасполагающие к развитию гипотрофии в постнатальном периоде

Эндогенные факторы:

  • Врожденные пороки развития (сердечнососудистой системы, ЖКТ, центральной нервной системы, мочеполовой системы, печени);
  • Врожденные или приобретенные поражения ЦНС (церебральная ишемия, перинатальное поражение нервной системы, внутричерепные кровоизлияния);
  • Синдромы мальабсорбции (при лактаз-ной недостаточности, целиакии, муковисцидозе и т.д.);
  • Наследственные иммунодефициты;
  • Эндокринные заболевания и др.;
  • Наследственные нарушения обмена веществ.

Экзогенные факторы:

  • Алиментарные (количественный и качественный недокорм, раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, неправильное и несвоевременное введение прикорма, нарушение режима вскармливания и дефекты ухода);
  • Хроническое течение алиментарно-зависимых заболеваний (анемия, рахит, дисбактериоз кишечника и др.);
  • Тяжелые инфекционные заболевания;
  • Тяжелая хроническая патология.

Клинические проявления[править]

Гипотрофия I степени проявляется умеренным похуданием ребенка (дефицит массы тела 10-20%), что выражается в истончении подкожного жирового слоя, прежде всего на туловище. У детей отмечается бледность кожных покровов и слизистых оболочек, снижение тургора тканей и мышечного тонуса. Рост не нарушается. Аппетит и стул обычно остаются нормальными. Функции внутренних органов и психомоторное развитие не изменяются.

При гипотрофии II степени заметно ухудшается состояние ребенка. Кожные покровы приобретают сероватый оттенок, становятся сухими. Из-за низкой эластичности кожа легко собирается в складки, особенно на внутренней поверхности бедер. Тургор тканей и тонус мышц снижены. Подкожный жировой слой отсутствует на туловище и конечностях. Дефицит массы (20-30%) сопровождается отставанием в росте на 1-3 см. У детей плохой аппетит, снижена толерантность к пище. Они раздражительны или беспокойны. Обращают на себя внимание задержка в психомоторном развитии. У больных легко возникают инфекционновоспалительные очаги в ушах, зеве, легких. Часто наблюдается анемия. Характер стула зависит от особенностей питания.

Читайте также:  Аллергия на укус код мкб

При гипотрофии III степени состояние ребенка тяжелое. Подкожный жировой слой отсутствует везде, даже на лице (дефицит массы тела более 30%). Лицо треугольной формы («лицо Вольтера»). Кожа с сероватоцианотичным оттенком, сухая, иногда с трещинами. Эластичность кожи и тургор тканей резко снижены. Может появиться пастозность тканей. Дефицит роста достигает 4-6 см. У многих детей имеются признаки стоматита, молочницы. Функции внутренних органов (легких, сердца, печени, почек) значительно нарушены. Аппетит отсутствует, отмечается выраженная жажда. Терморегуляция расстроена. У больных часто возникают гнойно-воспалительные очаги, могут развиваться септические состояния. Стул «голодный». Значительно угнетены функции центральной нервной системы.

Другие виды задержки ожидаемого нормального физиологического развития: Диагностика[править]

Для диагностики гипотрофии исследуют следующие показатели: общий анализ крови, протеинограмму, активность щелочной фосфатазы в сыворотке крови, иммунный статус, эндокринный профиль. Проводят копрологическое и микробиологическое исследование кала.

Дифференциальный диагноз[править]

Другие виды задержки ожидаемого нормального физиологического развития: Лечение[править]

Гипотрофию I степени лечат амбулаторно. Лечение включает диетотерапию, создание рационального режима, санацию очагов инфекции, лечение рахита, анемии и другой сопутствующей патологии.

Лечение гипотрофии II и III степени следует проводить в стационаре.

Большое внимание уделяется ферментотерапии. Используется панкреатин (креон, панзинорм), абомин, фестал и другие ферменты. Назначаются препараты, обладающие анаболическим эффектом: инозин, оротат калия, L-карнитин, ципрогептадин, анаболические гормоны (последние под контролем костного возраста). Среди лекарственных негормональных средств с анаболическим эффектом особое место занимают препараты, содержащие L-карнитин. Препарат применяется за 30 мин до еды детям до 1 года по 0,03-0,075 г 3 раза в сутки, от 1 года до 6 лет — по 0,1 г 2-3 раза в сутки. Продолжительность курса — 1 мес.

При сопутствующем дисбиозе кишечника применяются биопрепараты. В комплексном лечении этих детей используются витамины.

Профилактика[править]

Прочее[править]

Психогенная задержка физического развития

Этиология и патогенез

К факторам риска относится
«трудный» характер, разлука с родителями, плохие
взаимоотношения с родителями, эмоциональный
стресс. В основе заболевания лежит не какая-либо
одна причина, органическая или функциональная, а
сочетание социальных, психологических и
физиологических факторов.

Диагностика

а. На
основании анамнеза и физикального исследования
исключают органические причины задержки
физического развития, которые можно заподозрить
при врожденных аномалиях, внутриутробной
задержке развития, недоношенности, соматических
заболеваниях. Нередко отмечаются смешанные,
органические и функциональные, нарушения.

б. Выясняют
динамику физического развития, анализируя
данные об изменении веса, роста и окружности
головы. Как правило, отставание в весе
предшествует отставанию в росте и в окружности
головы. Недоношенные с весом, соответствующим
гестационному возрасту, развиваются нормально.
Для недоношенных в диаграммы роста и веса вносят
поправки до 2-летнего возраста. Примерно у 35%
детей с внутриутробной задержкой развития
показатели физического развития в возрасте
4 лет оказываются ниже 5-го процентиля.

в. Выясняют
качество ухода за ребенком. Задержка физического
развития часто встречается в бедных,
неблагополучных семьях; при депрессии у
родителей, недостатке общения и при утрате
родителей.

г. Причины
задержки физического развития могут крыться в
отношениях между ребенком и родителями. Поэтому
следует понаблюдать за ними в различных
ситуациях (в том числе при кормлении).

д. Оценивают
психическое развитие (в том числе общительность).

е. Быстрое
увеличение веса сразу после госпитализации
свидетельствует в пользу психогенной задержки
физического развития, хотя отсутствие прибавки
веса не означает, что ребенок страдает
органическим заболеванием.

3. Для
постановки диагноза необходимо доказать, что
причиной задержки физического развития служат
отказ от пищи или крайняя привередливость в еде,
обусловленные плохими взаимоотношениями с
родителями (от полной заброшенности ребенка до
чрезмерной опеки).

Лечение

а. Лечат
истощение и сопутствующие заболевания.
Исключают анемию и отравление свинцом.

б. Устраняют
причины задержки физического развития. К
выявлению и устранению этих причин нужно активно
привлекать родителей.

в. Иногда
достаточно улучшить уход за ребенком. В других
случаях неадекватные реакции на пищу и кормление
поддаются поведенческой или семейной терапии.

г. Используют
специальные программы стимуляции развития
грудных детей.

д. Детям
с задержкой физического развития необходимо
длительное наблюдение, позволяющее выявить
поведенческие расстройства, школьную
неуспеваемость, задержку развития
познавательных способностей.

Источники (ссылки)[править]

Поликлиническая и неотложная педиатрия [Электронный ресурс] : учеб. / под ред. А. С. Калмыковой — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.

Руководство участкового педиатра [Электронный ресурс] / под ред. Т.Г. Авдеевой — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.

Дополнительная литература (рекомендуемая)[править]

Действующие вещества[править]

Источник