Кариотип больного с синдрома кошачьего крика

Кариотип больного с синдрома кошачьего крика thumbnail

Кариотип больного с синдрома кошачьего крика

Синдром кошачьего крика (СКК) — генетическое заболевание, обусловленное структурным дефектом пятой хромосомы: отсутствием ее небольшой части. При этом общее число носителей наследственной информации остается нормальным. Врачи диагностируют болезнь с первого дня жизни новорожденного.

Свое наименование недуг получил из-за характерного, пронзительного и высокотонального крика ребенка, напоминающего кошачье мяуканье. Данное клиническое проявление связано с патологическим развитием гортани, мягкостью хрящевой ткани и сужением надгортанника. СКК проявляется признаками врожденных патологий внутренних органов, характерными внешними данными, зрительными расстройствами, выраженным нарушением интеллекта.

Кариотип больного с синдрома кошачьего крика

мальчик с синдромом кошачьего крика в 8 месяцев, 2 года, 4 и 9 лет

Кариотип больного с синдрома кошачьего крика

примеры детей с выраженными дефектами

Недуг имеет еще одно название – синдром Лежена, в честь генетика из Франции, впервые описавшего эту хромосомную болезнь в 1963 году. Ее распространенность составляет 1 случай на 60 тысяч новорожденных и не зависит от национальности, климата, социальных и производственных факторов, а также региона проживания. У девочек болезнь обнаруживается чаще, чем у мальчиков. Известно, что хромосомные нарушения не лечатся, а больные дети с рождения являются инвалидами. Такие малыши не могут сами справиться с проявлениями синдрома и полноценно жить.

Диагноз синдрома кошачьего крика подтверждается результатами кариологического анализа крови с применением одного из методов идентификации хромосом. Специфического этиотропного лечения СКК не существует. Обычно проводится симптоматическая терапия с применением препаратов, стимулирующих психомоторное развитие, массажа и ЛФК. Больные дети нуждаются в хирургической коррекции тяжелых врожденных аномалий. Они часто страдают и погибают от серьезных осложнений.

Прогноз при СКК относительно неблагоприятный по сравнению с другими хромосомными аномалиями. Больные дети могут дожить до зрелых лет, если им будет обеспечен хороший уход, забота и лечение. При этом их психологическое, физическое развитие и интеллект всегда останутся неполноценными.

Этиопатогенетические факторы

Синдром кошачьего крика развивается у лиц, имеющих структурную деформацию пятой хромосомы. Данное генетическая патология обусловлена утратой части или целой половины короткого плеча. У хромосомы может полностью отсутствовать плечо – небольшой фрагмент с множеством генов. Особенности клинической картины синдрома связаны не с размером ее потерянного участка, а с определенным фрагментом. Клетки с поврежденными хромосомами не могут полноценно синтезировать химические соединения. Они производят дефектные белки, что и приводит к появлению характерных симптомов болезни.

Возможна транслокация части плеча 5 хромосомы на иную, негомологичную хромосому. Подобные хромосомные аберрации обычно вызваны спонтанной мутацией генов и лишь в 10% случаев они наследуются от родителей.

СКК может развиться при любом из этих вариантов мутационных изменений:Кариотип больного с синдрома кошачьего крика

  • Полное отсутствие короткого плеча — самый распространенный вариант патологии, приводящий к тяжелым врожденным дефектам внутренних органов.
  • Потеря части плеча хромосомы сопровождается развитием меньшего числа аномалий.
  • Кольцевая хромосома – замкнутая двухцепочечная молекула ДНК, у которой оба конца укорочены и сцеплены друг с другом. В результате подобной трансформации теряется небольшой конечный участок хромосомы. Если делеция затрагивает ключевые гены, развивается синдром Лежена.
  • Мозаицизм – легкий вариант мутации, встречающийся крайне редко. Ребенок получает от родителей нормальные хромосомы. Их структурные изменения происходят после образования зиготы. При этом большинство клеток имеет нормальный геном, а их меньшая часть – набор генов, характерный для СКК. У больных детей имеется меньше врожденных аномалий: их физическое развитие остается нормальным, внутренние органы функционируют полноценно, но имеется выраженное снижение интеллекта.

Причины образования структурного дефекта пятой хромосомы в настоящее время до конца не определены. Считается, что их огромное количество, и ни одна из них не является главной. На развитие патологии оказывает влияние совокупность факторов внешней среды, которые повреждают яйцеклетки и сперматозоиды или нарушают процесс деления зиготы.

Факторы, провоцирующие развитие синдрома:

  1. возраст матери,
  2. вредные привычки,
  3. наркотики,
  4. влияние медикаментов,
  5. инфекционные заболевания беременных — цитомегаловирусы, герпес-вирусы,
  6. ионизирующее излучение,
  7. неблагоприятные условия среды,
  8. воздействие химикатов и иных токсинов,
  9. оперативные вмешательства при беременности.

Имеет место генетический фактор, когда патологии кариотипа наблюдаются у родителей. Если в семье имеется ребенок с СКК, то вероятность повторного рождения малыша с аналогичной аномалией повышается.

Симптоматика

Новорожденные с СКК появляются на свет с пренатальной гипотрофией – недостаточной массой тела. Их внутренние органы и системы не до конца сформированы. При этом рождаются такие дети чаще всего в положенный срок. Беременность протекает хорошо, патологических процессов при ней не наблюдается.

внешние признаки синдрома кошачьего крика

внешние признаки синдрома кошачьего крика

Клиника синдрома кошачьего крика:

  • Характерный плач ребенка обусловлен дефектом гортани, который формируется внутриутробно. Специфический крик на высоких тонах напоминает кошачье мяуканье. У больных детей размеры надгортанника намного меньше, чем у здоровых, дыхательные пути сужены, хрящевая ткань более мягкая, имеются складки на слизистой оболочке гортани. Изменение тембра голоса — основной симптом патологии, который присущ каждому больному. Это патономоничный признак, который исчезает к концу первого или второго года жизни.
  • У 85% новорожденных наблюдается микроцефалия. Маленькая голова новорожденных вытягивается в продольном направлении. Краниометрия подтверждает наличие данной аномалии. У больных с микроцефалией в будущем прогрессирует умственная отсталость.
  • У некоторых новорожденных встречается антимонголоидный разрез глаз. Узкие глазные щели имеют опущенные внешние и приподнятые внутренние уголки. Больные с СКК страдают страбизмом, астигматизмом, снижением остроты зрения, катарактой, близорукостью. Для новорожденных с СКК характерно наличие гипертелоризма, депигментированной сетчатки и эпикантуса.
  • Дефекты слухового анализатора проявляются низким расположением ушных раковин, патологически мягкой хрящевой тканью, образованием небольших плотных узелков вокруг ушей. У больных орган слуха имеет маленький размер и суженный слуховой проход.
  • Микрогения или микрогнатия – гипоплазия костей нижней челюсти с втянутостью подбородка. При двусторонней микрогнатии уменьшенная нижняя челюсть остается симметричной, а между зубами образуются широкие промежутки. При односторонней микрогнатии недоразвита только одна из ветвей нижней челюсти, что делает лицо несимметричным. Данный признак нарушает нормальный процесс грудного вскармливания. Сосательный рефлекс быстро угасает.
  • Низкая масса тела характерная практически для всех новорожденных с СКК. В среднем их вес при рождении не превышает 2500 грамм.
  • Синдактилия — неполное или полное сращение двух или более пальцев кисти или стопы. Обычно они соединены кожной перепонкой, которую легко рассекают во время операции. Если сращена костная ткань, исправить ситуацию намного сложнее. Клинодактилия – искривление пальцев или искажение их положения относительно оси конечности, не позволяющее полностью согнуть или разогнуть кисть.
  • Косолапость – порок развития костно-суставного аппарата, при котором стопа сильно отклоняется внутрь по отношению к голени. Дети, имеющие такой дефект, поздно начинают ходить. Поражение костно-мышечной системы проявляется вывихом бедра, развитием сколиоза, плоскостопия, паховыми или пупочными грыжами.
  • Патология дыхательной системы у больных детей проявляется частыми простудными заболеваниями, высоким риском развития пневмоний, которые нередко заканчиваются летальным исходом.
  • Врожденные пороки сердца и сосудов – открытый артериальный поток, ДМПП, ДМПЖ, тетрада Фалло, количественное и структурное изменение сосудов, приводящее к дисциркуляторным нарушениям и развитию сердечной недостаточности. У детей синеет кожа, возникает слабость, одышка, усиливается сердцебиение, колеблется давление, возможны обмороки. Врожденные пороки сердца — основная причина летального исхода при СКК.
  • Аномалии почек – гидронефроз, атрофия почечной ткани, подковообразная форма почек.
  • Гипоспадия – патологическое развитие полового члена, когда внешнее отверстие уретры открывается не на головке полового органа, а на его стволе. Больные дети испытывают трудности при мочеиспускании, которое становится болезненным или полностью невозможным.
  • Врожденные дефекты пищеварительного тракта — сужение или полное закрытие просвета пищеварительной трубки на всем ее протяжении. У больных нарушается процесс глотания и переваривания пищи, возникает задержка кала, рвота, пропадает аппетит, больные резко худеют. Нарушение нервной регуляции кишечника проявляется запорами.
  • К прочим признакам синдрома относятся: готическое небо, нарушение глотания, гиперсаливация, расщепление язычка, плоская спинка носа, расщелина неба, шумное дыхание, цианоз, аномальный прикус.
Читайте также:  Синдром рассеянного внимания у ребенка лечение

Дети с СКК отстают в умственном и физическом развитии от своих сверстников. У них чаще развиваются офтальмологические патологии, снижается тонус мышц, нарушается координация движений, часто возникают перепады настроения: плач беспричинно сменяется истеричным хохотом. В коллективе дети агрессивны и чрезмерно активны. У больных развивается имбецильность или олигофрения. У них появляются проблемы с речью, снижается способность к обучению. Больные дети не могут освоить обычную школьную программу, учатся на дому или в спецшколах.

Кариотип больного с синдрома кошачьего крика

У больных лицевые кости намного шире черепных, что придает лицу характерную форму — лунообразную. Нарушение осанки и короткая шея также являются типичными признаками синдрома. Дискоординация движений, неустойчивая походка, частые падения обусловлены гипоплазией мозжечка.

Дети с синдромом кошачьего крика рано погибают от врожденных пороков внутренних органов. Лишь 10% больных умирает в возрасте 12-15 лет, и только единицы переживают 50-летний рубеж. У лиц с СКК репродуктивная функция полностью сохраняется, несмотря на развитие у женщин двурогой матки, а у мужчин – гипотрофии или атрофии яичек.

Диагностика

Чтобы правильно диагностировать любое заболевание, в том числе хромосомное, необходимо тщательно обследовать больного. Специалисты собирают семейный или наследственный анамнез, проводят кариотипирование супругов, пренатальный скрининг и инвазивные процедуры.

В центрах пренатальной диагностики выявляют женщин с высоким риском появления на свет детей с врожденными аномалиями. С помощью целого ряда диагностических мероприятий, проводимых на дородовом этапе, можно выявить различные хромосомные аномалии плода в самом начале беременности.

Методы пренатальной диагностики:

  1. Кариотипирование родителей – выделение клеток, изучение их ядра, окрашивание материала и микроскопическое изучение хромосом. Нормальный женский кариотип — 46 ХХ, мужской — 46 ХУ. При наличии каких-либо отклонений у родителей шансы родить больного ребенка возрастают во много раз.
  2. УЗИ-признаки генетических патологий плода – увеличение воротниковой зоны, недостаток или избыток околоплодных вод, ВПС, короткоголовость, непроходимость кишечника. При наличии данных признаков плод с СКК погибает до рождения.
  3. В крови у беременных определяют количество хорионического гонадотропина, протеина А, эстриола, альфа-фетопротеина.
  4. Кариотип больного с синдрома кошачьего крика

    делеция небольшого участка хромосомы у ребенка

    Кордоцентез — исследование пупочной крови плода, позволяющее на 100% подтвердить или исключить заболевания, при которых изменяется количество или структура хромосом.

  5. Исследование околоплодных вод на хромосомные и генетические заболевания плода начинается с пункции амниотической оболочки, забора материала и его последующего исследования.
  6. Хорионбиопсия — метод пренатальной диагностики, заключающийся в получении ворсин хориона и исследовании биоматериала. Проводят этот пренатальный тест с 10 по 12 неделю беременности.
Читайте также:  Ребенок с синдромом эдвардса форум

Все инвазивные методики проводят специальными тонкими иглами под контролем УЗИ. Данные анализы показаны женщинам в возрасте старше 30 лет или имеющим в семейном анамнезе хромосомные заболевания.

Послеродовая диагностика:

  • Всех новорожденных с признаками СКК сразу после рождения обследуют неонатологи и врачи-педиатры.
  • Данные кардиограммы и эхокардиографического исследования позволяют выявить врожденные пороки сердца.
  • Рентгенографическое или ультразвуковое исследование необходимо для обнаружения патологий ЖКТ, почек.
  • Чтобы диагностировать заболевание, у новорожденного берут мочу и кровь на анализы.
  • Проводят цитогенетическое исследование хромосомного набора пациента.
  • Новорожденным показана консультация специалистов в области детской кардиологии, офтальмологии, урологии, ортопедии и других узких областях медицины.

Лечебные мероприятия

Синдром Лежена — редкая наследственная болезнь, которая в настоящее время все еще остается неизлечимой. Больным показана симптоматическая терапия, общеукрепляющий и тонизирующий массаж, физическая культура, физиотерапевтические процедуры, логопедическая помощь, занятия с дефектологами, сеансы психотерапии.

Кариотип больного с синдрома кошачьего крика

При наличии врожденных пороков сердца, почек или других внутренних органов больным требуется хирургическое вмешательств. Таких пациентов направляют на консультацию к хирургам, которые проведут дополнительное обследование и сделают операцию.

Профилактические мероприятия синдрома:

  • Полное обследование лиц, желающих стать родителями,
  • Исключение негативного воздействия факторов внешней среды на организм беременной женщины,
  • Прохождение цитогенетического обследования для исключения носительства патологии.

Прогноз патологии неблагоприятный. Больные дети практически не доживают до 10 лет. Обычно они умирают в первые годы жизни от сопутствующих недугов — пороков сердца, почек или других органов. Медицине известны единичные случаи, когда пациенты с СКК умирали после 40−50 лет. Продолжительность жизни больных определяется степенью повреждения хромосомы, уровнем ухода, образом жизни, своевременностью и качеством медицинской помощи. При правильном лечении и адекватном обучении дети могут научиться писать, читать и выполнять простые задания.

СКК – редкое, но опасное заболевание, которое лучше предотвратить, поскольку вылечить его невозможно. Беременные женщины должны заботиться о себе и своем будущем ребенке, не пить, не курить, правильно питаться, вести здоровый образ жизни. Если у ребенка были обнаружены врожденные аномалиями, ему требуется особый уход, забота и повышенное внимание.

Видео: ТВ-шоу о синдроме кошачьего крика

Источник

Ãëàâíûå ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà «êîøà÷èé êðèê», êàðèîòèï áîëüíîãî. Ñèìïòîìû, ôåíîòèïè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà. Äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèÿ, ëå÷åíèå. Ïðîãíîç è ïðîôèëàêòèêà. Âðîæäåííûå ïîðîêè ñåðäöà ïðè ñèíäðîìå. Ñðåäíÿÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè áîëüíûõ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÃÁÎÓ ÂÏÎ «Ñìîëåíñêàÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ ìåäèöèíñêàÿ àêàäåìèÿ» Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

Êàôåäðà áèîëîãèè

Ðåôåðàò ïî òåìå:

Ñèíäðîì «êîøà÷èé êðèê»: êàðèîòèï è ôåíîòèïè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà

ã. Ñìîëåíñê 2014

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ïðè÷èíû ñèíäðîìà. Êàðèîòèï áîëüíîãî

2. Ñèìïòîìû. Ôåíîòèïè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà

3. Äèàãíîñòèêà ñèíäðîìà «êîøà÷üåãî êðèêà»

4. Ëå÷åíèå

5. Ïðîãíîç è ïðîôèëàêòèêà

Èñòî÷íèêè

Ââåäåíèå

Ñèíäðîì «êîøà÷üåãî êðèêà» (ñèíäðîì Ëåæåíà) — ÷àñòè÷íàÿ ìîíîñîìèÿ, ñâÿçàííàÿ ñ íàðóøåíèåì ñòðóêòóðû êîðîòêîãî ïëå÷à 5-îé õðîìîñîìû (ïîòåðåé îò 1/3 äî 1/2 åãî äëèíû, ðåæå — ïîëíîé óòðàòîé êîðîòêîãî ïëå÷à). Ñèíäðîì «êîøà÷üåãî êðèêà» îòíîñèòñÿ ê ÷èñëó ðåäêèõ õðîìîñîìíûõ çàáîëåâàíèé ñ ïîïóëÿöèîííîé ÷àñòîòîé 1:45-50 òûñ.

Ñðåäè íîâîðîæäåííûõ ñ ñèíäðîìîì «êîøà÷üåãî êðèêà» îòìå÷àåòñÿ ïðåîáëàäàíèå äåâî÷åê íàä ìàëü÷èêàìè â ñîîòíîøåíèè 4:3.

Çàáîëåâàíèå áûëî îïèñàíî â 1963 ã. ôðàíöóçñêèì ãåíåòèêîì è ïåäèàòðîì Æ. Ëåæåíîì è ïî àâòîðó ïîëó÷èëî íàçâàíèå «ñèíäðîì Ëåæåíà». Îäíàêî â ëèòåðàòóðå çà äàííîé ïàòîëîãèåé çàêðåïèëîñü îáðàçíîå íàçâàíèå, ñâÿçàííîå ñî ñïåöèôè÷åñêèì ïðèçíàêîì — ïëà÷åì íîâîðîæäåííûõ, íàïîìèíàþùèì êîøà÷èé êðèê.

1. Ïðè÷èíû ñèíäðîìà. Êàðèîòèï áîëüíîãî

Ðàçâèòèå ñèíäðîìà «êîøà÷üåãî êðèêà» ñâÿçàíî ñ ïîòåðåé ôðàãìåíòà 5-îé õðîìîñîìû, à, ñëåäîâàòåëüíî, ãåíåòè÷åñêîé èíôîðìàöèè, õðàíÿùåéñÿ íà ýòîì ó÷àñòêå.  85-90% ñëó÷àåâ äåëåöèÿ êîðîòêîãî ïëå÷à îáðàçóåòñÿ â ðåçóëüòàòå ñëó÷àéíîé ìóòàöèè, â 10-15% íàñëåäóåòñÿ îò ðîäèòåëåé, ÿâëÿþùèõñÿ íîñèòåëÿìè ñáàëàíñèðîâàííîé òðàíñëîêàöèè.

Íàèáîëåå ÷àñòûìè öèòîãåíåòè÷åñêèìè âàðèàíòàìè õðîìîñîìíîé àáåððàöèè ñëóæàò óòðàòà îäíîé òðåòè èëè ïîëîâèíû äëèíû êîðîòêîãî ïëå÷à 5-îé õðîìîñîìû. Ïîòåðÿ ìåíüøåãî ó÷àñòêà èëè âñåãî ïëå÷à âñòðå÷àåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî ðåäêî. Ïðè ýòîì äëÿ ñòåïåíè âûðàæåííîñòè êëèíè÷åñêîé êàðòèíû ñèíäðîìà «êîøà÷üåãî êðèêà» âàæåí íå ðàçìåð óòåðÿííîãî ôðàãìåíòà, à îòñóòñòâèå êîíêðåòíîãî ó÷àñòêà õðîìîñîìû. Òàê, ïðè ïîòåðå íåáîëüøîãî ó÷àñòêà õðîìîñîìû â îáëàñòè 5p15.2 ðàçâèâàþòñÿ âñå êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè ñèíäðîìà, êðîìå êîøà÷üåãî êðèêà; êðèòè÷åñêèì äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ õàðàêòåðíîãî êðèêà ÿâëÿåòñÿ âûïàäåíèå ó÷àñòêà õðîìîñîìû â îáëàñòè 5p15.3.

Íàðÿäó ñ ïðîñòîé äåëåöèåé, ìîãóò âñòðå÷àòüñÿ äðóãèå öèòîãåíåòè÷åñêèå âàðèàöèè ñèíäðîìà «êîøà÷üåãî êðèêà»: ìîçàèöèçì, êîëüöåâàÿ 5-ÿ õðîìîñîìà ñ äåëåöèåé ó÷àñòêà êîðîòêîãî ïëå÷à, ðåöèïðîêíàÿ òðàíñëîêàöèÿ êîðîòêîãî ïëå÷à 5-îé õðîìîñîìû íà äðóãóþ õðîìîñîìó.

Íåïîñðåäñòâåííîé ïðè÷èíîé ìóòàöèè ìîãóò âûñòóïàòü ðàçëè÷íûå ïîâðåæäàþùèå ôàêòîðû, âîçäåéñòâóþùèå íà ïîëîâûå êëåòêè ðîäèòåëåé ëèáî íà çèãîòó (àëêîãîëü, êóðåíèå, íàðêîòè÷åñêèå âåùåñòâà, èîíèçèðóþùàÿ ðàäèàöèÿ, ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû, õèìèêàòû è ïð.). Âåðîÿòíîñòü ïîÿâëåíèÿ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì «êîøà÷üåãî êðèêà» âûøå â ñåìüÿõ, ãäå óæå ðîæäàëèñü äåòè ñ ïîäîáíûì çàáîëåâàíèåì.

Читайте также:  Дифференциальная диагностика синдрома боли в животе у детей

2. Ñèìïòîìû. Ôåíîòèïè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà

Íîâîðîæäåííûå ñ ñèíäðîìîì «êîøà÷üåãî êðèêà», êàê ïðàâèëî, ðîæäàþòñÿ äîíîøåííûìè, íî ñ íåáîëüøîé ïðåíàòàëüíîé ãèïîòðîôèåé (ñðåäíÿÿ ìàññà ïðè ðîæäåíèè îêîëî 2500 ã). Áåðåìåííîñòü ó ìàòåðè ìîæåò ïðîòåêàòü àáñîëþòíî íîðìàëüíî èëè ñîïðîâîæäàòüñÿ óãðîçîé ñàìîïðîèçâîëüíîãî ïðåðûâàíèÿ íå ÷àùå, ÷åì â ïîïóëÿöèè. Íàèáîëåå ïàòîãíîìîíè÷íûì ðàííèì ïðèçíàêîì ñèíäðîìà ÿâëÿåòñÿ ïëà÷ ðåáåíêà, êîòîðûé íàïîìèíàåò ìÿóêàíüå êîøêè. Âûñîêîå è ïðîíçèòåëüíîå çâó÷àíèå äåòñêîãî êðèêà îáóñëîâëåíî àíàòîìè÷åñêèìè îñîáåííîñòÿìè ñòðîåíèÿ ãîðòàíè ïðè äàííîì ñèíäðîìå — óçîñòüþ åå ïðîñâåòà, íåáîëüøèì íàäãîðòàííèêîì, íåîáû÷íîé ñêëàä÷àòîñòüþ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ìÿãêîé êîíñèñòåíöèåé õðÿùåé. Íåêîòîðûå àâòîðû ñ÷èòàþò, ÷òî ñïåöèôè÷åñêèé êðèê èìååò öåíòðàëüíîå ïðîèñõîæäåíèå è íå ñâÿçàí ñ íåäîðàçâèòèåì ãîðòàíè. Ïðèìåðíî ó òðåòè äåòåé «êîøà÷èé êðèê» èñ÷åçàåò ê 2-ì ãîäàì, ó îñòàëüíûõ îñòàåòñÿ íà âñþ æèçíü.

Ôåíîòèï äåòåé ñ ñèíäðîìîì «êîøà÷üåãî êðèêà» îòëè÷àåòñÿ ïðåîáëàäàíèåì ëèöåâîé ÷àñòè ÷åðåïà íàä ìîçãîâîé, ëóíîîáðàçíûì ëèöîì, ãèïåðòåëîðèçìîì, àíòèìîíãîëîèäíûì ðàçðåçîì ãëàç, ýïèêàíòîì, äåôîðìàöèåé óøíûõ ðàêîâèí, ïëîñêîé ñïèíêîé íîñà, êîðîòêîé øååé ñ êðûëîâèäíûìè ñêëàäêàìè. Ïðè îáñëåäîâàíèè ó äåòåé âûÿâëÿåòñÿ ìèêðîöåôàëèÿ, ìûøå÷íàÿ ãèïîòîíèÿ, ñíèæåíèå ðåôëåêñîâ, íàðóøåíèå ñîñàíèÿ è ãëîòàíèÿ.  íåîíàòàëüíîì ïåðèîäå ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ èíñïèðàòîðíûé ñòðèäîð è öèàíîç.

Äðóãèå êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà «êîøà÷üåãî êðèêà» ìîãóò çíà÷èòåëüíî âàðüèðîâàòüñÿ ïî ñâîåìó ñî÷åòàíèþ ó îòäåëüíûõ áîëüíûõ. Ñî ñòîðîíû çðèòåëüíîé ñèñòåìû íåðåäêî îáíàðóæèâàåòñÿ âðîæäåííàÿ êàòàðàêòà, áëèçîðóêîñòü, êîñîãëàçèå, àòðîôèÿ çðèòåëüíîãî íåðâà. Èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû êîñòíî-ìûøå÷íîé ñèñòåìû ïðîÿâëÿþòñÿ ñèíäàêòèëèåé ñòîï, âðîæäåííûì âûâèõîì áåäðà, êîñîëàïîñòüþ, ïëîñêîñòîïèåì, êëèíîäàêòèëèåé V ïàëüöà êèñòè, ñêîëèîçîì, äèàñòàçîì ïðÿìûõ ìûøö æèâîòà, ïàõîâûìè è ïóïî÷íûìè ãðûæàìè. ×àñòûìè ñïóòíèêàìè ñèíäðîìà «êîøà÷üåãî êðèêà» ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ïðèêóñà, «ãîòè÷åñêîå» í¸áî, ìèêðîãåíèÿ, ðàñùåëèíû í¸áà è âåðõíåé ãóáû, ðàñùåïëåíèå ÿçû÷êà. Ó ìíîãèõ ïàöèåíòîâ íàáëþäàþòñÿ âðîæäåííûå ïîðîêè ñåðäöà (ÄÌÆÏ, ÄÌÏÏ, îòêðûòûé àðòåðèàëüíûé ïîòîê, òåòðàäà Ôàëëî), ïîðîêè ðàçâèòèÿ ïî÷åê (ãèäðîíåôðîç, ïîäêîâîîáðàçíàÿ ïî÷êà), êðèïòîðõèçì, ãèïîñïàäèÿ. Ðåæå îòìå÷àåòñÿ ìåãàêîëîí, çàïîðû, êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü. Äåðìàòîãëèôè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ñèíäðîìà «êîøà÷üåãî êðèêà» ìîãóò ñëóæèòü îäíà ëàäîííàÿ ñêëàäêà, ïîïåðå÷íûå ñêëàäêè ñãèáàíèÿ è äð.

Ïîâåäåíèå äåòåé õàðàêòåðèçóåòñÿ ãèïåðàêòèâíîñòüþ, îäíîîáðàçíûìè äâèæåíèÿìè, ñêëîííîñòüþ ê àãðåññèè è èñòåðèêàì. Äåòÿì ñ ñèíäðîìîì «êîøà÷üåãî êðèêà» ñâîéñòâåííà ãëóáîêàÿ óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü â ñòåïåíè èìáåöèëüíîñòè è èäèîòèè, ãðóáîå ñèñòåìíîå íåäîðàçâèòèå ðå÷è, âûðàæåííîå îòñòàâàíèå â ìîòîðíîì è ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè.

Ïîëîâàÿ è ðåïðîäóêòèâíàÿ ôóíêöèè ó ëèö ñ ñèíäðîìîì «êîøà÷üåãî êðèêà» îáû÷íî íå ñòðàäàþò. Èíîãäà ó æåíùèí âûÿâëÿåòñÿ äâóðîãàÿ ìàòêà, ó ìóæ÷èí — óìåíüøåíèå ðàçìåðîâ òåñòèêóë, îäíàêî ñïåðìàòîãåíåç ñóùåñòâåííî íå íàðóøåí, êàê, íàïðèìåð, ïðè ñèíäðîìå Êëàéíôåëüòåðà.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè áîëüíûõ ñ ñèíäðîìîì «êîøà÷üåãî êðèêà» çíà÷èòåëüíî óêîðî÷åíà; áîëüøàÿ ÷àñòü äåòåé ïîãèáàåò â ïåðâûé ãîä æèçíè èç-çà ñîïóòñòâóþùèõ ïîðîêîâ è èõ îñëîæíåíèé (÷àùå îò ñåðäå÷íîé è ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè). Ëèøü îêîëî 10% äîæèâàþò äî ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà, õîòÿ èìåþòñÿ îòäåëüíûå ñîîáùåíèÿ î áîëüíûõ, äîñòèãøèõ 50 ëåò.

3. Äèàãíîñòèêà ñèíäðîìà «êîøà÷üåãî êðèêà»

Åñëè â ñåìüå óæå èìåëèñü ñëó÷àè õðîìîñîìíûõ çàáîëåâàíèé, åùå íà ýòàïå ïëàíèðîâàíèÿ áåðåìåííîñòè áóäóùèì ðîäèòåëÿì ðåêîìåíäóåòñÿ ïîñåòèòü ãåíåòèêà è ïðîéòè ãåíåòè÷åñêîå òåñòèðîâàíèå.  ïðîöåññå áåðåìåííîñòè íàëè÷èå ó ïëîäà ñèíäðîìà «êîøà÷üåãî êðèêà» ìîæåò áûòü çàïîäîçðåíî íà îñíîâàíèè ðåçóëüòàòîâ óëüòðàçâóêîâîãî ïðåíàòàëüíîãî ñêðèíèíãà.  ýòîì ñëó÷àå äëÿ îêîí÷àòåëüíîãî ïîäòâåðæäåíèÿ õðîìîñîìíîé àíîìàëèè ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîâåäåíèå èíâàçèâíîé ïðåíàòàëüíîé äèàãíîñòèêè (àìíèîöåíòåçà, áèîïñèè âîðñèí õîðèîíà èëè êîðäîöåíòåçà) è íåïîñðåäñòâåííîãî àíàëèçà ãåíåòè÷åñêîãî ìàòåðèàëà ïëîäà.

Ïîñëå ðîæäåíèÿ ïðåäâàðèòåëüíûé äèàãíîç ñèíäðîìà «êîøà÷üåãî êðèêà» óñòàíàâëèâàåòñÿ íåîíàòîëîãîì íà îñíîâàíèè òèïè÷íûõ äèàãíîñòè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ (õàðàêòåðíîãî ïëà÷à, ôåíîòèïè÷åñêèõ ÷åðò, ìíîæåñòâåííûõ ñòèãì äèçýìáðèîãåíåçà). Äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ õðîìîñîìíîé ïàòîëîãèè ïðîâîäèòñÿ öèòîãåíåòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå.

Ó÷èòûâàÿ íàëè÷èå ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì «êîøà÷üåãî êðèêà» ìíîæåñòâåííûõ àíîìàëèé ðàçâèòèÿ, íåîáõîäèìî, ÷òîáû â ïåðâûå äíè æèçíè íîâîðîæäåííûå áûëè îñìîòðåíû äåòñêèì êàðäèîëîãîì, äåòñêèì îôòàëüìîëîãîì, äåòñêèì óðîëîãîì, äåòñêèì îðòîïåäîì è äðóãèìè ñïåöèàëèñòàìè.

4. Ëå÷åíèå

Ñïåöèôè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ äàííîãî õðîìîñîìíîãî çàáîëåâàíèÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ íå ñóùåñòâóåò. Äëÿ ñòèìóëÿöèè ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ ïîä íàáëþäåíèåì äåòñêîãî íåâðîëîãà ïðîâîäÿòñÿ êóðñû ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè, ìàññàæà, ËÔÊ. Äåòè ñ ñèíäðîìîì «êîøà÷üåãî êðèêà» íóæäàþòñÿ â ïîìîùè ïñèõîëîãîâ, äåôåêòîëîãîâ, ëîãîïåäîâ.

Âðîæäåííûå ïîðîêè ñåðäöà ïðè ñèíäðîìå «êîøà÷üåãî êðèêà» ÷àñòî òðåáóþò õèðóðãè÷åñêîé êîððåêöèè, ïîýòîìó äåòÿì íåîáõîäèìà êîíñóëüòàöèÿ êàðäèîõèðóðãà, ïðîâåäåíèå ÝõîÊàè äðóãèõ íåîáõîäèìûõ èññëåäîâàíèé.

Äåòè ñ ïàòîëîãèåé ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåìû äîëæíû íàõîäèòüñÿ ïîä íàáëþäåíèåì äåòñêîãî íåôðîëîãà è ïåðèîäè÷åñêè ïðîõîäèòü êîìïëåêñ íåîáõîäèìûõ îáñëåäîâàíèé (ÓÇÈ ïî÷åê, îáùèé àíàëèç ìî÷è, áèîõèìè÷åñêîå èññëåäîâàíèå êðîâè è ìî÷è è äð.).

êîøà÷èé êðèê ñèìïòîì ñèíäðîì

5. Ïðîãíîç è ïðîôèëàêòèêà

Íà ïðîäîëæèòåëüíîñòü è êà÷åñòâî æèçíè áîëüíûõ âëèÿåò òÿæåñòü ñàìîãî ñèíäðîìà è ñîïóòñòâóþùèõ âðîæäåííûõ ïîðîêîâ, óðîâåíü îêàçàíèÿ ìåäèöèíñêîé è ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè.  öåëîì äîëãîâðåìåííûé ïðîãíîç íåáëàãîïðèÿòíûé. Ïðè ñïåöèàëüíîì îáó÷åíèè äåòè èìåþò ñëîâàðíûé çàïàñ, äîñòàòî÷íûé äëÿ áûòîâîãî îáùåíèÿ, îäíàêî ïî óðîâíþ ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ îáû÷íî íå ïîäíèìàþòñÿ âûøå äîøêîëüíèêîâ.

Ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà «êîøà÷üåãî êðèêà» çàêëþ÷àåòñÿ â òùàòåëüíîé ïîäãîòîâêå ê áåðåìåííîñòè è èñêëþ÷åíèè âîçìîæíûõ íåáëàãîïðèÿòíûõ âîçäåéñòâèé íà îðãàíèçì ðîäèòåëåé åùå çàäîëãî äî çà÷àòèÿ. Ïðè ðîæäåíèè â ñåìüå ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì «êîøà÷üåãî êðèêà», ðîäèòåëè â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå äîëæíû ïðîéòè öèòîãåíåòè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå äëÿ èñêëþ÷åíèÿ íîñèòåëüñòâà ðåöèïðîêíîé ñáàëàíñèðîâàííîé òðàíñëîêàöèè.

Èñòî÷íèêè

1. Áèîëîãèÿ: ó÷åáíèê â 2ò. Ïîä ðåä. Â.Í. ßðûãèíà. — Ì.; ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà 2013.-Ò1.

2. Ìåäèöèíñêèé ñïðàâî÷íèê: ñèìïòîìû è ñèíäðîìû. Ïîä ðåä. Å.Þ. Õðàìîâîé, Â.À. Ïëèñîâà, — Âå÷å.- 2010ã

3. https://ru.wikipedia.org/

4. https://www.medicus.ru/psyhiatry/patient/sindrom-koshachego-krika

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник