Классификация дети с синдромом раннего детского аутизма

Классификация дети с синдромом раннего детского аутизма thumbnail

Фото из интернета

I. Общепризнанные международные классификации:

1. Диагностический статистический справочник (ДСС) Американской ассоциации психиатров (ААП)

2. Международная классификация болезней (МКБ) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Спектр аутистических расстройств помещен в класс «Психические расстройства и расстройства поведения», блок «Расстройства психологического развития».

По данным МКБ – 10 в РАС входят:

— детский аутизм (F 84.0);

— атипичный аутизм (F 84.1);

— синдром Ретта (F 84.2);

— другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F 84.3);

— гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F 84.4);

— синдром Аспергера (F 84.5).

3. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM – 5 (публикация в мае 2013 года)

Классификация основывается на чётких критериях, основывающих «номенклатуру» психических расстройств совместно с обширным пояснительным текстом. В данное руководство, разработанное и опубликованное Американской Психиатрической Ассоциацией к расстройству аутистического спектра относится:

— аутизм (синдром Каннера);

— синдром Аспергера;

— детское дезинтегративное расстройство;

— неспецифическое первазивное нарушение развития.

Оно включает следующие критерии диагностики;

— устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имеющиеся в анамнезе;

— ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или деятельности;

— степень тяжести нарушения социального взаимодействия и ограниченных, повторяющихся моделях поведения.

Классификации МКБ – 10 и DSM – 5, и описанные в них диагностические критерии используются в медицинской практике врачами психиатрами для постановки диагноза.

II. Педагогические классификации.

Также были разработаны классификации, которые чаще всего используются психологами, педагогами и дефектологами.

Особого внимания заслуживает классификация К. С. Лебединской, которая выделяет пять его вариантов:

— аутизм при различных заболеваниях центральной нервной системы;

— психогенный аутизм;

— аутизм шизофренической этиологии;

— аутизм при обменных заболеваниях;

— аутизм при хромосомной патологии.

В 1989 году в Научно – исследовательском центре психического здоровья была разработана своя клиническая классификация РДА (Башина, Козлова, Ястребов, Симашкова, 1989), которые также использовали этиопатогенетический подход:

— синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА);

— аутистическая психопатия Аспергера;

— эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении) аутизм;

— резидуально – органический вариант аутизма;

— аутизм при хромосомных аберрациях;

— аутизм при синдроме Ретта;

— аутизм неясного генеза.

Классификация О. С. Никольской, Е. Р. Баенской и М. М. Либлинг (1997), построенная с учётом степени тяжести аутистических проявлений и ведущего патопсихологического синдрома.

Авторами были выделены четыре группы:

Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит расторможенный характер. Они мутичны. Они не способны овладеть формами контакта, но и не испытывают потребности в нём. У таких детей отмечается фактически полное отсутствие навыков самообслуживания. Дети этой группы имеют плохой прогноз развития, они нуждаются в уходе на постоянной основе. В раннем возрасте у данных детей отмечается выраженное нарушение активности, дискомфорт. Дети проявляют беспокойство. Сон характеризуется неустойчивостью. Аутизм у детей этой группы максимально глубокий. Он проявляется полной отрешенностью от происходящего вокруг. Авторы выделяют отрешенность от внешней среды как ведущий патопсихологический синдром.

Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. У таких детей спонтанно вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Относительно прогноза развития у этой группы, по сравнению с предыдущей, гораздо лучше. При адекватной длительной коррекции дети могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей с РДА является отвержение окружающей реальности.

Дети третьей группы характеризуются большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй групп, они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с целью противостояния аффективной патологии.

Дети четвертой группы характеризуются менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на передний план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основным патопсихологическим синдромом является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Источник

Анагиз Аминова
Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии образования и развития

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

Исполнитель:

студентка 4курса,группа 6454ППО направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,профиль: «Педагогика и психология инклюзивного образования»

Аминова Анагиз Камалутдиновна

Нижневартовск, 2018

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

Характеристика ребенка с РАС.

Признаки раннего детского аутизма проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную специфику аномального развития. Одним из основных признаков РДА является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям.Выделяют следующие речевые нарушения:

— нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, не связана с ситуацией и окружением;

— Оторванность такого ребенка от мира, сказывается на его самосознании;

— Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий.

Другим признаком аутизма являются трудности формирования поведения. В основном это расторможенность, несобранность, отвлекаемость. Подобное поведение называется «полевым». Предмет притягивает аутичного ребенка к себе, взрослый же должен сам направлять действия этих сил, в противном случае его требование и желание ребенка будут идти вразрез.

Контакт со взрослыми требует от аутичного ребенка огромного напряжения, ему действительно трудно сосредоточиться, вследствие чего наступает перенапряжение. В результате нарушается психическое развитие и социализация. Клиническая картина синдрома Каннера окончательно формируется между 2-3 годами жизни и в течение нескольких лет (до 5-6 летнего возраста) наиболее выражена. Затем ее своеобразные патологические черты нередко сглаживаются. Аутизм с аутическими проявлениями – это исходная трудность установления контакта внешним миром и поэтому вторично выработанные реакции — избегание контактов.

Читайте также:  Для суставного синдрома при системной склеродермии характерен

Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие,при этом может быть избирательность в контактах: общение только с одним человеком, и полная зависимость от него — «симбиотическая связь». Контакт с миром осуществляется через этого человека. Наблюдается так же тенденция к сохранению постоянства, стереотипов. u1069 Это своего рода приспособление ребенка к своим трудностям. Аутичный ребенок склонен к аутостимуляциям,таким как: бег по кругу, раскачивание и т. д. Эти движения усиливаются когда ребенок боится чего — либо. Аутичный ребенок не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого и делая все наоборот. Но все — таки при правильной коррекции у таких детей удается достичь видимых результатов.

Можно выделить основные причины возникновения РДА:

— это могут быть врожденные патологии нервной системы;

— ранние психические травмы;

— неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;

— недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная конституция, органические поражения ЦНС и т. д.)

Диагностика раннего детского аутизмабазируется на выраженных в большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи, раннее проявление патологии психического развития.

Невозможность адекватного реагирования на окружающую среду приводит к тому, что для ребенка наиболее значимыми становятся как задачи активной адаптации к миру, так и задачи защиты и саморегуляции. Это приводит к искажению в развитии психических функций ребенка с РДА.

Степень нарушения психического развития при аутизме может значительно различаться. Интеллектуальное развитие ребенка с РДА имеет свои особенности. Некоторыми исследователями установлено, что у большинства этих детей наблюдается отставание в интеллектуальном плане, но у некоторых интеллект сохраняется. Считается, что нарушение познавательной деятельности является вторичным результатом поведения этих детей, которое в значительной мере препятствует формированию интеллектуальных функций.

Аутичный ребенок может быть как умственно отсталым, так и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным, но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков. Подобный тип психического дизонтогенеза В. В. Лебединский (1985) выделил как искаженное развитие.

О. С. Никольской в 1985 — 1987 годах выделены четыре основные группы раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и степень нарушения взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма.

1-я группа — дети с отрешенностью от внешней среды

Относящиеся к этой группе дети характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они наиболее тяжелы в проявлениях аутизма: не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения. У них не наблюдаются стереотипные действия, нет стремления к поддержанию привычного постоянства окружающей среды. В первые годы жизни этих детейотличают следующие признаки: застывший взгляд, отсутствие ответа на улыбку матери, отсутствие чувства голода, холода, реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, хотя полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания, примитивной игрой. Нередко подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов, не оборачиваются на источник звука, не следят взглядом за предметом. Эти дети мутичны. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

2-я группа — дети с отвержением внешней среды

Они более активны,чем дети 1-й группы: избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод, боль, им свойственны переживания удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты, страхи, протест, плач.С тревогой и многочисленными страхами могут бороться аутостимуляцией положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи руками, раскачивания, перебежки и т. д., речевых (скандирование слов, стихов, эхолалия, сенсорных (самораздражние зрения, слуха, трясение тряпочек, веревочек, закручивание шнурков и т. д.).

Таким образом, они заглушают неприятные воздействия извне. У детей отмечается однообразие игры, задержка в формировании навыков самообслуживания, возможны двигательные возбуждения (вспышки агрессии, паническое бегство без учета опасности). Обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, речевые штампы. Часто наблюдается примитивная «симбиотическая» связь с матерью, основанная на необходимости ежеминутного ее присутствия. При адекватной длительной коррекции дети 2-й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной (иногда в массовой) школе.

3-я группа — дети с замещением внешней среды

Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психо-патоподобному. Для них характерна более развернутая монологическая речь, однако к диалогу такие дети не способны. Низка способность к сопереживанию, эмоциональные связи с близкими недостаточны.Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания. Дети 3-й группы при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4-я группа — дети со сверхтормозимостъю окружающей средой.

У детей этой группы менее высок аутистический барьер, меньше патология аффективной и сенсорной сфер.Более выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного социального поведения. Игра тихая и малоподвижная. Особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависят от эмоционального состояния близких. Уходят от контактов при изменении стереотипов. Любят природу, нежную музыку, мелодичные стихи. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность. Дети 4-й группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Такое наличие вариантов с различной клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и дифференцированного коррекциоинного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.

Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.

Читайте также:  Синдром белки в колесе книга

Источник

Классификация дети с синдромом раннего детского аутизма

Ïñèõîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ðàííèì àóòèçìîì. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà çàáîëåâàíèÿ, êîòîðîå âëèÿåò íà êîììóíèêàöèþ è îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè è åãî ïðè÷èíû. Èçó÷åíèå ðåáåíêîì îñîáåííîñòåé âîñïðèÿòèÿ è ïîíèìàíèÿ îêðóæàþùåãî ìèðà è ñâîåãî ìåñòà â íåì.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ16.09.2014
Ðàçìåð ôàéëà45,1 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïîñëåäíèå ãîäû íàáëþäàåòñÿ çàìåòíûé ðîñò ðàññòðîéñòâ àóòèñòè÷åñêîãî ñïåêòðà ó äåòåé âî âñ¸ì ìèðå.  íàñòîÿùåå âðåìÿ àóòè÷íûå ëþäè ÷àñòî ñòðàäàþò îò ñàìîãî ðàçíîîáðàçíîãî ñïåêòðà ïðîáëåì: àëëåðãèè íà ïèùó, äåïðåññèè, íàâÿç÷èâûõ ñîñòîÿíèé, ãèïåðàêòèâíîñòè ïðè íåäîñòàòêå âíèìàíèÿ è êîíöåíòðàöèè. Íî, êàê ïîëàãàþò èññëåäîâàòåëè, ãëàâíûé äåôåêò — òðóäíîñòè â îñîçíàíèè òîãî ôàêòà, ÷òî ìûñëè, æåëàíèÿ è íóæäû äðóãèõ ëþäåé — èíûå, ÷åì ó òåáÿ ñàìîãî. Îáû÷íî äåòè ïðèõîäÿò ê ýòîìó â âîçðàñòå ÷åòûðåõ ëåò, ó àóòè÷íûõ æå, òàê ñêàçàòü, ñëåïîå ñîçíàíèå: îíè ñ÷èòàþò, ÷òî — òî, î ÷åì îíè äóìàþò, è ó äðóãèõ íà óìå, à òî, ÷òî îíè ÷óâñòâóþò, ÷óâñòâóþò è äðóãèå. Îíè íå óìåþò ïîäðàæàòü âçðîñëûì, à âåäü ïîäðàæàíèå â ðàííèå ãîäû è ñëóæèò êàê ðàç âàæíåéøèì èíñòðóìåíòîì îáó÷åíèÿ.

Ìîçã àóòè÷íûõ äåòåé îòëè÷àåòñÿ îò ìîçãà îáû÷íûõ äåòåé, êàê íà ìèêðîñêîïè÷åñêîì, òàê è íà ìàêðîñêîïè÷åñêîì óðîâíå.

Ïàðàäîêñàëüíûì ÿâëÿåòñÿ òîò ôàêò, ÷òî àóòèñòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, ïîðàæàþùèå èìåííî ðåáåíêà, äàåò íåêîòîðóþ íàäåæäó. Ïîñêîëüêó íåðâíûå ñâÿçè äåòñêîãî ìîçãà óïðî÷èâàþòñÿ ïîñðåäñòâîì îïûòà, ïðàâèëüíî íàöåëåííûå óìñòâåííûå óïðàæíåíèÿ ìîãóò îêàçàòü áëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå. Âûøåñêàçàííîå îïðåäåëÿåò îñîáóþ àêòóàëüíîñòü èññëåäóåìîé òåìû. àóòèçì êîììóíèêàöèÿ ïñèõîëîãè÷åñêèé

Öåëüþ äàííîé êóðñîâîé ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå è ïîäáîð ìåòîäîâ ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè äëÿ àóòè÷íûõ äåòåé.

Èç ïîñòàâëåííîé ïåðåä ñîáîé öåëè ðàáîòû ìîæíî èçâëå÷ü ñëåäóþùèå çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ:

1. Îçíàêîìèòüñÿ ñ ïîíÿòèåì àóòèçìà;

2. Âûÿâèòü êðèòåðèè àóòèçìà;

3. Èçó÷èòü ôîðìû ïðîÿâëåíèÿ äåòñêîãî àóòèçìà;

4. Ðàñêðûòü ïðè÷èíû è ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå âîçíèêíîâåíèþ àóòèçìà;

5. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ìåòîäû ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè àóòè÷íûì äåòÿì.

Îáúåêòîì èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ïðîöåññ ðàçâèòèÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà â äîøêîëüíîì âîçðàñòå.

Ïðåäìåòîì èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿþòñÿ îñîáåííîñòè âîçíèêíîâåíèÿ àóòèçìà ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

Ïðèñòóïàÿ ê èññëåäîâàíèþ äàííîãî âîïðîñà íåîáõîäèìî èñõîäèòü èç ãèïîòåçû, ÷òî ìåòîäû ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè äëÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì àóòèçìà áóäóò áîëåå ýôôåêòèâíûìè, åñëè áóäóò îïèðàòüñÿ íà ñïåöèôèêó ðàçâèòèÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà.

Òåðìèí àóòèçì (îò ãðå÷. autos — ñàì) ââåë â 1912 ãîäó Ý. Áëåéëåð äëÿ îáîçíà÷åíèÿ îñîáîãî âèäà ìûøëåíèÿ, êîòîðîå ðåãóëèðóåòñÿ ýìîöèîíàëüíûìè ïîòðåáíîñòÿìè ÷åëîâåêà è íå çàâèñèò îò ðåàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòè.

ÐÄÀ èëè ñèíäðîì Êàííåðà — ýòî àíîìàëèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñîñòîÿùàÿ ãëàâíûì îáðàçîì â ñóáúåêòèâíîé èçîëèðîâàííîñòè ðåáåíêà îò âíåøíåãî ìèðà. Ïîä íàçâàíèåì «ñèíäðîì ÐÄÀ» âïåðâûå îïèñàí Ë. Êàííåðîì â 1943 ãîäó. Íåçàâèñèìî îò Êàííåðà ñèíäðîì áûë îïèñàí â 1944 ãîäó Ã. Àñïåðãåðîì è â 1947 ãîäó Ñ.Ñ. Ìíóõèíûì.

Ñóùåñòâóåò áîãàòûé îïûò îáó÷åíèÿ íàâûêàì ñàìîîáñëóæèâàíèÿ è áûòîâîãî ïîâåäåíèÿ äåòåé, ñòðàäàþùèõ ñëåïîòîé, ãëóõîòîé, ÄÖÏ èëè óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ. ( Ë.È. Àíèêååâà 1985ã.; À.Ð.Ìàëëåð 1986ã.) Ýòè ïðèíöèïû è ìíîãèå ïðèåìû îáó÷åíèÿ ìîãóò áûòü èñïîëüçîâàíû è â ðàáîòå ñ àóòè÷íûìè äåòüìè. Îäíàêî â ñèëó ñïåöèôèêè äàííîãî íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ íåîáõîäèìû òàêæå îñîáûå ïðèíöèïû îáó÷åíèÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà, ó÷èòûâàþùèå åãî îáùèå è èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè. Êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà íàïðàâëåíà, ãëàâíûì îáðàçîì, íà ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà è âçàèìîäåéñòâèå ðåáåíêà ñî âçðîñëûì è ñî ñðåäîé, àôôåêòèâíîå ðàçâèòèå, ôîðìèðîâàíèå âíóòðåííèõ àäàïòèâíûõ ìåõàíèçìîâ ïîâåäåíèÿ, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ñàìûì ãëàâíûì è î÷åíü âàæíûì â ðàáîòå ïñèõîëîãîâ.

1. Îñíîâû èçó÷åíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì

Ñèíäðîìû

Îñíîâíîé ýòèîëîãè÷åñêèé ôàêòîð

Ïàòîãåíåòè÷åñêàÿ îñíîâà

Äèíàìèêà

Àóòèçì ïðè øèçîôðåíèè

Íàñëåäñòâåííîñòü

Ñïåöèôè÷åñêàÿ äèññîöèàöèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé

Ïðîãðàäèåíòíîñòü

Àóòèçì ïðè øèçîèäíîé ïñèõîïàòèè

Íàñëåäñòâåííîñòü

Êîíòðàñòíûå ÷åðòû õàðàêòåðà

Íåïðîãðàäèåíòíîñòü

Äåòñêèé àóòèçì

Ýêçîãåííûå âðåäíîñòè â àíòåíàòàëüíîì è ïðåíàòàëüíîì ïåðèîäå

Àñèíõðîíèÿ, íåðàâíîìåðíîñòü, çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

Ïðîãðåññèðóþùåå ðàçâèòèå ïñèõèêè

Îðãàíè÷åñêèé àóòèçì

Ýêçîãåííûå âðåäíîñòè â ïîñòíàòàëüíîì îíòîãåíåçå

Ïñèõè÷åñêîå íåäîðàçâèòèå, ðåçèäóàëüíûå ïñèõîïàòèè

Ðàçâèòèå ïñèõèêè îïðåäåëÿåòñÿ âîçìîæíîñòÿìè òåðàïèè

Ïàðààóòèñòè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ

Ïñèõîãåíèè

Íåâðîòè÷åñêîå ðåàãèðîâàíèå

Äèíàìèêà â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðàçëè÷íàÿ

1. Àíîìàëèè ðàçâèòèÿ âûÿâëÿþòñÿ â âîçðàñòå äî 3 ëåò. Íàáëþäàþòñÿ êà÷åñòâåííûå íàðóøåíèÿ ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ. Èñêàæåíèå ðàçâèòèÿ ïîÿâëÿåòñÿ êàê ìèíèìóì â îäíîé èç ñëåäóþùèõ îáëàñòåé

Ðåöåïòèâíàÿ èëè ýêñïðåññèâíàÿ ðå÷ü, å¸ èñïîëüçîâàíèå â ñîöèàëüíûõ êîììóíèêàöèÿõ

Ðàçâèòèå èçáèðàòåëüíûõ ñîöèàëüíûõ êîíòàêòîâ èëè ðåöèïðîêíûõ ñîöèàëüíûõ âçàèìîäåéñòâèé

Ôóíêöèîíàëüíûå èëè ñèìâîëè÷åñêèå èãðû

2. Êà÷åñòâåííûå íàðóøåíèÿ ñîöèàëüíûõ âçàèìîäåéñòâèé, ïî ìåíüøå ìåðå â îäíîé èç ñôåð

Íåñïîñîáíîñòü èñïîëüçîâàòü çðèòåëüíûé êîíòàêò, ìèìèêó, ïîëîæåíèÿ òåëà, æåñòèêóëÿöèþ äëÿ ðåãóëèðîâàíèÿ ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ

Íåñïîñîáíîñòü óñòàíàâëèâàòü îòíîøåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, ñâÿçàííîå ñ îáùèìè èíòåðåñàìè, çàíÿòèÿìè, ÷óâñòâàìè

Íåäîñòàòîê ñîöèàëüíî-ýìîöèîíàëüíîé âçàèìíîñòè (èñêàæåííûå èëè äåâèàíòíûå ðåàêöèè íà ýìîöèè äðóãèõ, íåäîñòàòîê ïîâåäåí÷åñêèõ ìàíèïóëÿöèé ñîîòâåòñòâåííî êîíòåêñòó èëè íåóñòîé÷èâàÿ èíòåãðàöèÿ ñîöèàëüíîãî, ýìîöèîíàëüíîãî è êîììóíèêàòèâíîãî ïîâåäåíèÿ)

Íåäîñòàòî÷íîñòü ñïîíòàííîãî ðàçäåëåíèÿ ðàäîñòè, èíòåðåñîâ èëè äåÿòåëüíîñòè ñ äðóãèìè

3. Êà÷åñòâåííîå íàðóøåíèå êîììóíèêàöèè, ïî êðàéíåé ìåðå â îäíîé èç îáëàñòåé

Íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ ýêñïðåññèâíîé ðå÷è áåç êîìïåíñàöèè ñ ïîìîùüþ æåñòîâ è ìèìèêè

Îòíîñèòåëüíàÿ íåñïîñîáíîñòü âñòóïàòü èëè ïîääåðæèâàòü âåðáàëüíûé êîíòàêò ñ âçàèìíûì êîììóíèêàòèâíûì îáìåíîì

Íåäîñòàòîê ñïîíòàííûõ ðîëåâûõ èëè ñîöèàëüíî-èìèòàöèîííûõ èãð

4. Îãðàíè÷åííîñòü, ïîñòðîåíèå è ñòåðåîòèïíîñòü ïîâåäåíèÿ, äåÿòåëüíîñòè è èíòåðåñîâ, ïî êðàéíåé ìåðå â îäíîé èç îáëàñòåé

Âñåïîãëîùàþùàÿ äåÿòåëüíîñòü, ñâÿçàííàÿ ñî ñòåðåîòèïíûìè è îãðàíè÷åííûìè èíòåðåñàìè, êîòîðûå ïî ñîäåðæàíèþ è îñíîâíûìè àñïåêòàìè îòëè÷àþòñÿ ïàòîëîãè÷åñêîé èëè íåîáû÷íîé èíòåíñèâíîñòüþ è îãðàíè÷åííîñòüþ

Íàâÿç÷èâàÿ ñêëîííîñòü ê ñïåöèôè÷åñêèì íåôóíêöèîíàëüíûì äåéñòâèÿì è ðèòóàëàì

Ñòåðåîòèïíûå è ïîâòîðÿþùèåñÿ ìàíåðíûå äâèæåíèÿ ðóêàìè è ïàëüöàìè, ñãèáàíèå èõ èëè ñëîæíûå äâèæåíèÿ òåëîì

Ïîëíîå ïîãðóæåíèå â ìèð ïðåäìåòîâ èëè âåùåé, íå ïðåäíàçíà÷åííûõ äëÿ èãð (òàêèõ êàê çàïàõ, ïîâåðõíîñòü, øóì, âèáðàöèÿ)

Ñðåäñòâà ïîìîùè àóòè÷íîìó ðåáåíêó äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà ïîñòîÿííîå ïîääåðæàíèå ïñèõîôèçè÷åñêîãî òîíóñà, ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîìîùü â ðàçâèòèè àôôåêòèâíîé ñôåðû, êîììóíèêàòèâíûõ íàâûêîâ.

Äëÿ ïîääåðæàíèÿ ïñèõîôèçè÷åñêîãî òîíóñà è ñíÿòèÿ ýìîöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ íåîáõîäèìû ïîñòîÿííûå ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè. Íàðÿäó ñî ñïåöè-àëüíûìè çàíÿòèÿìè ïî ìîòîðíîé êîððåêöèè, íà êîòîðûõ ó÷åíèêè ïðèîáðåòàþò çíàíèÿ è íàâûêè, èìåþùèå áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, à òàêæå ðàñïîçíàþò âîçìîæíîñòè ñâîåãî òåëà è ó÷àòñÿ èñïîëüçîâàòü èõ â æèçíè, ðåêîìåíäóþòñÿ çàíÿòèÿ ñïîðòîì. Âûáèðàÿ âèä ñïîðòà, íàäî ó÷èòûâàòü òðóäíîñòè àóòè÷íîãî ðåáåíêà âî âçàèìîäåéñòâèè ñ äåòüìè è â âûïîëíåíèè ñëîæíîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ïðîèçâîëüíûõ äâèæåíèé. Ïîýòîìó íà íà÷àëüíûõ ýòàïàõ âûáèðàþòñÿ òàêèå âèäû ñïîðòà è ýëåìåíòû ñïîðòèâíîé äåÿòåëüíîñòè, êàê ëåãêàÿ àòëåòèêà, ëûæè, ñèëîâûå óïðàæííèÿ, ïëàâàíèå.  ìëàäøåì ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå òåõ ðåáÿò, êîòîðûå óæå èìåþò íåêîòîðóþ ôèçè÷åñêóþ ïîäãîòîâêó è ïèòàòåëüíûé îïûò, ìîæíî ó÷èòü èãðàòü, â ôóòáîë, êîíå÷íî íà÷èíàÿ â íåáîëüøîé êîìïàíèè çíàêîìûõ äåòåé è âçðîñëûõ, îòðàáàòûâàÿ ïðè ýòîì íàâûêè ãðóïïîâîãî âçàèìîäåéñòâèÿ. [8, Ñ.57]

Читайте также:  16 синдром хронического легочного сердца

Óñïåõè ëå÷åáíîé ïåäàãîãèêè â ïîñëåäíèå ãîäû, äîñòèãíóòûå îáúåäèíåíèåì óñèëèé ïåäàãîãîâ è ïñèõîëîãîâ.

Îñíîâíóþ ÷àñòü ïñèõîëîãè÷åñêîé ðàáîòû ñîñòàâëÿþò íàøè ñîáñòâåííûå çàíÿòèÿ ñ ðåáåíêîì, íà êîòîðûõ ìû äîëæíû ñîçäàâàòü åìó óñëîâèÿ äëÿ ïåðåõîäà ê áîëåå àêòèâíûì è ñëîæíûì êîíòàêòàì ñ ëþäüìè, ôîðìèðîâàòü îñìûñëåííóþ, à çíà÷èò, ïîëíóþ è ñâÿçíóþ, êàðòèíó ìèðà. Òàê, ðåáåíêó ïåðâîé ãðóïïû íåîáõîäèìî ïîìî÷ü ïðîÿâèòü èçáèðàòåëüíîå âíèìàíèå ê ÷åëîâåêó è ïðåäìåòó; ðåáåíêó âòîðîé ãðóïïû — óñëîæíèòü ñòåðåîòèï êîíòàêòà; òðåòüåé — âêëþ÷èòüñÿ â äèàëîã; ÷åòâåðòîé — ïî÷óâñòâîâàòü ñàìîñòîÿòåëüíîñòü âî âçàèìîäåéñòâèè ñ ìèðîì. Íîâûé îïûò, ïîëó÷åííûé ðåáåíêîì íà çàíÿòèÿõ, ïîñëåäîâàòåëüíî çàêðåïëÿåòñÿ è ñòàíîâèòñÿ îñíîâîé ðàçâèòèÿ åãî ïîâñåäíåâíûõ îòíîøåíèé ñ ìèðîì. Ïîääåðæêà ïñèõîëîãà îñòàåòñÿ íåîáõîäèìîé íà âñåì ïðîòÿæåíèè âçðîñë¸íèÿ, ïðè÷åì îíà äîëæíà óñèëèâàòüñÿ â ïåðèîäû âîçðàñòíûõ êðèçèñîâ, ïðè ïåðåõîäàõ ê áîëåå ñëîæíûì óñëîâèÿì æèçíè.

Ïî ìåðå âçðîñë¸íèÿ ðåáåíêà âñå áîëåå âàæíîé ôèãóðîé â êîìàíäå ñïåöèàëèñòîâ ñòàíîâèòñÿ ïåäàãîã. Ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòè ê ýìîöèîíàëüíîìó êîíòàêòó ïîçâîëÿåò ïðèñòóïèòü ê ðàáîòå ïî óñëîæíåíèþ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè, ðàçâèòèþ ìîòîðèêè, ðå÷è, âûðàáîòêå íàâûêîâ áûòîâîé àäàïòàöèè, à çàòåì è ê ïîäãîòîâêå ðåáåíêà ê ïîëó÷åíèþ íà÷àëüíîãî îáðàçîâàíèÿ — îáó÷åíèþ åãî ðèñîâàíèþ, ÷òåíèþ, ñ÷åòó, ïèñüìó. Ñíà÷àëà çàíÿòèÿ îðãàíèçóþòñÿ èíäèâèäóàëüíî, è, â èäåàëå, âåñòè èõ, êîíå÷íî, äîëæåí ïåäàãîã-ñïåöèàëèñò, çíàþùèé îñîáåííîñòè òàêèõ äåòåé è óìåþùèé ñîîòâåòñòâóþùèì îáðàçîì àäàïòèðîâàòü òðàäèöèîííûå ìåòîäû îáó÷åíèÿ.

Âìåñòå ñ òåì, íà íåêîòîðîì ýòàïå ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû îáÿçàòåëüíî âîçíèêàåò íåîáõîäèìîñòü ââåñòè ðåáåíêà â æèçíü øêîëû èëè ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííîãî êëàññà. È òóò îñîáîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò óñòàíîâëåíèå âçàèìîäåéñòâèÿ ñî øêîëüíûì ïðåïîäàâàòåëåì. Ýòî ìîæåò áûòü êàê äåôåêòîëîã, òàê è îáû÷íûé ó÷èòåëü, è èìåííî îò åãî æåëàíèÿ îêàçàòü ïîìîùü ÷àñòî çàâèñèò óñïåõ âñåé äàëüíåéøåé ðàáîòû.  ìëàäøåé øêîëå ñ ïîçèöèåé ó÷èòåëÿ ñâÿçàíî è îáùåå îòíîøåíèå êëàññà, íàñòðîé äåòåé íà ïîääåðæêó èëè, íàîáîðîò, íà âûæèâàíèå «íå òàêîãî» îäíîêëàññíèêà.

Ðîññèéñêèìè èññëåäîâàòåëÿìè âûäåëÿåòñÿ îñîáûé òèï ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà ïðè ÐÄÀ — èñêàæåíèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ ñíèæåíèåì ïñèõè÷åñêîãî òîíóñà, ïðåïÿòñòâóþùèì àêòèâíûì êîíòàêòàì ñî ñðåäîé, è âûðàæåííûì ñíèæåíèåì ïîðîãà àôôåêòèâíîãî äèñêîìôîðòà. Ñî÷åòàíèå ýòèõ äâóõ ôàêòîðîâ âåäåò ê ôîðìèðîâàíèþ àóòèñòè÷åñêèõ òåíäåíöèé, ðàçâèòèþ ãèïåðêîìïåíñàòîðíûõ ìåõàíèçìîâ, íàïðàâëåííûõ íà çàãëóøåíèå àôôåêòèâíîãî äèñêîìôîðòà (Â.È.Ëåáåäèíñêèé è äð., 1990).  ðàìêàõ äàííîãî ïîäõîäà êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà íàïðàâëåíà ãëàâíûì îáðàçîì íà ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà è âçàèìîäåéñòâèÿ ðåáåíêà ñî âçðîñëûì è ñî ñðåäîé, àôôåêòèâíîå ðàçâèòèå, ôîðìèðîâàíèå âíóòðåííèõ àäàïòèâíûõ ìåõàíèçìîâ ïîâåäåíèÿ, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, ïîâûøàåò îáèòóþ ñîöèàëüíóþ àäàïòàöèþ àóòè÷íîãî ðåáåíêà.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ â Ðîññèè èñïûòûâàåòñÿ îñòðûé íåäîñòàòîê ïðàêòè÷åñêèõ ðàçðàáîòîê ïî ñîöèàëüíî-áûòîâîé ðåàáèëèòàöèè, êîòîðûå ïîçâîëèëè áû äåòÿì è ïîäðîñòêàì ñ ÐÄÀ àäàïòèðîâàòüñÿ â ïîâñåäíåâíîé æèçíè.

Óíèêàëüíûì ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ìåòîä õîëäèíã-òåðàïèè, ðàçðàáîòàííûé àìåðèêàíñêèì ïñèõèàòðîì Ì. Âåë÷ (1988 )è àäàïòèðîâàííûé â îòå÷åñòâåííîé è ìèðîâîé ïñèõîëîãè÷åñêîé ïðàêòèêå . Âî âðåìÿ ïðîöåäóðû õîëäèíãà ðîäèòåëè óäåðæèâàþò ðåáåíêà íà ðóêàõ, íåñìîòðÿ íà åãî ñîïðîòèâëåíèå, äî òåõ ïîð, ïîêà îí íå ðàññëàáèòñÿ, ïîêà íå ñòàíåò âîçìîæíûì ïîçèòèâíûé ýìîöèîíàëüíûé êîíòàêò. Òàêîé ðåçóëüòàò âîçìîæåí òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ðîäèòåëè íå ïðîñòî ìåõàíè÷åñêè óäåðæèâàþò ðåáåíêà, à ïûòàþòñÿ îáúÿñíèòü åìó ñèòóàöèþ, ãîâîðÿ î ñâîèõ ÷óâñòâàõ è î òåõ ïðîáëåìàõ, êîòîðûå õîòåëîñü áû ðàçðåøèòü, óãîâàðèâàþò ðåáåíêà íå óõîäèòü, ïîâòîðÿÿ, êàê âàæíî áûòü âñåì âìåñòå. Ïîýòîìó ñóòü õîëäèíãà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû óäåðæàòü ðåáåíêà íå ñòîëüêî ôèçè÷åñêè, ñêîëüêî

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Îáùåå ïîíÿòèå è îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà. Êëàññèôèêàöèÿ ñîñòîÿíèé ïî ñòåïåíè òÿæåñòè ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà. Îñîáåííîñòè ïîçíàâàòåëüíîé è ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû, èãðîâîé è ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé ñ àóòèçìîì.

    ðåôåðàò [29,4 K], äîáàâëåí 08.09.2010

  • Ñóòü ñèíäðîìà äåòñêîãî àóòèçìà. Îñîáåííîñòè ëå÷åáíîãî âîñïèòàíèÿ. Óñòàíîâêà ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà — ïåðâûé øàã â ðàáîòå ñ àóòè÷íûì ðåáåíêîì. Ðàçâèòèå àêòèâíîãî è îñìûñëåííîãî îòíîøåíèÿ ê ìèðó. Êîððåêöèîííûå ìåòîäû ïîäúåìà àêòèâíîñòè ðåáåíêà ñ àóòèçìîì.

    ðåôåðàò [53,5 K], äîáàâëåí 13.12.2010

  • Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ àóòèçìà è îñîáåííîñòè åãî ïðîÿâëåíèÿ â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå. Ñîäåðæàíèå è îðãàíèçàöèÿ èññëåäîâàíèÿ êîììóíèêàòèâíîé ñôåðû ðå÷è ó äåòåé ñ ðàííèì àóòèçìîì.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [53,9 K], äîáàâëåí 20.09.2012

  • Àíàëèç ïîäõîäîâ ê êîððåêöèè ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà â îòå÷åñòâåííîé äåôåêòîëîãèè. Ïîíèìàíèå ïîìîùè äåòÿì ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì â îòå÷åñòâåííîé äåôåêòîëîãèè. Ñîâðåìåííûå îòå÷åñòâåííûå ïîäõîäû ê äèàãíîñòèêå è êîððåêöèè ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà.

    ðåôåðàò [36,3 K], äîáàâëåí 24.09.2010

  • Ñèíäðîì ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà Êàííåðà. Ðàííèé äåòñêèé àóòèçì êàê âàðèàíò äèçîíòîãåíåçà. Ïðîáëåìû ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì. Ìåòîäû è ôîðìû ðàçâèòèÿ êîììóíèêàòèâíûõ íàâûêîâ ó äåòåé. Ñðåäñòâà òåàòðàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [172,6 K], äîáàâëåí 29.05.2013

  • Ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà è åãî âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà. Êëàññèôèêàöèÿ ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ïðè ÐÄÀ: íàðóøåíèå âîñïðèÿòèÿ è ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû.

    ðåôåðàò [35,8 K], äîáàâëåí 18.01.2010

  • Èçó÷åíèå ïðîáëåìû âîçíèêíîâåíèÿ ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà, àíîìàëèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñîñòîÿùåé ãëàâíûì îáðàçîì â èçîëèðîâàííîñòè ðåáåíêà îò âíåøíåãî ìèðà. Àíàëèç ïðîñòðàíñòâåííîé è âðåìåííîé îðãàíèçàöèè çàíÿòèé è ðàñïîðÿäêà äíÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [61,6 K], äîáàâëåí 10.03.2012

  • Ïîíÿòèå àóòèçìà êàê ðàññòðîéñòâà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ñîñòîÿíèå ïðîáëåìû èçó÷åíèÿ àóòèçìà â ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðå. Ðàçíîâèäíîñòè çàáîëåâàíèÿ, åãî ñèìïòîìû. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ, îñîáåííîñòè ðå÷åâîé ñôåðû è âîñïðèÿòèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,7 K], äîáàâëåí 30.01.2011

  • Äåòñêèé àóòèçì è åãî îñîáåííîñòè. Ïñèõîëîãè÷åñêèå òåîðèè àóòèçìà è ïðîöåññ ðàçâèòèÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà. Ôîðìû ïðîÿâëåíèÿ äåòñêîãî àóòèçìà. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå äåòåé ñ àóòèçìîì. Ìåòîäû ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè äëÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì àóòèçìà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,4 K], äîáàâëåí 06.05.2008

  • Õàðàêòåðèñòèêà ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå äåòåé è ïîäðîñòêîâ, èñïûòûâàþùèõ òðóäíîñòè àäàïòàöèè è ñîöèàëèçàöèè. Àíàëèç âîçìîæíîñòåé ïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [119,3 K], äîáàâëåí 02.05.2015

Классификация дети с синдромом раннего детского аутизма

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник