Код мкб 10 олигофрения
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2020;
проверки требует 1 правка.
Классификация олигофрений — классификация форм и степеней тяжести олигофрении (умственной отсталости). В настоящий момент существует несколько различных классификаций, каждая со своими достоинствами, недостатками и областями применения. В России наиболее распространена классификация по степени выраженности, определяемая способностью больного к самообслуживанию и обучению, а также клинико-физиологическая классификация С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева и этиопатогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой[1].
Традиционная[править | править код]
По степени выраженности олигофрении традиционно подразделяются на:
- дебильность — наиболее слабо выраженная.
- имбецильность — средне выраженная.
- идиотию — крайне выраженная.
По МКБ-10[править | править код]
В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) выделяется 4 степени тяжести олигофрении[2]:
- Лёгкая — IQ 50—69 и умственный возраст 9—12 лет
- Умеренная — IQ 35—49 и умственный возраст 6—9 лет
- Тяжёлая — IQ 20—34 и умственный возраст 3—6 лет
- Глубокая — IQ менее 20 и умственный возраст до 3 лет
Данная классификация служит главным образом для статистических целей, и не подменяет собой концептуальных классификаций[1].
По Г. Е. Сухаревой[править | править код]
Классификация Г. Е. Сухаревой составлена по этиопатогенетическому принципу.
По ней выделяются следующие группы олигофрении[1]:
- олигофрении эндогенной природы, которые обусловлены поражением половых клеток родителей (гаметопатиями):
- синдром Дауна;
- истинная микроцефалия
- олигофрения, сочетающееся с системными поражениями костной системы и кожи;
- энзимопатические формы олигофрении, которые связаны с наследственными нарушениями обмена (фенилкетонурия, галактозурия и другие энзимопатии);
- олигофрении, которые обусловлены вредностями, воздействующими на ребёнка в раннем детстве (постнатально), либо во время его рождения (интранатально):
- олигофрении, связанные с черепно-мозговой травмой в раннем детстве;
- олигофрении, связанные с асфиксией или родовой травмой;
- олигофрения, связанная с нейроинфекциями, перенесёнными в раннем детстве;
- олигофрении, которые обусловлены внутриутробным (антенатальным) поражением плода (фетопатии) или эмбриона (эмбриопатии):
- олигофрении, связанные с внутриутробным поражением эндотоксическими или экзотоксическими агентами (при интоксикациях беременной или гормональных нарушениях у матери);
- олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорождённого;
- олигофрении, связанные с внутриутробным инфекционным поражением (вирусами гриппа, краснухи, гепатита, цитомегаловируса, паротита и др., возбудителями сифилиса, токсоплазмоза, листериоза и т. п.).
С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева[править | править код]
Г. Е. Сухаревой не удалось вместить в свою классификацию олигофрении, названные недифференцированными, так как их причину не удавалось выявить[1]. Поэтому её развил С. С. Мнухин, основав работу на клинико-физиологическом принципе[1]. Д. Н. Исаев доработал его классификацию[1]. Использование данной классификации позволяет выделять клинические формы, ориентирующие врачей, а также дефектологов, логопедов, специальных психологов, работающих со страдающими олигофренией[1].
4 основные формы общего психического недоразвития были выделены С. С. Мнухиным и Д. Н. Исаевым[1]:
- Атоническая форма.
- Дисфорическая форма.
- Стеническая форма.
- Астеническая форма.
По М. С. Певзнер[править | править код]
Традиционный подход к классификации по степени выраженности мало что давал как медицинской, так и педагогической практике.
В результате работ Марии Семеновны Певзнер, на основе глубочайшего клинического и психолого-педагогического изучения стало возможным понять структуру дефекта при олигофрении, составляющей 75 % всех видов аномалий детского возраста, и разработать классификацию с учётом этиопатогенеза и качественного своеобразия аномального развития.
Собственно, предложенная М. С. Певзнер в 1959 году классификация — это типология состояний, поскольку имеет прямой выход на систему медицинских и коррекционно-воспитательных мероприятий с этой категорией аномальных детей.
В частности, М. С. Певзнер выделила три формы дефекта:
- неосложнённая олигофрения;
- олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики, проявляющаяся тремя вариантами дефекта:
- с преобладанием возбуждения над торможением;
- с преобладанием торможения над возбуждением;
- с выраженной слабостью основных нервных процессов;
- дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.
Несколько позднее (в 1973 и 1979 годах) М. С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:
- неосложнённая;
- олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);
- олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
- олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
- олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
- Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) / под ред. Певзнер М. С., Лебединской К. С.. — М.: Педагогика, 1979. — 232 с.
- Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.
Источник
Связанные заболевания и их лечение
Описания заболеваний
Национальные рекомендации по лечению
Стандарты мед. помощи
Содержание
- Описание
- Симптомы
- Причины
- Лечение
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
Умственная отсталость.
Описание
Умственная отсталость (малоумие, олигофрения; -греч. ὀλίγος — уникальный + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».
Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.
Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. De — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. Mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.
»Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.
Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.
Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».
Симптомы
Общие диагностические указания F7X. X:
• A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
• B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
• C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
• D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
• E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.
Указания на нарушения поведения:
•. 0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения.
•. 1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.
•. 8 — с другими нарушениями поведения.
•. 9 — без указания на нарушения поведения.
Классификация Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань, 2010):
•. 1 — Снижение интеллекта.
•. 2 — Общее системное недоразвитие речи.
•. 3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость).
•. 4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия).
•. 5 — Конкретность, некритичность мышления.
•. 6 — Малопродуктивность памяти.
•. 7 — Недоразвитие познавательных интересов.
•. 8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность).
Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.
Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.
Извращение пищевых пристрастий. Изменение аппетита. Импульсивность. Персеверация. Поперхивание во время еды. Раздражительность. Тонико-клонические судороги. Эйфория. Эхолалия.
Причины
• Генетические причины умственной отсталости;
• Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и ) природы;
• Значительная недоношенность.
• Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);
• Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы.
• Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.
• Умственная отсталость неясной этиологии.
Генетические причины умственной отсталости.
Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию. Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности. Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают:
• Хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации.
Трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна);
Частичная делеция короткого плеча хромосомы 4;
Микроделеция участка хромосомы 7q11,23 (синдром Вильямса) и.
• Дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом.
Синдром Ангельмана;
Синдром Прадера-Вилли.
• Дисфункция отдельных генов. Число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000. В их число входят, например, ген NLGN4, находящийся на хромосоме Х, мутации в котором обнаружены у некоторых пациентов, страдающих аутизмом; ген FMR1, сцепленный с хромосомой Х, дерегуляция экспрессии которого вызывает синдром хрупкой Х-хромосомы; ген MECP2, также находящийся на хромосоме Х, мутации в котором вызывают синдром Ретта у девочек.
Лечение
Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и ); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и ), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и.
Основные медуслуги по стандартам лечения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник
МКБ-10 — Международная классификация болезней 10-го пересмотра. На январь 2007 года является общепринятой классификацией для кодирования медицинских диагнозов, разработана Всемирной организацией здравоохранения. МКБ-10 состоит из 21-го раздела, каждый из которых содержит подразделы с кодами заболеваний и состояний.
В настоящее время специалисты всё чаще придерживаются классификации, которая отражена в МКБ-10. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении: Легкая — IQ 50-70, Умеренная — IQ 35-50, Тяжелая — IQ 20-35, Глубокая — IQ менее 20
F70-F79 — Умственная отсталость
F70. Умственная отсталость легкой степени: F70.0 Умственная отсталость легкой степени — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения; F70.1 Умственная отсталость легкой степени — значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения; F70.8 Умственная отсталость легкой степени — другие нарушения поведения; F70.9 Умственная отсталость легкой степени — без указаний на нарушение поведения.
F71. Умственная отсталость умеренная: F71.0 Умственная отсталость умеренная — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения; F71.1 Умственная отсталость умеренная — значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения; F71.8 Умственная отсталость умеренная — другие нарушения поведения; F71.9 Умственная отсталость умеренная — без указаний на нарушение поведения.
F72. Умственная отсталость тяжелая: F72.0 Умственная отсталость тяжелая — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения; F72.1 Умственная отсталость тяжелая — значительное нарушение поведения требующее ухода и лечения; F72.8 Умственная отсталость тяжелая — другие нарушения поведения; F72.9 Умственная отсталость тяжелая — без указаний на нарушение поведения.
F73. Умственная отсталость глубокая: F73.0 Умственная отсталость глубокая — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения: F73.1 Умственная отсталость глубокая — значительное нарушение поведения требующее ухода и лечения; F73.8 Умственная отсталость глубокая — другие нарушения поведения; F73.9 Умственная отсталость глубокая — без указаний на нарушение поведения.
F78. Другие формы умственной отсталости: F78.0 Другие формы умственной отсталости — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения; F78.1 Другие формы умственной отсталости — значительное нарушение поведения требующее ухода и лечения; F78.8 Другие формы умственной отсталости — другие нарушения поведения; F78.9 Другие формы умственной отсталости — без указаний на нарушение поведения
F79. Умственная отсталость неуточнённая: F79.0 Умственная отсталость неуточнённая — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения; F79.1 Умственная отсталость неуточнённая — значительное нарушение поведения требующее ухода и лечения; F79.8 Умственная отсталость неуточнённая — другие нарушения поведения; F79.9 Умственная отсталость неуточнённая — без указаний на нарушение поведения.
Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.009 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник
МКБ-10.
Памятка для специалиста ПМПК
(F70-F79) – Умственная отсталость
Умственная отсталость – (интеллектуальная недостаточность)
F70 – умственная отсталость легкой степени
F71 – умственная отсталость умеренная
F72 – умственная отсталость тяжелая
F73 – умственная отсталость глубокая
F78 – другие формы умственной отсталости
F79 – умственная отсталость неуточненная
Примечание. Для удобства работы с методическими рекомендациями психолого-педагогическое описание нарушений развития у ребенка выделено курсивом. Психолого-педагогические заключения взяты в скобки и выделены курсивом.
МКБ-10 | Степень умственной отсталости | Коэффициент интеллектуального развития (IQ) | Интеллектуальная недостаточность |
F70 | легкая | 50-69 | легкая |
F71 | умеренная | 35-49 | умеренная |
F72 | тяжелая | 20-34 | тяжелая |
F73 | глубокая | ниже 20 | глубокая |
Для уточнения степени нарушения поведения может использоваться четвертый знак:
F7х.0 – минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их
F7х.1 – значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер
F7х.8 – другие поведенческие нарушения
F7х.9 – поведенческие нарушения не определены
F82 – специфические расстройства развития моторной функции
Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением.
F83 – смешанные специфические расстройства психологического развития – (задержка психического развития церебрально-органического происхождения)
F84 – общие расстройства психологического развития
F84.0 – детский аутизм
F84.1 – атипичный аутизм
F84.2 – синдром Ретта
F84.3 – другое дезинтегративное расстройство детского возраста
F84.4 – гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (IQ ниже 50)
F84.5 – синдром Аспергера
F84.8 – другие общие расстройства развития – (задержка психического развития соматогенного происхождения или вследствие минимальной мозговой дисфункции)
(H60-H95) – Болезни уха и сосцевидного отростка
Н90 – кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха двусторонняя
Код МКБ-10 | Болезнь | Состояние | Категория детей |
Н90.0 | Кондуктивная потеря слуха двусторонняя | Глухота (потеря слуха свыше 80 дБ): врожденная; раноприобретенная (до 3 лет); приобретенная (после 3 лет) | Глухие Ранооглох-шие Позднооглохшие |
Н90.3 | Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя | ||
Н90.5 | Нейросенсорная потеря слуха неуточненная Врожденная глухота БДУ Снижение слуха: центральное сенсорное Нейросенсорная глухота | Слабослышащие с грубым недоразви-тием речи | |
Н90.6 | Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя | Тугоухость (потеря слуха в диапазоне 84 дБ) | Слабослышащие с относитель-но развитой речью |
(H00-H59) – Болезни глаза и его придаточного аппарата
Н53 – расстройства зрения
Н53.0 – амблиопия вследствие анопсии
Амблиопия обусловленная:
- анизометропией;
- зрительной депривацией;
- косоглазием.
- Н54 – слепота и пониженное зрение
- Н54.0 – слепота обоих глаз. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, обоих глаз
- Н54.1 – слепота одного глаза, пониженное зрение другого глаза. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, одного глаза и категории 1 или 2 обоих глаз
- Н54.3 – неопределенная потеря зрения обоих глаз. Нарушение зрения категории 9 обоих глаз
МКБ10 Для детей с ТНР
(F80-F89) – Расстройства психологического развития
F80 – специфические расстройства развития речи и языка
F80.0 – специфические расстройства речевой артикуляции – (дислалия)
F 80.1 – моторная алалия.
F 80.2 – сенсорная алалия.
F 80.3 – детская афазия.
F80.8 – другие расстройства речи и языка
F80.9 – расстройства развития речи и языка неуточненные – (неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного патогенеза)
(R47-R49) – Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу
R47.0 – дисфагия и афазия – (афазия)
R47.1 – дизартрия, анартрия – (дизартрия, анартрия)
R49.0 – дисфония – (дисфония)
R49.1 – афония – (афония)
R49.2 – открытая гнусавость и закрытая гнусавость – (открытая и закрытая ринолалия)
F98 – другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
F98.5 – заикание – (заикание)
F98.6 – речь взахлеб – (тахилалия)
Для школьников
F81 – специфические расстройства развития учебных навыков
F81.0 – специфическое расстройство чтения – (дислексия)
Таким образом, F81.0 кодифицирует:
дислексия – F81.0;
дисграфия в сочетании с дислексией – F81.0.
F81.1 – специфическое расстройство спеллингования – (дисграфия)
Примечание. В F81.1 включается «чистое» расстройство спеллингования, т. е. дисграфия, которой не сопутствуют серьезные затруднения в чтении.
При сочетании дислексии и дисграфии используется шифр F81.0.
F81.2 – специфическое расстройство арифметических навыков – (дискалькулия)
F81.3 – смешанное расстройство учебных навыков – (задержка психического развития психогенного происхождения)
F81.9 – расстройство развития учебных навыков неуточненное – (задержка психического развития вследствие психофизического инфантилизма (конституционального происхождения)
Источник