Карта детей с синдром дауна

Карта детей с синдром дауна thumbnail

Планирование коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении с детьми с синдромом Дауна (индивидуальная работа) на 2014-2015 год. Воспитатели: Трошева О.Л., Макарова Н.И.

Утро

Вечер

Сентябрь

Диагностика.

Диагностика.

Октябрь

Упражнение «Привет, ладошки»

Педагог приветствует ребенка с помощью ладошек, поглаживает их, налаживает телесный контакт с ребенком.

Дид. Игра по развитию речи «Животные»

Работать над пониманием обращенной речи-учить соотносить объекты с жестами, словами, звукоподражанием. Стимулировать появление и использование жестов и ответов на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Кто к нам пришел?»

Речевое упражнение «Имена»

Закрепить имена детей группы, воспитателей.

Речевое упражнение «Попрощайся»  

Учить использовать в речи глагол «До свидания, пока». На просьбу воспитателя «Давай попрощаемся» прощаться с ребятами, игрушками, воспитателями.

Наблюдение за игрой сверстников, их общением между собой.

Дать первоначальные навыки общения между сверстниками.

Упражнение «Уберём на место»

Учить после игр складывать игрушки в коробочку.

Артикуляционная разминка «Игры с улыбкой»

 Развитие подвижности и укрепление мышц губ и языка. Позы языка «Вытянуть губы дудочкой», «Построить заборчик»

Упражнение «Соберем пирамидку»

Развитие мелкой моторики рук.

Утреннее приветствие «Встреча с музыкой»

Приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты по подражанию.

Дид. Игра с мишкой.

«У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки, ноги» Идет проектирование на ребенка: «А где твои голова, глаза, нос…?»

Дыхательное упражнение «Дуем на вертушку»

Выработка длительного речевого выдоха.

Игра на обогащение словаря.

«Назови, что нарисовано на карточке»

Игра «Едем в гости к Егору (Ане и т.д.)»

Формировать представление о своем «Я», узнавать на фото себя и своих сверстников, называя их по имени «Найди, покажи фото ребенка, назови по имени»

Упражнение по физо «Поймай мяч»

Учить бросать мяч воспитателю и ловить его в ладошки.

Игра на развитие мелкой мускулатуры рук, тактильных ощущений, внимания «Спаси зайчиков»

На листе бумаги пять зайцев разного цвета. Гуляют, пришёл волк, надо спрятать зайца одним пальцем. Потом постепенно выпустить.

Упражнение по сенсорному развитию «Дай мне шарик, дай мне кубик»

Учить различать предметы по форме: шарик, кубик.

Игра «Светины шары» с использованием магнитной доски.

Развивать зрительное внимание, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Материал: лист с изображением шаров, магнитики-кружки.

Задание: закрой все шары, назови цвета.

Артикуляционное упражнение для мышц языка «Качели»

Движение языком вверх, вниз, «Лошадка» -щелканье язычком. «Блинчики» -расслабленный язычок лежит на нижней губе.

Закрепление стихотворения «Наша Таня громко плачет» А.Барто

Побуждать проговаривать последние слова в строчке, знакомство с художественной литературой.

Упражнение по физо «Пройди по дорожке, не замочив ножки»

Ходьба по прямой дорожке, координация движений.

Упражнение «Дуем в баночку с водой через трубочку»

Воспитание речевого дыхания.

Упражнение по физо «Покажи, как ходит петушок»

Учить ходьбе с высоким подниманием колена.

Игра «Ловкие пальчики»

Учить манипулировать мелкими предметами, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук.

Оборудование: мозаика.

Правило: Научить вставлять мозаику в отверстие основы.

Музыкальное упражнение «Кто песенку поет?»

Материал: дудочка, барабан, погремушка.

Развитие слухового восприятия. Учить прислушиваться к звукам.

Упражнение «Покажем кукле Кате, как надо одеваться»

Учить застегивать молнию на куртке, развивать мелкую моторику рук.

Упражнение по физо «Попрыгай, как зайка», «Покажи, как ходит медведь»

Упражнение «Водичка, водичка, умой Свете личико»

Формирование культурно-гигиенических навыков во время умывания. Учим намыливать руки, смывать пену водой, отжимать (замочек)

Игра «В гостях у сказки»

Развитие памяти, внимания, фразовой речи, ознакомление с худ.литературой.

Оборудование: мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»

Помочь ребёнку запомнить сказку и показывать на таблице.

Игра «Геометрическая мозаика»

 Развитие зрительного и цветового восприятия формы, моделирования, пространственного восприятия.

Материал: геомет.фигуры из цветной бумаги, клей.

Ход: ребенок из фигур складывает предмет (дом, флажок и т.д.)

 Участие в сюжетно-ролевой игре «Больница»

Помочь ребенку выполнять роль пациента

(поздороваться, сесть на стул, выполнять просьбы врача)

Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева»

Воспитание речевого дыхания.

Трудовое поручение «Помой игрушки вместе с Лизой»

Формирование совместного выполнения действий, трудовых навыков.

Рассматривание предметных картинок «Одежда»

Упражнение «Назови, что это?»

Обогащение словаря, побуждать к повторению слов.

Игра «Ловкие пальчики» (усложнение)

Материал: мозаика, фольга.

Учить заворачивать в фольгу мелкие предметы.

Игра «Поющие шарики»

 Формирование правильного звукопроизношение (гласные звуки)

Оборудование: лабиринт-лесенка с разноцветными шариками.

Ход: красный шарик скатывается и поет: «А-а-а», синий «О-о-о», зеленый «И-и-и», желтый «У-у-у»

Упражнение по физо.

Учить делать повороты вправо-влево.

Упражнение-просьба: «Дай игрушку Диме», «Помоги, пожалуйста, одеть шапочку Ане»

Учить входить в контакт с детьми с помощью взрослого.

Самомассаж кистей и рук «Погреем наши ручки»

Упражнение на социальное развитие «покажи, где у нас спальня, игровая, туалет.

Знакомство с пространственной средой группы.

Складывание пазлов (3-4штуки).

Развитие мелкой моторики рук, мышления.

Артикуляционная гимнастика «Веселая семейка» с зеркалом.

Формировать правильные уклады языка и губ.

«Улыбка» (растянем губки).

«Хоботок» (соберем в трубочку).

«Окошка» (откроем ротик).

Упражнение «Шнуровка».

Развитие мелкой мускулатуры рук.

Упражнение «Попоем вместе песенку».

Стимулировать произношение гласных и согласных звуков и их сочетание «Звукоподражание».

Упражнение «Беги к домику», «Беги к песочнице».

Читайте также:  Первая помощь при синдроме длительного сдавливания тесты

Развивать ориентировку в пространстве.

Упражнение по математике «Покажи длинную дорожку, проведи ежика по короткой дорожке».

Закрепление понятия «Длинный-короткий».

Игра «Ловкие пальчики».

Учить манипулировать мелкими предметами.

Речевое упражнение «Расскажи, как зовут маму, папу, сестру, тебя. Покажи на фотографиях в альбоме.

Музыкально дид. игра «Птичка и птенчики».

Побуждать к простейшему подражанию животных под музыку. Развивать двигательную активность.

Упражнение «Привет, ладошки».

Наладить телесный контакт с ребенком.

Упражнение «Порви и скомкай бумагу».

Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Покажи, где у Светы ножки, ручки, носик и т.д.».

Формирование элементарной ориентировки в схеме тела человека.

Прыжки со скамейки (с помощью педагога).

Развитие навыков общей моторики.

Упражнения «Веселые-грустные матрешки».

Развитие мимической мускулатуры. Называть слова «Грустные, веселые».

Игра «покатаем шарики».

Развитие тактильного восприятия.

Упражнение «Закроем глазки, ушки, носик».

Закрепить представление о схеме лица человека.

Упражнение «Веселые матрешки».

Учить различать 2 цвета: желтый-синий (по аналогии)

Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки».

Активизировать и расширять восприятие речевых звуков, учит их повторять и запоминать.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Свободное постукивание по столу пальцами обоих рук, правой и левой руки поочередно-имитация игры на пианино.

Упражнение «Надуваем шарики», «Дуем на снежинки».

Воспитание речевого дыхания.

Игра «Нанизывание крупных бус на веревочку».

Развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета.

Дид. игра по познавательному развитию «Назови, кто живет в лесу».

Закрепить названия диких животных: медведь, лиса, заяц, волк.

Упражнение «Орех».

Грецкий орех положить между ладонями и делать круговые движения, постепенно увеличивая темп.

Артикуляционная гимнастика «Язычок выглянул-спрятался»

Учить ребенка по подражанию выполнять элементарные артикуляционные упражнения.

Упражнение «Посмеемся и нахмурим бровки».

Учить использовать два и более жеста и мимики для обозначения объектов.

Упражнение «Мяч».

Учить разминать пластилин в руке и делать мячики(шар).

Упражнение «Беги со мной» (легкий бег, держа ребенка за обе руки).

Развитие навыков общей моторики.

Упражнение «Зайка серый умывается, видно в гости собирается».

Развитие познавательной активности, взаимодействие ребенка со взрослым.

Дид. игра по сенсорике «Вставь правильно».

Учить подбирать предметы разной величины.

Упражнение по сенсорному развитию «Дай такой-же».

Различение объемных предметов по форме: кубик, шарик.

Упражнение «Надуем шарик».

Воспитание речевого дыхания.

Упражнение «Светочка, привет, привет!»

Попевка «Дай ладошечку, моя крошечка».

Вызвать положительные эмоции, чувства доверия к педагогу.

Упражнение по математике «Большой маленький дом».

Закрепление понятий «Большой-маленький».

Упражнение «Грустно-весело»

Учить слушать веселую, грустную музыку. («Дождик» муз. Раувергера, «Веселые матрешки» муз. Т.Потапенко).

Инд. работа по рисованию Нарисуем травку».

Учить держать кисточку, пользоваться краской.

Упражнение «Где у Светы ручки, ножки, животик, спинка».

Формирование элементарной ориентировки в схеме тела.

Упражнение «Мишка кричит тихо, громко».

Учить ребенка на слух определять громкие, тихие звуки, повторять их.

Упражнение по сенсорному развитию «Веселые матрешки».

Учить различать два цвета: желтый, красный (по аналогии).

Упражнение «Кто в доме живет у хозяюшки» (корова, собака, петух, кошка).

Обогащение словаря, познавательное развитие.

Артикуляционная гимнастика для губ «Трубочка» — хоботок у слона.

«Улыбка» — вытягивание разомкнутых губ.

Дид. игра «Красивый букет».

Закрепление красного, желтого, синего, зеленого цвета.

Игра «Покатаем шарик».

Развитие тактильного восприятия.

Рассматривание иллюстраций к детским книгам «Колобок», «Теремок».

Формировать интерес к художественной литературе, обогащение словаря.

Упражнение «С добрым утром, наша девочка» «Угадай какой инструмент встречает тебя».

Индивидуальная работа по аппликации «Украсим полянку травкой».

Развитие мелкой моторики рук, учить отрывать куски тонкой бумаги.

Артикуляционные упражнения для мышц языка: «Болтушка» — движение языка вперёд-назад.

«Часики» — движение языка вправо-влево.

Индивидуальная работа по рисованию «Дождик».

Учить держать карандаш правильно тремя пальцами, регулировать нажим карандаша.

Дидактическая игра по обогащению словаря «Посуда».

«Назови, какая посуда изображена на картинках. Дай чашку, ложку…»

Дидактич. игра «Геометрическая мозаика»

Развитие зрительного и цветового восприятия.

Упражнение «Домашние животные».

Закрепить названия животных, кто как говорит.

Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева».

Развитие речевого дыхания.

Упражнение для развития челюстей.

«Бегемотики» — широко открываем и закрываем рот.

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик,

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я,

А потом закроем ротик,

Отдыхает бегемотик.

Упражнение «Научим куклу Катю держать ложку».

Обучение навыкам самообслуживания во время еды: учить держать правильно ложку, пользоваться салфеткой.

Упражнение «Спаси зайчиков».

Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, внимания.

Упражнение «Кто песенку поёт?» (дудочка, барабан, погремушка.)

Развитие слухового восприятия, учить прислушиваться к звукам.

Артикуляционное упражнение для развития мышц языка «Вкусное варенье» — круговые движения языком, «Грибок» — присосать язык к верхнему нёбу.

Дидактическая игра «Вставь правильно».

Учить подбирать предметы разной величины.

Упражнение «Красивые баночки».

Развитие мелкой моторики рук и целенаправленного действия с предметами.

Упражнение «Научим куклу Катю убирать игрушки после игр».

Игра на развитие социализации, обогащение словаря «Профессии».

Назови, что делает доктор (лечит), повар (варит),учитель(учит детей) и т.д.

Дидактическая игра «Мозаика».

Совершенствование захвата «щепотью».

Упражнение «Оденем крышки».

Развитие мелкой моторики рук. Учить внимательно наблюдать за действием взрослого и повторять за ним.

Упражнение «Музыканты»

Учить извлекать звук из музыкальных инструментов: колокольчик, дудочка, барабан.

Дидактическая игра «Покормим куклу Машу, оденем на прогулку».

Читайте также:  Синдром укороченного интервала pq мкб

Увеличение объёма понимаемой речи, слов, обогащающих окружающие предметы.

Упражнение «Разложи правильно».

Учить различать предметы по величине.

Упражнение «Давай поздороваемся с работниками нашего сада».

Формировать общение ребёнка со взрослыми, их сотрудничество.

Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»

Стимулировать двигательную активность ребёнка.

Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки».

Активизировать восприятие речевых звуков, учить их повторять и запоминать.

Дидактическая игра «Вставим форму».

Формировать умение брать предметы разной формы, двигать ими, складывать, снимать.

Упражнение «Кто это?», «Найди себя на фотографии».

Формировать представление о своём «Я».

Учить узнавать сверстников, называя их по имени.

Упражнение «Где лает собака?», «Куда укатился мячик?»

Развитие зрительного и слухового внимания.

Театрализованная игра «Теремок» с привлечением других детей.

Учить ребёнка выполнять несложную роль героя сказки. «Покажи, как летела муха», «Как пищал комар?» и т.д.

Упражнение «Научим одеваться куклу Катю после сна».

Развитие навыков самообслуживания во время одевания после сна.

Источник

С целью выделения критериев для определения образовательного маршрута ребенка с синдромом Дауна и разработки диагностического инструментария для оценки его готовности к обучению в центре «Тверской», который являлся партнером Даунсайд Ап в описываемом проекте, была создана диагностическая группа подготовки детей с синдромом Дауна к школе.

Воспользоваться имеющимися тестовыми методиками по оценке готовно­сти к школе не представлялось правильным, поскольку все они направлены в основном на оценку знаний, умений и навыков, а также высших психических функций ребенка, но не оценивают те параметры, которые являются для ребен­ка с синдромом Дауна ключевыми, — его коммуникативные способности (имен­но способность к коммуникации, а не уровень речевого развития), социальные навыки, предпосылки учебной деятельности и пр.

Специалистами центра «Тверской» была разработана «Карта готовности ребенка с синдромом Дауна к школе». Она отражает попытку выделить и оце­нить те параметры готовности, которые наиболее значимы для начала школь­ного обучения ребенка с синдромом Дауна. А поскольку развитие особого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие его обычного сверстника, мы считаем возможным опираться на существующие параметры готовности к школе.

Карта предназначена для оценки готовности детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна (6-7 лет) к школьному обучению. Эту карту может заполнять как один из узких специалистов детского сада, так и воспитатель. Па­раметры готовности к школьному обучению, представленные в карте, могут не только быть использованы для количественной и качественной оценки готов­ности, но и определять основные направления работы по подготовке к школе данной категории детей.

Результаты выполнения заданий заносятся в специально разработанный протокол. Собранные таким образом данные удобны для дальнейшей количе­ственной и качественной обработки.

Карта заполняется педагогом два раза — в начале и конце учебного года. По результатам диагностики выстраивается индивидуальный профиль готов­ности к школьному обучению, который, при желании, можно представить как диаграммами, так и линейным графиком.

На основе результатов диагностики составляется индивидуальная про­грамма воспитания и обучения ребенка. Практика работы в ЦППРиК «Твер­ской» с детьми с синдромом Дауна, которые посещают не только этот центр, но и детский сад, показывает необходимость согласования и составления со­вместных со специалистами ДОУ индивидуальных программ воспитания и обучения[1].

Карта оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна

ФИО ребенка _________________________________________

Дата рождения _______________________________________

Дата обследования в начале учебного года Дата обследования в конце учебного года

Оценка в баллах

ОЦЕНИВАЕМЫЙ НАВЫК

Начало учебного

года

Конец учебного

года

1

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

1.1

Представления о себе, социальном окружении

1.1.1

Знание собственного имени и фамилии

1.1.2

Знание возраста, половой принадлежности

1.1.3

Знание членов семьи (с кем ребенок живет вместе)

1.1.4

Знание адреса (название улицы, № дома и квартиры)

1.1.5

Знание социальных объектов (поликлиника, магазин, детский сад, школа, парикмахерская, автобус, метро)

                                        Итого по 1-му комплексу

1.2

Коммуникативные навыки

1.2.1

Умение самостоятельно вступать в контакт (вербаль­но или невербально)

1.2.2

Умение поддержать контакт (вербально или невер­бально)

1.2.3

Умение конструктивно разрешать конфликтную ситу­ацию (уступить, договориться…)

1.2.4

Умение соблюдать очередность

1.2.5

Умение оказывать поддержку другим детям (в продуктивной деятельности, при одевании)

                                          Итого по 2-му комплексу

1.3

Социальное поведение

1.3.1

Знание различия людей по полу и возрасту

1.3.2

Адекватность поведения со сверстниками

1.3.3

Знание правил общения со взрослыми (обращаться уважительно, не перебивать в разговоре, удерживать дистанцию и т. п.)

1.3.4

Знание правил поведения в общественных местах (говорить негромко, не бегать, на дороге находиться рядом со взрослыми и т. п.)

1.3.5

Сформированность представлений о правилах пове­дения в школе (знает, что в школе учатся, урок ведет учитель, знает функции школьного звонка, правила поведения в школе)

                                               Итого по 3-му комплексу

Итого по 1-му блоку

2

ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1

Мотивация

2.1.1

Отношение к школе

2.1.2

Заинтересованность в получении результата работы и положительной оценки его окружающими

2.1.3

Реагирование на оценку

2.1.4

Принятие социальной роли ученика

2.1.5

Отношение к педагогу

                                          Итого по 1-му комплексу

2.2

Начальные логические операции

2.2.1

Умение классифицировать (раскладывать 3 группы картинок по видовому признаку, называя его: «Животные», «Продукты, «Растения»)

2.2.2

Умение производить сравнение (для сравнения пред­лагаются две пары картинок, отличающиеся одним признаком)

2.2.3

Умение выделять в предметах признаки

2.2.4

Умение следовать плану (изготовить по плану поделку)

2.2.5

Умение пользоваться предметами-заместителями (в игровой деятельности)

                                          Итого по 2-му комплексу

2.3

Организация деятельности

2.3.1

Работоспособность

2.3.2

Включение в деятельность

2.3.3

Соблюдение правил внутреннего распорядка (соблю­дает правила, принятые в группе, на занятии, умеет ждать своей очереди)

2.3.4

Выполнение фронтальной инструкции (понимает, что говорит учитель, обращаясь ко всему классу, действу­ет в соответствии с этим)

2.3.5

Самостоятельность

                                          Итого по 3-му комплексу

Итого по 2-му блоку

Читайте также:  Болевой миофасциальный синдром шейного отдела позвоночника

3

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ, КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

3.1

Умение самостоятельно пить и есть

3.2

Умение самостоятельно мыть руки, пользоваться по­лотенцем

3.3

Умение самостоятельно пользоваться туалетом

3.4

Умение самостоятельно раздеваться, разуваться, одеваться и обуваться

3.5

Умение убирать за собой игрушки, личные вещи

Итого по 3-му блоку

4

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

4.1

Крупная моторика

4.1.1

Наличие скоординированной ходьбы и бега

4.1.2

Умение прыгать на двух ногах

4.1.3

Умение ловить мяч двумя руками

4.1.4

Умение играть в подвижные игры

4.1.5

Наличие двуручной деятельности (одной рукой дер­жать бутылку, другой — откручивать крышку; одной рукой держать бумагу, другой — открывать и закры­вать ножницы)

              Итого по 1-му комплексу

Мелкая моторика

Ведущая рука

Правая/

Правая/

левая

левая

4.2.1

Умение пользоваться ножницами (вырезать нарисо­ванный на бумаге квадрат)

4.2.2

Умение работать с глиной/пластилином (отрывать ку­сочки, расплющивать, раскатывать в жгутики, шарики, лепить простой предмет из 3-4 частей)

4.2.3

Умение переворачивать страницы книги по одной (толщина страницы равна толщине страницы учебника)

4.2.4

Движения отдельных пальцев

4.2.5

Наличие тонких дифференцированных движений пальцев

                                        Итого по 2-му комплексу

4.3

Графомоторные навыки

4.3.1

Умение раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контуры

4.3.2

Умение правильно держать карандаш (трехпальцевый захват)

4.3.3

Умение штриховать внутри контура крупные фигуры, простые предметы (квадрат, яблоко)

4.3.4

Умение обводить по внутреннему краю шаблона про­стую фигуру (треугольник)

4.3.5

Умение рисовать простые предметы (дом, машинку)

Итого по 3-му комплексу

Итого по 4-му блоку

5

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

5.1

Понимание речи

5.1.1

Умение понимать обращенную речь

5.1.2

Умение понимать содержание простого короткого рассказа, сказки, стихотворения

5.1.3

Умение понимать и выполнять инструкцию

5.1.4

Понимание грамматических категорий

5.1.5

Понимание предлогов

                                         Итого по 1-му комплексу

5.2

Собственная речь

5.2.1

Словарный запас

5.2.2

Умение строить фразу

5.2.3

Умение грамматически оформлять фразу

5.2.4

Навыки звукопроизношения

5.2.5

Умение пересказать простой короткий рассказ

                                        Итого по 2-му комплексу

Итого по 5-му блоку

6

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

6.1

Пространственные представления

6.1.1

Ориентировка в пространстве относительно себя (справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади)

6.1.2

Ориентировка на вертикальной плоскости (на доске) (верх/низ, правая/левая стороны)

6.1.3

Ориентировка на альбомном листе (знание верха, низа, правой и левой стороны, центра листа)

6.1.4

Ориентировка на листе в крупную клетку (понятие «клетка», может обвести клетку, поставить в клетке точку)

6.1.5

Ориентировка на листе в линейку (понятие «строка», может провести в строке линию, показать строку)

                                       Итого по 1-му комплексу

6.2

Временные представления

6.2.1

Понимание временной связи: сначала — потом, раньше — позже

6.2.2

Знание частей суток, их последовательности

6.2.3

Оперирование словами «вчера», «сегодня», «завтра»

6.2.4

Знание времен года, их последовательности

6.2.5

Знание дней недели, их последовательности

                                              Итого по 2-му комплексу

Итого по 6-му блоку

7

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

7.1

Сенсорное развитие

7.1.1

Знание эталонов цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый)

7.1.2

Знание эталонов геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, звезда, крест)

7.1.3

Знание эталонов величины

7.1.4

Знание эталонов геометрических тел (шарик, кубик, крыша, кирпичик)

7.1.5

Умение выстраивать сериационные ряды: от большо­го к маленькому и наоборот (группа из 5 предметов)

                                          Итого по 1-му комплексу

7.2

Количество и нумерация

7.2.1

Знание понятий «много», «мало», «ни одного»

7.2.2

Умение пользоваться количественным счетом

7.2.3

Знание цифр в пределах пяти

7.2.4

Умение соотносить количество предметов с соответ­ствующей цифрой (в пределах пяти)

7.2.5

Умение пользоваться порядковым счетом в пределах пяти

                                      Итого по 2-му комплексу

7.3

Арифметические действия

7.3.1

Умение сравнивать две группы предметов по коли­честву

7.3.2

Умение устанавливать равенство двух групп пред­метов

7.3.3

Умение делить группу предметов на равные части

Умение совершать операцию сложения (на наглядной основе)

7.3.4

Умение совершать операцию вычитания (на нагляд­ной основе)

Итого по 3-му комплексу

Итого по 7-му блоку

8

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

8.1

Навыки анализа предложения. Умение определять последовательность и количество слов в простом трехсловном предложении (предложение без пред­лога)

8.2

Знание букв (без опоры на графический образ)

8.3

Знание графического образа букв

8.4

Умение читать простые слова (написание не расхо­дится с произношением)

8.5

Умение набрать (на слух) из букв разрезной азбуки простое слово (произношение не расходится с на­писанием)

Итого по 8-му блоку

УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

[1]Пример такой программы, составленной совместно специалистами ЦППРиК «Тверской» и детского сада, который посещал данный ребенок, см. в Приложении 10.

Источник