Клинические синдромы и синдромы при заболевание печени

Клинические синдромы и синдромы при заболевание печени thumbnail

Симптомы и синдромы печени – признаки и описание.
Клинические синдромы и синдромы при заболевание печениПечень – очень важный человеческий орган, вырабатывающий желчь, которая помогает расщеплять жиры и стимулировать перистальтику кишечника. Кроме того, в ней нейтрализуются многие яды и токсические вещества. Также в печени накапливаются витамины В12, А и D, гликоген, железо, медь, кобальт.

Клинические синдромы и синдромы при заболевание печени

Автор статьи:

Даниэла Сергеевна Пургина

  • Врач-гастроэнтеролог
  • Аспирант кафедры Эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний института Пастера

Просмотров: 34793

Время на чтение: 3 мин.

Печень – очень важный человеческий орган, вырабатывающий желчь, которая помогает расщеплять жиры и стимулировать перистальтику кишечника. Кроме того, в ней нейтрализуются многие яды и токсические вещества. Также в печени накапливаются витамины В12, А и D, гликоген, железо, медь, кобальт.

На сегодняшний день печёночные заболевания входят в десятку наиболее частых причин смертности.

Болезни печени следующие: гепатит, цирроз, новообразования печени, инфильтративные поражения печени, функциональные расстройства с желтухой, поражения внутрипечёночных желчных протоков, сосудистые патологии. 

Общие симптомы печёночных патологий. 

1. Астенические проявления.

Появление слабости, вялости, утомляемости и пониженной работоспособености означает нарушение в печени обезвреживания продуктов азотистого обмена. 

2. Боли в области печени.

Боли в правом подреберье носят разный характер. Они могут быть тупыми, ноющими, колющими, распирающими, давящими, изматывающими, утихающими в положении лёжа. На характер болей, появившихся у пациента, влияет то или иное заболевание печени. 

3. Диспепсия.

Это нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, проявляющиеся тошнотой, привкусом горечи во рту, нарушением аппетита, рвотой, неустойчивостью стула. 

4. Желтуха.

Это окрашивание кожи, белочной оболочки глаз и слизистых в разные оттенки жёлтого цвета в связи с нарушением транспорта желчи или обмена билирубина. 

Прочие симптомы печёночных болезней связаны с токсическим действием продуктов, которые не нейтрализуются полностью больным органом. Это такие симптомы, как кожный зуд, бессонница, нарушения памяти, сосудистые звёздочки, мелкие кровоизлияния в кожу, красные ладони, жировые бляшки на веках, малиновый лакированный язык на фоне дефицита витамина В12. 

Печёночные синдромы.

Синдром – это своеобразный конструктор, из которого можно сложить картину тех или иных печёночных недугов. 

1. Цитолитический синдром.

Повреждение клеток печени, их стенок и мембран клеточных структур ведёт к развитию цитолитического синдрома. К цитолизу могут приводить вирусные, лекарственные, токсические повреждения, голодание. Цитолитическим синдромом сопровождаются гепатиты, цирроз, опухоли печени. 

2. Мезенхимально-воспалительный синдром.

Данный синдром даёт представление об активности печёночного иммунного воспаления. Он проявляется повышением температуры, болями в суставах, увеличением лимфоузлов и их болезненностью, увеличением селезёнки, поражением сосудов кожи и лёгких. 

3. Синдром холестаза.

Он свидетельствует о застое желчи во внутрипечёночных или внепечёночных желчных ходах. Проявляется синдром желтухой с зеленоватым оттенком, кожным зудом, образованием плоских бляшек на веках, потемнением мочи, осветлением кала, пигментацией кожи. 

4. Синдром портальной гипертензии.

Он возникает при нарушениях кровотока в воротной вене и характерен при циррозе, опухолях печени, хронических гепатитах, паразитарных поражениях и сосудистых патологиях. Портальная гипертензия проходит 4 стадии: начальную (расстройство аппетита, вздутие живота, боли в надчревье и правом подреберье, неустойчивый стул), умеренную (увеличение селезёнки, начальные проявления варикозного расширения вен пищевода), выраженную (накопление жидкости в брюшной полости, отёки, синяки на коже), осложнённую (кровотечения из пищевода и желудка, нарушения в работе желудка, кишечника, почек). 

5. Синдром печёночно-клеточной недостаточности.

Он характеризуется дистрофией или замещением соединительной тканью печёночных клеток, падением всех печёночных функций. Синдром проявляется повышением температуры, потерей веса, желтухой, синяками на коже и др. Из-за изменения обмена половых гормонов у женщин появляются избыточное оволосение, нарушения менструального цикла, атрофия молочных желёз. Мужчины страдают расстройствами либидо, атрофиями яичек. 

При заболеваниях печени нельзя заниматься самолечением. Только врач может определить, какие симптомы требуют наибольшего внимания. Поэтому при первых же подозрениях на печёночные нарушения необходимо обратиться к специалисту.

Источник

И желчевыводящих путей

Методическая разработка для студентов

III курса лечебного факультета

Курс – III семестр — 5

Факультет: лечебный

Продолжительность занятия: 2 академических часа

Место проведения: терапевтическое отделение ГАУЗ ПК ГКБ № 4

Пермь, 2014

1.Тема занятия: Основные клинические синдромы при заболевании печени и желчевыводящих путей.

2.Значение данной темы для последующего обучения в вузе:

выход на синдромный диагноз с последующей постановкой нозологического диагноза на старших курсах. Правильная диагностика болезней печени и желчевыводящих путей.

3. Цель занятия: изучить основные клинические синдромы заболеваний печени.

студент должен знать: классификацию желтух, их патогенез, клинические проявления и лабораторную диагностику; механизм возникновения синдрома портальной гипертензии, его клиническую симптоматологию и инструментальные методы диагностики; патогенез асцита при синдроме портальной гипертензии, технику парацентеза; механизм возникновения, клиническую и лабораторную диагностику синдромов цитолиза, холестаза, холемии и печеночной недостаточности;

Студент должен уметь: проанализировать жалобы, анамнез заболевания печени, лабораторные и инструментальные методы исследования и выделить синдромы, объяснить их патогенез, используя физические методы выявить асцит, объяснить механизмы его образования.

Общие компетенции:

ОК-8 Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Специальные компетенции:

ПК-5 Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.

ПК-6 Способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп.

ПК-17 Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.

4.Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки:

повторение материала по анатомии и физиологии печени и желчевыводящих путей, основных симптомов заболеваний печени и желчных путей, методы их выявление.

студент должен знать: пигментный, жировой, ферментный обмены, детоксикационную функцию печени.

Студент должен уметь: проводить общий осмотр, определять границы печени, ординаты Курлова, пальпировать печень, определять границы относительной сердечной тупости, выслушивать сердце.

Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:

1.участие печени в пигментном, белковом, углеводном и жировом обменах; биохимические методы исследования этих процессов, их нарушений при заболевании печени;

2.ферментные тесты, используемые в диагностике заболеваний печени и желчных путей, нормальные величины и их изменения при заболевании печени;

3.обезвреживающая функция печени и методы ее исследования;

4.детоксикационная и желчеобразующая функции печени и методы ее исследования.

Читайте также:  Сестринский уход при общетоксическом синдроме

Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине

пропедевтика внутренних болезней:

1.лекционный материал по теме: синдромы заболевания печени;

2.методика проведения общего осмотра, определение границ относительной сердечной тупости, аускультация сердца, определение границ печени, ординат Курлова, пальпация печени;

3.сведения основной и дополнительной литературы по изучаемой теме;

4.конспекты работы на практическом занятии по теме.

Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:

1.Желтухи.

2.Синдром портальной гипертензии.

3.Синдром цитолиза при заболеваниях печени.

4.Синдром холестаза.

5.Синдром холемии.

6.Синдром гепато- и гепато-спленомегалии.

7.Синдром малой печеночной и печено-клеточной недостаточности.

Желтухи.

1. Что понимают под желтухой и какие существуют ее разновидности ?

Желтуха (icterus) — желтушное окрашивание кожи и слизистых оболочек, обусловленное повышенным содержанием в тканях и крови билирубина. Существуют три разновидности желтухи: надпеченочная (гемолитическая), печеночно-клеточная (паренхиматозная), подпеченочная (обтурационная, механическая).

2. Надпеченочная желтуха — механизм развития, симптоматология и лабораторная диагностика.

Такая желтуха развивается в результате чрезмерного разрушения эритроцитов в клетках ретикулоэндотелиальной системы (селезенка, печень, костный мозг) и столь значительного образования свободного билирубина из гемоглобина, что печень не в состоянии его «переработать». В результате билирубин накапливается в крови и обуславливает появление желтухи.

При гемолитической желтухе: кожа обычно имеет лимонно-желтый оттенок, кожного зуда не бывает, наблюдается умеренное увеличение селезенки.

В крови умеренно повышается количество свободного билирубина с непрямой реакцией Ван ден Берга (в 1,5—3 раза). Билирубин в моче отсутствует, но моча значительно пигментирована за счет резко возрастающего выделения стеркобилиногена (в 5—10 раз), а частично и уробилиногена. Испражнения имеют насыщенный темный цвет вследствие значительного содержания стеркобилиногена.

3. Печеночная желтуха – механизм развития, симптоматология и лабораторная диагностика.

Печеночная желтуха развивается в результате повреждения клеток паренхимы печени (гепатоцитов), способность которых улавливать из крови билирубин, связывать с глюкуроновой кислотой (естественный процесс дезинтоксикации печенью ряда веществ) и выделять его в желчные пути в виде билирубинглюкуронида (связанного билирубина) снижается.

Кожные покровы при этом виде желтухи имеют типичный шафраново-желтый с красноватым оттенком цвет. Кожный зуд встречается гораздо реже, чем при механической желтухе, так как при паренхиматозной желтухе нарушается синтез желчных кислот поврежденными клетками печени. Наблюдается равномерное увеличение печени, спленомегалия.

В случаях тяжелого течения болезни могут появиться симптомы выраженной недостаточности функции печени.

В сыворотке крови содержание свободного и связанного билирубина повышается в 4-10 раз (первого — за счет недостаточно эффективной функции гепатоцитов, второго – в результате обратной диффузии билирубинглюкуронида из желчных в кровеносные капилляры при дистрофии печеночных клеток). В моче появляются связанный билирубин (билирубинглюкуронид, он водорастворим и легко проходит через капиллярные мембраны в отличие от свободного билирубина) и желчные кислоты, количество которых постепенно увеличивается. Уменьшается выделение стеркобилиногена с калом (так как меньше билирубина выделяется печенью в кишечник), но полное обесцвечивание его наблюдается редко.

4. Подпеченочная желтуха – механизм развития, симптоматология и лабораторно – инсрументальная диагностика.

Подпеченочная желтуха развивается вследствие частичной или полной непроходимости общего желчного протока, обусловленной чаще всего сдавлением его извне и прорастанием опухолью (обычно рак головки поджелудочной железы, рак большого дуоденального сосочка и др.) или закупоркой камнем, что приводит к застою желчи выше препятствия и повышению давления внутри протоков при продолжающемся отделении желчи. В результате междольковые желчные капилляры растягиваются, и желчь диффундирует в печеночные клетки, в которых развиваются дистрофические процессы, а также поступает в лимфатические пространства и в кровь. Кроме того, на периферии долек в результате повышения давления внутри мелких желчных капилляров возникает сообщение между ними и лимфатическими щелями, через которые желчь поступает в общий ток крови.

Кожные покровы и слизистые оболочки при механической желтухе окрашиваются в желтый, а затем вследствие окисления билирубина в биливердин в зеленый и темно-оливковый цвет. Содержание в крови связанного билирубина в прямой реакции Ван ден Берга достигает высоких цифр (250—340 мкмоль/л, или 15—20 мг%, и выше). При длительной желтухе в связи с нарушением функции печени несколько увеличивается содержание и свободного билирубина. Связанный билирубин появляется в моче (в общем анализе мочи определяются желчные пигменты), придавая ей коричневую окраску с ярко-желтой пеной. Кал обесцвечивается либо периодически (при неполной закупорке, чаще камнем), либо на длительный срок (при сдавлении протока опухолью). В этом случае желтуха прогрессивно нарастает, цвет кожи и слизистых оболочек постепенно становится зеленовато-коричневым (землянистым), прогрессирует истощение больного. При полной непроходимости желчных путей кал обесцвечен (ахоличен), имеет глинистый, бело-серый цвет, стеркобилин в кале отсутствует.

При этом типе желтухи в кровь поступают не только связанный билирубин, но и в обильном количестве вырабатываемые гепатоцитами желчные кислоты (холемия), что вызывает ряд связанных с интоксикацией симптомов: выраженный кожный зуд, усиливающийся ночью, брадикардию (желчные кислоты рефлекторно вызывают повышение тонуса блуждающего нерва). Нарушения деятельности нервной системы проявляются такими симптомами, как быстрая утомляемость, общая слабость, адинамия, раздражительность, головная боль и бессонница. Если причину, вызвавшую непроходимость общего желчного протока, не удается ликвидировать (удаление камня, опухоли), то постепенно поражается печень, присоединяются симптомы ее функциональной недостаточности.

Дата добавления: 2018-10-14; просмотров: 247 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Èñïîëüçîâàíèå ñèíäðîìíîãî ïîäõîäà ïðè äèàãíîñòèêå çàáîëåâàíèé ïå÷åíè. Ðàññìîòðåíèå ïðè÷èí è îñîáåííîñòåé ïðîòåêàíèÿ ñèíäðîìîâ ïàðåíõèìàòîçíîãî âîñïàëåíèÿ, õîëåñòàçà, õîëåìèè, ïîðòàëüíîé ãèïåðòåíçèè, ãèïåðñïëåíèçìà, ãåïàòîöåëëþëÿðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñåâåðî-Âîñòî÷íûé Ôåäåðàëüíûé óíèâåðñèòåò èì. Ì.Ê.Àììîñîâà

Ìåäèöèíñêèé èíñòèòóò

Êàôåäðà ïðîïåäåâòè÷åñêîé è ôàêóëüòåòñêîé òåðàïèè ñ ýíäîêðèíîëîãèåé è ËÔÊ

Ðåôåðàò ïî òåìå:

«Ñèíäðîìûïðèïàòîëîãèÿõïå÷åíè»

Âûïîëíèëà: Àðãûëîâà Â.Í. ñòóäåíòêà ÌÈ ËÄ 306-1

Ïðîâåðèë: Êàðåëèí À.Ï., ê.ì.í., äîöåíò

êàôåäðû ïðîïåäåâòè÷åñêîé è ôàêóëüòåòñêîé òåðàïèè

ñ ýíäîêðèíîëîãèåé è ËÔÊ

ßêóòñê, 2014

Ïå÷åíü (ëàò. jecur,jecor,hepar, äð.-ãðå÷. ?ðáñ) — æèçíåííî âàæíûé íåïàðíûé âíóòðåííèé îðãàí ïîçâîíî÷íûõ æèâîòíûõ, â òîì ÷èñëå è ÷åëîâåêà, íàõîäÿùèéñÿ â áðþøíîé ïîëîñòè (ïîëîñòè æèâîòà) ïîä äèàôðàãìîé è âûïîëíÿþùèé áîëüøîå.

Ïå÷åíü ñîñòîèò èç äâóõ äîëåé: ïðàâîé è ëåâîé.  ïðàâîé äîëå âûäåëÿþò åù¸ äâå âòîðè÷íûå äîëè: êâàäðàòíóþ è õâîñòàòóþ. Ïî ñîâðåìåííîé ñåãìåíòàðíîé ñõåìå, ïðåäëîæåííîé Êëîäîì Êóèíî (1957), ïå÷åíü ðàçäåëÿåòñÿ íà âîñåìü ñåãìåíòîâ, îáðàçóþùèõ ïðàâóþ è ëåâóþ äîëè. Ñåãìåíò ïå÷åíè ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïèðàìèäàëüíûé ó÷àñòîê ïå÷¸íî÷íîé ïàðåíõèìû, îáëàäàþùèé äîñòàòî÷íî îáîñîáëåííûìè êðîâîñíàáæåíèåì, èííåðâàöèåé è îòòîêîì æ¸ë÷è. Õâîñòàòàÿ è êâàäðàòíàÿ äîëè, ðàñïîëàãàþùèåñÿ ñçàäè è ñïåðåäè îò âîðîò ïå÷åíè, ïî ýòîé ñõåìå ñîîòâåòñòâóþò SI è SIV ëåâîé äîëè. Ïîìèìî ýòîãî, â ëåâîé äîëå âûäåëÿþò SII è SIII ïå÷åíè, ïðàâàÿ äîëÿ äåëèòñÿ íà SV — SVIII, ïðîíóìåðîâàííûå âîêðóã âîðîò ïå÷åíè ïî õîäó ÷àñîâîé ñòðåëêè.

Читайте также:  Как лечат синдром меньера что это

Ïàðåíõèìà äîëü÷àòàÿ. Ïå÷¸íî÷íàÿ äîëüêà ÿâëÿåòñÿ ñòðóêòóðíî-ôóíêöèîíàëüíîé åäèíèöåé ïå÷åíè.

Ôóíêöèè ïå÷åíè

· îáåçâðåæèâàíèå ðàçëè÷íûõ ÷óæåðîäíûõ âåùåñòâ (êñåíîáèîòèêîâ), â ÷àñòíîñòè àëëåðãåíîâ, ÿäîâ è òîêñèíîâ, ïóò¸ì ïðåâðàùåíèÿ èõ â áåçâðåäíûå, ìåíåå òîêñè÷íûå èëè ëåã÷å óäàëÿåìûå èç îðãàíèçìà ñîåäèíåíèÿ;

· îáåçâðåæèâàíèå è óäàëåíèå èç îðãàíèçìà èçáûòêîâ ãîðìîíîâ, ìåäèàòîðîâ, âèòàìèíîâ, à òàêæå òîêñè÷íûõ ïðîìåæóòî÷íûõ è êîíå÷íûõ ïðîäóêòîâ îáìåíà âåùåñòâ, íàïðèìåð àììèàêà, ôåíîëà, ýòàíîëà, àöåòîíà è êåòîíîâûõ êèñëîò;

· ó÷àñòèå â ïðîöåññàõ ïèùåâàðåíèÿ, à èìåííî îáåñïå÷åíèå ýíåðãåòè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé îðãàíèçìà ãëþêîçîé, è êîíâåðòàöèÿ ðàçëè÷íûõ èñòî÷íèêîâ ýíåðãèè (ñâîáîäíûõ æèðíûõ êèñëîò, àìèíîêèñëîò, ãëèöåðèíà, ìîëî÷íîé êèñëîòû è äð.) â ãëþêîçó (òàê íàçûâàåìûé ãëþêîíåîãåíåç);

· ïîïîëíåíèå è õðàíåíèå áûñòðî ìîáèëèçóåìûõ ýíåðãåòè÷åñêèõ ðåçåðâîâ â âèäå äåïî ãëèêîãåíà è ðåãóëÿöèÿ óãëåâîäíîãî îáìåíà;

· ïîïîëíåíèå è õðàíåíèå äåïî íåêîòîðûõ âèòàìèíîâ (îñîáåííî âåëèêè â ïå÷åíè çàïàñû æèðîðàñòâîðèìûõ âèòàìèíîâ À, D, âîäîðàñòâîðèìîãî âèòàìèíà B12), à òàêæå äåïî êàòèîíîâ ðÿäà ìèêðîýëåìåíòîâ — ìåòàëëîâ, â ÷àñòíîñòè êàòèîíîâ æåëåçà, ìåäè è êîáàëüòà. Òàêæå ïå÷åíü íåïîñðåäñòâåííî ó÷àñòâóåò â ìåòàáîëèçìå âèòàìèíîâ À, Â, Ñ, D, E, Ê, ÐÐ è ôîëèåâîé êèñëîòû;

· ñèíòåç õîëåñòåðèíà è åãî ýôèðîâ, ëèïèäîâ è ôîñôîëèïèäîâ, ëèïîïðîòåèäîâ è ðåãóëÿöèÿ ëèïèäíîãî îáìåíà;

· ñèíòåç æ¸ë÷íûõ êèñëîò è áèëèðóáèíà, ïðîäóêöèÿ è ñåêðåöèÿ æ¸ë÷è;

· òàêæå ñëóæèò äåïî äëÿ äîâîëüíî çíà÷èòåëüíîãî îáú¸ìà êðîâè, êîòîðûé ìîæåò áûòü âûáðîøåí â îáùåå ñîñóäèñòîå ðóñëî ïðè êðîâîïîòåðå èëè øîêå çà ñ÷¸ò ñóæåíèÿ ñîñóäîâ, êðîâîñíàáæàþùèõ ïå÷åíü;

· ñèíòåç ãîðìîíîâ è ôåðìåíòîâ, êîòîðûå àêòèâíî ó÷àñòâóþò â ïðåîáðàçîâàíèè ïèùè â 12-ïåðñòíîé êèøêå è ïðî÷èõ îòäåëàõ òîíêîãî êèøå÷íèêà;

Àíàëèç ñòðóêòóðû ïå÷¸íî÷íîé ïàòîëîãèè ïîêàçûâàåò íàëè÷èå îòäåëüíûõ ôîðì çà-áîëåâàíèé ïå÷åíè ñ õîëåñòàçîì, íåêðîçîì, àêòèâíûì è íåàêòèâíûì ãåïàòèòîì, ôèáðîçîì, öèððîçîì, ïå÷¸íî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ è ò.ä. Ôàêòè÷åñêè ìíîãîîáðàçèå ïðîÿâëåíèé âñåõ ýòèõ ñîñòîÿíèé ìîæíî ñâåñòè ê íå-ñêîëüêèì âàðèàíòàì:

* ñ ïðåîáëàäàíèåì âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â ïå÷åíè,

* ñ ïðåîáëàäàíèåì íàðóøåíèé âûäåëåíèÿ êîìïîíåíòîâ æåë÷è,

* ñ ïðåîáëàäàíèåì äèñòðîôè÷åñêîãî ïðîöåññà,

* ñ ïðåîáëàäàíèåì ðàññòðîéñòâ ïîðòàëüíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ.

Ïðè äèàãíîñòèêå ìíîãèõ çàáîëåâàíèé ïå÷åíè, ïðåæäå âñåãî ãåïàòèòîâ, èñïîëüçóåòñÿ ñèíäðîìíûé ïîäõîä, ñóòü êîòîðîãî çàêëþ÷àåòñÿ â àíàëèçå èìåþùèõñÿ êëèíèêî-ëàáîðàòîðíûõ ýêâèâàëåíòîâ ïàòîìîðôîëîãè÷åñêèì ñîñòàâëÿþùèì ãåïàòèòà.

1. Ñèíäðîì ïàðåíõèìàòîçíîãî âîñïàëåíèÿ

Ñ ïàòîõèìè÷åñêîé è ïàòîìîðôîëîãè÷åñêîé òî÷åê çðåíèÿ, äëÿ âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â ïå÷åíè òèïè÷íî íàëè÷èå ñëåäóþùèõ åãî ñîñòàâëÿþùèõ:

* íåêðîáèîç ãåïàòîöèòîâ,

* èíôèëüòðàöèÿ ïå÷¸íî÷íîé ïàðåíõèìû ìåõåíõèìàëüíî-âîñïàëèòåëüíûìè êëåòêàìè,

* ðàçâèòèå â ïå÷åíè ôèáðîçíîé òêàíè,

* ðåïàðàöèÿ ãåïàòîöèòîâ

Ñòåïåíü âûðàæåííîñòè êàæäîé ñîñòàâëÿþùåé âîñïàëèòåëüíîãî ñèíäðîìà è îïðåäåëÿåò èñïîëüçîâàíèå òåðìèíîëîãèè ïðè õðîíè÷åñêèõ ãåïàòèòàõ. Ñî÷åòàíèå íåêðîáèîçà è ìåçåíõèìàëüíî-âîñïàëèòåëüíîé èíôèëüòðàöèè îïðåäåëÿåò íàëè÷èå àêòèâíîãî ãåïàòèòà. Ñòåïåíü âûðàæåííîñòè íåêðîáèîçà îïðåäåëÿåò ñòåïåíü àêòèâíîñòè ãåïàòèòà: ìèíèìàëüíàÿ, ñðåäíÿÿ è òÿæ¸ëàÿ. Ïðèñóòñòâèå â áèîïòàòå ïå÷åíè òîëüêî ìåçåíõèìàëüíî-âîñïàëèòåëüíîé èíôèëüòðàöèè ïî õîäó ïîðòàëüíûõ òðàêòîâ òèïè÷íî äëÿ õðîíè÷åñêîãî ïåðñèñòèðóþùåãî ãåïàòèòà. Êëèíè÷åñêèìåçåíõèìàëüíî — âîñïàëèòåëüíûé ñèíäðîì, ïðè õðîíè÷åñêîì âîñïàëèòåëüíîì ïðîöåññå â ïå÷åíè ïðîÿâëÿåòñÿ óâåëè÷åíèåì ðàçìåðîâ ïå÷åíè (ãåïàòîìåãàëèåé). Êðîìå òîãî, ïðè í¸ì îáÿçàòåëüíà ñèñòåìíîñòü ïðîÿâëåíèé: ïîëèñåðîçèòû, ïîëèàðòðàëãèè, ïîëèàðòðèòû, àëüâåîëèòû, óçëîâàòàÿ ýðèòåìà, âàñêóëèòû, íåôðèò (ãëîìåðóëîíåôðèò).

Ïðèëàáîðàòîðíîáèîõèìè÷åñêîìîáñëåäîâàíèèïàöèåíòà â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè âûÿâëÿþòñÿ: ãèïåðãàììàãëîáóëèíåìèÿ, òèìîëîâàÿ è ñóëåìîâàÿ ïðîáà ïîëîæèòåëüíû, èçìåíåíèÿ êëåòî÷íîãî è ãóìîðàëüíîãî èììóíèòåòà.

Æåëòóõà(icterus)— ýòî íå ñàìîñòîÿòåëüíîå çàáîëåâàíèå, à ñèìïòîìîêîìïëåêñ ñ æ¸ëòûì îêðàøèâàíèåì êîæè, ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, ñêëåð, ñîïðîâîæäàþùèéñÿ ãèïåðáèëèðóáèíåìèåé è âîçíèêàþùèé ïðè ìíîãèõ çàáîëåâàíèÿõ ïå÷åíè, æåë÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåìû è íåêîòîðûõ äðóãèõ áîëåçíÿõ. Ãèïåðáèëèðóáèíåìèÿ — ýòî ñîñòîÿíèÿ, ïðè êîòîðûõ ìîæåò ïîâûøàòüñÿ óðîâåíü áèëèðóáèíà áåç ñóùåñòâåííîãî èçìåíåíèÿ äðóãèõ áèîõèìè÷åñêèõ ïå÷¸íî÷íûõ òåñòîâ. Ðàçëè÷àþò íåêîíúþãèðîâàííóþ è êîíúþãèðîâàííóþ ãèïåðáèëèðóáèíåìèè. Íåêîíúþãèðîâàííàÿ ãèïåðáèëèðóáèíåìèÿ — ýòî ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì â êðîâè áîëåå ÷åì 85% îò îáùåãî áèëèðóáèíà ñîñòàâëÿåò íåêîíúþãèðîâàííûé, ò.å. áèëèðóáèí, âûÿâëÿþùèéñÿ â íåïðÿìîé ðåàêöèè Âàí äåí Áåðãà. Îíà âîçíèêàåò ïðè: à) ãèïåðïðîäóêöèè áèëèðóáèíà (îáû÷íî ïðè ãåìîëèçå), á) íàðóøåíèÿõ çàõâàòà áèëèðóáèíà ïå÷åíüþ (ãåïàòîöèòàìè), â) íàðóøåíèÿõ â ñèñòåìå òðàíñïîðòà áèëèðóáèíà. Ïî íåé âñåãäà îòñóòñòâóåò áèëèðóáèíóðèÿ. Êîíúþãèðîâàííàÿ ãèïåðáèëèðóáèíåìèÿ — ýòî ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì â êðîâè áîëåå ÷åì 50% îò îáùåãî áèëèðóáèíà ñîñòàâëÿåò êîíúþãèðîâàííûé áèëèðóáèí, ò.å. áèëèðóáèí, âûÿâëÿþùèéñÿ â ïðÿìîé ðåàêöèè Âàí äåí Áåðãà.

Êîíúþãèðîâàííàÿ ãèïåðáèëèðóáèíåìèÿ âîçíèêàåò ïðè: à) ãåïàòîöåëëþëÿðíûõ çàáîëåâàíèÿõ (ïîðàæåíèÿ ãåïàòîöèòîâ), á) âíóòðèïå÷¸íî÷íîé èëè âíåïå÷¸íî÷íîé îáñòðóêöèè æåë÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé. Ïðè íåé âñåãäà èìååòñÿ áèëèðóáèíóðèÿ. Ñ ó÷¸òîì íàçâàííûõ âàðèàíòîâ ãèïåðáèëèðóáèíåìèè â êëèíèêå æåëòóõè ïî ñâîåìó ïðîèñõîæäåíèþ ïîäðàçäåëÿþò íà: 1) ãåìîëèòè÷åñêóþ, 2) ïàðåíõèìàòîçíóþ, 3) ìåõàíè÷åñêóþ. Ïðèãåìîëèòè÷åñêîéæåëòóõåèç-çà ïîâûøåííîãî ðàñïàäà ýðèòðîöèòîâ ïðîèñõîäèò âíåïå÷åíî÷íîå îáðàçîâàíèå áîëüøîãî êîëè÷åñòâà áèëèðóáèíà. Ïðè ýòîì ôóíêöèÿ ïå÷åíè ñîõðàíåíà, æåë÷íûå ïóòè ïðîõîäèìû. Êîëè÷åñòâî áèëèðóáèíà â êðîâè îáû÷íî ïîâûøåíî íå çíà÷èòåëüíî, ïîýòîìó îêðàñêà êîæíûõ ïîêðîâîâ îáû÷íî ñâåòëî — æ¸ëòàÿ. Êîæíîãî çóäà è áðàäèêàðäèè íåò.  êðîâè ïîâûøåíî ñîäåðæàíèå íåêîíúþãèðîâàííîãî áèëèðóáèíà (ðåàêöèÿ íåïðÿìàÿ). Çàäåðæêè õîëåñòåðèíà è æåë÷íûõ êèñëîò íåò, ñîäåðæàíèå ùåëî÷íîé ôîñôàòàçû íå èçìåíåíî.  ìî÷å æåë÷íûõ ïèãìåíòîâ è æåë÷íûõ êèñëîò íåò, íî ïîâûøåíî ñîäåðæàíèå óðîáèëèíà, à â êàëå ìíîãî ñòåðêîáèëèíà. Îòñóòñòâèå æåë÷íûõ ïèãìåíòîâ â ìî÷å îáúÿñíÿåòñÿ òåì, ÷òî áèëèðóáèí, ñâÿçàííûé ñ áåëêàìè êðîâè íå ïðîõîäèò ïî÷å÷íûé ôèëüòð. Ïðèïàðåíõèìàòîçíîéæåëòóõåèç-çà íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ãåïàòîöèòîâ ïî âûâåäåíèþ áèëèðóáèíà â êðîâè ïîâûøàåòñÿ ñîäåðæàíèå êàê êîíúþãèðîâàííîãî áèëèðóáèíà (ðåàêöèÿ ïðÿìàÿ), òàê è íåêîíúþãèðîâàííîãî áèëèðóáèíà (ðåàêöèÿ íåïðÿìàÿ), æåë÷íûõ êèñëîò. Îêðàñêà êîæíûõ ïîêðîâîâ ó áîëüíûõ æ¸ëòàÿ ñ êðàñíîâàòûì îòòåíêîì èç-çà ðàñøèðåíèÿ êîæíûõ ñîñóäîâ. Ñîäåðæàíèå õîëåñòåðèíà â êðîâè â íà÷àëå çàáîëåâàíèÿ ïîâûøåíî, à çàòåì ðåçêî ñíèæàåòñÿ. Ñîäåðæàíèå ùåëî÷íîé ôîñôàòàçû â êðîâè óìåðåííî ïîâûøåíî. Ìî÷à ó áîëüíûõ èíòåíñèâíî îêðàøåíà.  íåé îïðåäåëÿþòñÿ è æåë÷íûå ïèãìåíòû (áèëèðóáèí) è óðîáèëèí. Êàë îáû÷íî ñâåòëîé îêðàñêè, ïîëíîñòüþ àõîëè÷íîãî êàëà (áåëî-ñåðîãî) ïðàêòè÷åñêè íèêîãäà íå áûâàåò. Ìåõàíè÷åñêàÿæåëòóõàâîçíèêàåò ïðè çàòðóäíåíèè îòòîêà æåë÷è îò ïå÷åíè.

Áîëüíûå ìåõàíè÷åñêîé æåëòóõîé æàëóþòñÿ íà êîæíûé çóä. Ó íèõ èç-çà âûñîêîãî óðîâíÿ æåë÷íûõ êèñëîò ìîæíî âûÿâèòü áðàäèêàðäèþ. Îêðàñêà êîæè ó ýòèõ áîëüíûõ èìååò çåëåíîâàòî — ñåðûé öâåò. Ïðè äëèòåëüíîì çàáîëåâàíèè íà êîæå ó áîëüíîãî ìîãóò ïîÿâëÿòüñÿ êñàíòîìû è êñàíåòåëÿçìû.  êðîâè ïðîèñõîäèò çàäåðæêà âñåõ îñíîâíûõ êîìïîíåíòîâ æåë÷è — êîíúþãèðîâàííîãî áèëèðóáèíà (âûÿâëÿåòñÿ â ïðÿìîé ðåàêöèè), õîëåñòåðèíà, æåë÷íûõ êèñëîò. Ìî÷à èíòåíñèâíî îêðàøåíà.  íåé îáíàðóæèâàþòñÿ è æåë÷íûå ïèãìåíòû, è æåë÷íûå êèñëîòû. Êàë ïðè ìåõàíè÷åñêîé æåëòóõå àõîëè÷åí, èìååò ñåðî-áåëûé öâåò, íå ñîäåðæèò ñòåðêîáèëèíà. Ñòåðêîáèëèí â êèøå÷íèêå íå îáðàçóåòñÿ, ïîýòîìó óðîáèëèí â ìî÷å íå îïðåäåëÿåòñÿ

3. Ñèíäðîì õîëåñòàçà

Ñèíäðîìõîëåñòàçàïî ñâîåìó ïðîèñõîæäåíèþ áëèçîê ñèíäðîìó æåëòóõè. Ðàçâèâàåòñÿ ñèíäðîì õîëåñòàçà ïðè ìåõàíè÷åñêîì íàðóøåíèè ïðîõîäèìîñòè ïå÷¸íî÷íûõ ïðîòîêîâ — âíóòðèïå÷¸íî÷íûõ, ïå÷¸íî÷íûõ, îáùåãî æåë÷íîãî ïðîòîêà. Ïðè÷èíîé ñèíäðîìà õîëåñòàçà ìîæåò áûòü æåë÷åêàìåííàÿ áîëåçíü ñ çàêóïîðêîé êîíêðåìåíòîì îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ èç íàçâàííûõ ïðîòîêîâ, à òàêæå ïðè îïóõîëÿõ ôàòåðîâà ñîñêà, ðàêå ãîëîâêè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû. Ïðè ýòîì äàâëåíèå â ïå÷¸íî÷íûõ ïðîòîêàõ ïîâûøàåòñÿ è â êðîâü íà÷èíàþò ïîñòóïàòü âñå êîìïîíåíòû æåë÷è: êîíúþãèðîâàííûé áèëèðóáèí, æåë÷íûå êèñëîòû, õîëåñòåðèí è äðóãèå. Ó áîëüíûõ ñ ñèíäðîìîì õîëåñòàçà, êðîìå æåëòóõè ïîÿâëÿþòñÿ æàëîáû íà çóä êîæè, ñâÿçàííûé ñ ðàçäðàæåíèåì êîæíûõ ðåöåïòîðîâ æåë÷íûìè êèñëîòàìè, êîíöåíòðàöèÿ êîòîðûõ â êðîâè ðåçêî ïîâûøàåòñÿ. Ïðè îñìîòðå áîëüíîãî ïðè ýòîì ñèíäðîìå ìîæíî âèäåòü ñëåäû ðàñ÷¸ñîâ, ïîñêîëüêó çóä î÷åíü ñèë¸í è íè÷åì íå óñòðàíÿåòñÿ.  àíàëèçàõ êðîâè ó ïàöèåíòîâ ñ ñèíäðîìîì õîëåñòàçà âñåãäà ïîâûøåí óðîâåíü êîíúþãèðîâàííîãî áèëèðóáèíà, æåë÷íûõ êèñëîò, ãèïåðõîëåñòåðèíåìèÿ è ïîâûøåí óðîâåíü ùåëî÷íîé ôîñôàòàçû. Ïðè óëüòðàçâóêîâîì èññëåäîâàíèè ïå÷åíè è æåë÷íûõ ïðîòîêîâ âûÿâëÿåòñÿ èõ ðàñøèðåíèå.

Читайте также:  Характерный синдром алкогольного делирия белой горячки тест

4. Ñèíäðîì õîëåìèè

Ñèíäðîìõîëåìèè,èëè æåë÷åêðîâèÿ, ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì àóòîèíòîêñèêàöèè (ñàìîîòðàâëåíèÿ) ïðè æåëòóøíûõ çàáîëåâàíèÿõ ïå÷åíè.  ðàçâèòèè ýòîãî ñèíäðîìà îñíîâíóþ ðîëü èãðàåò íå ñòîëüêî íàêîïëåíèå â êðîâè êîìïîíåíòîâ æåë÷è, ñêîëüêî ðåçêîå íàðóøåíèå è äàæå ïîëíîå ïðåêðàùåíèå ôóíêöèè ïå÷åíè. Îí âåñüìà áëèçîê ñèíäðîìó õîëåñòàçà. ïðèçíàêàìè ñèíäðîìà ÿâëÿþòñÿ âûðàæåííàÿ æåëòóõà, îáû÷íî ñ ïðîãðåññèðóþùèì óìåíüøåíèåì ðàçìåðîâ ïå÷åíè âñëåäñòâèå íåêðîçà è àóòîëèçà å¸ òêàíè, íåðâíî-ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà îò ãàëëþöèíàöèé äî ðàçâèòèÿ ïå÷¸íî÷íîé êîìû, ãåìîððàãè÷åñêèé äèàòåç, èëè õîëåìè÷åñêèå êðîâîòå÷åíèÿ. Ïðè îñìîòðå íà êîæå áîëüíîãî âûÿâëÿþòñÿ ãåìîððàãèè, êðîâîòî÷èâîñòü èç ä¸ñåí, íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ.

5. Öèòîëèòè÷åñêèé ñèíäðîì

Öèòîëèòè÷åñêèéñèíäðîìðàçâèâàåòñÿ ïðè ìàññèâíîì öèòîëèçå ãåïàòîöèòîâ. Êëèíè÷åñêè îí ïðîÿâëÿåòñÿ âûðàæåííîé àñòåíèçàöèåé áîëüíîãî, ñëàáîñòüþ, ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà. Ïðè ëàáîðàòîðíîì îáñëåäîâàíèè áîëüíîãî â êðîâè âûÿâëÿåòñÿ ïîâûøåííûé óðîâåíü òàê íàçûâàåìûõ «ïå÷¸íî÷íûõ» ôåðìåíòîâ — ïðåæäå âñåãî, àëàíèíàìèíîòðàíñôåðàçû è ëàêòàòäåãèäðîãåíàçû, â ìåíüøåé ñòåïåíè — àñïàðòàòàìèíîòðàíñôåðàçû.

6. Ñèíäðîì ïîðòàëüíîé ãèïåðòåíçèè

Ñèíäðîìïîðòàëüíîéãèïåðòåíçèèâîçíèêàåò ïðè çàòðóäíåíèè ïðîõîæäåíèÿ ÷åðåç ïå÷åíü êðîâè ïîñòóïàþùåé ê íåé ÷åðåç âîðîòíóþ è ñåëåç¸íî÷íóþ âåíû. Ðàçâèâàåòñÿ îí êàê ñëåäñòâèå áîëüøîãî âîñïàëèòåëüíîãî îò¸êà ïå÷åíè èëè öèððîòè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â íåé, âñëåäñòâèå ñäàâëåíèÿ âîðîòíîé âåíû îïóõîëüþ, óâåëè÷åííûìè ëèìôîóçëàìè, ðóáöàìè ïîñëå îïåðàöèé íà îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè. Äàâëåíèå êðîâè â âåíàõ áðþøíîé ïîëîñòè ïîâûøàåòñÿ è íà÷èíàåòñÿ ñáðîñ êðîâè ÷åðåç âåíîçíûå êîëëàòåðàëè â âåíû áîëüøîãî êðóãà êðîâîîáðàùåíèÿ. Åñëè ñáðîñ êðîâè èä¸ò â ñèñòåìó íèæíåé ïîëîé âåíû, îáû÷íî ðàñøèðÿþòñÿ âíóòðåííèå ãåìîððîèäàëüíûå âåíû, ÷òî ìîæåò ïðèâîäèòü ê ãåìîððîèäàëüíûì êðîâîòå÷åíèÿì. Ïðè âàðèêîçíîì ðàñøèðåíèè âåí íèæíåé òðåòè ïèùåâîäà è îòòîêå êðîâè â ñèñòåìó âåðõíåé ïîëîé âåíû ìîæåò íàñòóïàòü ïðîôóçíîå, ñìåðòåëüíî îïàñíîå âåíîçíîå êðîâîòå÷åíèå èç âåí ïèùåâîäà. Ïðè ðàñøèðåíèè ïóïî÷íûõ âåí êðîâü ñáðàñûâàåòñÿ â ïîäêîæíûå âåíû ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêè. Ïîÿâëåíèå âåíîçíîãî ðèñóíêà íà ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêå íàçûâàåòñÿ ãîëîâîé ìåäóçû, èëè caput meduzae. Íà êîæå âåðõíåé ÷àñòè ãðóäíîé êëåòêè, íà íàäïëå÷èÿõ è ïëå÷àõ ó áîëüíîãî ïîÿâëÿåòñÿ ñâîåîáðàçíûé ñîñóäèñòûé ðèñóíîê, íàçûâàåìûé ñîñóäèñòûå çâ¸çäî÷êè. Âûñîêîå äàâëåíèå êðîâè â ñåëåç¸íî÷íîé âåíå ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ ñïëåíîìåãàëèè, èëè óâåëè÷åíèþ ñåëåç¸íêè. Ïðè äëèòåëüíî ñóùåñòâóþùåì ñèíäðîìå ïîðòàëüíîé ãèïåðòåíçèè ðàçâèâàåòñÿ àñöèò. Òàêèì îáðàçîì, ñèìïòîìàìè ïîðòàëüíîé ãèïåðòîíèè ÿâëÿþòñÿ àñöèò è ðàçâèòèå êîëëàòåðàëåé. Óâåëè÷åíèå ðàçìåðîâ ïå÷åíè íà ôîíå ôèáðîçà â ñî÷åòàíèè ñ óâåëè÷åíèåì ðàçìåðîâ ñåëåç¸íêè íàçûâàåòñÿ ãåïàòîëèåíàëüíûìñèíäðîìîì. Îí ðàçâèâàåòñÿ ïðè âçàèìîñâÿçàííîì ïîðàæåíèè äâóõ ïàðåíõèìàòîçíûõ îðãàíîâ — ïå÷åíè è ñåëåç¸íêè, ñâÿçàííûõ îáùíîñòüþ êðîâîîáðàùåíèÿ.

7. Ñèíäðîì ãèïåðñïëåíèçìà

Ñèíäðîìãèïåðñïëåíèçìàõàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâûøåíèåì ôóíêöèè ñåëåç¸íêè, íåðåäêî ðàçâèâàþùåìñÿ ïðè ïàòîëîãèè ïå÷åíè. Êàê èçâåñòíî, â ñåëåç¸íêå ïðîèñõîäèò ôèçèîëîãè÷åñêîå ðàçðóøåíèå ýðèòðîöèòîâ, ëåéêîöèòîâ è òðîìáîöèòîâ. Ñîîòâåòñòâåííî ïðè ñèíäðîìå ãèïåðñïëåíèçìà ðàçâèâàþòñÿ àíåìèÿ, ëåéêîïåíèÿ è òðîìáîöèòîïåíèÿ. Ñëåäóåò îáðàòèòü âíèìàíèå íà òî, ÷òî óâåëè÷åíèå ôóíêöèîíàëüíîé àêòèâíîñòè ñåëåç¸íêè äàëåêî íå âñåãäà ñîïðîâîæäàåòñÿ óâåëè÷åíèåì å¸ ðàçìåðîâ. Ïîýòîìó íå ñëåäóåò ïóòàòü âûðàæåíèÿ «ñèíäðîì ñïëåíîìåãàëèè», òî åñòü óâåëè÷åíèå ðàçìåðîâ ñåëåç¸íêè, è «ñèíäðîì ãèïåðñïëåíèçìà», òî åñòü óâåëè÷åíèå ôóíêöèîíàëüíîé àêòèâíîñòè ñåëåç¸íêè.

8. Ñèíäðîì ãåïàòîöåëëþëÿðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè

Ñèíäðîìãåïàòîöåëëþëÿðíîéíåäîñòàòî÷íîñòè,èëèñèíäðîìïå÷¸íî÷íî-êëåòî÷íîéíåäîñòàòî÷íîñòèðàçâèâàåòñÿ ïðè òÿæ¸ëûõ ïîðàæåíèÿõ ïå÷åíè ñ íàðóøåíèåì ôóíêöèè ãåïàòîöèòîâ. Ïðè ýòîì ñîñòîÿíèè ãëóáîêî íàðóøàþòñÿ âñå ôóíêöèè ïå÷åíè, à ïðåæäå âñåãî, äåçèíòîêñèêàöèîííàÿ.

Êëèíè÷åñêè ýòîò ñèíäðîì ôèãóðèðóåò â òð¸õ âàðèàíòàõ: 1) ñèìïòîìàòèêà ìàëîé ïå÷¸íî÷íî-êëåòî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè íà ôîíå õðîíè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ ïå÷åíè; 2) íàðàñòàíèå ïå÷¸íî÷íî-êëåòî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè, ïðèâîäÿùåå ê ðàçâèòèþ ïðåêîìû; 3) ïå÷¸íî÷íàÿ êîìà.

Ïðè íà÷àëüíûõ ïðîÿâëåíèÿõ ñèíäðîìà ó áîëüíûõ ðàçâèâàþòñÿ íà÷àëüíûå ïðîÿâëåíèÿ ïå÷¸íî÷íîé ýíöåôàëîïàòèè. Ïî ìåðå íàðàñòàíèÿ èíòîêñèêàöèè íàðàñòàåò ñòàäèéíîñòü ýíöåôàëîïàòèè, ïîÿâëÿåòñÿ çàòîðìîæåííîñòü èëè ïîâûøåííàÿ âîçáóäèìîñòü áîëüíîãî.  ýòîì ñëó÷àå ãîâîðÿò î ðàçâèòèè ïðåêîìû. Ïðè íàðàñòàþùåé èíòîêñèêàöèè, ïðåæäå âñåãî àììèàêîì, ðàçâèâàåòñÿ ïå÷¸íî÷íàÿ êîìà. Ðàçëè÷àþò íåñêîëüêî âèäîâ ïå÷¸íî÷íûõ êîì. Âî-ïåðâûõ, ýòî ýíäîãåííàÿ, èëè èñòèííàÿ ïå÷¸íî÷íàÿ êîìà. Îíà ðàçâèâàåòñÿ âñëåä-òâèå ìàññèâíîãî íåêðîçà ãåïàòîöèòîâ, æèðîâîé àòðîôèè ïå÷åíè. Âî-âòîðûõ, ýòî ýêçîãåííàÿ, èëè ýïèçîäè÷åñêàÿ ïå÷¸íî÷íàÿ êîìà, èëè ïñåâäîêîìà. Èç íàçâàíèÿ ýòîãî âàðèàíòà êîìû óæå ÿñíî, ÷òî â òàêîå ñîñòîÿíèå áîëüíîé ìîæåò âõîäèòü íåîäíîêðàòíî.

Ðàçëè÷àþò äâà âàðèàíòà ýêçîãåííûõ êîì, èëè ýïèçîäè÷åñêèõ êîì: à) øóíòîâàÿ êîìà è á) ýëåêòðîëèòíàÿ êîìà. Øóíòîâàÿ êîìà ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ àììèà÷íîé ýíöåôàëîïàòèè îáû÷íî ó áîëüíûõ ñ ïîðòàëüíûì öèððîçîì ïå÷åíè. Ðàçâèâàåòñÿ îíà ÷àùå âñåãî ïðè ïîâûøåííîì ñáðîñå êðî-âè èç ïîðòàëüíîé ñèñòåìû â áàññåéíû âåðõíåé è íèæíåé ïîëûõ âåí. Òèïè÷íûìè ôàêòîðàìè, ïðîâîöèðóþùèìè ðàçâèòèå êîìû, ÿâëÿþòñÿ ïîâûøåííàÿ ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà, îáøèðíûå îæîãè, ìàññèâíûå òðàâìû. Ïðè âîçäåéñòâèè ýòèõ ïðîâîöèðóþùèõ ìîìåíòîâ ó áîëüíîãî ðàçâèâàåòñÿ èíòåíñèâíûé ðàñïàä áåëêîâ ñ âûñâîáîæäåíèåì àììèàêà, ÷òî è ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ êîìû.

Ýëåêòðîëèòíàÿ êîìà, èëè ãèïîêàëèåìè÷åñêàÿ êîìà ðàçâèâàåòñÿ ó áîëüíûõ íà ôîíå áîëüøèõ ïîòåðü æèäêîñòè, íàïðèìåð, ïðè âûïóñêàíèè áîëüøîãî êîëè÷åñòâà æèäêîñòè, ó áîëüíûõ ñ àñöèòîì, ïðè ìàññèâíûõ ïîòåðÿõ êðîâè, ïðè äà÷å áîëüøèõ äîç ìî÷åãîííûõ ïðåïàðàòîâ, èíòåíñèâíîì ïîòîîòäåëåíèè, íåóêðîòèìîé ðâîòå. Âî âñåõ ýòèõ ñèòóàöèÿõ ïðîèñõîäèò ïîòåðÿ áîëüíûì áîëüøîãî êîëè÷åñòâà æèäêîñòè, ñëåäîâàòåëüíî, âîçðàñòàåò êîíöåíòðàöèÿ òîêñèíîâ â êðîâè. Îäíîâðåìåííî áîëüíîé òåðÿåò áîëüøîå êîëè÷åñòâî ýëåêòðîëèòîâ, îñîáåííî èîíîâ êàëèÿ. Ñóììàöèÿ äâóõ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ — ðîñò êîíöåíòðàöèè òîêñèíîâ â êðîâè è íàðóøåíèå ýëåêòðîëèòíîãî ãîìåîñòàçà (áàëàíñà) è ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ êîìû. Êëèíèêàïå÷¸íî÷íîéêîìû.Áîëüíîé íàõîäèòñÿ áåç ñîçíàíèÿ. Ôóíêöèè äûõàíèÿ è êðîâîîáðàùåíèÿ ñîõðàíÿþòñÿ. Ó áîëüíîãî âûðàæåííîå óãíåòåíèå âñåõ ðåôëåêñîâ (ãèïîðåôëåêñèÿ). Êîæíûå ïîêðîâû âëàæíûå, èçî ðòà ñèëüíûé ñëàäêîâàòûé ïå÷¸íî÷íûé çàïàõ (çàïàõ æàðåíîé ïå÷åíè). Ïðè ãëóáîêîé êîìå âîçíèêàåò äûõàíèå ×åéíî-Ñòîêñà, èíîãäà — äûõàíèå Ãðîêêî, ðåäêî — äûõàíèå Áèîòà. Áîëüøîå øóìíîå äûõàíèå Êóññìàóëÿ ïðè ïå÷¸íî÷íîé êîìå íå ðàçâèâàåòñÿ. Äûõàíèå Êóññìàóëÿ òèïè÷íî äëÿ áîëüíûõ ñ ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ, íàõîäÿùèõñÿ â óðåìè÷åñêîé êîìå.

9. Ãèïåðýñòðîãåíåìèÿ

Ïå÷åíü ó÷àñòâóåò â ìåòàáîëèçìå ðÿäà ãîðìîíîâ, ïîýòîìó åå õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ìîãóò ñîïðîâîæäàòüñÿ ãîðìîíàëüíûìè íàðóøåíèÿìè. Ýñòðîãåíû (íàïðèìåð, ýñòðàäèîë ) ïðåâðàùàþòñÿ â ýñòðèîë è ýñòðîí, ïîñëå ÷åãî êîíúþãèðóþòñÿ ñ ãëþêóðîíîâîé êèñëîòîé è ñóëüôàòàìè.

Ïðè õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ïå÷åíè ðåçêî ïîâûøàåòñÿ àêòèâíîñòü ïå÷åíî÷íîé àðîìàòàçû è ïðåâðàùåíèå òåñòîñòåðîíà â ýñòðàäèîë, ÷òî ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ ñîñóäèñòûõ çâåçäî÷åê — òåëåàíãèîýêòàçèé, âûïàäåíèþ âîëîñ íà ëîáêå è â ïîäìûøå÷íîé îáëàñòè, àòðîôèè ÿè÷åê è îáùåé ôåìèíèçàöèè òåëîñëîæåíèÿ.

Òåëåàíãèîýêòàçèè ìîãóò äîñòèãàòü 1 ñì è áîëåå â äèàìåòðå è ëîêàëèçóþòñÿ, êàê ïðàâèëî, íà ëèöå, øåå, âåðõíèõ êîíå÷íîñòÿõ, ãðóäè, ñïèíå, ò.å. íà ñîñóäèñòîé òåððèòîðèè âåðõíåé ïîëîé âåíû, ÿâëÿþòñÿ õàðàêòåðíûì ïðèçíàêîì àêòèâíîãî õðîíè÷åñêîãî ãåïàòèòà è öèððîçà ïå÷åíè.

Ïîä ýðèòåìîé ïîíèìàåòñÿ äèôôóçíîå ïÿòíèñòîå ïîêðàñíåíèå ëàäîíè, îñîáåííî ó îñíîâàíèÿ ïàëüöåâ. Ñàìè ëàäîíè ïðè ýòîì ãîðÿ÷èå. Íàèáîëåå çàìåòíà ýðèòåìà ðàííèì óòðîì ïðè ïðîáóæäåíèè è ïîñëå ñèëüíîãî âî