Кем работают люди с синдромом аспергера
Профессию следует выбирать таким образом, чтобы максимально использовать сильные стороны людей с аутизмом или синдромом Аспергера. Как высокофункционирующие, так и низкофункционирующие люди обладают плохой кратковременной рабочей памятью, но зачастую их долговременная память лучше, чем у большинства обычных людей. Мне трудно справляться с задачами, которые предъявляют высокие требования к краткосрочной рабочей памяти. Я не могу справляться с несколькими задачами одновременно. В Таблице 1 приведены примеры ПЛОХИХ профессий, которые мне совсем не подходят. В Таблице 2 приведены примеры подходящих профессий для таких визуальных мыслителей как я, которые не требуют способностей к математике. Многие профессии, подходящие для визуальных мыслителей, также хорошо подходят людям с дислексией.
Профессии для визуального мышления в Таблице 2 не требуют быстрой обработки информации в краткосрочной рабочей памяти. Однако они полностью задействуют мое визуальное мышление и большую долгосрочную память. В Таблице 3 приведены примеры профессий для невизуальных мыслителей, у которых есть способности к цифрам, фактам или музыке. Они также связаны с низкими требованиями к краткосрочной рабочей памяти и используют прекрасную долгосрочную память. В Таблице 4 приведены примеры работ для низкофункционирующих людей с аутизмом, в которых они могут преуспеть. При всех видах аутизма и синдроме Аспергера необходимо сохранять низкие требования к краткосрочной рабочей памяти. Если бы я была компьютером, то у меня был бы огромный жесткий диск, вмещающий в 10 раз больше информации, чем обычный компьютер, но очень маленький процессор. Используя компьютерную терминологию 1999 года, у меня 1000 гигабайт на жестком диске и 286 процессор. У обычных людей может быть только 10 гигабайт дискового пространства на жестком диске и Пентиум в качестве процессора. Я не могу делать две или три вещи одновременно.
Несколько профессиональных советов для людей с аутизмом или синдромом Аспергера:
— Работа должна иметь четко определенную цель или конечный результат.
— Продавайте свою работу, а не свою личность. Создавайте портфолио с примерами своей работы.
— Начальник должен признавать ваши социальные ограничения.
Очень важно, чтобы высокофункционирующие аутисты и люди с синдромом Аспергера постарались получить диплом в той области, в которой они собираются работать. Специальности, связанные с компьютерами, — это хороший выбор, потому что у многих лучших программистов есть или синдром Аспергера, или некоторые его черты. Другие хорошие специальности включают: бухгалтерское дело, библиотечное дело, искусство с акцентом на коммерческое искусство и чертежное дело. Следует избегать таких специальностей как история, политология, бизнес, филология или высшая математика. Тем не менее, можно сочетать диплом по архивному делу с дипломом по истории, но степень по архивному делу облегчит поиск хорошей работы.
Некоторым людям можно рекомендовать начать изучать чертежное дело, программирование или коммерческое искусство уже в старших классах школы. Это поможет им повысить мотивацию и станет убежищем от насмешек окружающих. Семьям с низким уровнем дохода может быть сложно приобрести компьютер для ребенка, чтобы он осваивал программирование или черчение с помощью компьютера. Можно попробовать получить использованные компьютеры по низкой цене или бесплатно, например, в фирме, обновляющей оборудование. Многие люди не знают, что в школах, банках, фабриках и других организациях могут стоять без дела устаревшие компьютеры. Это может быть не современная модель, но она сгодится для обучения.
В заключение: людям с синдромом Аспергера или аутизмом приходится компенсировать низкие социальные навыки, добиваясь таких успехов в своей специальности, чтобы люди «покупали» их профессиональные навыки, даже несмотря на низкие социальные навыки. Поэтому так важно сделать хорошее портфолио вашей работы. Вам потребуется научиться нескольким социальным навыкам для выживания, но вы сможете найти друзей по работе, где у вас будут общие интересы с людьми той же профессии. Вся моя социальная жизнь так или иначе связана с моей работой. Я дружу с теми людьми, с которыми я занимаюсь общим интересным делом.
Таблица 1
Плохие профессии для людей с высокофункционирующим аутизмом или синдромом Аспергера: профессии, предъявляющие высокие требования к краткосрочной рабочей памяти
Кассир в магазине – необходимость быстро давать сдачу слишком перегружает краткосрочную рабочую память
Повар, готовящий на заказ – нужно отслеживать разные заказы и готовить разные блюда одновременно
Официант – особенно трудно следить за разными столиками
Крупье – нужно уделять внимание большому количеству деталей
Диспетчер таксопарка – нужно уделять внимание большому количеству деталей
Стенография – не подходит к людям с проблемами аудиторной обработки
Агент по авиабилетам – нужно разбираться со злыми людьми, чьи полеты отменили
Фьючерсная торговля – в принципе невозможно
Авиадиспетчер – слишком высокие информационные перегрузки и стресс
Ресепшионист и оператор на телефоне – возникнут проблемы, когда будет поступать много звонков
Таблица 2
Хорошие профессии для визуальных мыслителей
Компьютерное программирование – большой рынок труда с разнообразными рабочими местами, особенно в индустриальном автоматизировании, разработке программного обеспечения, компьютерах для бизнеса, коммуникациях и сетевых системах.
Чертежное дело – инженерные чертежи и чертежи с помощью компьютера. Такая профессия предлагает много возможностей. Чертежное дело – это прекрасная отправная точка для различных интересных технических специальностей. Я знаю людей, которые начали собственное чертежное дело, а затем перешли на дизайн и конструкцию целых фабрик. Чтобы преуспеть в чертежном деле, нужно сначала научиться чертить от руки. По моим наблюдениям, большинство людей, которые прекрасно рисуют в компьютере, сначала научились рисовать от руки. Люди, которые никогда не учились рисовать от руки, склонны к тому, чтобы забывать важные детали.
Коммерческое искусство – рекламная индустрия и периодические издания могут предлагать много фрилансовой работы.
Фотография – фотографии, видео, телесъемка могут быть фрилансовой работой.
Дизайн оборудования – во многих индустриях человек может начать как чертежник, а потом перейти к дизайну производственного оборудования.
Тренер животных или ветеринарный техник – можно стать тренером школы для собак или консультантом по проблемам поведения животных.
Автомеханик – может визуально представлять работу всей машины.
Ремонт компьютеров – может визуально представлять проблемы в компьютерах и сетях.
Мелкий ремонт – есть возможность создать собственный малый бизнес.
Различные ремесла – резьба по дереву, ювелирное дело, керамика и т.д.
Техник-лаборант – модифицирует и создает специализированное лабораторное оборудование.
Веб-дизайнер – хороший рынок труда, где можно заниматься фрилансом.
Строительные ремесла – плотник или сварщик. Для этих работ нужны хорошие визуальные навыки, но эти профессии противопоказаны людям с проблемами моторики и координации.
Разработчик компьютерных игр – необходимо выделяться на этом рынке, поскольку он переполнен соискателями. Больше рабочих мест можно найти в индустриальной, коммуникационной сфере или в разработке программного обеспечения. Другой недостаток в том, что эта профессия может быть связана с образами насилия.
Компьютерная анимация – визуальные мыслители могут преуспеть в этой области, но в ней еще больше конкуренции, чем в сфере бизнеса или компьютерного программирования. Компании нанимают иммигрантов, поскольку хороших программистов до сих пор не хватает.
Поддержка состояния зданий – починка труб, окон и других предметов жилищного комплекса, гостиниц или офисов.
Поддержка состояния фабрик – починка производственного оборудования.
Таблица 3
Хорошие профессии для невизуальных мыслителей: тех, у кого есть способности к математике, музыке или фактам
Бухгалтерский учет – можно очень преуспеть в специализированных областях, например, налогообложении.
Библиотечное дело – библиотекарь-консультант. Помощь людям в поиске информации в библиотеке или Интернете.
Компьютерное программирование – его менее визуальные разновидности, можно работать фрилансом.
Инженерное дело – работа с электричеством, электроникой или в области химии.
Журналист – аккуратное обращение с фактами может быть преимуществом, можно работать фрилансом.
Редактор-корректор – правка текстов. Многие люди работают фрилансерами для крупных издательств.
Водитель такси – может точно знать, где находится каждая улица.
Складской контроль – отслеживает все, что хранится на складе.
Настройка пианино и других музыкальных инструментов – можно работать фрилансом.
Техник-лаборант – отвечает за лабораторное оборудование.
Банковский кассир – точно подсчитывает деньги, меньше требований для краткосрочной рабочей памяти, чем у кассира, который должен быстро выдавать сдачу.
Клерк и работа с архивами – точно знает, где находится каждый документ.
Телефонный маркетинг – нужно повторять одно и то же во время телефонных продаж. Проблемой может стать очень шумное окружение. Телефонные продажи позволяют избежать многих социальных проблем.
Статистик – может работать в разнообразных областях, в том числе в науке, индустриальных службах по контролю качества, государственных управлениях и департаментах и так далее.
Физик или математик – в этих областях очень мало рабочих мест. Найти и сохранить работу могут только самые одаренные. В области компьютерного программирования и бухгалтерского учета рабочих мест больше.
Таблица 4
Профессии для невербальных людей с аутизмом или людей с низкими вербальными навыками
Расстановка книг по полкам в библиотеке – может запомнить всю систему учета и расположение полок.
Фабричная сборка – особенно в тихой и спокойной обстановке.
Копирование – работа с копиром.
Уборщик – мытье полов, туалетов, окон и уборка в офисах.
Фабрики по переработке – работа по сортировке.
Работа на складе – разгрузка грузовиков, расстановка коробок.
Озеленительные работы – стрижка газонов и другие подобные работы.
Ввод данных – не подходит людям с серьезными моторными проблемами.
Рестораны быстрого обслуживания – уборка и приготовление пищи, если нет требований к краткосрочной памяти.
Уход за растениями – полив растений в крупных офисных зданиях.
Представленный выше материал — перевод текста «Choosing the Right Job for People with Autism or Asperger’s Syndrome».
Источник
Уважая возможности и человечность людей с СА, нельзя также преуменьшать их борьбу и проблемы.
Общество, рассчитанное на доминирующее в нем нейротипичное большинство (т. е. людей, не имеющих СА), человеком с СА может ощущаться некомфортным или даже едва выносимым. К примеру, жизнь в современном информационном веке — в переполненном, сложном, индустриальном обществе — может представлять серьезные трудности для людей с синдромом Аспергера. Обычно от детей ожидают, что они будут «хорошо ладить с другими детьми» и быстро расти. От взрослых людей ожидают, что они будут работать по 40-60 часов в неделю под флуоресцентными лампами, участвовать в совещаниях, работать в команде, быстро впитывать океаны информации и решать множество задач одновременно. Такие одиночные занятия как охота, фермерство или присмотр за маяком сегодня ценятся намного меньше. Тем не менее, некоторые люди с синдромом Аспергера смогли найти работу (а иногда и супругов) в сферах, связанных с их специальными интересами.
Ниже приведены диаграммы, отображающие возможные сильные стороны и проблемные области людей с синдромом Аспергера, с последующим описанием ключевых моментов для каждой области. Однако необходимо помнить о том, что люди с СА не похожи друг на друга, а в своих сильных сторонах отличаются даже больше, чем в проблемных.
Ум, специальный интерес, память
— Уровень интеллекта от среднего до высокого.
— Хорошие вербальные навыки; богатый словарный запас.
— Способность воспринимать и запоминать большие объёмы информации, особенно по теме специального интереса.
— Способность мыслить визуальными образами.
— Независимое, самостоятельное обучение.
— Склонность мыслить нешаблонно и находить нестандартные подходы.
— У некоторых есть выдающиеся способности и знания в конкретных областях.
Сосредоточенность
— Способность ( а в некоторых случаях и предпочтение) заниматься делами в одиночку.
— Заинтересованность в малоисследованных или нестандартных областях знаний.
— Способность к длительному сосредоточению во время чтения, письма, проведения опытов.
— Предпочитают не тратить время на некоторые виды деятельности, которые привлекают нейротипичных людей.
Некоторые специальные интересы способны превратиться в продуктивные хобби или профессии, в которых можно проявить творческий подход или даже совершить открытие.
Внимание к деталям
— Способность замечать мелкие детали в идее, теории, числовом ряде, объекте, визуальном образе, книге, фильме.
— Способность выполнять однотипные задачи, в которых важны точность, правильность и порядок.
— Серьезный подход к работе; приверженность качеству и точности работы.
Своеобразный юмор
— Игра слов, каламбуры.
— Любовь к сарказму и сатире.
— Склонность быть выше пустых разговоров и необоснованного пиетета.
Прямота
— Способность и склонность говорить правду – даже если это невежливо или не отвечает личным интересам.
— Потребность в правилах и их соблюдении.
Желание общаться
— Прикладывают много усилий для получения социальных навыков, которые не приобретаются естественным путем.
— Упорство перед лицом отвержения, непонимания и неудач.
— Вера в лучшее в людях (иногда наивная).
— Принятие причуд и несовершенств других людей, верность в дружбе.
Честность и справедливость
— Чужды условностям, с широкими взглядами, склонны к толерантности.
— Резкая реакция на несправедливость.
— Защита аутсайдеров, жертв травли или членов угнетённых групп.
— Склонность выражать заботу нетипичными способами.
— Склонность симпатизировать животным и защищать их.
Обработка сенсорной информации
— Чрезвычайная чувствительность – или относительная нечувствительность – к свету, звукам, запахам, вкусам или текстурам. По мере взросления эти сенсорные проблемы могут стать менее выраженными или наоборот.
— Путаница в разграничении информации, приходящей через разные органы чувств (например, громкий звук может восприниматься как физическая боль).
— Понимание положения своего тела в пространстве; избегание столкновений с людьми или объектами.
— Целенаправленное движение (использование тела для выполнения задачи).
— Нарушения слуховой, визуальной или когнитивной обработки информации, что может привести к возникновению трудностей при нахождении в социальной среде.
Контроль эмоций и тревожности
— Понимание сути эмоций и того, как они проявляются у самого себя и у окружающих.
— Понимание оттенков эмоций; адекватный эмоциональный отклик на других людей, действия и ситуации.
Управление вниманием и своими действиями
— Фильтрация внешних стимулов.
— Разграничение значимой и второстепенной информации.
— Удержание внимания на значимой информации.
— Переключение внимания.
— Интенсивные, узкие, длительные личные интересы – иногда эксцентричного характера – что может привести к социальной изоляции или мешать ежедневной жизнедеятельности.
— Уязвимость к стрессу, иногда переходящая в психологические или эмоциональные проблемы, включающие низкую самооценку, депрессию, тревожность или обсессивно-компульсивное поведение.
Гибкость мышления
— Способность видеть более одного способа выполнения задачи/решения проблемы.
— Осознание существования исключений из правил; терпимость к отступлению от правил другими людьми.
— Принятие откликов, советов, предложений или помощи от других.
— Перемены могут спровоцировать тревожность, в то время как знакомые предметы, схемы поведения и привычный распорядок обеспечивают уверенность. Как результат – сложности с переключением между задачами: учебными занятиями, работой и обедом, очередностью в диалоге.
Центральное согласование/обобщение/основная идея
— Способность «видеть лес за деревьями». Склонность к фокусировке на деталях данной ситуации вместо того, чтобы видеть полную картину.
— Выделение основной идеи текста или разговора.
— Распознавание и упорядочивание информации.
— Понимание сложных или абстрактных концепций.
— Обобщение и практическое применение опыта.
Исполнительная функция/решение задач
— Упорядочивание мыслей и материалов.
— Письменное выражение мыслей.
— Распределение времени.
— Определение приоритета каждой задачи, начало и завершение работы.
— Создание новых или альтернативных решений.
Модель психического/принятие во внимание иных точек зрения
— Распознавание и понимание мыслей, чувств и намерений других людей в связи со склонностью не замечать или неверно понимать такие сигналы как выражение лица, язык тела и интонация.
— Быстрая и эффективная обработка социальной информации.
— Способность быть тактичным, говорить «ложь во благо».
Скрытый контекст
— Понимание неписаных или подразумеваемых социальных правил.
— Понимание того, что нужно говорить в различных социальных ситуациях.
Социальное взаимодействие
— Будто создают неловкую ситуацию или грубят, ненамеренно расстраивают окружающих.
— Способность замечать и верно интерпретировать невербальные знаки (жесты, поза, выражение лица и интонации).
— Контроль над собственными невербальными сигналами.
— Умение начать разговор, присоединиться к нему и поддержать его.
— Грамотное использование юмора и сарказма, понимание их использования другими людьми.
— Ощущение некого отличия и оторванности от остального мира, а также неприспособленности, что иногда называют «синдромом инопланетянина».
Самосознание/самозащита
— Осознание и выражение своих собственных эмоций.
— Понимание/принятие своих сильных и слабых сторон.
— Разработка стратегий компенсирования слабых сторон и развития сильных.
— Осознание необходимости помощи; умение просить о помощи.
— Признание факта травли и способность защитить себя.
Хроническая усталость
— Проблемы со сном.
— Усталость из-за сенсорной стимуляции в определенных условиях.
— Усталость из-за сознательной умственной обработки информации, которую другие могут обрабатывать интуитивно.
— Истощение из-за легковозбудимой нервной системы (ограниченный шаблон поведения «бей или беги»).
Представленный выше материал — перевод и адаптация текста «What is an Asperger Profile?».
Источник