Кинезиология для детей с синдромом дауна
Спорт является важнейшей составляющей гармоничного развития детей с синдромом Дауна.
Физические упражнения закладывают фундамент для крепкого здоровья с самого детства. Они укрепляют иммунитет, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают в развитии и совершенствовании базовых двигательных навыков.
Но уникальность спорта в том, что он воздействует не только на физическое развитие. Участие в спортивных программах улучшает познавательную деятельность ребенка с синдромом Дауна, развивает речь, оказывает положительное влияние на его социальную жизнь, эмоциональное состояние и, как следствие, психологическое развитие и становление характера. Любое достижение делает его более уверенным в себе, поднимает настроение, бодрит, мотивирует быть активным и добиваться новых успехов.
Кроме того, регулярные занятия спортом с самого детства могут стать для ребенка хорошим увлечением, которое будет приносить удовольствие, способствовать ощущению благополучия, самодостаточности и пригодится в будущем, например, при выборе профессии.
Многие дети с синдромом Дауна связывают жизнь со спортом, участвуют в соревнованиях, представляют свою страну на международных турнирах, в том числе на специальных олимпийских играх.
Развивающая гимнастика
Детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности строения и восприятия информации, отрицательно сказывающиеся на сроках проявления двигательных навыков и их качестве.
К особенностям строения относятся: сниженный мышечный тонус; чрезмерная подвижность суставов, связанная со слабостью связок; недостаточность реакций равновесия; нарушение сенсорного восприятия, проприоцептивной, кинестетической, вестибулярной чувствительности, отвечающих за моторику и определение тела в пространстве.
К особенностям восприятия информации относятся: быстрая потеря интереса, концентрации внимания и мотивации. При обучении детей с синдромом Дауна рекомендуется использовать аудио-визуальный метод, затрагивающий несколько органов чувств, поскольку на слух они плохо воспринимают информацию. Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными.
Учитывая эти особенности, развивающая гимнастика в Европейском Гимнастическом Центре является наиболее подходящим видом спорта для детей с синдромом Дауна.
Преимущества развивающей гимнастики:
Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными
— Занятия можно начинать с первых уверенных шагов;
— Многообразие упражнений для любых способностей;
— Развитие координации, вестибулярного аппарата, общего контроля движений;
— Укрепление мышц и снижение повышенной подвижности суставов;
— Тренировка выносливости;
— Коррекция ортопедических и неврологических нарушений;
— Развитие нервной системы и сенсорного восприятия;
— Формирование навыков крупной и мелкой моторики;
— Укрепление иммунитета;
— Развитие логики и мышления;
— Развитие эмоций и мотивации;
— Социальная адаптация.
Преимущества тренировочного процесса:
— Легкая адаптация к физическим нагрузкам;
— Увлекательный формат занятий;
— Разнообразное интересное оборудование;
— Тренировка на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, бревно, батут, полоса препятствий, яма с поролоновыми кубиками);
— Занятие с гимнастическими предметами (мячи, обручи, скакалки, поролоновые кубики, тактильные круги).
Следует иметь в виду, что прежде, чем заниматься гимнастикой детям с синдромом Дауна, необходимо сделать рентгенологическое обследование шейного отдела позвоночника, чтобы исключить возможную атлантоосевую нестабильность. Если ее обнаружат, то нужно проконсультироваться с врачом о допустимых упражнениях, поскольку сильная нагрузка на шею и голову может привести к травме спины.
Развитие крупной и мелкой моторики
Крупная моторика – это все движения ребенка от младенческих навыков до умения ходить, бегать, прыгать и выполнять сложно-координационные упражнения.
Навыки крупной моторики составляют фундамент для формирования тонких движений рук — мелкой моторики. К ней относятся: завязывание шнурков, письмо, рисование, лепка, складывание кубиков, нанизывание бусин, развитие бытовых навыков, таких, как одевание, уход за собой.
Навыки мелкой моторики – это конечный результат долгой подготовки, происходящей в мышцах и нервной системе ребенка с синдромом Дауна. Они формируются в контексте целостного развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную, социальную сферы.
Процесс обучения навыкам мелкой моторики начинается в младенчестве и заканчивается в отрочестве. Эти движения возможны при хорошем развитии следующих компонентов: стабильности звеньев тела (умение сохранять равновесие), двусторонней координации (одновременное выполнение двумя руками разных движений), сенсорики.
Развитие эмоций и мотивации
Сенсорика – это способность человека получать информацию от органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. К мелкой моторике относится осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Например, это способность нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост.
Также к органам чувств относятся еще три чувствительности:
— кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;
—проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;
— вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).
На основе этих компонентов развивается ловкость движения рук и происходит обучение навыкам повседневной жизни.
Лечебные свойства гимнастических упражнений
Все гимнастические упражнения комплексно воздействуют на физическое развитие ребенка. Помимо тренировки силы и выносливости, они оказывают профилактику и коррекцию ортопедических нарушений (плоскостопие, неправильная осанка), развивают нервную систему и сенсорное восприятие, что очень важно для детей с синдромом Дауна.
В гимнастическом зале у ребенка есть возможность получать больше информации об окружающем мире от органов чувств. Благодаря этому улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве. Эти способности необходимы для освоения навыков крупной и мелкой моторики, обретения уверенности в себе.
Подробнее расскажем о пользе каждого гимнастического упражнения.
На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.
Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти. Они устраняют гипотонус мышц, избыточную подвижность суставов. Благодаря этому у детей с синдромом Дауна снижается риск травматизма. Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.
Упражнения на бревне тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, а также концентрацию внимания и смелость.
В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.
Улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве
Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.
Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, помогают детям в обучении прыжкам на двух ногах, а также учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.
Упражнения с гимнастическими предметами – это игры с мячами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме, упражнения на тактильных кругах. Из-за сниженного мышечного тонуса и повышенной подвижности в суставах детям с синдромом Дауна сложно брать и держать в руках предметы. Но разнообразие гимнастических упражнений поможет укрепить мышцы и суставы, развить двустороннюю координацию рук и пальцев. Помимо упражнений на снарядах, полезными будут задания с гимнастическими предметами.
Они могут быть простыми, например: бросить мяч другу и поймать его обратно; забросить мяч в корзину; построить башню из кубиков. К более сложным упражнениям относятся: ходьба, бег, прыжки с предметами, например: прыжки через скакалку, бег с мячом или кубиком, прыжки в обручи и многое другое.
Эти упражнения развивают сенсорику, точность движений, обучают детей держать, бросать, ловить, раскладывать крупные предметы, а также концентрировать внимание и быстро реагировать.
Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.
Рекреационные упражнения в Европейском Гимнастическом Центре помимо физического развития выполняют еще ряд других полезных функций:
— Приобретение полезных знаний — во время тренировки дети изучают счет, формы и цвета предметов;
— Организация поведения – важнейший аспект воспитания любого ребенка. На занятиях гимнастикой дети учатся дисциплине, концентрации, трудолюбию.
— Социальная адаптация – занятия проходят в группе со сверстниками. Для детей с синдромом Дауна общение со сверстниками и совместное выполнение заданий в форме игры является хорошей мотивацией к обучению.
Источник
Как помогает кинезотерапия детям с ДЦП?
Кинезиология занимается изучением движения мышц, суставов, их связи с состоянием внутренних органов. Кинезиология для детей с ДЦП является одним из методов лечения.
Эта наука позволяет не только налаживать двигательные процессы, но и способствовать интеллектуальному и психического развитию ребенка.
Поскольку кинезиологи связывают работу того или иного органа с конкретной мышцей. Кинезиолог в Москве поможет решить целый ряд проблем, связанных с детским церебральным параличом.
Кинезотерапия при детском церебральном параличе
ДЦП является тяжелым заболеванием, связанным с повреждением тканей головного мозга еще во время внутриутробного развития. У ребенка наблюдаются проблемы с движением, походкой, координацией, речью и т.д.
Наряду с медикаментозным лечением нередко детям с ДЦП рекомендуется кинезотерапия, помогающая уменьшить тяжесть последствий. По мере взросления ребенка симптомы ДЦП становятся все заметнее, лечение необходимо начинать как можно раньше.
Кинезотерапия позволяет фиксировать мышцы и суставы в правильном положении, при этом ослабевшие мышцы тренируются, а напряженные расслабляются.
Упражнения подбираются в зависимости от возраста и состояния пациента. Так, например, кинезиология для детей дошкольного возраста и для детей 2-3 лет может иметь множество отличий.
Лечение
ДЦП – серьезное и тяжелое заболевание, поэтому требует длительного и постоянного лечения. Как правило, методы комплексные. Кинезотерапия предполагает лечение, снимающее неприятные симптомы болезни, сокращающее нежелательные последствия, нормализующие все функции организма.
Лечение детей с ДЦП с помощью кинезиологии проводится с учетом стадии заболевания. В острый период, во время которого болезнь прогрессирует очень быстро, в основном назначают медикаменты и используют только специальные укладки, позволяющие фиксировать определенные мышцы в нужном положении.
Во время восстановительного периода количество методов лечения увеличивается: назначается массаж, специальные упражнения, пассивные и рефлекторные. В поздний период, который длится обычно до 2 лет, методов лечения еще больше: добавляется рефлексотерапия, физиотерапия, психотрудотерапия, консультация и помощь ортопеда.
Задачи кинезотерапии
Не все знакомы с этой наукой и тем, какую задачу выполняет кинезиология. Она отличается от хиропрактик тем, что здесь учитывают энергетическую и эмоциональную сферу.
Кинезотерапия не только развивает мышечную активность, но и воздействует на мозг и прочие внутренние органы посредством мышц и суставов.
С помощью тестовых методов и упражнений кинезиологии можно решить следующие задачи:
- Улучшить подвижность суставов;
- Уменьшить повышенный тонус мышц и укрепить ослабленные мышцы;
- Стабилизировать опороспособность;
- Нормализовать работу систем и органов;
- Научиться правильно дышать;
- Нормализовать двигательную активность;
- Улучшить осанку и нормализовать позы тела;
- Обучить основным прикладным навыкам;
- Улучшить системы равновесия и координацию.
Чтобы решить все эти задачи и добиться результата, необходима регулярность занятий и опытный специалист. Стоит отметить, что в ходе регулярных упражнений улучшается и работа внутренних органов, в том числе ЖКТ, повышается эффективность воздействия лекарственных средств.
Характеристика средств кинезотерапии при ДЦП
Кинезотерапия включает в себя как диагностику, так и лечение. Используются различные мышечные и поведенческие тесты, чтобы определить сбои в организме. Лечение ДЦП включает в себя различные физические упражнения, укладки и позы для детей.
Все средства, используемые в кинезиологии, можно разделить на 3 большие группы:
- Лечение положением. С помощью таких занятий формируется нормальная схема тела, закладывается определенный стереотип движений. В эту группу входят укладки, фиксации, позы. Их суть в том, что тело ребенка фиксируется в определенном положении, а затем эти позы меняются. Время пребывания в одной позе определяется врачом.
- Физические упражнения. Упражнения для детей в кинезиологии подбираются с учетом возраста и состояния пациента. Это важнейшая часть лечения, поскольку с помощью упражнений можно решить множество задач. При лечении ДЦП используется целый комплекс упражнений: пассивные и активные, упражнения с помощью специалиста, рефлекторные упражнения, дыхательные, упражнение на расслабление мышц, растягивание, на равновесие.
Такие упражнения для детей способствуют также улучшению работы мозга, так как кинезиология воздействуют на различные уровни психического, интеллектуального и эмоционального развития. Упражнения для детей 3-4 лет дополняются настольными и подвижными играми. Со временем добавляются скоростно-силовые упражнения, а также корригирующие, позволяющие нормализовать осанку и походу, что особенно важно для детей с ДЦП. Очень часто на раннем этапе используются упражнения на имитацию, когда ребенок должен повторять движения различных животных и не только.
- Массаж. Используются различные виды массажа. Опытный массажист воздействует на различные группы мышц тела, определяя интенсивность и вид манипуляций. Массаж помогает укрепить ослабленные мышцы и снять напряжение с мышц с гипертонусом. Как часть комплексной терапии массаж может быть очень эффективен.
Для достижения наилучшего эффекта, эти методы лечения комбинируются. Каким образом их лучше сочетать, объяснит врач. Не менее важную роль играет гидрокинезотерапия, когда все физические упражнения выполняются в воде. Это снимает напряжение, усталость и уменьшает болевой синдром.
Также родители должны помнить о формировании бытовых навыков, что также является хорошим упражнением (уборка, помощь по дому, одевание и т.д.). Также считается полезным катание на лошадях, санках, велосипеде и прочие спортивные игры.
Классический массаж
Не все знают, чем отличаются кинезиология и классический массаж. Кинезиология – это целый комплекс мер и упражнений.
Массаж является лишь одним из пассивных методов воздействия на организм.
Сам массаж подразумевает растирание тела, поглаживания и надавливания с целью расслабления мышц.
Однако есть разные виды массажа. При правильном подборе можно добиться неплохих лечебных результатов. Но как правило, лечение такого заболевания, как ДЦП, является комплексным.
Кинезиология отличается от массажа тем, что это более обширное понятие.
Кинезиология включает в себя и диагностику, и физические упражнения, и психотерапевтическое воздействие.
Все эти сферы гармонируют, часто зажимы в душе отражаются и в мышечных зажимах. Здесь есть и обратная связь. поэтому специалист по кинезиологии должен воздействовать на все эти аспекты.
Противопоказания для кинезотерапии при ДЦП
В целом подобная терапия не оказывает негативного воздействия на организм. Опытный специалист подберет оптимальную схему лечения. Все манипуляции проводятся под контролем врача, а предварительно проводится оценка состояния.
Но при этом кинезотерапия в первую очередь включает в себя физические упражнения, воздействие на мышцы. Такие манипуляции имеют ряд противопоказаний. Они могут быть абсолютными и относительными. В некоторых случаях процедуру нужно отложить, в других – отказаться от подобного лечения вовсе и подыскать другой вариант.
Кинезиология при ДЦП имеет следующие противопоказания:
- Хронические заболевания в острой форме. Следует подождать периода ремиссии прежде, чем начинать занятия. Кинезотерапия при заболеваниях органов дыхания проводится с осторожностью, но может помочь, если они не имеют инфекционной природы.
- Высокая температура тела. Кинезотерапия при температуре может привести к ухудшению состояния и усилению жара. Также процедуры не проводятся при инфекционных заболеваниях.
- Интоксикация. При появлении тошноты, рвоты, обезвоживания, температуры необходимо отложить процедуру.
- Тяжелое состояние ребенка. Если ребенок по любым причинам плохо себя чувствует, нужно перенести занятия.
Для получения положительного эффекта занятия с ребенком проводятся дважды в день по 30 минут. С грудными детьми занимаются на специальной кушетке, а после года – на матах. При таком лечении необходим индивидуальный подход, но в некоторых случаях занятия проводятся группами.
Частые регулярные занятия, основанные на стимуляции двигательных рефлексов, откладываются в памяти лучше, поэтому считаются более эффективными, чем массаж. Тренировки должны быть непрерывными и стать частью образа жизни ребенка.
У больного ребенка отсутствуют условия для приобретения опыта нормальных движений и поз. Поэтому так важно и необходима длительная система лечения и обучения больного владению своими произвольными движениями и статикой.
В восстановительном лечении больных ДЦП выделяют четыре периода:
- острый — до 14 дней;
- ранний — до 2-х месяцев;
- поздний — до 2-х лет;
- остаточных явлений (резидуальный) — после 2-х лет.
Источник