Классическая музыка для детей с синдромом дауна

Музыка является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.
(Б. Ауэрбах)=right>

Зачем нашим деткам нужны пение и музыка (по Дж. Баркер)?
— развивают воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;
— очень приятное времяпрепровождение;
— приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
— обогащение словаря и понятийного аппарата ребенка;
— развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
— тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
— развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
— песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем «подстройки» ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни;
— правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;
— пение в группах развивает способность работы в команде, особенно когда дети делятся друг с другом своими идеями.

Вот несколько практических примеров включения различных видов песен и музыки в день ребенка (по Дж. Баркер):
1. Колыбельные.
2. Песни-считалочки.
3. Песни для развития памяти.
4. Песни с последовательностью событий.
5. Песни для развития образного мышления.
6. Песни-танцы.
7. Песни, сопровождаемые движениями.
8. Песни-сценки.
9. Песни на иностранном языке.
10. Песни с использованием различных диалектов.
11. Ритмические песни.
12. Песни-сказки.
13. Песни о временах года.
14. Смешные песенки или частушки.
15. Использование музыкальных и ритмических элементов в рассказе.
16. Эмоционально окрашенные песни.

Младенцы: начинаем с прослушивания музыки
Пойте малышу простые детские песенки. Т.А. Вязовченко в статье на ресурсе «УаУа.инфо» (ссылка ниже) пишет, что малышам больше всего нравятся мелодии, темы которых повторяются через короткие интервалы (например – «В траве сидел кузнечик…», или «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку…» и т.п.). Он советует напевать одну и ту же песню или мелодию, например, во время купания или сна, то малыш со временем привыкнет и будет узнавать мелодию и настраиваться на данное действо (особенно это относится к колыбельным). Во время пения с малышом можно использовать погремушки – для акцентирования внимания на ритме.
Ставьте кассеты с записью песен, отрывками из произведений классической музыки. На «УаУа.инфо» советуют ставить деткам адаптированную для них классику и музыку с четким ритмическим рисунком. Во время прослушивания музыки учите малыша притопывать ножками и похлопывать ручками в такт, кружиться вокруг себя. Для движений под музыку подбирайте разную по ритму музыку, музыку разных направлений.
Маме надо танцевать с ребенком в том числе, говорит Е.Железнова. Или брать его за ручки и шагать в такт, или использовать песенки, в которых зарифмовано, что малышу надо сделать. Инсценировки песенок могут включать игру с куклами или пальчиковые игры (например, в авторском сборнике «Бим-Бом» Железновых предлагается, напевая песенку «Дождик», постучать пальчиками по ладошке малыша или дать ему «покапать» на вашу ладонь, а перед песенкой «Жук» показать такую игрушку игрушку или картинку, пожужжать, «полетать» по комнате, разведя в стороны руки-крылья и жужжа). Идеи для таких инсценировок можно найти, а также заказать диски с песенками и инструкциями, на сайте «Музыка с мамой», см. ссылку ниже, либо на сайте Развивалки.ру.
См. также потешки на сайте Даунсайд Ап Вики

Лена Данилова советует раз в день устраивать маленькое занятие по знакомству с мировой музыкальной культурой. Для начала надо приобрести кассеты с подборкой отрывков самых выдающихся произведений. Каждый день, в одно и то же время садитесь с малышом около магнитофона и говорите: «Сейчас мы будем слушать музыку». После чего включайте запись. Предварительно надо, конечно, заранее перемотать кассету на то место, с которого вы будете слушать.
Екатерина Железнова пишет: «В доме должна звучать музыка. Но я противница того, чтобы она звучала фоном. Прослушивание музыки должно быть целенаправленным. Записи могут быть любыми — и классика, и детские песенки, на которые дети особенно хорошо реагируют. Музыку можно обсуждать («вот это — фортепиано, это — скрипка»), можно придумывать сюжет (к примеру, к произведениям «Детского альбома» Чайковского)».

Петь ли ребенку, если у вас нет музыкального слуха?
П.В. Тюленев считает, что категорически нет – этим вы испортите ребенку слух. А вот что пишет Сесиль Лупан: «Оказывается, для того чтобы обучать своего ребенка музыке, вовсе не обязательно иметь музыкальное образование. Необходимо лишь знать принципиальные установки, с которыми нас познакомили и которые годятся на все случаи жизни (имеется в виду теория Домана — Солнечные дети), горячо желать, чтобы ребенку привилась любовь к музыке, а также располагать пластинками, музыкальным словарем и не фальшивящим ксилофоном. Даже у маленького ребенка можно развить музыкальный слух. Для этого ему следует ежедневно проигрывать гамму, называя ноты. Можно научить его читать ноты таким же образом, как обучают родному языку. Но самое главное — надо петь. Даже если вы поете фальшиво, ребенок это очень быстро поймет благодаря ксилофону и пластинкам. Самое главное, чтобы он видел, что музыка доставляет родителям удовольствие. Придумайте куплеты, пусть самые примитивные, чтобы показать ему, что это несложно!»
Екатерина Железнова считает, что мама обязательно должна дома петь. «Многие родители утверждают, что у них нет голоса. Но «строй» может держать любой взрослый. А что мама поет, ребенку совершенно все равно».
Таким образом, мнения специалистов расходятся. Если честно, мы думаем, что петь детям с синдромом Дауна – обязательно. На наш взгляд, положительный эффект (эмоциональный и эстетический) будет все равно гораздо больше отрицательного.

Читайте также:  Нейроэндокринные синдромы в гинекологии литература

Игра «Что звучало?» для развития слухового сосредоточения, слуха (по материалам сайта Лены Даниловой)
Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета, которые могут издавать звуки при встряхивании, например, погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и погремите там.
Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте на него сами.
Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов (до пяти, например) и подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым, усложняя задачу.
Постепенно можете переходить к игре на синтезаторе или на пианино. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на них по несколько раз. Затем пусть малыш отвернется, а вы нажмите только одну. Ему останется только угадать, какая из помеченных клавиш звучала.
Постепенно усложняйте задания — увеличивая количество клавиш и уменьшая расстояние между ними.

Играем музыку
Инструменты

Первым «инструментом» для деток традиционно становятся погремушки и подвески. Если малыш еще не держит предмет в руке, можно купить специальные погремушки, надевающиеся на ручку, как браслеты, или сшить подобную гремелку самому, из мягкой, например, махровой резинки для волос, «яичка» из-под киндер-сюрприза, наполненного крупой или горохом, пришить к ней маленькие бубенчики, которые продаются в магазинах для рукодельниц…
Не забывайте о том инструменте, который уже есть у вас и у вашего малыша – о голосе. Пойте с ним песни!
П.В. Тюленев предлагает следующий способ знакомства ребенка с инструментом. Этот способ состоит в том, что, начиная с четырех месяцев, вплотную слева от кроватки ставится синтезатор: малыш должен в какой-то момент сам случайно обнаружить клавиатуру и возможность извлекать звуки. С этого момента он будет систематически поворачиваться и со все большим успехом нажимать на клавиатуру.
Для малышей постарше идеальным инструментом может быть небольшой ксилофон или металлофон, детский рояль с несколькими клавишами или игровой пульт. Сейчас выпускают много музыкальных игрушек. Музыкой дети занимаются охотно – для них это игровая деятельность. Бубен, погремушки, маракасы, дудки и свистки, барабан, колокольчик или колокольчики с разными звуками. Чтобы не сойти с ума от бесконечных звуков, Лена Данилова советует предлагать ребенку звучащие игрушки, особенно шумовые, иногда и ненадолго. И не оставляйте их в свободном доступе — в коробке, где хранятся остальные игрушки. Приучите ребенка, что пианино можно открывать только вместе с вами (кроме ваших ушей это правило сохранит еще и неумелые пальцы юного музыканта, которые он может прищемить, уронив на них крышку инструмента).

Показывайте деткам фотографии, рисунки различных инструментов. Доступны презентации, которые одновременно демонстрируют, как выглядит и как звучит какой-то инструмент. Их можно скачать, например, здесь: Музыкальные ноты со звуком (презентация) и Презентация с музыкальными инструментами.

Как рано начинать?
До трех лет детки любят, в основном, слушать, как поют родители, пытаются им подпевать.
Однако, например, Тюленев П.В.(сторонник раннего обучения) рекомендует уже с трех- четырех месяцев позволять младенцу щупать мягкую клавиатуру синтезатора и извлекать звуки.
Ребенок должен вволю «набренчаться» на музыкальных инструментах до полутора — двух лет. Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Так, когда малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок «пиликает», стуча по клавишам высоких звуков, показывайте изображение певчей птицы.
После полутора-двух лет начинайте просить ребенка сыграть, как бежит зайка, волк, медведь, птички и другие знакомые ему по сказкам или из жизни животные и т. д. Малыш постепенно сформирует и привыкнет воспроизводить «музыкальные опорные образы». Потом просите сыграть на инструменте «произведения» посложнее: «Сыграй, как зайчик гуляет, и вдруг за ним погнался волк!» Будьте уверены — сыграет! А если замнется, сами сыграйте, покажите раз-другой.
Если вашему ребенку чуть более полугода, играйте в «Гусли-плясуны». По вашей просьбе малыш нажимает на клавишу синтезатора. Когда раздастся звук, Вы весело изображаете подходящего по звуку животного: если звук высокий, танцуете какую-нибудь птицу; если звук очень низкий, изображаете медведя, вернее «танец медведя». В общем, вы должны добиться, чтобы малыш любил заставлять Вас плясать и петь под его музыку.
Таким образом, вы достигнете фактического обучения музыке и сочинению малышом своеобразной музыки.
Ближе к двум годам начните играть для малыша и вместе с ним ритмические песенки, которые исполняются на одной ноте (причем любой), типа «Андрей-воробей», «Аты-баты, шли солдаты».

Что дальше? С нашими детками нередко рекомендуют логоритмику – логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
Как прописано в статье на сайте «Даунсайд Ап», логопедическая ритмика включает в себя:
• ходьбу в разных направлениях;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения;
• пение;
• упражнения на развитие мелкой моторики.

C трех лет можно попробовать заниматься с ребенком по программе «Софт Моцарт» (см. ссылки ниже).

Песенка для детей о нотах
Песенку можно скачать по этой ссылке (файл в mp3, «весит» около 2,5 мб) — щелкайте правой кнопкой «мыши» и выбирайте «сохранить объект как». Фонограмма предназначена для ознакомительного прослушивания и последующих самостоятельных занятий-распевок с детьми.

Читайте также:  Книги для детей с синдромом дауна читать

1. Чтоб выучиться пению,
Имеем мы терпение.
И, чтоб урок у нас не зря прошел,
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И выучить все ноты хорошо!

Припев:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

2. Возьмем свои тетрадки мы,
И ноты по порядку мы
Запишем, чтобы каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый раз учить урок!

Припев:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Программа «СофтМоцарт» (от двух-трех лет)
О программе «СофтМоцарт» (от двух-трех лет)
Зарубежный сайт, на котором можно заказать флэш-карточки с нотами, компьютерную программу по обучению длительности нот (доступна бесплатная демо-версия), нотной грамоты (доступна бесплатная демо-версия) и проч. От трех лет.
В эту программу можно сканировать ноты, и она их проигрывает

Раннее развитие ребенка: детские развивающие музыкальные игры. Развитие музыкального слуха и способностей малыша. Авторские программы Железновых
Купить диски Железновых на Развивалки.ру

Данилова.ру = О музыке на сайте Лены Даниловой
Данилова.ру = от года до трех лет
Данилова.ру = играем по нотам
Данилова.ру = Угадываем клавиши

Статья на «УаУа»
На главную этого сайта
На главную для ресурсов этого сайта

Источник

Пение и музыка

для ребенка с синдромом Дауна

       Музыка является мировым языком и не нуждается в переводе,     ибо говорит душе.

                                                                                  (Б. Ауэрбах)

                   Зачем таким  деткам нужны пение и музыка?

Музыка и пение развивают способность различать звуки на слух, что необходимо для всех детей и особенно важно для детей с синдромом Дауна. Пение и музыка развивают у детей воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами.

        — очень приятное времяпрепровождение;

            -приятный способ развития памяти (многократные  ненавязчивые повторения);

        — обогащение словаря  ребенка;

        — развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;

        — тренировка более четкой артикуляции;

          — песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем «подстройки» ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни;

        — правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;

       — пение в группах развивает способность работы в команде.

          Вот несколько практических примеров включения различных  видов песен и музыки в день ребенка:

  1. Колыбельные.
  2. Песни-считалочки.
  3. Песни для развития памяти.
  4. Песни-танцы.
  5.  Песни, сопровождаемые движениями.
  6. Песни-сценки.
  7. Ритмические песни.
  8. Песни-сказки.
  9. Песни о временах года.
  10.  Смешные песенки или частушки.
  11. Использование музыкальных и ритмических элементов в      рассказе.
  12. Эмоционально окрашенные песни.

Младенцы: начинаем с прослушивания музыки

             Пойте малышу простые детские песенки. Малышам больше всего нравятся мелодии, темы которых повторяются через короткие интервалы (например – «В траве сидел кузнечик…», или «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку…» и т.п.). Если напевать одну и ту же песню или мелодию, например, во время купания или сна, то малыш со временем привыкнет и будет узнавать мелодию и настраиваться на данное действо (особенно это относится к колыбельным). Во время пения с малышом можно использовать погремушки – для акцентирования внимания на ритме.

                Ставьте кассеты с записью песен, отрывками из произведений классической музыки. Рекомендую ставить деткам адаптированную для них классику и музыку с четким ритмическим рисунком. Во время прослушивания музыки учите малыша притопывать ножками и похлопывать ручками в такт, кружиться вокруг себя. Для движений под музыку подбирайте разную по ритму музыку, музыку разных направлений.

               Взрослому надо танцевать с ребенком  или брать его за ручки и шагать в такт, или использовать песенки, в которых зарифмовано, что малышу надо сделать. Инсценировки песенок могут включать игру с куклами или пальчиковые игры (например, предлагается, напевая песенку «Дождик», постучать пальчиками по ладошке малыша или дать ему «покапать» на вашу ладонь, а перед песенкой «Жук» показать такую игрушку игрушку или картинку, пожужжать,   «полетать» по комнате, разведя в стороны руки-крылья и жужжа).                                                          

            Раз в день устраивать маленькое занятие по знакомству с классической музыкой. Каждый день, в одно и то же время садитесь с малышом около магнитофона и говорите: «Сейчас мы будем слушать музыку». После чего включайте запись.

            В доме должна звучать музыка. Но нельзя делать  того, чтобы она звучала фоном. Прослушивание музыки должно быть целенаправленным. Записи могут быть любыми — и классика, и детские песенки, на которые дети особенно хорошо реагируют.

Читайте также:  Синдром жиль де ля туретта видео

                Петь ли ребенку, если у вас нет музыкального слуха?

     Если честно, я считаю, что петь детям с синдромом Дауна – обязательно. Положительный эффект (эмоциональный и эстетический) будет все равно гораздо больше отрицательного.

Для детей, испытывающих трудности в обучении, например, для детей с синдромом Дауна, пение является наиболее существенным способом обучения, так как заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

 Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика.

Игра «Что звучало?»

для развития слухового сосредоточения, слуха

              Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета, которые могут издавать звуки при встряхивании, например, погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и погремите там.

             Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте на него сами.

Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов (до пяти, например) и подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым, усложняя задачу.

Играем музыку

Инструменты

             Первым «инструментом» для деток традиционно становятся погремушки и подвески. Если малыш еще не держит предмет в                                                  руке, можно взять специальные погремушки, надевающиеся на ручку, как браслеты, или сшить подобную гремелку самому, из мягкой, например, махровой резинки для волос, «яичка» из-под киндер-сюрприза, наполненного крупой или горохом, пришить к ней маленькие бубенчики.

              Не забывайте о том инструменте, который уже есть у вас и у малыша – о голосе. Пойте с ним песни!

          Предлагаю следующий способ знакомства ребенка с инструментом. Этот способ состоит в том, что, начиная с четырех месяцев, вплотную слева от кроватки ставится синтезатор: малыш должен в какой-то момент сам случайно обнаружить клавиатуру и возможность извлекать звуки. С этого момента он будет систематически поворачиваться и с все большим успехом нажимать на клавиатуру.

        Для малышей постарше идеальным инструментом может быть небольшой ксилофон или металлофон, детский рояль с несколькими клавишами или игровой пульт. Сейчас выпускают много музыкальных игрушек. Музыкой дети занимаются охотно – для них это игровая деятельность. Бубен, погремушки, маракасы, дудки и свистки, барабан, колокольчик или колокольчики с разными звуками. Предлагать ребенку звучащие игрушки, особенно шумовые, иногда и ненадолго. И не оставляйте их в свободном доступе — в коробке, где хранятся остальные игрушки.

Как рано начинать?

            До трех лет детки любят, в основном, слушать, как поют взрослые, пытаются им подпевать.

             Уже с трех — четырех месяцев позволять младенцу щупать мягкую клавиатуру синтезатора и извлекать звуки.

          Ребенок должен вволю «набренчаться» на музыкальных инструментах до полутора — двух лет. Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Так, когда малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок «пиликает», стуча по клавишам   высоких звуков, показывайте изображение певчей птицы.

        После полутора-двух лет начинайте просить ребенка сыграть, как бежит зайка, волк, медведь, птички и другие знакомые ему по сказкам или из жизни животные и т. д. Малыш постепенно сформирует и привыкнет воспроизводить «музыкальные опорные образы». Потом просите сыграть на инструменте «произведения» посложнее: «Сыграй, как зайчик гуляет, и вдруг за ним погнался волк!» Будьте уверены — сыграет! А если замнется, сами сыграйте, покажите раз-другой.

           Если вашему ребенку чуть более полугода, играйте в «Гусли-плясуны». По вашей просьбе малыш нажимает на клавишу синтезатора. Когда раздастся звук, Вы весело изображаете подходящего по звуку животного: если звук высокий, танцуете какую-нибудь птицу; если звук очень низкий, изображаете медведя, вернее «танец медведя». В общем, вы должны добиться, чтобы малыш любил заставлять Вас плясать и петь под его музыку.

            Таким образом, вы достигнете фактического обучения музыке и сочинению малышом своеобразной музыки.

             Ближе к двум годам начните играть для малыша и вместе с ним ритмические песенки, которые исполняются на одной ноте (причем любой), типа «Андрей-воробей», «Аты-баты, шли солдаты».

          Что дальше? С нашими детками нередко рекомендуют логоритмику – логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Логопедическая ритмика включает в себя:

• ходьбу в разных направлениях;

• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

• речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

• ритмические упражнения;

• пение;

• упражнения на развитие мелкой моторики.

Музыка предназначена не только для талантливых. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем и прихлопываем. Пение и музыка являются неотъемлемой частью процесса обучения каждого, и особенно важны при обучении детей с синдромом Дауна. Итак, выявляйте музыканта во всех наших детях и помогайте им учиться легко и эффективно.

Источник