Код мкб 10 олигофрения

Код мкб 10 олигофрения thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2020;
проверки требует 1 правка.

Классификация олигофрений — классификация форм и степеней тяжести олигофрении (умственной отсталости). В настоящий момент существует несколько различных классификаций, каждая со своими достоинствами, недостатками и областями применения. В России наиболее распространена классификация по степени выраженности, определяемая способностью больного к самообслуживанию и обучению, а также клинико-физиологическая классификация С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева и этиопатогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой[1].

Традиционная[править | править код]

По степени выраженности олигофрении традиционно подразделяются на:

  • дебильность — наиболее слабо выраженная.
  • имбецильность — средне выраженная.
  • идиотию — крайне выраженная.

По МКБ-10[править | править код]

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) выделяется 4 степени тяжести олигофрении[2]:

  1. Лёгкая — IQ 50—69 и умственный возраст 9—12 лет
  2. Умеренная — IQ 35—49 и умственный возраст 6—9 лет
  3. Тяжёлая — IQ 20—34 и умственный возраст 3—6 лет
  4. Глубокая — IQ менее 20 и умственный возраст до 3 лет

Данная классификация служит главным образом для статистических целей, и не подменяет собой концептуальных классификаций[1].

По Г. Е. Сухаревой[править | править код]

Классификация Г. Е. Сухаревой составлена по этиопатогенетическому принципу.

По ней выделяются следующие группы олигофрении[1]:

  • олигофрении эндогенной природы, которые обусловлены поражением половых клеток родителей (гаметопатиями):
    • синдром Дауна;
    • истинная микроцефалия
    • олигофрения, сочетающееся с системными поражениями костной системы и кожи;
    • энзимопатические формы олигофрении, которые связаны с наследственными нарушениями обмена (фенилкетонурия, галактозурия и другие энзимопатии);
  • олигофрении, которые обусловлены вредностями, воздействующими на ребёнка в раннем детстве (постнатально), либо во время его рождения (интранатально):
    • олигофрении, связанные с черепно-мозговой травмой в раннем детстве;
    • олигофрении, связанные с асфиксией или родовой травмой;
    • олигофрения, связанная с нейроинфекциями, перенесёнными в раннем детстве;
  • олигофрении, которые обусловлены внутриутробным (антенатальным) поражением плода (фетопатии) или эмбриона (эмбриопатии):
    • олигофрении, связанные с внутриутробным поражением эндотоксическими или экзотоксическими агентами (при интоксикациях беременной или гормональных нарушениях у матери);
    • олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорождённого;
    • олигофрении, связанные с внутриутробным инфекционным поражением (вирусами гриппа, краснухи, гепатита, цитомегаловируса, паротита и др., возбудителями сифилиса, токсоплазмоза, листериоза и т. п.).

С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева[править | править код]

Г. Е. Сухаревой не удалось вместить в свою классификацию олигофрении, названные недифференцированными, так как их причину не удавалось выявить[1]. Поэтому её развил С. С. Мнухин, основав работу на клинико-физиологическом принципе[1]. Д. Н. Исаев доработал его классификацию[1]. Использование данной классификации позволяет выделять клинические формы, ориентирующие врачей, а также дефектологов, логопедов, специальных психологов, работающих со страдающими олигофренией[1].

4 основные формы общего психического недоразвития были выделены С. С. Мнухиным и Д. Н. Исаевым[1]:

  • Атоническая форма.
  • Дисфорическая форма.
  • Стеническая форма.
  • Астеническая форма.

По М. С. Певзнер[править | править код]

Традиционный подход к классификации по степени выраженности мало что давал как медицинской, так и педагогической практике.
В результате работ Марии Семеновны Певзнер, на основе глубочайшего клинического и психолого-педагогического изучения стало возможным понять структуру дефекта при олигофрении, составляющей 75 % всех видов аномалий детского возраста, и разработать классификацию с учётом этиопатогенеза и качественного своеобразия аномального развития.

Собственно, предложенная М. С. Певзнер в 1959 году классификация — это типология состояний, поскольку имеет прямой выход на систему медицинских и коррекционно-воспитательных мероприятий с этой категорией аномальных детей.

В частности, М. С. Певзнер выделила три формы дефекта:

  1. неосложнённая олигофрения;
  2. олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики, проявляющаяся тремя вариантами дефекта:
    • с преобладанием возбуждения над торможением;
    • с преобладанием торможения над возбуждением;
    • с выраженной слабостью основных нервных процессов;
  3. дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.

Несколько позднее (в 1973 и 1979 годах) М. С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:

  1. неосложнённая;
  2. олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);
  3. олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  4. олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
  5. олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  • Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) / под ред. Певзнер М. С., Лебединской К. С.. — М.: Педагогика, 1979. — 232 с.
  • Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.

Источник

Связанные заболевания и их лечение

Описания заболеваний

Национальные рекомендации по лечению

Стандарты мед. помощи

Содержание

  1. Описание
  2. Симптомы
  3. Причины
  4. Лечение
  5. Основные медицинские услуги
  6. Клиники для лечения

Названия

 Умственная отсталость.

Описание

 Умственная отсталость (малоумие, олигофрения; -греч. ὀλίγος — уникальный + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».
 Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.
 Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. De — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. Mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.
 »Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.
 Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.
 Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».

Читайте также:  Солитарная киста молочной железы код по мкб

Симптомы

 Общие диагностические указания F7X. X:
 • A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
 • B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
 • C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
 • D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
 • E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.
 Указания на нарушения поведения:
 •. 0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения.
 •. 1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.
 •. 8 — с другими нарушениями поведения.
 •. 9 — без указания на нарушения поведения.
 Классификация Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань, 2010):
 •. 1 — Снижение интеллекта.
 •. 2 — Общее системное недоразвитие речи.
 •. 3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость).
 •. 4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия).
 •. 5 — Конкретность, некритичность мышления.
 •. 6 — Малопродуктивность памяти.
 •. 7 — Недоразвитие познавательных интересов.
 •. 8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность).
 Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.
 Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.
 Извращение пищевых пристрастий. Изменение аппетита. Импульсивность. Персеверация. Поперхивание во время еды. Раздражительность. Тонико-клонические судороги. Эйфория. Эхолалия.

Причины

 • Генетические причины умственной отсталости;
 • Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и ) природы;
 • Значительная недоношенность.
 • Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);
 • Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы.
 • Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.
 • Умственная отсталость неясной этиологии.
 Генетические причины умственной отсталости.
 Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию. Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности. Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают:
 • Хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации.
 Трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна);
 Частичная делеция короткого плеча хромосомы 4;
 Микроделеция участка хромосомы 7q11,23 (синдром Вильямса) и.
 • Дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом.
 Синдром Ангельмана;
 Синдром Прадера-Вилли.
 • Дисфункция отдельных генов. Число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000. В их число входят, например, ген NLGN4, находящийся на хромосоме Х, мутации в котором обнаружены у некоторых пациентов, страдающих аутизмом; ген FMR1, сцепленный с хромосомой Х, дерегуляция экспрессии которого вызывает синдром хрупкой Х-хромосомы; ген MECP2, также находящийся на хромосоме Х, мутации в котором вызывают синдром Ретта у девочек.

Читайте также:  Термический ожог код по мкб 10 у взрослых

Лечение

 Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и ); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и ), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и.

Основные медуслуги по стандартам лечения

Клиники для лечения с лучшими ценами

ЦенаВсего: 212 в 17 городах
Подобранные клиникиТелефоныГород (метро)РейтингЦена услуг
Московский НИИ психиатрии на Потешной+7(495) 963..показать+7(495) 963-71-12+7(495) 963-71-25+7(499) 748-14-52Москва (м. Преображенская Площадь)18550ք
КБ №85 на Москворечье+7(499) 782..показать+7(499) 782-85-85+7(926) 010-84-87+7(499) 324-70-15+7(499) 324-86-65Москва (м. Кантемировская) 14730ք (90%*)
СМ-Клиника в Солнечногорске на Красной+7(496) 260..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(496) 260-00-03+7(800) 555-44-45+7(495) 154-10-57Солнечногорск

рейтинг: 4.3

16355ք (90%*)
СМ-Клиника на Волгоградском проспекте+7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-59-70+7(499) 519-38-82+7(495) 154-13-20Москва (м. Текстильщики)

рейтинг: 4.3

17455ք (90%*)
СМ-Клиника в Старопетровском проезде+7(495) 154..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 154-13-20Москва (м. Войковская)

рейтинг: 4.4

17455ք (90%*)
СМ-Клиника на Клары Цеткин+7(495) 154..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 154-13-20Москва (м. Войковская)

рейтинг: 4.4

17455ք (90%*)
СМ-Клиника на Ярославской+7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-58-36+7(499) 519-38-82+7(495) 154-10-57Москва (м. ВДНХ)

рейтинг: 4.4

17455ք (90%*)
Клиника Роса в проезде Серебрякова+7(495) 127..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 127-37-19Москва (м. Ботанический сад)

рейтинг: 4.4

21295ք (90%*)
Клиника Роса на Гвоздева+7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-58-96+7(495) 225-81-58Москва (м. Таганская)

рейтинг: 4.5

21295ք (90%*)
Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова+7(812) 292..показать+7(812) 292-34-35+7(812) 292-32-86Санкт-Петербург (м. Площадь Ленина) 7120ք (80%*)
* — клиника оказывает не 100% из выбранных услуг. Подробнее при нажатии на цену.

Источник

МКБ-10 — Международная классификация болезней 10-го пересмотра. На январь 2007 года является общепринятой классификацией для кодирования медицинских диагнозов, разработана Всемирной организацией здравоохранения. МКБ-10 состоит из 21-го раздела, каждый из которых содержит подразделы с кодами заболеваний и состояний.

В настоящее время специалисты всё чаще придерживаются классификации, которая отражена в МКБ-10. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении: Легкая — IQ 50-70, Умеренная — IQ 35-50, Тяжелая — IQ 20-35, Глубокая — IQ менее 20

F70-F79 — Умственная отсталость

F70. Умственная отсталость легкой степени: F70.0 Умственная отсталость легкой степени — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения; F70.1 Умственная отсталость легкой степени — значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения; F70.8 Умственная отсталость легкой степени — другие нарушения поведения; F70.9 Умственная отсталость легкой степени — без указаний на нарушение поведения.

F71. Умственная отсталость умеренная: F71.0 Умственная отсталость умеренная — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения; F71.1 Умственная отсталость умеренная — значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения; F71.8 Умственная отсталость умеренная — другие нарушения поведения; F71.9 Умственная отсталость умеренная — без указаний на нарушение поведения.

F72. Умственная отсталость тяжелая: F72.0 Умственная отсталость тяжелая — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения; F72.1 Умственная отсталость тяжелая — значительное нарушение поведения требующее ухода и лечения; F72.8 Умственная отсталость тяжелая — другие нарушения поведения; F72.9 Умственная отсталость тяжелая — без указаний на нарушение поведения.

F73. Умственная отсталость глубокая: F73.0 Умственная отсталость глубокая — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения: F73.1 Умственная отсталость глубокая — значительное нарушение поведения требующее ухода и лечения; F73.8 Умственная отсталость глубокая — другие нарушения поведения; F73.9 Умственная отсталость глубокая — без указаний на нарушение поведения.

F78. Другие формы умственной отсталости: F78.0 Другие формы умственной отсталости — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения; F78.1 Другие формы умственной отсталости — значительное нарушение поведения требующее ухода и лечения; F78.8 Другие формы умственной отсталости — другие нарушения поведения; F78.9 Другие формы умственной отсталости — без указаний на нарушение поведения

F79. Умственная отсталость неуточнённая: F79.0 Умственная отсталость неуточнённая — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения; F79.1 Умственная отсталость неуточнённая — значительное нарушение поведения требующее ухода и лечения; F79.8 Умственная отсталость неуточнённая — другие нарушения поведения; F79.9 Умственная отсталость неуточнённая — без указаний на нарушение поведения.

Читайте также:  Отравление ношпой код мкб 10

Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.009 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

МКБ-10.

Памятка для специалиста ПМПК

  (F70-F79) – Умственная отсталость

Умственная отсталость – (интеллектуальная недостаточность)

F70 – умственная отсталость легкой степени

F71 – умственная отсталость умеренная

F72 – умственная отсталость тяжелая

F73 – умственная отсталость глубокая

F78 – другие формы умственной отсталости

F79 – умственная отсталость неуточненная

Примечание. Для удобства работы с методическими рекомендациями психолого-педагогическое описание нарушений развития у ребенка выделено курсивом. Психолого-педагогические заключения взяты в скобки и выделены курсивом.

МКБ-10

Степень

умственной отсталости

Коэффициент

интеллектуального развития (IQ)

Интеллектуальная недостаточность

F70

легкая

50-69

легкая

F71

умеренная

35-49

умеренная

F72

тяжелая

20-34

тяжелая

F73

глубокая

ниже 20

глубокая

Для уточнения степени нарушения поведения может использоваться четвертый знак:

F7х.0 – минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их

F7х.1 – значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер

F7х.8 – другие поведенческие нарушения

F7х.9 – поведенческие нарушения не определены

F82 – специфические расстройства развития моторной функции

Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением.

F83 – смешанные специфические расстройства психологического развития – (задержка психического развития церебрально-органического происхождения)

F84 – общие расстройства психологического развития

F84.0 – детский аутизм

F84.1 – атипичный аутизм

F84.2 – синдром Ретта

F84.3 – другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.4 – гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (IQ ниже 50)

F84.5 – синдром Аспергера

F84.8 – другие общие расстройства развития – (задержка психического развития соматогенного происхождения или вследствие минимальной мозговой дисфункции)

 (H60-H95) – Болезни уха и сосцевидного отростка

Н90 – кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха двусторонняя

Код МКБ-10

Болезнь

Состояние

Категория детей

Н90.0

Кондуктивная потеря слуха двусторонняя

Глухота (потеря слуха свыше 80 дБ):

врожденная;

раноприобретенная (до 3 лет);

приобретенная (после 3 лет)

Глухие

Ранооглох-шие

Позднооглохшие

Н90.3

Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя

Н90.5

Нейросенсорная потеря слуха неуточненная

Врожденная глухота БДУ

Снижение слуха:

центральное

сенсорное

Нейросенсорная глухота

Слабослышащие с грубым недоразви-тием речи

Н90.6

Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя

Тугоухость (потеря слуха в диапазоне 84 дБ)

Слабослышащие с относитель-но развитой речью

 (H00-H59) – Болезни глаза и его придаточного аппарата

Н53 – расстройства зрения

Н53.0 – амблиопия вследствие анопсии

Амблиопия обусловленная:

  • анизометропией;
  • зрительной депривацией;
  • косоглазием.
  • Н54 – слепота и пониженное зрение
  • Н54.0 – слепота обоих глаз. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, обоих глаз
  • Н54.1 – слепота одного глаза, пониженное зрение другого глаза. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, одного глаза и категории 1 или 2 обоих глаз
  • Н54.3 – неопределенная потеря зрения обоих глаз. Нарушение зрения категории 9 обоих глаз

МКБ10 Для детей с ТНР

(F80-F89) – Расстройства психологического развития

F80 – специфические расстройства развития речи и языка

F80.0 – специфические расстройства речевой артикуляции – (дислалия)

F 80.1 – моторная алалия.

F 80.2 – сенсорная алалия.

F 80.3 – детская афазия.

F80.8 – другие расстройства речи и языка

F80.9 – расстройства развития речи и языка неуточненные – (неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного патогенеза)

(R47-R49) – Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу

R47.0 – дисфагия и афазия – (афазия)

R47.1 – дизартрия, анартрия – (дизартрия, анартрия)

R49.0 – дисфония – (дисфония)

R49.1 – афония – (афония)

R49.2 – открытая гнусавость и закрытая гнусавость – (открытая и закрытая ринолалия)

F98 – другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F98.5 – заикание – (заикание)

F98.6 – речь взахлеб – (тахилалия)

Для школьников

F81 – специфические расстройства развития учебных навыков

F81.0 – специфическое расстройство чтения – (дислексия)

Таким образом, F81.0 кодифицирует:

дислексия – F81.0;

дисграфия в сочетании с дислексией – F81.0.

F81.1 – специфическое расстройство спеллингования – (дисграфия)

Примечание. В F81.1 включается «чистое» расстройство спеллингования, т. е. дисграфия, которой не сопутствуют серьезные затруднения в чтении.

При сочетании дислексии и дисграфии используется шифр F81.0.

F81.2 – специфическое расстройство арифметических навыков – (дискалькулия)

F81.3 – смешанное расстройство учебных навыков – (задержка психического развития психогенного происхождения)

F81.9 – расстройство развития учебных навыков неуточненное – (задержка психического развития вследствие психофизического инфантилизма (конституционального происхождения)

Источник